Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ'

РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анкетирование / мониторинг удовлетворённости обучающихся / качество преподавания / управление качеством / система оценки качества / questionnaires / student satisfaction monitoring / teaching quality / quality management / quality assessment system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Кешелян, Э.Р. Кешелян, А.С. Водчиц-Озмидова

В данной статье проводится анализ отечественных и зарубежных исследований, посвящённых оценке качества преподавания у студентов, также в статье даётся оценка удовлетворённости студентов в зависимости от уровня предоставляемого преподавания. Рассматривается Российский и Международный опыт в сфере оценки качества образования. Проводится анализ анкетирования, проведённого среди студентов, целью которого являлось определение удовлетворённости учебным процессом через качество преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.В. Кешелян, Э.Р. Кешелян, А.С. Водчиц-Озмидова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND INTERNATIONAL EXPERIENCE IN TEACHING QUALITY ASSESSMENT

This article analyzes domestic and foreign studies on the assessment of the quality of teaching among students, and the article also provides an assessment of student satisfaction depending on the level of teaching provided. The Russian and International experience in the field of education quality assessment is considered. The analysis of the questionnaire conducted among students is carried out, the purpose of which was to determine satisfaction with the educational process through the quality of teaching.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ»

РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ПРЕПОДАВАНИЯ

А.В. Кешелян, канд. техн. наук, ассистент Э.Р. Кешелян, старший преподаватель А.С. Водчиц-Озмидова, ассистент

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-1-43-46

Аннотация. В данной статье проводится анализ отечественных и зарубежных исследований, посвящённых оценке качества преподавания у студентов, также в статье даётся оценка удовлетворённости студентов в зависимости от уровня предоставляемого преподавания. Рассматривается Российский и Международный опыт в сфере оценки качества образования. Проводится анализ анкетирования, проведённого среди студентов, целью которого являлось определение удовлетворённости учебным процессом через качество преподавания.

Ключевые слова: анкетирование, мониторинг удовлетворённости обучающихся, качество преподавания, управление качеством, система оценки качества.

Введение. На сегодняшний день, к сожалению, всё больше заметна тенденция на коммерциализацию сферы образования. Это можно считать негативным фактором, поскольку получение высшего образования в таких условиях имеет другой смысл для многих людей. Теперь в образовании и повышении своей квалификации люди зачастую видят простой способ купить или повысить свою ценность как специалиста. Из-за того, что сегодня обучение приобретает форму товара, подходы к процессу обучения изменяются, что не всегда хорошо сказывается на самом качестве предоставляемой информации и уровню преподавания. Поэтому так важно оценить качество образования от индивидуальных показателей к национальной стратегии Качество образования является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность страны на мировой арене. Согласно определению С.М. Вишняковой, оно включает в себя выполнение технических и нормативных требований, достижение стабильных положительных результатов и соответствие запросам всех участников образовательных отношений [1]. С одной стороны, качество преподавания подразумевает выполнение нормативных требований к профессорско-преподавательскому составу. С другой стороны, оно демон-

стрирует устойчивые результаты обучения и воспитания, отвечающие ожиданиям студентов, их родителей, педагогических работников и руководства учебных заведений.

В последние годы государство уделяет пристальное внимание образованию на всех уровнях, рассматривая его как стратегическую область, обеспечивающую национальную безопасность. Образование становится основой для формирования социального статуса человека, влияя на приобретение практического и теоретического опыта, что впоследствии определяет его будущий материальный уровень. Международный опыт в области образования имеет неоценимое значение. Он позволяет провести сравнительный анализ с системой школьного образования в России, выявить его сильные и слабые стороны, а также разработать оптимальные контрольно-оценочные системы. Такой подход помогает определить тенденции и направления развития, чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественного образования и формировать высококвалифицированные кадры для будущих поколений [2]. На современном этапе процесс формирования таких систем активно проходит и на мировом, и на государственном уровнях

Таблица 1. Реализация системы оценки качества образования на различных уровнях [3]

Уровни Организации Формы реализации оценки качества образования

Мировой 1. Организация экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Cooperation and Development). 1. Проект PISA (Programme for International Student Assessment) по оценке образовательных достижений 15-летних обучающихся.

2. Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements). 1. Проект международного сравнительного исследования TIMSS (Third International Mathematics and Science Study). 2. Исследование TIMSS Advanced (Trends in Mathematics and Science Study Advanced) по оценке качества математического образования выпускников средней школы, изучавших углублённый курс математики. 3. Проект PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) по изучению качества чтения и понимания текста. 4. Исследование TEDS-M (Teacher education and development study in mathematics) по оценке подготовки учителей математики начальной и средней школы

Российский 1. Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО). 1. Общероссийский мониторинг качества обучения школьников и студентов по результатам международных и общероссийских обследований. 2. Единый государственный экзамен для выпускников и абитуриентов, мониторинг результатов ЕГЭ по разным категориям общеобразовательных учреждений. 3. Региональные системы оценки и мониторинга качества общего образования на всех его ступенях. 4. Системы оценки качества в начальном и среднем профессиональном образовании. 5. Школьные системы мониторинга качества обучения и развития школьников по результатам внутренних и внешних контрольно-оценочных процедур [2].

На государственном уровне осуществляется разработка и внедрение проектов, стратегий и стандартов в сфере образования с целью создания системы оценки качества образования и повышения их эффективности. Указанные меры закреплены в приоритетном национальном проекте «Образование», федеральной целевой программе развития образования, концепции долгосрочного социально-экономического развития, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и других законодательных актах. В этих документах закреплен один из важных аспектов, который оказывает влияние на общее качество образования - улучшение состава педагогического коллектива, что приводит к созданию независимой и объективной системы оценки качества педагогической деятельности (оценки качества преподавания) [3].

Методы. В данной обзорной работе анализируются различные исследования, затрагивающие вопрос оценки качества

преподавания и его влияния на уровень удовлетворённости студентов. С помощью статистических методов и методов анализа делаются выводы касательно наличия взаимосвязи между качеством преподавания и уровнём удовлетворённости обучением среди студентов. Для анализа было изучено анкетирование, которое было проведено среди студентов в возрасте от 16 до 25 лет в числе 1126 человек [4]. Для проведения опросов и анкетирования существуют специализированные онлайн-сервисы, однако наиболее доступное и распространённое решение - «формы», предлагаемые в Google Docs. Это простой и удобный способ создавать опросы, собирать данные и анализировать результаты [5].

Результаты. Результаты исследования демонстрируют, что половина респондентов (50%) удовлетворена образовательным процессом, включая качество преподавания (55%) и социокультурную среду (53%), непосрественно влияющую на уровень преподования. Однако, 35% и 34%

респондентов соответственно лишь частично удовлетворены этими аспектами. Сравнение с предыдущими опросами выявило стабильность показателей удовлетворенности, с изменениями в пределах 1 -2%. В целом, более половины опрошенных довольны различными аспектами образовательной деятельности, особенно содержанием программ и условиями обучения. Тем не менее, суммарная неудовлетворенность отмечается в отношении качества преподавания. Студенты указывают на конкретных преподавателей, чьи методы обучения и оценки не соответствуют их ожиданиям. Уровень удовлетворенности содержанием дисциплин варьируется: математические и естественнонаучные дисциплины (70%), гуманитарные, социальные и экономические дисциплины (59%), профессиональные дисциплины (58%) [4]. При этом поступают предложения по пересмотру учебной нагрузки. Студенты также удовлетворены организацией текущего и рубежного контроля, а также проведением промежуточной аттестации. Вместе с тем, они отмечают необходимость более четких критериев оценивания и своевременного предоставления обратной связи. В целом, результаты исследования указывают на необходимость совершенствования качества преподавания, улучшения технического оснащения и пересмотра содержания образовательных программ с учетом пожеланий и предло-

Заключение. Низкое качество преподавания приводит к недовольству студентов и, как следствие, к снижению уровня их удовлетворенности учебным процессом. Недостаточно квалифицированные преподаватели, неактуальные методы обучения, отсутствие внимания к индивидуальным потребностям студентов - все это может сказаться на их успеваемости, мотивации и общем отношении к учебе. Когда студенты ощущают, что они не получают необходимых знаний и навыков из-за некачественного преподавания, это может вызвать чувство разочарования и даже апатии. С другой стороны, высокое качество преподавания способствует повышению интереса студентов к учебному процессу, стимулирует их мотивацию и усиливает желание развиваться и достигать успехов. Когда преподаватели проявляют заинтересованность в обучении студентов, создают поддерживающую и благоприятную обстановку в аудитории, это способствует улучшению общего уровня удовлетворенности студентов. Поэтому важно стремиться к повышению качества преподавания, учитывать потребности и ожидания студентов, а также поощрять взаимодействие и обратную связь между преподавателями и обучающимися. Только в таком случае можно обеспечить оптимальные условия для успешного обучения и взаимного удовлетворения всем участникам образовательного процесса.

жении студентов.

Библиографический список

1. Голушко, Т.К. Сложности разработки системы оценки качества преподавания в вузе как институциональная проблема / Т.К. Голушко, А.Ю. Курин // Вестник Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина: электронный журнал. - URL: https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2023/prepod_vyssh_shkoly/1/Golushko_Kurin.pdf. - Дата публикации: 2023.

2. Кормина, Е.Я. Современные тенденции мониторинга удовлетворённости обучающихся качеством образования. Практика зарубежных и отечественных организаций / Е.Я. Кормина, А.А. Наумова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2(35). - С. 110-126. - EDN UNNQYX.

3. Королева, И.А. Оценка качества преподавания в образовательном учреждении (на примере НОЦ ИСЭРТ РАН) / И.А. Королева // Проблемы развития территории. - 2012. -№ 2(58). - С. 82-101. - EDN OWVOOJ.

4. Мальцев Д.В., Репецкий Д.С. Удовлетворённость обучающихся качеством образовательных услуг технического университета // Высшее образование в России. - 2020. - №5. - С. 45-52.

5. Стародубцев, В.А. Оценка по методу прямого субъективного шкалирования // Образовательные технологии (г. Москва). - 2012. - №1. - С. 97-107.

RUSSIAN AND INTERNATIONAL EXPERIENCE IN TEACHING QUALITY

ASSESSMENT

A.V. Keshelyan, Candidate of Technical Sciences, Assistant E.R. Keshelian, Senior Lecturer A.S. Vodchits-Ozmidova, Assistant Bauman Moscow State Technical University (Russia, Moscow)

Abstract. This article analyzes domestic and foreign studies on the assessment of the quality of teaching among students, and the article also provides an assessment of student satisfaction depending on the level of teaching provided. The Russian and International experience in the field of education quality assessment is considered. The analysis of the questionnaire conducted among students is carried out, the purpose of which was to determine satisfaction with the edu-cationalprocess through the quality of teaching.

Keywords: questionnaires, student satisfaction monitoring, teaching quality, quality management, quality assessment system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.