Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЙ САММИТ В ЖЕНЕВЕ: "ЗАРНИЦЫ СЧАСТЬЯ" В МИРЕ БЕЗ НАДЕЖДЫ'

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЙ САММИТ В ЖЕНЕВЕ: "ЗАРНИЦЫ СЧАСТЬЯ" В МИРЕ БЕЗ НАДЕЖДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САММИТ ПУТИНА БАЙДЕНА В ЖЕНЕВЕ 2021 / ДОГОВОР О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОКРАЩЕНИЮ И ОГРАНИЧЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СНВ-III) / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / УКРАИНА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Понамарева Анастасия

В статье рассмотрены динамика и итоги российско-американского саммита с участием глав государств, прошедшего в Женеве 16 июня 2021 г. Автор делает попытку оценить вероятность того, что достигнутые на встрече договоренности о стратегическом диалоге и поиске новых правил игры с учетом модернизации технологий станут основой для постепенного потепления в отношениях Москвы и Вашингтона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЙ САММИТ В ЖЕНЕВЕ: "ЗАРНИЦЫ СЧАСТЬЯ" В МИРЕ БЕЗ НАДЕЖДЫ»

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

союзниками по Атлантике, а также ухода из политики такого политического тяжеловеса, как А. Меркель, пользующегося непререкаемым авторитетом в Европе, последней неизбежно предстоит побороться за европейское лидерство. И здесь было бы уместным вспомнить высказывание 26-го президента США Теодора Рузвельта: «Люди спрашивают, какая разница между лидером и боссом. Лидер работает в открытую, босс -в закрытую. Лидер ведет, босс погоняет». Администрация 46-го президента США в реализации своей

внешнеполитической доктрины и борьбе за стратегический выигрыш в противостоянии с Пекином пока явно делает ставку на второй вариант. Кроме того, не стоит забывать и о том, что любому мировому гегемону априори присуща структурная ошибка культуры принятия решений - неумение идти на компромисс. Даже если он гарантирует выигрыш для обеих сторон. И остальному миру следует быть к этому готовым: иллюзии в политике лишь умножают предрассудки и, как правило, приводят к горьким разочарованиям.

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЙ САММИТ В ЖЕНЕВЕ: «ЗАРНИЦЫ СЧАСТЬЯ» В МИРЕ БЕЗ НАДЕЖДЫ

Анастасия Понамарева,

Зав. Отделом проблем европейской безопасности ИНИОНРАН

Аннотация. В статье рассмотрены динамика и итоги российско-американского саммита с участием глав государств, прошедшего в Женеве 16 июня 2021 г. Автор делает попытку оценить вероятность того, что достигнутые на встрече договоренности о стратегическом диалоге и поиске новых правил игры с учетом модернизации технологий станут основой для постепенного потепления в отношениях Москвы и Вашингтона.

Ключевые слова: саммит Путина Байдена в Женеве 2021; Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III); кибер-безопасность; Украина; права человека.

Keywords: Putin Biden Summit in Geneva 2021; Strategic Arms Reduction Treaty (New START); cybersecurity; Ukraine; human rights.

6 июня 2021 г. состоялся первый за последние три года российско-американский саммит с участием глав государств. Последний раз лидеры США и России встречались в 2018 г., когда В.В. Путин проводил переговоры с предшественником Дж. Байдена -Д. Трампом - в Хельсинки.

На консультациях в узком составе помимо президентов присутствовали министр иностранных дел С.В. Лавров и государственный секретарь США

Э. Блинкен. Затем переговоры продолжились в расширенном составе: на второй сессии было задействовано больше помощников, в том числе послы А. И. Антонов и Дж. Салливан, начальник Генерального штаба ВС России В.В. Герасимов и спецпредставитель Президента РФ по Сирии А.Л. Лаврентьев, заместитель госсекретаря по политическим делам В. Нуланд, директор по России и Центральной Азии Совета национальной безопасности при Белом доме Э. Грин.

Встреча в узком составе началась около 14.36 (мск) и должна была завершиться в 15.45, однако главы государств беседовали до 16.19. Если первый раунд переговоров продлился на полчаса больше, чем было запланировано протоколом, то сам саммит занял всего три с половиной часа вместо предполагавшихся четырех с половиной1. Отметим, что на встречу Путина и Байдена курс рубля в ходе валютных торгов Московской биржи отреагировал ростом, составив 71,86 рубля за доллар и 87,12 рубля за евро на 14.31 (мск)2.

1 Саммит Россия-США в Женеве завершился // Известия. -16 июня 2021 г. - https://iz.ru/1179608/2021-06-16/sammit-rossiia-ssha-v-zheneve-zavershilsia

2 Рубль перешел к росту на фоне встречи Путина и Байдена // ТАСС. - 16 июня 2021 г. - https://tass.ru/ekonomika/ 11664105

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

Как обозначил в интервью Radio Classique директор парижского Института международных и стратегических отношений (L'Institut de relations internationales et stratégiques, IRIS) Паскаль Бонифас, переговоры с российским президентом стали неотъемлемой частью дипломатического марафона Байдена, призванного «подтвердить возвращение Америки к международному сотрудничеству, как это уже имело место в борьбе с глобальным потеплением, и обозначить явный разрыв со стратегией Трампа»1. Однако траектория движения Байдена на саммит с Путиным полностью повторяла траекторию его предшественника, прибывшего на встречу с российским лидером после визита в Великобританию. Байден также начал с общения с европейскими союзниками: 11-13 июня он принял участие в саммите G7 в Великобритании, 15 июня провел встречу с руководством ЕС2. Центральным в цепочке трех крупных встреч лидеров ведущих организаций западного мира, ради которых президент США прилетел в Европу, стал прошедший 14 июня в Брюсселе саммит НАТО.

Учтя ошибки 45-го президента США, администрация Байдена тем не менее отказалась от предложения провести совместную с Путиным пресс-конференцию по итогам Женевского саммита. С точки зрения экс-посла США в РФ М. Майкфола, это решение было продиктовано опасениями оказаться в ситуации, аналогичной имевшей место в Хельсинки, когда Трампа раскритиковали за слабое выступление на фоне главы РФ3.

В своей оценке закрытого формата встречи и отказа сторон от совместной пресс-конференции экспертное сообщество разделилось на два неравновесных лагеря. Немногочисленные политические оптимисты усмотрели в этом свидетельство серьезности вынесенных на переговоры вопросов, реалисты же сочли подобное отсутствие транспарентности способом замаскировать легко прогнозируемое отсутствие прорывных решений по тем самым серьезным вопросам. Позицию последних максимально емко выразил министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, когда, отвечая на вопросы аудитории в рамках своего выступления на международном форуме «Примаковские чтения» 9 июня 2021 г., заявил: «У нас нет никаких завышенных ожиданий, иллюзий о том, что грядут некие "прорывы". Но есть объективная необходимость в обмене мнениями на высшем уровне о том, какие угрозы видят Россия и США как две крупнейшие ядерные державы на международной арене»4.

1 Rencontre Biden / Poutine: «La menace Russe est plus un souvenir qu'une réalité pour lesEtats-Unis» // Radio Classique. -12.06.2021. - https://www.radioclassique.fr/magazine/articles/rencontre-biden-poutine-la-menace-russe-est-plus-un-souvenir-quune-realite-pour-les-etats-unis/

2 Встреча президентов России и США на Женевском озере. Что важно знать // РБК. - 15 июня 2021 г. - https://www. rbc.ru/politics/15/06/2021/60c3278f9a794733670d1dc 1

3 Макфол: США отказались от общей пресс-конференции с Путиным, боясь повторения Хельсинки // ТАСС. - 16 июня 2021 г. - https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11662401

4 Выступление и ответы на вопросы министра иностранных

дел Российской Федерации С.В. Лаврова на международном фору-

В рамках настоящей статьи мы попытаемся ответить на вопрос: можно ли считать самым ценным итогом саммита сам факт его проведения, а также проанализируем, какого рода «красные линии» обозначили друг другу на встрече Москва и Вашингтон.

Состояние российско-американских дипломатических отношений накануне саммита

За время, прошедшее со встречи Путина и Трампа в Хельсинки, официальные Москва и Вашингтон дополнительно осложнили работу дипломатических миссий друг друга. Весной 2021 г. послы России и США А.И. Антонов и Дж. Салливан вернулись в свои столицы, что стало еще одним символом общего понижения уровня отношений. Россия внесла США в список недружественных государств, запретив посольству нанимать на работу россиян, что привело к дальнейшему сокращению численности посольства и остановке выдачи россиянам американских виз5. Не обошлось и без взаимной высылки дипломатов. В связи с «делом Навального» Минфин США объявил о санкциях в отношении первого зам. руководителя администрации Президента РФ С.В. Кириенко, директора ФСБ А.В. Бортникова и других российских официальных лиц. Кроме того, в санкционный список (SDN OFAC) попали три российских НИИ: 27-й Научный центр и 33-й Центральный научно исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ, а также Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии как учреждения, которые якобы «участвовали или пытались участвовать в действиях или сделках, которые содействовали распространению оружия массового уничтожения или его способа доставки, или создавали риск подобного содействия»6. В период президентства Байдена Вашингтон дважды вводил санкции против России, поводами к чему помимо «отравления» оппозиционера А. Навального служили так называемое вмешательство Москвы в президентские выборы в США 2020 г. и кибератака на компанию SolarWinds. В свою очередь МИД РФ ввел санкции против генерального прокурора США М. Гарланда, директора ФБР К. Рэя, бывшего советника по национальной безопасности при администрации Б. Обамы С. Райс и ряда других действующих и бывших американских высокопоставленных чиновников, причастных к реализации антироссийского курса, запретив

ме «Примаковские чтения» в режиме видеоконференции, Москва, 9 июня 2021 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации. - 9 июня 2021 г. - https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4779515

5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 1230-р // Официальный интернет-портал правовой информации. - 13 мая 2021 г. - http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202105140026?index=1&range Size=1

6 Treasury Sanctions Russian Officials in Response to the No-vichok Poisoning of Aleksey Navalny. - March 2, 2021. - https:// home.treasury.gov/news/press-releases/jy0045

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

им въезд на территорию страны1. Показательно, что экономическим фоном встречи стали вступившие в силу 14 июня санкции США, запрещающие американским инвесторам покупать российские облигации федерального займа (ОФЗ) на аукционах Минфина, и решение Правительства РФ о полном выходе Фонда национального благосостояния (ФНБ) из долларовых активов. Объявив о дедолларизации ФНБ незадолго до саммита, правительство направило сигнал рынкам и Вашингтону, что санкционное давление не заставит Москву изменить свое поведение и в ответ она только усилит свою макрофинансовую защиту.

«Красные линии» и point of reference

В преддверии саммита российская сторона акцентировала необходимость прояснить позицию США в отношении вопросов стратегической стабильности и кибербезопасности; американская же - обозначала отсутствие стремления к эскалации напряженности вкупе с готовностью обсуждать вопросы, по которым у Москвы и Вашингтона есть возможности взаимодействия. Хотя оба лидера сошлись во мнении, что отношения США и России, как было заявлено В.В. Путиным в интервью американскому каналу NBC, «опустились до низшей точки за последние годы»2, анонсированная повестка - двусторонние отношения, Украина, Ливия, Сирия, КНДР, Афганистан, пандемия COVID-19 - мало чем отличалась от сформулированной три года назад. В 2018 г. в центре внимания также были кризисное состояние двусторонних отношений и пути его выправления, международные вопросы (Сирия, КНДР и др.).

В ходе встречи каждая из сторон осталась «при своем», повторив озвученные ранее позиции. Байден показал, что он ни в коей мере не является «Рукой России» в терминологии С. Тэлботта, и далек от стремления к интенсивной персонализации дипломатии, которая наблюдалась в тандеме Клинтона-Ельцина. Таким образом, рассчитывать на то, что взаимопонимание между лидерами разрешит или смягчит дискуссии о роли России в мире после холодной войны, не приходится.

В частности, глава Белого дома подверг жесткой критике попытки вмешательства в выборы и давление на оппозицию в России. В свою очередь В.В. Путин обвинил США в поддержке российской оппозиции и сравнил действия структур Навального со штурмом Капитолия и беспорядками на фоне насилия против афроамериканцев3. Когда Байдена попросили про-

1 О запрете на въезд в Российскую Федерацию некоторым гражданам США // Министерство иностранных дел Российской Федерации. - 16 апреля 2021 г. - https://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/ 4689150

2 Цит. по: Герейханова А. Владимир Путин дал интервью американскому телеканалу NBC. Главное // Российская газета. -12 июня 2021 г. - https://rg.ru/2021/06/12/vladimir-putin-dal-interviu-amerikanskomu-telekanalu-nbc-glavnoe.html

3 Стенограмма: О чем рассказал Владимир Путин по итогам переговоров с Байденом // Российская газета. - 16 июня 2021 г. - https://rg.ru/2021/06/16/stenogramma-o-chem-rasskazal-vladimir-putin-po-itogam-peregovorov-s-bajdenom.html

комментировать эту параллель, он назвал такое сопоставление смехотворным, указав, что бесчинства преступных групп нельзя сравнивать с ограничением права людей свободно выражать свое мнение.

Американской стороной было обозначено намерение решительно противостоять кибератакам, ответственность за которые возлагалась то на российское правительство (кейс SolarWinds4), то на некую «российскую группу хакеров» (кейс Colonial Pipeline5). По словам президента США, он передал Путину список из примерно 16 объектов критической инфраструктуры Соединенных Штатов, включая энерго- и водоснабжение, которые не должны подвергаться нападениям хакеров. Байден отметил, что у Вашингтона есть «широкие возможности» ответного кибер-удара и готовность их использовать. Таким образом, помимо темы соблюдения прав человека Вашингтон четко прочертил для себя еще одну из тех «красных линий», что обсуждались перед саммитом6.

Отвечая на высказанные обвинения, В.В. Путин обратил внимание на то, что, даже по данным американских источников, большинство кибератак в мире совершается из США, а также из Канады и Великобритании. Также российский лидер подчеркнул, что Москва дала исчерпывающие ответы по всем запросам Вашингтона по кибератакам.

Если проанализировать сделанные по итогам Женевского саммита заявления американской и российской делегаций относительно возможности цифровой разрядки, возникает ощущение, что Путин и Байден присутствовали на двух разных мероприятиях. В то время как американская сторона фиксирует внимание на проблеме определения ответственности за киберпреступле-ния и Байден подчеркивает - «Я дал понять, что у нас есть возможности защиты. И если нарушают - мы ответим. Он [Путин] это знает»7, Президент РФ рассказывает журналистам о достигнутой договоренности начать двусторонние консультации по кибербезопасности8.

В декабре 2020 г. атакам хакеров подверглись менее де-

сятка правительственных структур и около 18 000 пользовате-

лей программы Orion от SolarWinds в государственном и

частном секторах. Целью взломов, по оценке спецслужб, был сбор разведывательных данных.

5 Атака кибервымогателей в мае 2021 г. вынудила компанию Colonial Pipeline закрыть трубопровод, по которому на Восточное побережье США идет почти половина бензина, дизельного топлива и авиакеросина, что вызвало скачок цен и паническую скупку топлива на автозаправках. В данном случае мы наблюдали пример кибератаки Ransomware, нацеленной не просто против бизнеса, а на важный для страны элемент инфраструктуры.

6 Remarks by President Biden in Press Conference // The White House. - June 16, 2021. - https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/speeches-remarks/2021/06/16/remarks-by-president-biden-in-press-conference-4/

7 Remarks by President Biden in Press Conference // The White House. - June 16, 2021. - https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/speeches-remarks/2021/06/16/remarks-by-president-biden-in-press-conference-4/

8 Стенограмма: О чем рассказал Владимир Путин по итогам переговоров с Байденом // Российская газета. - 16 июня 2021 г. - https://rg.ru/2021/06/16/stenogramma-o-chem-rasskazal-vladimir-putin-po-itogam-peregovorov-s-bajdenom.html

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

Показательно, что в отношении одной из наиболее сложных тем в отношениях России и США -конфликта на юго-востоке Украины и «аннексии» Крыма - «красные линии» обозначены не были. Бай-ден ограничился фразой о поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины, не упомянув о широко обсуждавшемся в западной прессе стягивании войск РФ к украинским границам. Оба лидера высказались за урегулирование конфликта в Донбассе на основе Минских соглашений.

Фактически, в рамках саммита Дж. Байден каталогизировал список российских действий, которые США находит неприемлемыми и на которые уже в ряде случаев следовал ответ в форме санкций, и одновременно продемонстрировал готовность начать с чистого листа работу по целому ряду направлений - от Украины до Сирии, установив новый набор «красных линий». При этом предполагается возвращение к прямым, институционально оформленным каналам общения и уход от Твиттер-дипломатии и политики в формате 140 знаков.

Президент провел тонкую линию между выделением потенциальных областей кооперации - изменение климата, стратегическая стабильность, ядерная программа Ирана - и последовательной защитой западных интересов и ценностей. Одна из уступок, на которые он пошел, была из области риторики: Байден публично объявил Россию великой державой, в то время как при его предшественнике - демократе Б. Обаме она определялась не иначе как держава региональная1.

Основой для постепенного потепления в отношениях Москвы и Вашингтона в представлении участников саммита оказались договоренности о стратегическом диалоге и поиске правил игры с учетом новых технологий. По итогам встречи в Женеве президенты России и США приняли совместное заявление по стратегической стабильности. В нем главы государств вновь подтвердили согласованный М.С. Горбачевым и Р. Рейганом в 1985 г. важнейший принцип, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей, а потому она никогда не должна быть развязана. Было объявлено о запуске двустороннего диалога по стратегической стабильности, призванного заложить основу будущего контроля над вооружениями и мер по снижению рисков. Член российской делегации замглавы МИД РФ С. А. Рябков прокомментировал значимость совместного заявления президентов России и США по стратегической стабильности, поставив его в «в один ряд с продлением Договора между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений». «Это второй шаг Вашингтона в русле восстановления здравого смысла и ответственного подхода к ключевым аспектам международной безопасности. [...] Любые "игры" вокруг этого, двусмысленности, накачка дискурса, это все не просто вредно, а опасно. Теперь мы имеем точку отсчета, в большом

политическом смысле, но и в сугубо практическом плане - это важный итог саммита» , - констатировал Сергей Алексеевич.

«Иллюзий нет. И быть не может»

Тем не менее, если говорить о реально ощутимых итогах, то чуть ли не единственным результатом российско-американского саммита в Женеве стало возвращение послов обоих государств на места их работы после нескольких месяцев дипломатического противостояния, вызванного высказываниями Байде-на о Путине и новыми санкциями. Безусловно, лидеры США и РФ не преминули произнести общие фразы о «хорошем и позитивном» тоне встречи, «весьма конструктивном» обсуждении. Однако увидеть в этих репликах нечто большее, чем просто дань вежливости, мешает, как минимум, отсутствие попыток договориться о последующих взаимных визитах. «Президент Байден не приглашал меня в гости. Я пока тоже не сделал такого предложения. Мне кажется, что для таких поездок, для таких встреч, для таких визитов должны созреть условия», - заявил В.В. Путин3.

На этом фоне прозвучавшее в итоговом совместном заявлении двух президентов обещание запустить «предметный и энергичный» диалог по стратегической стабильности обнадеживает тех представителей экспертного сообщества, которые в своей деятельности в области контроля над вооружениями руководствуются олимпийским принципом: участие важнее результата. Однако российским служащим внешнеполитического ведомства следует помнить, что они играют с партнером, достигшим совершенства в создании необходимой внешней конъюнктуры для подталкивания оппонента к новым переговорам при заведомой нацеленности впоследствии не выполнять или отказаться от взятых на себя обязательств.

Американские стратеги, на практике много лет готовящие доктринальные концепции и формирующие политику Вашингтона в ядерной области, заблаговременно планируют колебания тактического курса, позволяющие под предлогом смены администраций либо не доводить до логического завершения запущенные самими же США инициативы, либо дезавуировать взятые на себя ранее обязательства.

Наиболее ярким примером сознательной приостановки официальным Вашингтоном проекта, в число инициаторов которого США входили, может служить бесконечная история Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

В настоящее время Договор ратифицировали 36 стран из «списка 44», в том числе три, обладающие ядерным оружием, - Россия, Великобритания и Фран-

1 Stephens P. Biden's Moscow Outreach Exposes Europe's Disarray // www.russiamatters.org. - July 7, 2021.

Интервью заместителя Министра иностранных дел Рос-

сийской Федерации С.А. Рябкова газете «Коммерсант», 16 июня 2021 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации. - 17 июня 2021 г. - https://www.mid.ru/foreign_policy/ news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4788055

3 Путин и Байден не пригласили друг друга в гости // ИЕО^М. - 2021. - 16 июня 2021 г. - https://regnum.ru/news/ polit/3298244.html

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

ция. Из оставшихся восьми стран ДВЗЯИ не подписали три - Индия, КНДР и Пакистан. Еще пять стран -США, Китай, Египет, Израиль и Иран - договор подписали, но не ратифицировали.

Обращая внимание на то, что «в вопросе о присоединении к ДВЗЯИ остающиеся вне Договора страны ведут себя с прямой оглядкой на США», российский МИД утверждает, что именно «"застойная" позиция Вашингтона является главным препятствием на пути превращения ДВЗЯИ в действующий международно-правовой инструмент»1.

Если же говорить о другой - многократно апробированной США - стратегии отказа от ранее взятых на себя обязательств под предлогом «изменений внешнеполитических условий», в первую очередь вспоминается выход США из Договора о ПРО 1972 г., воспринимавшегося в качестве краеугольного камня стратегической стабильности. Следующий шаг Вашингтона на пути обрушения имеющейся системы контроля над вооружениями - выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). США вышли из соглашения 1 августа 2019 г., на что РФ ответила зеркально, покинув Договор 2 августа 2019 г. С размыванием правил игры, которые в свое время фиксировал ДРСМД, по опасной траектории может пойти развитие Вашингтоном доктрины «воздушной мощи». Так, спустя всего несколько часов после выхода РФ из Договора министр обороны США М. Эспер заявил, что разработка новых баллистических крылатых ракет в неядерном оснащении отныне будет вестись в ускоренном темпе2.

Продление на ближайшие пять лет администрацией Байдена Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-Ш), от которого отказался предыдущий глава Белого дома Д. Трамп, вовсе не свидетельствует о начале тотальной перезагрузки в российско-американских отношениях.

Тот факт, что демократ Байден обнаружил в обсуждении СНВ-Ш зацепки для поддержания переговорного процесса с Москвой, а сторонники республиканца Трампа подвергли его за это ожесточенной критике, подтверждает гипотезу о том, что при конъюнктурном изменении методов реализации стратегического курса Вашингтона в области ядерной политики, ее долгосрочные цели - достижение «неугрожаемого состояния» и «абсолютной безопасности» в рамках взаимного сдерживания с Россией -сохраняются.

Как обозначалось на официальном сайте Госдепартамента США еще в феврале 2021 г.: «Договор

1 Комментарий МИД Российской Федерации в связи с опубликованием очередного доклада Государственного департамента США о соблюдении государствами соглашений в области контроля над вооружениями и нераспространения. - 29 апреля 2017 г. - http://www.mid.ru/web/guest/kommentarii_predstavitelya/-/ asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/ 2740264

2 Statement From Secretary of Defense Mark T. Esper on the INF Treaty // U.S. Department of Defense. - 2 August, 2019. - https:// www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/1924386/statement-from-secretary-of-%20defense-mark-t-esper-on-the-inf-agreement%20/

СНВ-Ш также предоставляет форум для продолжающегося диалога по стратегическим и ядерным вооружениям в то время, когда напряженность между нашими странами усиливается, а двусторонние отношения становятся все более сложными»3. И в ситуации, когда «Россия и США фактически перешли от соперничества к конфронтации, по сути, вернулись в эпоху холодной войны»4, а от системы контроля над вооружениями, созданной в биполярный период, остались лишь обломки, отказаться от этого «форума» значило бы устранить из повестки двусторонних отношений Москвы и Вашингтона последнюю тему, допускающую совпадение интересов. Симптоматично, что, огласив весь список претензий к России на Женевском саммите, Байден одновременно дал всем понять, что СНВ-Ш - «это другое». Стороны договорились создать профильные группы по вопросам стратегической стабильности. Очевидно, именно с этой целью участие в переговорах в расширенном составе принял глава российского Генштаба В.В. Герасимов5.

«Вы знаете, Лев Толстой как-то сказал: "В жизни нет счастья, есть только зарницы его. Дорожите ими". Вот мне кажется, что в такой ситуации не может быть какого-то семейного доверия, но зарницы его, мне кажется, промелькнули», - заявил В.В. Путин на пресс-конференции после окончания саммита, отвечая на вопрос, удалось ли им с Байденом выйти на новый уровень взаимопонимания6. Достаточно ли этого взаимного «кажется» для рестарта отношений Москвы и Вашингтона - покажет время.

Заключение

Прогнозируя дальнейшее развитие российско-американского взаимодействия в области контроля над вооружениями, не стоит сбрасывать со счетов ограничения, обуславливаемые институционально. Вне зависимости от мотивации каждого из участников продление СНВ-Ш связывает обе стороны: не только обязательствами по его выполнению, но и необходимостью определиться с направлением дальнейшего развития стратегического диалога.

В плане возможных рекомендаций относительно его ключевых опор уместно будет вспомнить концепцию ядерной стратегической стабильности7, предло-

3 New START Treaty Mythbusters // US Department of State. -3 February, 2021. - https://www.state.gov/new-start-treaty-mythbusters

4 Медведев заявил о возвращении в эпоху холодной войны в отношениях с США // РИА Новости. - 23 апреля 2021 г. -https://ria.ru/20210423/medvedev-1729563660.html

5 Гончаренко Р. Женевское потепление: итоги саммита Путина и Байдена // DW.com. - 16 июня 2021 г. - https://www. dw.com/ru/zhenevskoe-poteplenie-itogi-sammita-putina-i-bajdena/a-57929940

6 Стенограмма: О чем рассказал Владимир Путин по итогам переговоров с Байденом // Российская газета. - 16 июня 2021 г. - https://rg.ru/2021/06/16/stenogramma-o-chem-rasskazal-vladimir-putin-po-itogam-peregovorov-s-bajdenom.html

7 Gower G. Framing 21st Century Arms Control: Nuclear Strategic Stability & an Arms Control Pathway // Draft Working Paper for the Toda/NUPI conference on Exploring New Approaches to Arms Control in the 21st Century. - October 21, 2018.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

женную британским контр-адмиралом Дж. Гауэром . Им был выделен ряд компонентов, должных составлять кодекс поведения в вопросах ядерной ответственности: сдержанность в риторике, занимаемых позициях, предпринимаемых действиях и боеготовности; ясные и недвусмысленные каналы связи и способы взаимодействия на уровне национальных органов контроля; воздержание от использования ядерного оружия в качестве рычага государственной политики, за исключением вопросов стратегического сдерживания. Т.е. охватывался весь спектр мер: от декларируемой политики до разоружения и контроля над вооружениями.

Пространство для имплементации подобного рода рекомендаций есть, поскольку, и это даже подчерки-

валось в Совместном заявлении президентов России и США по стратегической стабильности, обе страны «демонстрировали, что даже в периоды напряженности они способны добиться прогресса в реализации совместных целей по обеспечению предсказуемости в стратегической сфере, снижению рисков вооруженных конфликтов и угрозы ядерной войны»2. В 2026 г. срок СНВ-Ш истекает, встанет задача сформулировать новые условия, а потому работа над их содержательным наполнением должна начаться уже сегодня. И в процессе этой работы российской стороне важно удержаться от искушения ценой уступок на этом крайне важном для Москвы направлении попытаться снизить давление на РФ по другим трекам.

1 До ухода в отставку в декабре 2014 г. занимал должность помощника начальника штаба обороны в Министерстве обороны Великобритании.

2 Совместное заявление президентов России и США по стратегической стабильности // Kremlin.ru. - 2021. - 16 июня. -http://kremlin.ru/supplement/5658

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.