довательской задачей, требующей от учащихся поиска способов осуществления того или иного действия. В последнем случае (развивающее обучение) необходима совместно-распределительная, взаимообусловленная деятельность. Организуя такое взаимодействие, учитель направляет его, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащихся, в соответствии с которой он при необходимости (взаимообусловленность!) перестраивает условия учебной задачи.
Но самое главное, что отличает наше определение - это то, что оно несет в себе качественно новый аспект - личностный и рефлексивный, а это превращает взаимодействие в осмысленное и осознанное понятие.
Таким образом, мы отстаиваем позицию о том, что не только принципы, но и методы развивающего обучения должны быть рефлексивно-личностными регулятивами, позволяющими решать проблему формирования продуктивного и творческого мышления. Мы считаем, что только при рефлексивно-личностном осмыслении могут проявляться главные личностные качества: активность, настойчивость, самостоятельность, оригинальность и т. д.
Данный подход к методам обучения оказывается соответствующим личностно-ориентированному развивающему обучению. Личностный компонент (ценности, нормы, цели, потребности, мотивы и т.п.) выступает как фактор организации познавательного процесса через активизацию соответствующего интеллектуального, эмоционального, волевого, энергетического потенциала, а рефлексивный компонент выступает как регулятив познавательной активности учащихся.
Таким образом, в рамках выбранной системы обучения, главной задачей соответствующих методов обучения должна быть мобилизация рефлексивно-личностных ресурсов учащихся, а также формирование и развитие этих ресурсов.
В соответствии с этими задачами в основе метода обучения лежит вид взаимной деятельности учителя и учащихся, определяющий в конечном счете внутреннюю программу деятель-
Библиографический список
ности каждого из взаимодействующих субъектов образовательного процесса.
Так как наша работа ограничена формированием у учащихся научных методов и приемов познания для организации исследовательской учащихся, то нас интересовал нормативный подход к этим методам, который позволяет определить в структуре соответствующих методов методологическую программу познавательной деятельности.
Поэтому, мы считаем, что имеет смысл для методов и приемов обучения разрабатывать сущностные, нормативные и процессуальные функции, позволяющие разворачивать познавательную деятельность преподавателя и учащихся. К сожалению, известная классификация методов в традиционном обучении осуществляется в основном на базе источника получаемого учеником знания (слово преподавателя, наглядность, практическая деятельность). Фактически систематизируются не способы деятельности учителя или ученика, а только источники информации, что не является существенным признаком процесса обучения и не позволяет выделять дидактические функции метода, являющиеся регулятивом познавательной деятельности.
Из сказанного следует, что традиционное понимание сущности метода обучения не имеет достаточного научного обоснования, а наличный состав и классификация методов не дают в руки преподавателя надежного руководства к действию, поскольку они не адекватны задаче развития творческих способностей и исследовательской учебно-познавательной самостоятельности учащихся.
Разработка соответствующих функций методов познавательной деятельности, на наш взгляд, даст учителю своеобразный регулятив для организации самостоятельной исследовательской учебно-познавательной деятельности и в зависимости от того, какие научные методы окажутся предпочтительными в арсенале учителя, будет формироваться тот или иной тип мышления учащихся.
1. Успенский, В.В. Школьные исследовательские задачи // Советская педагогика. - 1968. - № 7.
2. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М., 1975.
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М., 1940.
Bibliography
1. Uspenskiyj, V.V. Shkoljnihe issledovateljskie zadachi // Sovetskaya pedagogika. - 1968. - № 7.
2. Makhmutov, M.I. Problemnoe obuchenie: Osnovnihe voprosih teorii. - M., 1975.
3. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - M., 1940.
Статья поступила в редакцию 29.09.12
УДК 379.8.092
Teterina I.S. RUSSIAN AND FOREIGH EXPERIENCE OF ENHANCING THE SPIRITUAL LIFE OF SENIOR PEOPLE THROUGH SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES. In the article is described the analysis of relevant Russian and foreign experience enhancing the spiritual life of senior people, that allows to reveal and offer the effective development vectors for social and cultural facilities.
Key words: social and cultural activities, senior people, leisure activities, activation of the spiritual life, cultural potential, socio-cultural environment, the subject-subject relations.
И.С. Тетерина, н.с. ФГБУК «Государственный Русский музей», аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, каф. социально-культурной деятельности,
г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АКТИВИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе проведен анализ актуального российского и зарубежного опыта активизации духовной жизни людей пожилого возраста, что позволяет выявить и предложить оптимальные векторы развития социально-культурной сферы в данном направлении
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, пожилые люди, досуговая деятельность, активизация духовной жизни, культуросозидающий потенциал, социокультурная среда, субъект-субъектные отношения.
Духовная сторона жизни, имея внешнее сходство с жизнью материальной (в виде потребностей, интересов, благ, ценностей и т.п.), тем не менее, принципиально отличается от последней отсутствием биологической заданности, а сферы её деятельности - познавательная, художественно-эстетическая, нравственная и религиозная - служат доказательством её социальной обусловленности.
Значительными педагогическими ресурсами развития духовной жизни индивидов располагает социально-культурная деятельность, создающая дополнительные по отношению к другим институтам условия, оптимизирующие процессы социальной интеграции и личностного развития. Солидаризируясь с мнением М.А. Ариарского, который считает, что «первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на
профессиональной, так и любительской основе; второе - практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое - интегрирующее: труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительной деятельности, ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивнооздоровительной и иных видов активности в области культуры» [1, с. 251], автор также считает, что социально-культурная деятельность - с одной стороны, сфера приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, с другой, -средство рационального использования свободного времени различных групп населения [2, с. 12], с третьей, - интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы [3, с. 6]. Применительно к вопросу активизации духовной жизни, социально-культурная деятельность, по мнению автора, выступает как совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение человека на базе субъект-субъектных отношений, обеспечивающих равенство и релятивность позиций различных субъектов, через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы творчества, в процессе которых происходит выработка механизмов вовлечения личности в процесс непрерывного создания духовных ценностей.
Поскольку речь идет о вовлечении пожилых людей в создание духовных ценностей, следует упомянуть о проблеме творческой продуктивности в позднем возрасте. Изучавшие этот вопрос М.Д. Александрова, О.В. Краснова, А.Г. Лидерс, Л.А. Рудке-вич, Я. Стюарт-Гамильтон [4] указывали на то, что для личности, увлеченной творчеством, типична широта интересов, динамичность, поиски нового, исключительно строгое отношение к себе, огромная работоспособность, отсутствие стереотипов и целеустремленность. Творческая деятельность личности выступает как фактор, противостоящий инволюции человека в целом, поэтому закономерно, что выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Кроме того, сама творческая деятельность для креативной личности является стимулом, обладающим огромной мотивирующей силой.
Реализация ресурсов социально-культурной деятельности предполагает включение личности пожилого человека в культурно-досуговую общность. Активное использование ресурсов социально-культурной деятельности и обеспечение социальной интеграции позволяют успешно решать основные социальные и социально-психологические проблемы пожилых людей, способствуя тем самым их статусу полноценных субъектов общественных отношений.
Для выявления возможностей активизации различных сфер духовной жизни пожилых людей автор обратился, прежде всего, к диссертациям, в той или иной мере затрагивающим тему данного исследования. Среди научных работ, посвященных отдельным направлениям оптимизации жизни пожилых и старых людей, целесообразно отметить работы Н.Е. Усковой, А.А. Попова, Е.В. Щаниной.
В частности, А.А. Поповым [5] определены основные формы участия пожилых людей в духовной жизни общества. К таковым он отнес:
• индивидуальное и коллективное творчество;
• участие в программах образования;
• клубную деятельность;
• участие в совместных встречах с молодым поколением;
• участие в общественных организациях и волонтерских движениях.
В диссертации Н.Е. Усковой [6] рассматривается роль учреждений социального обслуживания в формировании социальной активности лиц пожилого возраста и участие общественных объединений в реализации их социальных прав. Среди мер, направленных на повышение социальной активности пожилых людей на институциональном уровне, Н.Е. Ускова, в частности, предлагает развивать нестационарные службы социального
обслуживания, такие как центры досуговой, посттрудовой деятельности пожилых людей, повсеместно создавать при них народные университеты «третьего возраста».
В исследовании Е.В. Щаниной, посвященном активизации социального поведения пожилых людей, отмечается, что основными путями активизации этого процесса можно считать, наряду с трудовой занятостью, также «участие в клубах для пожилых людей, которое позволяет заниматься своими увлечениями (хобби) вместе с единомышленниками; проводить активно свободное время в кругу ровесников (занятия оздоровительной физкультурой, занятия танцами, пение); регулярно встречаться с представителями власти, врачами, психологами, юристами; участвовать в совместных встречах с молодым поколением» [7]. Таким образом, и клубная деятельность, и участие в общественных организациях типа Советов ветеранов или партий пенсионеров, и волонтерское движение, участие в котором позволяет избавиться от чувства одиночества, являются, по мнению Е.В. Щаниной, формами активизации духовной жизни людей пожилого возраста.
Перечисленные у Н.Е. Усковой, А.А. Попова, Е.В. Щаниной формы активизации духовной жизни людей пожилого возраста, по сути, отражают уже имеющийся опыт социально-культурной деятельности и не содержат значимых элементов новизны. Объединяющим их элементом выступает то, что в основе вышеперечисленных предложений просматривается субъект-объектный подход уже на уровне формулировок: «участие пожилых в программах образования, в клубной деятельности», «участие в совместных встречах с молодыми поколениями» и т.п. Формулировки «участия» вуалируют установки на «обучение» и «социальное воспитание» пожилого человека, предписывая ему роль объекта социально-культурной деятельности, в то время как прогрессивным следует считать принцип «старость не надо лечить и учить» [8, с. 37].
В связи с вышесказанным целесообразно обратиться к накопленному зарубежному опыту использования многообразного потенциала социально-культурной деятельности в обеспечении процесса активизации духовной жизни пожилых людей.
Так, в развитых странах практика организация досуга пожилых людей получила правовую основу и планирование на базе общенациональных программ, которые различаются между собой целями и методикой их достижения: некоторые программы направлены на людей, которые не могут покидать свой дом -«Библиотека на дому», «Книги на колесах» (США); другие рассчитаны на тех, кто имеет какие-то комплексы, связанные с возрастом и здоровьем и, как результат их, испытывает чувство одиночества, заброшенности, отчуждения от окружающего мира, например, «Кассельский проект» под руководством проф. Ф. Карла (Германия) [9, с. 487-493]. Цель подобных программ -научить человека, вступающего в поздний период жизни, справляться с проблемами, которые присущи старости, наполнение жизни пожилого человека новым содержанием, рациональная и интересная организация его свободного времени, укрепление здоровья и чувство удовлетворения как результат культурнодосуговой деятельности.
Обширный опыт, накопленный 35 общенациональными организациями пожилых людей в США, среди которых «Американская ассоциация пенсионеров» (существует с 1958 г.), «Альянс людей преклонного возраста Америки» (создан в 1974 г.) и др., показывает, что, помимо оздоровительного направления работы, в них в полной мере обеспечиваются возможности для духовного роста пожилого человека через образовательную, художественно-эстетическую, культурно-просветительную и религиозную деятельность. К примеру, клуб пенсионеров, открытый в «Буэно-парке» (США, Калифорния), имеет площадки для активного и пассивного отдыха, конференц-зал, комнаты для кружковых занятий, залы для проведения собраний и заседаний, врачебный и процедурный кабинеты. Клуб предлагает посетителям разнообразные программы: изготовление керамических изделий, бальные танцы, уроки самообслуживания, игру в бридж, кружки живописи и рисования, оздоровительные мероприятия [10, с. 156].
В США также апробирован и более 50 лет функционирует уникальный проект «Солнечный город». Главное условие проживания в таком городе - его обитатель должен быть в возрасте 55 лет и старше. Люди младше 18 лет могут навестить своих родственников в общей сложности только 90 дней в году. Идея города для стариков привлекательна низкими местными налогами, практически полным отсутствием преступности (в 2009 году в Сан-Сити произошло всего 2 уголовных преступления), отсутствием лишней инфраструктуры и затрат не неё (не нужны школы, колледжи, вузы, промышленные производства и т.п.). Уборкой улиц, ландшафтными работами, охраной правопоряд-
ка и т.п. работами занимаются сами жители города. В США на сегодня около 20 таких городков в разных штатах, в некоторых возраст жителей от 65 и выше. В первом из таких городов - Сан-Сити в штате Аризона - на 100 тысяч жителей приходится 120 клубов различного профиля, 16 библиотек, 33 церкви, 30 полей для гольфа, 17 ресторанов. Этот неполный перечень инфраструктурных элементов города для пожилых людей дает общее представление о возможностях, которыми располагают горожане Сан-Сити: развлекательный досуг, физкультурно-оздоровительная, религиозная, культурно-просветительная деятельность, художественная самодеятельность.
Интересен для данного исследования также опыт работы клуба «Golden Age» (Канада). Пенсионеры, люди от 65 до 90 лет, посещают его в основном в первой половине дня. После обеда там остаются лишь штатные работники, которых около 30 человек. Члены клуба живут активной жизнью, принимают участие во всех мероприятиях, много путешествуют. Человек, пришедший туда в первый раз, занимается сначала пассивной деятельностью: просмотром телепередач, посещением лекций, прослушиванием музыки. Со временем у него появляется возможность познакомиться с активными и разнообразными формами клубной деятельности. В клубах «Golden Age» действуют курсы по изучению языков, по художественному вышиванию, рисованию, проводятся занятия физкультурой. Постепенно у членов клуба возникает интерес к определенному кругу занятий. К примеру, предлагаются следующие виды деятельности: занятия стрельбой, легкий фитнес, йога, день кино, бассейн, лекции на тему «Баланс для жизни», ежемесячные поездки в казино, обеды с друзьями. Кроме того, пожилые люди чувствуют свою нужность благодаря волонтерской работе, заниматься которой имеет право только человек «золотого века», член их клуба. На сайте в Калгари размещены вакансии для волонтеров с указанием необходимых умений: управленческих, распорядительских, исполнительских и др. Например, исполнение обязанностей продавцов билетов, при поездках в казино Калгари - банкиров, кассиров; при организации досуговых мероприятий - декораторов, конферансье, пианистов и органистов; при работе в турбюро Клуба - телефонных операторов, турконсультантов; при управлении Клубом в составе избранного совета директоров - исполнение обязанностей по руководству комитетом и продвижение имиджа Клуба в сообществе. Следует отметить, что клуб «Golden Age», имея обширный список спонсоров и, соответственно, финансовую независимость, управляется советом директоров, избираемым на два года из самих членов клуба. Таким образом, в организации реализуются принципы самоуправления и демократии.
В городе Калгари, помимо клуба «Golden Age», находятся еще несколько учреждений, обеспечивающих досуг пожилых людей и способствующих их духовному росту. Например, «Bow Cliff Centre» для шести сотен своих членов предлагает занятия в арт-классах в технике акварели, масла, акрила и пастели, в тренировочных классах - аэробику и фитнес для пожилых, в ремесленных классах обеспечены возможности для занятий вязанием, вышивкой, ковроткачеством, есть класс объемной бумажной аппликации, музыкальный класс для исполнительства в стиле кантри, рок и иных музыкальных жанров, комнаты для карточных игр, а в летний период за символическую плату предлагаются краткосрочные курсы по цветоводству, фотоискусству, игре на африканских барабанах, прогулки с собаками, взятыми из приютов. Важным фактором деятельности этого центра является то, что руководство всеми творческими секциями осуществляют сами члены клуба.
Этническая организация «Calgary Chinese Elderly Citizens' Association», насчитывающая в своем составе свыше 5 тыс. человек, обслуживает две группы этнических китайцев пожилого возраста, проживающих в Калгари: самодеятельных пожилых от 60 лет и старше, а также людей, проживающих в домах престарелых и имеющих ограниченный контакт с китайской культурой. Для первой группы предлагаются такие мероприятия, как дружеская беседа, хобби, настольные игры, для второй - групповые социальные и развлекательные мероприятия, такие как китайский чай с закусками и этномузыкой. Все мероприятия для пожилых бесплатны.
Разнообразие досуговых предложений для людей третьего возраста имеет место также на европейском континенте. Так, в британском графстве Хемпшир с численностью населения 1,6 млн. человек насчитывается около 100 клубов для пожилых людей. Среди них, например, «Госпортская группа молодых душой». Клуб обеспечивает еженедельные развлечения и обеспечивает транспорт для пожилых, поездки в интересные места и театры, общение и информирование о новостях законодательства, танцы два раза в неделю. В клуб принимаются люди не
моложе 50 лет, живущие в области Госпорт. Как указано на сайте, клуб приветствует в своих рядах владельцев автомобилей, а также имеет собственный микроавтобус с подъемником и специальные туалеты, что дает возможность посещать вышеуказанные мероприятия также пожилым людям с ограниченными возможностями здоровья. Членство в клубе платное: еженедельный вступительный взнос составляет J 1.
Другой клуб - «Серебряные нити» (город Уитчерч в Хемп-шире) предлагает для пожилых людей мероприятия: бинго, карточные игры, вязание и рукоделие, послеобеденный чай, бесплатные экскурсии за счет клуба, специальные чаи в день рождения, Рождественский обед и развлечения, празднование Пасхи. Минимальный возраст членства в клубе - 60 лет. Взнос также чисто символический - J 5 в год [10, с. 157].
«Университет третьего возраста» (иЗА, город Андовер в Хемпшире) ставит своей целью обеспечение непрерывного обучения пожилых людей не в полном объеме рабочего времени, предоставляет возможность для своих членов поделиться опытом обучения в широком спектре интересов и продолжать обучение как для повышения квалификации, так и для удовольствия. Андоверский иЗА является «организацией друзей», деятельность его сосредоточена примерно на 40 группах по интересам: от курсов изучения языков до кружков по искусству, истории, фотографии, природы, музыки. На сайте указано, что минимальный возраст - 50 лет, максимальный возраст - 100 лет, других ограничений для членства в клубе нет.
Практика народных университетов имеет широкое распространение в Германии - каждый муниципалитет обязан иметь такое учебное заведение, куда любой желающий может прийти на различные курсы, тренинги, семинары. Ежегодно дополнительное обучение в них проходят около 10 млн. человек, поэтому в стране очень развита культура обучения на протяжении всей жизни. Таким образом, в Германии дополнительное образование взрослых сегодня рассматривают не как образование, дополняющее основное, но как его естественное продолжение, как обязательное условие развития и отдельного человека и общества. Как указано на сайте Института международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных высших школ (Немецкой ассоциации образования взрослых), представляющего интересы немецкого образования взрослых на международном уровне, «неформальные и внешкольные учебные программы, которые обучают взрослых людей жизненным навыкам, выполняют функции дополнения формального образования и обучения и компенсируют их недостатки» [11]. Важным условием работы в таких университетах является то, что специалист-андра-гог, занимающийся обучением пожилых, выступает не с позиции “учителя” или “руководителя”, способного найти оптимальный выход из сложной ситуации, но как равноправный член группы, а взаимоотношения в ней строятся на партнерских отношениях.
Международными формами организации процесса образования пожилых людей во всем мире сегодня продолжают выступать международные объединения университетов «третьего» возраста. Формы обучения в них самые различные, например, семинары и группы по интересам или группы самообучения и взаимопомощи: в них студенты сами составляют программу занятий, организуют интересные встречи, юбилеи и многое другое. Те, кто по состоянию здоровья не могут участвовать в занятиях, пользуются услугами группы взаимопомощи [12, с. 150].
Работа в форме обучающего развлечения большого количества общественных объединений и народных университетов, создающих предпосылки для соответствующей политики в отношении пожилых, уводит от психологического стереотипа пассивного “доживания” и формирует активную жизненную ориентацию. Как отмечает Г.А. Овчинников, «в работе немецких, польских народных университетов выделяются четыре образовательных цели:
- Предупреждение старости. Программа университетов ставит своей целью преодоление негативных признаков старения при помощи пропаганды психической и физической активности.
- Желание увеличить и углубить знания. Речь идет о вовлечении слушателей в процесс постоянного образования.
- Подготовка к пенсии. Проводятся семинары по психологии и философии жизни, установлению контактов с другими людьми.
- Подготовка к общественной деятельности. Слушатели университетов учатся под девизом: “Работая для себя, стань полезным для других”, участвуют в общественных акциях помощи инвалидам, в группах взаимопомощи» [13].
Таким образом, в общественных объединениях Европы и Северной Америки пожилым людям предлагается широкий спектр досуговых мероприятий разной направленности: физкультурно-оздоровительных, развлекательных, художественно-твор-
ческих, образовательных, религиозных. Члены таких организаций стараются расширить границы привычной, повседневной жизни, чтобы ощутить себя свободными, обрести уверенность в собственных силах, поэтому предпочтение отдается не производству, а потреблению духовных благ: получение образования и самообразование, религиозная деятельность, досуговое общение в рамках празднеств, вечеров отдыха, юбилеев, волонтерская практика, дающая личности пожилого человека, с одной стороны, возможность реализации альтруистических устремлений, а, с другой стороны, чувство востребованности и включенности в социум.
Проведенный в данном исследовании анализ зарубежного опыта социкультурной работы с пожилыми людьми позволяет сделать вывод о том, что основным достоинством сложившейся там системы работы с пожилыми является, с одной стороны, принцип свободного выбора видов деятельности, с другой, -наличие широкого спектра социально-культурных практик, который они имели, еще не вступив в «третий возраста», а вдобавок
- расширение досуговых видов деятельности (в частности, за счет волонтерских направлений работы, познания новых сфер реальности в виде ознакомления со спецификой жизни в старости, получения новых профессиональных знаний). В России же, как правило, происходит обратный процесс - сужение и обеднение перечня досуговых предложений для людей, достигших пенсионного возраста.
Научные исследования российских авторов также подтверждают вышеприведенный тезис. Так, в диссертационных исследованиях Ж.В. Хозиной [14], Г. Колик [15] представлен опыт социально-культурной активизации людей пожилого возраста Великобритании и Израиля. Для настоящего исследования ценным является вывод, представленный в работах вышеуказанных авторов, об основном предназначении социально-культурной системы, в которой существует человек, в плане подсказки ему возможности определенных выборов, другими словами, в обеспечении новых стимулов и мотиваций.
Так, Ж.В. Хозина, проанализировав многообразие форм и методов работы по активизации лих третьего возраста в Великобритании, выделила шесть основных типов организаций, работающих в направлении реализации принципа активизации лиц третьего возраста: клубные объединения политической и социальной направленности; организации, стимулирующие благотворительную, добровольческую, религиозную деятельность; дневные центры, дома престарелых, осуществляющие активизацию культурной, досуговой, рекреативной деятельности пожилых и престарелых людей; образовательные организации для третьего возраста; организации, деятельность которых направлена на поддержку пожилых и престарелых людей из этнических групп, на сохранение и развитие культурных традиций национальных меньшинств. Кроме того, как указывает Ж.В. Хозина, существует целый ряд организаций, которые оказывают услуги лицам третьего возраста наряду с лицами других возрастных групп, однако не специализируются на них - туристические фирмы, культурные центры, библиотеки, парки, другие культурные учреждения [14, с. 20].
Библиографический список
Британский опыт социокультурной активизации людей третьего возраста существенно дополняет израильская практика организации досуга пожилых людей, которая, в частности, включает в себя валеологическое, гражданско-патриотическое, волонтерское, художественно-эстетическое, образовательное направления, социально-психологическую поддержку в культурной среде. Г. Колик отмечает многообразие досуговых программ и вариативность форм деятельности для пожилых израильтян, включающих и такие нетрадиционные виды досуга как проведение спортивных олимпиад для пожилых людей (с 2005 года); проект «Пожилые снимают кино», а также проекты, направленные на опровержение негативных стереотипов в отношении пожилых людей - конкурсы красоты, демонстрации моделей одежды, создание самодеятельных образцов массовой культуры в виде телевизионных передач местных или общинных телеканалов; семинары по подготовке старых людей к уходу из жизни, семинары «положительного мышления» и эмоциональной саморегуляции, где обучают взвешенно оценивать сложные жизненные ситуации, избегать стрессов, стараться быть источником позитивной энергии и замечать положительное во всём; посещение специальных университетских курсов по управлению активами и наследственному праву в качестве вольнослушателей и, разумеется, активнейшая волонтерская работа в Армии обороны Израиля, полиции, в музеях, в зоопарке г. Хайфа и парке «Сафари», в поликлиниках, больницах, домах престарелых, где люди третьего возраста работают в регистратуре, сопровождают пациентов при визите к врачу или на прогулке, являются переводчиками, помогают в столовой, отвечают на телефонные звонки и выполняют канцелярскую работу [15, с. 19-20].
Таким образом, и анализ зарубежного опыта отдельных учреждений по работе с пожилыми людьми в США, Канаде, Великобритании, и диссертационные исследования отечественных авторов позволяют сделать вывод о том, что в основе западной модели социокультурной активизации жизни пожилых людей лежит, во-первых, возможность независимого выбора желаемых видов деятельности при наличии широкого спектра предложений, во-вторых, возможность реализации индивидуальных способностей во всех аспектах ежедневной жизни в рамках субъект-субъектных отношений, равенства и релятивности позиций различных субъектов, складывающихся в учреждениях, работающих с пожилыми людьми. Так, рассмотренные нами общественные организации и «коммуны» пожилых имеют в своих рядах, как правило, «советы и фонды» пожилых людей с целью обмена опытом «жизни в старости», организации совместных проектов (отдыха, частного предпринимательства, туризма и т.д.). Создаваемые и реализуемые самими пожилыми людьми проекты - сети магазинов, киосков, столовых, ночных и дневных приютов для бездомных, клубов по интересам, советов милосердия и здоровья, - в полной мере обеспечивают возможности субъект-субъектных отношений, поскольку в рамках указанных проектов работают пожилые для пожилых (волонтеры для клиентов). Обеспечение двух указанных условий обеспечивает процесс активизации духовной жизни в его социально-культурном контексте.
1. Ариарский, М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. - СПб., 1999.
2. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособ. для вузов культуры и искусств, пединститутов и сред. спец. учеб. заведений / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 1995.
3. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. - Тамбов, 2002.
4. Александрова, М.Д. Старение: социально-психологический аспект/ М.Д. Александрова // Психология старости и старения: Хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М., 2003; Краснова О.В. Социальная психология старости: учеб. пособ. / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М., 2002.; Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения: монография / Я. Стюарт-Гамильтон; пер. с англ. И. Буровой; под науч. ред. Л.А. Рудкевича. - СПб., 2010.
5. Попов А.А. Духовная жизнь пожилых людей в современных социокультурных условиях: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06.
- Курск, 2007.
6. Ускова Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей. Геронто-социологический анализ: автореф. дис. . канд. социол. наук: 22.00.04. - М., 2000.
7. Щанина, Е.В. Социальная активность пожилых людей в современном российском обществе: региональный аспект: автореф. дис. ...
канд. социол. наук: 22.00.04. - Пенза, 2006.
8. Черносвитов, Е.В. Проблемы активизации жизни пожилых людей / Е.В. Черносвитов //Психология зрелости и старения. Ежекварт. науч.-исслед. ж-л. - 2000. - № 1(9).
9. Karl F. Outreach counseling and educational activities in a district / F. Karl // Educational Gerontology. - 1991. № 17.
10. Вильчинская-Бутенко М.Э. Социально-культурная деятельность за рубежом: уч. пос. - СПб., 2011.
11. Институт международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных высших школ (Немецкой ассоциации образования взрослых), официальный сайт: http://dvv-international.de/index.php?article_id=2&clang=1
12. Шапошникова Т.Д. Социокультурное образование и просвещение взрослых за рубежом/ Т.Д. Шапошникова // Человек и образование. Академич. вестник Ин-та образования взрослых РАО. 2011. - №3 (28).
13. Овчинников, Г.А. Образование и просвещение пожилых людей в системе непрерывного образования «Обучение в течение всей жизни» / Г.А. Овчинников // [Э/р]. - Р/д: www.znanie.org/Pmjects/Age3A.JOvchinnikov1.doc - Россия
14. Хозина, Ж.В. Социально-культурная активизация лиц третьего возраста как условие преодоления эйджизма : (На примере Великобритании): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - М., 2000.
15. Колик, Г. Реализация развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 -СПб., 2007.
Bibliography
1. Ariarskiyj, M.A. Prikladnaya kuljturologiya kak oblastj nauchnogo znaniya i socialjnoyj praktiki. - SPb., 1999.
2. Kiseleva, T.G. Osnovih socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti: ucheb. posob. dlya vuzov kuljturih i iskusstv, pedinstitutov i sred. spec. ucheb. zavedeniyj / T.G. Kiseleva, Yu.D. Krasiljnikov. - M., 1995.
3. Grigorjeva, E.I. Sovremennihe tekhnologii socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti. - Tambov, 2002.
4. Aleksandrova, M.D. Starenie: socialjno-psikhologicheskiyj aspekt/ M.D. Aleksandrova // Psikhologiya starosti i stareniya: Khrestomatiya / sost. O.V. Krasnova, A.G. Liders. - M., 2003; Krasnova O.V. Socialjnaya psikhologiya starosti: ucheb. posob. / O.V. Krasnova, A.G. Liders. -M., 2002.; Styuart-Gamiljton Ya. Psikhologiya stareniya: monografiya / Ya. Styuart-Gamiljton; per. s angl. I. Burovoyj; pod nauch. red. L.A. Rudkevicha. - SPb., 2010.
5. Popov A.A. Dukhovnaya zhiznj pozhilihkh lyudeyj v sovremennihkh sociokuljturnihkh usloviyakh: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk: 22.00.06.
- Kursk, 2007.
6. Uskova N.E. Institucionaljnoe obespechenie socialjnoyj aktivnosti pozhilihkh lyudeyj. Geronto-sociologicheskiyj analiz: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk: 22.00.04. - M., 2000.
7. Thanina, E.V. Socialjnaya aktivnostj pozhilihkh lyudeyj v sovremennom rossiyjskom obthestve: regionaljnihyj aspekt: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk: 22.00.04. - Penza, 2006.
8. Chernosvitov, E.V. Problemih aktivizacii zhizni pozhilihkh lyudeyj / E.V. Chernosvitov //Psikhologiya zrelosti i stareniya. Ezhekvart. nauch.-issled. zh-l. - 2000. - № 1(9).
9. Karl F. Outreach counseling and educational activities in a district / F. Karl // Educational Gerontology. - 1991. № 17.
10. Viljchinskaya-Butenko M.Eh. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj za rubezhom: uch. pos. - SPb., 2011.
11. Institut mezhdunarodnogo sotrudnichestva Nemeckoyj associacii narodnihkh vihsshikh shkol (Nemeckoyj associacii obrazovaniya vzroslihkh), oficialjnihyj sayjt: http://dvv-international.de/index.php?article_id=2&clang=1
12. Shaposhnikova T.D. Sociokuljturnoe obrazovanie i prosvethenie vzroslihkh za rubezhom/ T.D. Shaposhnikova // Chelovek i obrazovanie. Akademich. vestnik In-ta obrazovaniya vzroslihkh RAO. 2011. - №3 (28).
13. Ovchinnikov, G.A. Obrazovanie i prosvethenie pozhilihkh lyudeyj v sisteme neprerihvnogo obrazovaniya «Obuchenie v techenie vseyj zhizni» / G.A. Ovchinnikov // [Eh/r]. - R/d: www.znanie.org/Projects/Age3/.../Ovchinnikov1.doc - Rossiya
14. Khozina, Zh.V. Socialjno-kuljturnaya aktivizaciya lic tretjego vozrasta kak uslovie preodoleniya ehyjdzhizma : (Na primere Velikobritanii): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.05. - M., 2000.
15. Kolik, G. Realizaciya razvivayuthego potenciala dosuga lyudeyj pozhilogo vozrasta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.05 - SPb., 2007.
Статья поступила в редакцию 15.10.12
УДК 374+37.0+371
Nikulnikov A.N. CHILDREN’S SUMMER CAMPS IN THE STRUCTURE OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN. The
article deals with the scientific approaches to the definition of additional education, the function of system of additional education for children. Special attention is paid to children's summer camps in the context of additional education. The typology of children's summer camps, the concept of “children's summer camp” are presented.
Key words: system of additional education for children, children’s summer camps.
А.Н. Никульников, ст. преп. каф. педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, [email protected] 8-913-897-9632
ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье рассматриваются научные подходы к определению системы дополнительного образования детей, функции системы дополнительного образования детей. Отдельное внимание уделяется детским оздоровительным лагерям в контексте системы дополнительного образования детей. Представлена типология детских оздоровительных лагерей, раскрывается содержание понятия «детский оздоровительный лагерь».
Ключевые слова: система дополнительного образования детей, детские оздоровительные лагеря.
Смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности повлекла за собой необходимость реформирования системы образования Российской Федерации. Дополнительное («неформальное» по терминологии ЮНЕСКО) образование - это зона ближайшего развития личности, это путь развития в культуре, который человек выбирает сам в соответствии со своими потребностями [2].
Анализ научно-теоретических исследований и нормативных документов позволяет выявить несколько различных подходов к формулированию понятия «дополнительное образование детей».
Дополнительное образование детей рассматривается в работах В.В. Абрауховой, А.Г. Асмолова, В.П. Головановой, В.А. Горского, Г.И. Гузевой, А.В. Егоровой, Л.Ю. Ляшко, А.В. Скачковой, С.Ю. Степанова, В.В. Усанова, Н.И. Фунико-вой, Л.Н. Ходуновой, В.Я. Ясвина как:
- самостоятельная образовательная сфера, особый тип образования;
- составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования;
- открытый, саморегулирующийся и комплексный процесс обучения и воспитания, процесс гармоничного единства познания, творчества и общения детей и взрослых;
- пространство, где ребенок может реализовать свое личностное право самому; особое образовательное пространство, реализуемое в свободное время школьника; специфическое государственно-общественное образовательное пространство детского досуга;
- социально-педагогический процесс или явление; культурно обусловленное социально-педагогическое явление, эффективный социально-педагогический процесс;
- уникальное педагогическое явление, уникальное образовательное сообщество, неформальный тип образования;
- разноуровневая целостная образовательная система; целостная управляемая многоуровневая социально-педагогическая образовательная система;
- социокультурная технология, интегрирующая педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующую индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении.
Обобщая рассмотренные подходы к формированию понятия «дополнительное образование детей» необходимо констатировать, что каждый из них, имея позитивные аспекты в понимании данного типа образования, не может охватить все его содержательные элементы.