Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В АЗРФ В ФОРМАТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ ЗОН'

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В АЗРФ В ФОРМАТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ ЗОН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
86
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) / Китай / экономическая опорная зона / сотрудничество / стратегия / Arctic zone of the Russian Federation (AZRF) / China / economic reference zone / cooperation / strategy

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Н.В. Полякова, К.К. Царик

Международное сотрудничество России и Китая по вопросам развития арктического региона в формате опорных экономических зон — это важная составляющая всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия двух государств. Повышенный интерес КНР к АЗРФ обуславливает не только обширность арктических владений России и их уникальный ресурсный потенциал, но и целый ряд иных факторов. При этом, очевидно, что, несмотря на существующие проблемы, развитие добывающей инфраструктуры Арктики на основе использования новейших перспективных технологий, а также модернизация логистической базы арктической транспортной системы способны создать прочный каркас общих китайско-российских интересов в этом труднодоступном регионе мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Н.В. Полякова, К.К. Царик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-CHINESE STRATEGIC PARTNERSHIP IN THE RUSSIAN ARCTIC IN THE FORMAT OF ECONOMIC REFERENCE ZONES

International cooperation between Russia and China on the development of the Arctic region in the format of reference economic zones is an important component of the comprehensive partnership and strategic interaction between the two States. The increased interest of the people’s Republic of China in the Russian Arctic is caused not only by the vastness of Russia’s Arctic possessions and their unique resource potential, but also by a number of other factors. At the same time, it is obvious that, despite the existing problems, the development of the Arctic’s mining infrastructure based on the use of the latest promising technologies, as well as the modernization of the logistics base of the Arctic transport system, can create a solid framework for common Chinese-Russian interests in this remote region of the world.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В АЗРФ В ФОРМАТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ ЗОН»

DOI: 10.24411/2658-4255-2020-12114

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В АЗРФ В ФОРМАТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ ЗОН

Н.В. Полякова1, К.К. Царик2

1 Кандидат исторических наук, доцент, кафедра международных отношений, медиалогии, политологии и истории Санкт-Петербургского государственного экономического университета

2 Студент (магистр), факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета

И karolinаtsarik1@gmail.com, karolinka1997@yandex.ru

Международное сотрудничество России и Китая по вопросам развития арктического региона в формате опорных экономических зон — это важная составляющая всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия двух государств. Повышенный интерес КНР к АЗРФ обуславливает не только обширность арктических владений России и их уникальный ресурсный потенциал, но и целый ряд иных факторов. При этом, очевидно, что, несмотря на существующие проблемы, развитие добывающей инфраструктуры Арктики на основе использования новейших перспективных технологий, а также модернизация логистической базы арктической транспортной системы способны создать прочный каркас общих китайско-российских интересов в этом труднодоступном регионе мира.

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ), Китай, экономическая опорная зона, сотрудничество, стратегия.

RUSSIAN-CHINESE STRATEGIC PARTNERSHIP IN THE RUSSIAN ARCTIC IN THE FORMAT OF ECONOMIC REFERENCE ZONES

N.V. Polyakova1, K.K. Tsarik2

1 Candidate of historical Sciences, associate Professor, Department of international relations, media studies, political science and history, SaintPetersburg state University of Economics

2 Student (master's degree), faculty of international relations, Saint Petersburg state University

International cooperation between Russia and China on the development of the Arctic region in the format of reference economic zones is an important component of the comprehensive partnership and strategic interaction between the two States. The increased interest of the people's Republic of China in the Russian Arctic is caused not only by the vastness of Russia's Arctic possessions and their unique resource potential, but also by a number of other factors. At the same time, it is obvious that, despite the existing problems, the development of the Arctic's mining infrastructure based on the use of the latest promising technologies, as well as the modernization of the logistics base of the Arctic transport system, can create a solid framework for common Chinese-Russian interests in this remote region of the world.

Keywords: Arctic zone of the Russian Federation (AZRF), China, economic reference zone, cooperation, strategy.

РОССИЙСКАЯ АРКТИКА № 2Б (2020)

В XXI веке Арктика стала восприниматься как «последняя кладовая Земли». Этот регион с его огромными запасами углеводородов, редкоземельных металлов, пресной воды, а также обширными биологическими ресурсами стратегически важен для настоящего и будущего всего мирового сообщества. Неслучайно в настоящее время наблюдается резкое усиление геополитического соперничества вокруг Арктики, в котором все более активную роль играют неарктические страны, включая Китай.

Современные границы российской Арктики определены Указом Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (АЗРф) [6].

Согласно этому документу, в АЗРФ входят территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, республики Коми, территории нескольких районов республики Саха (Якутия), города Норильска, двух районов Красноярского края, муниципальных образований Архангельской области. Таким образом, под суверенитетом Российской Федерации находится приблизительно 40% всей территории Арктики, на которых сосредоточено около У4 части мировых ресурсов углеводородов.

Арктическая стратегия Китая, формализованная в 2018 году, предполагает развитие отношений со всеми приарктическими государствами, однако, ключевым стратегическим партнером для КНР в данном регионе является Россия, поскольку на арктических территориях РФ сосредоточены огромные запасы природных ресурсов. Кроме того, она имеет самую протяженную береговую линию в Северном Ледовитом океане и контролирует Северный морской путь, который является исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией России в Арктике [3]. Этим обуславливается актуальность проведения данного научного исследования.

В процессе проведения исследования были использованы такие общенаучные и специальные методы исследования, как: описание, сравнительный анализ, синтез, индукция, дедукция, системный анализ, структурный анализ, факторный анализ и SWOT-анализ.

На сегодняшний день степень научной разработанности данной темы достаточно высока. Особый интерес вызывают публикации российских авторов, в которых анализируются различные аспекты современной арктической политики Китая, а также, работы, в которых исследуются проблемы

и перспективы дальнейшего углубления арктического диалога Китая и России.

21 апреля 2014 года Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», определившую приоритеты и цели государственной политики в области социально-экономического развития АЗРФ [7].

Первый этап (2015-2017 годы) её реализации предполагал «создание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, выделение Арктической зоны в качестве самостоятельного объекта статистического наблюдения, а также разработку нормативно-правовых и организационнотехни-ческих условий для формирования опорных зон развития» [8].

7 сентября 2017 года была принята новая редакция госпрограммы, разработанная Минэкономразвития совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами на период до 2025 года [5]. Этот документ включает три подпрограммы: «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике», «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации» [7].

В документе были выделены следующие экономические опорные зоны: Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймы-ро-Туруханская, Северо-Якутская, Чукотская. Ключевым преимуществом такого разделения является то, что выделение опорных зон позволит перейти от развития отдельных территорий как пунктов ускоренной модернизации к воплощению в жизнь масштабных комплексных проектов [4]. Предполагается, что такой обновленный подход позволит сформировать благоприятные условия для проведения системной модернизации арктической инфраструктуры и создать в АЗРФ сеть транспортных, навигационных и иных стратегически важных объектов [1].

Для каждой опорной зоны были определены приоритетные инвестиционные проекты, многие из которых планируется реализовать с участием Пекина. Так, например, очевидный интерес у деловых кругов Китая вызывает Кольская опорная зона. Она имеет выгодное географическое положение и

большие запасы полезных ископаемых, может рассматриваться в качестве перспективной инвестиционной площадки, сочетающей традиционные и новые виды экономической активности в Арктике [1]. В этой зоне начато строительство Мурманского транспортного узла (МТУ), что предполагает создание круглогодично действующего глубоководного морского центра по переработке наливных и навалочных грузов, крупнотоннажных контейнеров, строительных грузов и грузов снабжения арктических месторождений и промышленных центров, расположенных вдоль трассы Севморпути [2]. Данный проект рассматривается китайской стороной как выгодная возможность развития инфраструктуры северного направления масштабной инициативы «Один пояс — один путь».

Далее, Архангельская опорная зона, в которой действуют три кластера — судостроительный, лесопромышленный и социальный, в стадии создания находятся еще два — биотехнологический и рыбопромышленный. В этой зоне будет построена железнодорожная магистраль «Белкомур», которая свяжет Западную Арктику с Уралом и Сибирью и позволит перевозить грузы от Китая до Европы и США. Данный проект был одобрен межправительственной комиссией для включения в Перечень стратегических проектов российско-китайского сотрудничества. Он является одним из приоритетных проектов в рамках новой редакции госпрограммы по Арктике и вызывает большой интерес у китайских инвесторов.

Неоспорим тот факт, что эффективное функционирование всей транспортно-логистической системы АЗРФ требует расширения возможностей транспортного комплекса Архангельской области, что, в частности, предполагает строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море, Коми, Урал), призванной соединить незамерзающие порты Архангельска и Мурманска с Уралом и Коми.

Белкомур — это 1161 км железнодорожных путей, из которых 712 км (Карпогоры-Вендинга и Сы-ктывкар-Гайны-Соликамск) необходимо построить с нуля и 449 км — реконструировать. Его северный участок проходит по территории Архангельской области и Коми, а южный — по территории Коми и Пермского края.

В 2015 году проект «Белкомур» был представлен на заседаниях российско-китайской межправительственной комиссии в Харбине и Пекине, а в 2016 — в Хуаньшане. Ввод Белкомура параллельно с реализацией мероприятий федерального проекта «Северный морской путь» способен резко

повысит скорость движения грузов между Северо-Западным регионом РФ, АЗРФ, Уралом и промышленными районами КНР. Кроме того, в рамках транспортного коридора Западный Китай — Казахстан — Архангельск — Северная Европа — Южная и Северная Америки Белкомур рассматривается как неотъемлемая часть китайско-российского проекта «Ледяного шелкового пути». Примечательно, что обсуждение совместной реализации данного проекта заметно ускорило разработку и принятие новой программы развития АЗРФ с бюджетным финансированием, составляющим более 16 миллиардов рублей [10].

27 февраля 2020 года в Москве состоялась встреча руководства АО МК «Белкомур» с делегацией China Railway Construction (CRCC), в ходе которой председатель правления CRCC Тао Мэн подтвердил намерение китайской корпорации принять участие в строительстве Белкомура в качестве соин-вестора и субподрядчика [9]. В настоящее время CRCC планирует подписать с АО МК «Белкомур» соглашение о конфиденциальности, чтобы получить доступ к финансовой и организационной составляющим проекта, и затем подписать соглашение о сотрудничестве в подготовке реализации проекта.

Эта китайская железнодорожно-строительная корпорация построила более половины железных дорог в КНР. В 2019 году China Railway Construction заняла 59 место в списке Fortune Global 500 и 14 место в рейтинге 250 крупнейших подрядчиков по версии журнала ENR (Engineering News-Record) [11]. В России знают CRCC, в частности, благодаря ВСМ «Москва-Казань».

Приоритетами развития Ненецкой опорной зоны для обеих стран являются проекты по добыче углеводородов и развитию участка Северного морского пути [1]. Поскольку Ненецкий АО - наименее населенный и слабо диверсифицированный регион Российской Арктики, идеология развития его опорной зоны в значительной степени определяется именно развитием транспортной инфраструктуры. Предполагается, что строительство железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» способно сделать более эффективным транспортное сообщение в центральной части Арктики. Помимо этого, запланировано существенное увеличение портовых мощностей за счет строительства глубоководного незамерзающего порта в Индиге и модернизация морского порта в поселке Амдерма.

В Воркутинской опорной зоне будет осуществляться разработка расположенных на ее территории месторождений Печорского угольного бассей-

РОССИЙСКАЯ АРКТИКА № 2S (2020)

на и Тимано-Печорской нефтегазовой провинции. Еще одним перспективным направлением является разведка и в перспективе добыча золота, серебра, меди, свинца и цинка. Однако их запасы пока еще мало изучены.

Большой интерес для КНР представляет Ямало-Ненецкая опорная зона, в пределах которой уже реализован такой масштабный совместный китайско-российский проект, как строительство завода «Ямал-СПГ» по производству сжиженного природного газа [1]. В этой опорной зоне предусматривается строительство магистрального газопровода ЯмалУхтаЕвропа, а также нового участка железной дороги, который соединит морскую прибрежную территорию с внутренней сетью железных дорог.

Таким образом, развитие добывающей инфраструктуры Арктики на основе использования новых перспективных технологий, модернизация логистической базы арктической транспортной системы, широкое внедрение современных информационных технологий — это круг общих китайско-российских интересов. При этом Пекину

Список литературы:

1. Дмитриева Т.Е., Бурый О.В. Опорные зоны развития Российской Арктики: содержание, рейтинги и проекты / Всероссийский экономический журнал. 2019. №49(1). С. 41-59.

2. Гао Тяньмин Сотрудничество России и Китая в Арктике в формате опорных зон // Развитие отраслевого и регионального управления. 2018. С. 43-49.

3. Закон о Северном морском пути 28 июля 2012 года № 132-Ф3: http://www.nsra.ru/r u/ ofitsialnaya_informatsiya/zakon_o_smp.html.

4. О новой редакции государственной программы «Социальноэкономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»: http:// government.ru/docs/29164/.

5. Постановление об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктиче-скойзоны Российской Федерации на период до 2020 года»: http://static.government.ru/media/ files/AtEYgOHutVc.pdf.

необходим транзитный морской путь с современной инфраструктурой, а Москва, в свою очередь, нуждается в инвестиционной поддержке Китая.

Можно констатировать, что взаимная выгода в рамках российско-китайского арктического сотрудничества обуславливается геополитическим, транспортным, экономическим, инвестиционным и технологическим факторами. В основу текущего взаимодействия положена совместная реализация инфраструктурных и логистических проектов в экономических опорных зонах на территории российской Арктики. Такой подход, несомненно, способствует созданию благоприятных условий для осуществления системной модернизации инфраструктуры Арктики и появлению в регионе сети стратегически важных объектов. Очевидно, что при последовательном и бесперебойном функционировании опорных зон развития, а также скоординированной, эффективной работе с китайской стороной, есть все основания ожидать ускоренных темпов роста социально-экономического развития в Арктической зоне Российской Федерации.

6. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. № 296 О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38377.

7. Скопцова А. А Российско-китайское сотрудничество в рамках «Полярного шелкового пути»: https://cyberleninka.ru/article/n/ rossiyskokitayskoe-sotrudnichestvo-v-ramkah-polyarnogo-shelkovogo-puti.

8. Кобылкин Д.Н. Ресурсы арктического шельфа - это наш стратегический запас: https:// energypolicy.ru/wpcontent/uploads/2020/02/но-ябрь-2019^£6.

9. Белкомур снова интересен Китаю. ChinaLogist. ru: https://chinalogist.ru/news/belkomur-snova-interesen-kitayu-18007.

10. Новый проект России и Китая «Ледяной шелковый путь»: https://riafan.ru/1001370-novyi-proekt-rossii-i-kitaya-ledyanoi-shelkovyi-put.

11. ENR's 2019 Top 250 International Contractors: https://www.enr.com/toplists/2019-Top-250-International-Contractors-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.