РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ПАРТНЁРСТВО: УСПЕХИ, СЛОЖНОСТИ,
ПЕРСПЕКТИВЫ
М.А. Глазков, студент А.А. Иванов, студент А.Д. Филонов, студент
Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-1-153-157
Аннотация. Торгово-экономическое партнерство РФ и КНР в 2001 году было закреплено Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В статье проведен анализ показателей российско-китайского товарооборота за период с 2001 по 2022 годы. По развитию экспортно-импортных отношений между двумя странами сделаны соответствующие выводы, с выделением достигнутых положительных результатов и возникших сложностей. Выделана особенность в структуре экспортно-импортных отношений РФ и КНР в условиях советского и современного периодов. Отдельное внимание уделено вопросам инвестиционного сотрудничества и развитию его потенциала в части реализации перспективных инвестиционных проектов. Помимо сотрудничества двух стран в про-мышленно-транспортном ориентировании обозначена значимость партнерства РФ и КНР в отрасли туризма. Ставка на достижение взаимовыгодных результатов, поиск эффективных форматов общения в разных сферах сотрудничества является значимой, определяющей выход на планируемые целевые итоги.
Ключевые слова: российско-китайское партнерство, товарооборот, структура торговли, транспортная логистика, инвестиционное сотрудничество, туристический поток.
Основой современного торгово-экономического партнерства России и Китая является Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который был подписан 16.07.2001 года сроком на 20 лет. 28.06.2021 года документ был продлен на 5 лет. Пролонгация Договора - очередной шаг к развитию китайско-российского всеобъемлющего сотрудничества.
С 2001 по 2022 годы российско-китайский товарооборот вырос в 17,8 раз, что подтверждает эволюцию торгово-экономических отношений России и Китая [1]. Результат в 100 млрд. долл. был отмечен в 2018 году. Определена задача в 2 раза увеличить товарооборот между двумя странами и вывести его к 2024 году до уровня - 200 млрд. долл. В 2001 г. товарооборот Китая составлял 510 млрд. долл. (экспорт - 266 млрд., импорт - 244 млрд. долл.), при этом доля китайских поставок, ориентированная на Россию, была крайне мала - 1,02%. Отметим, что в этот
период КНР поддерживались внешнеэкономические связи более чем с 220 странами. В общем импорте РФ удельный вес товаров из Китая составлял также не много - 6,4%.
Ведущими торговыми партнерами являлись Япония, США, страны ЕС, Республика Корея, Австралия, Канада. Если в 1990-е гг. крупнейшим покупателем китайских продуктов была Япония (1/6 экспорта), а с 1997 г. - США, то с 2005 г. им стала Европа. В июле 2005 г. Китай впервые ввез в страны ЕС больше товаров, чем США, а за 5 месяцев 2006 года китайский экспорт (69 млрд. долл.) превысил американский на 1 млрд. долл. [2].
В 2003 году товарооборот между ЕС и Китаем составил 157,9 млрд. долл., в 2021 году уже 828,1 млрд. долл., в 2022 году достиг 847,3 млрд. долл., что в 4,5 раза больше товарооборота с РФ - 190,2 млрд. долл. (табл. 1).
Таблица 1. Динамика показателей внешнеторговой деятельности РФ с Китаем, млрд.
долл.
Показатели 2001 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
товарооборот РФ с Китаем 10,7 107,8 146,9 190,2
общий экспорт РФ 99,9 338,6 493,3 591,5
экспорт РФ в Китай 8,0 57,2 79,3 114,1
доля Китая в российском экспорте, % 8,0 16,9 16,1 19,3
общий импорт РФ 41,9 234,0 296,1 259,0
импорт Китая в РФ 2,7 50,6 67,6 76,1
доля Китая в российском импорте, % 6,4 21,6 22,8 29,4
Источник: данные ФТС РФ, ГТУ КНР
Таким образом, по итогам 2022 года на долю России пришлось лишь 3% совокупного товарооборота КНР со странами мира, при этом доля Запада существенно выше - 44%. В этом же году из Китая было экспортировано товаров на сумму 3,59 трлн. долл. Самыми крупными торговыми партнерами остались США, ЕС и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Экспорт Китая в США составил 582 млрд. долл. (16,2% от общего показателя), в Японию - 172 млрд. долл. (4,8%), в Южную Корею - 162 млрд. долл. (4,5%). На 8 месте - Германия с показателем 116 млрд. долл. (3,2%), на 12 месте Сингапур - 81,2 млрд. долл. (2,3%), на 15 месте Мексика -77,5 млрд. долл. (2,2%) и только на 16 месте Россия - 76,1 млрд. долл. (2,1%) [3].
Анализируя данные статистики международной торговли (НЕ), следует отметить неоспоримый факт о несущественности для экономики Китая российской составляющей. А вот зависимость РФ от КНР усилилась: на эту страну приходится 19,3% российского экспорта, доля Китая в импорте РФ - почти 30% (29,4% в 2022
году). В январе-феврале 2023 г. удельный вес России в торговле Китая вырос до 3,8%. Но качественная структура осталась прежней. Более 75% российского экспорта в Китай приходится на углеводороды, руда и металлы - 9,8%, древесина и изделия из нее - 3,2%, драгметаллы - 1,4%, удобрения - 0,9%. Продукция с невысоким уровнем добавочной стоимости занимает 90% экспорта РФ в КНР. Транспортные средства, оборудование и электроника - всего 0,5%. В китайском импорте в Россию удельный вес техники составляет более 51%. При этом известно, что именно инновации выступают современным драйвером развития товарных отношений между странами [4].
Значимо, что в 1990 году в структуре экспорта СССР в Китай машины, оборудование и транспорт составляли 79%, тогда как на долю углеводородов приходилось всего 1,5%. Одновременно в Китае Советский Союз закупал ткани и продукты и всего 13% приходилось на импорт транспортных средств и оборудование (табл. 2).
Таблица 2. Сравнение показателей, характеризующих структуру торговли Советской и
Показатели 1990 г. 2000 г. 2010 г. 2021 г. 2022 г.
импорт в Россию из Китая, млрд. долл. в ценах 2022 г. 6,2 3,9 40,4 74,2 76,1
машины и оборудование, % 13,0 8,2 38,0 52,0 51,0
экспорт из РФ в Китай, млрд. долл. в ценах 2022 г. 5,2 10,0 35,4 87,5 114,1
машины и оборудование, % 79,0 3,4 1,2 0,6 0,5
нефть, н/п, газ, уголь, % 1,5 13,0 50,0 68,0 75,0
доля Китая в товарообороте РФ, % 2,3 5,8 8,9 19,0 22,0
Источники: Главное таможенное управление КНР, иК Сат&айа, Росстат
Отметим, что за 9 месяцев 2023 г. Китай Экспорт российского СПГ в КНР за 6 ме-увеличил импорт нефти из РФ на 24,4%. сяцев вырос в 1,5 раза, что обусловлено
выгодами его перепродажи в страны Европы. Таким образом, значимость российских углеводородов, их поставки в Китай остаётся неизменным вектором развития торгового сотрудничества КНР с Российской Федерацией, что требует развития соответствующей транспортно-
логистической инфраструктуры нефтяной отрасли [5].
Одновременно, в условиях 2023 г. со стороны Китая активизированы поставки в Россию легковых автомобилей. С начала года китайские производители экспортировали на российский рынок 287 тыс. машин марок Chery, Geely и Great и др. (данные Bloomberg). Однако, оценка качества автомобилей, поставляемых из Китая, со стороны российских потребителей оказалась не самая хорошая. Например, у HavalF7 ржавеет приводной вал, электропроводка у большинства китайских автомобилей, как правило, смонтирована неоптимальным образом, возникают проблемы с аккумулятором, климат-контроль работает некорректно, амортизаторы и элементы резинотехнических подвесок выходят из строя раньше срока, из-за конструктивных просчетов в топливной системе не редки случаи самовозгорания во время сильных морозов в российских северных регионах. Отсюда значимость информационного информирования о последствиях принимаемых решений [6].
Китайские автомобили пользуются спросом у российских граждан, но сложности с их эксплуатацией активно возникают. Одна из проблем - недостаток запасных частей. Например, европейские и японские бренды ответственно реализуют принципы унификации, когда одну деталь производят заводы, функционирующие в разных странах. К сожалению, у китайских производителей может не быть руководства по ремонту транспортных средств и сервисного обслуживания в целом. Отсюда значимость управления эффективностью бизнеса, в том числе с помощью аналитических систем [7]. В обозримом будущем собственники китайских автомобилей в России могут столкнутся с рядом сложно решаемых проблем, что предопределяет важность принятия эффективных государ-
ственных управленческих решений, способных минимизировать последствия активного импорта китайских автомобилей в РФ [8].
Перемещения транспортных средств в пространстве межстранового общения в сложившихся условиях ограничены возможностями действующих транспортных коридоров. Железнодорожная сеть и портовая инфраструктура работают на пределе возможностей, что повышает риски для дальнейшего развития торгового взаимодействия двух стран в условиях современных транспортно-логистических проблем. Отсюда значимость роли мировой логистики в развитии инфраструктурных коммуникаций между странами [9].
Тем не менее, в 2022 году по железным дорогам России в восточном направлении было доставлено 276 млн. тонн грузов (+3,3% к 2021 году). Значимым показателем стал объем перевозок коммерческих грузов в пункт назначения - Китай (123 млн тонн), грузооборот с КНР вырос на 28%. За 8 месяцев 2023 года погрузка в сети РЖД в восточном направлении выросла на 5,6%. Перевозки через пограничные переходы с Китаем увеличились почти на 30%. Торгово-экономические отношений России с Китаем и другими странами БРИКС продолжают активно развиваться [10].
Важным направлением развития торгово-экономического взаимодействия стран выступает инвестиционное сотрудничество [11]. За 8 месяцев 2022 года инвестиции КНР в РФ превысили 450 млн. долл., что на 150% больше в сравнении с 2021 годом. Развитие территорий Дальнего Востока становится значимым направлением российско-китайских взаимодействий. Так, в 2022 году в дальневосточные проекты со стороны китайских партнеров было инвестировано 13 млрд. долл. Инвестиционный проект по доставке российского газа в КНР через территорию Монголии в мае 2023 перешел в завершающую стадию. Внедрение в действие газопровода «Сила Сибири - 2» позволит поставлять в КНР до 50 млрд куб. м газа в год. Ввод в действие запланирован на 2027-2028 годы.
Помимо развития сотрудничества двух чу разрешений россиянам и разрешила стран в промышленно-транспортном ори- въезд индивидуальным путешественникам ентировании перспективным направлени- с действующими визами, с датой выдачи ем становится отрасль туризма [12]. Вза- до 28 марта 2022 года, включительно. Од-имный туристический поток между РФ и новременно, с августа 2023 года только КНР по итогам 2023 года, по предвари- организованные туристические группы тельным прогнозам, может составить око- россиян могут посещать Китай без визы. ло 0,5 млн. человек (данные Минэконо- Сложившаяся ситуация требует коррек-мразвития). В стратегических ориентирах ции.
развития данного направления сотрудни- Развитие торгово-экономических, соци-
чества - запуск группового безвизового ально-культурных отношений стран-режима. Отметим, что в 2022 году всего партнеров предполагает ориентирован-842 граждан КНР посетили РФ с целью ность на достижение взаимовыгодных ре-туризма (данные Ассоциация туроперато- зультатов, поиск новых эффективных ров России). В настоящее время 80% поез- форматов общения с выходом на четко док из России в Китай носят деловой ха- определенный взаимовыгодный целевой рактер. С 15.03.2023 г. КНР открыла выда- результат.
Библиографический список
1. Петрушина О.М., Непарко М.В. Эволюция торгово-экономических отношений России и Китая как фактор экономического развития государства // Международная торговля и торговая политика. - 2018. - № 3 (15). - С. 115-125.
2. Ахмедзянов Р.Р., Рыбаков Д.С. Современное состояние и перспективы развития торгового сотрудничества России и Китая // Modern Economy Success. - 2020. - № 6. - С. 116119.
3. Дайкер Д.С., Розенгаузов Л.Р., Исаичкин И.Р. Торговое сотрудничество России и Китая // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - №4-1 (98). - С. 96-98.
4. Дорожкина Т.В., Татарченко К.Р., Гусакова А.А. Инновации как драйвер развития товарных отношений: Россия-Китай // Modern Economy Success. - 2021. - № 4. - С. 139144.
5. Бартенев Д.С., Мигел А.А. Сравнительный анализ и разработка предложений по развитию транспортно-логистической инфраструктуры нефтяной отрасли // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3. № 1. - С. 75-79.
6. Ибрагимова З.М., Батчаева З.Б., Ткаченко А.Л. Информационная безопасность как элемент экономической безопасности // Инженерный вестник Дона. - 2022. - № 11 (95). -С. 26-33.
7. Лисина Е.А., Ткаченко А.Л. Управление эффективностью бизнеса с помощью аналитических систем // Калужский экономический вестник. - 2022. - № 3. - С. 44-46.
8. Чаусов Н.Ю., Соломатина Е.К. Повышение эффективности государственного управления // Актуальные вопросы современной экономики. - 2022. - № 7. - С. 116-127.
9. Петрушина О.М., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. Роль логистики в мировой экономике // Вестник Калужского университета. - 2021. - № 1 (50). - С. 15-17.
10. Мигел А.А., Воронина А.Д., Хохлова Н.А., Черникова Т.В. Развитие торговых отношений между странами БРИКС: достижения, проблемы и перспективы // Modern Economy Success. - 2023. - № 2. - С. 115-120.
11. Мосеенкова А.О., Мигел А.А. Новый формат инвестиционного сотрудничества России и Китая // Дневник науки. - 2019. - № 12 (36). - С. 29.
12. Круглов В.Н., Мигел А.А. Мультипликативный эффект инновационного туристического бизнеса // Калужский экономический вестник. - 2016. - № 2. - С. 33-34.
RUSSIAN-CHINESE PARTNERSHIP: SUCCESSES, CHALLENGES, PROSPECTS
M.A. Glazkov, Student A.A. Ivanov, Student A.D. Filonov, Student
Supervisor: A.A. Miguel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)
Abstract. The trade and economic partnerships of the Russian Federation and China in 2001 were fixed by the agreement on good neighborliness, friendship and cooperation. The article conducted an analysis of the indicators of the Russian-Chinese turnover for the period from 2001 to 2022. On the development of export-import relations between the two countries, the corresponding conclusions have been made, with the allocation of the achieved positive results and the difficulties arose. A feature has been highlighted in the structure of export-import relations of the Russian Federation and China in the conditions of Soviet and modern periods. Special attention is paid to issues of investment cooperation and the development of its potential regarding the implementation of promising investment projects. In addition to the cooperation of the two countries in industrial and transport orientation, the significance of the partnership of the Russian Federation and the PRC in the tourism industry is indicated. The bet on achieving mutually beneficial results, the search for effective communication formats in various areas of cooperation is a significant, defining output, to planned targeted results.
Keyword: Russian-Chinese partnership, trade turnover, trade structure, transport logistics, investment cooperation, tourist flow.