Т.В. Сидоренко
РОССИЙСКИЙ БИзНЕС НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ:
зарубежная экспансия
В статье проанализированы основные причины зарубежной экспансии российских компаний в начале XXI в., а также динамика, географическая и отраслевая структуры российских прямых инвестиций в зарубежных странах. Особое внимание уделяется рассмотрению места крупнейших российских компаний среди ведущих ТНК развивающихся государств и стран с переходной экономикой, а также трудности выхода на рынки других стран.
Ключевые слова: российский бизнес, транснационализация бизнеса, зарубежная экспансия, индекс транснационализации, прямые иностранные инвестиции, трансграничные слияния и поглощения.
Российский бизнес начал осваивать мировое экономическое пространство и участвовать в глобальном инвестиционном процессе в качестве его субъекта значительно позже, чем другие динамично развивающиеся страны, такие как Гонконг, Китай, Сингапур, Южная Корея, Индия, Мексика, Бразилия и некоторые другие. Исторически запоздалый выход российских компаний на международный рынок прямых инвестиций объясняется следующими основными причинами. Во-первых, в эпоху существования СССР участие советских предприятий в глобальном инвестиционном процессе было невозможно по политическим соображениям. Во-вторых, в 90-е годы прошлого столетия после распада Советского Союза российские компании не были готовы к зарубежному инвестированию, так как в условиях общего системного кризиса в стране не располагали необходимыми финансовыми средствами для реализации инвестиционных проектов за рубежом.
© Сидоренко Т.В., 2013
Активизация зарубежного инвестирования российскими компаниями наблюдается с начала XXI в., когда, с одной стороны, сформировались российские транснациональные компании как основной субъект осуществления прямых инвестиций за рубежом, а с другой - возникли необходимые экономические предпосылки транснационализации российского бизнеса. Общей предпосылкой транснационализации российских компаний стала проводимая государством политика открытости национальной экономики, которая создала необходимые экономические условия для экспансии российских компаний в страны СНГ, а затем и дальнее зарубежье. Важной предпосылкой транснационализации российских компаний стало восстановление отдельных цепочек кооперированных поставок в рамках СНГ с целью использования избыточных производственных мощностей и формирования новых рынков сбыта.
Среди основных причин и мотивов зарубежной экспансии российского бизнеса можно выделить следующие.
Во-первых, это устойчивый экономический рост российской экономики, наблюдавшийся с 2000 г. вплоть до мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., определяющими факторами которого стали девальвация рубля вследствие кризиса 1998 г. и благоприятная экономическая конъюнктура мирового рынка энергоносителей. В этих условиях у российского бизнеса появляются свободные финансовые ресурсы, которые используются для приобретения производственных активов в других странах. Это относится прежде всего к компаниям топливно-энергетического сектора и металлургической промышленности.
Во-вторых, это узость внутреннего рынка для крупных российских компаний, высокая капиталоемкость его освоения, а также усиливающаяся конкуренция со стороны иностранных компаний, заставляющая искать новые возможности развития на рынках третьих стран.
В-третьих, осуществляя инвестиции в других странах, российские компании стремятся получить выход на новые рынки сбыта конечной продукции и благодаря этому получить дополнительные экономические выгоды. Для этого они достраивают производственные цепочки от России до конечного потребителя за рубежом, приобретая в других странах заводы по переработке ресурсов и предприятия, осуществляющие торговлю в розницу. Ярким примером компании, которая руководствуется данным мотивом при реализации своей стратегии зарубежной экспансии, является НК «ЛУКОЙЛ».
В-четвертых, доступ к природным ресурсам других стран мира, прежде всего к дефицитным видам сырья. Так, компания «Русал», стремясь укрепить свою сырьевую базу и обеспечить на перспективу имеющиеся в ограниченном количестве на территории нашей страны бокситовые месторождения, методично покупает глиноземные предприятия, имеющие в своих активах месторождения бокситов. В результате по состоянию на начало 2012 г. компания «РУСАЛ» ведет добычу бокситов в Гвинее, ямайке и Гайане, владеет глиноземными заводами в Австралии, Гвинее, ямайке, Италии, Ирландии и Украине, а также имеет предприятия по производству алюминия в Швеции, Украине и Нигерии. Что касается крупных нефтегазовых компаний, которым критически важно обеспечивать постоянную восполняемость запасов углеводородного сырья, то для них международная диверсификация ресурсной базы также является жизненной необходимостью.
В-пятых, торговые барьеры, препятствующие доступу российской готовой продукции на рынки ряда зарубежных стран, вынуждают российские компании к расширению инвестирования в экономику зарубежных стран. Речь идет прежде всего о введенных в странах Европейского союза и США антидемпинговых пошлин и квот на ввоз российского проката. Для того чтобы обойти указанные нетарифные ограничения, российские компании приобретают производственные активы в этих странах и таким образом продвигают отечественную сталелитейную продукцию на рынки этих стран. Такого рода стратегия характерна для таких компаний, как «Северсталь», «Евраз», «Мечел», Трубная металлургическая компания (ТМК).
В-шестых, это увеличение доли на глобальном рынке. В условиях глобализирующейся экономики каждая компания должна стремиться работать не только на национальном рынке, но и выходить на зарубежные рынки.
В-седьмых, оптимизация затрат путем размещения производства (центров затрат) в странах с низкой стоимостью трудовых ресурсов и сырья и параллельного размещения центров прибыли (центров реализации) в странах с низким уровнем налогообложения. Подобная политика позволяет компании получить возможность использования конкурентных преимуществ не одной, а сразу нескольких стран, что объективно повышает ее устойчивость и конкурентоспособность на глобальном рынке. Наглядным примером такого рода стратегии является перенос производства в страны СНГ, в которых оплата труда ниже, чем в России. Благодаря этому российские компании добиваются снижения произ-
водственных издержек, что делает их продукцию более конкурентоспособной.
Необходимо отметить, что в настоящее время инвестирование за рубежом как средство доступа к техническим инновациям, а также передовым технологиям маркетинга и управления пока не является приоритетным. Это обстоятельство можно объяснить тем, что среди российских компаний, осуществляющих экспорт прямых инвестиций за рубеж, преобладают компании, занятые в добыче природных ресурсов и металлургии. Они, как правило, обладают собственной достаточной технологической базой и квалифицированными специалистами, что во многом является наследством, которое они получили после распада СССР. Однако можно предположить, что по мере того, как в процесс инвестирования за рубежом будут подключаться компании, функционирующие в телекоммуникационной отрасли, в машиностроении и других отраслях, использующих новейшие технологии, значимость данного мотива зарубежной экспансии будет возрастать.
Принимая во внимание запоздалое включение российских компаний в глобальный инвестиционный процесс, для них характерен стремительный рост прямых инвестиций в другие страны, что ведет к увеличению доли России в вывозе ПИИ. Так, согласно данным докладов о мировых инвестициях, ежегодно публикуемых ЮНКТАД, в период с 2000 по 2011 г. экспорт ПИИ из России вырос в 21,2 раза, в то время как вывоз прямых инвестиций из развивающихся стран увеличился в 2,8 раза. При этом за период с 2000 по 2011 г. доля российских компаний в мировом экспорте ПИИ возросла с 0,26 до 4,0 %. В результате в 2011 г. Россия заняла 2-е место среди развивающихся стран и государств с переходной экономикой по экспорту ПИИ, опередив такие страны, как Китай, Сингапур, Южная Корея, Индия, Мексика и многие другие. Что касается позиций нашей страны в мировом экспорте ПИИ, то в 2011 г. она заняла в нем 7-е место1.
Такой важный показатель инвестиционной активности за рубежом, как объем накопленных российскими компаниями в других странах ПИИ, увеличился с 20 млрд долл. в 2000 г. до 362 101 млрд долл. в 2011 г., т. е. в 18 раз. Что касается доли России в мировых накопленных прямых инвестициях за рубежом, то она возросла с 0,25 до 1,7 % в рассматриваемый период. Это позволило нашей стране в 2011 г. занять 3-е место среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой по данному показателю. О возрастании инвестиционной активности российских компаний за рубежом свидетельствует также такой показатель, как доля на-
копленных за рубежом ПИИ в ВВП. Так, если в 1997 г. значение данного показателя составляло 1,9 % , то в 2009 г. он достиг 25,1 %, но в 2011 г. снизился до 19,7 % ВВП2. Приведенные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что после кризиса 1998 г. российские компании совершили прорыв на рынок прямых инвестиций, став в ряд достаточно значимых его субъектов.
Что касается географической структуры экспорта прямых инвестиций, осуществляемых российскими компаниями, то о ней можно судить по распределению зарубежных активов российских компаний за рубежом. Так, по состоянию на 2009 г. приоритетным регионом для российских компаний была Западная и Восточная Европа, на которую приходилось 46 % зарубежных активов российского бизнеса. На втором месте находились страны СНГ, доля которых составляла 22 %. На третьем месте были США с долей в 19 %. В африканских странах было сконцентрировано 8 % зарубежных активов российских компаний, в Азии - 4, в Австралии - 1 %3.
Можно предположить, что в кратко- и среднесрочной перспективе страны СНГ и Европы останутся главными направлениями зарубежной экспансии российского бизнеса. Страны СНГ сохранят свое значение в качестве плацдарма для укрепления производственной и ресурсной базы российских компаний. Что касается европейских стран, то они обеспечат доступ к новым потребителям и технологиям. Важно отметить, что страны СНГ были первоначальной сферой приложения капитала российских компаний. Их выход на рынки стран этого региона не был связан с бегством капитала. Это объясняется тем, что инвестиционный климат в этих странах во многом схож с инвестиционным климатом в нашей стране. Результатом активного проникновения российского бизнеса в регион явилось то, что, по некоторым оценкам, на долю российских компаний приходится около трети всех прямых инвестиций в СНГ, хотя их распределение по странам весьма неравномерно. Российские компании имеют наиболее устойчивые позиции в нефтегазовой, металлургической, коксохимической промышленности, энергетике стран Содружества, они непосредственно участвовали в формировании в регионе сети мобильной связи.
Весьма привлекательным с точки зрения сбыта продукции и доступа к передовым технологиям является североамериканский рынок. Однако вход на него является одним из самых сложных и дорогостоящих в мире.
Экспансия российского капитала в страны Азии, Африки и Латинской Америки заметно уступает как по объему, так и по отраслевым направлениям инвестиционной активности по сравнению
со странами Европы и СНГ. Российские корпорации начали свое проникновение на рынки развивающихся стран только в середине первого десятилетия XXI в. Учитывая богатые природные ресурсы, которыми располагают эти страны, а также экономический потенциал некоторых из них, можно предположить, что со временем развивающиеся страны могут стать важным направлением глобальной экспансии российского капитала. Однако необходимо иметь в виду то, что в этих странах российские компании столкнутся с жесткой конкуренцией компаний из Китая и Индии, которые очень активно проникают на рынки этих стран. Кроме того, ТНК из развитых стран будут бороться за свое доминирование в экономике развивающихся стран.
Важно обратить внимание на то, что географическое распределение зарубежных активов нефтяных и металлургических компаний весьма различно, что связано с разными целями, которые преследовали эти компании, осуществляя инвестиционную экспансию в другие страны мира. По состоянию на 2009 г. 68 % зарубежных активов нефтяных компаний было сосредоточено в Западной Европе, 22 % - в Восточной Европе и Центральной Азии и только 6 % - в США. Что касается металлургических компаний, то приоритетным направлением для них являются США, где сконцентрировано 52 % их зарубежных активов. Далее следует западная Европа (28 %), Восточная Европа и Центральная Азия (13 %) и Африка южнее Сахары (7 %)4.
Что касается отраслевого распределения зарубежных активов российских компаний, то по состоянию на 2009 г. 45,8 % принадлежало компаниям ТЭК, 29,7 % - металлургическим предприятиям, 6,2 % - компаниям, занимающимся добычей и производством цветных металлов, 5,1 % - транспортным компаниям, 6,8 % - компаниям «Ренова» и «Система» и 6,4 % - другим компаниям5. Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что инвестиционную экспансию за рубежом осуществляют в основном компании ТЭК и металлургии. Однако важно подчеркнуть, что по мере роста мощи компаний, накопления необходимых для зарубежной экспансии ресурсов и их укрепления на национальном рынке во все возрастающем количестве в глобальном инвестиционном процессе будут участвовать не только крупные, но и средние российские компании, в том числе компании, функционирующие в обрабатывающих отраслях промышленности, а также в сфере услуг.
Транснационализации бизнеса сферы услуг в России способствовало несколько основных факторов. Во-первых, слабое развитие в советское время сферы услуг стало основой для стремитель-
ного развития этого сектора экономики начиная с 1990-х годов. Во-вторых, руководство созданных в этой сфере с нуля компаний проводило агрессивную и грамотную политику по развитию бизнеса как внутри страны, так и за рубежом. В-третьих, устремившись в соседние страны, эти компании использовали такие конкурентные преимущества в работе на этих рынках перед партнерами из развитых стран, как умение вести дело в условиях трансформирующейся экономики, наличие деловых контактов, унаследованных с советских времен, а также отсутствие языковых барьеров.
АФК «Система», крупнейшая в России и СНГ публичная диверсифицированная корпорация, среди своих основных активов имеет телекоммуникационную компанию ОАО «Мобильные ТелеСистемы», которая является крупнейшим оператором сотовой и фиксированной связи в России и странах СНГ, в том числе в Украине, Беларуси, Узбекистане, Армении и Туркменистане. Согласно годовому отчету, в 2010 г. компания увеличила свою долю по абонентам на мобильном рынке Украины с 31,8 до 33,7 % и в декабре 2010 г. лидировала по количеству абонентов в Армении, Белоруссии, Туркменистане и Узбекистане. 21 декабря 2010 г. ОАО МТС приостановило свою деятельность в Туркменистане на основании полученного от Министерства связи Туркменистана уведомления о прекращении действия лицензий на предоставление услуг связи.
В 2007 г. АФК «Система» создала совместное с индийской Shyam Group предприятие Sistema Shyam TeleServices Ltd. (SSTL), что позволило ей начать деятельность на одном из наиболее перспективных рынков современности. По данным годового отчета, в 2010 г. общая абонентская база SSTL выросла практически в 3 раза, с 3,1 млн до 8,5 млн человек, а доля рынка мобильной связи Индии превысила 1,1 %. Число клиентов мобильной передачи данных компании выросло с 7 тыс. до 430 тыс., доля SSTL на рынке мобильной передачи данных достигла 15 %, в сегменте услуг передачи данных по предоплате заняты лидерские позиции с долей рынка около 60 %6. Среди целей стратегии компании на рынке Индии выделяются создание паниндийской сети сотовой связи стандарта CDMA 800 МГц и развитие услуг высокоскоростной мобильной передачи данных и голосовых услуг мобильной связи, что позволит обеспечить своих абонентов новейшими телекоммуникационными решениями.
Присутствие российских банков за рубежом в настоящее время крайне ограниченно. В основном они открывают свои представительства в других странах. Это объясняется прежде всего тем,
что банки нашей страны значительно отстают в своем развитии от банков развитых стран и поэтому не могут конкурировать с банками Запада по многим параметрам. В наибольшей степени среди банков нашей страны в зарубежной экспансии преуспел банк ВТБ. По состоянию на конец сентября 2011 г. банк осуществлял свою деятельность за рубежом через 15 дочерних банков, расположенных в странах СНГ (Армения, Украина, Беларусь, Казахстан и Азербайджан), в Европе (Австрия, Кипр, Германия, Франция, Великобритания и Сербия), в Грузии, в Африке (Ангола). Банк имеет два представительства, расположенных в Италии и Китае, два филиала в Китае и Индии, три филиала «ВТБ Капитал» в Сингапуре, Дубае и Гонконге7.
Что касается банка «Сбербанк», то он только недавно начал активно продвигать свой бизнес в другие страны мира. По данным банка, его дочерние банки работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со стратегией развития Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае, и к 2014 г. планирует увеличить до 5 % долю чистой прибыли, полученной за пределами страны8.
Некоторые другие российские банки, такие как «УралСиб», «Газпромбанк», «Петрокоммерц» и другие, также проявляют интерес к деятельности в других странах и, прежде всего, в СНГ. Это связано с необходимостью налаживания банковского обслуживания корпоративных клиентов в странах СНГ.
Стратегия проникновения российских компаний в экономику зарубежных стран реализуется в основном через трансграничные слияния и поглощения. При этом российские компании поглощают в основном предприятия, занятые теми же видами деятельности. Российский бизнес выбрал путь интернационализации по преимуществу профильных направлений своей деятельности в противовес их диверсификации. Поэтому большая часть трансграничных операций была связана с приобретением предприятий, занятых теми же видами деятельности, что и компании-покупатели.
Большая часть ПИИ из нашей страны осуществляется несколькими ведущими корпорациями, получающими высокие экспорт -ные доходы, которые и играют ключевую роль в финансировании роста их инвестиционной активности за рубежом. Это прежде всего компании ТЭК и металлургии. С этим связана другая особенность зарубежной экспансии российского бизнеса, которая заключается в том, что она носит в целом сырьевой характер.
Интересно заметить, что в 2010 г. сделка по приобретению российской компанией «ВымпелКом» украинской «КиевСтар» заняла 13-е место в списке крупнейших слияний и поглощений, осуществленных в мире. Первое место заняла сделка размером 18,8 млрд долл. по покупке американской компанией Kraft Foods Inc. компании Cadbury PLC, расположенной в Великобритании. Среди 43 крупнейших сделок по слиянию и поглощению, реализованных в 2010 г., только 8 пришлось на развивающиеся страны и Россию. При этом по две сделки осуществили китайские и индийские компании, а также компании из Гонконга; одна сделка была осуществлена компанией из Бразилии9.
Согласно данным ЮНКТАД, в 2011 г. ни одна российская компания не попала в рейтинг 100 крупнейших нефинансовых ТНК мира. Однако десять ТНК из России присутствуют в рейтинге 100 крупнейших нефинансовых ТНК из развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Это - «ЛУКОЙЛ», «Северсталь», «Евраз», АФК «Система», «Мечел», ОК «РУСАЛ», «Норильский никель», «Мобильные ТелеСистемы» и «TMK» и ОАО «ВымпелКом». При этом компания «ЛУКОЙЛ» в данном списке заняла 9-е место по величине зарубежных активов, в то время как по индексу транснационализации она находилась на 63-м месте10.
Выходя на внешние рынки, российские компании сталкиваются с рядом трудностей, а именно:
- негативный имидж, который российские компании имеют за рубежом;
- усиление «инвестиционного протекционизма» со стороны развитых государств в последние годы;
- экспансию российского бизнеса на внешние рынки сдерживает и тот факт, что отечественные компании являются относительно небольшими по международным меркам и не имеют пока необходимого опыта работы в области международного бизнеса, не всегда могут выстроить грамотную и взвешенную бизнес-стратегию;
- отсутствие целостной концепции государственной поддержки зарубежной экспансии отечественного бизнеса и в связи с этим и должной политической, дипломатической и финансово-экономической поддержки со стороны государства.
Среди основных принципов внешнеэкономической политики нашей страны, перечисленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
(до 2020 г.), называется такой, как «активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав»11. Это свидетельствует об осознании на государственном уровне необходимости поддержки процесса интернационализации российского бизнеса и проведения соответствующей политики. Стержнем такой политики должно стать взаимодействие бизнеса и государства в целях продвижения российских экономических интересов за рубежом.
Активная экспансия российского бизнеса за рубеж способствует укреплению геополитического положения нашей страны, улучшению ее имиджа на международной арене, стимулирует развитие конкуренции на российском рынке, ведет к совершенствованию менеджмента российских компаний, повышению их прозрачности и, в конечном счете, должна внести свой вклад в модернизацию отечественной экономики.
Примечания
1 World Investment Report. Annex Tables [Электронный ресурс] // United Nations Conference on Trade and Development. URL: http://unctad.org/en/Pages/ DIAE/World%20Investment%20Report/Annex-Tables.aspx (дата обращения: 15.10.2012).
2 Ibid.
3 Investment from Russia stabilizes after the global crisis [Электронный ресурс] // Vale Columbia Center on Sustainable International Investment (VCC). URL: http://www.vcc.columbia.edu/files/vale/documents/EMGP-Russia-Report-2011a-Final_for_publication-21_Jun_11.pdf. P. 24. (дата обращения: 17.04.2012).
4 Ibid. P. 25.
5 Ibid. P. 22.
Годовой отчет Открытого акционерного общества Акционерная финансовая корпорация «Система» за 2010 год [Электронный ресурс] // Система. URL: http://www.sistema.ru/media/6942/Годовой отчет 2010.pdf. C. 26, 36 (дата обращения: 29.04.2012).
ВТБ [Электронный ресурс]. URL: http://www.vtb.ru/we/today/structure/ (дата обращения: 10.04.2012).
Банк сегодня [Электронный ресурс] // Сбербанк России. URL: http://www.sbrf. ru/moscow/ru/about/today/ (дата обращения: 20.04.2012).
6
9 World Investment Report 2011. Non-Equity Modes of International Production and Development [Электронный ресурс] // United Nations Conference on Trade and Development. URL: http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2011-Full-en.pdf. P. 205 (дата обращения: 15.04.2012).
10 World Investment Report. Annex Tables.
11 Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru/ Docs/2011/2011d153-doklad.pdf (дата обращения: 23.04.2012).