Мировая политика
Правильная ссылка на статью:
Ельникова Ю.В. Российский поворот на восток: достижения, проблемы и перспективы // Мировая политика. 2024. № 3. DOI: 10.25136/2409-8671.2024.3.71764 EDN: KRAWMP URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=71764
Российский поворот на восток: достижения, проблемы и перспективы
Ельникова Юлия Васильевна
ORCID: 0000-0002-8478-4716 доктор экономических наук
профессор; кафедра региональной и отраслевой политики ; Курский государственный аграрный
университет имени И.И.Иванова
305021, Россия, Курская область, г. Курск, ул. Карла Маркса, 70, оф 357
Статья из рубрики "Теория и методология международных отношений"
DOI:
10.25136/2409-8671.2024.3.71764
EDN:
KRAWMP
Дата направления статьи в редакцию:
22-09-2024
Аннотация: В статье представлены выводы из анализа становления и развития концепции «поворот на Восток» во внешней политике России. Исследованы риски, связанные с переориентацией российской политики на Восток в контексте геополитической обстановки в период с 2022 по 2024 год. Среди них выделяются нехватка опыта участия России в процессах регионализации Восточной Азии, настороженное отношение со стороны ряда стран региона, обусловленное их восприятием России как неазиатской страны, а также присутствие западоцентристского мышления в российской политической элите и уклон в политике РФ в сторону Китая как в экономической, так и в политико-дипломатической сферах. Целью исследования было изучение реальной динамики отношений России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона после начала специальной военной операции и раскрыть основные перспективы и угрозы такого сотрудничества для России. Методология исследования основана на системном анализе предметной области с применением методов политологии,
экономической теории, документоведения и источниковедения. Автором изучены изменения в стратегии национальной безопасности России, выявлены проблемы, существующие в этой области, а также сделаны предположения о перспективах российской политики в восточном направлении. Показано, что основная цель изменения курса «поворота на Восток» заключается не только в увеличении объемов торгово-экономического сотрудничества, но и в расширении политического и финансового присутствия России в регионе «большой Азии». Приоритетной задачей России является привлечение прямых иностранных инвестиций из этого региона, использование территорий опережающего развития для создания новых высокотехнологичных производств, углубление и расширение международных связей со всеми азиатскими странами. В этом контексте для России необходимо разработать долгосрочные стратегии развития взаимовыгодных отношений с основными азиатскими партнерами на двусторонней основе, основываясь на четком понимании важности каждого из этих государств для национальных интересов России.
Ключевые слова:
азиатская политика политика , внешняя мышление, Азиатско сотрудничество
Введение.
Благодаря географическому расположению для России всегда был актуален вопрос о ее идентичности (азиатской или европейской). Споры такого рода находили свое отражение на разных исторических этапах в формировании различных политикофилософских парадигм и российских интеллектуальных традиций, лежащих в основе российской
внешней политики и т. д. -Ш. Россия всегда ссылалась на необходимость использования многовекторной дипломатии и разнообразного характера экономического сотрудничества со своими международными партнерами. Для реализации принципов многополярности, которые пропагандирует Россия в своей внешней политике, и трансформации себя как одного из глобальных центров влияния вполне логичным стал «поворот на Восток» для расширения и углубления международного сотрудничества. Выбор восточного направления был не случайным, принимая во внимание значительный экономический и культурный рост Азии за последние два десятилетия.
Политика «поворота на Восток» включает три основных компонента: социально-экономическое развитие российского Дальнего Востока, интеграцию российской экономики в Азиатско-тихоокеанский регион, укрепление дву- и многостороннего взаимодействия со странами региона. Интенсификация связей РФ с Восточной Азией преследует дуалистическую цель: интегрироваться в региональные рынки и обеспечить себе роль одного из ведущих акторов в этом субрегионе
Смещение приоритетов во внешней политики РФ в сторону Востока стал актуален после азиатского финансового кризиса 2007-2008 гг. [2], когда наблюдалась переориентация акцентов в энергетической сфере в направлении восточноазиатских рынков с их растущим спросом на углеводороды. В этот период энергетическое сотрудничество усилилось с Китаем, Японией, Филиппинами, Индонезией и другими странами АСЕАН. Россия стала участником ряда важных азиатских многосторонних организаций по
, регионализация Восточной Азии, поворот на Восток, восточная политика России, экономические санкции, западоцентристское -Тихоокеанский регион, санкционная политика, военно-техническое
экономической и политической интеграции, в частности ШОС и БРИКС. В 2012 году во Владивостоке прошел форум АТЭС, где Россия впервые смогла четко
продемонстрировать свою роль как азиатско-тихоокеанская держава
После государственного переворота на Украине в 2014 году в условиях усиления напряженности с Западом поворот на Восток стал ключевым стратегическим шагом для хеджирования внешних рисков. Особое внимание было уделено развитию сотрудничества с Китаем в сфере энергетики, финансов, инфраструктуры и торговли на двустороннем уровне. Также было укреплено взаимопонимание по ряду острых международных вопросов, таких как украинский кризис, конфликт в Сирии, проблемы Южно-Китайского моря, ситуация на Корейском полуострове, а также ракетная
программа США в Восточной Европе и Северо-Восточной Азии[4, 5]. Важные достижения были также отмечены в области военно-технического сотрудничества, включая сферы, требующие особой чувствительности, например, системы раннего предупреждения о ракетных запусках.
В 2016 г. правительство РФ приняло Концепцию внешней политики Российской Федерации, направленную на сокращение возможностей исторического Запада доминировать на мировой арене, а также смещение потенциала глобального развития в
Азиатско-Тихоокеанский регион [6]. Москва активно стала налаживать сотрудничество с Токио и Сеулом: подписано соглашение об участии японских фирм в проекте «Арктик СПГ-2» (2019 г.), заключено несколько крупных соглашений с Южной Кореей, связанных со строительством судов для транспортировки сниженного природного газа и обустройством крупных транспортных хабов, обслуживающих энергетические проекты
российской Арктики Ш. Невзирая на все эти позитивные события партнерство с восточноазиатскими странами так и не стало для России адекватной альтернативой ее
отношениям с Европой, особенно в области энергетики [7].
Начало специальной военной операции (далее - СВО) радикально изменило обстановку. Во-первых, в свете фактического разрыва не только политических, но и экономических связей с коллективным Западом это был единственный возможный вариант дальнейшего развития внешней политики РФ. Если в начале 2022 года доля российского газа в
европейском импорте составляла 41%, то к октябрю она упала до 7.5% Во-вторых,
странны этого региона в целом заняли нейтральную позицию по отношению к СВО
Таким образом, «поворот на Восток» - это не временная мера, рассчитанная на то, чтобы преодолеть конфронтацию с Западом, а давно назревшее и взвешенное решение. В свете событий последних лет актуальным является анализ перспектив и достижений международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанский региона с раскрытием основных проблем и угроз для их расширения и углубления. В качестве основного объекта исследования избран субрегион Восточной Азии, где РФ имеет значимые интересы в сферах экономики, политики и безопасности.
Целью исследования было изучениереальной динамики отношений России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона после начала СВО и раскрыть основные перспективы и угрозы такого сотрудничества для РФ.
Результаты и обсуждение.
Ни для кого не является секретом тот факт, что современные международные отношения во всем мире характеризуются определенной нестабильностью и непредсказуемостью. В
связи с чем, государствам приходится искать оптимальные пути развития политической и экономической сфер, а также способы реагирования как на глобальные вызовы и угрозы, так и на требования мирового сообщества. На фоне ухудшения международных отношений с Западом и увеличения количества санкций Правительство РФ
активизировало поиск политико-экономических союзников на Востоке Главным плюсом поворота России на Восток в 2022 в том, что подавляющая часть азиатских партнеров РФ оказалась невосприимчива к внешнему давлению Запада ¿¿Ш.
Невзирая на свою амбициозность, Восток достаточно опасный регион. Это связано в первую очередь с национализмом в Северо-Восточной Азии, который является сильной политической силой и поддерживается местными правительствами. Поскольку существует вероятность возникновения военного конфликта, то Китай, Индия, Япония и Южная Корея постоянно модернизируют свои вооруженные силы. В связи с чем, профессор Йельского университета Томас Грэм утверждает, что России необходимо быть осторожной при использовании преимуществ Востока, минимизируя риски возникновения крупных конфликтов [11].
Значительным аспектом на фоне переориентации на Восток стало возрастание влияния и значения Китайской Народной Республики (далее - КНР) во внешней политике России. Стороны официально определяют нынешние российско-китайские отношения как
партнерство и стратегическое сотрудничество, переходящие на новый этап Благодаря огромному количеству подписанных двухсторонних договоров установлены обширные экономические связи в сферах энергетики, финансов, инфраструктуры и торговли, что способствует улучшению взаимопонимания по острым вопросам международной политики и безопасности, таким как украинский кризис, сирийский конфликт, проблемы Южно-Китайского моря, ситуация на Корейском полуострове, а
также ракетная программа США в Восточной Европе и Северо-Восточной Азии-13!. Основополагающей составляющей взаимоотношений между РФ и КНР является торгово-экономическое взаимодействие: согласно официальной статистике оборот торговли между Китаем и Россией в 2023 году достиг 227,8 миллиарда долларов. На протяжении последних 13 лет Китай является основным торговым партнером России, в то время как Россия в 2023 году поднялась на четвертое место в списке коммерческих партнеров Китая. Правительства двух стран поставили перед собой задачу удвоить объем товарооборота между ними со 100 млрд. долларов в год до 200 млрд. до конца 2024 года Также, достигнуты значительные успехи в области военно-технического сотрудничества, включая сферу раннего предупреждения ракетных запусков. Регулярно проводятся совместные учения различных видов, включая командно-штабные, военно-морские, военно-воздушные и антитеррористические. Важной частью являются совместные патрулирования в воздушном и морском пространстве в регионе Азиатско-Тихоокеанского бассейна и акватории Индийского океана. Кроме того, заключены соглашения о крупных китайских инвестициях в российскую инфраструктуру и энергетический сектор. Сотрудничество с Пекином успешно развивается на многосторонних площадках. Среди наиболее успешных институтов сотрудничества можно выделить Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Фонд Шелкового пути, Банк развития стран БРИКС и Банк развития ШОС. Таким образом, начинает формироваться институциональная база новой системы управления как на региональном, так и на мировом уровне -13, 14].
При этом не следует забывать о том, что китайско-российские отношения хотя и не являются односторонними, но стали весьма асимметричными. Это касается, в первую
очередь, сложившейся структуры торгово-экономических связей, которая не отражает в полной мере заложенный в них потенциал. Так, помимо экспорта углеводородов, у РФ отсутствует иная заметная ниша на китайском рынке. Фактически экспорт нефти и газа в
Китай нужен Москве больше, чем Пекину [15]. Неутешительная ситуация складывается и сфере услуг и высоких технологий. Даже запуск Стратегии Восточного Открытия в 2022 года не смог компенсировать потерю доступа России к западным технологиям и капиталовым рынкам. В связи с отсутствием экономических рычагов воздействия на Пхеньян позиции Москвы как актора по урегулированию ситуации на Корейском полуострове значительно ослабли Имеются проблемы и в прочих областях.
Например, инвестиционная сфера тоже сталкивается с трудностями: доля прямых
иностранных инвестиций из КНР в России не увеличивалась с 2014 года116!. Это связано, в первую очередь с тем, что структурные особенности экономики РФ не обеспечивают достаточной основы для реализации ключевой роли в регионе в целом. А Пекин просто так не будет инвестировать, особенно в условиях глобальной конкуренции за китайские инвестиции. Поэтому одной из стратегически важных задач остается поиск перспективных проектов, которые могли бы привлечь китайских инвесторов. С 2009 по 2018 годы не были также достигнуты Цели Программы сотрудничества между СевероВосточным Китаем, российским Дальним Востоком и Восточной Сибирью117!. В связи с обозначенным выше, отечественные эксперты обеспокоены тем, что Россия может в будущем оказаться в сильной зависимости от китайского рынка. Это делает РФ уязвимой от колебаний спроса со стороны китайских предприятий и влияет на объемы и структуру российского экспорта, где КНР уже занимает доминирующие позиции.
Также следует учитывать то, что уважение национальных интересов друг друга не всегда совпадают в контексте насущных вопросов международной политики. Например, Пекин владеет инструментами, которые смягчили бы воздействие антироссийских санкций. Однако Правительство Китая не намерен провоцировать США и ЕС. На фоне усиления американского давления на Китай из-за сотрудничества с Москвой российские компании продолжают сталкиваться с трудностями в деловых отношениях с китайскими
контрагентами --18!. Кроме того, Пекин отказался от участия в совместном проекте по созданию широкофюзеляжного лайнера СЯ929 При этом, учитывая увеличивающейся разрыв в экономической мощи двух стран, России нужно быть осторожнее чтобы не попасть в ловушку двусторонних отношений, в которых Китай может стать доминирующей державой. В связи с чем, Москве необходимо развивать и углублять прочные партнерские отношения со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечивая им равный доступ к крупным внутренним рынкам РФ и природно-ресурсным богатствам. С этой точки зрения дополнительной геополитической опорой России в Азии должна оставаться Индия, которая уже включена во многие многосторонние форматы с участием России и Китая (ШОС, РИК, БРИКС).
Индия стремится развивать прочные отношения как с Россией, так и с Западом, чтобы не оказаться в слишком большой зависимости от одной страны. Особенно это проявляется в ее позиции по российско-украинскому конфликту. Не смотря на свое стремление укрепить свои связи с США, Индия воздерживается от голосования в ООН, осуждающего действия России на Украине, несмотря на давление со стороны западных союзников I19!.
Современные российско-индийские отношения находятся в процессе развития. Важной чертой этих отношений является высокая интенсивность политических контактов. Последнее личное общение между премьер-министром Индии и президентом России состоялось на саммите ШОС в Самарканде в 2022 году. Следующая встреча планируется
на 8-9 июля 2024 года. Одним из ключевых механизмов углубления сотрудничества между Россией и Индией является Межправительственная комиссия по торгово-
экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству 12Ш. в 2023-2024 финансовом году товарооборот между Индией и Россией достиг 65,7 млрд. долларов, что
на 33% больше, чем в предыдущем финансовом году i^U. РФ занимает четвертое место среди крупнейших торговых партнеров Индии (после США, Китая и ОАЭ), а по объему поставок товаров - второе, уступая только Китаю. Также энергетика играет далеко не последнюю роль в российско-индийском экономическом партнерстве: в штате Тамилнаду успешно функционируют первый и второй блок АЭС «Куданкулам». Кроме того, важным стимулом для развития торгово-экономических связей является индустриальное сотрудничество. Например, продукция химической промышленности составляет 28% российского импорта в Индию, половина доли которой приходится на фармацевтическую отрасль. Взаимодействие между российскими и индийскими IT-компаниями также активно развивается, включая области телекоммуникаций, кибербезопасности, технологий
«умных городов» и искусственного интеллекта l^U. В последнее время в сферу сотрудничества добавились такие направления, как судостроение и космос. Особый интерес представляет совместный проект между судостроительным комплексом «Звезда» и индийской компанией «Мазагаон Док Лимитед» по строительству новых судов для Северного морского пути I^^i.
Традиционно значимой сферой российско-индийского сотрудничества остается военно-техническое сотрудничество. До 2020 г. включительно на Индию приходилось 23 % общего объема российского экспорта вооружений, в то время как Россия обеспечивала 49 % индийского импорта оружия [23, 24]. Беря во внимания события последних лет, Индия диверсифицировала свои оборонные закупки путем увеличения импорта из США. При этом, Москва и Дели продолжают сотрудничать в таких проектах, как BrahMos Aerospace, которое функционирует на базе российского оборудования. Правительство Индии продолжает поддерживать тесные связи с РФ на фоне нарастающего натиска со стороны Китая. В связи с чем, Нью-Дели реализует политику «тонкого балансирования», стремясь сохранить исторически близкие отношения с Россией и укрепляя связи с западными державами в качестве противовеса Китаю для обеспечения своей безопасности J19!.
В качестве проблем, препятствующих развитию российско-индийских отношений, необходимо отметить наличие диспаритета в торговле между странами в пользу России. Индия стремится сократить отрицательного сальдо в торговле с РФ через расширения номенклатуры товаров, что может привести к сокращению стоимости контрактов и снижению объемов двусторонней торговли. Также сдерживающим рычагом в увеличении товарооборота являются нерешенные проблемы взаиморасчета в формате национальных валют. Поскольку переход расчета на формат рупия-рубль ведет к существенному усложнению обеспечения торговых отношений. Серьезной проблемой также является логистика: между странами нет сухопутных границ, а регионы, лежащие между ними, характеризуются повышенной конфликтностью. При этом, действующий же международный транспортный коридор «Север-Юг» с объемом перевозок не справляется, а морская линия «Владивосток-Ченнаи» так и не заработала. Слабо
развито и авиасообщение между странами i22!.
Одним из перспективных направлений, которое объединяет потенциал развития как двусторонних, так и многосторонних отношений, является сотрудничество России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (далее - АСЕАН), которая в 2018 году
достигла уровня стратегического партнерства. АСЕАН в качестве коллективного партнера предоставляет России возможность участвовать на равных условиях во всех ключевых многосторонних форматах, в которых Ассоциация стала центральным звеном (Региональный форум АСЕАН по безопасности, Восточноазиатский саммит и Совещание
министров обороны стран АСЕАН с главными диалоговыми партнерами)113!. Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд превратились в достаточно мощных региональных акторов. В связи с чем Москва заинтересована в развитии и углублении экономических отношений с ними и их соседями в качестве противовеса увеличению доли Китая в российской экономике и торговом балансе.
Шесть лет как РФ и Ассоциация вывели свои отношения на уровень стратегического партнерства, что отражает стремление обеих стран к расширению сотрудничества в различных областях. Начиная с 2021 г., между Москвой и странами АСЕАН начался новый этап торговли, когда оборот достиг отметки в 19 млрд. долларов. Хотя этот показатель уменьшился в 2022 году, к концу 2023 года стороны достигли отметки в 20
млрд. долларов -125!. В 2022 г. российский экспорт в страны АСЕАН достиг наивысшего за четыре года уровня, а объем взаимных инвестиций между странами увеличился втрое за
последние пять лет [26!. По данным Министра инвестиций и внешних экономических связей Мьянмы, прямые иностранные инвестиции из РФ в страны Ассоциации составили
159 млрд. долларов [27!.
При этом, на фоне растущего блокового противостояния между КНР и США, наблюдается обострения разногласий между странами АСЕАН. Одним из таких острых вопросов является прокитайская позиция Мьянмы, которая оказалась под давлением со стороны
США и их союзников в регионе [28!. С 2022 г. внешнеполитический курс Филиппин резко изменился. Изначально Правительство Филиппин заявило о намерении наладить отношения с КНР. Далее прошёл процесс быстрого восстановления американо-филиппинских отношений. И 8 июля 2024 г. Филиппины и Япония подписали оборонный пакт, который позволит странам размещать войска на территории друг друга для совместных военных учений и гуманитарных операций. Манила и Токио являются давними союзниками США, укрепляющими свой союз силами стран региона, чтобы
противостоять растущей военной мощи и влиянию Китая в регионе [29!. Особый интерес вызывает позиция Вьетнама, который установил стратегические партнерства как с Китаем, так и с Японией и США, сохраняя сложные китайско-вьетнамские отношения [28!.
Украинский кризис повлиял на позицию некоторых государств АСЕАН по отношению к России. Страны Ассоциации имеют полярно разные точки зрения политики в отношении РФ. Так, например, Сингапур ввел ограничения по отношению к экономике РФ. В ответ на отказ сингапурских логистических компаний работать с российскими грузами, Россия в 2022 г. приостановила экспорт удобрений в страны АСЕАН. 28 февраля 2022 г. филиппинские представители выразили поддержку сингапурской позиции на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Индонезия, Таиланд, Малайзия и Бруней придерживаются более умеренной и сбалансированной позиции, без агрессивных высказываний против России. Военное руководство Мьянмы открыто поддержало действия России, указав на важность защиты безопасности и суверенитета на западных границах России и предотвращения расширения НАТО на Восток. Лаос и Вьетнам воздержались от голосования по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН,
осуждающей действия России в Украине [30!. В свою очередь, Москва продолжает придерживается точки зрения о необходимости обеспечения единства АСЕАН в качестве экономического союза и выступает против любых попыток его разделения.
Развитие экономической интеграции РФ со странами Восточной Азии проходит на фоне «закрытого регионализма», главным критерием которого выступает географическая принадлежность к региону. Эта политика наиболее характерна для Индонезии, Малайзии, Мьянмы и Сингапура. Ключевым понятием в политике «закрытого регионализма» является понятие «азиатских ценностей», которые противопоставлялись западным либеральным ценностям. При этом, экономическая модернизация и социально-
политическое развитие восточных обществ могут проходить вне западного пути I31!. С этой точки зрения, РФ, демография, экономика и политика которой в значительной степени следуют европейским образцам, всегда воспринималась странами Восточной Азии в качестве государства, ключевые интересы которого сосредоточены на Западе и
не в полной мере соответствовали азиатской державы -Ш!. В связи с этим, «с историко-культурной точки зрения России всегда будет сложно выстраивать в Азии взаимодействие, близкое по масштабам и духу тому, которое имеется на Юге и Западе»
Еще одной проблемой для развития тесного сотрудничества между РФ и странами этого региона являются исторические обиды. В отдельных странах Восточной Азии бытует стереотип, согласно которому Россия виновата в их нынешних проблемах. Так, например, на Юге Кореи винят Россию как преемницу СССР в трагедии Корейской войны и в расколе страны, на Севере - за отказ оказывать безусловную поддержку в
противостоянии с Югом [13]. Не стоит упускать также тот факт, что у РФ отсутствует прочная ниша на азиатских рынках, а также недостаточно опыта в участии в больших достижениях в азиатских структурах экономической интеграции. С учетом текущего уровня развития российских восточных регионов они воспринимаются как периферия
Восточной Азии, а сама Россия - как маргинальный региональный игрок --33!.
Таким образом, Правительству РФ в разрезе стратегии «поворот на Восток» необходимо проводить осмысленную и хорошо скоординированную стратегию, основанную на максимально эффективном использовании имеющихся ресурсов. Пока же, несмотря на огромный опыт, полученный в процессе сотрудничества в рамках региональных организаций, а также имея положительные результаты сотрудничества с восточноазиатскими акторами, российская сторона все же не владеет полноценной организационно-управленческой и идейно-политической базой для ее реализации.
Заключение.
В условиях сложной геополитической обстановки РФ крайне важно провести анализ политических и экономических рисков, связанных с российской стратегией «поворота на Восток». Основная цель изменения курса заключается не только в увеличении объемов торгово-экономического сотрудничества, но и в расширении политического и финансового присутствия России в регионе «большой Азии». В настоящее время задачей России является привлечение прямых иностранных инвестиций из этого региона, использование территорий опережающего развития для создания новых высокотехнологичных производств.
Хотя и наблюдается на протяжении последних лет позитивные тенденции в изменении отношений между РФ и АСЕАН, большинство членов Ассоциации в контексте укрепления сотрудничества Москвы и Пекина, рассматривают Россию не как самостоятельного актора в регионе, а в качестве союзника Китая. Чтобы выйти из тени Китая и занять активную позицию в экономических и политических процессах в этом стратегически важном регионе, России необходимо углублять и расширять международные связи со всеми
азиатскими странами. В этом контексте для РФ является важным диверсифицировать экономических партнеров и разнообразить участие в многосторонних проектах в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечивающих взаимную выгоду. В связи с чем, Правительству РФ необходимо разработать долгосрочные стратегии развития отношений с основными азиатскими партнерами на двусторонней основе. Правительству РФ важно укрепить и разширить существующие связи с Индией, КНДР, а также странами Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Мьянма, Таиланд, Индонезия, Малайзия и др.). Подход к ним должен быть основан на четком понимании важности каждого из этих государств для на циона льных инте ре сов Р о с с ии.
Библиография
1. Лагутина М.Л., Лапенко М.В. Поворот на Восток в контексте внешней политики России: история и современность // Восточный вектор: история, общество, государство. 2023. Вып. 1. С. 23-37.
2. Minxin P. Is 'Asia for Asians' Just a Slogan? Taipei Times / Minxin Pei. URL:
https ://www.taipeitimes.com/ News/editorials/archives/2014/12/06/2003606061 (дата обращения 07.07.2024).
3. Дикарев А.Д. Российско-китайские отношения в 2023 году // МГИМО. URL: https ://mgimo.ru/about/news/experts/russia-china-2023/?
utm_source=yandex.ru&.utm_medium = organic&utm_campaign = yandex.ru&.utm_referrer=yan dex.ru. (дата обращения 02.07.2024).
4. The EC Reported that the EU Gas Storage Facilities Are Filled to Almost 90% // TASS. URL: https://tass.ru/ekonomika/15958181. (дата обращения 05.07.2024).
5. Хлопотов Р.С., Никулин А.С. Экспоненциальный рост совокупной информации и его влияние на военную безопасность Российской Федерации // Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации. М., 2023. С. 485-490.
6. Бабаев К.В. Контекст и приоритеты экономических отношений России со странами АСЕАН // Экономические отношения. 2024. Том 14. № 2. С. 343-362.
7. Going East: Russia's Asia-Pacific Strategy. Russia in Global Affairs. URL:
https ://eng.globalaffairs.ru/articles/going-east-russias-asia-pacific-strategy/. (дата обращения 06.07.2024).
8. Дворянов В. Россия и Китай: партнерство или соперничество? // Улица Московская. URL: https://www.ym-penza.ru/analitika/novejshaya-istoriya/item/7436-rossiya-i-kitaj-partnerstvo-ili-sopernichestvo. (дата обращения 06.07.2024).
9. Москаленко Ю. Дальний Восток как вызов // Новая газета. 2015. № 103. С. 54-61.
10. Эксперт назвал главный плюс поворота России на Восток в 2023 году // Новостной канал «Московский Комсомолец». URL: https://www.mk.ru/economics/2023/12/24/ekspert-nazval-glavnyy-plyus-povorota-rossii-na-vostok-v-2023-godu.html (дата обращения 05.07.2024).
11. Грэм Т. Поворот России на Восток: перечень причин и следствий // Международный дискуционный клуб «Валдай». URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/povorot-perechen-prichin/. (дата обращения 06.07.2024).
12. Межгосударственные отношения России и Китая // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20240703/otnosheniya-1956991043.html. (дата обращения 05.07.2024).
13. Стрельцов Д., Торкунов А. Российская политика поворота на Восток: проблемы и риски // Российский совет по международным делам. URL:
https ://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/ rossiyskaya-politika-povorota-na-vostok-problemy-i-riski/. (дата обращения 01.07.2024).
14. Никулин А.С., Хлопотов Р.С., Кулакова М.А. Международные отношения и их влияние
на управление национальной обороной Российской Федерации || Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации. М., 2023. С. 316-327.
15. Cheng Y. Redefining Russia's Pivot and China's Peripheral Diplomacy. Saalman L., ed. China-Russia Relations and Regional Dynamics. Pivots to Peripheral Diplomacy. Solna, SIPRI. 2017. Р. 7-13.
16. Цзясюе С. Современное состояние прямых иностранных инвестиций из Китая в Россию II Весенние дни науки: сборник докладов Международной конференции. Екатеринбург: УрФУ. 2021. С. 1079-1087.
17. Kapoor N. Russia's Pivot to Asia A 10-Year Policy Review | N. Kapoor || Valdai Discussion Club. URL: https:||valdaiclub.com|a|highlights| russia-s-pivot-to-asia-a-decadal-policy-review|. (дата обращения 01.07.2024).
18. Угрозы прямого назначения || КомерсантЪ. URL:
https:||www.kommersant.ru|doc|6744121. (дата обращения: 30.06.2024).
19. Почему для Индии по-прежнему очень важны тесные контакты с Москвой || ИНОСМИ. URL: https:||inosmi.ru|20240707|indiya-269451962.html. (дата обращения 05.07.2024).
20. Торгово-экономическое взаимодействие || Посольство Российской Федерации в Республике Индии. URL: https:||india.mid.ru|ru|countries|trade-economic-cooperation|. (дата обращения: 30.06.2024).
21. Economic Times назвала основные темы встречи Моди с Путиным в Москве || Свежие новости на РБК. URL: https:||www.rbc.ru|politics|07|07| 2024|668a5f049a7947db4511591f. (дата обращения 01.07.2024).
22. Индия новый вектор российской внешней политики || РОСКОНГРЕСС. URL:
https :||roscongress.org|materials|indiya-novyy-vektor-rossiyskoy-vneshney-politiki|. (дата обращения 01.07.2024).
23. Строкань С.В. российско-индийских отношениях происходит революция || КоммерсантЪ. URL: https:||www.kommersant.ru|doc|5039279. (дата обращения 05.07.2024).
24. Степанов В.С., Комаров Д.Б., Прокофьева А.С., Драган С.П., Богомолов А.В., Дёшин И.А., Фомина Т.В. Лазерные технологии в задачах обеспечения военной безопасности || Стратегическая стабильность. 2018. № 3 (84). С. 16-21.
25. Минэкономразвития рассчитывает, что товарооборот между РФ и странами АСЕАН превысит 20 млрд долл. в 2023 г. || Восточный экономический форум. URL:
https :||rg.ru|2023|09|11|minekonomrazvitiia-rasschityvaet-chto-tovarooborot-mezhdu-rf-i-stranami-asean-prevysit-20-mlrd-v-2023-godu.htmll. (дата обращения: 30.06.2024).
26. Минэкономразвития: В 2022 году российский экспорт в страны АСЕАН достиг наивысшего показателя за 4 года || Министерство экономического развития Российской Федерации. URL:
https :||www.economy.gov.ru|material|news|minekonomrazvitiya_v_2022_godu_rossiyskiy_e ksport_v_strany_asean_dostig_naivysshego_pokazatelya_za_4_goda.html. (дата обращения: 30.06.2024).
27. Кособокова Е. Приоритетные направления сотрудничества России и стран АСЕАН обсудили на ВЭФ || Комсомольская правда. URL:
https:||www.kp.ru|online|news|5451378|. (дата обращения 05.07.2024).
28. Бабаев К.В. Проблемы и перспективы вьетнамо-китайских отношений на современном этапе II Вьетнамские исследования. 2023. № 3-2. С. 5-17.
29. Филиппины и Япония подписали соглашение об оборонном сотрудничестве || РИА Новости. URL: https:||ria.ru|20240708|soglashenie-1958127090.html. (дата обращения: 07.07.2024).
30. Королев А.С. Новый «поворот» или пробуксовка: влияние украинского кризиса на
отношения России и АСЕАН // Российский совет по международным делам (РСМД). Аналитика и комментарии. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ novyy-povorot-ili-probuksovkavliyanie-ukrainskogo-krizisa-na-otnosheniya-rossii-i + -ASEAN/. (дата обращения: 07.07.2024).
31. Россия Мьянма: новая стратегия экономического сотрудничества // Ведомости. URL: https ://www.vedomosti.ru/press_ releases/2022/09/19/rossiya--myanma-novaya-strategiya-ekonomicheskogosotru dnichestva. (дата обращения: 07.07.2024).
32. Бордачев Т. Поворот России на Восток: между выбором и необходимостью // Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/povorot-rossii-na-vostok-mezhdu-vyborom-i-neobkhodimostyu/. (дата обращения: 07.07.2024).
33. ASEAN Economic Community Blueprint (2008) // ASEAN Secretariat. URL:
https ://www.asean.org/wp-content/uploads/images/archive/5187-10.pdf. (дата обращения: 07.07.2024)
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензия на статью «Российский поворот на восток: достижения, проблемы и перспективы»
Предмет исследования обозначен в названии и разъяснен в тексте статьи. Методология исследования. Автор не раскрывает методологию исследования, но из текста статьи можно сделать вывод, что методология исследования базируется на принципах научности, объективности и историзма. При работе над статьей в работе опирается на системный, аналитический, сравнительный, логический и др. методы. Актуальность. В России восточная политика всегда имела место и была обусловлена как ее географическим положением, так и ее интересами в сфере экономики и международных отношений. Нынешний поворот на более тесное взаимодействие в сфере экономики обусловлен тем, что динамично развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанский региона и Россия с ее значительными запасами углеводородов заинтересованы в сотрудничестве в сфере энергетики. Усиление напряженности между западными странами и РФ способствовал переориентации на Восток. Автор статьи справедливо отмечает, что ориентация России на Восток в современных условиях — это не временная мера, обусловленная современной ситуацией и принятая для преодоления разногласий с западными странами, но рациональная политика нашей страны, учитывающая долгосрочные интересы. Актуальность анализа перспектив и достижений международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанский региона с раскрытием основных проблем и угроз для их расширения и углубления очевидна. В рецензируемой статье отмечается, что объектом исследования является субрегион Восточной Азии, где у России имеются «значимые интересы в сферах экономики, политики и безопасности».
Научная новизна определяется постановкой цели и задач исследования. В статье впервые представлен комплексный анализ развития отношений России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона после начала специальной военной операции и рассматриваются ключевые возможности и риски, связанные с таким сотрудничеством для Российской Федерации.
Стиль, структура, содержание. Стиль статьи в целом научный, но доступный для
широкого круга читателей. Структура работы направлена на достижение цели и задач исследования и состоит из таких разделов: введение, результаты и обсуждение, заключении. В начале статьи раскрыта цель и задачи исследования, показана актуальность темы и причины поворота России на Восток. В разделе «Результаты и обсуждение» отмечается изменение геополитической ситуации, отмечается, что подавляющая часть азиатских партнеров РФ оказалась невосприимчива к внешнему давлению Запада и нацелены на продолжение укрепления своих отношений с Россией. В статье представлен хороший анализ взаимоотношений России и Китая, их асимметричность, отмечается, что Россия необходимо развивать отношения и с другими странами Востока, для сохранения баланса сил. Отмечены некоторые нюансы политики Китая по отношению к России в условиях современной геополитической ситуации. В статье представлен анализ российско-индийских отношений и отмечены проблемы, препятствующие их более тесным взаимоотношений. Отмечена перспективность сотрудничества России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН и отмечается роль этой организации в развитии торговых отношений стран региона с Россией. В заключении приведены выводы по теме исследования. Главный вывод заключается в том, что России необходимо несколько пересмотреть свою политику и развивать связи сс Индией, КНДР и странами Юго-Восточной Азии с учетом важности каждого из этих государств для национальных интересов РФ.
Библиография статьи насчитывает 33 работы на русском и английском языках и в достаточной степени отражает современное состояние рассматриваемой в работе проблем.
Апелляция к оппонентам представлена на уровне полученной информации в ходе работы над исследуемой темой и библиографии
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья написана на актуальную тему и имеет признаки новизны, будет интересна всем, кто интересуется политикой РФ в сфере международных отношений.