УДК 338
И.В. СамсоноваМ.Б. Павлова2
РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА КОРЕННЫМ МАЛОЧИСЛЕННЫМ НАРОДАМ ПРИ РЕСУРСНОМ ОСВОЕНИИ ТЕРРИТОРИЙ
THE RUSSIAN AND INTERNATIONAL EXPERIENCE OF COMPENSATION OF DAMAGE TO INDIGENOUS ETHNIC GROUPS AT RESOURCE DEVELOPMENT OF TERRITORIES
В статье рассматриваются отечественные и зарубежные практики социально-экономической оценки природных ресурсов на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в результате хозяйственной деятельности при ресурсном освоении территорий. Приведены особенности методики расчета ущерба биоресурсам в отечественной природоохранной деятельности, которые связаны с право-обладанием территории. В исследуемых странах, компенсация коренным народам возникает при наличии коллективного права на землю. В результате, правомерность требований коренного населения заключена в осуществлении имущественных прав на землю, в которых планируется хозяйственная деятельность промышленных компаний.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, Север, традиционное природопользование, хозяйственная деятельность, ущерб, экономическая оценка, природные ресурсы.
In article domestic and foreign practicians of social economic assessment of natural resources in territories of traditional environmental management of indigenous ethnic groups of the North as a result of economic activity at resource development of territories are considered. Features of a method of calculation of damage to bioresources are given in domestic nature protection activity which are connected with right possession of the territory. In the explored countries, compensation to indigenous people arises with collective land right. As a result, the legitimacy of requirements of indigenous people is concluded in implementation of property rights on the earth in which economic activity of the industrial companies is planned.
1 Самсонова Ирина Валентиновна - д.э.н., главный научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия), Якутск.
E-mail: [email protected]
Samsonova Irina - Doctor of economic sciences, Chief Researcher Academy of Sciences of the Sakha Republic (Yakutia), Yakutsk.
2 Павлова Мария Борисовна - к.э.н., ведущий научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия), Якутск.
E-mail: [email protected]
Pavlova Maria - Candidate of economic sciences, Leading Researcher Academy of Sciences of the Sakha Republic (Yakutia), Yakutsk.
Keywords: indigenous ethnic groups, North, traditional environmental management, economic activity, damage, economic assessment, natural resources.
Освоение топливно-энергетических, минерально-сырьевых, лесных и водных ресурсов в северных регионах продолжает оказывать негативное влияние на жизненный уклад коренных малочисленных народов Севера, экономической базой которого являются возобновляемые природные ресурсы [4]. Отношения коренных малочисленных народов с промышленными корпорациями в России регулируется Федеральным законом «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее КМНСС и ДВ РФ)» № 49-ФЗ от 07.05.2001 г. Основное положение в данном законе заключается в том, что, хотя коренные народы и имеют исключительные права на эти территории, сама земля и ее ресурсы принадлежат государству. Согласно ст.14 закона № 49 в случае изъятия этих земель коммерческая компания обязана выплатить местным жителям компенсации [10].
При разработке месторождений полезных ископаемых на северных территориях возникает проблема экономической оценки природных ресурсов, на основе которой определяется ущерб от нецелевого использования и изъятия земельных, лесных, охотничьих и других биологических ресурсов и изменений исконной среды обитания коренных малочисленных народов и социокультурной ситуации на развитие этноса на территории промышленного освоения. Региональным органам власти в рамках существующей федеральной и субфедеральной нормативно-правовой базы приходится учитывать интересы населения и их претензии при передаче земель, используемых семьями или общинами аборигенных народов для занятий оленеводством, охотничьим промыслом, рыболовством и собирательством.
Требования об обязательном проведении процедуры оценки воздействия предполагаемой хозяйственной деятельности на сохранение и развитие проживающих в зоне воздействия этнических групп в условиях расширяющегося промышленного освоения территорий проживания коренных малочисленных народов приобретают все большее значение и актуальность.
Применение промышленными компаниями действующих методик по оценке ущерба зависит от конкретной ситуации, финансовых обязательств международных корпораций и соответствующих региональных законов. В России приняты и в практике используются ряд методик по оценке ущерба, причиненного в результате хозяйственной деятельности компании при ресурсном освоении территорий, связанного с загрязнением окружающей среды и другими экологическими нарушениями. Экономическая оценка природных ресурсов и процедуры подсчета ущерба в них разные. Отсутствие единого методологического подхода к оценке природных, земельных и других ресурсов, унификации понятий и терминов обусловили разработку принципов их оценки в отраслевом и в субфедеральном разрезах.
Одной из методик является «Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям КМНСС и ДВ РФ в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации», утвержденная приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2009 г. № 565 (далее Методика № 565) [6]. Следует отметить, что данная методика носит рекомендательный характер и проходит апробацию. Методика № 565 содержит описание методов исчисления размера убытков, причиняемых объединениям КМНСС и ДВ РФ, осуществляющим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов пользование землей и другими природными ресурсами или природными комплексами в соответствии с действующим законодательством РФ и предусматривает: унификацию требований, предъявляемых к составу, содержанию и полноте исходных данных для исчисления размера убытков; а также рационализацию расчетного механизма. Для проведения расчетов по данной методике предлагается использовать 101 показатель, из этого перечня 24 показателя представляют собой нормативные показатели (коэффициенты), которые, вводятся для расчета ежегодного валового дохода и подлежат дополнительной разработке отдельно для каждого вида хозяйственной деятельности - оленеводства, охотничьего промысла, рыболовства и собирательства. Применение коэффициентов, учитывающих удаленность от пункта реализации, долю материально-технических затрат, продуктивность, свидетельствует о применении дифференциальной ренты. Таким образом, до начала проведения расчетов необходимо разработать более двух десятков коэффициентов. Большое количество коэффициентов в методике № 565 резко снижает их научную и практическую значимость, при этом алгоритм их определения не прозрачен, вследствие чего объективность многих коэффициентов можно оспорить. При этом данную методику предлагается использовать на всей территории РФ. Не имея единой методологии определения коэффициентов, их значения в каждом регионе могут значительно отличаться. И вопрос не в особенностях природных условий, а, прежде всего, в отсутствии единого методологического подхода, поэтому результаты оценки воздействия можно признавать не объективными.
Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания при различных видах антропогенных воздействий, при ведении хозяйственной и иной деятельности, утвержденная Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды (далее Госкомэко-логия РФ) от 28.04.2000 года, предусматривает расчет прямых и косвенных потерь, таких как недополученный потенциальный доход [7]. Данная Методика предусматривает расчет ущерба не только на территории хозяйственной деятельности, но и на прилегающих территориях (дополнительно 3 зоны). При этом, прямое воздействие отсутствует, но имеется негативное влияние на численность и продуктивность животных. Предусмотрены понижающие коэффициенты реагирования объектов животного мира, учтены продолжительность вредного воздействия. Время
воздействия предусматривает стадии: проектирования, строительства, функционирования, стадия стабилизации экосистем и адаптации живых организмов и т.д. Методика Госкомэкологии РФ предусматривает сравнение с эталонными территориями и адаптирована в некоторых субъектах РФ (Хабаровский край, Удмуртия, Коми, Пермский край), в которых разработаны необходимые коэффициенты, таксы и кадастры животного мира.
Согласно приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 № 948 (ред. от 22.07.2013) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» эвальвация размера ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, включает в себя расчет вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения охотничьих ресурсов по неосторожности; расчет вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей; расчет вреда вследствие локального разрушения (уничтожения) обитаемых либо регулярно используемых охотничьими ресурсами в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) нор, дупел деревьев, токов. Размер вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется как произведение таксы (утвержденной правоустанавливающим документом) для исчисления размера вреда, причиненного данному виду охотничьих ресурсов [8].
Продолжают появляться новые и совершенствуются ранее принятые федеральные нормативные правовые акты в сфере традиционного природопользования малочисленных народов, что вносит свои коррективы в выполнение экономической оценки природных ресурсов, но институциональные формы ее обеспечения пока не созданы. Разработанный в настоящее время в России научно-методический аппарат экономической оценки определения ущерба причиненного коренным малочисленным народам в результате хозяйственной деятельности при ресурсном освоении территорий требует совершенствования и доработки.
В мировой практике используется методика оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС или Environmental Impact Assessment), принятая Организацией Объединенных Наций и широко используемая в развитых странах. Целью оценки является обеспечение устойчивости проекта (с точки зрения дальнейшего предоставления льгот) и его механизмов. Источниками необходимых сведений на любой из стадий ОВОС служат данные полевых наблюдений и мониторинга, моделирование, руководства, литературные источники, семинары, интервью со специалистами, результаты опросов общественного мнения. Сложившееся к настоящему времени информационное поле способно в должной мере обеспечить ОВОС необходимыми исходными материалами. Принципиально важным является методический подход к освоению и осмыслению имеющейся информационной базы и представлению конечных
результатов [20]. В настоящее время методология оценки воздействия на окружающую среду применяется более чем в 120 государствах мира.
Такие международные организации, как Европейский союз (ЕС), Всемирный банк (ВБ), Международная финансовая корпорация (МФК), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Программа развития ООН (ПРООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный совет научных союзов (МНПО), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и ряд других организаций, уделяют большое внимание ОВОС, как наиболее прогрессивному методу прогнозирования и предупреждения экологических последствий хозяйственной и иной деятельности.
Интересен опыт Всемирного банка, устанавливающего необходимость оценки возможного влияния проектируемых объектов на характеристики зон: с особыми условиями использования территорий, необходимых для выживания видов, находящихся под угрозой исчезновения, или мигрирующих видов; особо важных для эндемиков или ограниченно распространенных видов, поддерживающих высокую концентрацию отдельных особей стайных видов; обладающих уникальным набором видов или связанные с ключевыми эволюционными процессами, поддерживающими биологическое разнообразие; имеющие особое социальное, экологическое или культурное значение для местного населения.
Оценка воздействия на социальную сферу SIA (Social Impact Assessment) - это инструмент для оценки рисков бедствий при планировании проектов в области развития. SIA возникла как социально-экономической составляющей оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и может осуществляться на разных этапах проекта, от первоначального планирования до реализации и оценки после ее внедрения [17]. Социальная оценка и анализ широко используются в рамках инициатив экономического развития и борьбы с нищетой, проектов или программ для удовлетворения социальных целей. Составляющим элементом SIA является оценка воздействия на здоровье (ОВЗ). Изучаются профессиональные риски для здоровья в рамках проекта, а также воздействия на здоровье сообщества (на территории проекта или других областей, которые могут пострадать от него). В рамках методики оценка воздействия на социальную сферу проводится комплексная оценка экологического и социального воздействия.
Процесс SIA включает в себя следующие этапы: разработка программы вовлечения общественности заключается в подготовке эффективного плана по привлечению общественности; описание предлагаемых меры и отбор альтернатив; среды обитания человека и зоны стрессового влияния; определение возможных последствий проекта; исследование социальных последствий, включая моделирование и сценарии в будущем; определение вероятного ответа включает в себя ответы на изменения в социальной уязвимости (дифференциальность); косвенные и кумулятивное воздействие проекта; последствия изменений или альтернатив; смягчение негативных последствий, рекультивация и план усиления; разработать и внедрить программу мониторинга для отслеживания развития проекта.
Экологические законы в США обязывают губернаторов штатов, чтобы они выступали в качестве попечителей природных ресурсов от имени общественности, при этом эти полномочия могут быть делегированы, например, на федеральном уровне индейские племена выступают в качестве попечителей государственных природных ресурсов; министр внутренних дел США делегирует полномочия в Департамент по директорами ресурсов хозяйствующего бюро с целью осуществления управления над ресурсами в рамках действующей юрисдикции. Индейские племена имеют право выступать в качестве попечителей природных ресурсов, в том числе поддерживающих их экосистемы, принадлежащих и управляемые ими и могут подать иск о возмещении ущерба от природных ресурсов. Юридические полномочия попечителей включают сбор компенсации за ущерб от природных ресурсов. Попечители обязаны привлекать общественность в процессе оценки ущерба природным ресурсам [14].
Убытки при традиционном природопользовании могут включать в себя затраты на восстановление и промежуточные потери, которые снижают с течением времени экономическую ценность ресурса в период между нанесением ущерба и его полным восстановлением. Вместе с тем, восстановление затрат представляют собой затраты на замену, получение эквивалента поврежденных ресурсов и компенсации затраченных услуг на восстановление. Затраты на восстановление покрываются сторонами, которые несут ответственность за ущерб для ресурсов [19].
Возмещение убытков в США регулируются отдельными соглашениями с уполномоченными органами федеральной власти с индейскими племенами.
В Канаде под влиянием общественности, обеспокоенной ухудшением экологической ситуации, федеральное правительство в 1974 г. издало Инструктивную директиву по ОВОС, которая учитывала не только природные, но и социально-экономические последствия реализации различных проектов. Также в отдельных штатах Канады были сформированы фонды, которые способствовали расширению участия коренных общин в разработке минеральных ресурсов и решению следующих задач: развитие связей между горнодобывающими компаниями и общинами коренных народов с целью ответственного развития; повышение осведомленности и поощрение участия местных общин в горнодобывающей промышленности; поддержка молодежи коренного населения в трудоустройство в сфере горнодобычи; содействие созданию условий занятости в сфере предпринимательства, обеспечение компенсации традиционным землепользователям за потерю коммерческого дохода [18].
В Финляндии, приняты законодательные акты о правах саамов (коренных народов, проживающих в странах Скандинавии). Горный закон, утвержденный в 2011 году, позволяет не предоставить разрешение на геологоразведку и добычу природных ресурсов, если это разрешение может поставить под угрозу традиционной саамской жизни и их культура [16]. Решение о разрешении на разведку, разрешение добычи полезных ископаемых или разрешение золотоискателей; решение о продлении срок действия действующего разрешения; решение о его истечении, изменение или аннулирование; прекращение деятельности горнодобывающей промышленности
может быть оспорено путем подачи апелляции местным сообществом саамов. Такие же положения закона лежат в основе Водного закона [20].
В Норвегии согласно Конституции страны органам государства вменяется в обязанность создавать условия, позволяющие группе населения саами сохранять и развивать свой язык, культуру и образ жизни (ст. 110 а). Одним из таких условий является предоставление им земель, что, однако, увязывается исключительно с правом на занятие оленеводством. В соответствии с Законом 49 «Об оленеводстве» от 9 июля 1978 года данное право принадлежит не всем саамам, а только тем, чьи родители или родители родителей занимались оленеводством как основной деятельностью. При этом право на осуществление оленеводческих работ в области оленьих пастбищ есть право пользования, которое без учета того, кто владеет землей, включает в себя: право на пребывание с оленями и на передвижение, на перекочевку и разбивку кочевого лагеря; право на пастбища для оленей; право на устройство хозяйства, которое требуется для оленеводства; право на топливо и древесину; право на охоту и рыбную ловлю (§9). Кроме того, в Норвегии частично используются положения финского законодательства о саамах.
Конституционным законодательством Швеции, в отличие от финского и норвежского - не закреплены каких-либо четких гарантий защиты саамов как коренного народа. Поскольку Швеция не является участницей Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни» 1989 года, и, у нее нет никаких международно-правовых обязательств по данному договору. Шведские саамы обладают статусом национального меньшинства, и они пользуются некоторыми эксклюзивными правами, что в основном связано с оленеводством. Саамы в Швеции не обладают правом собственности на исконные земли, традиционно ими используемые.
Таким образом, зарубежный опыт свидетельствует о возможности обеспечения права коренных народов на земли. Причем его реализация не находится во взаимосвязи с присоединением Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.). Каждое из рассмотренных государств исходит из собственного понимания общечеловеческих ценностей и решает рассматриваемую проблему с учетом реальных условий - географических, этнодемографических, экономических, исторических и правовых. При этом есть общие моменты: посредством специального закона или соглашения коренные народы получают в коллективную собственность определенные территории с правом самоуправления; пользования живой и неживой природой, позволяющим им вести свое традиционное хозяйство, сохранять самобытный образ жизни и культуру; образование этнических корпораций, аккумулирующих средства аборигенов и участвующих в их интересах в экономических отношениях, для эффективного использования государственной финансовой помощи и эксплуатацию недр.
Одним из недостатков следует считать отсутствие эффективной оценки воздействия предполагаемой хозяйственной деятельности на сохранение и развитие проживающих в зоне воздействия этнических групп в условиях расширяющегося промышленного освоения территорий проживания коренных малочисленных народов
и выплате компенсационных выплат за понесенный ущерб вследствие негативного воздействия на окружающую среду. Коренные малочисленные народы и их объединения вынуждены каждый раз доказывать правомерность своих требований о выплатах им компенсаций за экологический ущерб. Подобная практика прослеживается как в международном законодательстве, так и российском.
Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 17-02-00214-а «Разработка методологии ущерба коренным малочисленным народам Севера при промышленном освоении территорий традиционного природопользования».
Литература
1. ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» № 49-ФЗ от 07.05.2001 г. // И«р:// с1ос$.сп!с1.ги>с1оситеп1:/901786770 (дата обращения: 10.08.2017).
2. Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 10.08.2017).
3. Крюков, В.А. Институциональные рамки обеспечения долгосрочных экономических интересов коренных малочисленных народов Севера при реализации проектов в сфере недропользования / В.А. Крюков, А.Н. Токарев // Регион: экономика и социология. - 2005. - № 2. - С. 206-228.
4. Логинов, В.Г. Концептуальные основы освоения природных ресурсных районов Севера и оценки их социально-экономического потенциала : автореф. дисс. д-ра экон. наук 08.00.05. - Екатеринбург : Институт экономики Уральского отделения РАН, 2009. - 39 с.
5. Логинов, В.Г. Подходы к экономической оценке нецелевого использования природных ресурсов севера / В.Г. Логинов // Регион: экономика и социология. - 2010. - № 4. -С. 3-18.
6. Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 г. № 565 // http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2017).
7. Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания при различных видах антропогенных воздействий, при ведении хозяйственной и иной деятельности, утвержденная Госкомэ-кологией РФ от 28.04.2000 года // http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2017).
8. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 N 948 (ред. от 22.07.2013) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2017).
9. Рюмина, Е.В. Ущерб от экологических нарушений: больше вопросов, чем ответов / Е.В. Рюмина // Экономика природопользования. - 2004. - № 4. - С. 55-65.
10. Казанцева, Л.Н. Подходы к оценке природных ресурсов, применяемые в методиках расчета ущерба при осуществлении хозяйственной деятельности / Л.Н. Казанцева // Вестник недропользователя ХМАО. - № 25. - 2012 // http://neftegaz.ru/science/view/765-Podhody-k-otsenke-prirodnyh-resursov-primenyaemye-v-metodikah-rascheta-uscherba-pri-osuschestvlenii-hozyaystvennoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.08.2017).
11. Кайдо, Кама. Правовое положение и организации коренных народов Канады / Кама Кайдо. 1996 // http://www.suri.ee/muud/kama.html (дата обращения: 10.08.2017).
12. Максимов, А.А. Реализация интересов северных народов в условиях промышленного развития / А.А. Максимов // Сибирская заимка. - 2002. - № 7. http://zaimka. ru/07_2002/maksimov_northern// (дата обращения: 10.08.2017).
13. Осуществление Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов // http://www.un.org/esa/socdev/publications/Indigenous/Handbook/RU.pdf (дата обращения: 05.07.2017).
14. Alaska native claims settlement Act (1971) // http://www.alaskool.org/projects/ancsa/ reports/rsjones1981/ancsa_history71.htm (дата обращения: 17.01.2017).
15. Constitution of Finland (1999/731) // http://www.concourt.am/armenian/legal_ resources/world_constitutions/constit/finland/fincon-r.htm (дата обращения: 16.01.2017).
16. Mining Act of Finland (621/2011) // http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2011/ en20110621.pdf (дата обращения: 16.01.2017).
17. Natural Resource Damage Assessment & Restoration Handbook (Public). - BLM, 2008. -P.107 // http://www. blm.gov/wo/st/en.html (дата обращения: 16.01.2017).
18. Nunavut Land Claims Agreement Act (1993) // http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/n-287/ page-1.html (дата обращения: 17.01.2017).
19. Tony, Penn. A summary Natural Resource Damage Assessment regulations under the United States oil pollution act. - P.10 // http://ec.europa.eu/environment/legal/liability (дата обращения: 16.01.2017).
20. Water Act of Finland 264/1961 // http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1961/ en19610264 (дата обращения: 16.01.2017).
References
1. Federal Law "On the Territories of Traditional Nature Management of Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation" No. 49-ФЗ of 07.05.2001 // http:// docs.cntd.ru>document/901786770 (reference date: 10.08.2017).
2. ILO Convention No. 169 «On Indigenous and Tribal Peoples in Independent Countries» // http://www.docs.cntd.ru (reference date:10.08.2017).
3. Kryukov, V.A. Institutional Framework for Ensuring the Long-Term Economic Interests of Indigenous Peoples of the North in the Implementation of Projects in the Field of Subsoil Use / V.A. Kryukov, A.N. Tokarev // Region: Economics and Sociology. - 2005. - No. 2. - P. 206-228.
4. Loginov, V.G. Conceptual bases of development of natural resource areas of the North and an estimation of their social and economic potential: the author's abstract. diss. Dr. econ. Sciences 08.00.05. - Ekaterinburg : Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2009. - 39 p.
5. Loginov, V.G. Approaches to the economic evaluation of misuse of natural resources of the north / V.G. Loginov // Region: Economics and Sociology. - 2010. - No. 4. - P. 3-18.
6. The methodology for calculating the amount of losses caused to associations of indigenous small peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation as a result of economic and other activities of organizations of all forms of ownership and individuals in places of traditional residence and traditional economic activities of indigenous small peoples of the Russian Federation, Regional Development of the Russian Federation of December 9, 2009 No. 565 // http://www.consultant.ru (reference date: 10.08.2017).
7. Methodology for assessing harm and calculating the amount of damage from destruction of wildlife objects and disturbance of their habitat under various types of anthropogenic influences, while conducting economic and other activities, approved by the State Ecology Committee of the Russian Federation of April 28, 2000 // http: //www.consultant.ru (reference date: 10.08.2017).
8. Order of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation of 08.12.2011 No. 948 (Edited on 22.07.2013) "On the approval of the methodology for calculating the amount of damage caused to hunting resources" // http://www.consultant.ru (reference date: 10.08.2017).
9. Ryumin, E.V. Damage from environmental violations: more questions than answers / E.V. Ryumina // Economics of nature management. - 2004. - No. 4. - P. 55-65.
10. Kazantseva, L.N. Approaches to the assessment of natural resources used in the methods of calculating damage during the implementation of economic activity / L.N. Kazantseva // Bulletin of the subsoil user of HMAD. - No 25. - 2012 // http://neftegaz.ru/science/view/765-Podhody-k-otsenke-prirodnyh-resursov-primenyaemye-v-metodikah-rascheta-uscherba-pri-osuschestvlenii-hozyaystvennoy-deyatelnosti (reference date: 10.08. 2017).
11. Kaido, Kama. Legal Status and Organizations of Indigenous Peoples of Canada.1996 / Kama Kaido // http://www.suri.ee/muud/kama.html (reference date: 10.08.2017).
12. Maksimov, A.A. Realization of interests of northern peoples in the conditions of industrial development / A.A. Maksimov // Siberian Hook. - 2002. - № 7. http://zaimka.ru/07_2002/ maksimov_northern// (reference date: 10.08.2017).
13. Implementation of the United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples // http://www.un.org/esa/socdev/publications/Indigenous/Handbook/RU.pdf (reference date: 05.07.2017).
14. Alaska native claims settlement Act (1971) // http://www.alaskool.org/projects/ancsa/ reports/rsjones1981/ancsa_history71.htm (reference date: 17.01.2017).
15. Constitution of Finland (1999/731) // http://www.concourt.am/armenian/legal_ resources/world_constitutions/constit/finland/fincon-r.htm (reference date: 16.01.2017).
16. Mining Act of Finland (621/2011) // http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2011/ en20110621.pdf (reference date: 16.01.2017).
17. Natural Resource Damage Assessment & Restoration Handbook (Public). - BLM, 2008. -P. 107 // http://www. blm.gov/wo/st/en.html (reference date: 16.01.2017).
18. Nunavut Land Claims Agreement Act (1993) // http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/n-287/ page-1.html (reference date: 17.01.2017).
19. Tony, Penn. A summary Natural Resource Damage Assessment regulations under the United States oil pollution act. - P.10 // http://ec.europa.eu/environment/legal/liability (reference date: 16.01.2017).
20. Water Act of Finland 264/1961 // http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1961/ en19610264 (reference date: 16.01.2017).