Российский выставочный рынок. Тенденции и перспективы.
Russian exhibition market. Trends and prospects.
Сулейманова Карина Ашотовна Suleymanova Karina Ashotovna
К.э.н., доцент,
Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова
Russian Economic University by Plekhanov G.V.
Аннотация: автор в статье подчеркивает особое значение
выставочной деятельности в период кризиса для реальных секторов экономики страны, формулирует основные проблемы развития выставочной деятельности в России на современном этапе и предлагает систему антикризисных действий по оздоровлению современного выставочного рынка.
Ключевые слова: выставочная деятельность, проблемы развития российской выставочной индустрии, кризисные явления в экономике России.
Abstract: The author of the article emphasizes the particular importance of exhibition activity in the period of crisis for the real economy, to formulate the basic problem of exhibitions in Russia at present and offers a system of anticrisis measures to improve the health of modern exhibition market.
Keywords: exhibition activities, problems of Russian exhibition industry, the economic crisis in Russia.
Необходимость стимулирования положительных структурных изменений российской экономики в пользу наукоемких и
высокотехнологических производств, ставят новые задачи по продвижению отечественных технологий, товаров и услуг на внутренний и внешний рынки. Как показывает мировая практика, одним из наиболее эффективных методов решения вышеизложенных проблем является выставочная индустрия.
Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации перспективных направлений развития экономики. Как один из важнейших инструментов торговой, инвестиционной, промышленной и внешнеэкономической политики страны, выставочная индустрия становится системным сегментом национального хозяйства, продвигающим ключевые отрасли. И, как следствие, развитие страны напрямую зависит от того, насколько развита выставочная деятельность.
По своей сложности и многофункциональности российский выставочный бизнес сравним с такими секторами национальной экономики как промышленность, научная, технологическая,
предпринимательская деятельность.
Характерной особенностью современного этапа развития
выставочного бизнеса является необходимость совершенствования механизма комплексного развития выставочных услуг. Это связано как с общими экономическими тенденциями, так и с появлением новых рыночных законов: жесткая конкуренция, необходимость поиска
оптимальных контрагентов и формирования новых способов сбыта продукции, возрастание роли рекламы.
Ускоренное технологическое развитие, прежде всего
информационных и коммуникационных технологий, и связанное с этим наступление глобализации приводит к росту значения выставочных проектов в ряду коммуникативных инструментов, которые:
о становятся одним из эффективных механизмов реализации инновационного процесса;
о обеспечивают мобильность рынка;
о создают необходимое информационное поле;
о формируют значительные финансовые потоки;
о приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
Динамика развития выставочного бизнеса в настоящее время свидетельствует о переходе количественных изменений в качественные. Иначе говоря, происходит преобразование выставочного рынка в сторону его глобализации, преобладания тенденций кооперации. Отмеченная тенденция является результатом исчезновения мелких фирм, сокращения как выставок и ярмарок, так и операторов; постепенного исчезновения однотипных выставок.
Перспективы развития выставочной индустрии сегодня связаны с обеспечением на государственном уровне ее координации и поддержки, обеспечением правовой защиты отечественных выставочников, оценкой выставочной деятельности по результатам эффективности выставочных мероприятий, развитием конгрессной индустрии, созданием современных (и обновлением действующих) выставочных комплексов, формированием многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации кадров для выставочной отрасли и, как первоначальный этап совершенствования качества и эффективности реализации бизнес-проектов в данной области -методическое обеспечение процедур подготовки и реализации выставочных проектов.
Проблемы развития выставочно-ярмарочной деятельности не могут быть решены одноразовыми действиями или решениями. Необходима последовательная государственная политика, направленная на решение основных проблем, которые тормозят развитие выставочной отрасли.
К их числу можно отнести следующие:
- отсутствует детальная концепция регулирования выставочно-ярмарочной деятельности, ее формы, компетенция органов;
- отсутствует концепция системы лицензирования выставочноярмарочной деятельности;
- нет четкой законодательной базы, отражающей специфику выставочно-ярмарочной деятельности, разграничивающей компетенцию органов управления и иных субъектов;
- имеются проблемы в организации взаимодействия отдельных выставочных структур, из которых наиболее очевидная — согласование календарей выставок;
- нет единой программы государственной поддержки выставочноярмарочной деятельности, в частности ее форм и масштабов;
- нет общепризнанной методики экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности и ее влияния на экономику России;
- отсутствует система статистической отчетности, информационные ресурсы рассредоточены и труднодоступны. Отсюда — отсутствие ясных прогнозов развития отрасли.
Продвижение в решении этих проблем может опираться на следующие шаги, последовательно решающие основные задачи (отметим, что некоторые из них могут быть осуществлены параллельно):
Основные задачи Юридическое сопровождение
Выработка концепции государственного регулирования выставочноярмарочной деятельности Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2000г. № 238 «О Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочноярмарочной деятельности»
Создание государственного органа, ответственного за политику в отношении 1. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в систему органов исполнительной власти -
выставочно- ярмарочной деятельности о создании Федерального Агентства (Г осударственного Комитета) по выставочной деятельности в РФ», которое будет заниматься координацией, поддержкой и практической реализацией Федеральной целевой программы. 2. Приложение к Постановлению -Положение «О Федеральном Агентстве ( государственном Комитете)».
Выработка программы государственной поддержки выставочноярмарочной деятельности. Формирование системы действий по продвижению отечественных товаров и услуг па российском и зарубежном рынках. 1. Принятие Постановления Правительства РФ «О комплексе мер (программе) по поддержке выставочной деятельности в Российской Федерации» по проекту, разработанному Комиссией. 2. Постановление Правительства РФ «О поддержке выставочной деятельности в РФ» (вопросы внутрироссийских выставок). 3. Постановление Правительства РФ «О мерах по продвижению отечественных производителей товаров и услуг на внешнем рынке» (вопросы зарубежных выставок).
Создание саморегулируемых организаций, осуществляющих защиту интересов предприятий отрасли Принятие Положения о саморегулируемых организациях
Разворачивание Принятие стандартов
системы учета и статистической отчетности в отрасли, создание методик ее экономического анализа. учета и отчетности выставочных организаций и комплексов.
Формирование и совершенствование механизма государственной поддержки и стимулирования отечественных товаропроизводителе й (создание благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для участников выставок, предоставление финансовой, налоговой, информационно-консультативной, маркетинговой, и других видов помощи) 1. Разработка пакета модельных нормативноправовых актов, регулирующих выставочную деятельность на территории субъектов РФ. (Носят рекомендательный характер, цель — формирование единой государственной системы поддержки выставочной деятельности на территории РФ). 2. Разработка пакета документов по таможенному оформлению и контролю за выставочными грузами, внесение изменений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», разработка выставочных стандартов, сертификация зарубежных и российских выставочных мероприятий. 3. Нормативноправовое решение других конкретных вопросов (налоговых и таможенных) по стимулированию участия в выставках российских товаропроизводителей и потенциальных зарубежных инвесторов. 4. Разработка и принятие министерствами и ведомствами РФ нормативных актов РФ о реализации программы поддержки выставочной
деятельности в соответствии с приоритетными направлениями отраслей народного хозяйства (правила проведения конкурсов, правила создания и функционирования официальных зарубежных представительств информационных офисов, занимающихся продвижением российских выставок и сбором информации).
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата для развития выставочноярмарочной деятельности, в т.ч. развитие материально-технической базы в выставочной сфере. Создание стимулирующей системы налогообложения выставочно- ярмарочной деятельности. Внесение соответствующих дополнений в налоговое законодательство и законодательство о поддержке инвестиционной деятельности.
Разработка и принятие законодательной базы для работы отрасли с участием государственных структур и саморегулируемых организаций. Принятие Закона «О выставочно-ярмарочной деятельности в России».
Индустрия выставок и конгрессов в силу своей природы призвана в кризисных условиях помочь отечественным компаниям и предприятиям выстоять. Она позволяет найти управленческие, технологические и иные
решения, которые были бы адекватны ситуации, минимизировать издержки прохождения через экономический шторм и выстроить оптимальную траекторию бизнеса в послекризисный период.
Организаторы выставок сегодня осознают возросшую актуальность своей деятельности для российских компаний. Выставки предоставляют экспонентам универсальные, прежде всего маркетинговые инструменты, позволяют взять на вооружение лучшие мировые достижения и технологии, найти новых партнеров и эффективные решения по развитию бизнеса.
Вопросы выставочной деятельности в кризисных условиях и основные причины, обусловившие сегодняшнюю кризисную фазу, неоднократно обсуждались и обсуждаются на заседаниях и семинарах Всемирной ассоциации выставочной индустрии (Ш), Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) и Комитета ТПП РФ по выставочноярмарочной деятельности.
По мнению ведущих экономистов страны, главная проблема выставочной индустрии в период кризиса - это отсутствие конкретной связи между антикризисными мерами и долгосрочными задачами модернизации нашей экономики.
Кризис помог глубже осознать и то, что выставка - площадка для системного получения новых знаний, методик, оценки принимаемых решений, повышения профессиональной квалификации.
Несомненно, работа в кризисных условиях привела к оздоровлению выставочной отрасли. Выставочный бум последних лет имел свои издержки: расплодилось огромное количество выставок одинаковой тематики - выставок-клонов, выставок-однодневок, и с их уходом авторитет выставочной деятельности только укрепится.
Представители выставочных организаций подчеркивают, что "улица антикризисных мер должна быть с двухсторонним движением". Если выставочники декларируют снижение цен, пакетные услуги, то и те
организации, чья деятельность сопутствует проведению выставок и ярмарок, также должны быть солидарно вовлечены в этот процесс. Прежде всего, имеются в виду транспортные организации, ресторанное обслуживание, гостиницы.
По существующим сегодня нормам государство может авансировать только до 30 процентов затрат на участие в выставках, а остальные деньги экспоненты должны искать сами: брать кредит или использовать свои собственные средства. В кризисных условиях это становится очень обременительным, особенно когда кредит дается под огромные проценты.
Экономическая культура развитых государств органичным образом предполагает и глубокое концептуальное понимание роли выставочной деятельности в экономике стран, и системную поддержку выставочной индустрии.
Впечатляет информация, к примеру, о поддержке южнокорейской выставочной отрасли со стороны государства. Она не сводится только к предоставлению субсидий предприятиям на участие в выставках или оказанию патроната, а предусматривает прямое финансирование самой отрасли. Выставочная индустрия Южной Кореи находится под плотной государственной опекой и является объектом тесного частногосударственного партнерства.
Показательно, что на фоне разворачивающегося нового
экономического кризиса южнокорейским правительством в сентябре 2008 года был принят закон "О развитии выставочной индустрии".
В заключение, хочется еще раз подчеркнуть особое значение выставочной деятельности в период кризиса для реальных секторов экономики, для продвижения новейших технологий и инновационных методов развития. Несмотря на все сложности кризисной ситуации, ее нужно использовать для обновления выпускаемой продукции, чтобы инновационная составляющая была превалирующей. Инновации,
импортозамещение и все другие положительные факторы проявляют себя
воочию на крупнейших выставках. Именно выставки - это тот единственный механизм, где можно отследить современные тенденции отрасли, одновременно собрать в одном месте сотни, а то и более потребителей и производителей.
Потрясения последнего кризиса оказались весьма ощутимыми для России, которая позже других в него вошла и, судя по всему, позже других сумеет и выйти.
По данным исследований, проведенных консалтинговой компанией JWC GmbH и озвученных ее руководителем, ведущим экспертом в этой отрасли Йоханом Виттом на отчетном собрании РСВЯ в декабре 2010 года, за 2009 год совокупное сокращение выставочных площадей в России составило 30%, обороты организаторов мероприятий упали примерно на 20% (российские эксперты оценивают ситуацию более пессимистично, говоря о 50-процентном сокращении выставочных площадок).
Воздействие кризиса было особенно заметным еще и потому, что выставочные компании практически лишились своих зарубежных клиентов. А их доля в общем числе экспонентов в тучные годы достигала порой 70%. По данным службы маркетинга ЗАО «Экспоцентр» сейчас зарубежные участники не спеша начали возвращаться в Россию, но их количество далеко от докризисного уровня.
Исследователи JWC отмечают, что в 2010 году восстановления не случилось. Лишь в третьем квартале 2010 года по некоторым показателям кривые графиков пошли вверх. Но общая картина отрасли получается со знаком «минус»: количество посетителей в 2010-м снизилось по
сравнению даже с 2009-м (7,3 млн. человек против 12,3 млн. в 2003 году).; арендованные площади в 2010-м также сократились по сравнению с 2009-м (1,449 против 1,819 в 2004 году). И даже при падении оборотов в отрасли наблюдается недостаток выставочных площадей, особенно в регионах. Беда периферии не только в нехватке площадей, но в и их низком качестве.
Отсюда, большая сфокусированность данного бизнеса в столице и Санкт-Петербурге, которые остаются ключевыми выставочными центрами страны.
По расчетам экспертов, для того чтобы выйти на докризисный уровень, необходимо увеличить совокупную выставочную площадь на 400 кв. м, число экспонентов — на 12 тыс., а посетителей — на 2 млн. По прогнозам, эти показатели будут достигнуты уже в 2013 году. Характерно, что произойдет это во многом благодаря активности российской клиентуры выставочных компаний. «Хотя российский рынок более остро отреагировал на кризис, чем рынки западных стран, восстанавливается он гораздо быстрее, — комментирует главный исполнительный директор компании ITE Group Plc Рассел Тейлор. — Компании более живо реагируют на экономические тренды».
Новые трудности, вызванные кризисом, стимулировали консолидацию в отрасли. С рынка постепенно вытесняются мелкие компании, для многих из которых выставки не являются профильным бизнесом. Однако и крупные игроки порой становятся объектами поглощений. Так, в декабре 2010 года британская ITE Group Plc купила одного из ведущих выставочных операторов России — компанию МВК. В результате этой сделки на долю ITE теперь приходится не менее 20% выставочных площадей в России. Это является очередным напоминанием о том, что для сохранения позиций на рынке отечественным игрокам нужно научиться работать с клиентами на более современном и профессиональном уровне, чем они это делали до сих пор. В свою очередь, новый подход к сервису потребует более глубокого знания не только выставочного рынка, но и бизнеса потенциальных клиентов.
Как заметил президент ГК «РЕСТЭК» Сергей Трофимов, у участников рынка есть все основания для оптимизма, если судить по динамике ключевых для российской экономики показателей. «В своих расчетах мы должны исходить из того, что ближайшие годы пройдут в
условиях позитивных трендов в экономике страны, а следовательно, можно прогнозировать, что и выставочная отрасль будет показывать дальнейший рост», — сказал г-н Трофимов.
Литература:
1. данные научно-практической конференции «Международный и российский выставочный рынок в период мирового финансового кризиса: проблемы, тенденции, перспективы развития», проходящей в рамах Международного форума выставочной индустрии 16-19 января 2009 г. в г Москве.
2. Данные отчетных собраний РСВЯ в 2010, 2011 гг.