Научная статья на тему 'Российский путь в современной науке'

Российский путь в современной науке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCIENCE OF RUSSIA AND ABOARD / NEGATIVE AND POSITIVE OF SCIENCE AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Обжиров Анатолий Иванович

Вопрос эффективности науки является важным на все времена. Чем отличается наша наука от зарубежной. В разных ее направлениях имеются отличия в понимании, что характерно для российской и зарубежной науки. Я геолог и могу сравнивать характер научной международной деятельности в области наук о Земле, так как встречался с иностранными учеными в многочисленных морских экспедициях и научных конференциях. В этой работе даются некоторые оценки современного положения отечественной науки, которые должны помочь вскрыть ее недостатки и преимущества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Обжиров Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of science is important before and today. What is different science in Russia and abroad. I am geologist and may relationship international science in sphere science of the Earth because I met many scientists in our international expedition. In this paper put some examines of modern science in Russia that may help to understand it is negative and positive.

Текст научной работы на тему «Российский путь в современной науке»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

РОССИЙСКИЙ ПУТЬ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Обжиров Анатолий Иванович

Доктор геолого-минералогических наук, профессор, Тихоокеанский океанологический институт им.В.И.Ильичева (ТОИ), Владивосток, заведующий лаборатории Газогеохимии, заведующий отделом Геологии

и геофизики ТОИ ДВО РАН

Аннотацияф

Вопрос эффективности науки является важным на все времена. Чем отличается наша наука от зарубежной. В разных ее направлениях имеются отличия в понимании, что характерно для российской и зарубежной науки. Я геолог и могу сравнивать характер научной международной деятельности в области наук о Земле, так как встречался с иностранными учеными в многочисленных морских экспедициях и научных конференциях. В этой работе даются некоторые оценки современного положения отечественной науки, которые должны помочь вскрыть ее недостатки и преимущества.

Ключевые слова: отечественная и зарубежная наука, недостатки и преимущества, образование.

Abstract

Effectiveness of science is important before and today. What is different science in Russia and abroad. I am geologist and may relationship international science in sphere science of the Earth because I met many scientists in our international expedition. In this paper put some examines of modern science in Russia that may help to understand it is negative and positive.

Keywords: science of Russia and aboard, negative and positive of science and education.

Различия отечественной и зарубежной науки.

Имеется два главных различия - одно является недостатком российской науки, другое - положительной стороной. Недостаток российской науки - плохая организация труда. В чем она проявляется. Приведу несколько примеров, а затем можно прокомментировать. В 1980 году мы выполняли морскую экспедицию, где одной из задач было изучение процесса формирования железо-марганцевых конкреций на дне Тихого океана. С нами в экспедиции участвовал ученый из Скрипсовского океанографического института, заведующий лабораторией Кен Нильсон. На нашем судне «Калисто» в процессе экспедиции мы зашли в порт Лос-Анжелес. Кен пригласил несколько участников экспедиции посетить институт. Что мне сразу же бросилось в глаза институте - расположение лабораторных комнат и офисов. С одной стороны коридора расположены комнаты с большими окнами, в которых находятся 2-3 ученых, занимающихся обработкой данных, написанием отчетов, статей и др. С другой стороны коридора расположены помещения без окон, со стеллажами вокруг стен, на которых расположены приборы. Комнаты имеют разный температурный режим - от +25 до - 4 оС. Научный сотрудник включает прибор и работает в своем офисе. К каждой комнате к стене прикреплен ящик, в который ученый кладет записку о состоянии прибора, с какой-то просьбой по снабжению и др.

В наших институтах часто совмещено размещение лабораторных приборов и офисов. Но главным недостатком является слабость в службе помощи ученым в снабжении. Приходится самим готовить документы, покупать приборы, канцелярию, бумагу и др. На это уходит много времени и сбивает с научной мысли. Тем более, сейчас, в связи с принятием Федерального закона ФЗ-44 по закупкам с конкурсами, котировками. В организации науки это приносит огромный вред. Теряем время, вынуждены держать в институте группу

людей, не занимающей наукой, а главное, нам надо купить прибор или что-то другое того качества, которое нужно, а не то, что предложит конкурс.

Что, я считаю, у нас является положительным. Менталитет наших ученых многофункциональный. Иностранный ученый имеет узкую специализацию и ему не очень интересно, что находится вокруг его темы. Мы же стремимся узнать, что на стыке профессиональной специализации и других направлений науки. Это помогает видеть предмет изучения в объемном виде, дает возможность понять закономерность формирования, например, взаимосвязь газогидратов и нефтегазовых залежей. Отмечу некоторые моменты совместных исследований в международных экспедициях в Охотском море с научными сотрудниками из института ГЕОМАР (Геология морей), Германия [1]. Мы работали вместе с ними 6 лет в рамках совместного проекта КОМЕКС (1998-2003 гг.) по изучения потоков пузырей метана из донных отложений в воду, газогидратов, картирования зон разломов и определение их сейсмической активности, расчета поступления парниковых газов в атмосферу. На 3-ий год сотрудничества я спросил у них, как им нравится с нами работать. Я получил интересный ответ. Кроме общих слов, что мы хорошие парни и ученые я услышал одно откровение. Анатолий, сказали они, вы в дискуссиях высказываете идеи, которые мы записываем и затем получаем гранты для их реализации. Это действительно так. У нас мышление бежит быстрее, чем мы можем какую-то мысль довести до исполнения. В этом наш большой недостаток. У нас нет налаженной связи между научной разработкой и ее изготовлением.

Здесь есть закоренелые разногласия между учеными фундаментальных исследований и прикладных работ. Ученые фундаментальных направлений как-то не хотят добиваться, чтобы на их основе выполнялись прикладные разработки. Это недопонимание, что фундаментальные и прикладные исследования являются сторонами одного научного и прикладного направле-

ния и помогают друг другу обратной связью. Часто бывает, что научная идея попадает за рубеж и оттуда возвращается в Россию в виде прикладного изделия или прибора.

Пример организации труда в научно-исследовательской экспедиции.

Мне довелось выполнить международную экспедицию на судне «Зонне», Германия по нашему международному проекту с институтом ГЕОМАР в 2004 году. Научно-исследовательское судно «Зонне» в общих чертах похоже на наше судно «Академик М.А.Лаврентьев». Я не буду говорить, что судно «Зонне» отлично снабжено всем необходимым оборудованием для выполнения геолого-геофизических и океанологических исследований. На нашем судне тоже хватает оборудования для выполнения исследований. Но есть два важных различия. Первое - организация труда. На судне «Зонне» имеется отряд из 4-х специалистов, который полностью отвечают за все экспедиционное оборудование, оно находится всегда на судне. Они сами выполняют экспедиционные работы - драгирование, отбор проб донных осадков, воды, зондирование и др. Ученые приглашаются для отбора проб воды, донных осадков для выполнения различных анализов. Мы же в каждую экспедицию завозим из института все виды экспедиционного оборудования, сами работаем на палубе и сами ведем обработку материалов. Многочисленные перевозки портят оборудование. Второе -судно «Зонне» очень хорошо позиционирует и стоит практически на месте на 4-5 бальной волне. Это очень важно для выполнения работ в точно заданном месте.

Дискуссия о новых принципах организации современно науки.

18 декабря 2015 года к нам, в Дальневосточное отделение РАН, приехал президент РАН академик В.Е.Фортов. Я был на встрече и почувствовал, что он видит недостаток в нынешней ситуации с организацией науки, но я увидел, что его авторитета руководителя РАН не достаточно для принятия различных организационных мероприятий в науке для поднятия ее престижа и эффективности. Прежде всего, взаимодействие РАН и ФАНО. Казалось, что ФАНО создано для помощи науки в ее материально-техническом снабжении и повышении качества приборной базы науки и строительства. Но ФАНО стремится руководить наукой, требует большое количество отчетов, заполнения таблиц, согласований экспедиций. Кажется, что ничего плохого, отчитывайся, согласовывай. Но на это уходит массу времени, заниматься наукой сокращается как время, так и настроение.

И еще, у нас в Дальневосточном отделении, большое количество институтов геологического, геофизического, биологического. океанологического, акустического географического и других направлений исследований в Дальневосточных и Арктических морях. Но научно-исследовательские суда поступили к нам еще в Советское время - 1980-85 годы. Суда и оборудование постарели, а новые не появляются. Больше того, в настоящее время уже 20 лет мы активно сотрудничаем с иностранными коллегами по международным проектам с Германией, Японией, Кореей, Китаем, Вьетнамом и другими странами на наших судах. Главное, что иностранные коллеги хотят выполнять с нами

исследования, благодаря нашим идеям, методам и интересным объектам в наших морях. Финансируют международные экспедиции в основном иностранные стороны. Как только наши суда выйдут из строя, международные экспедиции и внебюджетное финансирование прекратятся.

Проблемы образования.

Дорогая Россия. Наше поколение живет во время «реформ» науки и образования. Навязывание иностранной схемы, например, введения бакалавр и магистров - это потеря профессиональных инженеров. Я 10 лет читал лекции в ДВГТУ и понял, эти новшества размазывают суть подготовки специалистов. И причина не только в том, что ни студенты, ни преподаватели толком не поймут что это такое - бакалавр и магистр. Дело в том, что инженер или идет на производство или может продолжать научную деятельность в аспирантуре. ВУЗ должен выпускать полноценного специалиста. Прошу отменить придумки «новаторов» или иностранных агентов и вернуть прежнюю систему образования и науки - учить инженеров и вменить в обязанность коммерческим и другим организациям принимать выпускников ВУЗов по специальности на 3 года для закрепления становления специалистом. Дело в том, что студенты не очень усердно учатся. Когда я с ними выяснял причины отсутствие у многих интереса к получению серьезных знаний, то они отвечали, что им нужен диплом, а работать они будут, где придется и, почти точно, не по специальности.

Виновато государство. Нельзя молодых оставлять без внимания. Когда мы получили дипломы в Томском политехническом институте по специальности инженер-геолог, нас распределили по организациям всей Страны. Причем, мы выбирали города и организации по очереди, первый выбирал получивший высший средний бал за 5 лет учебы, и так далее. Я помню, что во Владивосток было одно место в Приморское Геологическое Управление, и я ждал своей очереди (9-ый из 50 выпускников) и был рад, что никто не взял до меня Владивосток. Я приехал во Владивосток в 1963 году и благодарен судьбе. За 3 года работы в экспедициях с профессионалами я стал настоящим геологом, а затем ученым, доктором г-м наук, профессором. Шел я по возрастающей - геолог, старший геолог, главный геолог, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заведующий отделом геологии и геофизики Тихоокеанского океанологического института им. В.И.Ильичева ДВО РАН. И этот путь мне заложил Томский политехнический институт [2], геолого-разведочный факультет. Я помню, как на первую геологическую лекцию, на первом курсе вбежал профессор В.К.Радугин и начал лекцию словами: стоит человек на горе со склоном в 45 градусов, небритый, в оборванной одежде, стоит и плачет. Почему он плачет, он плачет от радости, он нашел месторождение. Это он говорил про себя. Когда я приехал в Томск 20 лет спустя, в 1983 году, я встретил профессора В.К.Радугина, сидящем на ступеньке аудитории. Я подошел, поздоровался и пересказал ему вступление на первой лекции. Он посмотрел на меня и заплакал. Ему было уже в этот год около 80-и и умер он в палатке в 84 года. Такие были у нас учителя. Они вложили в нас

дух любви к профессии. Надо возрождать такое отношение к обучению профессии и сейчас.

Заключение

Сейчас идет процесс формирования новых подходов к образованию и науки. Делается акцент на передачу части научных функций Университетам в большем объеме, чем раньше. Формируются научные ассоциации, типа Сколково, привлекаются иностранные руководители научных направлений, призванных создавать лаборатории, получая мегогранты около 1 миллиарда рублей на 3 года и другие формы научной деятельности. Академик В.Е.Фортов при нашей встрече в ДВО РАН в декабре 2015 г. отметил, что суммарное финансирование науки увеличивается, но объем финансирования Академии наук находится на прежнем низком уровне. В чем причина такого отношения к РАН. Есть внутренние и внешние факторы. Внутренние - Академия состарилась, потому что выбираются в академики последнее время в основном директора, которые уже в возрасте и занимаются не столько наукой, сколько добыванием в институты денег. Но вместо

того, чтобы подправить эту ситуацию, внешние советники, набравшись иностранных советов, начали ломать основу РАН. Этот процесс не правильный, потому что в России Академия наук является базой науки и ее можно только корректировать. Именно Академия поставляет специалистов в Университеты, в различные научные и производственные проекты. Необходимо создать условия работы в Академии наук такие, чтобы ученые жили своими исследованиями, администрации верила и помогала бы им и отвечала за организацию труда. Тогда повысится эффективность науки и молодые ученые не будут уезжать из своей Родины.

Список литературы 1.Обжиров А.И. Геология в системе современной науки и образования: Перспективы развития науки и образования в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2014. С. 43-51

2.Обжиров А.И. Особенности обучения геологии в Томском политехническом институте г.Томск и некоторые результаты исследований: Евразийское Научное Объединение. 2015. Т.2. № 3(3). С. 172-178

ИЛЛЮЗИЯ АНТРОПОГЕННЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОТЕПЛЕНИЙ ИЛИ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕГРАДАЦИИ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

Разумов Сергей Олегович

доктор географических наук, главный научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П.И.

Мельникова СО РАН, г. Якутск

АННОТАЦИЯ

Дана количественная оценка воздействия антропогенного и естественного потоков диоксида углерода на формирование глобальных климатических условий. Анализ литературных и собственных данных и результатов моделирования показал, что влияние антропогенного потока углекислого газа на климатические изменения составляет лишь десятую часть от общего воздействия климатообразующих факторов. В XXI в. возможно значительное усиление естественного потока диоксида углерода, обусловленное повышением скорости деградации вечной мерзлоты в связи с прогнозируемым климатическим потеплением. Однако подавляющее влияние на климат оказывают естественные факторы, связанные с глобальной циркуляцией вод Мирового океана и атмосферы.

ABSTRACT

A quantitative estimation of the impact of anthropogenic and natural fluxes of carbon dioxide on the global climate. The analysis of literary and own data and simulation results showed that the influence of the anthropogenic flow of carbon dioxide on climate change is only one tenth of the overall impact of climate-forming factors. In the twenty-first century may be a significant increased natural flux of carbon dioxide, due to increased rate ofpermafrost degradation in connection with projected climate warming. However, the overwhelming influence on climate have a natural factors associated with the global circulation of ocean water and atmosphere.

Ключевые слова: деградация мерзлоты, антропогенный поток диоксида углерода, климатические изменения, моделирование

Keywords: permafrost degradation, anthropogenic flow of carbon dioxide, climate change, modeling

По прогнозу межправительственной группы экспертов (IPCC) и данным оценочных докладов Росгидромета, в XXI в. глобальная температура повысится на 1-2°C, среднегодовая температура воздуха на территории криолитозоны России в 2041-2060 гг. - на 1.9-3.3°С. Зимняя температура возрастет на 2.6-4.2°С, летняя - на 1-2°С. Максимальное повышение температуры воздуха ожидается в арктическом регионе. По мере роста глобальной температуры деградация мно-голетнемерзлых толщ привнесет не менее глубокие проблемы, чем таяние арктических многолетних льдов. Резкая активизация деструктивных криогенных

процессов: термоденудации, термокарста, термоэрозии и др. на обширных площадях распространения ледового комплекса Российской Арктики, Северной Канады и Аляски приведет к существенной деградации массивных подземных льдов в верхних слоях криоли-тозоны во второй половине XXI в. Масштабное оттаивание вечной мерзлоты будет, вероятно, одним из главных последствий климатических изменений в Арктике и фактором влияния на формирование климатических условий.

С середины XX в. наблюдается резкое увеличение концентрации диоксида углерода в атмосфере и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.