г
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
А.Л. АРЕФЬЕВ, зам. директора Центр социологических исследований Минобрнауки РФ
Курс Министерства высшего образова-. ния КНР на расширение числа иностранных граждан, обучающихся в китайских высших учебных заведениях, осуществляемый в рамках общей политики открытости и научно-технической модернизации страны, дал заметные плоды. Только за последние 7 лет число иностранных студентов, стажеров, магистров, докторантов, учащихся языковых и других курсов выросло в китайских вузах почти в 5 раз, а за период с 1990 г. - в 40 раз (рис. 1). Подобные темпы прироста контингента иностранных учащихся не имеют аналогов в мире.
85,
1990 2000 2001 2002
Рис. 1. Динамика численности
Российские студенты в китайских вузах
ритории страны в провинции Гуандун недавно было завершено сооружение самого большого в мире университетского комплекса «Гуанчжоу». На его строительство и оснащение была потрачена сумма, эквивалентная 3,7 млрд. долларов США. В этом комплексе уже основали свои кампусы 10 университетов из разных провинций страны, в которых в общей сложности могут разместиться до 200 тыс. студентов, 20 тыс. преподавателей и 50 тыс. обслуживающего персонала1. Предполагается, что этот университетский центр будет привлекать
Т I I I I I
2003 2004 2005 2006 2007
аждан, обучавшихся в вузах КНР, тыс. чел.
Китай, бывший прежде лишь крупнейшим потребителем зарубежных образовательных услуг, неожиданно для многих превратился в одного из лидеров международного образования, «потеснив » уже в 2005/2006 акад. году по показателю численности очного обучения иностранных граждан такие страны, как Япония, Россия, Канада (рис. 2).
По оценкам Министерства образования Китая, численность иностранных граждан, обучавшихся в вузах страны начиная с 1950 г., уже превысила один миллион человек.
В целях децентрализации системы образования и более равномерного распределения высших учебных заведений по тер-
для обучения и большое число зарубежных студентов и аспирантов.
Свыше половины иностранных граждан, обучающихся в вузах КНР, учат китайский язык. Второй наиболее привлекающей иностранцев специализацией является медицина (включая фармацевтику), причем 60% из тех, кто решил стать в Китае врачом или фармацевтом, учит западную медицину (в том числе на английском языке), а 40% - традиционную китайскую.
Формы обучения иностранных граждан в китайских университетах имеют одну специфику. Большинство из учебных программ, по которым они занимаются, не ве-
1 См.: China Economist Review. 2007. 22 November.
Китай Япония 5,0
4,2 Л
Другие страны 26,7
Г
Канада
2,5
V
США
20,1
Великобр итания 12,3
Россия
3,1
Австралия
8,2
Германия 9,0
Франция
Рис. 2. Распределение мирового контингента иностранных студентов по основным странам обучения в 2005/2006 акад. году,%
дут к получению академических степеней (дипломов) и связаны в основном с изучением китайского языка на специальных кур-
сах, в том числе краткосрочных, либо на подготовительных отделениях (рис. 3). Вместе с тем часть слушателей языковых
Рис. 3. Программы (формы) обучения иностранных граждан в вузах Китая в 2007/2008 акад.году,%
курсов и подготовительных отделений изучают китайский с целью последующего обучения по программам бакалавриата, магистратуры или докторантуры.
Всего в Китае в 2007/2008 акад. году обучались представители 188 стран мира. Они проходили различную подготовку в 544 вузах, научно-исследовательских институтах и других учреждениях, расположенных в 31 провинции, автономном районе и городе центрального подчинения, без учета Тайваня, Сянгана (Гонконга) и Аомэ-ня (Макао). Почти две трети иностранных учащихся - выходцы из шести стран, в том числе из России (табл. 1).
Для стимулирования притока иностранных студентов в национальные вузы Правительство КНР ежегодно выделяет тысячи стипендий для их бесплатного обучения. Так, в 2006/2007 акад. году количество та-кихстипендий составило 10 151. Большинство из них, как и в 2005/ 2006 акад. году, было преднаначено для выходцев из стран Азии. Важнейшее условие для получения данной стипендии - хорошее знание китайского языка (учебные занятия для иностранных госстипендиатов с первого дня ведутся на китайском).
Обращает на себя внимание тот факт, что 92% стипендий (бесплатных учебных мест) для иностранцев предназначены для обучения по программам, ведущим к получению академических степеней. Причем если с 2000 г. количество стипендий для подготовки бакалавров, дипломированных
специалистов, магистров и докторантов для зарубежных стран ежегодно увеличивалось в среднем на одну тысячу, то начиная с 2008/2009 акад. года по решению Министерства образования оно увеличивается ежегодно на 3 тысячи.
Среди иностранных учащихся китайской высшей школы сегодня доминируют выходцы из Азии. Среди них много этнических китайцев, проживающих в соседних азиатских странах. Не случайно первое место по численности своих представителей в Китае занимает Южная Корея (аналогично и в южнокорейских университетах наибольший удельный вес среди иностранного суденче-
ства занимают граждане КНР). Кроме того, в самом Китае насчитывается более 2 млн. лиц корейской национальности. Вместе с тем доля представителей Европы, Америки, Африки среди обучающихся в Китае иностранцев постепенно увеличивается.
В качестве примера растущего интереса к обучению в вузах Китая представителей Западной Европы и Северной Америки можно привести данные по численности американских студентов, стажеров, аспирантов, слушателей подготовительных отделений и языковых курсов: 2 493 чел. - в 2003/2004 акад. году, 4 737 чел. - в 2004/ 2005 году, 6 391 чел. - в 2005/2006 году, 8 830 человек в 2006/2007 году, 14 758 чел.
- в 2007/2008 году.
Студентов из России в китайских университетах в начале 1990-х гг. было немного - всего несколько сот человек. И лишь в последние годы их число стало заметно увеличиваться (табл. 2).
Российские граждане обучаются в настоящее время почти в 100 высших учебных заведениях Китая, расположенных в 22 про-
Таблица 1
Численность и удельный вес представителей стран - “поставщиков” контингента иностранных учащихся для китайских вузов , 2007
Страны Число граждан, чел. Доля граждан,%
Республика Корея 64 481 33,0
Япония 18 640 9,5
США 14 758 7,6
Вьетнам 9 702 5,0
Таиланд 7 306 3,7
Россия 7 261 3,7
Другие страны 73 355 37,5
Всего 195 503 100,0
Таблица 2
Динамика изменения численности российских граждан, обучавшихся в китайских вузах _____________________________с 2000/2001 по 2007/2008 акад. гг.____________________________
Годы обучения Число российских граждан, обучавшихся в китайских вузах, тыс. чел. Общее число иностранных граждан, обучавшихся в китайских вузах, тыс. чел. Доля российских граждан в составе всего контингента иностранных учащихся,%
2000/2001 0,9 40,0 2,2
2001/2002 1,2 54,0 2,3
2002/2003 2,0 85,1 2,4
2003/2004 1,9 77,8 2,4
2004/2005 2,9 110,0 2,6
2005/2006 3,9 141,2 2,8
2006/2007 5,0 162,7 3,1
2007/2008 7,3 195,5 3,7
винциях, четырех городах центрального подчинения, а также в трех автономных районах. В последние два года их основные «точки притяжения» - вузы Северо-Восточных провинций КНР (Хэйлунцзян и Ляонин), а также столицы страны - остаются неизменными. Причем наибольший прирост учащихся из России в абсолютных цифрах пришелся на провинцию Ляонин (631 чел., в основном поступившие в вузы г. Шеньяна), а также на Пекин (443 чел.).
Прирост численности россиян в китайских вузахв 2007/2008 учебном году по сравнению с 2006/2007 годом (44,2%) стал наивысшим за всю историю российско-китайского сотрудничества в области образования.
Как и остальные иностранные студенты, большинство россиян изучают китайский язык. В отличие от представителей из западных, азиатских и африканских стран, среди россиян очень мало специализирующихся в области здравоохранения (только 127 выходцев из России в 2007/ 2008 акад. году изучали традиционную китайскую медицину) и искусства (его изучали лишь 16 россиян). Минимальный интерес россияне проявляли и к специализации в облас-
ти педагогики, истории и сельского хозяйства (по каждому из этих направлений обучалось всего по 4 представителя из России).
Наиболее заметно вырос у россиян интерес к изучению в китайских вузах гуманитарных наук, экономики и управления, а также к специализации в области физической культуры и спорта.
Как российские студенты оценивают условия своего обучения и проживания в Китае, а также качество получаемой в китайской высшей школе подготовки? С какими проблемами они сталкиваются и каковы их пожелания? Для ответов на эти вопросы в 2006/2007 акад. году было проведено социологическое исследование 2.
Опрошенные студенты представляли почти все основные регионы России, в том числе 44,4% - Европейскую часть России, 7,4% - Урал и и Западную Сибирь, 48,1%
- Восточную Сибирь и Дальний Восток. Наиболее крупные группы опрошенных были из Москвы, Санкт-Петербурга, Приморского и Хабаровского краев и Амурской области. По полу: 38,3% опрошенных -мужчины, 61,7% - женщины (для сравнения: 70% обучающихся в России китайских
2 Общее число опрошенных составило 243 человека. Они прибыли в Китай из 38 российских городов, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Казани, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Томска, Иркутска, Барнаула, Улан-Удэ, Новосибирска, Красноярска, Якутска, Благовещенска, Хабаровска, Владивостока, Находки, Спасско-Дальнего и др. Опросы проводились в Китае, а также по возвращении студентов после обучения в Россию. Большую помощь по организации опроса россиян оказало Посольство Российской Федерации в Китайской Народной Республике, и прежде всего советник по культуре Ю.А. Метелев и 3-й секретарь С.А. Лебедев.
студентов - это мужчины и лишь 30% -женщины). Средний возраст обучавшихся в Китае россиян составляет около 20 лет, в том числе почти две трети из них - в возрасте от 16-17 лет до 21 года.
Базовый уровень полученного в России образования до приезда на учебу в китайский вуз у опрошенных был различным, но у большинства - неполное высшее.
Большинство опрошенных российских граждан обучались в китайских вузах на языковых курсах (как правило, длительностью не более двух семестров), а также в качестве стажеров по программам академических обменов («включенное обучение »). Стажировки осуществлялись преимущественно по программам бакалавриата и в редких случаях - по программам магистратуры. Встречались и стажировки после окончания вуза. По программам, предусматривающим полный цикл обучения (в течение 4-х и более лет) и ведущим к получению китайских академических степеней, обучалось менее 1/10 части опрошенных (бакалавриат). Среди опрошенных россиян не оказалось ни одного человека, занимавшегося по китайской программе докторантуры (аспирантуры). Лишь некоторые из числа стажеров приехали в Китай для сбора материалов и подготовки своей диссертации в профильном китайском вузе с целью ее последующей защиты в России.
Подавляющее большинство респондентов (75,3%) изучали китайский язык, в том числе как специальность (будущие переводчики и преподаватели китайского)3. Достаточно широким был набор изучаемых гуманитарных наук: международные отношения, востоковедение, историяКитая, философия и т.д. (в целом 13,6%). По экономике (в том числе мировой), бизнесу, торговле, а также менеджменту (государствен-
ному управлению) специализировались 6,2% опрошенных, по социально-культурному профилю обучалось 2,5%, по естествознанию (физике, географии) - 1,2%, по техническим наукам, информатике - также всего 1,2%.
Уровень дохода семей у 93,8% опрошенных, согласно их самооценкам, средний (то есть весьма невысокий), а 3,7% российских студентов и стажеров откровенно признают, что они из бедных семей. Высокий уровень дохода имели семьи не более 2,5% респондентов.
Откуда опрошенные узнали о китайских вузах, в которых они обучались? Согласно полученным ответам, каждый третий почерпнул информацию от тех, кто ранее здесь учился, и такая же доля получила информацию о китайском вузе из Интернета. Еще два существенных источника информации - свой вуз либо организация или фирма, направившие на учебу (на языковые курсы) в Китай, а также центральные или региональные органы управления образованием.
Среди иных источников информации можно отметить российских преподавателей, работавших (стажировавшихся) в соответствующих китайских университетах. В то же время ни один опрошенный не упомянул специально выпускаемые Министерством образования КНР для иностранных граждан - потенциальных абитуриентов китайских вузов - справочные издания, например информационно-справочное пособие «Краткие сведения о высших учебных заведениях Китая, принимающих иностранных студентов » (содержит подробную информацию о 66 ведущих университетах и институтах Китая и их учебных специализациях), либо более фундаментальную «Энциклопедию вузов КНР» 4.
3 Специализация или стажировка по китайскому языку предполагает изучение как минимум четырех дисциплин, в том числе обязательно аналитическое чтение, разговорный язык и грамматику, а также, по выбору, изучение культуры Китая, чтение периодики либо написание сочинений.
4 Подобные справочные издания, помимо Посольства и Консульств КНР в РФ, должны иметься и в российских органах управления образованием, в библиотеках Институтов Конфуция при российских университетах, а также (теоретически) и в университетских библиотеках.
Рассмотрим теперь мотивы выбора российскими гражданами для учебы того или иного китайского вуза.
Решающими факторами здесь являются, во-первых, рекомендация (совет) друзей, знакомых, родственников, во-вторых, направление на учебу в конкретное образовательное учреждение, полученное от российского вуза, органа управления образованием, либо приглашение от китайской стороны, в третьих, известность и престижность китайского вуза, в четвертых, высокая квалификация китайских преподавателей и высокое качество обучения в этом вузе. Определенную роль играет и сравнительно небольшая стоимость образования. Это также является достаточно привлекательным фактором с учетом того, что в Китай, как отмечалось, едут учиться преимущественно дети из российских семей со скромным доходом.
Каковы основные трудности, с которыми столкнулись российские студенты и стажеры в первые месяцы после приезда на учебу в Китай? Прежде всего это языковой, а также культурный барьер (28,4%) и бытовые условия (6,2%). Характерно, что ни один из опрошенных не упомянул национализм, проблемы в общении с китайской полицией. Не имели никаких адаптационных трудностей 54,3% опрошенных 5 .
Одна из отмеченных выше проблем периода адаптации российских учащихся в Китае - сложность «ориентации на местности », то есть в мегаполисе или в университетских центрах. Последние имеют непривычно большие территории в сравнении с российскими. Например, площадь Пекинского университета языка и культуры (в нем учатся около 100 россиян), расположенного на северо-западе столицы Китая, составляет 38 кв. км. В отличие от большин-
ства российских университетов почти все китайские вузы спланированы в виде огромных кампусов с учебными корпусами, спортивными стадионами и обширной парковой зоной.
Россияне проживали в студенческих кампусах в достаточно приемлемых условиях: 19,8% имели одноместные комнаты, 64,2% жили в двухместных, 14,8% - в трехместных, и лишь 1,2% «теснились» в четырехместной комнате.
В какой же мере студентам, стажёрам и другим категориям учащихся хватает знания китайского языка для полноценного усвоения учебной программы? Как оказалось, почти каждому второму знаний хватало в полной мере, остальным - частично. И лишь единицы из опрошенных совершенно не понимали объяснений китайских преподавателей из-за плохого владения языком.
Необходимо отметить, что иностранцам, включая россиян, совершенно не знающим китайского языка либо едва им владеющим, но желающим получить образование и академический диплом китайского университета (бакалавра, магистра или доктора), как правило, требуется до двух лет, чтобы хорошо освоить язык (по крайней мере быть способным сдать экзамен ЖК не менее чем на 3-й уровень). Без успешной сдачи данного экзамена прием на обучение для получения академического диплома невозможен. Определенное исключение делается для поступающих на специальность «китайский язык», а также для студентов или стажеров, обучающихся по межправительственному или межвузовскому соглашению (в частности, российские студенты, приезжающие для обучения по программам бакалавриата в китайские партнерские вузы, не должны сдавать экзамены).
Часть российских студентов, отстаю-
5 Занятия в китайских университетах начинаются в 8.00, но проживающие в общежитиях студенты встают в 6 утра и делают зарядку на свежем воздухе. По завершении занятий в 12 часов все отправляются в столовые или кафе, а после обеда - обязательный отдых. Во второй половине дня занятия в аудиториях продолжаются до 17.30 (а иногда и несколько дольше). Общежитие закрывается обычно в 22 часа (метро в Пекине также работает до 22 часов). Ночной образ жизни в студенческих кампусах Китая вести не принято.
щих в освоении китайского языка, прибегает к услугам репетиторов (ими нередко становятся преподаватели того же вуза, в котором они обучаются). Стоимость одного часового занятия, в зависимости от уровня обучения, составляет от 2,5 до 4 долларов США (20-35 юаней).
Насколько соответствует личным ожиданиям российских граждан качество получаемой в китайском вузе профессиональной подготовки? Как оказалось, эти ожидания полностью оправдываются далеко не у всех. Основные претензии, высказываемые российскими студентами и стажерами к условиям жизни и учебы в Китае: незаинтересованность китайских преподавателей в повышении уровня знаний учащихся из России; недостаточное количество часов в учебном процессе; набор знаний, преподаваемых на подготовительном факультете, зачастую не соответствует материалу, изучаемому по специальности; недостаточно языковой практики; низкие академические требования; отсутствие возможности посещать лекции, связанные с научными интересами.
Российские студенты обращают также внимание на то, что количество учебных часов в програмах китайских университетов почти в два раза меньше, чем по сходным специализациям в российских вузах. Да и китайская учебная пара длится всего 40 минут. В большинстве китайских вузов экзамены сдают дважды в течение семестра, однако в ряде учебных заведений сессий как таковых нет и экзамены проводятся по завершении изучения каждой темы с периодичностью примерно раз в неделю.
Как отмечалось, один из важных и привлекательных факторов обучения в высших учебных заведениях Китая - сравнительно недорогая плата за образовательные услуги.
Согласно данным исследования, обучение в китайской высшей школе обходилось российским гражданам в 2006/ 2007 акад. году в среднем в 2314 долларов США; в вузах Пекина и Шанхая она со-
ставляла до 3000 долларов в год и более, в вузах провинций - от 1500 до 2000 долларов. Наиболее дорогим являлось обучение по информатике, мировой экономике, естественнонаучным специальностям. Дешевле всего обходилось обучение на курсах китайского языка - в среднем 1250 долларов США.
Следует отметить, что стоимость обучения для иностранцев по программе бакалавриата составляла в Китае в 2006/2007 акад. году примерно 2000-3000 долларов США. Обучение по программе магистратуры обходилось дороже - от 3000 до 4000 долларов в год. Аналогично или даже чуть меньше стоило обучение в докторантуре.
Более 60% опрошенных российских студентов, стажеров, слушателей подготовительных факультетов и языковых курсов оплачивали свою учебу в России из семейного бюджета или собственных средств. Как следует из ответов, часть из них обучались по линии межправительственного соглашения между КНР и РФ и по линии межвузовского обмена. Данная категория обучающихся в Китае получает стипендию, ее размер варьируется от 100 до 300 долларов США.
Расходы на проживание распределяются примерно следующим образом. Место в стандартной двухместной комнате в общежитии стоит в среднем 700-800 долларов за семестр или примерно 1,5 тысячи долларов за учебный год. Для иностранных студентов, стажеров, аспирантов существуют, как правило, отдельные благоустроенные корпуса. В зависимости от комфортабельности комнаты и наличия ряда услуг и бытовой техники суточная стоимость проживания в студенческом общежитиии колеблется в диапазоне от 2 до 10 долларов. Для состоятельных учащихся существуют и одноместные комнаты класса «люкс» с телевизором, телефоном (поминутная оплата за счет проживающего), Интернетом, кондиционером, холодильником, санузлом, душем (до 20 долларов в сутки).
Подавляющее большинство китайских
вузов предоставляют иностранным учащимся места в общежитии при условии заблаговременного запроса. Существуют также варианты аренды комнаты за пределами студенческого кампуса (это, как правило, обходится дешевле), проживания в гостинице (4-20 долл. в сутки) либо в китайской семье.
На питание российские студенты тратили в Китае в среднем до 200 долларов в месяц. Таким образом, год платного обучения, проживания и питания в Китае обходится среднестатистическому российскому студенту (без учета расходов на одежду, досуг, транспорт и т.д.) в 6,1 тыс. долларов США, из которых 60% составляют расходы на проживание и питание.
Кроме того, каждый обучающийся за свой счет россиянин должен в обязательном порядке купить полис медицинского страхования и застраховаться от несчастных случаев. Опрошенные делали это либо в России, либо после прибытия в Китай. Стоимость данной услуги составляла в среднем 200 долларов США.
Попробуем подсчитать совокупный доход, получаемый Китаем от оказания образовательных услуг российским гражданам. Если предположить, что из 7261 представителей РФ, обучавшихся в китайской высшей школе в 2007 г., более 80% делали это за свой счет, то их суммарная годовая оплата за обучение составила 13,9 млн. долларов США, плата за проживание в течение академического года (из расчета 6 долл./ сутки) - 10,8 млн. долларов, а плата за питание в течение 10 кален-дарныхмесяцев -14,5 млн. долларов США. В итоге обучение 7,3 тыс. росийских граждан в китайских вузах и их проживание в Китае в течение 2007 г. обошлось им приблизительно в 39,2 млн. долларов США (для сравнения: доход Российской Федерации от обучения и проживания в России в 2007/2008 акад. году 16 тыс. китайских студентов, стажеров, аспирантов, слушателей подготовительных отделений, составил около 90 млн. долларов США).
С точки зрения привлекательности обучения в той или иной стране очень важное значение имеют условия личной безопасности иностранных студентов и отношение к ним местных жителей. Согласно результатам нашего исследования, Китай относится к государствам с очень благожелательным отношением к иностранцам. Достаточно сказать, что 9/10 опрошенных россиян не сталкивались за период учебы с какими-либо проявлениями недружественных чувств, национализма.
Характерно, что внутри студенческих кампусов конфликты (неприязненные отношения) на национальной и иной почве возникали у российских студентов и стажеров (прежде всего - у приехавших из Москвы, а также из ряда дальневосточных городов - Благовещенска, Владивостока, Находки) не с китайскими учащимися, а с представителями иных стран (из Африки, Европы), соотечественниками (как правило, из других регионов России) и выходцами из бывших советских республик - Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана.
Рассмотрим интегральные оценки условий обучения и жизни российских граждан в Китае. Учебным процессом более половины опрошенных были полностью удовлетворены (совершенно недовольных учебой оказалось всего 5%). Наивысшие оценки получили взаимоотношения с китайскими преподавателями, деканатом, а также обеспеченность учебниками. Высокой являлась удовлетворенность личной безопасностью, весьма довольны российские студенты и условиями для занятий спортом. В то же время наибольшие нарекания опрошенных вызвали медицинское обслуживание и возможность участия в научной работе (прежде всего - со стороны обучавшихся по программам бакалавриата и магистратуры, а также стажеров-старшекурсников), имелись определенные проблемы и с прохождением учебно-производственной практики. Далеко не все были полностью удовлетворены и условиями проживания в
общежитии, а также работой студенческой столовой, кафе, буфета.
Тем не менее свыше 3/ 4 опрошенных россиян будут однозначно советовать своим друзьям и знакомым после возвращения домой поехать учиться в тот же китайский вуз по той же специальности, иначе говоря - планируют выступить добровольными рекламными агентами своей китайской Alma Mater. Будут советовать учиться в другом китайском вузе 6,2%, а учиться в другой стране - всего 1,2% (17,3% опрошенных воздержались от ответа на данный вопрос).
Мотивы (причины), по которым российские студенты и стажеры не будут советовать соотечественникам учиться в данном китайском вузе или вообще в Китае, сводятся в основном к следующему:
• незначительная учебная нагрузка, отсутствие проверки преподавателями индивидуального уровня знаний студентов;
• низкие требования к иностранным студентам, недостаточное внимание к ним, слабый контроль уровня знаний.
Что ждет в будущем российских выпускников китайских вузов? Каковы их жизненные и профессиональные планы?
Каждый четвертый опрошенный (24,7%) выразил намерение трудоустроиться в России по завершении обучения в китайском вузе, а почти каждый пятый (18,5%) планировал работать в Китае (некоторые респонденты высказывали желание трудоустроиться в Пекине либо в Гонконге). В то же время - и это интересно -
четверть респондентов (23,5%) указала, что рассматривает возможность своего трудоустройства либо в России, либо в Китае как равноценную.
Подобная двойственность планов будущего трудоустройства опрошенных объясняется и тем, что часть из них обучалась в Китае по программам двойных дипломов и получала, по сути одновременно, и российское, и китайское высшее образование (в основном на уровне бакалавриата).
Таким образом, менее половины респондентов, обучавшихся в Китае, связывали свои дальнейшие профессиональные планы с трудовой деятельностью в России. Дело в том, что далеко не все опрошенные были уверены, что легко трудоустроятся в России с китайским дипломом, несмотря на то, что между двумя странами действует соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней.
Причины, по которым респонденты желали по окончании вуза или учебного курса остаться на некоторое время или на постоянной основе жить и работать в Китае, связаны с интересом к этой стране, ее культуре, обычаям, с доброжелательностью и хорошим отношением к людям, в том числе иностранцам, с желанием повысить знание китайского языка или продолжить академическое образование, а главное - с хорошими перспективами карьерного роста и профессиональной самореализации вследствие более динамичного экономического развития Китая в сравнении с Российской Федерацией.