Научная статья на тему 'Российский национальный педиатрический формуляр и рациональное использование лекарственных средств: современные подходы к обучению пациентов'

Российский национальный педиатрический формуляр и рациональное использование лекарственных средств: современные подходы к обучению пациентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
613
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ / КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ / ФОРМУЛЯР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / ПОЛЬЗА И ВРЕД ЛЕКАРСТВ / ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ / RATIONAL DRUG THERAPY / CLINICAL PHARMACOLOGY / MEDICATION FORMULARY / GOOD AND HARM OF MEDICATIONS / PATIENT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранов А. А., Намазова Л. С., Сайткулов Камиль Ильясович, Смитиенко И. О.

МНОГИЕ ГОДЫ РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ ВОСПРИНИМАЛСЯ ТОЛЬКО КАК ЧАСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКИ И ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ПРИ ЭТОМ ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ (ПАЦИЕНТОВ И ЛИЦ, УХАЖИВАЮЩИХ ЗА НИМИ) РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВ ОСТАВАЛОСЬ ИГНОРИРУЕМОЙ ОБЛАСТЬЮ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ И ФАРМАКОТЕРАПИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ, ВКЛАДЫВАЕМЫЕ В УПАКОВКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ЗАЧАСТУЮ ФОРМАЛЬНЫ, МАЛОПОНЯТНЫ, ПЕРЕДАЮТСЯ ПАЦИЕНТУ ПАССИВНО И ПОТОМУ НЕ ВЫПОЛНЯЮТ СВОЕЙ ГЛАВНОЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВ. НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНАЯ ФОРМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ ПЕЧАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ: ДОСТОВЕРНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ И ЯСНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ. В НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕН НОВЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ. ПРОЕКТ СОСТОИТ ИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ БРОШЮР, ПОСВЯЩЕННЫХ ОБУЧЕНИЮ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, А ТАКЖЕ ЛИСТОВ-ВКЛАДЫШЕЙ, ПРИЗВАННЫХ ПРЕДОСТАВИТЬ ПАЦИЕНТАМ СОВРЕМЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ О НАЗНАЧАЕМЫХ ИМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ СОЮЗОМ ПЕДИАТРОВ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФОРМУЛЯРА РАЗРАБОТАНЫ ЛИСТЫ-ВКЛАДЫШИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ И ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УХОД ЗА НИМИ, РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО НАЗНАЧАЕМЫХ В ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранов А. А., Намазова Л. С., Сайткулов Камиль Ильясович, Смитиенко И. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN NATIONAL PEDIATRIC FORMULARY AND RATIONAL USE OF MEDICATIONS: MODERN APPROACHES TO THE PATIENT EDUCATION

FOR MANY YEARS, THE RATIONAL APPROACH TO THE PHARMACOLOGICAL TREATMENT HAS BEEN PERCEIVED ONLY AS A PART OF MEDICAL PRACTICES AND EDUCATION OF HEALTH CARE PROFESSIONALS. TEACHING OF THE RATIONAL USE OF MEDICATIONS FOR THE POPULATION (PATIENTS AND PEOPLE, LOOKING AFTER THEM) REMAINED AN IGNORED AREA OF CLINICAL PHARMACOLOGY AND PHARMACOLOGICAL TREATMENT. MODERN INSTRUCTIONS ON MEDICAL APPLICATIONS INSERTED INTO THE MEDICATION PACKAGES ARE QUITE OFTEN FORMAL, OBSCURE AND PASSIVELY RENDERED TO THE PATIENT, THUS, THEY DON'T PERFORM THEIR MAIN FUNCTION TEACHING OF THE RATIONAL USE OF MEDICATIONS. THE MOST POPULAR FORM OF PATIENT INFORMING OF THE MEDICATIONS IS THE PRINTED MATERIALS ELABORATED IN ACCORDANCE WITH THE MODERN REQUIREMENTS: RELIABILITY; INDEPENDENCE AND CLARITY OF PRESENTATION. THE PRESENT ARTICLE DESCRIBES THE NEW INFORMATION AND EDUCATIONAL PROJECT FOR TEACHING OF THE CORRECT USE OF MEDICATIONS FOR THE POPULATION. THE PROJECT CONSISTS OF INFORMATION BOOKLETS DEDICATED TO THE EDUCATION OF HEALTHY LIFESTYLE, AS WELL AS INSERTS, WHICH SHOULD PROVIDE THE PATIENTS WITH MODERN INFORMATION ABOUT THE MEDICATIONS PRESCRIBED FOR THEM. WITHIN THE FRAMEWORK OF PREPARATION OF THE NATIONAL PEDIATRIC FORMULARY THAT IS CONDUCTED BY THE RUSSIAN UNION OF PEDIATRICIANS, THEY HAVE ELABORATED THE INSERTS FOR THE TEACHING OF THE RATIONAL USE OF MEDICATIONS, WHICH ARE MOST OFTEN PRESCRIBED IN PEDIATRIC PRACTICES, FOR THE PATIENTS AND PEOPLE, LOOKING AFTER THEM.

Текст научной работы на тему «Российский национальный педиатрический формуляр и рациональное использование лекарственных средств: современные подходы к обучению пациентов»

Редакционная статья

А.А. Баранов1, Л.С. Намазова1, К.И. Сайткулов2,3, И.О. Смитиенко3

1 Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

2 Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», Москва

3 Ассоциация медицинских обществ по качеству, Москва

Российский национальный педиатрический формуляр и рациональное использование лекарственных средств: современные подходы к обучению пациентов

МНОГИЕ ГОДЫ РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ ВОСПРИНИМАЛСЯ ТОЛЬКО КАК ЧАСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКИ И ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ПРИ ЭТОМ ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ (ПАЦИЕНТОВ И ЛИЦ, УХАЖИВАЮЩИХ ЗА НИМИ) РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВ ОСТАВАЛОСЬ ИГНОРИРУЕМОЙ ОБЛАСТЬЮ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ И ФАРМАКОТЕРАПИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ, ВКЛАДЫВАЕМЫЕ В УПАКОВКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ЗАЧАСТУЮ ФОРМАЛЬНЫ, МАЛОПОНЯТНЫ, ПЕРЕДАЮТСЯ ПАЦИЕНТУ ПАССИВНО И ПОТОМУ НЕ ВЫПОЛНЯЮТ СВОЕЙ ГЛАВНОЙ ФУНКЦИИ —ОБУЧЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВ. НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНАЯ ФОРМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ — ПЕЧАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ: ДОСТОВЕРНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ И ЯСНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ. В НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕН НОВЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ. ПРОЕКТ СОСТОИТ ИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ БРОШЮР, ПОСВЯЩЁННЫХ ОБУЧЕНИЮ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, А ТАКЖЕ ЛИСТОВ-ВКЛАДЫШЕЙ, ПРИЗВАННЫХ ПРЕДОСТАВИТЬ ПАЦИЕНТАМ СОВРЕМЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ О НАЗНАЧАЕМЫХ ИМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ СОЮЗОМ ПЕДИАТРОВ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФОРМУЛЯРА РАЗРАБОТАНЫ ЛИСТЫ-ВКЛАДЫШИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ И ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УХОД ЗА НИМИ, РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО НАЗНАЧАЕМЫХ В ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РАЦИОНАЛЬНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ, ФОРМУЛЯР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПОЛЬЗА И ВРЕД ЛЕКАРСТВ, ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ.

Контактная информация:

Сайткулов Камиль Ильясович, директор по развитию издательской группы «ГЭОТАР-Медиа»

Адрес: 119828, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1а, тел. (495) 225-55-78 Статья поступила 10.11.2006 г., принята к печати 29.11.2006 г.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВ

В России существует множество проблем, связанных с доступностью лекарственных средств, лекарственным обеспечением и обучением врачей рациональным подходам к медикаментозному лечению. С учётом этих проблем возникает вопрос, является ли обучение пациентов таким же необходимым элементом повышения качества медицинской помощи, как и собственно обучение и информирование врачей?

A.A. Baranov1, L.S. Namazova1, K.I. Saitkulov2,

I.O. Smitiyenko3

1 Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

2 GEOTAR-Media Publishing Group, Moscow

3 Association of medical quality societies, Moscow

The Russian National Pediatric Formulary and Rational Use of Medications: modern approaches to the patient education

FOR MANY YEARS, THE RATIONAL APPROACH TO THE PHARMACOLOGICAL

TREATMENT HAS BEEN PERCEIVED ONLY AS A PART OF MEDICAL PRACTICES AND EDUCATION OF HEALTH CARE PROFESSIONALS. TEACHING OF THE RATIONAL USE OF MEDICATIONS FOR THE POPULATION (PATIENTS AND PEOPLE, LOOKING AFTER THEM) REMAINED AN IGNORED AREA OF CLINICAL PHARMACOLOGY AND PHARMACOLOGICAL TREATMENT. MODERN INSTRUCTIONS ON MEDICAL APPLICATIONS INSERTED INTO THE MEDICATION PACKAGES ARE QUITE OFTEN FORMAL, OBSCURE AND PASSIVELY RENDERED TO THE PATIENT, THUS, THEY DON'T PERFORM THEIR MAIN FUNCTION - TEACHING OF THE RATIONAL USE OF MEDICATIONS. THE MOST POPULAR FORM OF PATIENT INFORMING OF THE MEDICATIONS IS THE PRINTED MATERIALS ELABORATED IN ACCORDANCE WITH THE MODERN REQUIREMENTS: RELIABILITY, INDEPENDENCE AND CLARITY OF PRESENTATION. THE PRESENT ARTICLE DESCRIBES THE NEW INFORMATION AND EDUCATIONAL PROJECT FOR TEACHING OF THE CORRECT USE OF MEDICATIONS FOR THE POPULATION. THE PROJECT CONSISTS OF INFORMATION BOOKLETS DEDICATED TO THE EDUCATION OF HEALTHY LIFESTYLE, AS WELL AS INSERTS, WHICH SHOULD PROVIDE THE PATIENTS WITH MODERN INFORMATION ABOUT THE MEDICATIONS PRESCRIBED FOR THEM. WITHIN THE FRAMEWORK OF PREPARATION OF THE NATIONAL PEDIATRIC FORMULARY THAT IS CONDUCTED BY THE RUSSIAN UNION OF PEDIATRICIANS, THEY HAVE ELABORATED THE INSERTS FOR THE TEACHING OF THE RATIONAL USE OF MEDICATIONS, WHICH ARE MOST OFTEN PRESCRIBED IN PEDIATRIC PRACTICES, FOR THE PATIENTS AND PEOPLE, LOOKING AFTER THEM.

KEY WORDS: RATIONAL DRUG THERAPY, CLINICAL PHARMACOLOGY, MEDICATION FORMULARY, GOOD AND HARM OF MEDICATIONS, PATIENT EDUCATION.

Несмотря на прогресс современной фармакологии, в опубликованной литературе содержится чрезвычайно мало сведений об обучении пациентов рациональному использованию лекарств. Литература в этой области охватывает в основном вопросы приверженности («ком-плайентности») пациентов лечению, а также описательные исследования использования лекарств врачами и потребителями (т.е. пациентами).

По данным многочисленных исследований медикаментозное лечение сопровождается множеством ошибок, которые могут возникнуть на различных уровнях: на уровне врачей (выписывающих рецепт); фармацевтических работников (осуществляющих отпуск лекарств в аптеке), больных и ухаживающих за ними лиц. Несмотря на то, что понимание действия большинства лекарств основано на научных исследованиях, при их распространении, назначении и использовании возникают ошибки, т.е. имеет место нерациональный подход к фармакологическому лечению [1]. Современный фармацевтический маркетинг — агрессивное продвижение лекарств на фармацевтическом рынке — усугубляет проблемы нерационального использования лекарств [2].

Самолечение, рынок OTC-лекарств и широкая доступность в аптеках рецептурных лекарственных средств

Наиболее распространённая реакция больных и лиц, осуществляющих уход за ними, на симптомы заболеваний, — самолечение, в том числе самостоятельное использование лекарственных средств. По некоторым данным, до 80% эпизодов заболеваний лечатся пациентами самостоятельно при помощи лекарств [2]. Безрецептурные (OTC) лекарственные средства занимают около 20% мирового рынка лекарств в денежном выражении. Однако в связи с тем, что ОТС, как правило, дешевле по сравнению с рецептурными, эти цифры не отражают полной картины. Реальный объём потребления безрецептурных лекарственных средств превышает 20% от общего объёма потребления1 [2].

Другой важнейшей проблемой является то, что в России многие рецептурные лекарства (например, антибиотики) свободно доступны потребителям в обычных лицензированных аптеках и аптечных пунктах [3].

Таким образом, значительный объём лекарственного потребления не связан с визитами к врачу и соответственно выпиской рецептов. В этих ситуациях важную информирующую функцию и обучение пациентов рациональному использованию лекарств могут выполнять фармацевтические работники.

Рецептурные лекарственные средства и ограниченная роль врачей в рациональном использовании лекарств пациентами

Даже если пациенты посещают врача и получают рецепт, они сами принимают решение: покупать выписанное лекарство или нет; покупать все выписанные врачом лекарства или только некоторые из них. Принимая эти решения, пациенты руководствуются соображениями о том, насколько важно для них то или иное лекарство, стоит ли его покупать. На решение пациента о покупке лекарства влияет его цена (за исключением систем возмещения стоимости лекарств, как, например, в федеральной программе дополнительного лекарственного обеспечения, в кото-

рой пациенты получают лекарственные средства бесплатно). Даже купив лекарство, пациенты решают, когда его принимать и принимать ли вообще, продолжать ли приём при появлении побочных эффектов и при улучшении самочувствия.

Все эти решения могут приниматься с учётом мнения членов семьи, родственников, друзей. На решения пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними, влияние оказывают рекламные материалы, распространяемые фармацевтические компаниями.

Таким образом, для обеспечения рационального подхода к медикаментозному лечению недостаточно обучения медицинских работников — необходимы систематические усилия по обучению пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними. Потребителям медицинских услуг необходимо иметь доступ к обучающей информации о лекарствах, поскольку:

• лекарственные средства играют важную роль в оказании медицинской помощи;

• пациенты должны нести ответственность за своё здоровье, включая решения (совместные с врачом) об использовании лекарств;

• пациенты должны иметь информацию, необходимую для рационального и безопасного применения лекарств; в этом случае, как потребители, они смогут критически интерпретировать информацию, получаемую в результате коммерческого продвижения лекарств.

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВ

В настоящее время рациональный подход к фармакологическому лечению воспринимается только лишь как часть медицинской практики и обучения медицинских работников. При этом обучение населения рациональному использованию лекарств остаётся в значительной степени игнорируемой областью клинической фармакологии и фармакотерапии. Современные инструкции по медицинскому применению, вкладываемые в упаковку лекарственного средства, зачастую формальны, малопонятны, передаются пациенту пассивно и потому не выполняют своей главной функции — обучения правильному использованию лекарств. Кроме того, во время приёма в поликлинике у практикующего врача, как правило, недостаточно времени для обучения пациента (родителя ребёнка) правильному приёму лекарственного средства. Программы и материалы для обучения пациентов как правило отсутствуют. Наиболее важный фактор, препятствующий развитию обучения пациентов рациональному использованию лекарственных средств — отсутствие (спорадический характер) финансирования подобных программ. Таким образом, создаётся парадоксальная ситуация — при огромном (и растущем) рынке лекарственных средств в России2 современные общепризнанные подходы к обучению пациентов рациональной фармакотерапии практически не используются. Причины отсутствия внимания к проблемам обучения пациентов:

• сомнения относительно ценности обучения пациентов как такового;

• заблуждение о том, что все решения о выборе и применении лекарственных средств принимаются врачом, а не пациентом;

1 Этот показатель также не включает использование средств традиционной медицины, использование рецептурных лекарств после их длительного хранения и прямые покупки потребителями рецептурных лекарственных средств, но без рецепта.

2 По прогнозным оценкам объём фармацевтического рынка в 2006 г. превысит 12 млрд долларов США и возрастет по сравнению с 2005 г. на 33% (в 2005 г. объём рынка составлял около 9 млрд долларов).

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ/ 2006/ ТОМ 3/ № 6

Редакционная статья

• заблуждение о том, что коммерческая информация о лекарственных средствах полностью отвечает запросам потребителя (хотя такая информация чаще направлена на стимулирование, а не на рационализацию использования лекарственных средств);

• отсутствие инновационных подходов в области информирования пациентов;

• конкурирующие приоритеты (например, обучение медицинских работников);

• противодействие со стороны некоторых участников рынка, заинтересованных в простом увеличении потребления лекарств без должных усилий по обучению пациентов.

В КАКОЙ ИМЕННО ИНФОРМАЦИИ НУЖДАЮТСЯ ПАЦИЕНТЫ?

Потребители лекарственных средств нуждаются в современной, достоверной, независимой и ясной для понимания информации о потенциальной пользе (эффективности) лекарственных средств и рисках, связанных с их применением. Пациентам необходимо предоставить информацию, как лекарство действует в организме, каковы побочные эффекты, каковы ограничения фармакотерапии и какие существуют другие возможности лечения. Существует множество различных источников информации о лекарствах для пациентов. В развитых странах наиболее популярная форма обучения жителей рациональному использованию лекарств — специальные публикации, предназначенные для потребителей. Разработаны разнообразные проекты медико-санитарного просвещения, например, распространение листовок по лекарственным средствам в аптеках, обучение родителей вопросам дозирования лекарств у детей, рассылка брошюр по правильному применению безрецептурных лекарственных средств и т.д.

КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ

В 2006 г. под эгидой Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) подготовлен информационно-образовательный проект обучения населения здоровому образу жизни и медико-санитарного просвещения. Проект получил название «Кодекс здоровья и долголетия» и включает следующие материалы (табл.) [4].

1. Информационные брошюры для различных групп населения, в том числе для родителей детей (до 14 лет) и для детей в возрасте 14-18 лет. Брошюры содержат современные рекомендации по обучению здоровому образу жизни, борьбе с факторами риска предотвратимых заболеваний.

2. Информационные листы-вкладыши (2-4 страницы), в которых приведена специальная информация по отдель-

Таблица. Разновидности «Кодекса здоровья и долголетия», предназначенные родителям детей до 14 лет и подросткам в возрасте 14-18 лет

Разновидность «Кодекса здоровья и долголетия» Аудитория

«Детский возраст» Для родителей детей (от 0 до 14 лет)

«Подростковый возраст» Для детей в возрасте 14-18 лет

ным заболеваниям и рекомендации по использованию лекарств. Набор информационных листов-вкладышей для конкретного пациента формирует врач и вкладывает их в специальный карман основной брошюры.

3. Сайт «Кодекс здоровья и долголетия» в сети Интернет www.kzid.ru.

Информационные брошюры «Детский возраст» и «Подростковый возраст» разработаны Союзом педиатров России — профессиональной общественной организацией, объединяющей детских врачей.

Вкладыши по лекарственным средствам (рис.) содержат рекомендации по правильному применению назначаемых больному лекарств, в которых описывается при каких заболеваниях применяют лекарство, как оно действует, что обязательно необходимо сообщить врачу перед приёмом лекарства, что делать, если при лечении возникли побочные эффекты и др. Для удобства врача и пациента вкладыши по лекарствам содержат пустые поля, в которые врач может вписывать свои рекомендации (название конкретного торгового наименования, при необходимости — доза, длительность приёма и др.). На первом этапе отобрано около 50 основных лекарств, наиболее часто назначаемых в поликлиниках участковыми педиатрами. Отобранные лекарства — это основные лекарственные средства, предназначенные для лечения заболеваний, с которыми наиболее часто в своей практике сталкивается участковый педиатр. Ключевые принципы отбора лекарственных средств: эффективность, безопасность, удобство применения, ориентация на приоритетные проблемы, возможность назначения в первичном звене (участковыми врачами-педиатрами).

Если вкладыш по нужному лекарству отсутствует, врач может передать пациенту листовку с общими рекомендациями по правильному применению лекарств.

На первом этапе «Кодекс здоровья и долголетия» будет распространяться в поликлиниках (в том числе детских) 8-ми пилотных регионов (Московская область, Ленинградская область, Архангельская область, Республика Татарстан, Саратовская область, Свердловская область, Пермь, Краснодарский край, Калининградская область). Следует отметить, что подготовленные материалы должны не заменять, а дополнять рекомендации лечащего врача. Они облегчают работу врача по обучению пациента. Листы-вкладыши по заболеваниям и по лекарствам не являются инструкциями по лечению и тем более самолечению. Более подробная информация о проекте размещена в Интернет по адресу www.kzid.ru.

Необходимость обучения пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними, рациональному использованию лекарственных средств, не вызывает сомнения. В этой работе должны принимать активное участие профессиональные общественные организации, группы потребителей (пациентов), медицинские вузы, фармацевтические производители, средства массовой информации.

Союз педиатров России наряду с подготовкой Российского национального педиатрического формуляра (основная цель которого — обучение врачей рациональному использованию лекарственных средств) активно разрабатывает образовательные программы для пациентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Hogerzeil H.V. Promoting Rational Prescribing: an international perspective // Br. J. Clin. Pharmac. — 1995. — V. 39. — P. 1-6.

2. Daphne A. Fresle, Cathy Wolfheim. Public Education in Rational drug Use. — WHO, 1997.

3. Malek A. Self-medication: bibliographic exploration and proposed research activities. — Geneva, Action Programme on Essential Drugs. — World Health Organization, 1994 (unpublished document).

4. Кодекс здоровья и долголетия. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — www.kzid.ru

Дорогие родители!

Этот листок включает важную информацию о лекарстве для Вашего ребёнка. Он создан коллективом профессионалов — клиническими врачами-педиатрами и фармакологами — и даёт ответы на вопросы, которые больше всего волнуют родителей при применении лекарств. Помните, что листок не заменяет рекомендаций врача! Перед приёмом лекарства внимательно прочитайте инструкцию по его применению, которая всегда вложена в упаковку.

АЗИТРОМИЦИН

АЗИТРОМИЦИН — международное название лекарства. Каждый производитель выпускает его под своими торговыми названиями, которые перечислены ниже.

Азивок, АзитРус, Азитрал, Азитрокс, Азитромицин, Азитромицин-БИ, Азитромицина дигидрат, Азитроцин, Зи-фактор, Зитролид, Зитролид форте, Зитроцин, Сумазид, Сумамед, Сумамед форте, Сумамецин, Сумамокс, Хемомицин

ЧТО ТАКОЕ АЗИТРОМИЦИН И КАК ОН ДЕЙСТВУЕТ?

• Азитромицин относится к антибактериальным лекарственным средствам (группы макролидов).

• Азитромицин подавляет рост и размножение чувствительных к нему бактерий.

ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ АЗИТРОМИЦИН?

• Для лечения инфекции верхних дыхательных путей и ЛОР-органов (бактериальный отит, тонзиллит, синусит).

• Для лечения инфекции нижних отделов дыхательных путей (бронхит, пневмония).

• Для лечения инфекции кожи и мягких тканей.

• Для лечения инфекции мочеполовых органов.

• Для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, связанной с инфекцией Helicobacter pylori (в составе комплексной терапии).

ЧТО НУЖНО СООБЩИТЬ ВРАЧУ ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ АЗИТРОМИЦИНА?

• У Вашего ребёнка имеются заболевания печени, почек, сердца.

• У Вашего ребёнка когда-либо была аллергическая реакция на азитромицин или любое другое лекарство.

• Ваш ребёнок принимает любые другие лекарства, включая безрецептурные, травы и биологически активные добавки, витамины. КАКОВЫ ПРАВИЛА ПРИЁМА АЗИТРОМИЦИНА?

• Азитромицин следует принимать за 1 час до еды или через 2 часа после приёма пищи, запивая кипяченой водой.

• Никогда не давайте Вашему ребёнку азитромицин в дозе большей, чем назначено врачом. Если он принял чрезмерную дозу лекарства, сразу же обратитесь к врачу.

• Лекарство следует принимать через равные интервалы времени, чтобы поддерживать постоянную концентрацию лекарства в крови.

• Перед тем как использовать любые другие лекарства вместе с азитромицином, посоветуйтесь с врачом.

• В случае улучшения самочувствия Вашего ребёнка не следует прекращать приём лекарства, следует пройти полный курс лечения.

• Перед любым хирургическим вмешательством, включая стоматологическую помощь, сообщите врачу о том, что Ваш ребёнок принимает азитромицин.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОПУСТИЛ ПРИЁМ АЗИТРОМИЦИНА?

• Пропущенная доза лекарства должна быть принята сразу после того, как вспомнили об этом.

• Если пропущен один приём лекарства, а уже наступило время очередного приёма, продолжайте приём по прежнему графику.

• Не следует принимать двойную или дополнительную дозу лекарства

ЧТО НУЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ?

• Если в течение 2 дней после начала лечения Вы не заметили улучшения в состоянии Вашего ребёнка или его состояние ухудшилось, обратитесь к врачу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КАКИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ АЗИТРОМИЦИН?

• Наряду с пользой, все лекарства могут вызывать нежелательные (побочные) реакции.

• Посоветуйтесь с врачом, если у Вашего ребёнка возник любой из следующих нежелательных эффектов: боли в животе, тошнота, рвота, понос, запор, отсутствие аппетита, кожная сыпь, головная боль, головокружение, звон в ушах.

• Важно! Срочно обратитесь к врачу или вызовите «Скорую помощь» при: появлении у ребёнка кожной сыпи, затруднении дыхания, отёчности лица, рта, шеи, кистей или стоп.

• Любые другие беспокоящие ребёнка ощущения, которые с Вашей точки зрения связаны с приёмом этого лекарства, нужно обсу-

КАК ПРАВИЛЬНО ХРАНИТЬ АЗИТРОМИЦИН?

• Храните азитромицин в закрытой упаковке в прохладном сухом месте, недоступном для детей, вдали от прямого воздействия тепла и света.

• Никогда не храните азитромицин после истечения срока годности. Убедитесь, что выброшенное лекарство недоступно для детей.

Дата______________.

Вам назначен препарат под названием В виде_________________________________

в дозе

(указать лекарственную форму)

Лекарство нужно

в день.

(указать способ применения)

дить с врачом.

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ/ 2006/ ТОМ 3/ № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.