Научная статья на тему 'Российский рынок смазочных материалов в условиях импортозамещения'

Российский рынок смазочных материалов в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
362
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / LUBRICANTS / МАСЛА / OIL / РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / INDUSTRIAL DEVELOPMENT / ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ / GREASES

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Пуляев Николай Николаевич, Худашова Анастасия Ивановна

В статье рассмотрено развитие производства смазочных материалов на территории Российской Федерации и повышение его конкурентоспособности в условиях программ импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian lubricants market in terms of import

The article describes the development of production of lubricants in the territory of the Russian Federation and increase of its competitiveness in terms of import substitution programs.

Текст научной работы на тему «Российский рынок смазочных материалов в условиях импортозамещения»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 62-72

РОССИЙСКИЙ РЫНОК СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Пуляев Николай Николаевич, кандидат технических наук, доцент, Худашова Анастасия Ивановна, магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К. А. Тимирязева», г. Москва, РФ.

Аннотация: В статье рассмотрено развитие производства смазочных материалов на территории Российской Федерации и повышение его конкурентоспособности в условиях программ импортозамещения.

Ключевые слова: импортозамещение; смазочные материалы; масла; развитие промышленности; пластичные смазки.

RUSSIAN LUBRICANTS MARKET IN TERMS OF IMPORT Pulyaev Nikolay Nikolaevich, PhD (Cand. Tech. Sci.), associate professor, Khudashova Anastasiya Ivanovna, the undergraduate, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Timiryazev State Agrarian University», Moscow, Russia.

Summary: The article describes the development of production of lubricants in the territory of the Russian Federation and increase of its competitiveness in terms of import substitution programs.

Keywords: import substitution; lubricants; oil; industrial development; greases.

В рамках государственной программы промышленности и торговли в 2004 году

Российской Федерации «Развитие про- утвержден перечень технологических

мышленности и повышение ее конкурен- направлений гражданской промышлен-

тоспособности» Приказом Министерства ности, в соответствие с которым пред-

усмотрена «Разработка и организация производства перспективных смазочных материалов и их компонентов на основе отечественного сырья» [1].

Переход к выпуску высокотехнологичных масел требует модернизации существующих производственных мощностей [2]. ОАО «Газпромнефть» инвестировав 3,4 млрд р., ввело в Омске в эксплуатацию самый мощный в России комплекс по производству моторных масел. Новейшие технологии, использующиеся на открытой станции, позволят выпускать широкий ассортимент импортозамещающей продукции [3].

ООО «ЛЛК-Интернешнл» является ли-

дером российского рынка смазочных материалов. Общество было создано в конце 2005 года как дочернее предприятие ПАО «Лукойл», производящего более 40 % общего объема производства масел в нашей стране. Доля масел компании «Лукойл» только в индустриальном секторе составляет 45 %, они удерживают прочные позиции лидера на российском рынке смазочных материалов [4].

По мнению аналитиков, Россия является одним из лидеров по потреблению смазочных материалов в мире после таких стран, как США, Китай и Индия [5]. Мировое потребление смазочных материалов представлено на рис. 1.

1%

0 5 10 15 20 25

Рис.1. Мировое потребление смазочных материалов

Однако замедление мировой эконо- ки импортного производства, например

мики и повышение качества смазочных моторные масла для высокооборотистых

материалов привело к снижению темпов дизельных двигателей, оснащенных тур-

роста потребления масляной продукции. бонаддувом и другие [7]. Поэтому мно-

Изменение структуры предложения в гие российские компании, занимающиеся

пользу высокоэффективных масел при- производством смазочных материалов, с

ведет к увеличению периодов между за- целью повысить свою конкурентоспособ-

меной масла и снижению общей емкости ность на этом рынке, приступили к реа-

рынка [6]. лизации программ замещения импортной

Большой сегмент импорта смазочных продукции.

материалов в нашей стране составляют Тюменский филиал ООО «ЛЛК-Интер-

масла для сельскохозяйственной техни- нешнл» создан как высокотехнологичный

производственный комплекс, который оснащен высокоавтоматизированным оборудованием марки <^МС» (США) с весовым дозированием, позволяющим производить масла, отвечающие европейским стандартам качества с соблюдением требований экологической безопасности.

Производительность предприятия - 45 тыс. тонн масел в год. Система зачищаемых трубопроводов и автоматизированное исполнение рецептур обеспечивают выпуск всей гаммы моторных масел гарантированного качества, исключая влияние человеческого фактора.

к к

1

1 1

S 1

1 1

1 ■ 1 1

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Н производство ■ импорт □ экспорт О потребление Рис.2. Российский рынок смазочных материалов.

Выпускаемая продукция подходит практически для всей техники российского производства и большинства видов импортной техники. В компании с 2006 года реализуется стратегическая программа по разработке и организации производства современных гидравлических и индустриальных масел, и к настоящему времени в этом направлении достигнуты значительные результаты.

Изучение мирового рынка гидравлических и индустриальных масел, всего комплекса требований, предъявляемых к современным смазочным материалам, позволило компании «Лукойл» разработать масла «премиум» класса мирового уровня. Особенность разработки индустриальных масел нового поколения заключается в создании серий масел с широким набором классов вязкости, обеспечивающих потребности промышленности и транспорта в различных эксплуатационных условиях. Кроме того, индустриальные масла Лукойл совместимы с импортными аналогами, что позволяет

постепенно замещать иностранную продукцию [7].

Компанией выпущено в производство серия высококачественных всесезонных моторных дизельных масел Лукойл Авангард API CF-4/SG [8] на полусинтетической (10W-30, 10W-40) и минеральной (15W-40, 20W-50) основе. Масла производятся из современных синтетических и высокоочищенных минеральных масел-компонентов с использованием высокоэффективного пакета присадок зарубежного производства. Они предназначены для эксплуатации высокооборотных четырехтактных дизелей с тур-бонаддувом и бензиновых двигателей, требующих использования масел категории API SG. Физико-химические характеристики масел представлены в табл. 1.

Масло Лукойл Гейзер ММ классов вязкости SAE 10W и 30W предназначено для гидравлических систем бульдозеров, кранов и погрузчиков и в качестве моторного масла для дизельных двигателей, требующих масел групп API CF-2 и CF. Физи-

Таблица 2

Физико-химические характеристики масел Лукойл Гейзер ММ

ко-химические характеристики масел Лу- койл Гейзер ММ представлены в табл. 2.

Таблица 1

Физико-химические характеристики масел Лукойл

Показатели 10W30 10W40 15W40 20W50

Индекс вязкости 152 159 137 128

Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/с 10,7 14,1 17,6

Плотность при 15°С, кг/м3 872,2 875,4 886,3 892,2 при 20°С

Щелочное число, мг КОН/1 г 7,9 8,4 8,6 8,9

Сульфатная зольность, % масс. 1,13 1,14 1,13 1,6

Потери от испарения по методу КОДК, % масс. 13,3 13,2 9,9 6,1

Температура, °С: вспышки, определяемая в открытом тигле застывания 227 -46 216 -35 223 -30 220 -22

Показатели ММ 10 ММ 30

Кинематическая вязкость, мм2/с: при 40°С 40,9 96,35

100°С 6,42 10,5

Индекс вязкости 109 90

Щелочное число, мг КОН/1 г 8,5

Температура, °С:

вспышки в открытом тигле 200 210

застывания -33 -18

Одним из основных видов деятельности технопарка ООО «Хозрасчетный творческий центр Уфимского авиационного института» (ХТЦ УАИ) являются разработка, производство и продажа технологических смазок и смазывающе-ох-лаждающих жидкостей серии «Росойл». В ассортимент предприятия входят мас-

ляные и водосмешиваемые СОЖ, кон-сервационные масла и защитные материалы, канатные смазки и смазки для узлов трения, масла для промышленного оборудования и другие материалы [8]. Предприятие обладает большим опытом в разработке аналогов смазок импортного производства, например, Росойл-600, Ро-

сойл-К и многих других.

Пластичная смазка Росойл-600 была разработана для замены дорогостоящей смазки Лимол, которая изготавливалась на Украине. Проведенные стендовые испытания шаровых опор на ОАО «АвтоВАЗ» с использованием смазки Росойл-600 закончились с положительным результатом [8].

Смазка технологическая для смазывания шарниров подвески и тяг рулевого управления автомобиля Росойл-Ш ТУ 0253-074-06377289-2013 представляет собой смесь дистиллятных и остаточных масел с присадками, улучшающими вязкостные, противозадирные, депрессор-ные, антиокислительные, противоизнос-

Смазочные материалы, разработанн

ные и антикоррозионные свойства [8].

Редукторная смазка Росойл-Тран-сол-100 предназначена для смазывания червячных редукторов и мотор-редукторов, работающих с максимальными удельными нагрузками в зацеплении до 400 МПа. Работоспособность ее составляет не менее 10000 часов при установившейся температуре смазки в редукторе. Изготавливается на основе нефтяного масла, загущенного гидроксистеаратом лития. Содержит антиокислительную, противо-задирную и противоизносную присадки [8, 9]. Смазочные материалы, разработанные ХТЦ УАИ, для импортозамещения представлены в табл. 3.

Таблица 3 е ХТЦ УАИ, для импортозамещения

Материал Область применения

Пластическая смазка Росойл-Графитол Применяется в высокотемпературных узлах трения (подшипники скольжения)

Пластическая смазка Росойл-К Канатная смазка, предназначена для защиты от коррозии, обеспечения длительной сохранности органического сердечника в канате, уменьшения трения и износа внутренних и наружных проволок при работе каната на блоках, а также для предохранения проволок от образования в них местных охрупченных участков вследствие трения и ударов, испытываемых канатом в процессе работы. Превосходит аналоги по морозостойкости, защитной способности и технологическим характеристикам

Масло специального назначения Ро-сойл-СЭЛ Применяется в смеси с абразивным порошком для операций притирки зубчатых пар с автоматизированной подачей смазки

Масло специального назначения Ро-сойл-КП-8 Предназначено для эксплуатации в компрессорах, работающих при среднем давлении до 8 атм и температуре воздуха на выходе из компрессора не более 100 °С

Масло для оборудования. Серия Росойл - ИТД Предназначено для смазывания зубчатых передач и других элементов промышленного оборудования (коробки скоростей и передач, редукторы, зубчатые муфты и мотор-редукторы), в которых высокие нагрузки не позволяют использовать масла без присадок

Масло для оборудования Росойл-ТМ-9

Предназначено для трансмиссий с гипоидными передачами, работающих с ударными нагрузками при контактном давлении более 3000 МПа, скоростях скольжения до 15-17 м/с, эксплуатируемых в условиях температур до -50 °С_

В связи с ростом цен на импортные смазочные материалы все больше потребителей будут переходить на отечественную продукцию. Помимо этого, ожидает-

ся снижение надбавок, устанавливаемых дистрибьюторами, автодилерами и розничными сетями, специализирующимися на продаже запасных частей и шин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 26 сентября 2014 г. № 1919 «О формировании Перечня технологических направлений по соответствующим государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограммам в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности») приоритетным направлениям гражданской промышленности» [Электронный ресурс].

- Режим доступа : http://www.garant.ru/

2. Приваленко А. Н., Наметкин О. П., Бордюговская Л. Н., Пуляев Н. Н. Основные проблемы обеспечения сохранения и контроля качества горюче-смазочных материалов на предприятиях нефтепродуктообеспечения // Международный научный журнал.

- 2011. - №4. - С. 83-88.

3. В Омске введен самый мощный в России комплекс по производству моторных масел [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//omskregion.info/item.asp?id=20063 (дата обращения 21.12.2016).

4. Компания смазочных материалов ООО «ЛЛК-Интернешнл» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//www.lukoil-masla/about (дата обращения 21.12.2016).

5. Богданов В. С., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Технологии и средства обеспечения качества топливно-смазочных материалов в АПК. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. - 116 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Форум: Неделя смазочных материалов / Масла «Лукойл» // Корпоративный журнал. - 2014. - № 40. - С. 6-8.

7. Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Влияние цетаноповышающих присадок на работу двигателей, работающих на дизельных топливах // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - СПб. : Свое издательство, 2016. - vi, 134 с. С. 91-93.

8. Технопарк ХТЦ УАИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http// www. lukoil-masla/about (дата обращения 21.12.2016).

9. Российские аналоги зарубежной сельскохозяйственной техники, импортозаме-щение агрегатов, запасных частей и расходных материалов : науч. издание. - М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2015. - 340 с.

REFERENCES

1. Prikaz Ministerstva promyshlennosti i torgovli RF ot 26 sentyabrya 2014 g. № 1919 «O formirovanii Perechnya tekhnologicheskikh napravleniy po sootvetstvuyushchim gosudarstvennoy programme Rossiyskoy Federatsii «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti» (podprogrammam v ramkakh gosudarstvennoy programmy «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti») prioritetnym napravleniyam grazhdanskoy promyshlennosti» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.garant.ru/

2. Privalenko A. N., Nametkin O. P., Bordyugovskaya L. N., Pulyaev N. N. Osnovnye problemy obespecheniya sokhraneniya i kontrolya kachestva goryuche-smazochnykh materialov na predpriyatiyakh nefteproduktoobespecheniya // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. - 2011. - №4. - S. 83-88.

3. V Omske vveden samyy moshchnyy v Rossii kompleks po proizvodstvu motornykh masel [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http//omskregion.info/item.asp?id=20063 (data obrashcheniya 21.12.2016).

4. Kompaniya smazochnykh materialov OOO «LLK-Interneshnl» [Elektronnyy resurs].

- Rezhim dostupa : http//www.lukoil-masla/about (data obrashcheniya 21.12.2016).

5. Bogdanov V. S., Pulyaev N. N., Korotkikh Yu. S. Tekhnologii i sredstva obespecheniya kachestva toplivno-smazochnykh materialov v APK. - M. : OOO «UMTs «Triada», 2016.

- 116 s.

6. Forum: Nedelya smazochnykh materialov / Masla «Lukoyl» // Korporativnyy zhurnal.

- 2014. - № 40. - S. 6-8.

7. Pulyaev N. N., Korotkikh Yu. S. Vliyanie tsetanopovyshayushchikh prisadok na rabotu dvigateley, rabotayushchikh na dizel'nykh toplivakh // Tekhnicheskie nauki: problemy i perspektivy: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, iyul' 2016 g.). -SPb. : Svoe izdatel'stvo, 2016. - vi, 134 s. S. 91-93.

8. Tekhnopark KhTTs UAI [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http// www.lukoil-masla/about (data obrashcheniya 21.12.2016).

9. Rossiyskie analogi zarubezhnoy sel'skokhozyaystvennoy tekhniki, importozameshchenie agregatov, zapasnykh chastey i raskhodnykh materialov : nauch. izdanie. - M. : FGBNU «Rosinformagrotekh», 2015. - 340 s.

Материал поступил в редакцию 29.11.2016 © Пуляев Н. Н., Худашова А. И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.