Э.Г. Аветисян
РОССИЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЮАР)
RUSSIAN-AFRICAN RELATIONS: ACHIEVEMENTS, PROBLEMS
AND PROSPECTS (THE CASE OF RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND THE REPUBLIC OF SOUTH AFRICA)
В статье рассматриваются отношения России и стран Африки в XXI столетии, анализируются некоторые изменения в их развитии в последние годы. Особое внимание уделяется отношениям РФ и ЮАР. Характеризуются тенденции и перспективы развития российско-африканского сотрудничества.
Ключевые слова: Россия, Африка, экономическое сотрудничество, политический диалог, ЮАР.
The article deals with the relations between Russia and African countries in the XXI century. Some changes in their development during recent years are analyzed. Particular attention is paid to the relationship between Russia and the Republic of South Africa. Trends and prospects of Russian-African relations are presented here.
Key words: Russia, Africa, economic cooperation, political dialogue, the Republic of South Africa.
Российская Федерация получила в наследство от Советского Союза достаточно развитые отношения со странами Африканского континента. Однако на рубеже XX-XXI вв. африканский вектор играл крайне незначительную роль в российской внешней политике. Было распространено мнение о том, что «Африка не нужна России. Она провалилась в черную дыру непреодолимой отсталости, кризисов и конфликтов и не представляет для нас интереса как партнер» [1].
Начиная с 2006-2007 гг. Россия постепенно активизирует африканское направление своей внешней политики, в чем немалую роль играет охлаждение в отношениях с Западом. Можно даже сказать, что происходит своеобразный «ренессанс» российско-африканских отношений. Основными движущими факторами становятся успешные проекты российского бизнеса и подписанные торгово-экономические соглашения. Среди российских компаний, поддерживающих высокую активность в добывающем секторе африканских стран, выделяются «АЛРОСА», «РУСАЛ», «Лукойл», «Газпром», «Роснефть». Так, например, «ЮАР становится страной важнейших пилотных проектов
российского бизнес-сообщества, нацеленного на укрепление своих позиций в Африке ...» [2]
Среди важных событий следует особо выделить визит российского президента В.В. Путина в ЮАР и Марокко в сентябре 2006 г.; посещение премьер-министром М.Е. Фрадковым Анголы, Намибии и ЮАР в марте 2007 г.; создание российского Центра по научно-техническому, промышленному и информационному сотрудничеству со странами Азии и Африки (ЦСАА); бизнес-форум «Россия-Африка: горизонты сотрудничества», прошедший в Москве в июне 2010 г.; проведение в Екатеринбурге в июле 2013 г. экономического форума «Урал-Африка» и др.
Значимую роль играет налаживание взаимодействия России с африканскими странами в рамках ООН, поскольку им принадлежит четверть голосов в организации, а это немаловажный политический ресурс. Кроме того, и Россия, и африканские страны участвуют в выработке планов по реформированию ООН и Бреттон-Вудских институтов. Свой вариант реформ африканцы изложили еще в «Консенсусе Эзулвини», одобренном Африканским союзом в 2005 г. и предусматривающем предоставление им двух мест постоянных членов Совета безопасности с правом вето, а также двух дополнительных мест непостоянных членов. Этот документ создает основу для совместной российско-африканской дипломатии в данной области, а значит, дает дополнительные возможности для активизации африканского направления российской внешней политики.
Все вышеперечисленное и многое другое доказывает факт признания Россией возрастающей роли Африки в современном мире. При этом особую значимость имеют отношения с лидером Африканского континента - ЮжноАфриканской Республикой, на долю которой приходится 28 % ВВП, 40 % промышленной и 30 % сельскохозяйственной продукции всей Африки [3].
Отношения между РФ и ЮАР были установлены 28 февраля 1992 г., именно тогда был подписан Договор о заключении дипломатических отношений. Это послужило импульсом к развитию разнопрофильных контактов. Вскоре после подписания Договора Россию с официальным визитом посетил президент ЮАР Фредерик де Клерк. Как уже отмечалось, В.В. Путин посетил Кейптаун в сентябре 2006 г., в ходе визита были заключены Договор о дружбе и партнерстве и несколько межправительственных соглашений. В марте 2013 г. состоялся рабочий визит В.В. Путина в ЮАР, приуроченный к саммиту БРИКС в Дурбане: подписаны Совместная декларация об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства между Россией и ЮАР и ряд двусторонних документов о сотрудничестве в различных областях. Нынешний
президент ЮАР Джейкоб Зума посещал Россию пять раз - с официальным визитом в августе 2010 г., с рабочими визитами в июле 2011 г., мае 2013 г. и августе 2014 г., а также для участия в Санкт-Петербургском саммите G20 в сентябре 2013 г. [4; 5].
ЮАР - наиболее развитая африканская страна. В ее недрах сосредоточено: 91 % мировых запасов марганца, 82 % - платиноидов, 58 % - хрома, 53 % - золота, 50 % - ванадия, до 20 % - алмазов, 5,5 % - угля. На южном шельфе страны открыты месторождения нефти и газа [6]. Российские компании в ЮАР ведут разведку и добычу марганцевой руды, участвуют в проекте создания солнечных энергетических парков, инвестируют в добычу и переработку медно-никелевых руд, производство металлов платиновой группы. Осуществляется сотрудничество в сфере атомной энергетики. В соответствии с межправительственным соглашением 2004 г. о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии стороны обсуждают, в том числе в рамках Совместного российско-южноафриканского координационного комитета, широкий круг вопросов - от разведки и разработки урановых месторождений до организации полного ядерно-топливного цикла. При содействии России на территории ЮАР планируется построить 8 энергоблоков АЭС [7].
Основная доля российского экспорта в ЮАР приходится на продовольственные товары и сельхозсырье (46,4 %), минеральные продукты (19,4 %) и продукцию химической промышленности (18,9 %). В структуре импорта из ЮАР преобладают продовольственные товары и сельхозсырье (40,9 %), машины, оборудование и транспортные средства (28,4 %), минеральные продукты (19,9 %) [8]. В настоящее время правительства двух стран обсуждают увеличение поставок фруктов из ЮАР, что актуально в связи с российским запретом на ввоз продовольственных товаров из стран, которые ввели санкции в отношении Москвы.
Россия и ЮАР имеют схожие политические взгляды на многие международные проблемы. Так, например, В.В. Путин по итогам телефонного разговора с Дж. Зумой заявил, что ЮАР занимает «взвешенную позицию по различным аспектам ситуации на Украине и итогам крымского референдума» [9]. Кроме того, страны ведут политический диалог в рамках БРИКС и G20.
Следует признать, что пока существует явный дисбаланс политической и экономической составляющих в отношениях между Россией и ЮАР. Так, в 2013 г. внешнеторговый оборот, хотя и вырос на 11,1 % по сравнению с 2012 г., составил всего 1,07 млрд долларов США [10]. В то же время потенциал развития экономического взаимодействия достаточно высок.
Необходимо учитывать, что Россия рассматривает ЮАР в качестве важного партнера, но отнюдь не представителя всего континента. Для Москвы имеет ценность налаживание отношений и с другими африканскими государствами. Однако это крайне сложный и противоречивый процесс.
Существует ряд проблем, которые препятствуют установлению эффективных деловых отношений между Россией и африканскими странами. По мнению специалиста Института Африки РАН Е. Харитоновой, «первое препятствие - недостаточный учет произошедших в мире перемен. Второе - недостаточно четко сформулированная государственная стратегия России по отношению к Африке» [11]. Различия в социально-экономическом и политическом развитии стран Африки также осложняют проводимую Россией политику. Огромной проблемой является отсутствие военно-политической стабильности на континенте - гражданские войны, перевороты, конфликты происходят здесь регулярно.
И все же, несмотря на все проблемы и противоречия, позиции Африки на международной арене постепенно укрепляются, поэтому возрастает мотивация России к налаживанию двустороннего сотрудничества с отдельными африканскими государствами и региональными организациями. При этом необходимо учитывать, что Африка вновь становится полем серьезной геополитической борьбы. Сюда возвращаются бывшие метрополии, которые сохранили определенные позиции, сюда стремится Китай, который видит в Африканском континенте богатый ресурсный потенциал для развития собственной экономики и дальнейшего ее роста [12]. Сюда же прорывается международный терроризм, причем сильное влияние получают радикальные исламистские группировки (например, «Боко харам») [13].
Поэтому перед Россией, которая формирует новую парадигму внешней политики, стоит важная, масштабная и трудная задача по развитию африканского вектора. Как отметил министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, «для этого есть необходимые предпосылки, главная из которых - взаимная решимость наших государств последовательно и целеустремленно работать в интересах активного развития многопланового сотрудничества» [14].
Список использованных источников и литературы
1. Васильев А., Корендясов Е. Российско-африканские отношения через десять лет: новый старт // Российский совет по международным делам. - 22.05.2013. - Режим доступа: http://шssiancoundl.ш/inner/?id_4=1858#top
2. Высоцкая Н.И. Россия - Африка // Перспективы: сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. -14.05.2009. - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/rossija__afrika_2009-05-14.htm
3. О торгово-экономических связях России с Южно-Африканской Республикой // Официальный сайт Министерства экономического развития России. - 19.12.2003. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/cooperation/ doc1071827447594
4. Российско-южноафриканские отношения (справка) // Официальный сайт МИД России. - 28.02.2014. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-
rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/9e2f1 d440987db1043256c0c006d 2d1e!OpenDocument
5. Встреча с Президентом ЮАР Джейкобом Зумой // Официальный сайт Президента России. - 28.08.2014. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/46503
6. О торгово-экономических связях России с Южно-Африканской Республикой // Официальный сайт Министерства экономического развития России. - 19.12.2003. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/cooperation/ doc1071827447594
7. Россия готова построить в ЮАР до 8 энергоблоков АЭС // Интерфакс. - 25.11.2013. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/343112
8. Российско-южноафриканские отношения (справка) // Официальный сайт МИД России. - 28.02.2014. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-
rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/9e2f1 d440987db1043256c0c006d 2d1e!OpenDocument
9. Лидеры России и ЮАР обсуждают поставки фруктов и энергетику // Свежий ветер: российское информационное агентство. - 28.08.2014. - Режим доступа: http://www.riasv.ru/entry/93077/
10. Российско-южноафриканские отношения (справка) // Официальный сайт МИД России. - 28.02.2014. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-
rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/9e2f1 d440987db1043256c0c006d 2d1e!OpenDocument
11. 11-12 июля 2013 г. экономический форум «Урал-Африка» // Институт Африки РАН. - 18.07.2013. - Режим доступа: http://www.inafran.ru/node/551
12. Foster V., Butterfield W., Chen C., Pushak N. Building Bridges. China's Growing Role in Infrastructure Financier for Sub Saharan Africa / The World Bank. - Washington, 2008.
13. Более подробно см.: Мезяев А. Африка - территория террора // Фонд стратегической культуры. - 06.06.2013. - Режим доступа: http://www.fondsk.ru/news/2013/06/06/afrika-territorija-terrora-20884.html
14. Статья Министра иностранных дел России С.В. Лаврова «Россия и Африка к югу от Сахары: отношения, проверенные временем», опубликованная в журнале «Russian View» // Официальный сайт МИД России. -21.05.2014. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/2796B0A54210B41 C44257CDF004BB5D5
Коротко об авторе
Аветисян Элеонора Геворгиевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about the author
Avetisyan Eleonora Gevorgievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]