Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ РЕТЕЙЛ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

РОССИЙСКИЙ РЕТЕЙЛ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
РИТЕЙЛ / ПАНДЕМИЯ / КРИЗИС / МАРКЕТИНГ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ласенко Дарья Валерьевна

Пандемия COVID-19 и последующие правительственные ограничения оказали огромное влияние на все сферы потребительского сегмента экономики. Пандемия также привела к спаду в мировой экономике, известному как "коронавирусный кризис". Это, в свою очередь, оказало серьезное влияние на развитие розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами в России. В статье рассматриваются изменения в ритейл-секторе в контексте глобальной пандемии: текущая ситуация на российском розничном рынке, позитивные и негативные изменения в различных сферах розничного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN RETAIL IN A PERIOD OF PANDEMIC

The COVID-19 pandemic and subsequent government restrictions have had a huge impact on all areas of the consumer segment of the economy. The pandemic also led to a downturn in the global economy known as the 'coronavirus crisis'. This, in turn, has had a major impact on the development of food and nonfood retailing in Russia. This article examines changes in the retail sector in the context of the global pandemic: the current situation in the Russian retail market, positive and negative changes in different areas of the retail sector.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ РЕТЕЙЛ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

что в 3 кластере находятся Северные регионы, такие как Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономный округ, имеющие малые жилые площади в связи с погодными условиями.

Также Северные регионы имеют более высокие экономические показатели (фактор 2) среди других регионов России, так как основой экономики этих округов является добыча нефти и газа. Данные регионы в наименьшей степени оснащены газоснабжением, а вот с водой дела обстоят лучше, чем в регионах 5 группы, куда входят регионы Кавказа.

Можно наблюдать, что по 5 фактору (безработица и средняя жилая площадь) данные северные регионы не являются отстающими и лидирующими, о чем может говорить высокий экономический показатель. А вот регионы Поволжья в среднем не наблюдают это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу, что нельзя сказать о регионах 1 кластера.

Таким образом, в данной работе была проведена классификация по показателям жилищной площади, определено 5 групп регионов с использованием метода к-средних и метода иерархической классификации.

Список использованной литературы: 1. Бородачёв, С.М. Б83 Многомерные статистические методы: учебное пособие / С.М. Бородачёв. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2009. 84 с. -ISBN 978-5-321-01613-8- Текст: непосредственный.

©Дьякова А.Д., 2022

УДК 33

Ласенко Дарья Валерьевна

г. Ростов-на-Дону, Россия

РОССИЙСКИЙ РЕТЕЙЛ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Аннотация

Пандемия COVID-19 и последующие правительственные ограничения оказали огромное влияние на все сферы потребительского сегмента экономики. Пандемия также привела к спаду в мировой экономике, известному как "коронавирусный кризис". Это, в свою очередь, оказало серьезное влияние на развитие розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами в России. В статье рассматриваются изменения в ритейл-секторе в контексте глобальной пандемии: текущая ситуация на российском розничном рынке, позитивные и негативные изменения в различных сферах розничного сектора.

Ключевые слова:

ритейл; пандемия; кризис; маркетинг, экономика.

Lasenko Darya Valeryevna

Rostov-on-Don, Russia

RUSSIAN RETAIL IN A PERIOD OF PANDEMIC Annotation

The COVID-19 pandemic and subsequent government restrictions have had a huge impact on all areas

of the consumer segment of the economy. The pandemic also led to a downturn in the global economy known as the 'coronavirus crisis'. This, in turn, has had a major impact on the development of food and nonfood retailing in Russia. This article examines changes in the retail sector in the context of the global pandemic: the current situation in the Russian retail market, positive and negative changes in different areas of the retail sector.

Keywords:

retail; pandemic; crisis; marketing; economy.

В 2020 году на потребительский спрос существенно повлияла пандемия нового инфекционного заболевания - коронавируса. Вирус передается воздушно-капельным или контактным путем. У инфицированного человека может быть легкая форма болезни, практически без симптомов, что позволяет ему вести обычный образ жизни, не подозревая о том, что он является носителем заболевания. Поэтому вирус провоцирует появления у людей страха, который меняет их поведение, включая структуру потребления. Для борьбы с непредсказуемым вирусом власти Российской Федерации принимают различные меры: обязательное ношение средств индивидуальной защиты, социальное дистанционирование. В связи с этим были введены ограничение в сфере торговли, предоставления услуг, ограничено посещения общественных мест, был введён запрет на массовые мероприятия, ограничены авиаперелеты. В школах, ВУЗах и других учебных заведений было организовано дистанционное обучение. Всё это имело свои последствия на отечественные ритейл сети.

Ограничения, введенные властями, стали причиной изменений в формате организации работы административного персонала, который прямо не вовлечён в обслуживание конечного потребителя. Особенно это касается главных офисов крупных ритейл сетей, которые приступили у организации удалённой или совмещенной работы. Например, такие сети продуктового ритейла, как Пятёрочка, Магнит, Красное&Белое, перевели около 50% сотрудников центральных и региональных офисов на удалённую работу [9]. Это в основном касается сотрудников, которые работают в IT-отделах, HR-отделах, а также в сфере организации закупок и логистики. В тоже время, работники, которые напрямую вовлечены в сферу работы с конечным потребителем, были обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты. Благодаря этому продуктовый ритейл смог продолжить полноценно функционировать и обеспечивать потребности населения. К тому же, правительство России определило, что большинство ограничений, введённых для предотвращения распространения коронавируса, не касаются продуктовых магазинов, при условии соблюдения ими базовых санитарных норм, а именно:

• обеспечения социального дистанцирования;

• обязательное использование средств индивидуальной защиты;

• регулярная дезинфекция помещений [3].

В сфера непродовольственного ритейла также произошли серьёзные изменения. Так, большинство торговых точек ритейл сетей были вынуждены временно приостановить полноценную работу, то есть прекратить физическую торговлю товарами. По данным РБК на время коронавирусных ограничений, введённых в марте 2020 г. приостановили работу 85% магазинов одежды и 75% магазинов электроники [4]. Для сотрудников офисов, как и в сфере продуктового ритейла, была организована удаленная и совмещенная работа. Что касается работников торговых точек, то часть из них были переведены в другие структурные подразделения компаний (особенно в сферу доставки) или отправлены в отпуск, с частичным сохранением заработной платы. Это позволило компаниям оптимизировать расходы и обеспечить выживание в условиях карантина. Также введённые

ограничения стимулировали непродовольственный ритейл развивать новые форматы доставки продукции. Группа компания бытовой электроники "М.Видео-Эльдорадо" договорилась о коллаборации с федеральной продуктовой сетью «Пятёрочка». В итоге была организована доставка электроники из магазинов сети в почтамты, которые были установлены в "Пятёрочке" [1].

Для поддержания стабильного развития и извлечения дополнительного дохода, ритейл сети начали развивать собственные службы доставки из торговых точек. Необходимо отметить, что эта тенденция характерна как для продовольственного, так и для непродовольственного ритейла. Таким образом компаниям удалось обеспечить эффективный контроль над доставкой продукции в кратчайшие строки и гарантировать качество услуг своим клиентам. Благодаря этому ритейл сети гарантировали позитивные эмоции у потребителей, которые, в большинстве случаев, повторно пользовались услугами собственной доставки. Наибольшую выгоду из развития собственной доставки извлекли сети продовольственного ритейла - «Магнит», «Пятёрочка», «Лента», которые смогли в быстро настроить работу курьерской службы. Рассмотрим влияние функционирования собственной службы доставки на развития сети продуктовых магазинов «Магнит» в условиях пандемии. Собственная служба доставки была запущена компанией в начале апреля 2020 г. Параллельно функционировала партнёрская доставка из магазинов службами Delivery Club, Яндекс Go и т.д. Для успешного развития собственной доставки было разработано и успешно запущено мобильное приложение «Магнит Доставка», в котором было представлено более 5 000 наименований товаров -продукты питания, фрукты и овощи, свежие и скоропортящиеся товары, товары для дома, средства по уходу, средства для домашних животных и многое другое. Важно отметить, что цены и скидки на онлайн-заказы были такими же, как и в физических магазинах "Магнит". Чтобы привлечь больше пользователей и создать позитивные ощущения от доставки, была организована бесплатная доставка, при условии, что минимальная сумма заказа составит более 500 рублей. Сначала услуга предлагалась только в Москве, но затем была расширена на магазины в Центральном и Северо-Западном федеральных округах Российской Федерации. Через год, в апреле 2021 года, услуга доставки товаров из магазина стала доступна во всех городах с населением от одного миллиона человек. К ноябрю 2021 года около 2 000 магазинов "Магнит" были подключены к службе доставки в большинстве регионов России. Руководство сети заявило, что планирует внедрить службу доставки во всех магазинах сети к лету 2022 года [8].

Если говорить о показателях эффективности, то около 60% дохода онлайн-сектора генерируется за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Средний чек собственной доставки компании составляет 1 400 рублей, доставки оператора-партнера - 970 рублей. В офлайн-продажах средний чек в первом квартале 2021 года составил 372 рубля, что в 3,8 раза ниже, чем чек на собственную доставку. Тем не менее, сегмент онлайн-продаж и, соответственно, сегмент собственной доставки остается довольно незначительным в масштабах сети. Так, в 2021 году сфера оборот онлайн торговли составил более 7 миллиардов рублей, что составляет чуть более 1% от общего оборота сети [5].

Главным трендом в развитии ритейла в условиях пандемии COVID-19 стало увеличение роли онлайн-торговли. До введения карантинных ограничений, только 43% россиян совершали покупки онлайн более одного раза в месяц, но после введения соответствующих ограничений, не менее 80% активных пользователей Интернета совершали покупки в сети Интернет минимум один раз, в течении первых двух недель действия карантина. Параллельно с этим, товарооборот офлайн-ритейла на первом этапе пандемии (с марта по май 2020 г.) снизился на 30%. Причинами этого были как сокращение потребительского спроса, так и рост доли продаж через онлайн каналы. О том, что россияне стали чаще покупать товары онлайн, свидетельствуют и данные служб доставки. Например, по итогам 2020 года "Сбермаркет" зафиксировал рост ежедневных онлайн-заказов на 104%, «Ozon» на

140%, а «Wildberries» на 96% [10]. Также возросла роль социальных сетях в построении качественных каналов связи с потребителями. Если раньше их использовали только мелкие ритейлеры, то теперь даже крупные розничные компании используют Instagram или ВКонтакте для своего продвижения. Это позволило многим розничным компаниям не только значительно улучшить прогнозы продаж, но и выявить поворотные точки в структуре спроса гораздо быстрее, чем это возможно при использовании традиционных моделей. Это особенно характерно для ритейла, который работает в сегменте продажи одежды и обуви и ориентируется на покупателей в возрастном диапазоне 16-35 лет. Фактически, профили ритейл сетей в социальных сетях становились витринами, на которых был представлен практически весь ассортимент продукции [7].

Пандемия COVID-19 также имела негативное влияние на развитие ритейл сетей. Самое большое влияние она оказала на сферу непродовольственного ритейла, который был вынужден временно приостановить работу офлайн точек продаж. Так, по итогам 2020 г. рынок непродовольственных товаров России сократился на 6%. Особенно ощутимым сокращение было в сегменте торговли одеждой и обувью, где падение оборота достигло 30% [2]. Также были закрыты около 25% предприятий торговли, большинство из которых были малым или микробизнесом. Это имеет долгосрочные негативные последствия как для экономики России в целом, так и для сферы торговли, поскольку возрастает роль крупных сетей, которые способны ограничить свободную конкуренцию. К тому же, пандемия стала причиной снижения потребительской способности россиян в 2020 г. на 3,5% по отношению к 2019 г. В итоге, потребители стали уделять большее внимание при выборе товара, не на качество продукции или позитивные эмоции, которые возможно получить от его приобретения, а на цену товара. Это вынудило ритейл сети искать способы оптимизации своих трат и снизить долю премиальных товаров в своём ассортименте. К тому же, компании понесли дополнительные расходы из-за необходимости обеспечить санитарно-гигиенических условия для сотрудников и потребителей. Также, по данным Ассоциации компаний розничной торговли, которая объединяет крупнейшие сети ритейлеров в России, а именно X5 Retail Group, "Магнит", "Ленту", "Ашан", "М.Видео" и др. возросли расходы, связанные с необходимостью поддержание ассортимента в магазинах сетей и удержание цен для конечного потребителя, несмотря на рост закупочных цен. Таким образом, по славам главы АКРТ дополнительные расходы членов Ассоциации во время первого периода карантина составили 65 млрд рублей [6].

Таким образом, пандемия COVID-19 имела как положительное, так и негативное влияние на развитие ритейла в России. С одной стороны, новые условия работы стимулировали компании к развитию онлайн каналов коммуникации и построению омникальной системы взаимодействия, организации работы собственных служб доставки. Но, с другой стороны, ограничения, связанные с пандемией, стали причиной закрытия ряда компаний и сокращения прибыли в сфере непродовольственного ритейла.

Список использованной литературы:

1. «М.Видео» и «Эльдорадо» доставят заказы в ближайшую «Пятёрочку» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.retail.ru/news/m-video-i-eldorado-dostavyat-zakazy-v-blizhayshuyu-pyatyerochku-20-aprelya-2020-193535/. - (дата обращения: 05.01.2022).

2. Аналитики ждут возвращения оборота ритейла РФ к допандемийному показателю по итогам года. Обзор. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/813062. - (дата обращения: 05.01.2022).

3. Бизнес во время карантина: может ли работать розничный магазин? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.moysklad.ru/poleznoe/shkola-torgovli/biznes-vo-vremya-karantina-zakryvat-li-roznichnyy-magazin/, свободный. - (дата обращения: 05.01.2022).

4. В России временно закрылись почти 40% всех торговых точек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/31/03/2020/5e8328349a79474694605c48. - (дата обращения: 05.01.2022).

5. Доля онлайн-продаж «Магнита» в 2021г. превысила 1% от общей выручки [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/freenews/617ba7179a7947d322409e99. - (дата обращения: 05.01.2022).

6. Количество торговых точек в РФ из-за пандемии сократилось на 62%. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/731142. - (дата обращения: 05.01.2022).

7. Коронавирус и ритейл. Посещаемость офлайн-магазинов снизится. Спрос на онлайн-покупки и доставку растет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://retailers.ua/news/menedjment/10181-koronavirus-i-riteyl-poseschaemost-oflayn-magazinov-snizitsya-spros-na-onlayn-pokupki-i-dostavku-rastet. - (дата обращения: 05.01.2022).

8. Магнит запустил собственную доставку продуктов еще в 14 городах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://retail-loyalty.org/news/magnit-zapustil-sobstvennuyu-dostavku-produktov-eshche-v-14-gorodakh/. - (дата обращения: 05.01.2022).

9. Магнит начал перевод сотрудников на удаленную работу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://retail-loyalty.org/news/magnit-nachal-perevod-sotrudnikov-na-udalennuyu-rabotu/, свободный. -(дата обращения: 05.01.2022).

10.Сбер планирует стать лидером рынка e-commerce к 2030 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://retail-loyalty.org/news/sber-planiruet-stat-liderom-rynka-e-commerce-k-2030-godu/. -(дата обращения: 05.01.2022).

© Ласенко Д.В., 2022

УДК 330.42

Семикина Н.А.,

студент 4 курса Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Россия, г. Саратов

АНАЛИЗ МОНОТОННОСТИ КУБИЧЕСКОГО СПЛАЙНА НА ИНТЕРВАЛЕ

Аннотация

Рассмотрена процедура определения параметра, пропорционального минимальному (для возрастающей кривой) или максимальному (для убывающей кривой) значению первой производной сплайна 3 порядка, необходимого для реализации итеративных алгоритмов поиска коэффициентов сплайна, обеспечивающих строго монотонное возрастание или убывание сплайна на заданном интервале. Показана возможность вычисления указанного параметра с использованием только коэффициентов сплайна для этого интервала.

Ключевые слова:

эконометрика, сплайн, численные методы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.