Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МОНГОЛИЯ / ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИМИДЖ / "МЯГКАЯ СИЛА"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семедов Семед Абакаевич, Магаррамов Магаррам Джабраилович

Российско-монгольские отношения на современном этапе носят позитивный взаимовыгодный характер. Монгольская внешнеполитическая концепция «третий сосед» демонстрирует желание активно развивать всесторонние отношения с внерегиональными участниками международных отношений, что отнюдь не является показателем снижения уровня двусторонних отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Семедов Семед Абакаевич, Магаррамов Магаррам Джабраилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-MONGOLIAN RELATIONS IN THE EPOCH OF GLOBALIZATION

Modern Russian-Mongolian relations have a positive and mutually beneficial character. The Mongolian international concept of the “third neighbour” demonstrates its wish to actively develop extensive relations with extra-regional actors in international relations that by no means indicates the decline in the level of bilateral relations.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2021_9_81 УДК 327.8. (470+571) + (517.3)

Российско-монгольские отношения в эпоху глобализации

Семед СЕМЕДОВ Магаррам МАГАРРАМОВ

Российско-монгольские отношения на протяжении всей истории двусторонних отношений характеризуются стабильностью и поступательным развитием при отсутствии конфронтации. В новых условиях глобализирующегося мира с несколькими центрами силы Монголия и Россия продолжают придерживаться принципов невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия, взаимной выгоды и уважения интересов сторон. Современные мегатренды глобального развития (в первую очередь ускорение международных политических процессов - «сжатие времени», ориентализация, глобализация, полицентрализация мира и т. д.), «глобальные волны демократизации», глобальные проблемы и вызовы оказывают существенное влияние на двусторонние российско-монгольские отношения.

СЕМЕДОВ Семед Абакаевич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой международного сотрудничества Института управления и регионального развития РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. SPIN-код: 7949-7826, E-mail: sa-semed@mail.ru

МАГАРРАМОВ Магаррам Джабраилович - доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований (РЦЭИ) Дагестанского федерального исследовательского центра (ДФИЦ) РАН. E-mail: m.magarram@gmail.com

Ключевые слова: Россия, Монголия, двусторонние отношения, историческая память, имидж, «мягкая сила».

Международные отношения воздействуют на интенсивность (скорость, глубина) глобализации, изменение международного климата (во многом это радикализация). Безусловно, пандемия COVID-19 существенно замедлила и затормозила многие политические, экономические, военные, культурные, спортивные, образовательные и научные взаимоотношения между нашими государствами и народами.

Несмотря на важность «внешнего контекста», внешней среды, необходимо констатировать, что во многом двусторонние отношения Монголии и России зависят от позиций и действий самих стран.

Характеризуя современную геополитическую реальность и мировой порядок, В. В. Путин на «Давосе-2021» отметил: «Очевидно, что эпоха, связанная с попытками выстроить централизованный, однополярный миропорядок, эта эпоха завершилась. Собственно, она и не начиналась. Была предпринята только попытка в этом направлении. Но и это уже прошло. Подобная монополия просто по своей природе противоречила культурной, исторической многоликости нашей цивилизации. Реальность такова, что в мире сформировались, заявили о себе действительно разные центры развития, со своими самобытными моделями, политическими системами, общественными институтами. И сегодня крайне важно выстроить механизмы согласования их интересов, чтобы многообразие, естественная конкуренция полюсов развития не обернулись анархией, чередой затяжных конфликтов. Для этого, в том числе, нам предстоит заняться укреплением и развитием универсальных институтов, на которых лежит особая ответственность за обеспечение стабильности и безопасности в мире, за выработку правил поведения и в глобальной экономике, в торговле...» [ 1].

Общий вектор отношений между Монголией и Россией на всём протяжении нашей истории за последние 100 лет позитивный [2 ]. Рассматривая российско-монгольские отношения, необходимо выделить несколько аспектов:

- политический;

- экономический;

- исторический;

- культурологический.

Правовой основой российско-монгольских отношений являются более 150 межгосударственных договоров.

Международно-правовое сотрудничество наших стран начинается с Соглашения 1921 г. между Правительством РСФСР и Народным правительством Монголии об установлении дружественных отношений между странами.

Этот самый первый международный договор заложил основу всестороннего сотрудничества Монголии и России.

За период 1924-1936 гг. были заключены девять двусторонних договоров между нашими странами.

1 Выступление В. В. Путина на форуме в Давосе 27 ноября 2020 г. // URL: https://www. vesti.ru/article/2515983

2 Российско-монгольские отношения: от истоков до современности. Материалы конференции // Обозреватель-Observer. 2021. № 4.

Через 10 лет было решено заключить новый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи.

За период 1948-1960 гг. было подписано десять двусторонних договоров.

После распада мировой социалистической системы правовой основой взаимоотношений между нашими странами стал Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве 1993 г. Как его развитие следует рассматривать Московскую (ноябрь 2000 г.) и Улан-Баторскую (декабрь 2006 г.) декларации, а также Декларацию о развитии стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Монголией (август 2009 г.). Важным в этом ряду документом стал новый Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Монголией и Российской Федерацией 2019 г.

Все эти международные документы вывели отношения Монголии и России на новый уровень.

Кроме указанных выше документов следует отметить:

- Межправительственное соглашение об обучении несовершеннолетних в учебных заведениях с дополнительными программами военной подготовки несовершеннолетних (2010 г.);

- Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Российской Федерации о взаимной защите прав интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества (2011 г.);

- Среднесрочную программу развития стратегического партнёрства между Монголией и Россией (2016 г.);

- Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Российской Федерации об условиях грузовых железнодорожных перевозок (2018 г.);

- Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в борьбе с терроризмом (2019 г.);

- Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Российской Федерации о поддержке регионального и приграничного сотрудничества (2019 г.).

К этим соглашениям следует добавить и трёхстороннее Соглашение о создании экономического коридора «Монголия - Россия - Китай».

Договор 2019 г. вывел отношения Монголии и России на новый уровень всеобъемлющего стратегического партнёрства. Документ открывает новые возможности для сотрудничества по самым разным направлениям.

По итогам последних официальных переговоров заключены соглашения в различных областях:

- Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом;

- Межправительственное соглашение о содействии межрегиональному и приграничному сотрудничеству;

- Протокол о возобновлении действия Соглашения между Правительством Монголии и Правительством Российской Федерации об оказании Монголии военно-технической помощи на безвозмездной основе;

- Меморандум о взаимопонимании между монгольскими и российскими компаниями «Эрдэ-нэс Монгол» и «Россети»;

- Соглашение о сотрудничестве между монгольской компанией по ценным бумагам «Ди Би Эм Ассет Менежмент» и Фондом прямых инвестиций Российской Федерации.

Кроме того, подписан протокол между Главным таможенным управлением Монголии и Федеральной таможенной службой России о взаимодействии в области обеспечения стабильного функционирования международного автомобильного пункта пропуска на монголо-российской границе Алтанбулаг - Кяхта и план стратегического

сотрудничества между указанными учреждениями двух стран на 2020-2024 гг.

Таким образом, имеется достаточно основательная правовая база для российско-монгольских всесторонних отношений и дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества. Конечно, наличие правовой базы не является гарантией успешности, но открывает большие возможности для двустороннего развития.

Политический аспект. Россия и Монголия не конфликтовали на протяжении всего периода дипломатических отношений. Ни Москва, ни Улан-Батор не обсуждают политические системы друг друга; не являются антагонистами на международном уровне: позиции стран по ключевым проблемам мировой и региональной политики, нового мирового порядка, определении путей и способов разрешения различных международных конфликтов во многом совпадают. Здесь налицо тип «неявного» «ненавязанного» сотрудничества [ 3]. Наши государства - стратегические партнёры [4]. И здесь у России и Монголии есть цель - поднять сотрудничество на более высокий всеобъемлющий уровень. Аналогичный российско-монгольскому договору о стратегическом партнёрстве Улан-Батор подписал и с Китаем ещё в 2014 г. во время визита Си Цзиньпина в Улан-Батор.

С дипломатической точки зрения Монголия показывает, что она имеет равно высокие отношения с обоими соседями - великими державами. «В политическом смысле договор поможет борьбе за мир, за безопасность, поможет решению спорных вопросов в Азии, Корее и других странах мирным путём. Во внешней политике наши интересы очень совпадают» - так охарактеризовал значение договора российский исследователь-монголовед В. Грайворон-ский [4].

Монголия и Россия тесно сотрудничают в рамках международных организаций, проводя «согласование политик». Руководители Монголии и России - Халгмаагийн Баттулга и Владимир Путин - регулярно встречаются.

Наличие протяжённой границы (3,5 тыс. км) даёт возможность налаживания более тесного пограничного сотрудничества, развития торговли, туризма, культурных, спортивных, студенческих и научных связей.

Геополитическая особенность Монголии - наличие сухопутных границ только с двумя государствами - Китаем и Россией - во многом предопределяла и определяет внешнюю политику Улан-Батора. Однако за счёт развития транспорта, виртуализации международных отношений, повышения интенсивности трансграничных перемещений людей, капиталов, товаров компенсируется и минимизируется географи-

3 Milner H. International theories of cooperation among nations: strengths and weaknesses // World Politics. 1992. Vol. 44. № 3.

4 Зачем России Монголия. Интервью с В. Грайворонским // URL: https://www.pravda.ru/ news/world/1432299-mongolia

ческая удалённость страны от «центров мира».

Глобальная экономика, глобальная политика, глобальная культура, глобальное образование, глобальный язык как составные элементы структуры глобального мира вовлекают Монголию в круговорот мировой политики. При этом самым главным и важным положением внешнеполитической стратегии Монголии остаётся защита национальных интересов. В век глобализации и тектонических сдвигов в мировой политике и мировой культуре Монголия не замыкается на сопредельных государствах, а стремится расширить поле для внешнеполитического маневрирования. Она активно развивает экономические, политические, культурные, спортивные, научные, образовательные связи с внерегиональными акторами, включая США, Японию, Республику Корея, Евросоюз, Турцию, Индию и др., которые в официальных документах и научных публикациях получили наименование «третий сосед» [5].

Примером активного включения Монголии в международную жизнь является проведение саммита международной организации «Форум Азия - Европа (АСЕМ)» в Улан-Баторе (лето 2016 г.).

Саммит АСЕМ имел для Монголии исключительно важное значение не только с точки зрения роста политического престижа и влияния страны, закрепления позиций Монголии как связующего

моста между Азией и Европой, но и расширения выгодного экономического сотрудничества с Китаем, Сингапуром, Вьетнамом, Японией и Республикой Корея.

В сфере современных политических отношений между Монголией и Россией достигнут высокий уровень взаимного доверия и понимания, отсутствуют нерешённые политические вопросы.

Некоторые обоснованные обвинения со стороны многих экспертов (как монгольских, так и российских) в том, что «современная Россия просто бросает надёжных преданных партнёров и уходит» [6], мы рассматриваем в контексте того, что на данном этапе своего развития «Россия сосредотачивается» (по М. С. Горчакову).

Спецификой внешней политики Монголии является политика нейтралитета, которая даёт стране возможность выстраивать отношения с великими державами на прочной политической основе. При этом Монголия соблюдает во всём - от политики до идеологии - нейтралитет.

Улан-Батор не пропагандирует ни коммунистическую пропаганду Китая, ни «демократический транзит» Запада. Монголия не вступает ни в какие военно-политические блоки, но при этом участвует в военных учениях как со странами ОДКБ, так и НАТО, и КНР. Военно-техническое сотрудничество Монго-

5 Баасансурэн Б. Монголия в тисках её соседей. Saarbrücken, Deutschland: Lambert Academic Publishing, 2014.

6 Унэнч И. Что Россия может дать Монголии? // Ардчилал таймс. 2019. № 112. 14 июня // URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/07/04/oglooniy-shuudsy-pochemu-rossiysko-mongolskle-otnosheniya-ugasayut

лия проводит также на многосторонней основе.

Монголия не пропагандирует идеологию неоевразийства и евразийской интеграции (ЕАЭС), хотя и не отказывается от сотрудничества со странами ЕАЭС. Улан-Батор намеренно не спешит к членству в Шанхайской организации сотрудничества, довольствуясь статусом наблюдателя, потому что ШОС - это не только экономическая, но и политическая структура.

«Улан-Батор открыт к сотрудничеству абсолютно со всеми, никому не перечит, не противоречит и старается все идеологические потоки и политические проекты свести к общему знаменателю, найдя выверенный баланс сил всех держав, чьё влияние присутствует в регионе. Такая позиция выгодна не только самой Монголии, но и её соседям. Они знают, что Монголия предсказуема и не ввязывается в конфликтные проекты.

Нейтральная Монголия для России - залог минимизации китайского влияния у российских границ. Монголия амортизирует это влияние, переводит его в конструктивное русло. Для КНР Монголия - гарантия минимизации российского влияния. Несложно понять, что без Монголии отношения Пекина и Москвы имели бы более конфликтное течение.

Китай - это конфуцианская страна-цивилизация. Россия - православное государство, с вкраплениями буддизма и ислама, которую называют евразийской цивилизацией. Между ними - буддийская Монголия,

ментально отличающаяся от конфуцианского Китая и евразийской России и законсервировавшая это отличие, переплавив его в то, что называется теперь монгольским национальным характером»[7].

Экономический аспект двусторонних отношений является важным, необходимым и «чувствительным».

Соглашение о создании экономического коридора «Монголия -Россия - Китай», подписанное главами государств (июнь 2016 г., Ташкент), предполагает состыковку Евразийского экономического пространства, китайского «Экономического пояса Шёлковый путь» и монгольского «Степного пути» [8]. Данное соглашение предполагает активизацию приграничных связей, а также реализацию более 30 трёхсторонних инфраструктурных и других инвестиционных проектов. Инициатором трёхстороннего сотрудничества стало монгольское правительство, которое через реализацию проекта «Степной путь» (предполагающего транзитную торговлю) стремится укрепить национальную экономику.

По мнению известного монголоведа В. Гайво-ронского, «существенными препятствиями на пути развития отношений между Монголией и Россией являются: сохранение визового режима; высокие таможенные пошлины на традиционные товары монгольского экспорта в Россию; высокие транспортные тарифы на транзит монгольских товаров по территории России, сложные бюрократические процедуры согласования

7 Назаров О. Чингисхан ушёл в себя // URL: http://www.segodnia.ru/content/191974

8 Голубева А. С. Российско-монгольские отношения на современном этапе развития // Молодой учёный. 2017. № 48.

и оформления деловых сделок; прохождения таможенного контроля. Как следствие, многие монгольские бизнесмены предпочитают иметь дело не с российскими, а с китайскими, японскими и западными компаниями» [9].

Единая энергетическая система двух стран и их интегрированные экономики, международное разделение труда и общий опыт социалистического 70-летнего пути развития и многолетнего общения народов, опыт нахождения в общих интеграционных объединениях разного плана, в том числе экономического характера (СЭВ),- всё это имеет большое значение для дальнейшего развития отношений между государствами.

Особое значение приобретает взаимодействие в формате Монголия - ЕАЭС. Стороны поддерживают усилия двусторонней Рабочей группы по контактам между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и правительством Монголии, направленные на создание условий для облегчения взаимного доступа товаров на рынки Монголии и ЕАЭС, а также возможного заключения соглашения о свободной торговле [8]. Всё это может позволить осуществить плавное интегрирование Монголии в структуры ЕАЭС, что даст импульс экономическому развитию страны, поспособствует привлечению инвестиций не только из России, но и других стран - участников евразийской интеграции, в первую очередь из Казахстана. А для

ЕАЭС это будет хорошим имиджевым ходом.

Для Монголии имеет значение и «та роль геополитического балансира, которую Кремль взял на себя в условиях соперничества между Китаем и Западом. Решения Москвы, скорее всего, окажут существенное воздействие на исход этого соперничества. Тот факт, что Пекин чувствует поддержку Москвы, возможно, придаёт ему смелости и позволит Китаю занять более агрессивную позицию в отношении Соединённых Штатов и их союзников» [ 10].

Монголия, Россия и Китай в последние 5-7 лет уделяют большое внимание всестороннему сотрудничеству в трёхстороннем формате. Механизм трёхстороннего взаимодействия Россия - Монголия - Китай был запущен во время первого саммита лидеров трёх государств (11 сентября 2014 г., Душанбе).

В состав упомянутой Программы создания экономического коридора «Монголия - Россия - Китай» входят 32 проекта, призванных сблизить наши страны в инфраструктурном торгово-экономическом, гуманитарном и туристическом планах. Кроме того, в её рамках проводятся различные мероприятия, имеющие колоссальное значение для развития не только Монголии, но и приграничных регионов России и Китая.

Экономические проблемы продолжают определять политический вектор двусторонних российско-монгольских отношений. При этом

9 Гайворонский В. Монголия: светлые перспективы динамичного развития // РСМД. 2014. 24 января // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mongoliya-svetlye-perspektivy-dinamichnogo-razvitiya

10 Simes D. K. Getting Serious About Russia // The National Interest. February 25, 2021 // URL: https://inosmi.ru/nationalinterest_org

ни в коем случае нельзя умалять значимость геополитических, культурологических, исторических составляющих двустороннего сотрудничества. Известный русский политический и военный деятель Д. А. Милютин отмечал: «Производительность почвы, климат и другие свойства местности определяют собственные средства государства» [11].

Существующий дисбаланс в российско-монгольских экономических отношениях (95% товарооборота составляет импорт из России минеральных продуктов) не должен стать барьером на пути развития всестороннего сотрудничества.

Как заявил советник премьер-министра Монголии Мунхжин Батсумбэр, «нужно работать не только над двусторонним товарооборотом, но и над совместным экспортом наших товаров на рынки третьих стран, например, пользуясь всеобщей системой преференций Евросоюза GSP+ или тем, что у Монголии есть соглашение о свободной торговле с Японией» [12].

В то же время 90% экспорта Монголии приходится на Китай.

Стоит отметить, что Улан-Батор пытается встраиваться в российско-китайские энергетические проекты.

Культурологический аспект двусторонних отношений.

Россия и Монголия относятся к разным цивилизациям, однако у наших стран есть много общего

и совпадающего в исторической памяти.

У нас единая знаковая система (кириллица), что во многом определяет ментальность общества. У нас очень много общих знаковых исторических событий: победа советско-монгольских войск на Халхин-Голе над японскими милитаристами (1939 г.), победа во Второй мировой войне [ 13].

Маршал Г. К. Жуков - герой не только России, но и Монголии.

Монголо-татарский фактор в истории формирования и развития российского государства -один из важнейших, хотя он и облачён усилиями многих поколений российских-советских историков, политологов и философов в мрачно-негативные тона. В этом отношении необходимо пересмотреть как общую концепцию «монголо-татарского ига», так и историко-политологические установки и стереотипы, относящиеся ко всей истории отношений Руси/ России со Степью.

Историческая память наших народов, имеющая много общих элементов (символов, знаков, стереотипов), должна способствовать укреплению дружественных добрососедских отношений между странами.

Министр иностранных дел Монголии Нямцэ-рэнгийн Энхтайван в своей статье в «Российской газете» выразил уверенность в том, что «большое

11 Милютин Д. А. Критические исследования значения военной географии и военной статистики // Русский геополитический сборник. 1997. № 2. С. 47.

12 Мунхжин Батсумбэр. В Монголии хорошо относятся к России // Коммерсант. 2020. 15 мая.

13 Штоль В. В. Боевое братство СССР и МНР в годы Второй мировой войны // Обозрева-тель-0bserver. 2021. № 4.

полотно нужно рассматривать издалека, а значение эпохи понимаешь, оглядываясь назад с расстояния нескольких десятилетий».

Он также отметил социалистический этап истории Монголии как «важный и великий»: «Отбрасывая идеологическую шелуху, в которую оборачивались все деяния времён великого социалистического созидания в Монголии, мы с уверенностью можем сказать, что тогда закладывался фундамент дня сегодняшнего» [14].

Монголия, по данным социологических опросов, относится к странам, где большинство респондентов позитивно настроены к россиянам и России. У России в Монголии высокий позитивный образ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным самого авторитетного в Монголии фонда «Сант Марал», Россия с большим отрывом лидирует среди стран, названных наиболее желательными внешними партнёрами.

Так, в 2016, 2017, 2018 и 2019 гг. на вопрос «Какая из стран является лучшим партнёром для Монголии?» Россию назвали 61,1%, 66,6%, 69,8%, 70,0% соответственно. Для сравнения, Китай получил 1,6%, 0,6%, 0,8%, 2,4%, США - 6,8%, 6,5%, 6,3%, 5,6%, Япония - 6,3%, 7,3%, 5,9%, 7,3%.

Объясняется это прежде всего той исторической ролью, которую сыграла Россия в судьбе Монголии в XX в., в том числе приложила много сил, чтобы Монголия была признана равноправным членом международного сообщества, поддержав её кандидатуру в Организации Объединённых Наций.

Исторически Монголия и Россия развиваются синхронно на протяжении 100 лет: монгольское и российское общества пережили за пять поколений социалистическую революцию, две мировые войны и кардинальную «смену вех» 90-х годов -смену ценностей, сложные социальные и экономические реформы, которые привели к громадной трансформации социально-экономического строя в странах.

Россия и Монголия имеют все основания для создания единого образовательного, спортивного, культурного пространства. Для этого необходимо планомерно поднимать отношения между государствами на уровень советско-монгольских. У нас нет серьёзных препятствий для того, чтобы создать совместные телепрограммы, радиопрограммы, издавать российско-монгольские журналы, газеты.

Спортивным федерациям наших стран нужно проработать вопрос о создании единых российско-монгольских спортивных лиг или иных объединений. Спортивная дипломатия - один из эффективных элементов «мягкой силы», игнорировать её в российско-монгольских отношениях не стоит.

Общее число граждан Монголии, которые прошли обучение в советско-российских учебных заведениях, составляет почти 70 тыс.

Практически вся монгольская интеллигенция обучалась в российских вузах.

14 Нямцэрэнгийн Энхтайван.. Монголия и Россия: ближний сосед лучше дальней родни // Российская газета. 2020. 21 сентября.

Образование является важнейшим элементом как «мягкой силы», так и публичной дипломатии [15]. Существующие образовательные центры России в Монголии (30 центров русского языка) и ежегодные квоты (по 200-550 мест) в российских вузах, предоставляемые для абитуриентов и аспирантов, явно недостаточны для уровня «стратегиче-

ского партнёрства», на который мы претендуем.

По свидетельству министра иностранных дел Монголии, с нынешнего учебного года правительство Российской Федерации увеличило количество стипендий для монгольских студентов на 50 мест и теперь каждый год 550 монгольских юношей и девушек имеют возможность получить качественное образование в российских вузах [14].

Хотя геополитическая обстановка в мире трансформировалась за 30 лет после распада социалистического лагеря - стала более хаотичной и изменчивой, заметно радикализировалась, но несмотря на это, современные российско-монгольские отношения остаются стабильно дружественными, взаимовыгодными. Конечно, у наших стран есть нерешённые проблемы в двусторонних отношениях, но это не говорит об их конфликтном характере.

Современная геополитическая конфигурация мира со всеми своими нюансами и сложностями, отягощёнными пандемией COVID-19, всё же не мешает России и Монголии развивать всестороннее сотрудничество при открытости государств по отношению к третьим странам.

Ситуация с пандемией является вызовом для всех стран в мире, Монголия и Россия - не исключение. Конечно, пандемия внесла коррективы в отношения между Москвой и Улан-Батором.

Для многих экспертов, да и граждан остаётся непонятным немотивированный отказ Монголии от российской вакцины «Спутник-V». Руководство Монголии решило в январе 2021 г. провести закупки вакцин производства компаний Pfizer, AstraZeneca и Moderna на кредиты, выделенные Всемирным банком и Азиатским банком развития.

Хотелось бы надеяться, что прошедшие парламентские (2020 г.) и президентские (2021 г.) выборы в Монголии не окажут существенного влияния на внешнеполитические приоритеты Монголии, в том числе на отношения с Россией. Приход к власти представителя Монгольской народной партии (МНР) Хурелсуха Ухнаа (набрал на всеобщих выборах 67,7% голосов принявших в голосовании избирателей) не изменит стратегический курс страны на многовекторную политику нейтралитета.

Исторической и правовой основы российско-монгольских добрососедских отношений недостаточно, «их надо укреплять экономически, инвестиционно» [16].

15 Машкина О. А. Сотрудничество в образовательной сфере на евразийском пространстве: состояние и перспективы (на примере Китая, России и Казахстана) // Евразийская цивилизация: История и современность. Сб. материалов международной научно-практической конференции. Монголия: Улаанбаатар хот, 2018.

16 Авирмед Даваасурен.. О состоянии российско-монгольских отношений // Евразийское обозрение 26 декабря 2019 г. // URL: https://russiancouncil.ru/blogs/owasia/34954/

России и Монголии необходимо работать не только в двустороннем, но с учётом быстро меняющегося мира - в многостороннем формате. ШОС, БРИКС, ЕАЭС - вот те организации, в рамках которых необходимо развивать отношения с Монголией.

В силу своего геополитического положения, удачного расположения в центре Евразии, обширной территории, природных богатств Монголия должна быть «вплетена» в политические, торговые, экономические, культурные отношения со всем миром. Страна должна для этого иметь высокий уровень образования и развития «человеческого капитала». Россия способна и может помочь Монголии в решении этих задач.

Библиография • References

Авирмед Даваасурен. О состоянии российско-монгольских отношений // Евразийское обозрение 26 декабря 2019 г. // URL: https://russiancouncil.ru/ blogs/owasia/34954/ [Avirmed Davaasuren. O sostoyanii rossijsko-mongol'skih otnoshenij // Evrazijskoe obozrenie 26 dekabrya 2019 g. // URL: https://russiancouncil.ru/blogs/ owasia/34954/]

Баасансурэн Б. Монголия в тисках её соседей. Saarbrücken, Deutschland: Lambert

Academic Publishing, 2014.- 184 с. [Baasansuren B. Mongoliya v tiskah eyo sosedej. Saarbrücken, Deutschland: Lambert

Academic Publishing, 2014.- 184 s.] Выступление В. В. Путина на форуме в Давосе 27 ноября 2020 г. // URL: https://

www.vesti.ru/article/2515983 [Vystuplenie V. V. Putina na forume v Davose 27 noyabrya 2020 g. // URL: https://

www.vesti.ru/article/2515983] Гайворонский В. Монголия: светлые перспективы динамичного развития // РСМД. 2014. 24 января // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mongoliya-svetlye-perspektivy-dinamichnogo-razvitiya [Gajvoronskij V. Mongoliya: svetlye perspektivy dinamichnogo razvitiya // RSMD. 2014. 24 yanvarya // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/mongoliya-svetlye-perspektivy-dinamichnogo-razvitiya] Голубева А. С. Российско-монгольские отношения на современном этапе развития // Молодой учёный. 2017. № 48. С. 71-75. [Golubeva A. S. Rossijsko-mongol'skie otnosheniya na sovremennom etape razvitiya //

Molodoj uchyonyj. 2017. № 48. S. 71-75] Зачем России Монголия. Интервью с В. Грайворонским // URL: https://www.

pravda.ru/news/world/1432299-mongolia [Zachem Rossii Mongoliya. Interv'yu s V. Grajvoronskim // URL: https://www.pravda.

ru/news/world/1432299-mongolia] Машкина О. А. Сотрудничество в образовательной сфере на евразийском пространстве: состояние и перспективы (на примере Китая, России и Казахстана) // Евразийская цивилизация: История и современность. Сб. материалов международной научно-практической конференции. Монголия: Улаанбаатар хот, 2018. С. 117-128. [Mashkina O.A. Sotrudnichestvo v obrazovatel'noj sfere na evrazijskom prostranstve: sostoyanie i perspektivy (na primere Ritaya, Rossii i Kazahstana) // Evrazijskaya civilizaciya: Istoriya i sovremennost'. Sb. materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mongoliya: Ulaanbaatar hot, 2018. S. 117-128]

Милютин Д. А. Критические исследования значения военной географии и военной статистики // Русский геополитический сборник. 1997. № 2. С. 39-48. [Milyutin D. A. Kriticheskie issledovaniya znacheniya voennoj geografii i voennoj statistiki // Russkij geopoliticheskij sbornik. 1997. № 2. S. 39-48]Мунхжин Батсумбэр. В Монголии хорошо относятся к России // Коммерсант. 2020. 15 мая.

[Munhzhin Batsumber. V Mongolii horosho otnosyatsya k Rossii // Kommersant. 2020. 15 maya]

Назаров О. Чингисхан ушёл в себя // URL: http://www.segodnia.ru/content/191974 [Nazarov O. CHingiskhan ushyol v sebya // URL: http://www.segodnia.ru/ content/191974]

Нямцэрэнгийн Энхтайван. Монголия и Россия: ближний сосед лучше дальней

родни // Российская газета. 2020. 21 сентября. [Nyamcerengijn Enhtajvan. Mongoliya i Rossiya: blizhnij sosed luchshe dal'nej rodni //

Rossijskaya gazeta. 2020. 21 sentyabrya] Российско-монгольские отношения: от истоков до современности. Материалы

конференции // Обозреватель-Observer. 2021. № 4. С. 4-74. [Rossijsko-mongol'skie otnosheniya: ot istokov do sovremennosti. Materialy

konferencii // Obozrevatel'-Observer. 2021. № 4. S. 4-74] Унэнч И. Что Россия может дать Монголии? // Ардчилал таймс. 2019. № 112. 14 июня // URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/07/04/oglooniy-shuudsy-pochemu-rossiysko-mongolskie-otnosheniya-ugasayut [Unench I. CHto Rossiya mozhet dat' Mongolii? // Ardchilal tajms. 2019. № 112. 14 iyunya // URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/07/04/oglooniy-shuudsy-pochemu-rossiysko-mongolskie-otnosheniya-ugasayut] Штоль В. В. Боевое братство СССР и МНР в годы Второй мировой войны //

Обозреватель-Observer. 2021. № 4. С. 10-14. [SHfol' V. V. Boevoe bratstvo SSSR i MNR v gody Vtoroj mirovoj vojny // Obozrevatel'-

Observer. 2021. № 4. S. 10-14] Milner H. International theories of cooperation among nations: strengths and

weaknesses // World Politics. 1992. Vol. 44. № 3. Р. 21-28. Simes D. K. Getting Serious About Russia // The National Interest. February 25, 2021 // URL: https://inosmi.ru/nationalinterest_org

Статья поступила в редакцию 9 августа 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.