Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ ЗЕРНА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РАЗВИТИЯ'

РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ ЗЕРНА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
905
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ ЗЕРНА / ЭКСПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ ЗЕРНА / МИРОВОЙ ЗЕРНОВОЙ РЫНОК / ФАКТОРЫ / ДОХОДНОСТЬ / ЭКСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЗЕРНОВЫЕ ГРУЗЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / РИСКИ / МЕХАНИЗМЫ / МЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / RUSSIAN GRAIN EXPORT / GRAIN EXPORT SUPPLIES / WORLD GRAIN MARKET / FACTORS / PROFITABILITY / EXPORT INFRASTRUCTURE / GRAIN CARGO / LOGISTICS COSTS / RISKS / MECHANISMS / MEASURES / GOVERNMENT SUPPORT / STRATEGY / COMPETITIVENESS / INNOVATION AND INVESTMENT MODEL

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Алтухов А. И.

В статье раскрыты основные причины, сдерживающие развитие российского экспорта зерна, связанные с высокими инфраструктурными и логистическими издержками, неразвитостью биржевой торговли зерном, наличием многочисленных нарушений между естественно-биологическими, технико-технологическими и социально-экономическими факторами, недостаточным использованием инновационных и инвестиционных факторов для наращивания производства зерна, низким уровнем государственной поддержки зернового хозяйства, регулирования рынка зерна и стимулирования его экспорта. Поэтому для развития российского зернового экспорта необходима система мер, которая бы одновременно, с одной стороны, стимулировала наращивание производства зерна, способствовала повышению его качества и конкурентоспособности на мировом зерновом рынке, а с другой, - содействовала продвижению экспортного зерна на внешних рынках. Для этого необходимо разработать долгосрочную программу развития зернового комплекса страны, что стало бы вполне справедливым по отношению к зерну как стратегическому продукту страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN GRAIN EXPORT: PROS AND CONS OF DEVELOPMENT

The article reveals the main reasons that hinder the development of Russian grain exports, associated with high infrastructure and logistics costs, underdeveloped exchange grain trade, the presence of numerous violations between natural-biological, technical-technological and socio-economic factors, insufficient use of innovative and investment factors to increase grain production, low level of state support for grain farming, of regulate the grain market and stimulate its export. Therefore, the development of Russian grain export requires a system of measures that would simultaneously, on the one hand, stimulate the growth of grain production, help increase its quality and competitiveness on the world grain market, and, on the other hand, promote the promotion of export grain on foreign markets. To do this, it is necessary to develop a long-term program for the development of the country's grain complex, which would be quite fair in relation to grain as a strategic product of the country.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ ЗЕРНА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 339.564:633.1

РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ ЗЕРНА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РАЗВИТИЯ

АЛТУХОВ А.И.,

академик РАН, заведующий отделом ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»; е-mail: [email protected].

Реферат. В статье раскрыты основные причины, сдерживающие развитие российского экспорта зерна, связанные с высокими инфраструктурными и логистическими издержками, неразвитостью биржевой торговли зерном, наличием многочисленных нарушений между естественно-биологическими, технико-технологическими и социально-экономическими факторами, недостаточным использованием инновационных и инвестиционных факторов для наращивания производства зерна, низким уровнем государственной поддержки зернового хозяйства, регулирования рынка зерна и стимулирования его экспорта. Поэтому для развития российского зернового экспорта необходима система мер, которая бы одновременно, с одной стороны, стимулировала наращивание производства зерна, способствовала повышению его качества и конкурентоспособности на мировом зерновом рынке, а с другой, - содействовала продвижению экспортного зерна на внешних рынках. Для этого необходимо разработать долгосрочную программу развития зернового комплекса страны, что стало бы вполне справедливым по отношению к зерну как стратегическому продукту страны.

Ключевые слова: российский экспорт зерна, экспортные поставки зерна, мировой зерновой рынок, факторы, доходность, экспортная инфраструктура, зерновые грузы, логистические издержки, риски, механизмы, меры, государственная поддержка, стратегия, конкурентоспособность, инновационно-инвестиционная модель.

RUSSIAN GRAIN EXPORT: PROS AND CONS OF DEVELOPMENT

ALTUHOV A.I.,

Academician of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of the Federal State Scientific Institution "Federal Scientific Center of Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories -All-Russian Research Institute of Agricultural Economics"; E-mail: [email protected].

Essay. The article reveals the main reasons that hinder the development of Russian grain exports, associated with high infrastructure and logistics costs, underdeveloped exchange grain trade, the presence of numerous violations between natural-biological, technical-technological and socio-economic factors, insufficient use of innovative and investment factors to increase grain production, low level of state support for grain farming, of regulate the grain market and stimulate its export. Therefore, the development of Russian grain export requires a system of measures that would simultaneously, on the one hand, stimulate the growth of grain production, help increase its quality and competitiveness on the world grain market, and, on the other hand, promote the promotion of export grain on foreign markets. To do this, it is necessary to develop a long-term program for the development of the country's grain complex, which would be quite fair in relation to grain as a strategic product of the country.

Keywords: Russian grain export, grain export supplies, world grain market, factors, profitability, export infrastructure, grain cargo, logistics costs, risks, mechanisms, measures, government support, strategy, competitiveness, innovation and investment model.

Введение. В России ни одна из крупных подотраслей сельского хозяйства не претерпела таких коренных изменений во внешней торговле как зерновое хозяйство. За сравнительно короткий период, она стала одним из мировых лидеров по экспорту зерна. Если еще в 2000 г.

страна импортировала 4,7 млн т зерна и экспортировала лишь 1,4 млн т, то в 2018 г. его экспортные поставки достигли 54,9 млн т, а импортные закупки снизились до 0,6 млн т. Российское зерно экспортировалось в 132 страны. Наращивание экспорта зерна происходило тем-

пами, значительно превышающими рост объемов его производства. Удельный вес экспорта зерна в производстве достиг 48,4%, а доля импорта зерна в его потреблении составила 0,8% (таблица 1). Стоимость зернового экспорта равнялась 10,5 млрд долл., в структуре экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на его долю пришлось 40,8%.

За сравнительно короткий период Россия вошла в десятку государств с самой низкой долей импортного зерна и в пятерку - крупнейших мировых стран-экспортеров зерна с самым высоким удельным весом экспортного зерна в его производстве и занимающим второе место (в 2018 г. - первое место) в зерновом балансе. По объему экспорта пшеницы она вышла в мировые лидеры, заняв первое место в мире, и второе место - в целом по зерну.

Обсуждение. Наращивание экспорта зерна в определенной степени стало драйвером развития зернового хозяйства, комбикормовой промышленности и других отраслей перерабатывающей промышленности. Многие годы пороговое значение удельного веса зерна отечественного производства в общем объеме его ресурсов внутреннего рынка не опускалось ниже 98%. Уровень самообеспеченности страны зерном колебался от 147% в 2018 г. до 171% в 2017 г.

Наращивание экспорта зерна во многом стало возможным за счет ускоренного увеличение производства. Достаточно отметить, что за 2014-2018 гг. среднегодовой валовой сбор зерновых составил 116,8 млн т, а в 2017 г. он достиг 135,5 млн т. При этом среднегодовые темпы прироста урожайности зерновых культур были более чем вдвое выше мировых темпов.

К основным факторам, оказавшим в последние годы значительное положительное влияние на динамичное развитие зернового хозяйства и экспорта зерна, в частности, следует отнести:

во-первых, использование конкурентных естественных и ценовых преимуществ развития зернового хозяйства, связанных с применением традиционно низкой стоимости земли и сложившейся недооцененной стоимостью трудовых ресурсов из-за хронически низкой оплаты труда сельских работников, а также высокую землеобеспеченность страны, превышающую почти в 3,5 раза среднемировой уровень, и сравнительно благоприятные почвенно-климатические условия для возделывания зерновых культур и особенно пшеницы - главной экспортной культуры;

во-вторых, наличие 26 крупных зернопроиз-водящих регионов, которые находясь в более

благоприятных по природным условиям для возделывания зерновых культур в лесостепной и степной зонах, производят свыше одной тонны зерна в расчете на душу населения и почти 80% всего его объема в стране за счет более интенсивного ведения зернового производства. Часть из этих регионов, располагая крупным аграрным потенциалом, имея привязку к крупным транспортным федеральным и межгосударственным магистралям и находясь на относительно небольших расстояниях от морских портов, уже многие годы сориентированы на экспорт зерна;

в-третьих, ускоренное развитие многочисленных крупнотоварных зернопроизводящих хозяйств в основных регионах производства товарного зерна, способных вести его на инновационно-инвестиционной основе, эффективного использования биоклиматического потенциала и производственных ресурсов, их ориентация преимущественно на крупномасштабный зерновой экспорт, превращения его в один из важнейших экономических инструментов внешней политики страны в условиях усиления зарубежных санкций, форс-мажорных обстоятельств, возрастающей конкуренции со стороны основных стран-экспортеров зерна;

в четвертых, неуклонное расширение системы мер и увеличение объемов государственной поддержки в прямой и косвенной формах, направленных на стимулирование производства, повышение его доходности, создание недостающих элементов современной производственной инфраструктуры и развитие транспорт-но-логистического обеспечения товарных потоков зерна как внутри страны, так и крупномасштабных его поставок на экспорт преимущественно в близко расположенные к России с быстро растущей численностью населения многомиллионные и относительно бедные азиатские и африканские государства с емким рынком сбыта относительно дешевого российского зерна [1. - С. 361; 6];

в-пятых, наличие значительных массивов пахотнопригодных земель, выведенных в силу ряда причин из сельскохозяйственного оборота и частичное их использование под посевы зерновых культур, а также селекционно-генетических, энергетических, водных, трудовых и относительно благоприятных агроклиматических ресурсов, крупномасштабного и экспортно-ориентированного производства минеральных удобрений в стране;

в-шестых, возможность постепенного расширения площади зернового клина за счет вовлечения в сельскохозяйственный оборот неис-

пользуемой пашни, существенного улучшения использования зерна на кормовые цели для развития животноводства, которое позволяет сэкономленное зерно направлять на промышленную переработку с высокой добавленной стоимостью и на экспорт, а также дополнительные возможности экспортного зерна появились в результата создания общего рыночного пространства с государствами-членами Евразийского экономического союза.

в-седьмых, реальную возможность значительного увеличения производства твердых, сильных и ценных сортов пшеницы, постоянно пользующегося повышенным спросом на мировом зерновом рынке, за счет расширения и рационального размещения посевов этих сортов в традиционных регионах их возделывания.

Быстрое расширение Россией своей ниши на мировом зерновом рынке в основном стало возможным при увеличении урожайности зерновых культур. Именно этот фактор во многом определяет наращивание производства отдельных видов зерна, состояние и развитие внутреннего зернового рынка, возможности наращивания экспортного потенциала и расширения участия страны в мировой торговле зерном. Поэтому эффективность развития зернового хозяйства и внутреннего рынка зерна в определенной степени стало зависеть от конъюнктуры мирового зернового рынка. Наращивание зернового экс-

порта не только позволило снять излишки зерна с внутреннего рынка, поддержать закупочные цены на зерно и повысить доходность его производителей, но и создать дополнительные стимулы для привлечения инвестиций в зерновое хозяйство и инфраструктуру зернового рынка.

Одновременно в развитии зернового хозяйства и рынка зерна присутствует ряд нерешенных системных проблем. К основным из них, в частности, можно отнести:

высокую зависимость производства зерна от почвенно-климатических и особенно погодных факторов в условиях почти повсеместного снижения плодородия почв, ухудшения фитосани-тарной обстановки, относительно низкого уровня интенсивности ведения зернового хозяйства, высоких инфраструктурных и логистических издержек, неразвитости биржевой торговли зерном при растущей конкуренции на мировом зерновом рынке преимущественно за счет высокой концентрации зерновой торговли у сравнительно небольшой группы транснациональных и крупных национальных компаний, применения разного рода политических, торговых и технических барьеров в зерновой торговле, а также неуклонно расширяющегося влияния международного зернового трейдинга, усиления присутствия в стране крупных иностранных зерновых трейдеров во внутренней и особенно во внешней торговле российским зерном;

Таблица 1 - Экспорт российского зерна и его структура

Виды зерна Годы

2014 2015 2016 2017 2018

Экспорт зерна, тыс. т

Зерно - всего 30112 30770 33891 43300 54853

Пшеница 22139 21234 25328 33026 43989

Ячмень 4010 5295 2863 4632 5454

Кукуруза 3488 3698 5333 5179 4793

Структура экспорта зерна, %

Зерно - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Пшеница 73,5 69,0 74,7 76,3 80,2

Ячмень 13,3 17,2 8,4 10,7 9,9

Кукуруза 11,6 12,0 15,7 12,0 8,7

Стоимость экспорта зерна, млн долл.

Зерно - всего 7087 5651 5608 7527 10464

Пшеница 5423 3948 4216 5791 8436

Ячмень 785 943 424 732 1027

Кукуруза 700 601 861 887 855

Экспортная цена, долл./т

Зерно - всего 235 184 165 174 191

Пшеница 245 186 166 175 192

Ячмень 196 178 148 158 188

Кукуруза 201 163 161 171 178

высокую общую закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей, достигшую в 2018 г. 3,2 трлн руб., включая задолженность 450 млрд руб. зерносеющих регионов, в которых сосредоточено основное производство товарного зерна, ориентированного преимущественно на экспорт, а также неустойчивость доходов зернопроизводящих хозяйств, диспаритет цен на зерно и приобретаемую ими промышленную продукцию и оказываемые услуги, что усиливает их финансовые риски, снижает финансовую устойчивость, значительно сужает возможность для технико-технологической модернизации зернового хозяйства;

менее выгодные экономические условия производства зерна, которое приобретая все более выраженное экспортно-ориентированное направление развития, оказывается менее рентабельным по сравнению с другими подотраслями растениеводства, что не отвечает стратегической значимости зерна и не свидетельствует о приоритетном развитии зернового хозяйства, наращивании его экспортных ресурсов (таблица 2);

наличие многочисленных нарушений взаимодействия между естественно-биологическими, технико-технологическими и социально-экономическими факторами, усиливаемые многолетним отсутствием в стране четкой системы внедрения инноваций в производство, способствующих сохранению тенденции снижения полезной отдачи от используемых в зерновом хозяйстве производственных ресурсов, неуклонного удорожания производства зерна и ухудшения качества по его отдельным видам, особенно пшеницы, как наиболее важной продовольственной зерновой культуры страны и ее основной экспортной культуры, поставляемой почти в 90 государств;

слабую мобилизацию конкурентных преимуществ зернового хозяйства, связанных с использованием инновационных и инвестиционных факторов для наращивания производства высококачественного зерна, создания его экспортных ресурсов, о чем свидетельствует высокий уровень производственных и логистических издержек и сравнительно низкая экспортная цена зерна при относительно невысоком его качества, в первую очередь пшеницы, занимающей в экспорте зерна свыше 80% общего объема, цена пшеницы по своему уровню практически соответствует среднему показателю экспортной цены зерна, что косвенно свидетельствует о невысоком качестве российской пшеницы на мировом рынке, осо-

бенно на его качественном сегменте, на котором она практически отсутствует;

недостаточно контролируемый рост экспортных поставок зерна в основном в южных припортовых регионах (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и др.), имеющих непосредственно выход к транспортным узлам и морским зерновым терминалам, в определенной степени вызвавший технологический разрыв между развитием зернового хозяйства и животноводства;

складывающуюся в отдельные годы непредсказуемость и противоречивость ситуации с зерновым экспортом, вызванную, например, обострением макроэкономических рисков внутреннего и внешнего характера для эффективного ведения зернового хозяйства и функционирования рынка зерна, возрастанием технико-технологических рисков, связанных с более низким технологическим развитием отечественного зернового хозяйства по сравнению с основными странами-экспортерами зерна, усилением агроэкологических, фитоса-нитарных и внешнеторговых рисков, часто создающих у отдельных импортеров российского зерна имидж страны как ненадежного торгового партнера в условиях усиления конкуренции со стороны основных государств-экспортеров зерна, а также наличием социальных рисков, во многом обусловленных снижением привлекательности сельского образа жизни, престижа и доходности сельскохозяйственного труда;

наличие, с одной стороны, высокой зависимости зернового хозяйства от импорта тракторов (69%) и зерноуборочных комбайнов (23%), оборудования, средств защиты растений, семян отдельных видов зерновых культур и прежде всего кукурузы (42%), а с другой -сохранение высокой концентрации значительной доли рынка средств производства и услуг у небольшой части предприятий и организаций, продающих свою продукцию и оказывающих услуги (например, поставка горючего и смазочных материалов и электроэнергии, выполнение железнодорожных перевозок зерновых грузов и др.) участникам зернового рынка по монопольно высоким ценам, существенно усложняющих ситуацию, складывающуюся с экспортными поставками зерна;

сохраняющиеся внутренние инфраструктурные ограничения, связанные с неразвитостью транспортной зерновой инфраструктуры, дефицитом инновационных железнодорожных вагонов-зерновозов, автомобилей-зерновозов, современных элеваторов и зерновых термина-

лов, слабостью логистической инфраструктуры при значительной удаленности регионов производства товарного зерна от элеваторных и портовых мощностей, малоэффективное использование автомобильного транспорта на больших расстояниях приводят к загрузке перевалочных мощностей ниже их номинальной мощности, затрудняют обеспечение бесперебойной перевалки и отгрузки зерна в сезоны массовой его перевозки в 1,5-2 раза по сравнению с основными странами-экспортерами зерна;

низкую пропускную способность транспортных путей, дефицит современных транс-портно-логистических объектов и технологий, отсутствие у отдельных действующих терминалов присоединения к железнодорожной инфраструктуре общего пользования, недостаточная пропускная способность автомобильных дорог, примыкающих к портовым и сухопутным железнодорожным терминалам, сла-

бое использование внутреннего водного транспорта вследствие обмеления ряда водных речных путей и высокой изношенности речных грузовых судов способствуют установлению высоких и неуклонному растущих инфраструктурных и логистических издержек и длительным срокам при поставке зерновых грузов на экспорт;

слабую координацию транспортных потоков зерновых грузов при значительной удаленности основных регионов товарного производства зерна от транспортных магистралей и портов страны и особенно при высоких логистических издержках являются следствием неэффективной организации логистики компаний и транспортно-логистической системы в целом, что может стать одним из существенных ограничивающих факторов повышения конкурентоспособности российского зерна вообще и пшеницы в частности на мировом зерновом рынке.

Таблица 2 - Уровень рентабельности производства основных видов продукции растениевод-

1)

Показатели Годы

2014 2015 2016 2017 2018

Зерно

Уровень рентабельности: с субсидиями 30,5 44,9 37,0 21,4 29,0

без субсидий 24,3 39,5 32,8 18,6 25,6

Разница в уровне рентабельности, п.п. 6,2 5,4 4,2 2,8 3,4

Подсолнечник

Уровень рентабельности: с субсидиями 52,8 94,1 73,1 42,2 33,3

без субсидий 48,6 90,9 70,5 42,0 33,2

Разница в уровне рентабельности, п.п. 4,2 3,2 2,6 0,2 0,1

Сахарная свекла

Уровень рентабельности: с субсидиями 40,5 80,9 58,1 13,4 27,8

без субсидий 38,6 78,9 56,2 13,2 27,6

Разница в уровне рентабельности, п.п. 1,9 2,0 1,9 0,2 0,2

Картофель

Уровень рентабельности: с субсидиями 38,2 26,9 5,8 22,3 26,9

без субсидий 34,9 23,9 4,7 19,8 22,9

Разница в уровне рентабельности, п.п. 3,3 3,0 1,1 2,5 4,0

Овощи открытого грунта

Уровень рентабельности: с субсидиями 19,5 29,1 9,0 7,5 16,6

без субсидий 17,8 26,6 7,4 4,1 12,6

Разница в уровне рентабельности, п.п. 1,7 2,5 1,6 3,4 4,0

Соя

Уровень рентабельности: с субсидиями 26,1 48,8 53,5 28,3 н.д.

без субсидий 8,1 28,3 33,7 13,5 н.д.

Разница в уровне рентабельности, п.п. 18,0 20,5 19,8 14,8 н.д.

' По данным Минсельхоза России, на основании сводной отчётности о финансово-хозяйственной деятельности, крупных и средних сельскохозяйственных организаций, получающих государственную поддержку от федерального бюджета // Сельское хозяйство России, 2019. - С. 91.

Наличие огромной и одновременно слабо заселенной и обустроенной территории страны с ее низкой плотностью и разветвленно-стью дорог в сочетании с локальными зонами производства отдельных видов зерна предполагает необходимость перемещения значительных объемов их товарных потоков внутри страны и при поставке на экспорт, тем самым способствует повышению транспортной составляющей в конечной цене на зерно и продукты его переработки. При ситуации, когда разница в себестоимости и трудоемкости производства зерна между отдельными зернопро-изводящими регионами составляет 5-7 раз, сохраняющихся промежуточных перемещений зерна, которые в 1,5-2 раза приводят к увеличению объема перевозок зерна между отдельными регионами [2], транспортная составляющая в цене зерна значительно удорожает его в удаленных от рынка сбыта регионах, делает его зерно менее конкурентоспособным [7, 8].

Положение усугубляет, прежде всего, отсутствие вагонов-зерновозов грузоподъемностью 90-110 т. Если учесть, что многие ее речные и морские порты являются замерзающими, что ограничивает сроки экспорта зерна, даже вынуждая арендовать их в соседних государствах, то это обстоятельство еще дополнительно удорожает экспортируемое зерно, делая его менее конкурентоспособным на мировом рынке. Кроме того, транспортный фактор часто вынуждает увеличивать производство отдельных видов зерна в более затратных регионах и, наоборот, сокращать их посевы в менее затратных, тем самым сдерживая формирования их специализированных высокотехнологичных зон, препятствуя удешевлению зерна, повышению его качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем зерновых рынках.

Поэтому, несмотря на увеличение государственной поддержки развития зернового хозяйства, одним из основных лимитирующих факторов наращивания его экспортного потенциала по-прежнему остается ее ограниченный характер. Положение осложняется еще и тем обстоятельством, что даже при увеличении объемов производства зерна, прибыль его неустойчива, поскольку более чем у половины хозяйств, уровень рентабельности с учетом субсидий, на долю которых приходится свыше половины прибыли, не превышает 20%, что необходимо лишь для ведения простого воспроизводства. Отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители выплачивают го-

сударству в виде разного рода налогов и сборов сумму, превышающую в 1,4-1,7 раза уровень бюджетной поддержки. Это, безусловно, снижает возможности для ведения подотрасли на основе расширенного воспроизводства, перевода ее на инновационно-инвестиционную модель развития [9].

Несмотря на то, что в 2014-2018 гг. по экспорту зерна и особенно пшеницы страна вышла в мировые лидеры, однако в условиях предоставления государственной поддержки в виде продуктово-неспецифических мер, повышая их рентабельность продаж зерна на 2,86,2 процентных пунктов, ее уровень оставался незначительным. Он примерно соответствовал уровню поддержки других видов продукции растениеводства, что существенно снижало конкурентоспособность отечественного зерна, укреплению и расширению его ниши в мировой зерновой торговле. Положение усугублялось еще и тем обстоятельством, что зачастую принимаемые государством меры по отдельным направлениям поддержки зернового хозяйства носили непостоянный и разрозненный характер и не всегда отражали его реальную потребность в бюджетных средствах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В будущем укрепление и расширение позиций российского зерна в мировой зерновой торговле во многом будет определяться сложным и одновременно совокупным взаимодействием системы природных, законодательных, экономических, организационных, технико-технологических, инфраструктурных и ряда других внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно оказывающих негативное или позитивное влияние на все основные параметры экспортных поставок зерна и его отдельных видов. Ключевую роль во всех этих процессах должно играть государство, активно проводя национальную экспортную политику стимулирования и поддержки развития российского экспорта зерна, как это происходит в основных странах-экспортерах зерна и продуктов его переработки.

В условиях членства России в ВТО государство хотя и взяло на себя ограничения по объемам государственной поддержки сельского хозяйства, однако даже вместо разрешенных 9,0 млрд долл. правилами этой организации фактически выделяется 75% суммы, что соответствует самому минимальному объему, необходимому только для удержания достигнутого уровня производства продукции. До недавнего времени государство практически полностью отказалось, в отличие от многих традиционных стран-экспортеров зерна, воз-

можности предоставления в полном объеме поддержки зернового хозяйства и экспорта его продукции, что ставит российских экспортеров в далеко неравные конкурентные условия по сравнению с зарубежными. В условиях отсутствия комплексного подхода к решению проблемы наращивания экспорта зерна и продуктов его переработки им приходится конкурировать с крупными иностранными компаниями.

В рамках реализации Долгосрочной стратегии развитии зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года (далее - Долгосрочная стратегия) предложены как общие меры государственной поддержки в области растениеводства, зернового хозяйства и регулирования зернового рынка, которые способствуют наращиванию экспортных зерновых ресурсов, так и отдельные меры, касающиеся непосредственно стимулирования экспорта зерна и продуктов его переработки, хотя и они также оказывают одновременное воздействие на увеличение доходов производителей товарного зерна и валовых сборов зерновых культур в стране. Поэтому такое деление мер в определенной степени условно, но оно позволяет более четче выявить те из них, которые непосредственно связаны с продвижением экспортного зерна и продуктов его переработки на мировой зерновой рынок.

Общие меры государственной поддержки зернового хозяйства и регулирования зернового рынка, стимулируя увеличение производства зерна, способствуют росту его доходности, укреплению материально-технической базы подотрасли и инфраструктурному обеспечению внутреннего зернового рынка, одновременно создают возможности для наращивания зернового экспортного потенциала, включают [1. - С. 521-524; 2]:

предоставление льготных инвестиционных кредитов на развитие растениеводства, в том числе на поддержку обновления его материально-технической базы, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, строительство (или модернизацию) селекционно-семеноводческих центров годовой мощностью до 30 тыс. семян, предприятий муко-мольно-крупяной, хлебопекарной, кондитерской, крахмалопаточной промышленности, комплексов по подготовке семян, комбикормовых предприятий и цехов, строительство и реконструкцию мощностей для подработки, хранения и перевалки зерна, из них элеваторов, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, и участ-

вующих в формировании системы маршрутных отправок зерна в направлении экспортных портов или крупных предприятий переработки зерна;

выделение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, выданным в кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на цели развития растениеводства, первичную переработку его продукции, а также на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования;

предоставление субсидий на возмещение части авансовых платежей по договору лизинга на приобретение техники или оборудования и затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники, а также затрат ее производителям на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, а также на культуртехниче-ские мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, на агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия, оформление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в собственность используемых ими земельных участков;

предоставление льготных краткосрочных кредитов для приобретения семян, удобрений, регуляторов роста, уплаты страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур, переработки продукции растениеводства, включая закупку зерна для муко-мольно-крупяной, хлебопекарной, крахмало-паточной и масложировой отраслей промышленности, комбикормовых предприятий и цехов;

государственное регулирование внутреннего зернового рынка для снижения его вола-тильности и достижения баланса экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков зерна, за счет проведения государственных закупочных и товарных интервенций и других мер государственного воздействия, включая создание резерва и запасов зерна на уровне 2,0-2,5%

объема его внутреннего потребления, а также мониторинг запасов зерна на внутреннем рынке;

совершенствование механизма проведения государственных интервенций по таким направлениям, как: повышение оперативности регулирования внутреннего зернового рынка, снижение его волатильности посредством регулирования объемов запасов зерна, доступных для внутреннего использования, расширения экспортных поставок зерна; применение минимальных гарантированных цен на основные виды зерна и обновление зерна федерального интервенционного фонда;

развитие биржевой торговли зерном и продуктами его переработки, включая увеличение оборота фьючерсных контрактов, а также разработку стандартных договоров для формирования единых подходов к взаимоотношениям покупателя с продавцом, которые будут способствовать повышению «прозрачности» сделок с зерном и продуктами его переработки;

расширение страхования посевов зерновых культур, в том числе путем совершенствования механизмов сельскохозяйственного страхования;

реализация комплексной программы по борьбе с основными вредителями, болезнями, распространенными карантинными объектами зерновых культур, включая принятие соответствующих межгосударственных соглашений;

информационно-аналитическое обеспечение производства, обмена, распределения и потребления зерна и продуктов его переработки, включая оперативный сбор объективной информации о их движении, качественных характеристиках реализуемого зерна с целью повышения его прослеживаемости от поля до конечного потребителя и «прозрачности» рынка.

К основным мерам, непосредственно связанным со стимулированием развития российского экспорта зерна и продуктов его переработки, следует отнести:

установление льготных тарифов на перевозку зерновых грузов из регионов с высоким избытком зерна для повышения доходности его производителей за счет устранения возможного снижения цены ниже уровня рентабельности путем установления уровня минимальных закупочных цен на перевозимые зерновые грузы в рамках льготного тарифа, а также осуществление мер государственной поддержки в виде возмещения части затрат на их транспортировку до точек консолидации в

направлении отдельных регионов с высоким спросом на зерно и продукты их переработки;

таможенно-тарифное (возможно и нетарифное) регулирование, позволяющее оперативно сглаживать внутренние и внешние дисбалансы производства и потребления зерна и продуктов его переработки, включая меры по ограничению их экспорта, которые возможны только при возникновении угрозы национальной продовольственной безопасности;

увеличение удельного веса в экспорте зерна, приобретенного экспортерами на биржевых торгах напрямую у сельскохозяйственных товаропроизводителей с «прозрачным» ценообразованием и гарантиями его поставки, в том числе и логистическими, включая развитие инфраструктуры складов общего пользования и применения складских свидетельств на зерно для повышения безопасности его хранения, «прозрачности» зернооборота, в том числе биржевого;

реализацию экспортных биржевых контрактов через основные морские порты страны с участием ее портовой инфраструктуры на условиях FOB, что будет способствовать привлечению новых потенциальных импортеров российского зерна, расширению географии его сбыта и увеличению экспорта;

расширение возможностей поставок на экспорт отдельных видов зерна и продуктов их переработки за счет их активного продвижения на внешних рынках, используя комплекс мер государственной поддержки в соответствии с федеральным проектом «Экспорт продукции агропромышленного комплекса», предусматривающим:

развитие института атташе по сельскому хозяйству российских торговых представительств и активизацию деятельности в традиционных и перспективных странах-импортерах российского зерна и продуктов его переработки;

проведение маркетинговых исследований по изучению потенциальных рынков сбыта российского зерна и продуктов его переработки на мировом рынке;

содействие российским сельскохозяйственным товаропроизводителям и экспортерам в участии международных зерновых конференций и выставок с целью продвижения экспорта российского зерна и продуктов его переработки;

снижение барьеров для хозяйствующих субъектов зернового рынка, включая оформление экспортных валютных сделок и проведение государственного контроля безопасно-

сти и качества, а также административных барьеров в части ускорения таможенных процедур;

заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере торговли зерном и продуктами его переработки, позволяющих снизить разного рода существующие барьеры;

совершенствование нормативной документации по правилам хранения, перевозки и упаковки зерна и продуктов его переработки с учетом технических и технологических требований и их изменений;

проведение в местах возделывания зерновых культур мониторинга вредных организмов, имеющих карантинное значение для стран-потребителей российского зерна, и реализации комплексных защитных мероприятий

по борьбе с ними, а также совершенствование отечественных фитосанитарных требований к безопасности и качеству зерна и продуктов его переработки с учетом требований стран-потребителей российского зерна.

Вывод. Долгосрочная стратегия определяет основные параметры развития зернового комплекса. Однако она не охватывает все направления и не решает накопившиеся многочисленные его проблемы в силу специфики самого документа. Поэтому необходимо разработать долгосрочную программу развития зернового комплекса страны, что стало бы не только логическим продолжением Долгосрочной стратегии, но и было бы вполне справедливо и по отношению к самому зерну как стратегическому продукту страны.

Список использованных источников

1. Алтухов А.И. Парадигма продовольственной безопасности России: монография. - М.: Фонд «Кадровый резерв», 2019. - С. 361. - С. 521-524.

2. Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации на 2035 года // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. № 1796-р.

3. Сельское хозяйство России. - М., 2019. - С. 91.

4. Алтухов А.И. Экспорт российского зерна: проблемы и пути их решения // В сб.: XXII Международная научно-практическая конференция Никоновские чтения "Экспортный потенциал АПК России: состояние и перспективы", 23-25 октября 2017. - М., 2017. - 443 с.

5. Экспорт продукции АПК России: тенденции и развитие: монография / А.И. Алтухов, И.Г. Ушачев, В.И. Нечаев, А.Ф. Серков и др. - М.: Общество с ограниченной ответственностью "Сам Полиграфист", 2020. - 256 с.

6. Алтухов А.И. Достижение продовольственной независимости страны на основе новой государственной аграрной политики // Региональный вестник. - 2016. - № 2 (3). - С. 2-5.

7. Золотарева Е.Л., Золотарев А.А. Современные подходы к сущности и оценке конкурентоспособности региона // Региональный вестник. - 2018. - № 5 (14). - С. 34-35.

8. Святова О.В., Новосельцева О.Н. Продовольственная безопасность в условиях экономических санкций // Региональный вестник. - 2019. - № 17 (32). - С. 45-47.

9. Зюкин Д.А. Стратегическое управление природно-экономическим потенциалом зернопродуктового подкомплекса: цели и задачи // Региональный вестник. - 2017. - № 1 (6). - С. 43-45.

List of sources used

1. Altukhov A.I. Russia's Food Security Paradigm: Monograph. - M.: Fund "Personnel Reserve", 2019. - P. 361. -S. 521-524.

2. The long-term development strategy of the grain complex of the Russian Federation for 2035 // Approved by order of the Government of the Russian Federation of August 10, 2019 No. 1796-r.

3. Agriculture of Russia. - M., 2019. - S. 91.

4. Altukhov A.I. Export of Russian grain: problems and solutions // Sat: XXII International Scientific and Practical Conference Nikon Readings "Export Potential of the Russian Agricultural Complex: State and Prospects", October 23-25, 2017. - M., 2017. - 443 with.

5. Export of agricultural products of Russia: trends and development: monograph / A.I. Altukhov, I.G. Ushachev, V.I. Nechaev, A.F. Serkov et al. - M .: Limited Liability Company "Sam Polygraphist", 2020. - 256 p.

6. Altukhov A.I. Achieving the country's food independence on the basis of the new state agrarian policy // Regional Bulletin. - 2016. - No. 2 (3). - S. 2-5.

7. Zolotareva E.L., Zolotarev A.A. Modern approaches to the essence and assessment of the competitiveness of a region // Regional Bulletin. - 2018. - No. 5 (14). - S. 34-35.

8. Svyatova O.V., Novoseltseva O.N. Food Security in the Context of Economic Sanctions // Regional Bulletin. -2019. - No. 17 (32). - S. 45-47.

9. Zyukin D.A. Strategic management of the natural and economic potential of the grain product subcomplex: goals and objectives // Regional Bulletin. - 2017. - No. 1 (6). - S. 43-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.