Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ'

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»

реализации. //Материалы Международной научно-практической конференции п. Персиановский 2014

2. Моисеенко Ж.Н., Гужвина Н.А., Подорога В.А. Роль кризисов в совершенствовании социально-экономических систем. /Развитие инновационного потенциала агропромышленного производства, науки и аграрного образования. //Третья международная научно-практическая конференция. - Саратов 2014.

3. Моисеенко Ж.Н., Гужвина Н.А., Калевич А.Н. Проблемы и тенденции современного этапа экономического развития АПК в Краснодарском крае. /Современные проблемы социально-экономического развития //Материалы пятой международной научно-практической конференции - г. Махачкала

Гужвина Н.А. старший преподаватель Кудь А.Н. ДонГАУ

Россия, пос. Персиановский РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Единая электроэнергетическая система (ЕЭС) России охватывает всю обжитую территорию страны от западных границ до района Дальнего Востока и является одним из крупнейших в мире централизованно управляемым энергообъединением, граничащим с энергообъединениями стран Европы и Азии. В 1992 году по указу президента России Ельциным Б.Н. было сформировано РАО «ЕЭС России» и региональные АО энерго. С тех пор РАО «ЕЭС России» сильно продвинулось на пути к эффективному рынку.

Рис.1. Ценовые зоны оптового рынка [1]

Вне зависимости от конструкции рынка электроэнергии, его целью является обеспечение в долгосрочной перспективе достаточности

2014г.

Ü

генерирующих мощностей в энергосистеме и готовности к выработке электрической энергии для поддержания необходимого уровня надежности энергоснабжения наиболее экономически-эффективным способом.

Модель рынка мощности действует на территориях, объединены в ценовые зоны оптового рынка. Ценовые зоны в свою очередь разбиваются на зоны свободного перетока мощности, которые учитывают планируемые ограничения поставок мощности между ними. Сейчас на рынке сформировано 30 зон. [4]

Рис.2. Зоны свободного перетока мощности оптового рынка [3]

Субъектами оптового рынка являются:

• Участники обращения электрической энергии и электрической мощности (участники торговли)

о Генерирующие компании о Крупные потребители о Энергосбытовые организации о Гарантирующие поставщики о Операторы экспорта-импорта о Федеральная сетевая компания

• Инфраструктурные организации ОРЭМ о Коммерческая инфраструктура

■ Совет рынка

■ Администратор торговой системы

■ Центр финансовых расчетов

■ Товарная биржа

о Технологическая инфраструктура

■ Системный оператор

■ Федеральная сетевая компания

■ Межрегиональные сетевые компании Пересечение кривых спроса и предложения дает равновесные цены и

объемы на рынке. В равновесии не все покупатели удовлетворяют свой спрос. Покупатели, заявки которых оказались справа от точки равновесия и не были приняты, ничего не смогут купить, так как они готовы были купить дешевле сформировавшейся равновесной цены. Часть предложения также оказывается невостребованной по заявленным продавцами ценам.

Совокупный излишек, равный сумме излишков у потребителей и у покупателей, представляет собой общественную выгоду в экономике. Рис.3 Аукцион с маржинальным ценообразованием [1]

Объем мЛтро 1М1'р;нм. (МВп>Ч ^.ипжмий к ш>к>п»х' Шршик) 1оло»}Л11ЫЙ кмткк ~ Мыншск мрмткчкит • Иимшск ии|р«Лпич ч

В процессе планирования электрического режима необходимо учитывать системные ограничения, обусловленные сетевой структурой связей. Для реализации этой задачи на рынке «на сутки вперед» организуется распределенный аукцион с зональными ценами. В распределенном аукционе определяется своя равновесная цена в каждом узле (зоне).

Таблица 1-Расчет тарифов на электроэнергию для различных групп потребителей в случае выхода крупных потребителей ГП на оптовый рынок

Наименование показателей Единицы измерения Значения показателей

Тариф на электроэнергию для населения: ^ до вывода на оптовый рынок крупных потребителей; ^ в случае повышения тарифов только для льготных групп потребителей при выводе на оптовый рынок крупных потребителей ^ в случае повышения тарифов для всех групп потребителей при выводе на оптовый рынок крупных потребителей руб 1,8 2,216 1,8615

кВт ■ ч

Тариф на электроэнергию для сельхоз потребителей: ^ до вывода на оптовый рынок крупных потребителей; ^ в случае повышения тарифов только для льготных групп потребителей при выводе на оптовый рынок крупных потребителей ^ в случае повышения тарифов для всех групп потребителей при выводе на оптовый рынок крупных потребителей руб 2,1 2,7239 2,1923

кВт ■ ч

Использованные источники:

1. Кондрашов А.А., Основные принципы модели оптового рынка электрической энергии и мощности. E-ON, 2012.

2. http://www.np-sr.ru/market/wholesale/index.htm

3. Гайдамакина Л.Р., Гужвина Н.А. Актуальные проблемы развития АПК России, в условиях вступления в ВТО /Актуальные проблемы аграрной экономики. // Международная научно-практическая конференция - п. Персиановский 2014.

4. Моисеенко Ж.Н., Гужвина Н.А., Подорога В.А. Роль кризисов в совершенствовании социально-экономических систем. /Развитие инновационного потенциала агропромышленного производства, науки и аграрного образования. //Третья международная научно-практическая конференция. - Саратов 2014.

Гузалева С.Ю. старший преподаватель Набережночелнинский институт (филиал) Казанский Федеральный Университет Россия, г. Набережные Челны УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ СТАНДАРТОВ

Аннотация. В статье рассматривается подход к управлению качеством жилищно-коммунального обслуживания населения с учетом системы менеджмента качества, основанном на современных стандартах, с учетом на ориентации на потребителя.

Ключевые слова: качество товара (услуги), удовлетворенность потребителей, потребности, ожидания, жилищно-коммунальные услуги, стандарты, система менеджмента качества.

Качество продукции или услуг неразрывно связано с их конкурентоспособностью. В силу объективных причин предприятия жилищно-коммунального комплекса функционируют в условиях ограниченной конкуренции. Поэтому рыночные механизмы эффективного управления данной сферой, в том числе управления качеством, несколько ограничены. В этих условиях для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности организации необходимо использовать систему менеджмента качества, основанную на международных стандартах серии ISO, основным принципом которого является измерение удовлетворенности потребителей.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» удовлетворенность потребителей - это восприятие потребителями степени выполнения их требований [2, с.7].

Удовлетворенность - эмоционально окрашенное психическое состояние человека, возникающее на основе соответствия его намерений, установок, надежд, потребностей с последствиями и результатами деятельности, взаимодействия с социальным и природным окружением [5, с. 83].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.