Научная статья на тему 'Российский продовольственный экспорт: тенденции, возможности, приоритеты'

Российский продовольственный экспорт: тенденции, возможности, приоритеты Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
187
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рау Владимир Васильевич

В статье рассмотрены проблемы развития российского продовольственного экспорта в условиях неоглобализации, формирования межгосударственных и трансконтинентальных зон свободной торговли, усложнения региональных и мирохозяйственных экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский продовольственный экспорт: тенденции, возможности, приоритеты»

РОССИЙСКИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ЭКСПОРТ: ТЕНДЕНЦИИ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПРИОРИТЕТЫ

В статье рассмотрены проблемы развития российского продовольственного экспорта в условиях неоглобализации, формирования межгосударственных и трансконтинентальных зон свободной торговли, усложнения региональных и мирохозяйственных экономических отношений.

Основные тенденции развития аграрного сектора. На протяжении долгих лет Россия оставалась государством, импортирующим продовольствие в возрастающих масштабах, несмотря на наличие объективных предпосылок к самообеспечению большинством продуктов питания. Ситуация начала кардинально меняться лишь в последние годы, что во многом вызвано внешними причинами: введением санкций со стороны ряда западных стран и ответных мер российского правительства, предусматривающих, в частности, продовольственное эмбарго на продукцию из этих государств. В результате ослабло давление на отечественных производителей дотируемого западного продовольствия, возросла государственная поддержка аграрной отрасли, постепенно улучшается социально-экономическая ситуация в сельском хозяйстве.

При этом становится очевидным, что при надлежащей стартовой поддержке российский аграрный сектор способен стать одним из локомотивов развития экономики, обеспечивать не только импортозамещение и продовольственную независимость страны, но и поставлять продукцию за ее пределы и тем самым вносить достойный вклад как в пополнение государственного бюджета, так и в решение актуальных международных проблем борьбы с голодом и недоеданием [1; 2].

В результате 15-летнего динамичного роста аграрная экономика России заняла 6-е место в мире по продовольственному экспорту после таких крупнейших производителей, как США, ЕС, Бразилия и некоторых других. Причем это произошло в условиях набирающих силу процессов неоглобализации, связанных, в частности, с формированием трансконтинентальных зон свободной торговли и торгово-инве-стиционных партнерств, охватывающих десятки стран в различных регионах мира и меняющих структуру всей международной торговли.

Если раньше российский продовольственный экспорт по объему на порядок уступал продовольственному импорту, то в настоящее время положение почти вы-равнялось. В 2015 г. экспорт продовольствия составил около 17 млрд. долл., а его импорт - 26 млрд., т. е. наша страна постепенно превращается из глобального мирового импортера продуктов питания в одного из важнейших экспортеров продовольствия и растительного сырья. В то же время стремительно растет мировой спрос на продовольствие, дефицит которого остро ощущается в слаборазвитых странах Африки, Азии и Латинской Америки, а также в многочисленных зонах военных конфликтов и политической нестабильности. В связи с этим российский продовольственный экспорт становится особенно востребованным и необходимым.

В стратегическом плане можно обозначить три основные потенциальные группы отечественной экспортной продукции - зерно, мясо и вино.

Зерно сейчас занимает около 40% всего российского продовольственного экспорта. Пока в основном это пшеница (80% зернового экспорта), однако в будущем возможно некоторое увеличение поставок и кормового зерна (кукурузы, ячменя) при безусловном обеспечении растущих внутренних потребностей российского животноводства.

По мясным продуктам наиболее перспективными экспортными позициями представляются свинина и мясо птиц, хотя в дальнейшем не исключены зарубежные поставки говядины, баранины и других видов мяса конкретным потребителям.

Вино стремительно выдвигается на экспортные позиции, чему способствуют уникальные природно-климатические условия Крыма, Краснодарского края, отдельных территорий Северного Кавказа. Особенности виноградарства и виноделия заключаются в том, что ни на одну другую сельскохозяйственную подотрасль не приходится в расчете на единицу площади столько валовой продукции и дополнительных рабочих мест. Одновременно виноградарство - одна из самых капиталоемких аграрных подотраслей. Средства, затраченные на закладку виноградников, выводятся из хозяйственного оборота как минимум на четыре года. Кроме того, в начальный период требуются и ежегодные дополнительные затраты на уход за молодыми насаждениями, установку шпалер и т. д. Однако в конечном счете все эти вложения окупаются с высокой эффективностью и обеспечивают в условиях благоприятного климата и правильной агротехники стабильный доход и занятость местного населения.

Уникальным экспортным продуктом в будущем может также оказаться обычная пресная вода. Ее недостаток для бытовых и оросительных нужд становится все более острой проблемой в соседних с Россией государствах Центральной Азии, климатический и почвенный потенциал которых при орошении позволяет выращивать высокие урожаи теплолюбивых сельскохозяйственных культур.

Прорабатывается, в частности, идея совместного инвестиционного проекта трех стран - России, Китая и Казахстана - по переброске пресной воды из Алтайского края через казахстанскую территорию в страдающий от засухи Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Одновременно его реализация дала бы возможность модернизировать существующую в Кулундинской низменности Алтайского края оросительную систему с потенциалом орошения более 100 тыс. га сельскохозяйственных угодий, износ которой в настоящее время достигает 80%. При всей сложности и затратах такого рода проектов их поэтапная реализация силами нескольких заинтересованных государств может создать, в частности, благоприятные предпосылки для постепенного возрождения на современной инновационной основе системы орошаемого земледелия на юге России.

Зерно - основа российского продовольственного экспорта. Рассмотрим основные тенденции и проблемы продовольственного экспорта на примере рынка зерна, где российские внешнеторговые позиции на сегодняшний день наиболее убедительны.

География зернового экспорта ежегодно расширяется и охватывает около 100 стран мира. Основные потребители российской пшеницы приведены в таблице.

В пятерку крупнейших зерновых импортеров традиционно входят Египет, Турция, Иран, Азербайджан, Бангладеш. За последние 10-15 лет поставки российской пшеницы в эти страны увеличились с 30-100 до 1000-4500 тыс. т (или примерно в 30-40 раз) и продолжают расти. Есть планы, в частности, по строительству крупного международного зернового терминала в Египте, с помощью которого российское зерно будет распределяться во многие страны Ближнего Востока.

Можно выделить пять основных групп стран-импортеров: Северная Африка и Ближний Восток; Центральная и Южная Африка; Юго-Восточная Азия; Европа; Америка.

Североафриканские и ближневосточные государства - наиболее крупные и стабильные потребители российского зерна, - сохраняют за собой особое значение и в дальнейшем. Например, предусматривается договор о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Ираном, что, безусловно, позволит расширить взаимовыгодный товарообмен с этим государством, в том числе продовольствием: зерном, а в дальнейшем и мясом - со сто-

роны ЕАЭС и России, морепродуктами, сухофруктами, субтропическими фруктами и овощами - со стороны Исламской республики.

Таблица

Экспорт пшеницы из России, тыс. т

Страна 2001 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.

Всего 1638 10320 11848 20966

Египет 30 2879 4841 4534

Турция 95 43 1453 3066

Иран 0 93 344 1513

Азербайджан 138 816 125 1225

Бангладеш 0 507 141 892

ЮАР 0 0 0 876

Нигерия 0 0 0 866

Йемен 0 654 401 673

Грузия 153 550 362 488

Кения 0 203 259 476

ОАЭ 0 55 93 414

Ливия 0 57 385 373

Ливан 15 334 190 352

Судан 0 40 134 336

Израиль 156 312 438 331

Танзания 0 275 195 326

Иордания 0 152 358 288

Оман 0 31 44 241

Шри-Ланка 0 0 5 236

Индонезия 0 150 72 233

Латвия 0 0 0 231

Мозамбик 0 0 22 231

Армения 17 21 241 224

Греция 263 263 49 192

Конго 0 0 0 183

Дубай 0 0 3 167

Албания 14 219 159 151

Мексика 0 0 0 143

Сенегал 0 0 0 113

Италия 367 406 46 108

Малави 0 0 0 106

Испания 5 37 0 105

Источник: [3].

При этом практика торговых отношений Ирана и России показывает, что для их активизации в условиях санкций необходимы порой нестандартные экономические решения и новые финансовые институты, независимые от курсов западных валют, оперирующие преимущественно рублем, иранским риалом, а также валютами основных стран - импортеров иранской нефти (Китая, Индии, Японии). В частности, в этих условиях было бы целесообразным создание российско-иранского банка развития, позволяющего решить многие из накопившихся за годы санкций проблем и придать дополнительный импульс взаимовыгодной торговле, в том числе в продовольственной сфере.

Центральная и Южная Африка, напротив, относительно новый и весьма перспективный для российского экспорта регион, продовольственное положение многих стран которого является весьма напряженным. Расширение экспортных поставок во многом сдерживается ввиду низкой платежеспособности наиболее бедных и нуждающихся в продовольствии государств. На первых порах возможно часть поставок в этот регион осуществлять по линии гуманитарной помощи и специальных соглашений. Крупнейшие потребители - ЮАР, Нигерия, Кения, Танзания.

Бурное экономическое развитие переживают в настоящее время страны юго-восточной Азии. Жизненный уровень населения постепенно возрастает, разнообраз-

нее становится структура питания. Растущий потребительский спрос в свою очередь выступает катализатором импорта продовольствия, поскольку собственные земельные ресурсы этого региона весьма ограничены. Поставки российского зерна, в частности, в Бангладеш, Шри-Ланку, Индонезию значительно возросли. Разрабатываются программы существенного расширения торгово-экономического сотрудничества и с другими государствами. В 2015 г. заключено соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Предполагается также обеспечить сопряженное развитие ЕАЭС и проекта Экономического пояса Шелкового пути для дальнейшего формирования зон свободной торговли с КНР, а также ведущими странами АТЭС.

Кроме того, в начале 2016 г. 12 государств (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, США, Сингапур, Чили и Япония) подписали соглашение о создании так называемого Транстихоокеанского торгового партнерства (ТТП), в рамках которого предполагаются введение общих для всех участников торгово-инвестиционных и социально-трудовых стандартов, отмена таможенных пошлин на товары и услуги. О значимости нового соглашения свидетельствует тот факт, что на долю вошедших в него государств приходится почти 40% мирового ВВП и около четверти мирового торгового оборота. Помимо тарифной либерализации, соглашение включает дополнительные договоренности, охватывающие сферы услуг, инвестиций, нетарифных барьеров, конкурентной политики и субсидий. Особая важность происходящих здесь процессов заключается в их непосредственной близости от наших дальневосточных рубежей, обустройству которых Россия в последние годы уделяет первостепенное внимание, с полным основанием рассматривая их в качестве ключевого звена взаимодействия между Европой и Юго-Восточной Азией.

Вследствие санкций общий объем товарооборота РФ с Европейским Союзом только за 2015 г. сократился на 33% при падении инвестиций на 8% [3]. Вместе с тем ЕС, безусловно, продолжает оставаться одним из наших основных торгово-экономических партнеров на международной арене, особенно в инвестиционной сфере (60-70% всех зарубежных вложений). Здесь преобладают, как правило, высокотехнологичные вложения инновационного типа, не имеющие аналогов в России. Кроме того, происходит постепенная переориентация европейского бизнеса с поставок готовой продукции на локализацию производства в нашей стране, что будет способствовать модернизации основных отраслей, включая и сельское хозяйство. Несмотря на ощутимое снижение за последние годы товарооборота РФ с европейскими странами в целом, зерновые поставки в некоторые из них сохранились на прежнем уровне или даже несколько возросли. Это касается, в частности, Латвии, Греции, Албании, Италии, Испании и некоторых других государств. Ключевое значение в этом отношении имела возросшая конкурентоспособность российского зерна на мировом рынке, во многом связанная с ослаблением курса национальной валюты.

Во Всероссийском институте аграрных проблем и информатики (ВИАПИ) им. А.А. Никонова была исследована зависимость объемов зернового экспорта (на основе выборки экспорта пшеницы по месяцам за 2012-2015 гг.) от колебаний валютного курса"'. Исследование показало, что в среднем за 2012-2015 гг. имела место не столь существенная зависимость между этими показателями: (Я = 0,313), хотя в отдельные годы зависимость была достаточно ощутимой (так, в 2013 г. Я = 0,766, в 2015 г. Я = 0,741.

На американском континенте наиболее крупным импортером пока является Мексика. Вероятно, отчасти это можно объяснить ее желанием диверсифицировать свои поставки и тем самым уменьшить экономическую зависимость от США. Развитие торговых связей со странами Центральной и Латинской Америки представляется одним из перспективных направлений российского экспорта.

' Экономико-математические расчеты проведены канд. физ.-мат. наук С.Г. Сальниковым.

В целом же зерно, безусловно, и в дальнейшем сохранит свои позиции в качестве основной статьи отечественных поставок продовольствия, играя все более важную роль в общей системе международной торговли.

Формы поддержки экспорта продовольствия. Согласно правилам ВТО, большинство стран - членов этой организации активно используют, «помимо прямых разрешенных мер», различные косвенные меры поддержки, такие как создание в экспортной сфере государственных торговых предприятий, кредитование и страхование экспортной деятельности, предоставление экспортерам государственных гарантий, их поддержка через дипломатические и торговые представительства в зарубежных странах и т. д. В совокупности этот спектр мер поддержки позволяет развитым странам осуществлять весьма активную и последовательную протекционистскую торговую политику, обеспечивая привилегированные условия своим экспортерам в любой части земного шара. Действуя в рамках жесткой международной конкуренции, Россия также вынуждена содействовать отечественным производителям. Этим, в частности, активно занимается в настоящее время Российский экспортный центр, а также Агентство по кредитованию и страхованию экспортной деятельности (ЭКСАР). В целях поддержки экспортеров продовольствия соответствующие подразделения созданы и в системе Министерства сельского хозяйства. Все более действенную помощь отечественным экспортерам оказывают наши внешнеторговые представители в зарубежных странах.

Для поддержки аграрного экспорта важно использовать как многолетний опыт других стран - членов ВТО, так и накопленный в самой России в высокотехнологичных отраслях, раньше сельского хозяйства вышедших на внешний рынок. Например, при экспорте российских самолетов государство, как правило, компенсирует значительную часть затрат на создание первичного склада запасных частей, поставку средств наземного обслуживания, переподготовку авиационного персонала в стране-импортере и т. д. Страны - члены ВТО активно применяют, кроме того, субсидирование ставок экспортного кредитования. В нашей стране подобную практику в настоящее время осуществляет Внешэкономбанк, что дает возможность в ряде случаев предоставлять иностранным покупателям кредит на приобретение отечественной продукции по ставке существенно ниже рыночной. Правила ВТО позволяют также поддерживать экспортную деятельность посредством участия компаний в различного рода международных выставках и семинарах. Таким образом, комплексная система разрешенной экспортной поддержки охватывает все звенья производственной и торговой цепочки: от льготного кредитования и страхования экспортеров до субсидирования и сервисного обслуживания конечных потребителей в зарубежных странах - импортерах продовольствия.

Как уже отмечалось, в нашей стране с 2015 г. действует Российский экспортный центр - своеобразное «единое окно» оказания финансовой и нефинансовой помощи поставщикам-экспортерам. На его счету уже свыше 70 проектов в различных секторах экономики, включая сельское хозяйство и другие сферы агропромышленного комплекса.

Безусловно, велика роль в продвижении российского экспорта крупными международными организациями и региональными интеграционными формированиями, в которые Россия входит в качестве полноправного или ассоциированного члена. Помимо ЕАЭС, это, например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), включающая Россию и ведущие страны Центральной и Юго-Восточной Азии; Организация стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), на долю которых приходится 40% мировых инвестиций; АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) и др. В этой связи, например, важно, что Россия и Казахстан - два ведущих зерновых экспортера - имеют возможность вырабатывать согласованную торговую политику уже в рамках ЕАЭС,

поддерживая тем самым друг друга на международной арене. Кроме того, гораздо легче и оперативнее устраняются в этом случае различные барьеры и препятствия, которые возникают в процессе интеграционного взаимодействия.

Так, в 2015 г. Казахстан после почти 20-летних переговоров присоединился к ВТО. Причем, поскольку основные условия тарифной либерализации были согласованы им с этой организацией еще до создания Таможенного союза, возникла парадоксальная ситуация, при которой средневзвешенный таможенный тариф этой страны после присоединения (6,5%) оказался существенно ниже Единого таможенного тарифа (ЕТТ), установленного по всему внешнему периметру ЕАЭС (10,4%). Казахстан обязался не допускать в этих условиях прямого транзита в другие государства ЕАЭС товаров, поступающих к нему по пониженным таможенным ставкам, а импортерам в случае таких поставок было предложено доплачивать пошлину до уровня общепринятой ставки ЕТТ. В связи с этим в 2016 г. была введена в действие специальная система учета товаров, поступающих из Казахстана в Россию и другие государства ЕАЭС, что позволило не прибегать в данной ситуации к полномасштабному восстановлению таможенной границы с Казахстаном, а обойтись выборочными таможенными проверками с использованием электронных счетов-фактур. В перспективе Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) предполагает постепенно снижать некоторые ставки пошлин ЕТТ до уровня обязательств Республики Казахстан, что позволит окончательно урегулировать ситуацию. Заметим, что указанные проблемы в незначительной степени затронули зерновую группу товаров, поскольку Казахстан является крупным экспортером зерновых культур и импорт зерна на его территорию из Китая и других сопредельных государств минимален.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), объединяющая в качестве постоянных членов Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан, а в качестве стран наблюдателей - Афганистан, Белоруссию, Индию, Иран, Монголию и Пакистан, особое внимание уделяет в настоящее время проблемам транспортной, энергетической и продовольственной безопасности. Казахстан, в частности, выступил в 2015 г. с инициативой создания Программы коллективной продовольственной безопасности государств - членов ШОС. Наличие в ее составе, как экспортеров зерна (Казахстан, Россия), так и крупных импортеров продовольствия (Китай, Индия, Афганистан, Иран) придает такой программе особую актуальность и практическую значимость и могло бы реально способствовать улучшению продовольственной ситуации на всем обширном Евразийском пространстве.

Кроме того, грандиозный транспортный и логистический проект «Морской шелковый путь XXI века» Китая предусматривает активизацию торговых отношений с государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки, Америки и Европейского Союза. Китайские компании проявляют все больший интерес к приобретению и строительству объектов портовой инфраструктуры в этих странах и формированию соответствующих логистических цепочек по перевозке грузов морским путем, в том числе продовольственных, включая зерно. Еще в 2007 г. в Пакистане с помощью китайских инвестиций был построен современный порт Гвадар стоимостью 250 млн. долл., а в октябре 2015 г. китайская компания арендовала в Австралии на 99 лет порт города Дарвин, один из основных в стране, называемый здесь «воротами в Азию». В то же время была заключена крупная сделка по строительству порта в городе Шаршал в Алжире, который со временем должен стать одним из центров морских грузоперевозок на всем Средиземноморье. В 2016 г. под контроль одной из китайских компаний перешел самый значимый порт Греции Пирей, расположенный неподалеку от Афин, а к 2019 г. Китай планирует приступить к возведению большого современного терминала для контейнерных перевозок на восточном побережье Канады.

В 2016 г. начал работу Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) со штабом-квартирой в Пекине, учредителями которого выступили 57 стран, включая Россию. Лидерами по объему вложенных средств явились Китай, Индия, Россия, Германия и Южная Корея. По составу участников, уставному капиталу (100 млрд. долл.), предполагаемым задачам банк должен стать одним из крупнейших финансовых центров всей Азии. Для России банк может быть полезен в первую очередь при модернизации БАМа и Транссиба, строительстве портовой инфраструктуры Северного морского пути, обустройстве тихоокеанского побережья, а также ускоренном развитии аграрного и ры-бохозяйственного комплексов Сибири и Дальнего Востока, во многом ориентированных в перспективе на экспорт своей продукции в другие страны региона.

Следует иметь в виду один важный методологический аспект проблемы поддержки продовольственного экспорта. Дело в том, что бурное развитие под влиянием научно-технического прогресса транспортной, логистической и финансовой инфраструктур, безусловно, расширяет возможности размещения и концентрации производства продовольствия в местах с наиболее благоприятными почвенно-климатическими и экономическими условиями. Это заведомо ограничивает круг потенциальных инвесторов и экспортеров, обеспечивая ряду стран изначальные конкурентные преимущества на мировом продовольственном рынке. Указанное обстоятельство, с одной стороны, несомненно, способствует ускоренной специализации и интенсификации производства, но с другой - таит в себе немалые потенциальные риски, поскольку в этих условиях любое непредвиденное осложнение природной, экономической или политической ситуации в основных государствах-экспортерах может повлечь за собой серьезные ценовые колебания и нарушение глобальной продовольственной безопасности по тем или иным продуктам питания.

В практике мировой торговли последних лет, кроме того, стремительно возрастает роль международной кооперации и региональных соглашений, захватывающих все большее число стран на разных континентах. Примером таких глобальных процессов служат, в частности, формируемые под эгидой США Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнерства, во многом меняющие устоявшуюся систему международной торговли, в том числе и продовольственными товарами.

На этом фоне принятое в конце 2015 г. решение ВТО о запрете экспортных субсидий на продовольственную продукцию выглядит как шаг к установлению более справедливых условий глобальной конкуренции. Немедленный запрет однако коснется лишь стран, не использовавших подобных субсидий в последние три года. Остальные государства должны будут отказаться от них в 2022-2023 гг., а наименее развитые - до конца 2030 г. Не применявшая экспортных субсидий Россия, а лишь устанавливающая при высоком урожае зерна льготные тарифы на перевозки его к портам, заинтересована в скорейшей отмене системы прямого экспортного субсидирования всеми странами, независимо от их участия в тех или иных региональных формированиях и зонах свободной торговли.

Что касается Трансатлантического партнерства, предусматривающего соглашение о свободной торговле между США и ЕС, то в Европе к нему относятся весьма неоднозначно. Многие считают, что оно принесет ощутимый ущерб экономике и суверенитету. В частности, в аграрной сфере наибольшие опасения связаны со снятием ограничений на экспорт американской сельскохозяйственной продукции, содержащей генетически модифицированные организмы (ГМО), а также гормональные препараты, широко используемые в США при производстве мяса и запрещенные в европейских странах.

Восстановление продовольственного импорта из западных стран после отмены санкций методически целесообразно было бы осуществлять уже в новом формате, преимущественно не в виде поставок готовых продуктов питания, а в виде импорта

передовых технологий и оборудования для модернизации сельского хозяйства, пищевой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, логистической сферы и т. д. Такой высокотехнологичный импортный маневр (включая строительство зарубежных предприятий на российской территории, а также последовательное внедрение в аграрной сфере собственных научно-технических разработок) в наибольшей степени способствовал бы инновационному переоснащению отечественного АПК, росту его конкурентоспособности и эффективности. Поэтому для зарубежных инвесторов должно изначально предъявляться условие, чтобы новые проекты были в полной мере ориентированы на производство современной и безопасной продукции, востребованной как на мировом, так и внутреннем рынке.

В 2005 г. концерн «Клаас» (известный немецкий производитель сельскохозяйственной техники) начал сборку тракторов и комбайнов в Краснодарском крае, а в 2015 г. вошла в строй вторая очередь предприятия, включающая цехи по металлообработке, окраске и монтажу. Это позволило часть комплектующих деталей и узлов производить на месте, экономя значительные средства на транспортировку и растаможивание оборудования. Объем инвестиций в строительство второй очереди составил 120 млн. евро, и в настоящее время завод производит девять моделей зерноуборочных комбайнов и десять моделей тракторов, которые пользуются значительным спросом как в России, так и в других странах ЕАЭС, в частности, в Белоруссии и Казахстане. После расширения производства завод вошел в четверку крупнейших из 11-ти предприятий компании «Клаас» в мире и стал одним из наиболее современных на европейском континенте. За счет углубления производства на российской территории компания сможет выйти на уровень локализации более 50% и получить равные условия для конкуренции с отечественными производителями, включая участие в федеральной программе субсидирования выпуска зерноуборочных комбайнов в России [4].

Данный подход приобретает особую актуальность в рамках подготовки и реализации долгосрочной стратегии развития АПК и смежных с ним отраслей народного хозяйства РФ на период до 2030 г., нацеленной на динамичный и устойчивый экспортно-ориентированный рост производства продовольствия и модернизацию агропромышленного комплекса.

На основе изложенного можно сделать следующие выводы и предложения.

Динамичный 15-летний рост аграрной экономики обеспечил России 6-е место в мире по продовольственному экспорту после таких крупнейших производителей, как США, ЕС, Бразилия и др. Причем это произошло в условиях набирающих силу процессов неоглобализации, связанных, в частности, с формированием трансконтинентальных зон свободной торговли и торгово-инвестиционных партнерств, охватывающих десятки стран в различных регионах мира и меняющих всю структуру международной торговли.

Россия постепенно превращается из глобального мирового импортера продуктов питания в одного из важнейших экспортеров продовольствия и растительного сырья. В то же время стремительно растущий мировой спрос на продовольствие в слаборазвитых странах Африки, Азии и Латинской Америки, а также в многочисленных зонах военных конфликтов и политической нестабильности делает российский экспорт особенно востребованным.

Большинство стран - членов ВТО активно используют различные косвенные меры поддержки аграрного экспорта (создание в экспортной сфере государственных торговых предприятий, кредитование и страхование экспортной деятельности, предоставление экспортерам государственных гарантий и др.). Этот спектр разрешенных ВТО мер поддержки в совокупности позволяет развитым странам осуществлять весьма активную и последовательную протекционистскую торговую политику, обеспечивая привилегированные условия своим экспортерам. Этим, в частности, активно занимается

в настоящее время Российский экспортный центр, а также Агентство по кредитованию и страхованию экспортной деятельности (ЭКСАР). В целях поддержки экспортеров продовольствия соответствующие подразделения созданы и в системе Министерства сельского хозяйства. Все более действенную помощь отечественным экспортерам оказывают наши внешнеторговые представители в зарубежных странах.

Важное значение для поддержки аграрного экспорта имеет многолетний опыт, имеющийся как в странах - членах ВТО, так и накопленный в самой России, в высокотехнологичных отраслях, раньше сельского хозяйства вышедших на внешний рынок. Правила ВТО позволяют также поддерживать экспортную деятельность посредством участия компаний в различного рода международных выставках и семинарах. Таким образом, комплексная система разрешенной экспортной поддержки охватывает все звенья производственной и торговой цепочки: от льготного кредитования и страхования экспортеров до субсидирования и сервисного обслуживания конечных потребителей в зарубежных странах - импортерах продовольствия.

Безусловно, велика роль в продвижении российского экспорта крупных международных организаций и региональных интеграционных формирований, в которые наша страна входит в качестве полноправного или ассоциированного члена. Помимо Евразийского экономического союза (ЕАЭС), это, например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), включающая Россию и ведущие страны Центральной и Юго-Восточной Азии, а также Организация стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), на долю которых приходится 40% мировых инвестиций, АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) и ряд других. Гораздо легче и оперативнее снимаются в этом случае различные барьеры и препятствия, которые возникают в процессе интеграционного взаимодействия.

Бурное развитие под влиянием научно-технического прогресса транспортной, логистической и финансовой инфраструктуры, безусловно, расширяет возможности размещения и концентрации производства продовольствия в местах с наиболее благоприятными почвенно-климатическими и экономическими условиями. Это заведомо ограничивает круг потенциальных инвесторов и экспортеров, обеспечивая ряду стран изначальные конкурентные преимущества на мировом продовольственном рынке. Указанное обстоятельство, с одной стороны, несомненно, способствует ускоренной специализации и интенсификации производства, но с другой - таит в себе немалые потенциальные риски, поскольку в этих условиях любое непредвиденное осложнение природной, экономической или политической ситуации в основных государствах-экспортерах может повлечь за собой серьезные ценовые колебания и нарушение глобальной продовольственной безопасности по тем или иным продуктам питания.

Восстановление продовольственного импорта в Россию после отмены санкций методически целесообразно осуществлять уже в новом формате, т.е. преимущественно в виде импорта передовых технологий и оборудования для модернизации сельского хозяйства, пищевой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, логистической сферы и т.д. Такой высокотехнологичный импортный маневр в наибольшей степени способствовал бы инновационному переоснащению отечественного АПК, росту его конкурентоспособности и эффективности.

Литература

1. Гончаров В.Д., Котеев С.В., Рау В.В. Проблемы продовольственной безопасности России // Проблемы

прогнозирования. 2016. № 2. С. 99-107.

2. Рау В.В. О стратегии развития зернового сектора // Проблемы прогнозирования. 2016. № 1. С. 62-73.

3. Международный торговый центр (статистическая информация).http://www.itc.com

4. Claas расширяет производство в России // Земледелие. 2015. № 3.C. 41-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.