Научная статья на тему 'Российский АПК в призме Всемирной торговой организации'

Российский АПК в призме Всемирной торговой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
32
Поделиться
Ключевые слова
ВТО / ТВЕРЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макунина И.В., Миронцева А.В.

В статье на фоне вступления России в ВТО рассматриваются проблемы села и пути их решения на примере Тверской области.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макунина И.В., Миронцева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Российский АПК в призме Всемирной торговой организации»

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 314:312

российский апк в призме всемирной торговой организации

и. в. макунина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета

E-mail: makunina_iv@list ru тверской государственный университет

а. в. миронцева,

преподаватель бухгалтерского учета

E-mail: miralav@yandex. ru тверской колледж им. А. Н. Коняева

В статье на фоне вступления России в ВТО рассматриваются проблемы села и пути их решения на примере Тверской области.

Ключевые слова: ВТО, Тверь, сельское хозяйство.

Россия вступает во Всемирную торговую организацию (World Trade Organization - WTO). В СМИ продолжается острая полемика на эту тему. Большая часть авторов уделяют основное внимание положительным моментам для российской экономики, которые связаны с данным шагом:

- развитие малого и среднего бизнеса;

- увеличение экономического роста до 3 % ВВП на душу населения;

- улучшение уровня благосостояния населения страны за счет снижения цен на недвижимость, ряд товаров (за счет более низких цен на импорт).

Прогноз для малого и среднего предпринимательства таков:

- в 2020 г. не менее 50 % ВВП должно формироваться за счет предприятий данной категории;

- свыше 60 % населения будет занято в этом секторе;

- доля инновационных предприятий данной категории достигнет около 10 % от их общего числа по стране [1].

Однако следует рассмотреть и обратную сторону этого важного для России шага. Общеизвестно, что большую часть доходов граждане тратят на приобретение продуктов питания. По данным за 2011 г., в Тверской области в среднем на члена домашнего хозяйства потребительские расходы составляли примерно 10 000 руб. в мес. Из них 4 000 руб. - на продукты питания.

известно также, что значительную часть потребительского рынка занимают товары, ввезенные из-за границы: на долю импортных товаров в продуктовых магазинах приходится 10-20 %, в гипер-маркетах доля импортных товаров может доходить до 40 % [2]. Следовательно, зависимость нашей экономики от зарубежной продукции в настоящее время возрастает. В задачу государства входит снижение порога поступления импортного продовольствия для усиления конкурентоспособности российского продовольственного сектора.

В доктрине продовольственной безопасности даны пороговые значения показателя удельного веса отечественной сельскохозяйственной и продоволь-

ственной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, показывающие, с какого момента прекращается импортная «зависимость»:

- по зерну и картофелю - не менее 95 %;

- по сахару и растительному маслу - не менее 80 %;

- по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) - не менее 85 %;

- по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) - не менее 90 %;

- по рыбе и рыбопродуктам - не менее 80 %.

Министерство сельского хозяйства РФ оперирует следующими данными:

- по растительному маслу - 86 %;

- по свинине и птице - 65 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по рыбе - 63 %;

- по говядине - 60 %;

- по сахару - 60 %;

- по овощам - 60 %;

- по фруктам - 40 [3].

Вступление во Всемирную торговую организацию обязывает Россию сократить объемы субсидирования в сельское хозяйство с 9 млрд долл. в 2012-2013 гг. до 4,4 млрд долл. в 2018 г. и до 4 млрд руб. с 2020 г. С учетом того, что не все российские сельскохозяйственные предприятия «устойчиво стоят на ногах», многие из них в результате могут стать убыточными из-за низкой рентабельности.

В зоне риска в связи со снижением таможенных пошлин находится ряд товаров, производимых АПК:

- мясо и мясопродукты;

- сыры;

- сухое молоко,

- сахар и др.

Объем квот на ввоз свинины сократился с 500 000 т до 430 000 т (на 70 тыс. т). Но при этом внутриквотную пошлину обнулили (была 15 %). По словам руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации С. Юшина, вступление в ВТО «... приведет к снижению доходов в свиноводстве у наиболее эффективных предприятий как минимум вдвое (с 30 руб. до 15 руб. на кг)». Пошлина на молоко снизится с 25 до 15 %, на сыры - с 15-25 до 12-15 % [4].

Повышенная конкуренция на рынке продовольствия для российских предприятий сельского хозяйства неизбежна. Поэтому необходимо принять срочные меры для устранения негативных последствий вступления в ВТО. Минсельхоз России заявил,

что следует субсидировать сельское хозяйство на дополнительные 96 млрд руб. в год. Российским свиноводам необходимо выделять 20 млрд руб., производителям говядины - 17 млрд руб. в год. До 2020 г. должен действовать нулевой налог на прибыль сельхозпроизводителей и льготный НДС на ввоз племенного скота. Однако реальность такова, что государственная поддержка российского АПК составляет 1,2 % от бюджета. Для сравнения: в США - это 24 %, в ЕС - 33 %, в Беларуси - 21 % [5]. Ставки по кредитам для сельхозпредприятий за рубежом составляют не более 5 %. У нас же они выше 10 %.

Для того чтобы российский АПК выпускал конкурентоспособную продукцию, не следует забывать и о его насущных проблемах:

- замена техники (парк АПК изношен на 70 %);

- нехватка квалифицированных кадров.

Снижение качества жизнедеятельности сельского населения в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли предопределили отток трудоспособного населения в более крупные поселки и города. Последствия такого процесса не заставили себя ждать: началось ухудшение демографической ситуации на селе.

В Тверской области численность жителей села уменьшается в течение длительного времени (процесс идет с 1990-х гг., когда уровни смертности и рождаемости сравнялись).

По мнению авторов, раскрыть сложившуюся обстановку в аграрном секторе страны можно на примере Тверской области.

Местоположение Тверской области (между Москвой и Санкт-Петербургом) заранее предопределяет более интенсивный отток населения в города преимущественно молодых жителей области: активных, квалифицированных и перспективных. По данным статистики, за 2011 г. в Тверской области на предприятия сельского хозяйства устроились 3,4 тыс. чел., а уволились 4,6 тыс. чел. Следствием такого положения является неуклонный рост доли старших возрастов и сокращение доли младших на селе, т. е. наблюдается старение населения.

По прогнозам Российской академии наук, к 2016 г. пожилые люди старше 60 лет будут составлять уже 20 % от общего числа россиян, а дети до 15 лет - всего 17 %.

Продолжительность жизни в 2011 г. составляла 69 лет (продолжительность жизни женщин - 74 г.).

В 2012 г. продолжительность жизни для обоих полов превысила 70 лет. Согласно прогнозу Росста-та, к 2020 г. ожидаемая средняя продолжительность жизни в России составит 71,8 г., в том числе у женщин - 77,3 г., у мужчин - 66,2 г. Такая ситуация в стране способна обернуться катастрофой, поскольку в 2016 г. на одного работающего будет приходиться один иждивенец. В итоге сложившаяся возрастная структура населения как в России, так и в Тверской области являет собой картину скорее депопуляции населения, нежели демографического роста.

Неблагоприятная демографическая ситуация, характерная для сельского населения области, объясняется ухудшением материального положения сельских жителей. Это во многом зависело от закрытия убыточных сельхозпредприятий. После событий 1990-х гг., когда хозяйствующие субъекты получили полную самостоятельность, а земля и имущество были переданы фермерам в пользование, произошло резкое сокращение объемов производства продукции, снижение поголовья скота, уменьшение засева полей в сельском хозяйстве. Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели, потеряв государственную поддержку, постепенно разорились. В Тверском регионе в 1996-2011 гг. число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей сократилось почти на 15 % (см. таблицу).

В результате снижения количества действующих сельскохозяйственных предприятий и хозяйств в области произошел резкий спад поголовья скота (рис. 1). Согласно имеющимся данным на 2011 г. в Тверской области 171,7 тыс. голов крупного рогатого скота, тогда как в послевоенные годы (1946 г.) было 735,7 тыс. голов КРС.

Соответственно неизбежным оказалось снижение мясозаготовок и молока.

кроме заготовления мясной продукции Тверская область занимается возделыванием земель под посадку льна. Максимальная площадь под посевы льна в области была занята в 1962 г. -182,0 тыс. га. По данным статистики, посевные площади льна в настоящее время составляют 6,1 тыс. га

1 200 000

1000 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

800 000

600000

400 000

200 000

0

Число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (на начало года) по Тверской области в 1996-2011 гг., е. д.

Год Количество хозяйств и индивидуальных предпринимателей

1996 3 803

2001 3 594

2005 3 574

2006 3 550

2007 3 572

2008 2 971

2009 2 199

2010 2 542

2011 3 222

против 102,6 тыс. га в 1990 г. (рис. 2). Что касается производства льноволокна, то более сильный подъем приходился на 1967 г. - 66,6 тыс. т. Далее идет снижение производства:

- 1975 г. - 63,3 тыс. т;

- 1977 г. - 56,8 тыс. т.

Валовой сбор льноволокна в Тверской области также представлен динамикой снижения (рис. 3). В первую послевоенную пятилетку 1945-1950 гг., а это было непростое для страны время (голод, разруха), по области было собрано 38,3-57,0 тыс. т льноволокна. максимальный по Тверской области сбор пришелся на 1975 г. - 63,3 тыс. т. Ныне эта цифра составляет 4,4 тыс. т (снижение на 26 % от сбора в 1990 г.).

Что говорить о таком трудоемком процессе, как выращивание и сбор льна, когда обработка земель под посадку картофеля снизилась в 1990-2010 гг. на

КРС Свиньи Овцы и козы

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

Рис. 1. Поголовье скота в хозяйствах Тверской области в 1989-2009 гг., тыс. голов

КГ

120 000

100 000

80 000

60 000

40 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 000

1989 19911993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009

Рис. 2. Посевные площади льна в хозяйствах Тверской области в 1989-2009 гг., тыс. га

40 000

35 000

15 000 10 000 5 000 0

¿V о?> ¿0

«Р ^ ^ Л»

I Л (й А с # # #

Рис. 3. Валовой сбор льноволокна в хозяйствах Тверской области в 1989-2009 гг., тыс. т

66 %. Разница с послевоенным временем составляет 86 % в сторону снижения.

Упадок сельскохозяйственных предприятий и хозяйств неизбежно привел к оттоку экономически активного населения в близлежащие крупные города, где у работника было больше возможностей подыскать для себя более достойный заработок.

Прогрессирует сокращение численности трудоспособного сельского населения, что усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе. Среднегодовая численность занятых в таком виде экономической деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство неуклонно снижается:

- в 2006 г. - 75,1 тыс. чел.;

- в 2007 г. - 72 тыс. чел.;

- в 2008 г. - 70,4 тыс. чел.;

- в 2009 г. - 68,5 тыс. чел.;

- в 2010 г. - 67,4 тыс. чел.;

- в 2011 г. - 66,4 тыс. чел. Число вакантных рабочих (требуемых работников) мест на крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях увеличивается:

- в 2008 г. - 167 вакансий;

- в 2010 г. - 246 вакансий. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе Тверской области составляет 412 чел. против 10 454 списочной численности работников.

В настоящее время в Тверской области нет ни одного среднеспециального учебного заведения, которое бы готовило агрономов - специалистов среднего звена для работы в сельском хозяйстве. Набор по специальности «агроном» в Тверской области осуществлялся последний раз в Краснохолмском сельскохозяйственном техникуме, Ржевском аграрном колледже, Торжокском промыш-ленно-гуманитарном техникуме в 2004 г. Единственное действующее учебное заведение, выпускающее специалистов высокого уровня, - Тверская государственная сельскохозяйственная академия (ТГСА).

Обеспеченность трудовыми ресурсами сельского хозяйства - одна из важнейших проблем области, поскольку в сельском хозяйстве преобладают работники среднего и старшего возраста. Опросы, проведенные среди студентов ТГСА, показывают, что более 90 % будущих выпускников не собираются возвращаться, для того чтобы приступить к работе в сельском хозяйстве (на ферме, в поле и др.). Поэтому перед руководством сельхозпредприятий остро стоит вопрос, как восполнить недостающие трудовые ресурсы. Существует несколько вариантов решения проблемы. Рассмотрим наиболее оптимальные, на взгляд авторов.

Первый вариант, достаточно затратный:

- поднять технологический уровень производства;

- создать соответствующие социально-экономические условия для привлечения молодежи.

Решение проблем социально-экономического характера должно быть направлено на рассмотрение таких следующих составляющих:

- уровень оплаты труда;

0

- наличие доступного и качественного жилья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возможность обучения потомства (рис. 4).

Рассмотрим подробнее проблемы социально-

экономического характера на примере Тверской области.

Во-первых, существует необходимость увеличения уровня оплаты труда. Как свидетельствуют факты, в России заработная плата является основным источником денежных доходов большинства населения. По данным статистики, минимальная средняя заработная плата по такому виду экономической деятельности, как сельское хозяйство, по Тверской области составила в 2011 г. 2 712 руб. (в среднем по городу - 18 000 руб). Официально зафиксированный прожиточный минимум в 2011 г. для трудоспособного населения равен 6 334,74 руб., т. е. разница составляет 57 %. Похожая ситуация наблюдается и в некоторых других видах экономической деятельности:

- образование - 48 %;

- рыболовство - 43 %;

- добыча полезных ископаемых - 43 %;

- здравоохранение и предоставление социальных услуг - 40 %;

- услуги связи - 39 %;

- текстильное и швейное производство - 33 %;

- операции с недвижимым имуществом - 30 %;

- прочие услуги коммунального, социального и персонального характера - 47 %.

Во-вторых, одним из способов привлечения молодежи в село является доступность жилья. Безусловно, руководство сельских предприятий именно так и делает - предлагает доступное жилье. Но хотелось бы отметить, что имеющиеся коммунальные удобства оставляют желать лучшего. Данные показывают, что процент обеспеченности коммунальными услугами на селе очень низкий:

- водопроводом оборудовано 42 % сельского жилищного фонда;

- центральным отоплением - 44 %;

- горячим водоснабжением - 20 %;

- канализацией - 32 % площади сельских жилых помещений [6];

В-третьих, хочется обратить внимание на проблему качества медицинских услуг. Количество фельдшерско-акушерских пунктов, больниц сократилось на 7 и 41 % соответственно.

За последние десять лет сократилось и число учреждений здравоохранения в области. По данным статистики, на 1990 г. приходилось 182 ед. таких

Дошкольные учреждения

Рис. 4. Схема социально-экономических проблем населения в сельской местности

учреждений. В 2010 г. эта цифра снизилась до 100 в сельской местности. По городу число учреждений здравоохранения за указанный период не изменилось и составляет 26 ед.

Обеспеченность больниц квалифицированными врачами играет также немаловажную роль, поскольку от их профессионализма в какой-то степени зависят: положительный исход рождения младенцев у молодых матерей, своевременно оказанная медицинская помощь пострадавшему, что также поспособствует снижению уровня смертности на селе.

В-четвертых, необходимо рассмотреть проблему дошкольных и школьных образовательных учреждений. В сельской местности Тверской области число дошкольных образовательных учреждений снизилось с 336 ед. в 2000 г. до 180 ед. в 2010 г. и продолжает снижаться. В связи с низким количеством учащихся многие детские учреждения объединили, дабы сэкономить средства бюджета. Местными властями были выделены автобусы для доставки учащихся к месту учебы. А как же быть с детским садом, если он один на весь район и близлежащие поселения? Не каждые родители в сельской местности могут позволить себе покупку автомобиля или нанять няню для ребенка. Решению данной проблемы может помочь открытие дополнительных групп для детей дошкольного возраста.

В-пятых, требуется создание и открытие мест отдыха и развлечений: сельских клубов и домов

культуры, число которых сократилось на 26 %, библиотек.

В-шестых, необходим контроль за обеспечением сохранения рабочих мест за женщинами, ушедшими в отпуск по уходу за ребенком, введение щадящего графика работы для женщин по достижении их ребенком семилетнего возраста и т. д.

Второй вариант менее затратный - привлечение труда мигрантов. В связи с наступившей депопуляцией населения в Россию прибывает все больше мигрантов. Наемный труд мигрантов оплачивается гораздо ниже, чем труд российских селян.

По официальным данным, Россия в 2012 г. собирается принять 1 746 тыс. иммигрантов. По федеральным округам картина следующая:

- Центральный федеральный округ - 444,7 тыс. чел.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Южный федеральный округ - 121,6 тыс. чел.;

- Приволжский федеральный округ - 135,4 тыс. чел.;

- Уральский федеральный округ - 145,6 тыс. чел.;

- Сибирский федеральный округ - 109,6 тыс. чел.;

- Дальневосточный федеральный округ -111,6 тыс. чел.;

- г. Москва - 150 тыс. чел. [7].

По сравнению с 2011 г. запрос на иностранную рабочую силу снизился на 8 тыс. чел., или на 0,5 %.

В Тверской области численность иностранных работников в сельском хозяйстве на 2008 г. составляла 12,1 %, а на 2011 г. - почти 15 % от общего числа мигрантов.

Однако применение второго варианта видится не совсем правильным, поскольку привлечение к труду иностранных рабочих не поможет решению всех проблем в сельской местности.

На повышение демографического показателя на селе влияет множество социально-экономических факторов, необходимых для удержания и привлечения молодого поколения в сельскую местность. Правительством России в обязательном порядке рекомендованы, а местными органами власти введены и успешно реализуются программы социального развития села.

В задачи такой программы входят:

- обеспечение населения жильем;

- улучшение здравоохранения, образования;

- развитие культуры;

- развитие электрификации;

- газификация;

- развитие водоснабжения, телекоммуникационной связи, дорожного строительства;

- развитие и поддержка предпринимательства;

- помощь молодым специалистам и т. д.

Согласно отчету министерства сельского хозяйства Тверской области в 2011 г. на поддержку агропромышленного комплекса были направлены бюджетные средства в объеме 1,7 млрд руб., что на 6,3 % больше, чем в 2010 г., и в 2,4 раза больше, чем в 2007 г. В том числе из федерального бюджета направлено 925,8 млн руб., из областного - 764,1 млн руб. На развитие газификации было направлено 56 395,3 тыс. руб., на развитие водоснабжения -27 019,8 тыс. руб. Дополнительные денежные выплаты получили 386 молодых специалистов. Помощь в трудоустройстве в сельскохозяйственные организации была оказана 120 молодым специалистам, в связи с чем из областного бюджета было выплачено 26,6 млн руб. [8].

Правительство Российской Федерации и далее намерено контролировать реализацию программ по социальному развитию села. В настоящее время разработана и осуществляется программа социального развития села до 2013 г. [6].

Однако эксперты предполагают, что скоропалительное вступление России в ВТо может лишить работы примерно 30 млн граждан и привести к закрытию 40 тыс. предприятий (в большинстве своем -сельскохозяйственных).

Список литературы

1. URL: http://rost-business. ru/vto-novye-vyzovy-dlya-malogo-i-srednego-biznesa. html.

2. URL: http://www. vedomosti. ru/companies/ news/1538797/vto_dobavit_pribyli.

3. URL: http://www. vniiesh. ru/publications/ Stat/4943.html.

4. URL: http://www. agroxxi. ru/rosiiskie-agronovosti/poshHna-na-moloko-upadet-do-15-posle-vstuplenija-rf-v-vto. html.

5. URL: http://www. rg. ru/2011/05/17/vto. html.

6. URL: http://www. programs-gov. ru/3_1.php.

7. URL: http://kp. ru/daily/25866/2832390/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. URL: http://www. région. tver. ru/economics/ APK7otchet2011.html.