Научная статья на тему 'Российский рынок биологически активных добавок в 2010 г'

Российский рынок биологически активных добавок в 2010 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TNS MEDIA INTELLIGENCE / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / БИОАКТИВНЫЕ ДОБАВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В России рынок биологически активных добавок существует уже 15 лет. В адрес их производителей всегда выражалось немало претензий, однако в последние два года все чаще звучит угроза запрета реализации данной продукции в аптечной сети. И в ближайшее время регулирование рынка БАД может серьезно ужесточиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок биологически активных добавок в 2010 г»

РОССИЙСКИЙ РЫНОК БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК В 2010 Г.

PfMtffUUM 20О1ГИ 149

Российский рынок

БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК В 2010 Г.

В России рынок биологически активных добавок существует уже 15 лет. В адрес их производителей всегда выражалось немало претензий, однако в последние два года все чаще звучит угроза запрета реализации данной продукции в аптечной сети. И в ближайшее время регулирование рынка БАД может серьезно ужесточиться.

В последнее время о БАД говорят довольно много. И, к сожалению, чаще всего информация эта далеко не позитивная. Основными причинами негативного отношения общества к БАД являются отсутствие строгой нормативной базы, регламен-

ввели обязательное декларирование соответствия. Это означает, что если производитель не подтвердил качество БАД, то данная добавка не может распространяться на территории Российской Федерации и тем более рекламироваться.

Тем не менее, несмотря на некоторые ужесточения, рынок БАД продолжает развиваться, составляя небольшую и одновременно ощутимую часть аптечных продаж (около 5%). Согласно данным исследовательского агентства IMS Health, по итогам 2010 г. через российские аптеки было реализовано 277 млн. упаковок на сумму 22 млрд. руб. в ценах конечного потребления. В 2010 г. было отмечено сокращение объемов продаж по сравнению с предыдущим годом и в натуральном, и

тирующей вопросы переработки исходного сырья, транспортировки и хранения готовой продукции, а также отсутствие контроля качества БАД, которые нередко производятся в условиях, не удовлетворяющих гигиеническим требованиям.

До недавнего времени сегмент БАД был мало охвачен государственным регулированием. И только с 2000-х гг. государство всерьез обратило внимание на этот сегмент фармацевтики. Так, в 2003 г. производителей обязали указывать на упаковке, что БАД не является лекарством, в 2006 г. запретили рекламу БАД как ЛС и, наконец, в 2010 г.

рисунок Распределение продаж БАД по странам происхождения

В натуральном выражении В стоимостном выражении

—\ 13%

29%

87% 71%

| |— Россия Q— Импорт

150 ИТОГИ Р€мшиим

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ ФАРМРЫНКА

в стоимостном выражении (-2,4 и -7,9%, соответственно) (рис. 1). На рынке БАД представлено около 4000 наименований от более чем 720 производителей.

Особенностью рынка БАД в России является то, что подавляющая часть добавок производится на территории РФ (рис. 2). Импорт составляет всего 13% в натуральном и 29% в стоимостном выражении. Еще до недавнего времени БАД ввозились на территорию России в основном из Китая, однако сейчас на его долю приходится всего лишь 2% от всего аптечного рынка этой продукции. Большинство импортных биологических добавок произведены в Дании (около 5% рынка), главным представителем которой является компания Ferrosan (линейки Мульти-табс, Бифиформ, Стрикс) — ее доля в общем объеме продаж БАД, поставляемых из Дании, составляет около 90%.

Ценовая сегментация БАД в РФ представлена на рисунке 3. Основная доля продаж биологических добавок приходится на диапазон от 100 до 300 руб. за упаковку. Дорогостоящие БАД составляют менее 20% всех продаж в стоимостном выражении.

При этом важно отметить различия в стоимости БАД отечественного и импортного происхождения. Основная часть отечественных БАД приходится на диапазон от 100 до 300 руб., в то время как подавляющая часть импортных БАД находится в диапазоне более 500 руб. за упаковку.

Рейтинг ведущих компаний с заметным отрывом от остальных возглавляет компания «Эвалар», которая обеспечивает почти четверть продаж в денежном выражении на рынке БАД. Однако необходимо отметить замедлившиеся и даже отрицательные темпы роста компании в 2010 г. по сравнению с 2009 г. (табл.1).

Единственным успешным препаратом компании, показавшим положительный рост продаж, стал Фитолакс. Объемы реализации остальных препаратов компании «Эвалар» снизились. 15%-ный рост продаж в денежном выражении компании «Аквион» был обеспечен активной реализацией препаратов Алфавит и Кудесан. Продажи компании «Диод» сократи-

рисунокф^ Ценовая сегментация рынка БАД в РФ в 2010 г. Соотношение БАД отечественного и импортного происхождения

таблица Рейтинг ведущих производителей БАД РФ в 2010 г.

Компания Доля в натуральном выражении, % Доля в стоимостном выражении, руб., % Прирост 2010/2009, упак., % Прирост, 2010/2009, руб., %

EvaLar 15,7 23,6 4,6 -2,9

Akvion,RF 2,1 5,7 1,2 15,2

Diod 2,7 5,2 -28,8 -23,2

Vis 0,7 4,1 39,7 43,3

Ferrosan 0,8 4,0 13,3 -0,9

Pharma-Med Canada 0,2 2,1 0,5 4,8

Ekomir 0,6 2,0 -1,8 0,6

Natur Product 4,3 2,0 15,4 4,9

Farm-Pro RF 11,2 1,9 -2,1 10,6

Mirax farma 0,1 1,9 -36,9 -6,4

Pharmstandart 8,6 1,9 12,3 30,9

Sti-Med-Sorb RF 0,5 1,6 18,3 49,1

KRKA 0,5 1,4 20,4 15,4

Inneov 0,1 1,4 -7,8 3,7

Queisser 0,4 1,2 46,7 54,2

Biocor RF 2,4 1,2 30,9 30,5

Gnc pm farma 0,2 1,1 324,0 265,5

Fora Farm RF 0,5 1,0 -69,9 -57,0

Merck Sharp Dohme 0,2 1,0 -32,5 -30,8

Bausch & Lomb 0,1 0,9 -67,6 -48,8

Итого 51,9 65,3

РОССИЙСКИЙ РЫНОК БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК В 2010 Г.

РшШиим ИТОГИ 151

таблица Рейтинг ведущих торговых наименований БАД в РФ в 2010 г.

Доля в на- Доля в стои- Прирост Прирост,

Компания туральном мостном 2010/2009, 2010/2009,

выраже- выраже- упак., % руб., %

нии, % нии, руб., %

Sealex forte 0,3 2,9 138,6 109,0

FitoLax 1,9 2,3 209,6 289,1

Capilar 0,7 2,0 -29,7 -22,7

Ovesol 1,1 1,9 -21,6 -22,3

Lactofiltrum 0,5 1,6 17,0 48,5

Haematogen russ 9,5 1,6 19,9 28,8

Leonuri Forte 1,2 1,5 -1,2 4,4

Indinol 0,0 1,4 -44,6 -9,5

Myrtillus forte 1,1 1,4 -21,2 -22,0

Ci-Clim 0,9 1,2 54,7 75,6

Turboslim cleaning 0,6 1,2 -7,6 -13,1

Alfavit 0,4 1,2 -5,3 9,6

Ali Caps 0,2 1,1 333,1 265,5

Hepatrin 0,5 1,1 -11,9 -14,1

Crataegus forte 0,7 1,1 137,2 157,8

Asvitol Solnishco 7,9 1,0 12,0 2,1

Kudesan 0,3 1,0 -1,5 4,6

Lutein Complex 0,3 0,9 -9,2 -7,2

Triplet 0,5 0,9 -35,3 -49,8

Atheroklephyt 0,5 0,9 -40,1 -40,7

Итого 29,2 28,1

лись в результате снижения реализации таких добавок, как Капилар и Блокатор калорий Фаза 2.

Важно отметить присутствие в рейтинге производителей БАД таких компаний, как «Фармстандарт», KRKA, Merck Sharp Dohme, специализирующихся в основном на продаже ЛС, однако имеющих в своем портфеле и биологические добавки. Значительный рост продаж и увеличение доли рынка продемонстрировала компания «Фармстандарт», основной бренд которой — препарат Ас-витол Солнышко.

Концентрация на рынке весьма высока. Топ-20 производителей БАД в 2010 г. аккумулировала 51,9% в натуральном и 65,3% в денежном выражении. По итогам 2010 г. лидером среди торговых наименований (табл. 2) стал Сеа-лекс Форте (компания «Вис»), продажи которого увеличились более чем в 2 раза. Далее в рейтинге следует Фитолакс (компании «Эвалар»). Третью позицию занимает Капилар, являвшийся лидером в 2009 г.

Суммарная доля 20 ведущих наименований по итогам 2010 г. составила 29,2% в натуральном и 28,1% в стоимостном выражении.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.