Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-ИНДИЙСКИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ В XIX В.'

РОССИЙСКО-ИНДИЙСКИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ В XIX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
Индия / Российская империя / востоковедение / индология / образование / наука / сотрудничество / India / Russian Empire / Oriental studies / Indology / education / science / cooperation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шкунов Владимир Николаевич, Радченко Лариса Рафаэльевна

Статья посвящена вопросам становления и развития научно-образовательных связей Российской империи и Индии на протяжении XIX века. Представлена эволюция сотрудничества российских и индийских ученых, подчеркнута значимость экспедиций отечественных ученых на полуостров Инодостан, раскрыта научная деятельность российских востоковедов-индологов. Отмечен интерес ученых Российской империи к научной деятельности индийских коллег (в частности к трудам Раджаканта Деб Раджа Бахадура). Авторами отмечено расширение публикаций, посвященных Индии, ее культуре, образованию, науке, в отечественных журналах и монографиях на протяжении всего столетия. При этом количество публикаций к концу XIX века выросло кратно, что свидетельствовало об очевидных успехах отечественной индологии. В России сложилась школа востоковедов-индологов, владевших коренными языками народов Индии. Интерес к их научной деятельности проявляли коллеги как из стран Европы, США, так и Индии. В ведущих университетах Российской империи (Санкт-Петербург, Москва, Казань и др.) сложились востоковедные школы индологов, началась подготовка специалистов-индологов. Индийские ученые стали посещать Российскую империю, завязывали научные контакты со своими российскими коллегами. Следует отметить взаимовыгодный, равноправный, доброжелательный характер этого двустороннего сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-INDIAN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL RELATIONS IN THE 19TH CENTURY

The article is devoted to the formation and development of scientific and educational ties between the Russian Empire and India during the XIX century. The evolution of cooperation between Russian and Indian scientists is presented, the importance of expeditions of domestic scientists to the peninsula of Inodestan is emphasized, the scientific activity of Russian orientalists-Indologists is revealed. The interest of scientists of the Russian Empire in the scientific activities of Indian colleagues (in particular, the works of Rajakant Deb Raj Bahadur) was noted. The authors noted the expansion of publications on India, its culture, education, and science in domestic journals and monographs throughout the century. At the same time, the number of publications increased by a multiple by the end of the XIX century, which testified to the obvious successes of domestic indology. A school of orientalists-Indologists, who knew the indigenous languages of the peoples of India, has developed in Russia. Colleagues from both Europe, the USA, and India showed interest in their scientific work. Oriental schools of indologists have been established in the leading universities of the Russian Empire (St. Petersburg, Moscow, Kazan, etc.), and the training of indologists has begun. Indian scientists began to visit the Russian Empire and established scientific contacts with their Russian colleagues. It should be noted that this bilateral cooperation is mutually beneficial, equitable, and friendly.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-ИНДИЙСКИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ В XIX В.»

4. ПСЗ-Ш. Т. XVII. № 13 673 (24 января 1897 г.).

5. ПСЗ-Ш. Т. XXII. № 20 060а (11 мая 1901 г.).

6. ПСЗ-Ш. Т. XXIV. № 25 082 (29 августа 1904 г.).

© Сологуб К.Н., 2024

УДК 371

Шкунов Владимир Николаевич

Самарский федеральный исследовательский центр

Российской академии наук Самара, РФ Радченко Лариса Рафаэльевна ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»

Ульяновск, РФ

РОССИЙСКО-ИНДИЙСКИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ В XIX В.

Аннотация

Статья посвящена вопросам становления и развития научно-образовательных связей Российской империи и Индии на протяжении XIX века. Представлена эволюция сотрудничества российских и индийских ученых, подчеркнута значимость экспедиций отечественных ученых на полуостров Инодостан, раскрыта научная деятельность российских востоковедов-индологов. Отмечен интерес ученых Российской империи к научной деятельности индийских коллег (в частности к трудам Раджаканта Деб Раджа Бахадура). Авторами отмечено расширение публикаций, посвященных Индии, ее культуре, образованию, науке, в отечественных журналах и монографиях на протяжении всего столетия. При этом количество публикаций к концу XIX века выросло кратно, что свидетельствовало об очевидных успехах отечественной индологии. В России сложилась школа востоковедов-индологов, владевших коренными языками народов Индии. Интерес к их научной деятельности проявляли коллеги как из стран Европы, США, так и Индии. В ведущих университетах Российской империи (Санкт-Петербург, Москва, Казань и др.) сложились востоковедные школы индологов, началась подготовка специалистов-индологов. Индийские ученые стали посещать Российскую империю, завязывали научные контакты со своими российскими коллегами. Следует отметить взаимовыгодный, равноправный, доброжелательный характер этого двустороннего сотрудничества.

Ключевые слова

Индия, Российская империя, востоковедение, индология, образование, наука, сотрудничество.

Shkunov Vladimir N.

Samara Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

Samara Radchenko Larisa R.

Ulyanovsk State University Ulyanovsk

RUSSIAN-INDIAN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL RELATIONS IN THE 19TH CENTURY

Abstract

The article is devoted to the formation and development of scientific and educational ties between the Russian Empire and India during the XIX century. The evolution of cooperation between Russian and Indian scientists is presented, the importance of expeditions of domestic scientists to the peninsula of Inodestan is emphasized, the scientific activity of Russian orientalists-Indologists is revealed. The interest of scientists of the Russian Empire in the scientific activities of Indian colleagues (in particular, the works of Rajakant Deb Raj Bahadur) was noted. The authors noted the expansion of publications on India, its culture, education, and science in domestic journals and monographs throughout the century. At the same time, the number of publications increased by a multiple by the end of the XIX century, which testified to the obvious successes of domestic indology. A school of orientalists-Indologists, who knew the indigenous languages of the peoples of India, has developed in Russia. Colleagues from both Europe, the USA, and India showed interest in their scientific work. Oriental schools of indologists have been established in the leading universities of the Russian Empire (St. Petersburg, Moscow, Kazan, etc.), and the training of indologists has begun. Indian scientists began to visit the Russian Empire and established scientific contacts with their Russian colleagues. It should be noted that this bilateral cooperation is mutually beneficial, equitable, and friendly.

Keywords

India, Russian Empire, Oriental studies, Indology, education, science, cooperation.

XIX век стал временем расширения и упрочения российско-индийского торгово-экономического, социокультурного и научно-образовательного сотрудничества. Интерес к Индии резко возрос в начале столетия, когда планировался знаменитый военный поход в эту далекую страну в 1801 г. при императоре Павле I. Несмотря на то, что поход не состоялся, еще на этапе его подготовки выснилось отсутствие полных и достоверных сведений об Индии.

В январе 1857 г. из Императорской академии наук было направлено письмо в адрес известного индийского санскритолога Раджаканта Деб Раджа Бахадуру (1784 - 1867 гг.) с уведомлением об избрании его почетным иностранным членом Академии. Р.Д.Р. Бахадур был одним из образованнейшим ученых своего времени, много лет посвятившим изучению санскрита. Его капитальный труд - семитомный словарь «Sabdakalpadruma» (1819-1851), работа над которым заняла 36 лет, очень быстро стал популярным среди востоковедов Европы и в 1856 г. был получен в Санкт-Петербурге Академией наук. Высоко оценивая словарь Бахадура, отечественные востоковеды и ходатайствовали об избрании индийского ученого почетным иностранным членом Императорской академии наук Российской империи [5].

Вторым индийцем, избранным в 1888 г. почетным членом российской академии, стал археолог и санскритолог Бхандаркар Рамакришна Гопал (1837 - 1925 гг.). Его труды были хорошо известны в Европе, включая Российскую империю. Неслучайно индийский ученый также являлся почетным членом востоковедных обществ Италии, США, Германии и других стран. Б.Р. Гопал хорошо знал И.П. Минаева, К.С. Веселовского, Ф.И. Щербатского и других отечественных ученых [6, л.1-1об.].

В 1874-1875 гг. выдающийся отечественный индолог Иван Павлович Минаев предпринял экспедицию в Индию, где познакомился со многими известными учеными, побывал в нескольких научных и образовательных учреждениях. В 1880 г. профессор в течение пяти месяцев снова находился в Индии. В своей «Записке» по итогам экспедиции И.П. Минаев писал о том, что «в числе своих знакомых я мог бы назвать несколько выдающихся туземных ученых и политических писателей» [1,

л.22], Характеризуя британскую образовательную систему в Индии, профессор отмечал: «...туземцы, прошедшие через английские школы, стали лучшими рабами, вечными покорными слугами и плохими подражателями своих господ» [1, л.24]. Вместе с тем, российский путешественник отмечал рост национального самосознания индийской интеллигенции, в которой наблюдалось «взаимное понимание».

Автор также привел пример деятельности элитных учебных заведений, предназначенных для молодых князей (раджей) и юношей из числа высшей индийской аристократии. В одном из учебных заведения И.П. Минаев побывал (школа в Индоре). В своей «Записке» он достаточно подробно охарактеризовал особенности обучения индийской знати, во многом подражавшей британским колониальным властям в спортивных увлечениях, в новых европейских привычках, поведении, презрительном отношении ко всему индийскому и т.д.

В 1886 г. И.П. Минаев предпринял третью поездку в Индию. В своем отчете о путешествии автор заметил, что «немногие русские путешественники, побывавшие в Индии, привозят оттуда рассказы о какой-то необъяснимой любви индусов к России, русским и т.д.» [2, л.2].

Два путешествия в Индию совершил выдающийся русский художник В.В. Верещагин (в 1874-1876 гг. и в 1882-1883 гг.). В своих «очерках» и «путевых заметках» художник (точнее, наблюдения фиксировала его супруга Елизавета Кондратьевна, путешествовавшая вместе с Верещагиным) дал подробное описание своего путешествия, включая уникальные сведения о княжестве Сикким. Материалы, собранные Василием Васильевичем, расширили знания об Индии в российском обществе, особенно о труднодоступных регионах страны (Ладакх, Кашмир, Сикким и др.), а его картины дали уникальную возможность увидеть Индию глазами русского художника.

В 1877 г. в Россию был приглашен ученый бенгалец Нишиканта Чатопаддхая (1852 - 1910 гг.) для преподавания бенгальского языка и санскрита в Санкт-Петербургском университете. Индиец хорошо знал и ценил И.П. Минаева, переписывался с ним, направлял ему свежие индийские газеты. Впоследствии отношения между ними испортились [4, л.24-25 об.].

В переписке с И.П. Минаевым состояла и «русская, но страстная буддистка» Е.П. Блаватская. Она информировала русского востоковеда о новостях индийской науки, защищенных диссертациях на санскрите, о присылке в ее адрес редких индийских монет, которые она была намерена передать в дар Петербургскому музею и т.д. [3, л.2]. Ее информация имела исключительно важный характер для отечественных индологов.

Также следует отметить особый вклад в развитие двусторонних отношений поездки наследника Николая Александровича в Индию осенью 1890 г. Посещение крупных городов Индии, встречи с местными индийскими правителями (магараджами), а также представителями британской колониальной администрации, офицерами английской армии, участие наследника в тигровой охоте в Джайпуре, посещение ковровых фабрик и фабрик шалей, приобретение различных индийских товаров - все это, безусловно, способствовало расширению знаний об Индии, отраженных в многочисленных публикациях после возвращения Николая Александровича в Россию [8].

Мы остановились лишь на некоторых направлениях российско-индийского научно-образовательного сотрудничества на протяжении XIX в., привлекая, преимущественно, архивные документы. Отдельные его аспекты отражены в фундаментальной монографии отечественных авторов «Россия и Индия», а также в наших предыдущих публикациях [7]. Именно в XIX веке были заложены основы взаимовыгодного, равноправного, добрососедского научно-образовательного сотрудничества между Россией и Индией, динамично развивалась индология как наука, сложились научные школы и центры по изучению Индии, ее культуры, экономики, политики, образования, науки. Значительный вклад в развитие этого сотрудничества внесли выдающиеся отечественные востоковеды и индийские ученые.

Список использованной литературы:

1. Записка профессора Санкт-Петербургского университета действительного статского советника И.П. Минаева о своей второй поездке в Индию // РГВИА. - Ф.ВУА, д.6924. -Лл.22 - 27.

2. Записка профессора Санкт-Петербургского университета действительного статского советника И.П. Минаева о его третьей поездке в Индию // АВПРИ. - Ф. Среднеазиатский стол, д.1694. - Лл.2 - 14 об.

3. Письмо Е.П. Блаватской, секретаря Бомбейского отделения Американского Теософического общества, профессору И.П. Минаеву с предложением своих услуг и дара древних индийских монет // СПБ. Филиал Института востоковедения РАН. - Архив востоковедов. - Ф.39, оп.2, ед.хр.1. - Лл.1-4.

4. Письмо Нишиканты Чаттопадхьяя профессору И.П. Минаеву о необходимости поддерживать сотрудничество и о снабжении индийской периодикой // РГАЛИ. - Ф.1696, оп.1, ед.хр. 399. - Лл.24 -25 об.

5. Письмо Радхаканты Раджи Бахадура непременному секретарю Императорской академии наук А. Ф. Миддендорфу с благодарностью за избрание почетным членом Академии // АРАН (СПб.), ф. 1, оп. 2, 1857, № 39, § 79, л. 1.

6. Письмо санскритолога Рамакришны Гопала Бхандаркара непременному секретарю Императорской академии наук К.С. Веселовскому с благодарностью за избрание его почетным членом Академии // АРАН (СПб.). - Ф.1, оп.2, №33, §43. - Лл.1 - 1об.

7. Россия и Индия / Отв. редакторы Н.А. Халфин, П.М. Шаститко. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1986. - 356 с.

8. Ухтомский Э.Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. В 3-х тт. - Т.2. - СПб. - Лейпциг: Типография Ф.А. Брокгауза, 1895. - 488 с.

©Шкунов В.Н., Радченко Л.Р., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.