Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ'

РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / АРМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Солахян Г.М.

After the collapse of the Soviet Union, Armenia, which began its independence with deep crisis and severe military tension, began looking for further development paths. In this sense, Armenia highly values the friendly and allied relations with Russia, which have a centuries-old history. Today Armenia is a member of the Eurasian economic union, but this does not hamper Armenia's cooperation with other international organizations, such as the EU. Complementary policy is one of the main directions of Armenia's foreign policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN VECTOR IN THE FOREIGN POLICY OF RA IN MODERN REALITIES

After the collapse of the Soviet Union, Armenia, which began its independence with deep crisis and severe military tension, began looking for further development paths. In this sense, Armenia highly values the friendly and allied relations with Russia, which have a centuries-old history. Today Armenia is a member of the Eurasian economic union, but this does not hamper Armenia's cooperation with other international organizations, such as the EU. Complementary policy is one of the main directions of Armenia's foreign policy.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ»

Регион и мир, 2018, № 1

Российский вектор во внешней политике РА в современных реалиях

Солахян Г. М.

Российско - Армянский (Славянский) университет, кафедра международных отношений, глобального и регионального развития (Армения, Ереван),

E-mail: solakhiangayane@yahoo.com

Ключевые слова: интеграция, политические процессы, Евразийский экономический союз, комплементаризм, Армения

Russian vector in the foreign policy of RA in modern realities

Solakhian G. M.

Russian - Armenian (Slavonic) university, Department of World Politics and International Relations

(Armenia, Yerevan), solakhiangayane@yahoo. com

Annotation: After the collapse of the Soviet Union, Armenia, which began its independence with deep crisis and severe military tension, began looking for further development paths. In this sense, Armenia highly values the friendly and allied relations with Russia, which have a centuries-old history. Today Armenia is a member of the Eurasian economic union, but this does not hamper Armenia's cooperation with other international organizations, such as the EU. Complementary policy is one of the main directions of Armenia's foreign policy. Key words: integration, political processes, Eurasian economic union, comlementarism, Armenia.

22 ipsigpU pmqmpm^mUnLpjmU -frnLum^mU ntqhgnLjgp dmJmUm^m^^g

ppnrni.p]ni.UUhpnLj

UnimJujiuh Q. U.

fbmu - 2iujljiuljiuh Uiiuilnhiuljiuh hiuifiuiuiupiuh, hiuifiu2lnuphiuJpUpiur[iupiuljiuhnLpjiuh h

ifppiuqqiujph hiupiuptpmpmhlitpp wifppnh/2iujiuuiniuh, bphiuh/,

solakhiangayane@yahoo. com

frinphpqmjpU UpntpjmU O^n^qn^Jpg htsn ¿mjmummU^, npU mUlmlnLpjnLU^ u^utg lnp^ ^qUmdmJp h nmqJmlmU lpus ^rnjlmUUtpntJ, u^utg htmmqm qmpqmgJmU

^mUm^mphUtpp npnUntl: Uju mnntJnl, ¿mjmummU^ pmp&p t qUihimntl frl htm pmptlmJmlrnU h ^m2Umlgm]pU hmpmptpnLpjnLUUtp^, npnUp n^UtU pmqJm^mpjm ^mmJnLpjnLU: Ujuop 22 hmU^pumUntJ t fcSU mU^mJ, um^mjU urn ¿p In^Uqnmntl ¿mjmummUp hmJmqnpbmlgnLpjmU^ ijl JpgrnqqrnjpU pUmtpmgpnU liJiltp^nLpjnLUUtpp hts, pU^pupp tU oppUil t;U-U: FU^tu U2ntJ t 22 Uiliqih^

pmrmpmlmUnLp]nLU^ 22 ipmippU pmrmpmlmUnLp]mU hptfrnU^rnU n^rnLpjntUUtppg t: ^¿nnpn2 pmtp pUmtqprngprn, pmrmpmlmU qnp&^UpigUtp, fclpmupmlmU mUmtuiliU JpnLpjntU, InJ^LtltUmippql, ¿m]mummU:

После распада СССР бывшие союзные республики, «насладившись» долгожданной независимостью, встали перед выбором нового пути развития и поиском передовых приоритетов во внешних ориентирах. Одной из этих республик являлась и Республика Армения, перед которой встали не только вопросы, касающиеся определения своих приоритетов, т.е. в какую структуру интегрироваться, как она будет функционировать на постсоветском пространстве, соответствуют ли возможные пути интеграции сложившимся требованиям в стране, но и вопросы касающиеся той кризисной ситуации, в которой

оказалась постсоветская Армения. Армения вошла в новую стадию своей истории - в независимость с экономикой уже подорванной землетрясением 88г., со скудными природными ресурсами, и с, мягко говоря, «недружественными отношениями» с соседними странами.

«Стратегия национальной безопасности РА» предусматривает динамичное развитие сотрудничества Республики Армения с региональными, международными организациями, а также взаимоотношения с Россией, США, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, со странами Ближнего востока и с соседними странами и т.д.

Говоря о сбалансированной политике между основными геополитическими игроками в регионе, следует проанализировать их взаимоотношения с Арменией, а также сферы сотрудничества как с Западом, так и с Россией, чтобы выявить наиболее приоритетные направления для дальнейшего вовлечения в интеграционные процессы. Политика комлементаризма очевидна во многих аспектах внешней политики РА: например, вовлеченность в ОДКБ, в то же время сотрудничество с НАТО и ЕС, партнерство как с Россией, так и сбалансированные отношения с США.

Армения ценит очень высоко многовековое сотрудничество с Россией, которая является его самым надежным и верным партнером на протяжении долгой истории. Россия является самым надежным и приоритетным партнером Армении в самых различных сферах и с которой Армения стала укреплять отношения сразу после распада Советского Союза.

Сразу после обретения независимости, вместе с подписанием документа о создании Содружества Независимых государств (Армения является членом Содружества, начиная с 91г.), был подписан еще один немаловажный двухсторонний договор между новообразованными, независимыми странами - Арменией и Россией (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения (29 декабря 1991 г., Москва)1

Армения, которая, после распада СССР оказалась в предельно кризисной ситуации, при подписании данного договора получила некую гарантию безопасности, т.к. договор включал пункт оказания взаимопомощи при необходимости и возникновению угрозы. Это стало одним из ключевых моментов договора для Армении, т.к. почти одновременно напряженность с соседним Азербайджаном превратилась в противостояние. В создавшихся условиях Армения, на территории которой остались российские военнослужащие, избрала курс углубления сотрудничества с Россией. Вскоре военное присутствие России в Армении уже имела статус базы.

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало в заключении Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 г. главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 г.). Договор вступил в силу по

1 См: Шр://%г№М'.каука7-и7е1.еи/агйс1ез/280284/Соглашения между Россией и Арменией по вопросам военного сотрудничества и помощи Источник: Шр://%'%гл'.каука7-ще1.еи/агйс^/280284/

завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года2.

Образование ДКБ было обусловлено рядом объективных факторов, среди которых, в первую очередь, следует выделить: близость или совпадение интересов, иногда и угроз безопасности стран СНГ в тот период, а также социально-экономические, культурные, исторические и другие факторы, которые связывали их после распада СССР. А такой договор в тот кризисный момент в истории Армении давал в какой-то мере гарантию безопасности.

Присоединение к ДКБ было одним из первых шагов интеграции Армении в региональные структуры. Уже с прошествием многолетнего сотрудничествта 14 октября 2016г. В Ереване под предстедательством Армении прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). По итогам саммита ОДКБ было принято заявление, отражающее подходы организации к международным вызовам и угрозам. Кроме того, Совет коллективной безопасности ОДКБ принял стратегию, определяющую приоритеты деятельности организации до 2025 года. Разработка этого документа, по словам президента Армении, длилась более пяти лет, а его принятие продемонстрировало новое качество координации в ОДКБ.3

Вовлеченность в разные интеграционные процессы - это одно из стратегических приоритетов для РА. Одним из векторов интеграции являются субрегиональные организации (в рамках СНГ было создано несколько таких альянсов). Создание субрегиональных организаций является одним из обязательных предпосылок разноскоростной и многоуровневой модели интеграции. Другим примером субрегионального формирования на пространстве СНГ и серьезным шагом в экономической интеграции было создание в 2003г. Единого Экономического Пространства (ЕЭП) между Белоруссией, Россией, Казахстаном и Украиной, для перемещения капитала, товаров и т. д.

Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (Белоруссия, Казахстан, Россия) 16 августа 2006 года принял решение о разработке документов, необходимых для формирования правовой базы Таможенного союза (ТС) и Единого экономического прост-

2 См: http://www.odkb-csto.org/structure/ (дата обращения: 12.10.2015)

3См: В Ереване прошел саммит ОДКБ 14.10.2016 // Электронный ресурс] //

URL:https://гia.гu/woг1d/20161014/1479276295.htm1 (дата обращения 18.02.2017)

Регион и мир, 2018, № 1

ранства (ЕЭП) в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)4.

Армения является страной-наблюдателем в организации ЕврАзЭС, а что касается Таможенного союза, то 3 сентября 2013г., в ходе визита в РФ президент РА С. Саргсян заявил о желании Армении присоединиться к нему. Таким образом, присоединение Армении к ТС поставила двухстороннее сотрудничество с РФ на новый уровень. Две страны перешагнули на качественно новый уровень интеграции, что, в свою очередь, облегчило и обеспечило место Армении в евразийском интеграционном проекте. Для Российской Федерации, которая имела цель интегрировать постсоветские страны, сотрудничество с Арменией имело такое же важное значение, как для РА.

Вначале 2000-ых гг. российско-американское соперничество, существовавшее в регионе, стало усиливаться, а Армения оказалась в эпицентре этого соперничества. Армения не была заинтересована в резком повороте к России или к Западу и стала руководствоваться политикой компле-ментаризма, которая оказалась «золотой серединой». Тогдашний президент РА в своем выступлении в дипломатической академии РФ характеризовал политику комплементаризма как способ преодоления противоречий великих держав, а не попытку играть на них5.

Нынешнее руководство страны присвоила опыт предшественников и продолжило политику взаимодополняемости, углубляя при этом сотрудничество с Россией. Важным шагом в укреплении отношений между Арменией и Россией было подписание в 2010г. договора о продлении нахождения 102-ой российской военной базы на территории Армении. Таким образом, прежнее условие 29 лет было заменено на 49 лет, т.е. до 2044г.6 Примечателен тот факт, что за визитом в Армению последовал другой визит - в Баку, где также был подписан договор между Газпромом и Государственной Нефтяной компанией Азербайджана.

Из этого следует, что Россия, которая стремиться достигнуть стабильности и мира в регионе, прилагает усилия для сбалансирования между двумя «соседями». Следует отметить роль

4 Единое экономическое пространство. Документы// [Электронный ресурс] // Федеральная антимонопольная служба // URL:http://fas.gov.ru/international-partnership/common-economic-space/

5 Выступление Р. Кочаряна в Дипломатической академии РФ // 16.01.2003г. // РА 17.01.2003г.

6Армения продлила срок пребывания российской военной базы до 2044 года: Медведев пообещал защиту// [Электронный ресурс] // 20 августа 2010г. URL:

http://www.newsru.com/world/20aug2010/armenbaza.html

(дата обращения: 01.12.2013)

России в урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном в конфликте вокруг Нагорного Карабаха. Россия является одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Способность считаться с интересами партнера - главная отличительная черта сотрудничества, носящего не декларативный, а действительно стратегический, содержательный характер. Москва и Ереван такую способность демонстрировали не раз, и, полагаем, так будет и дальше, даже если определенные силы будут стремиться навредить подобному партнерству. С этой точки зрения, у Москвы не должно быть опасений в связи с курсом Еревана на сближение с ЕС.

Стратегические партнеры заинтересованы в усилении позиций друг друга на международной арене. В конкретном случае, усиление позиций Еревана в Европе и в международных структурах усилит также позиции стратегического союзника России в регионе.

Сегодня Армения и Россия ведут динамичное сотрудничество в самых разных областях. Россия остается главным торговым партнером и инвестором в Армении. В январе - августе 2015г. Экспорт из РФ в РА составлял 626.8 млн долларов США, а импорт 103.5 млн долларов США. В янаваре - августе 2016г. Соответственно экспорт- 505.5 млн долларов США, а импорт - 239.8 млн долларов США.7

80% необходимых энергоносителей Армения получает из России, в собственности российских компаний находиться Северо-Разданский каскад, Разданская ТЭС, ЗАО «Электросети Армении» (100% акций принадлежит «ИНТЕР РАО ЕЭС»), второй блок Армянской АЭС находится в эксплуатации «ИНТЕР РАО ЕЭС» сроком до 2026г., армянская железная дорога находиться в управлении РЖД и т.д.8.

В 2013г. было подписано около 12 договоров, касающихся газовой, нефтеперерабатывающей, атомной, оборонной и др. сфер. Экспортные тарифы, касающиеся поставки газа и алмазов были сняты. Анализируя статистику, становиться очевидным, что долгосрочное сотрудничество с Россией Армении обеспечено. Динамичное сотрудничество во всех отраслях очевидно и оно имеет далеко идущие перспективы.

В двухсторонних отношениях в военной сфере за последний год у двух стран есть большие

7 См: Экспорт и импорт России важнейших товаров за январь - август 2016 год// [Электронный ресурс] // URL: http://www.far-aerf.ru/news/eksport_i_import.html ( дата обращения 18.02.2017г.)

8 См: Досье: Российско-армянские отношения // 2.12.2013 // [Электронный ресурс] // URL: http://itar-tass.com/info/803765 (дата обращения: 07.12.2013).

достижения. Это и поставки армянской армии ОТРК "Искандер", и создание Объединенной системы ПВО с Россией, и новые соглашения по Объединенной группировке войск вооруженных сил России и Армении, и резкое увеличение численности обучающихся на безвозмездной основе в российских военных вузах армянских военнослужащих (помимо 203 уже проходящих обучение будет принято еще 211 человек).9

Однако, вместе с этим, как показывает опыт, политика взаимодополняемости позволяет Республике Армения не только сохранять дружественные и союзнические отношения как с Россией, так и с Западом, но и развивать взаимодействие и интеграцию на уровне и региональных, и международных организаций. Интересы Армении в поиске внешнеполитического курса и приоритетов предполагает не только сотрудничество с региональными организациями, но и с международными организациями - такими как, например, ООН, ЕС, международные экономические организации и т.д.

Список использованных источников и литературы

1. http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/280284/Соглашения между Россией и Арменией по вопросам военного сотрудничества и помощи Источник: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/280284/

2. http://www.odkb-csto.org/structure/ (дата обращения: 12.10.2015)

3. В Ереване прошел саммит ОДКБ 14.10.2016 // Электронный ресурс] // URL:https://ria .ru/world/ 20161014/1479276295.html (дата обращения 18.02.2017)

4. Единое экономическое пространство. Документы// [Электронный ресурс] // Федеральная антимонопольная служба // URL:http://fas. gov.ru/international-partnership/common-economic-space/

5. Выступление Р. Кочаряна в Дипломатической академии РФ // 16.01.2003г. // РА 17.01.2003г.

6. Армения продлила срок пребывания российской военной базы до 2044 года: Медведев пообещал защиту// [Электронный ресурс] // 20 августа 2010г. URL: http://www.newsru.com/world/20aug 2010/armenbaza.html (дата обращения: 01.12.2013)

7. Экспорт и импорт России важнейших товаров за январь - август 2016 год// [Электронный ресурс] // URL: http://www.far-aerf.ru/news/eksport_i_ import.html (дата обращения 18.02.2017г.)

8. Досье: Российско-армянские отношения // 2.12.2013 // [Электронный ресурс] // URL:

http://itar-tass.com/info/803765 (дата обращения: 07.12.2013).

9. Саммит ОДКБ в Ереване: противоречия и конфликты остаются 17 Октября 2016 // [Электронный ресурс] // URL:

http://newsarmenia.am/news/analytics/sammit-odkb-v-erevane-protivorechiya-i-konflikty-ostayutsya/ (дата обращения 19.02.2017)

9 См: Саммит ОДКБ в Ереване: противоречия и конфликты остаются 17 Октября 2016 // [Электронный ресурс] // URL: http://newsarmenia.am/news/analytics/sammit-odkb-v-erevane-protivorechiya-i-konflikty-ostayutsya/ (дата обращения 19.02.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.