Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ СЕКТОР ЖЕНСКОГО ОБЩЕСТВА ОБОРОНЫ МАНЬЧЖУ-ДИ-ГО. ЖЕНСКИЙ ФАКТОР В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В МАНЬЧЖУРИИ: 1939-1945 ГГ'

РОССИЙСКИЙ СЕКТОР ЖЕНСКОГО ОБЩЕСТВА ОБОРОНЫ МАНЬЧЖУ-ДИ-ГО. ЖЕНСКИЙ ФАКТОР В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В МАНЬЧЖУРИИ: 1939-1945 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / МАНЬЧЖОУ-ГО / ЖЕНСКИЙ ФАКТОР / МАНЬЧЖУРИЯ / КИТАЙ / ЯПОНИЯ / RUSSIAN EMIGRATION / MANCHUKUO / FEMALE FACTOR / MANCHURIA / CHINA / JAPAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковкин Евгений Васильевич

Исследуя различные российские эмигрантские организации, многие историки обходят стороной женские объединения. Среди них можно назвать российский сектор женского общества обороны Маньчжу-Ди-Го. В статье на основе архивных материалов и эмигрантской прессы рассматривается общественно-политическая деятельность этой организации, которая должна была обеспечивать информационную, пропагандистскую сторону призывных кампаний, а также вести благотворительную деятельность оказывая материальную и духовную поддержку русским семьям, чьи сыны, отцы и мужья были призваны в воинские формирования армии Маньчжу-Ди-Го.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SECTOR OF THE WOMEN'S SOCIETY FOR THE DEFENSE OF MANCHUKUO. THE FEMALE FACTOR IN PUBLIC AND POLITICAL LIFE OF THE RUSSIAN EMIGRATION IN MANCHURIA: 1939-1945

Studying various Russian emigrant organizations, many historians avoid women's associations. Among them is the Russian sector of the women's defense society of Manchukuo. In this article on the basis of archival materials and the emigrant press the socio-political activity of this organization which had to provide information, propaganda side of draft campaigns, and also to conduct charitable activity rendering material and spiritual support to Russian families whose sons, fathers and husbands were called in military formations of army of Manchukuo is considered.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ СЕКТОР ЖЕНСКОГО ОБЩЕСТВА ОБОРОНЫ МАНЬЧЖУ-ДИ-ГО. ЖЕНСКИЙ ФАКТОР В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В МАНЬЧЖУРИИ: 1939-1945 ГГ»

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

УДК 94

Яковкин Евгений Васильевич

аспирант кафедры новейшей истории России

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, e-mail: yakowkin.evgenij@yandex.ru

РОССИЙСКИЙ СЕКТОР ЖЕНСКОГО ОБЩЕСТВА ОБОРОНЫ

МАНЬЧЖУ-ДИ-ГО. ЖЕНСКИЙ ФАКТОР В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В МАНЬЧЖУРИИ: 1939-1945 ГГ.

Evgeniy V. Yakowkin

PhD-student of the department of modern history of Russia

Perm State University, Perm, Russia, e-mail: yakowkin.evgenij@yandex.ru

RUSSIAN SECTOR OF THE WOMEN'S SOCIETY FOR THE DEFENSE OF MANCHUKUO. THE FEMALE FACTOR IN PUBLIC AND POLITICAL LIFE OF THE RUSSIAN EMIGRATION IN MANCHURIA: 1939-1945

Аннотация. Исследуя различные российские эмигрантские организации, многие историки обходят стороной женские объединения. Среди них можно назвать российский сектор женского общества обороны Маньчжу-Ди-Го. В статье на основе архивных материалов и эмигрантской прессы рассматривается общественно-политическая деятельность этой организации, которая должна была обеспечивать информационную, пропагандистскую сторону призывных кампаний, а также вести благотворительную деятельность оказывая материальную и духовную поддержку русским семьям, чьи сыны, отцы и мужья были призваны в воинские формирования армии Маньчжу-Ди-Го.

Ключевые слова: российская эмиграция, Маньчжоу-Го, женский фактор, Маньчжурия, Китай, Япония.

Abstract. Studying various Russian emigrant organizations, many historians avoid women's associations. Among them is the Russian sector of the women's defense society of Manchukuo. In this article on the basis of archival materials and the emigrant press the socio-political activity of this organization which had to provide information, propaganda side of draft campaigns, and also to conduct charitable activity rendering material and spiritual support to Russian families whose sons, fathers and husbands were called in military formations of army of Manchukuo is considered.

Key words: Russian emigration, Manchukuo, female factor, Manchuria, China, Japan.

Со времен создания Маньчжоу-Го в 1932 г. (с 1934 г. Маньчжу-Ди-Го — прим. автора) японское военное командование начало привлекать российских эмигрантов к службе в полицейских формированиях. В 1938 г. был создан

© Яковкин Е.В., 2019

военизированный отряд «Асано». Японо-маньчжурские власти решили привлечь женщин в организации помощи тем, кто несет воинскую службу. 15 сентября 1939 г. был организован Российский сектор женского общества обороны Маньчжу-Ди-Го (Кокубоо-Фузинкай). В эту организацию должны были войти все русские эмигрантки в возрасте от 18 до 50 лет [2, л. 4]. Председательницей сектора была супруга начальника Бюро по делам российских эмигрантов (далее БРЭМ — прим. автора). За всю историю этой организации ими были: Ольга Владимировна Кислицина (1939-1943 гг.) и Ольга Робертовна Власьевская (1943-1945 гг.) [3, л. 26]. Вице-председательницей Российского сектора была Анна Ильинична Пявко-Доценко, известная тем, что некоторое время работа учительницей в семье генерала Д.Л. Хорвата [2, л. 1]. Пявко-Доценко активно принимала участие в деятельности этой организации на всем протяжении ее существования. Харбин был разбит на четыре района — Пристанской (начальница — А.В. Першина), Новогородский (начальница — С.М. Черных), Сунгарийский Городок (начальница — Л.М. Абрамова) и Модягоу (начальница М.А. Иванова) [2, л. 4]. Одним из важных событий русской эмиграции августа-сентября 1939 г. были похороны М.А. Натарова — военнослужащего отряда «Асано» при сражении в ходе боев на Халхин-Голе. По инициативе начальника БРЭМ генерала В.А. Кислицина начался сбор средств на памятник Натарову и всем павшим в борьбе с большевизмом. Сбором средств занималась супруга генерала как председательница российского сектора женского общества обороны Маньчжу-Ди-Го [4, л. 3]. В июне 1941 г. такой памятник был открыт, получив название «Памятник героям павшим в борьбе Коминтерном» [10, с. 4-7].

После начала Тихоокеанской войны представительницы российского сектора женского общества обороны Маньчжу-Ди-Го собирали деньги и вещи для японских и маньчжурских солдат. Так, во время летней кампании 1942 г. для солдат было подготовлено 2000 мешочков-подарков. Кроме того были записаны грампластинки с приветственными обращениями председательницы О.В. Кислициной. Все это предполагалось отправить на различные фронты

241

[9, с. 11]. Вообще организация должна была участвовать во всех сборах, собраниях, мероприятиях которые проводились официальными организациями. Так во время празднования первой годовщины начала «Священной Восточно-Азиатской войны» — 8 декабря 1942 г. представительницы Российского сектора женского общества обороны Маньчжу-Ди-Го совместно с членами общества Кио-Ва-Кай приняли участие в церемонии у храма Харбин-Дзиндзя. В конце церемонии провозгласив троекратное «банзай» в честь побед японской армии [1, с. 7].

Осенью 1943 г. Японская военная миссия приняла решение о преобразовании отряда «Асано» в Русские воинские отряды армии Маньчжу-Ди-Го. В призывных и пропагандистках кампаниях в связи с этим должны были принять участие и женщины. В феврале 1944 г. вице-председательница российского сектора женского общества обороны Маньчжу-Ди-Го А.И. Пявко-Доценко со своими соратницами принимала участие в торжественных проводах молодых новобранцев в Русские воинские отряды армии Маньчжу-Ди-Го. Русские женщины перед торжественным молебном крепили на грудь новобранцев бело-сине-красные ленточки. Журнал «Луч Азии» писал: «Гордостью дышала речь матери добровольца В.И. Барановой, благодарившей начальника Ниппонской Военной Миссии и власти Маньчжу-Ди-Го за доверие к эмигрантской молодежи, отправляющейся в воинские отряды. Вспоминая пример ниппонских матерей, с радостью посылающих сыновей на поля сражения за Родину, В.И. Баранова глубоко и прочувственно воскликнула "Не будем и мы грустить. Будем бодры и эту бодрость вселим в наших отъезжающих сыновей. Всецело отдайтесь вашему делу", — сказала представительница матерей, обращаясь к новобранцам: "Будьте дисциплинированы и с честью носите ваш мундир. Помните, что вы русские!"» [7, с. 27-29].

С созданием РВО женский сектор начала кампании в местной прессе

с призывом оказания помощи русским воинам. Для военных собирали пакетики

с гостинцами, отправлялись письма. Оказывалась материальная поддержка

242

семьям [8, с. 291]. Что касается духовной поддержки русских военнослужащих армии Маньчжу-Ди-Го, то представители Российского воинского отряда на ст. Ханьдаохэцзы обратились за помощью к женскому сектору обороны с просьбой о доставке в казармы русских православных икон. Руководство сектора обратилась в русские церкви с просьбой пожертвовать иконы. В итоге иконы были получены. Члены организации так же лично пожертвовали иконы. Вице-председательница А.И. Пявко-Доценко — икону Божьей матери, А.К. Шидловская — икону Божьей Матери Казанской и икону Николы-Святоши, и И.И. Коренева — икону Спасителя [7, с. 3]. К Пасхе 1944 г. женский сектор совместно с БРЭМ устроил сбор подарков для военнослужащих РВО. В газете «Время» по этому поводу писали: «Как показал первый день сдачи собранных подарков, харбинцы проявили большое внимание к чинам российских воинских отрядов армии Маньчжу-Го и сделали все в их силах возможное для того, чтобы на праздник Св. Пасхи русские солдаты почувствовали, что российская эмиграция все время помнит о них и заботиться» [12, с. 3]. Для каждого военнослужащего был подготовлен пакет-подарок, который содержал носки, полотенце, конверты, мыло, зубной порошок, щетку, блокнот и другое. Для вручения были сформированы делегации. На Сунгари вторую от российского сектора женского общества оборону отправились А.С. Яковлева, К.И. Бибикова. В Ханьдаохэцзы — А.И. Пявко-Доценко, Е.И. Колбюк. В Хайлар отправилась Е.И. Шевченко [5, с. 3].

В военные годы женщины должны были состоять не только в российском секторе женского общества обороны, но и проходить военную подготовку. Это в основном касалось молодых девушек-студенток. Руководил курсами участник боев на реке Халхин-Го подполковник армии Маньчжу-Ди-Го Н.Б. Коссов. В своем интервью газете «Время» он сказал, что воинская подготовка является средством для воспитания духа и закалки тела. Коссов заявил, что «Женщина должна быть не обузой, а настоящей помощницей современному мужчине, только тогда ее долг будет выполнен. Посмотрите на этих аккуратных,

243

подтянутых девочек. Как показала жизнь, военные занятия не делают девочек более грубыми, наоборот только благотворно влияют во всех отношениях [6, с. 5].

Во время последней призывной кампании в РВО 1945 г. представительницы российского сектора женского общества обороны также приняли активное участие в пропагандистской деятельности. 21 марта 1945 г. в российском эмигрантском собрании председательница этой организации О.Р. Власьевская выступая на собрании резервистов и проводов новобранцев высказала пожелание новобранцам о честном несении военной службы, а также заявила о том, что их семьи будут обеспечены заботой [8, с. 24-25].

С расформированием Русских воинских отрядов армии Маньчжу-Ди-Го в июле 1945 г. прекратил свою деятельность и Российский сектор женского общества обороны Маньчжу-Ди-Го. Таким образом, можно сказать, что японо-маньчжурские власти с успехом использовали женщин в пропагандистской работе для укрепления прояпонского режима в Маньчжурии. При этом эта организация занималась и благотворительной деятельностью среди эмигрантов, помогала семьям, которые находились в трудных жизненных обстоятельствах. События советско-японской войны поставили окончательную точку в истории как Маньчжу-Ди-Го, так и в деятельности этой организации.

Список источников

1. Всехарбинский привет великому Ниппон. Общенародные торжества в годовщину Великой Азиатской Войны // Голос эмигрантов. 1942. № 47(233). С. 7.

2. ГАХК Ф.Р. 830. Оп.3. Д. 32795.

3. ГАХК Ф.Р. 830. Оп.3.Д.8204.

4. ГАХК Ф.Р.830. Оп.3. Д.39608.

5. Для вручения подарков чинам российских воинских отрядов армии Маньчжу-Го выезжают специальные делегации // Время. 1944. № 101 (4402). С. 3.

6. Женщина наших дней должна быть помощницей, а не обузой для мужчины. На роках военной подготовки в женских школах // Время. 1944. №143 (4444). С. 5.

7. Молодые русские воины — гордость российской эмиграции. Торжественные проводы новобранцев призванных в Российские воинские отряды // Луч Азии. 1944. № 2/113. С. 27-29.

8. Новые кадры Российской эмигрантской молодежи под воинские знамена // Луч Азии. 1945. № 7/133. С. 24-25.

9. Памятник героям павшим в борьбе с Коминтерном. Харбин, 1941.

10. Подарки-воинам героям от российской эмиграции // Голос эмигрантов. 1942. № 31(219). С. 4-7.

11. Российская эмиграция и ее подробная характеристика по Маньчжурии. Конфиденциальное издание Японского посольства в Маньчжурии. Февраль 1945 год // Проклятие Морского дракона / авт.-сост. А.С. Емельянов, О.Г. Ларина, В.В. Марковчин, В.И. Муранов. Курск, 2018. С. 291.

12. Сбор пасхальных подарков чинам российских воинских отрядов армии Маньчжу-Го проходит успешно // Время. 1944. № 85 (4386). С. 3.

13. Святые иконы — в дар российскому воинскому отряду армии Маньчжу-Го на ст. Ханьдахэцзы // Время. 1944. № 67 (4368).

УДК 347.92

Панкратова Алена Игоревна

студентка IV курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,

Россия, e-mail: pankratova_58@mail.ru

ЯПОНСКИЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Alyona I. Pankratova

student of the faculty of History

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: pankratova_58@mail.ru

JAPANESE TRADITIONALISM IN A POSTINDUSTRIAL TIME

Аннотация. Современное японское общество характеризуется влиянием традиционных, современных и глобальных ценностей. С одной стороны, модернизационные процессы принесли стране богатство, комфорт, престиж на международной арене. С другой стороны, повлекли ряд проблем, как локальных, так и общемировых. В связи с этим возникает внутренний запрос на новые этнические стандарты (новую социальную этику), соответствующие вызовам современности.

Ключевые слова: Япония, традиционные ценности, традиционализм, модернизация, технологизация.

Abstract. Modern Japanese society is characterized by the influence of traditional, modern and global values. On the one hand, the modernization processes have brought the country wealth, comfort and prestige in the international arena. On the other hand, they caused a number

© Панкратова А.И., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.