Научная статья на тему 'Российский сектор рынка международной логистики: взаимное влияние санкций, введенных РФ и странами Запада (обзор)'

Российский сектор рынка международной логистики: взаимное влияние санкций, введенных РФ и странами Запада (обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА / САНКЦИИ / РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротков Алексей Алексеевич, Закурин Павел Алексеевич

данный обзор посвящен современному состоянию экономических отношений России и западных стран и влиянию сложившейся ситуации на российский сектор рынка международной логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский сектор рынка международной логистики: взаимное влияние санкций, введенных РФ и странами Запада (обзор)»

Российский сектор рынка международной логистики: взаимное влияние санкций, введенных РФ

и странами Запада (обзор)

1 2 Коротков А.А. , Закурин П.А.

1Короткое Алексей Алексеевич / Korotkov Alexey Alekseevich - студент;

2Закурин Павел Алексеевич / Zakurin Pavel Alekseevich - студент; кафедра логистики, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: данный обзор посвящен современному состоянию экономических отношений России и западных стран и влиянию сложившейся ситуации на российский сектор рынка международной логистики. Ключевые слова: международная логистика, санкции, российский рынок.

Эскалация конфликта между РФ и Украиной на протяжении 2014 года повлекла за собой ухудшение внешнеполитических отношений России и западных стран, что оказало значительное влияние на международную экономику. Санкции, введенные странами Запада против России, были призваны «подтолкнуть» правительство РФ на значительные уступки по позиции РФ в вопросе разрешения украинского кризиса, но повлекли за собой ответные меры и значительные убытки.

Идея налагать на неугодные страны экономические санкции по причинам, далеким от экономики, отнюдь не нова. Первый известный в истории пример подобных санкций относится к 432 году до н.э., когда города-государства из Афинского морского союза запретили заходить в свои порты купцам из города Мегары, состоявшего в противоборствующем Пелопоннесском союзе [8]. Согласно определению, приведенному в Большой советской энциклопедии, санкциями в международном праве называются «...меры воздействия, применяемые к государству в случаях нарушения им своих международных обязательств или норм международного права» [1]. По статье 41 Устава ООН, международные санкции вводятся на основании резолюции Совета Безопасности ООН в отношении государства-правонарушителя международного мира и безопасности. На сегодняшний день санкции были применены Советом Безопасности 19 раз. Однако Россия как постоянный член Совбеза, обладающий правом вето, не может стать объектом такого рода изоляции.

Тем не менее, введение санкций против России возможно либо на основании вердикта международного суда, либо по решению руководства одного или группы государств, причем ущерб от санкций со стороны одного государства может быть не намного меньшим, чем ущерб от глобальной изоляции, особенно если они вводятся важными экономическими партнерами страны. Так, вследствие экономических санкций России в отношении Грузии, последняя за 2006 г., по подсчетам Национального банка, получила убытков на общую сумму до 100 млн. долл., причем 50 млн. из них Грузия потеряла из-за запрета на экспорт вин на российский рынок [9].

В середине марта 2014 года, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги крымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла ее предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций [10]. Последующее расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, в частности, в поставке оружия пророссийским повстанцам [11]. Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

Необходимо отметить, что санкции, введенные странами Запада, в большей степени направлены против банковского сектора России - и американские, и европейские санкции запрещают соответственно американским и европейским компаниям инвестировать в обязательства российских госбанков срочностью свыше 90 дней и выпущенных после момента официального утверждения данных актов. Тем самым для большей части российского банковского сектора перекрывается возможность рефинансировать свой внешний долг на американском и европейском финансовых рынках [12]; на российский сектор рынка международной логистики данные меры влияют лишь косвенно, в отличие от санкций, введенных Россией в виде ответной меры на действия западных стран. Согласно Указу Президента РФ от 06 августа 2014 года №560, «.в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» [2].

Урон Евросоюза от введенных против России санкций в этом году может составить около 40 миллиардов евро, заявил замглавы МИД РФ Алексей Мешков. «На будущий год эта сумма может вырасти до 50 млрд. евро. Оценок с нашей стороны я пока не видел, но цифры должны быть сопоставимы», - цитирует дипломата «Интерфакс». Как отметил Мешков, падение товарооборота между РФ и странами ЕС за прошедшие 9 месяцев 2014 года «по отдельным оценкам составило от 2 до 3 процентов». По его словам, с «некоторыми странами эти цифры дошли до десятков процентов» [14] .

В настоящий момент можно заключить, что страны ЕС настроены на конструктивный диалог с Российской Федерацией. Так, согласно сообщению Российской Газеты от 05.12.2014, Евросоюз разрешил выдавать российским банкам кредиты, которые имеют документально подтвержденную цель предоставить экстренное финансирование для поддержания платежеспособности и ликвидности [17].

По мнению ряда экспертов, ввод экономических санкций по отношению к России в текущем году сказался на географии международных перевозок лишь незначительно - несмотря на некоторое снижение потока из Европы, значительного роста объемов поставок товаров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона не наблюдается. Не возникло и принципиально новых логистических путей, рынок попросту сузился. Можно заключить, что санкции, введенные западными странами против России, окажут наибольшее влияние на логистический рынок нефти и газа - данную тенденцию подтверждают снизившаяся практически вдвое за последние полгода цена на нефть - 09.12.2014 торги закрылись на уровне $67,22 за баррель Brent [6], -

и отмена проекта газопровода «Южный поток» [15], вследствие чего прямые потери европейских компаний составят не менее 2,5 миллиарда долларов, а японцы упустят заказы на общую сумму 320 миллионов евро. Таким образом, общая «упущенная» иностранцами выгода от строительства газопровода - не менее 2,820 миллиарда евро [16].

В перспективе схемы доставки грузов неминуемо будут сдвигаться на восток. По мнению председателя комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Олега Дунаева, в ближайшие годы схемы логистических потоков будут перенаправлены через Китай и арабские страны [13]. Такие изменения произойдут благодаря созданию и внедрению правильного и рационального управления поставками, способному повысить эффективность деятельности логистических компаний.

В целом, можно отметить, что российский рынок международной логистики хоть и испытывает серьезные сложности в связи с введением санкций, но все же продолжает функционировать и укреплять другие направления сотрудничества.

Литература

1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. - М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.

2. Указ Президента РФ от 06.08.2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

3. Цели, задачи и функции международной логистики. Актуальные проблемы управления - 2013 [Текст]: Мат-лы 18-й Международной НПК: Вып. 3; Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2013.- 282 с.

4. Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике / ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.

5. Воронов В.И., Воронов А.В., В.А. Лазарев ВА., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО).

6. Finam.ru [Электронный ресурс] // URL: http://www.finam.ru/analysis/proiile04C 11/ (дата обращения: 09.12.2014).

7. Воронов В.И. Международная логистика [Электронный ресурс] // ГУУ. Москва. 2004-2014 гг. -700 стр. (дата обращения: 09.12.2014).

8. Лагутин В. Трудные уроки холодной войны. Как, несмотря на экономические санкции, жил и развивался Западный Берлин [Электронный ресурс] // Московские торги. URL: http://www.moscowtorgi.ru/news/bolshaia_dvadtcatka/1076/ (дата обращения: 09.12.2014).

9. Система санкций против России [Электронный ресурс] // Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. URL: http://problemanalysis.ru/idea/idea_38.html (дата обращения: 09.12.2014).

10. Кирилин М. Последствия санкций против России [Электронный ресурс] // Профессионалы.т. 05.05.2014. URL: http://professionali.m/Soobschestva/biznes-klub/posledstvija-sanktsij-protiv-rossii/ (дата обращения: 09.12.2014).

11. Климентьева Л. США и Нидерланды договорились об ужесточении санкций в отношении России [Электронный ресурс] // Ведомости. 23.07.2014. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/29319791/ssha-i-niderlandy-dogovorilis-ob-uzhestochenii-sankcij-v (дата обращения: 09.12.2014).

12. Хромов М. Российские банки: санкции внешние и внутренние [Электронный ресурс] // Forbes. 30.07.2014. URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/gosplan/264069-rossiiskie-banki-sanktsii-vneshnie-i-vnutrennie (дата обращения: 09.12.2014).

13. Мандрыкина И. Эксперты: география международной логистики в условиях санкций сдвинется в сторону АТР [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД». 25.10.2014. URL: http://proved-partner.ru/economics/logistics/19423-ekspepty-geogpafiya-mezhdunapodnoy-logistiki-v-usloviyah-sanktsiy-sdvinetsya-v-stoponu-atp.html (дата обращения: 09.12.2014).

14. МИД РФ: Урон ЕС от санкций составил в 2014 году около 40 млрд евро [Электронный ресурс] // Российская Газета. 29.11.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/11/29/uron-anons.html (дата обращения: 09.12.2014).

15. Lenta.ru Миллер объявил о закрытии проекта «Южный поток» [Электронный ресурс] // Lenta.ru. 01.12.2014. URL: http://lenta.ru/news/2014/12/01/miller/ (дата обращения: 09.12.2014).

16. Воздвиженская А. ЕС понесет миллиардные потери от заморозки «Южного потока» [Электронный ресурс] // Российская Газета. 02.12.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/12/02/poteri-site.html (дата обращения: 09.12.2014).

17. Кривошапко Ю. Евросоюз разрешил выдавать кредиты «санкционным» российским банкам [Электронный ресурс] // Российская Газета. 05.12.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/12/05/zaymi-site-anons.html (дата обращения: 09.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.