Научная статья на тему 'Российско-германские отношения: специфика и перспективы развития'

Российско-германские отношения: специфика и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5305
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
"ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДИАЛОГ" / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ВЕДОМСТВ РОССИИ И ГЕРМАНИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГАЗОПРОВОД "СЕВЕРНЫЙ ПОТОК" / ДВУХСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / "PETERSBURG DIALOGUE" / GAS PIPELINE "NORD STREAM" / INTERACTION OF FOREIGN POLICY DEPARTMENTS OF RUSSIA AND GERMANY / ECONOMIC RELATIONS / BILATERAL RELATIONS / ECONOMIC INTERESTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гамзалов Станислав Джахпарович

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития и становления российско-германских отношений на современном этапе. Анализируются стратегические моменты партнерства между Россией и Германией, рассматриваются долгосрочные цели, принципы равноправного партнерства, общие прагматические интересы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the author considers problems and perspectives of development and formation of the Russian-German relations at the present stage. Strategic moments of partnership between Russia and Germany are analyzed, long-term purposes and principles of equal in rights partnership, common pragmatic interests are considered.

Текст научной работы на тему «Российско-германские отношения: специфика и перспективы развития»

МежАцнар%дные %тн%шения

Станислав ГАМЗАЛОВ

РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития и становления российско-германских отношений на современном этапе. Анализируются стратегические моменты партнерства между Россией и Германией, рассматриваются долгосрочные цепи, принципы равноправного партнерства, общие прагматические интересы.

In article the author considers problems and perspectives of development and formation of the Russian-German relations at the present stage. Strategic moments of partnership between Russia and Germany are analyzed, long-term purposes and principles of equal in rights partnership, common pragmatic interests are considered.

Ключевые слова:

«Петербургский диалог», взаимодействие внешнеполитических ведомств России и Германии, экономические отношения, газопровод «Северный поток», двухсторонние отношения, экономические интересы; «Petersburg dialogue», interaction of foreign policy departments of Russia and Germany, economic relations, gas pipeline «Nord Stream», bilateral relations, economic interests.

Отношения между Россией и Германией всегда имели особое значение на международной арене. От их характера в решающей степени зависят траектория развития европейской цивилизации, расстановка и баланс сил в стремительно меняющемся глобальном мире. Лидерами обеих стран заявлено, что в двустороннем сотрудничестве между нашими государствами взят курс на стратегическое партнерство. Так, канцлер ФРГ А. Меркель в интервью газете «Файнэншл таймс Дойчланд» подчеркнула: «...мы не случайно называем наши отношения стратегическим партнерством»1. В свою очередь, В.В. Путин говорит, что Германия является нашим ключевым и стратегическим партнером, что добрые двусторонние отношения позволяют нам более эффективно участвовать в решении мировых проблем: «У России и Германии сейчас все возможности ставить и решать качественно новые, более сложные и масштабные задачи. Мы опираемся на уже достигнутый высокий уровень партнерства»2.

Данные практически всех опросов общественного мнения за последние годы показывают, что Германия в глазах россиян остается одним из главных наших союзников. Например, согласно опросу («Назовите пять стран, которые вы могли бы назвать наиболее близкими друзьями, союзниками России»), проведенному аналитическим центром Юрия Левады 11—14 мая 2007 г., Германия находится на третьем месте (24%), уступая лишь Казахстану (39%) и Белоруссии (38%), а враждебно настроенной ее считают всего лишь 2% россиян3.

В основе стратегического партнерства между Россией и Германией находятся общие прагматические интересы и близость долгосрочных целей, равноправное партнерство, доверие и взаимопомощь. К настоящему времени создана прочная правовая база их двусторонних отношений. В ее основе лежит так называемый «большой» Договор 1990 г. о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, который охватывает практически все принципиально важные направления взаимоотношений — от совместных действий по обеспечению международного мира и борьбы с терроризмом до кооперации в экономической и гуманитарно-культурной сферах. Многие

ГАМЗАЛОВ

Станислав

Джахпарович —

соискатель

Российской

академии

государственной

службы при

Президенте

Российской

Федерации

kamzes@hotmail.com

1 www.fondsk.ru/article

2 www.mid.ru/ns-reuro.nsf/

3 www.polit.ru/research/2007/06/05/countries.html

вопросы регулируются Договором о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники (действует до 2010 г.), целым рядом других долгосрочных соглашений. Хорошим механизмом развития нашего сотрудничества выступают ежегодные российско-германские межгосударственные консультации на высшем уровне под эгидой президента России и канцлера ФРГ Эффективно работают российско-германский Кооперационный совет, возглавляемый министрами экономики двух стран, образованная в 2000 г. рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества (в ее составе — «профильные» заместители министров экономики, финансов, промышленности и науки, иностранных дел).

Важной составной частью формирующегося механизма стратегического партнерства стала организация диалога гражданских обществ двух стран на базе созданного президентом и канцлером дискуссионного форума общественности «Петербургский диалог». Среди его учредителей — авторитетные представители интеллигенции России и Германии, небезразличные к тому, как будут развиваться отношения между грядущими поколениями россиян и немцев, и готовые внести свой вклад в окончательное преодоление все еще присутствующих в общественном сознании клише периода холодной войны, а также новых предубеждений и негативных штампов, создаваемых подчас под воздействием тенденциозной информации.

Стратегическое партнерство двух стран выстраивается по трем направлениям: политическая сфера, торгово-экономические отношения, культурно-гуманитарные связи.

Сферы совпадения или значительной близости политических интересов России и Германии сегодня очевидны. Это, прежде всего, обеспечение международной и региональной стабильности, в т.ч. в условиях существования глобальной террористической угрозы. Действуя совместно либо на параллельных курсах, Москва и Берлин способны внести весомый вклад в формирование новой системы международной безопасности, обеспечивающей надежную защиту их граждан и опирающейся на основополагающие принципы международного права.

В числе наших общих важнейших приоритетов — своевременная профилактика потенциальных кризисных очагов и содействие продвижению в урегулировании застарелых конфликтов в Европе (Балканы, Закавказье) и ее ближайшем окружении (прежде всего, на Ближнем Востоке). С учетом декларируемой Берлином готовности в целом брать на себя большую ответственность в международных делах, потенциал сотрудничества объективно возрастает. Взаимодействие внешнеполитических ведомств России и Германии, согласование подходов к наиболее важным международным проблемам в последние полтора-два года стали нормой. Оно касается и сюжетов, выходящих за рамки собственно двусторонних отношений, как, например, стратегической стабильности с акцентом на СНВ — ПРО или нераспространения или радикального сокращения различных видов оружия массового уничтожения и средств его доставки. В российско-германской повестке дня много совместимых позиций по различным международным вопросам. В их числе находятся борьба с трансграничной организованной преступностью, цивилизованное решение миграционных проблем, поддержание экологической безопасности, предотвращение возникновения чрезмерного разрыва в уровнях жизни близлежащих государств и многое другое.

Конечно же, как у любых партнеров и даже ближайших союзников, наши взгляды на тактику и механизмы действий здесь могут в чем-то расходиться, а в ряде аспектов присутствуют и серьезные разногласия. Однако исключительно важно при этом, что поиск баланса интересов ведется Москвой и Берлином на равноправной и конструктивной основе, на базе единой системы цивилизационных ценностей.

В Берлине не могут не понимать, что Россия — это «стабилизатор» Евразии и «окно» Германии в данный регион. В Москве сознают, что Германия для России — одна из ключевых стран Европы. Именно на этой основе в последние годы и развивалось, причем по восходящей, взаимодействие России и ФРГ в политической области — от объединения Германии и беспрецедентного по целому ряду параметров (военных, финансовых, экономических) вывода российских войск с ее территории до вступления России в «восьмерку» и начала процесса становления качественно

новых отношений с Евросоюзом и НАТО, которые были бы невозможны без активной поддержки со стороны Германии.

Сегодня как никогда очевидно — опыт прошлого и интересы всех государств Европы диктуют необходимость включения России и Германии в единую систему координат в сфере безопасности. Вырабатываемая новая философия сотрудничества России с НАТО и ЕС, включая ее военно-политический компонент, открывает для этого исторический шанс. В Москве хотели бы искренне рассчитывать на дальновидный и по-настоящему партнерский подход Берлина к этой работе.

Российско-германские экономические отношения отличает впечатляющая динамика. Товарооборот за 2006 г. в стоимостном выражении вырос на 30% и достиг 42,9 млрд долл. Германия традиционно является крупнейшим торговым партнером России, ее доля в совокупном внешнем торговом обороте Российской Федерации стабильно держится на уровне 10% (для сравнения: доля США — около 4,5 %). Германия также традиционно крупнейший поставщик машин и оборудования в Россию, они составляют 58% стоимости германского экспорта в РФ. В свою очередь, на Россию приходится около 2,5% внешнеторгового оборота Германии, среди торговых партнеров которой Россия занимает 13—14-е места. При этом поставки из России покрывают импортные потребности ФРГ в газе на 34%, нефти — на 33%, цветных металлах и удобрениях — более чем на 10%'.

Германия входит в число четырех-пя-ти крупнейших зарубежных инвесторов России. Накопленный объем германских инвестиций в российскую экономику составляет около 9 млрд долл. Это значительно превышает масштабы инвестиционной деятельности российских предприятий на рынке ФРГ, оцениваемые примерно в 0,5 млрд долл.

Весьма внушительные объемы торговли и значительные масштабы присутствия германского бизнеса на российском рынке (в России насчитывается 4,5 тыс. представительств, около 3,5 тыс. немецких фирм) позволяют считать, что ограничения институционального характера, затрудняющие проникновение на российский рынок, постепенно ликвидируются либо смягчаются.

Многие препятствия устраняются в связи с подготовкой к вступлению России в ВТО, остающиеся же, видимо, удается обходить. Однако сохраняются проблемы, обусловленные инерционностью системы и определенно не способствующие расширению деловой активности на российском рынке. К ним следует, прежде всего, отнести чрезмерный бюрократизм, непрозрачность принятия административных решений, особенно на локальном уровне, слабости российской банковской системы, усложненность таможенных процедур, практическое отсутствие государственной поддержки малого и среднего бизнеса и предпринимательской и инновационной инициативы в целом. Но, во-первых, с перечисленными трудностями приходится иметь дело не только и не столько западным, но и отечественным бизнесменам, а во-вторых, все же в целом деловой климат в России за последние 6—7 лет существенно оздоровился.

Российское присутствие в Германии также становится все заметнее. Здесь зарегистрировано порядка 3 тыс. российских фирм — больше, чем в любой другой европейской стране. Однако в большинстве своем эти представительства выполняют торгово-закупочные функции, связанные с импортом германских товаров и услуг, и мало кто из российских фирм занимается продвижением своей продукции на германский рынок.

Вряд ли в этом случае можно говорить о каком-то дискриминационном подходе, о перекрытии доступа на рынок. Конечно, для представителей отдельных секторов и отраслей российской экономики такие проблемы, как европейские антидемпинговые процедуры в отношении ряда товаров, квоты ЕС на поставки металлургической продукции, ограничения на поставку ядерных материалов, являются весьма ощутимыми барьерами. Но все же главная причина крайне незначительных поставок готовой продукции из России в Европу, в т.ч. в Германию, — высокая рентабельность экспорта сырья и энергоносителей при большом спросе на них в Европе и ФРГ. Энергетика стала в последнее время едва ли не центральной темой в российско-германских отношениях. ФРГ и Россия приняли решение о строительстве газопровода «Северный

1 www.vneshmarket.ru/content/

поток»1 по дну Балтийского моря, которое было встречено с большим скепсисом в так называемых «транзитных государствах».

В последнее время в России, по всей видимости, пришло осознание того, что соотношение между импортом и экспортом готовой продукции и сырья можно выправить, но вряд ли существенно изменить. Рынок не обманешь — продается то, что пользуется спросом у потребителя и что приносит прибыль продавцу. Однако и из положения крупнейшего в Европе поставщика энергоносителей, каковым является Россия, можно извлечь намного больше и экономических, и политических выгод, чем это имело место до сих пор. Именно осознание этого факта, похоже, обусловливает ужесточение позиции России в отношениях со своими соседями и партнерами по СНГ и определяет нежелание Москвы подписать Энергетическую хартию в ее нынешнем виде и транзитный протокол к ней.

В двусторонних отношениях необходимо стремиться к тому, чтобы взаимозависимость перерастала во взаимопереплетение, или «проникновение», экономических интересов, о котором говорит канцлер А. Меркель. Реализация этого нового подхода вряд ли возможна без еще большего открытия рынков сотрудничающих стран и облегчения возможностей для инвестиционного участия.

Российский бизнес стремится получить доступ не только к газораспределительным сетям, но и к высокотехнологичным производствам в странах ЕС, и в Германии в частности. В тесном, насыщенном конкуренцией европейском экономическом пространстве возникают новые игроки из России, и совершенно понятно, что их появлению не очень-то рады. Но, как показывает практика, проблемы решаются на основе взаимных уступок, и лучше всего удается договариваться тогда, когда речь заходит об обмене активами.

И наконец, о третьем, не менее важном духовно-психологическом аспекте

1 «Северный поток» — Nord Stream (ранее Северо-Европейский газопровод) — газопровод между Россией и Германией по дну Балтийского моря, соглашение о строительстве которого было подписано в начале сентября 2005 г. в ходе визита российского президента Владимира Путина в Германию. Строительство началось 9 декабря 2005 г., планируемый срок окончания строительства - 2010 г.

стратегического партнерства, его демографической и культурно-гуманитарной составляющей.

Русская и немецкая культуры как части общеевропейской культуры равноценны, самодостаточны и в то же время взаимодополняемы и взаимообогащаемы. Русская литература, музыка, живопись стали органичной частью немецкого общества и наоборот.

Отрадно, что российско-германское партнерство не замыкается сегодня исключительно на межгосударственном уровне отношений, а реально развивается вширь и вглубь. Большинство федеральных земель ФРГ поддерживают устойчивые и весьма интенсивные связи с регионами Российской Федерации, более 80 пар городов в России и Германии, около 330 университетов обеих стран объединены партнерскими отношениями. 2007 г. был объявлен годом Сибири в Германии. Объем этих связей характеризуют и 150 регулярных авиарейсов, осуществляемых еженедельно между нашими странами.

Красноречивы и такие цифры: свыше 2 млн чел., для которых русский язык является родным, переехали за последние десять лет на постоянное жительство в ФРГ из стран бывшего СССР.

Особое место в формировании объективного образа страны-партнера, развитии действительно прочных контактов между людьми — важнейшей опоры двусторонних отношений имеет вопрос о прямом общении россиян и немцев, предполагающем знание языка своих соседей. Сегодня русский язык изучают в Германии около 200 тыс. чел., более 4 млн чел. учат немецкий в российских школах и вузах. Каждый третий человек в мире, который изучает немецкий язык как иностранный, проживает в России, а в Германии изучают русский язык столько же людей, сколько во всем Европейском союзе. Потенциал знающих и понимающих язык партнеров в обеих странах намного больше. Немцы с большим отрывом лидируют по количеству туристических поездок, совершаемых в Россию2.

Таким образом, можно констатировать, что российско-германские отношения на современном этапе имеют устойчивую динамику развития. Россия и Германия обоюдно заинтересованы в долгосрочном стратегическом партнерстве.

2 www.niros.ru/articles/62.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.