РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ЛЮ ХУНЯНЬ,
доктор юридических наук, профессор Института права Китайской академии общественных наук. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Коррупция разрушает репутацию правительства, разрушает веру граждан в социальную справедливость, препятствует стабильному развитию государства. И российское, и китайское общество находятся в переходном периоде, и тот факт, что во многих сферах, таких как политика, экономика и культура, общество всё ещё пребывает в состоянии регулировки и развития, даёт плодородную почву для развития коррупции. Проводимая Китаем в последние годы «антикоррупционная кампания» не оправдала возложенных на неё надежд, тем не менее, будущей борьбе Китая с коррупцией необходимо усиленное планирование сверху «правового антикоррупционного движения», непременно необходимо перейти от «антикоррупционной кампании» к более нормативной «правовой антикоррупционной кампании». Хотя борьба с коррупцией в России не приносит полного удовлетворения, однако, похвалы заслуживают созданная правовая система и успехи, достигнутые в последние годы в области проектирования системы борьбы с коррупцией на основе закона. Появление коррупции тесно связанно с несовершенством системы государственного регулирования, неполноценным контролем над властью, а также другими историко-культурными проблемами, поэтому любые правительственные методы борьбы с коррупцией не могут принести мгновенных результатов. Активная роль антикоррупционных мер на основе закона, предпринятых правительством РФ, неоспорима, их результативность постепенно проявится в обозримом будущем. Российский опыт очень полезен для антикоррупционной работы, проводимой сейчас в Китае.
Abstract: Corruption destroys the reputation of the Government, destroys the faith of citizens in social justice, hinders sustainable development State. And the Russian and Chinese society are in a transition period, and the fact that in many areas, such as politics, economy and culture, society still is in a State of adjustment and development, provides fertile ground for corruption. China in recent years, "anticorruption campaign" did not live up to the responsibilities entrusted to it hopes, however, future fight China corruption must be strengthened planning top "legal anti-corruption movement, certainly it is necessary to move from the "anti-corruption campaign" to more normative legal anti-corruption campaign. " Although the fight against corruption in Russia does not bring full satisfaction, however, commendable established legal system and the progress achieved in recent years in the field of anti-corruption system design based on law. The appearance of corruption is closely connected with the imperfections of the system of State regulation, defective control of the authority, as well as other historical and cultural problems, so any Government anti-corruption methods may not bring instant results. The active role of anti-corruption measures based on the law, the Government of the Russian Federation is undeniable, their impact gradually manifested in the foreseeable future. The Russian experience is very useful for anti-corruption work undertaken now in China.
Ключевые слова: Китай, Россия, борьба с коррупцией, антикоррупционные кампании, правовые антикоррупционные кампании.
Keywords: China, Russia, combating corruption, anti-corruption campaigns, legal anti-corruption campaign.
Коррупция - это социальное историческое явление, всемирная болезнь. Нельзя судить о том, будет ли фактический результат от антикоррупционной работы государства лишь по какому-то одному событию; следует с исторической, объективной точки зрения рассматривать позицию государства по вопросам коррупции и соответствие принятых мер общеполитической обстановке в стране и объективной реальности. И российское, и китайское общества находятся в переходном периоде, схожи исторические предпосылки положения в стране и возникающие проблемы, схоже понимание негативного влияния коррупции. После вступления в должность нового поколения руководителей в Китае, первой под удар попала борьба с коррупцией, относительно которой и были приняты первые административные меры нового руководства. Генеральный секретарь ЦК Си Цзиньпин неоднократно подчеркивал «черви заводятся в том, что уже гниёт», предостерегая всех членов партии быть бдительнее, акцентировал внимание на том, что «чтобы ковать железо, необходимо самому быть сильным». Четвёртый пленум ЦК КПК 18-го созыва уделил повышенное внимание противостоянию коррупции и поощре-
нию бескорыстия в рамках системы правового контроля, подчеркнул, что необходимо создавать и регулировать порядок действий в рамках имеющейся власти, заставить власть «работать при свете дня», «закрыть власть в клетке системы». Коррупционированность чиновника не только влияет на его личную деятельность, но ещё сильнее она влияет на перспективы развития государства. Распространение коррупции подвергает опасности не только интересы народа, но и наносит ущерб авторитету общественной власти и степени доверия общества к власти. Правительство РФ уделяет пристальное внимание борьбе с коррупцией. В.В. Путин и Д.А. Медведев относят разрешение проблемы коррупции к числу приоритетных задач, к тому же они внесли борьбу с коррупцией в проект государственной системы и государственной стратегии высшей степени. В 2006 году президент России В.В. Путин в ежегодном Послании Президента РФ о положении в стране подчеркнул, что коррупция - «огромное препятствие» на пути развития России. Занимавший в 2008 году пост Президента РФ Д.А. Медведев в ежегодном Послании Президента о положении в стране прямо заявил: «Коррупция - враг номер один для современ-
ного российского общества».
1. «Антикоррупционная кампания» в Китае и «антикоррупционная кампания» в России
В Китае, ввиду несовершенства антикоррупционного законодательства и отсутствия антикоррупционной системы, малоэффективности антикоррупционных мер судебной власти и решений, принятых в условиях особой обстановки в Китае, главной силой, ведущей расследование некоторых значительных судебных дел, по-прежнему является находящаяся под управлением Центрального комитета Коммунистической партии Китая Комиссия по проверке дисциплины. Таким образом, судебные органы, похоже, стали «гарниром» антикоррупционной кампании. Интенсивность и эффективность расследования случаев коррупции и последующего наказания при принудительном созыве и непосредственном участии ЦК КПК вполне очевидны. Но из-за того, что основой антикоррупционной кампании, находящейся под руководством Комиссии по проверке дисциплины, является партийная дисциплина и партийный устав, а также отсутствие опыта работы в данной сфере и ограниченность в профессиональных юридических знаниях сотрудников Комиссии по проверке дисциплины, ведущих расследования, по сравнению с профессиональными судебными органами (органами прокуратуры), у Комиссии по проверке дисциплины имеются свои слабые звенья. Так, например: политизированное мышление и отсутствие принципа верховенства права при расследовании дел; профессиональный уровень сотрудников, ведущих дела, и способности к расследованию преступлений; защита юридических прав сотрудников, имеющих отношение к судебном делам - все эти вопросы вызывают сильную критику. Поэтому, антикоррупционная кампания под руководством Комиссии по проверке дисциплины в определённый общественный период, может проявить свои преимущества и сильные стороны, но, если смотреть с позиций долгосрочного развития государства и общества и международной практики, Комиссия не в состоянии представлять международные тенденции развития верховенства права при борьбе с коррупцией, и, следовательно, не может стать основой борьбы с коррупцией. «Антикоррупционной кампании» Китая присущи следующие отрицательные черты:
Во-первых, отсутствие заблаговременного предупреждения коррупции. Чаще всего коррупция возникает не в результате случайного стечения обстоятельств, а является результатом длительного искушения и попадания под дурное влияние. В сфере предотвращения явлений коррупции «антикоррупционная кампания» является совершенно не способной выполнять свою функцию. «Антикоррупционная кампания» делает основной упор на наказании,
а не на предотвращении преступления, что превращает антикоррупционный курс из «комплексного упорядочивания и одновременного лечения, и причин, и симптомов заболевания» в очередной пустой политический лозунг, который невозможно реализовать на практике.
Во-вторых, на практике сила наказания «антикоррупционной кампании» ограничена. В случае легкого правонарушения коррупционными субъектами - кадровыми партийными работниками государственных органов, или предприятий и бюджетных учреждений - упор делается в основном на идеологическом воспитании, но при этом пренебрегают вспомогательными мерами в области создания механизмов контроля и поощрения/наказания. Политический курс на честное и неподкупное правительство и законодательные акты не сформированы в единую систему и сложны, большей частью это слишком общие принципы, которые созданы на экстренный случай и не совершенны. На практике исполнительной власти очень сложно реализовать данные принципы, антикоррупционные органы выглядят очень внушительно, но реальная эффективность их невысока. Кроме того, большинство коррупционных субъектов - это государственные чиновники, наделённые властью, после уличения их в коррупционных деяниях, иногда надзорные органы, находясь под впечатлением от «значимости данной личности», начинают «усиленно заботиться» или «открывать сети с одной стороны», то есть допускать послабление законов, что приводит к сильному ослаблению трепета перед партийной дисциплиной и законами государства.
В-третьих, «антикоррупционной кампании» не хватает отслеживания постфактум. После суда над чиновником, замешанным в коррупции, соответствующие органы считают, что они одним ударом решили все проблемы, что теперь всё обстоит замечательно, и «можно забыть о боли, после того, как зажила рана». Однако бывает так, что попавшийся ранее чиновник вновь берётся за старое, вступив в новую должность, так как чаще всего работой по отслеживанию деятельности ранее обвинённых в коррупции чиновников просто напросто пренебрегают.
И последнее, «антикоррупционной кампании» нелегко сформировать объединенные усилия. В сфере предотвращения и борьбы с коррупцией, «антикоррупционная кампания» обычно проводится в условиях секретности, нехватки самоограничения и самоконтроля со стороны власть имущих. И уж тем более нечего и говорить о контроле внутри партии, внутри Всекитайского собрания народных представителей, народном контроле внутри Народного политического консультативного совета, контроле внутри специализированных правительственных учреждений, контроле судебных органов, социальном контроле и контроле над об-
щественным мнением. Вполне возможно, что из-за отсутствия системы контроля, из-за возможности «злоупотребления властью», сотрудники, расследующие дела, сами увязают в коррупции. Возникновение в последние годы большого количества случаев коррупции среди сотрудников контрольных органов дисциплинарного расследования очень ярко отражает вышеописанную ситуацию.
Правительство Д.А. Медведева и В.В. Путина в России постоянно подчеркивает необходимость борьбы с коррупцией, и уже приняло меры, наносящие сокрушительный удар по коррупции. В январе 2004 года Россия учредила Антикоррупционный комитет, напрямую подчиняющийся Президенту РФ. В 2006 году Россия подписала «Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции», и стала 52-й страной, ратифицировавшей данную конвенцию. В то же время Россия провела несколько серьёзных «антикоррупционных кампаний», в том числе в рамках начавшегося осенью 2001 года «антикоррупционного шторма», когда за один день было уволено 17 высокопоставленных чиновников, работавших в основных правительственных органах; за время «Операции волкодав», проводимой в июне 2006 года, была арестована большая группа старших офицеров полиции, среди которых 1 генерал-полковник и 6 полковников, а также обнаружена и арестована преступная группа полицейских, насчитывающая более 130 человек. Кроме того, чтобы искоренить первопричину коррупции, Россия активно внедряла административные реформы, провела сокращение аппарата: количество министерств и ведомств уменьшилось с 30 до 17, число заместителей министров уменьшилось с 250 человек до 18, административный состав также был сокращен на 20%. В то же время, политика «повышения зарплаты для поддержания бескорыстия», поставила уровень дохода государственных чиновников на среднюю ступень в обществе. Так, например, зарплата министров увеличилась в 4 раза, достигнув 3000 долларов США, зарплата заместителей министров и начальников департаментов увеличилась в 4-11 раз, что частично подавило возникновение коррупции среди государственных чиновников.
Несмотря на то что «антикоррупционная кампания» в России дала конкретные результаты, а также получила одобрение и поддержку российского народа, ей всё же недостаёт гарантий соответствующей законодательной базы и системных вспомогательных мер. В условиях переходного периода, в котором находится Россия, антикоррупционная кампания маловероятно может полностью искоренить коррумпированность государственных служб, поэтому антикоррупционная кампания в России может стать только «инструментом в политической борьбе элиты».[1]
2. Исследование Китаем борьбы с коррупцией на основе закона и практика в России
Поскольку в устройстве стран с переходной экономикой имеется множество недостатков и уязвимых мест, в них отсутствует совершенный высокоэффективный антикоррупционный управляющий механизм, в то же время, чем больше экономическое господство правительства, тем вероятнее абсолютная власть приводит к абсолютной коррупции. Исходя из статистических данных международных органов по борьбе с коррупцией, несмотря на то, что коррупция имеет место во всех государствах мира, но в развивающихся странах, странах с переходной экономикой, вопрос коррупции стоит более остро, задачи борьбы с коррупцией значительно обременительнее и сложнее. Согласно рейтингу стран по индексу восприятия коррупции международной организации по борьбе с коррупцией «Трансперенси Интернешнл», Россия неоднократно входила в десятку самых коррумпированных стран мира. Ситуация в Китае также не выглядит оптимистично. Общественные преобразования не должны интерпретироваться просто как прохождение страной процесса «модернизации». По сути, общественные преобразования являются происходящим в стране общественным переворотом, процессом «возрождения нирваны», в процессе которого требуется разбить государственные, социальные и экономические структуры, бросить вызов национальным традициям, культурному базису и принципам, а также социальной психологии в целом. С одной стороны, неупорядоченные общественные преобразования могут обострить серьёзность коррумпированности общества, с другой стороны, массовое явление коррупции может в дальнейшем усугубить остроту социальных противоречий, что не будет способствовать их радикальному решению. В некотором смысле, основой предотвращения коррупции прежде всего является разрешение порождающих коррупцию основных причин и проблем, и только затем решительные, основательные всеохватывающие мероприятия, направленные против коррупции, не только в области политики (движений), но и в законодательной (юридической) сфере, и в последнюю очередь создание в рамках строя путей предупреждения коррупции.
Антикоррупционное законодательство является самым надежным законным средством борьбы с коррупцией, что подтверждено практикой государств во всем мире, поскольку законные средства борьбы с коррупцией в сравнении с «антикоррупционными кампаниями» являются более последовательными, стабильными, эффективными. В соответствии с законом, борьба с коррупцией требует объективного равенства всех людей перед законом, никто не может ставить себя выше закона и высвобождаться из-под
его действия; во-вторых, требуется гарантия объективности и независимости судов, ни одна организация или частное лицо не имеет права по своему желанию вмешиваться в правосудие, в-третьих, закон должен пользоваться уважением и эффективно приводиться в исполнение, в то же время, исполнитель закона обязательно должен находиться под эффективным контролем.
Китайское правительство придает большое значение антикоррупционному законодательству, в особенности после комплексного введения в действия стратегии «управления страной в соответствии с законом», разработанной на 4-ом пленуме ЦК КПК 18-го созыва, когда китайским правительством антикоррупционному законодательству была присвоена высокая степень важности.
Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин на втором пленуме Центральной комиссии по проверке дисциплины 18-го созыва, сказал: «Требуется искусно овладеть правовым мышлением и методами верховенства закона, чтобы противостоять коррупции, усилить государственное антикоррупционное законодательство, стимулировать строительство системы законов, направленных на противостояние коррупции и поощрение бескорыстия внутри партии, заставить правовой порядок функционировать жестко. Твёрдо придерживаясь правового мышления и методов верховенства закона при борьбе с коррупцией, требуется своевременно изменять и совершенствовать антикоррупционные законы, пристальное внимание контролю за исполнением законов является для Китая невероятно важным, необходимым действием в борьбе с коррупцией. Борьба с коррупцией должна проводиться на основании закона в соответствии с требованиями «управления страной в соответствии с законом», строительства социалистического правового государства.
В настоящее время Китай, в лице государства и общества сталкиваясь с глубокими радикальными преобразованиями и изменениями, множеством проблем на международном и внутригосударственном уровне, усложняющейся и отягощающейся с каждым днём антикоррупционной обстановкой, твёрдо придерживается применения методов верховенства закона для формирования базового единства мнений в обществе относительно работы по борьбе с коррупцией. Тем не менее, в настоящее время основным препятствием в инициации искоренения базовых причин коррупции на основе верховенства права вне зависимости от создания антикоррупционного правового порядка как такового является столкновение с социально-культурными преградами, что характерно для Китая так же, как и для России. Как сломить ошибочное традиционное мышление «лич-
ность правителя является решающим фактором порядка в стране» и концепцию «право выше закона» является одним из основных социальных затруднений в борьбе с коррупцией, основывающейся на действующем законодательстве. Опрос, проведенный в некоторых регионах среди партийных и административных руководящих кадров местного уровня и выше показал, что в понимании отношения между правом и законом, число респондентов, выбравших вариант «закон выше права» составило всего 38.7%, выбравших «право выше закона» 45.7%.[2] Имеется достаточно значительная разница между рациональным пониманием верховенства права кадрами высшего руководства и твердым отстаиванием принципов верховенства закона на практике, чем конкретнее вопрос, с которым сталкиваются подобные руководители, тем значительнее исчезновение принципов верховенства закона. Хотя Россия также строит правовую систему и институциональные структуры по борьбе с коррупцией, желаемые результаты в решении проблем коррупции еще не были достигнуты, причиной чего является ослабление и деконструкция силы закона в результате влияния культуры коррупции. В рамках опроса, проведенного в 2003 году среди выпускников юридических факультетов университетов российским криминологом Н. Б. Молашко, на вопрос «Возможна ли жизнь в России без взяток?» 99,5% студентов ответили отрицательно. [3] В 2007 году российский аналитический центр провел опрос общественного мнения, в соответствии с результатами которого 39% респондентов полагают, что коррупция в России не может быть ликвидирована, поскольку решение различного рода вопросов в повседневной жизни и в бизнесе с помощью коррупции по сравнению с законными путями более эффективно, происходит быстрее и требует меньших финансовых затрат. [4] Исходя из этого можно подумать, что коррупция стала в России культурной концепцией и жизненным укладом общества.
Первоочередной задачей Китая в области борьбы с коррупцией на основе закона является создание достаточно упорядоченной, комплексной антикоррупционной правовой системы, что также является основной предпосылкой борьбы с коррупцией на основании верховенства права. По международным обязательствам, принятым Китаем при присоединении к «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», последующая борьба Китая с коррупцией на основании верховенства права делится на два этапа. На первом этапе проводится интенсификация строительства порядка, исполняются два обещания: наказание в судебном порядке ряда коррупционеров и подготовка серии антикоррупционных законодательных актов и партийных правил, а также их судебное толкование двумя институтами, Верховным судом и прокуратурой, и усиление
мер наказания за преступные действия, связанные с коррупцией. На втором этапе должно произойти усиление сотрудничества с мировым сообществом: подписание двустороннего договора о выдаче и преследовании коррумпированных чиновников и призыве коррумпированных чиновников вернуться из-за рубежа, отток активов из-за рубежа, и представление белой книги «Борьба с коррупцией и строительство неподкупного аппарата».[5]
Вторая задача заключается в разработке специализированного антикоррупционного законодательства. 12 созыв Всекитайского собрания народных представителей включил антикоррупционное законодательство в пятилетнюю программу законодательной деятельности, пояснив, что путь и график антикоррупционного законодательства Китая становится все более отчетливым. С позиции антикоррупционного законодательства, антикоррупционный закон является основным законом борьбы с коррупцией в Китае, а также всеобъемлющим законом. В то же время, доказавшие в процессе длительной практики свою эффективность в предотвращении и борьбе с коррупцией административные и партийные законы, система правил были возведены в ранг законов, по-настоящему сделав закон самым важным, самым мощным инструментом решения проблемы коррупции.
Третья задача - совершенствование партийных правил. Соответствующие партийные правила являются как составной частью системы антикоррупционного правового порядка, так и основной гарантией исполнения законов, и играют незаменимую роль в ведении борьбы с коррупцией на основе принципа верховенства закона. С точки зрения правящей партии, требуется наладить связь между мерами по борьбе с коррупцией руководства партии и мерами по борьбе с коррупцией на основании законов, основываясь на методах верховенства закона, осуществлять строгое внутрипартийное управление и стимулировать управление партией на основе закона. Необходимо в соответствии с духом законов о борьбе с коррупцией делать упор на внутрипартийном контроле, разработке и совершенствовании внутрипартийных законов, укреплении партийных организаций всех уровней, установлении обязательного контроля над кадровыми партийными работниками. Недавно обнародованный «Регламент создания внутрипартийных нормативных актов Коммунистической партии Китая» и «Правила регистрации внутрипартийных нормативных актов и нормативных документов Коммунистической партии Китая» отметили реализацию партийного закона о законодательстве, которое поможет в принципе избежать или уменьшить несанкционированное, превышающее полномочия или повторное издание законов.
Кроме того, задачей также является определение и утверждение компетенции антикоррупционных ведомств. Действующие в Китае органы по борьбе с коррупцией учреждены достаточно рассредоточено, отсутствует единое, независимое управление по борьбе с коррупцией. Было отмечено, что существующие контрольные органы по проведению дисциплинарных расследований (Бюро по предотвращению коррупции), органы прокуратуры (управление по борьбе со взяточничеством и коррупцией) и другие специализирующиеся на борьбе с коррупцией организации провели интеграцию, учредили Национальный антикоррупционный комитет, создали независимое антикоррупционное специализированное учреждение. Организации по проведению дисциплинарных расследований должны концентрировать свои усилия на управлении партийной дисциплиной, содействии парткому в управлении стилем партийной работы, организации и согласовании внутрипартийного контроля. Контрольный орган не заведует делами, касающимися законов и судебных дел, он концентрирует свои усилия на контроле и проверках реализации прав, исполнении обязанностей, реализации программ правительственными учреждениями и административно-исполнительными органами, исправлении, проведении расследования и наказания за действия, нарушающие, не строго или недостаточно исполняющие закон. Таким образом, организация создает решение основных вопросов субъектов, исполняющих антикоррупционные законы.
Российская практика борьбы с коррупцией на основе верховенства права строится на упорядоченной правовой и институциональной системе предупреждения и борьбы с коррупцией.
Во-первых, основой борьбы с коррупцией является развитие «национальной стратегии по борьбе с коррупцией», всеобъемлющего планирования и организации антикоррупционной работы в стране. 22 января 2008 года Д.А. Медведев в своей предвыборной президентской программе выдвинул идею отнесения борьбы с коррупцией к государственным программам. В середине мая Россия заявила об официальном запуске «Национального плана противодействия коррупции», в июле «План» был подписан на официальном уровне. Был сформирован антикоррупционный исполнительный механизм, возглавляемый непосредственно Президентом РФ, рассмотрен и принят ряд программных мероприятий по борьбе с коррупцией, введен в действие ряд законов о борьбе с коррупцией. Национальная работа по борьбе с коррупцией возросла от «Национального плана» до уровня «национальной стратегии», это свидетельствует о том, что правительство России серьезно относится к решению вопросов борьбы с коррупцией с позиции страте-
гии будущего развития страны.
Во-вторых, принятие «закона о борьбе с коррупцией», совершенствование соответствующих законов и нормативных актов, обеспечение правовой основы для дальнейшего ведения антикоррупционной работы. Правительство Российской Федерации в антикоррупционной работе придает большое значение законам, нормативным актам, институциональному строительству. 25 декабря 2008 года, Дмитрий Медведев, в то время занимавший пост Президента России, подписал Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", а также ряд связанных с ним правовых документов, законодательство вступило в силу 1 января 2009 года.
В-третьих, создание системы декларирования и придания гласности официальными лицами сведений об имуществе, усиление общественного контроля над доходами правительственных чиновников. Российский федеральный закон «О противодействии коррупции» предусматривает, что чиновники российского правительства обязаны проходить процедуру декларирования и придания гласности сведений об имуществе, для успешной реализации данного закона, правительство России издало «Положение о порядке представления сведений о доходах, имуществе и ценных бумагах государственными чиновниками» и ряд других законов и нормативных актов, в которых представлены подробные требования к российским чиновникам касательно декларирования имущества.
В-четвертых, разработка серии вспомогательных мер по предупреждению коррупции. Например, подготовка реестра должностей, наиболее подверженных взяточничеству, осуществление работ по профилактике и контролю рисков в некоррумпированном аппарате; создание комплексной электронной базы данных по профилактике коррупции. Требование своевременно отмечать изменения в личных активах чиновников, положении членов их семьей, условиях жизни и труда и другой личной информации в целях усиления прозрачности декларирования правительственными чиновниками своих доходов и реальных активов; использование экономических методов для ужесточения наказания за коррупционное поведение; повышение профессиональных качеств государственных чиновников путем укрепления юридического образования, строгий отбор должностных лиц и другие меры, направленные на улучшение действий по профилактике коррупции.[6]
3. Вдохновение Китая борьбой с коррупцией на основе принципа верховенства закона в России
Практика создания в России антикоррупционной правовой системы на основе верховенства закона показала себя с положительной стороны, предоставив Китаю, по
меньшей мере, несколько идей по предупреждению коррупции, описанных ниже.
Во-первых, законы по борьбе с коррупцией должны приниматься на уровне комплексного планирования страны. В стратегическом плане национального развития должно быть тщательно продумано наказание и предотвращение коррупции в политической, экономической и социальной сфере. Наказание и предотвращение коррупции является системным процессом, особенно в таких странах, как Китай и Россия, с находящимися в процессе перестройки экономикой и социальной сферой, когда социальные противоречия накапливаются, страны сталкиваются с достаточно серьезной проблемой коррупции, поэтому в полной мере следует понимать длительность, сложность и обременительность работы по наказанию и предотвращению коррупции.
Во-вторых, создание совершенной правовой и институциональной системы наказания и предотвращения коррупции.
Наказание и предупреждение коррупции является делом принципа, серьезной работой в области политики, реализация каждой профилактической меры, наказание каждого коррупционного элемента должно происходить в соответствии с законом. Следуя опыту российского правительства в принятии «закона о борьбе с коррупцией», а также других законов и нормативных актов, необходима разработка и создание «закона о наказании и предупреждении коррупции», отвечающего требованиям существующей ситуации в Китае, в законодательной форме определить основные принципы действий по наказанию и предупреждению коррупции в стране, цели и систему руководства, решить ряд других основных вопросов, в то же время, произвести упорядочивание законов о борьбе с коррупцией, использующихся в качестве основного закона для партий и правительства, а также нормативных актов и нормативных документов, постепенно сформировать научную, тщательно упорядоченную, всеобъемлющую и эффективную систему законодательных и нормативных актов, направленных на наказание и предотвращение коррупции, гарантировать, что наша работа по противостоянию коррупции и поощрению бескорыстия идет путем легализации и стандартизации.
В-третьих, антикоррупционные меры, действующие в условиях современной обстановки в Китае. Создание системы декларирования и придания гласности официальными лицами сведений об имуществе, помещение под контроль народа доходов и имущественного положения правительственных чиновников, в настоящее время это очень распространенная, мощная мера в странах с низким уровнем коррупции, которая на практике доказала свою эффективность в области предотвращения коррупции.
В-четвертых, исследование технических мероприятий по наказанию и предотвращению коррупции. Работы по предотвращению коррупции являются системным процессом, которому требуется не только теоретическое руководство, но и техническая поддержка. Посредством заимствования российских технических средств борьбы с коррупцией, в систему осуществления властных полномочий исполнительной властью Китая внедряются технологии внутреннего контроля, производится поиск моментов в процессе осуществления властных полномочий, в которые существует вероятность нарушения рамок закона, затем создание превентивных мер и мер контроля рисков, гарантия осуществления властных полномочий в соответствии со стандартом; упорядочивание административной информации, законов, регламентов, норм, политических курсов, режимов и др. за счет развития системы электронного прави-
Библиография:
1. Ду Юнмин, Порядок декларирования имущества чиновниками в России и связанные с ним идеи [N], Ежедневная прокурорская газета, 2009-7-28.
2. Чжао Чжунцюань, При борьбе с коррупцией следует идти законным путем [N], Время учебы, 2013-06-24 (5)
3. (Россия) В.А. Номоконов: Существующее положение коррупции в России и исследование антикоррупционной политики, Вестник Института подготовки управленческого персонала провинции Хэйлунцзян, 2007№1
4. Янь У: Россия: коррупция - враг народа №1, Авангард, 2011№20
5. Цай Баоган, Регулирование, контроль и борьба с коррупцией по типу «вращающейся двери» [J], Право, 2010,1,67-76
6. Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, которым предлагается установить крупные штрафы за взятки и коммерческий подкуп [ EB/OL ]. http: / / /politics /5340934news.mail.ru
тельства, использование «жесткости» электронных программ, установление строгих правил работы власти, блокирование коррупционных лазеек, препятствие возникновению коррупционных деяний.
«Неукоснительное выполнение законов при управлении государством ведет к его расцвету, слабость законов ввергает государство в смуту и упадок» - при усилении честности и неподкупности правительства и создании правовых норм также требуется обеспечить их соблюдение. «Никто не должен нарушать установленные законы, преступник должен быть наказан» - необходимо строго следить за соблюдением закона, «нетерпимость к коррупции должна засесть глубоко в душе» - необходимо поддерживать авторитет закона, подлинно управлять страной в соответствии с законом и тогда «снижение коррупции до минимума» станет реально возможным.