УДК 336.64; 338.2
Российские стартапы в ТУ-индустрии в условиях пандемии: успехи и перспективы
Синица С.А.
Доцент кафедры экономики и менеджмента инфокоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича
Целью автора является рассмотрение основных результатов в реализации IX-стартапов российских компаний в течение 2020 г., когда на развитие отрасли значительное влияние оказали негативные макроэкономические факторы, вызванные пандемией коронавируса COVID-19. В результате был проведен анализ статистических данных и экспертных мнений, выявлены основные тенденции в реализации стартапов в российской IX-отрасли, определены основные подходы для поддержки деятельности российских IX-разработчиков со стороны государства и частных инвесторов.
Ключевые слова: 1Т-компания, проект, стартап, инвестиции, пандемия, негативные макроэкономические факторы, поддержка
В течение 2020 г. мировая экономика столкнулась с целым рядом негативных факторов воздействия, связанных с последствиями пандемии коронавируса C0V7D-19, что привело к увеличению рисков ведения предпринимательской деятельности и сокращению инвестирования в новые проекты. В условиях пандемии оказались практически все государства мира, поэтому изменения носили глобальный характер, оказав свое влияние не только на отдельные предприятия, но и на целые рынки и отрасли экономики, что потребовало от предпринимателей в различных сферах деятельности коррекции своих планов стратегического развития и политики инвестирования.
Но с другой стороны, возникшие кризисные явления предоставляли новые возможности и давали реальный шанс небольшим 1Т-компаниям и стар-тапам осуществить резкий прорыв на рынок даже в очень сложных условиях ведения бизнеса. Поэтому интересным выглядит то, что происходило с российскими 1Т-компаниями в условиях мировой пандемии C0V7D-19, смогли ли они не только сохранить достигнутое, но и выйти на рынок с новыми продуктами и решениями.
Анализ информации открытых источников позволяет утверждать, что кризисные условия послужили хорошим толчком и неким катализатором
к развитию деятельности многих российских 1Т-разработчиков.
Например, мобильное приложение «Мо», предназначенное для медитации и улучшения сна, стало настоящим прорывом именно в этот сложный период, и на сегодняшний день российский продукт эффективно конкурирует с разработками иностранных компаний. Преимуществом данного приложения стало то, что подобные иностранные программы не были адаптированы для русскоязычных пользователей, и это позволило «Мо», по данным экспертов, стать самым популярным среди конкурентов на отечественном рынке [1]. Следует полагать, что русскоязычный интерфейс приложения позволит и дальше активно продвигать «Мо» на различные русскоязычные маркетплейсы и далеко за границы Российской Федерации.
Другим ярким примером является привлечение инвестиций в проект компании БшёуЕтее, реализующей онлайн-площадку, предназначенную для оказания помощи гражданам из России, Казахстана, Украины, Бразилии и ряда государств Средней Азии при поступлении в зарубежные вузы. Глобальный прорыв в расширении аудитории проекта и появлении новых возможностей пришелся именно на 2020 г., когда в условиях самоизоляции значительно повысился интерес пользователей к информа-
ции, полученной с помощью удаленного доступа. StudyFree активно участвовала в конкурсе стартапов из развивающихся государств Seedstars World и получила от инвестиционных фондов более 600 тыс. долл. США на дальнейшее развитие проекта. В планах компании - направить средства инвесторов для выхода с проектом на британский, африканский и индийский рынки [2].
Стартап IntellectoKids, который ориентирован на предоставление детских образовательных курсов, в 2020 г. сумел привлечь от венчурных инвесторов 3 млн долл. США. Планируется, что привлеченное финансирование будет использовано для дальнейшего развития проекта - на запуск раздела Classroom с курсами по математике, фонетике, естественным наукам, искусству и логике в приложении Learning Games, а также выход на B2B рынок в качестве образовательной платформы. В 2021 г. компания предложит ее школам и детским садам, которые проводят занятия дистанционно. На сегодняшний день целевыми рынками компании являются Северная Америка и Европа, которые приносят ей 85 % всех доходов. По собственным данным компании, в течение 2020 г. выручка IntellectoKids увеличилась в 5 раз, а количество платных подписок - в 3 раза [3].
Российские инвестиционные фонды также проявляют интерес к отечественным инновационным проектам и разработкам. Например, проекту российских разработчиков MyBuddy.ai, предназначенному для изучения детьми английского языка, в 2020 г. удалось привлечь инвестиций на 1 млн долл. США от фонда LETA Capital. Данный проект основан на использовании технологий искусственного интеллекта, что позволяет применять для обучения английскому языку виртуального голосового репетитора. Планируется, что полученные инвестиции будут направлены на расширение международного присутствия данного продукта, прежде всего, в испаноязычных странах. Во многом данный успех был следствием произошедшего в 2020 г. объединения MyBuddy.ai с другим российским стартапом Edwin, разработавшим технологию адаптивного обучения [4].
Введенные ограничения в ходе пандемии привели к расширению внимания к удаленным сервисам и, прежде всего, к образовательным. Например, платформа «Учи.ру» увеличила свою посещаемость до 3 млн чел. в день (уровень по сравнению с до-карантинным увеличился в 6 раз), а общее число пользователей-школьников выросло до 8 млн чел. Согласно экспертным данным Similarweb, по итогам апреля 2020 г. «Учи.ру» заняла 2-ое место по посещаемости в категории «образование» среди всех платформ в мире [5].
В целях поддержки перспективных образовательных стартапов в 2020 г. была создана совместная структура консалтинговой компании Meridian Capital и акселератора ED2. Планируется, что ин-
вестиции в каждый проект составят 5-10 млн руб. При этом проектам на ранней стадии будет оказана необходимая юридическая и бизнес-поддержка [6].
Интересным выглядит и то, что инвесторов привлекают российские проекты в области обеспечения совместной деятельности различных специалистов в удаленном режиме - подобный инструмент позволяет эффективно решать различные задачи разработки и внедрения новых /Г-решений.
Например, проект Miro, который Forbes поставил на 37-ое место в списке лучших стартап-работода-телей 2020 г., получил инвестиционную поддержку в размере 50 млн долл. США. Miro в ходе пандемии и введенных ограничений динамично активно развивался - только с апреля 2020 г. число пользователей увеличилось с 5 млн чел. до более чем 9 млн в ноябре этого же года. В списке клиентов Miro представлены широко известные в мире компании, такие как: Dell, Cisco, Salesforce, PwC, Netflix, Spotify, Twitter и др. Также широко представлены и офисы Miro: от России (Пермь) до Европы (Амстердам) и США (Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Остин) [7].
Позитивные тенденции в реализации российских /Г-стартапов в течение 2020 г. подтверждаются статистическими данными и рейтинговыми оценками.
Так, инвестиционный рост в области IT-разработок во многом определил и позитивные тенденции на отечественном венчурном рынке. По данным экспертов консалтинговой компании Inc., в 2020 г. российский венчурный рынок вырос почти в 2 раза - с 11,6 млрд руб. в 2019 г. до 21,9 млрд руб. Также отмечено и значительное увеличение средней суммы сделки российского стартапа. В наибольшей степени был отмечен рост иностранных инвестиций в российские проекты (3,7 млрд руб.), которые в 2020 г. увеличились более чем в 3 раза по сравнению с тем, что было годом ранее (1,2 млрд руб.). Тенденция стремительного роста была отмечена и по количеству сделок - их общее число составило 55 (для сравнения в 2019 г. было 19). В этой ситуации выглядит положительным, что рост корпоративных инвестиций увеличился вдвое, а частные вложения выросли на 65 % по сравнению с уровнем 2019 г. [8].
Согласно мирового рейтинга исследовательского центра StartupBlink, который специализируется на изучении экосистем поддержки инновационной деятельности с 2017 г., в 2020 г. Москва попала в Топ-10 рейтинга городов с лучшим инвестиционным и деловым «климатом» для реализации стартапов (9-ое место) [9].
В этой ситуации интересной выглядит оценка происходящих изменений и ситуации развития деятельности в период пандемии самими представителями /Г-отрасли.
Согласно исследованию технологического предпринимательства в России Startup Barometer за
2020 г. [10], о прекращении деятельности думают только 3 % опрошенных, 45 % увидели новые возможности для своего бизнеса, а в 11 % случаев отмечается повышение интереса к проекту со стороны инвесторов в связи с его актуальностью (рис. 1).
Не менее интересной выглядит и оценка респондентами дальнейших перспектив в реализации стар-тапов и развитии компании (рис. 2).
Анализ представленных данных показывает, что 93 % респондентов видят позитивные перспективы для развития бизнеса, связанные в том числе и с реализацией новых направлений деятельности. 88 % опрошенных говорят о дальнейшем развитии про-
Другое
Возможно прекращение деятельности
Инвестор остановил финансирование проекта
Резко вырос интерес инвесторов в связи с актуальностью проекта
Пришлось заморозить деяельность из-за нехватки средств
Резко упали продажи
Пришлось корректирововать бизнес-модель
Адаптируем продукт под новые условия
Появились новые возможности для развития
40
45
20
40
60
Рис. 1. Ответы //-разработчиков на вопрос о том, каким образом пандемия и экономический кризис повлияли на осуществление проектов, допускалось несколько вариантов ответов [по данным Startup Barometer 2020 г.], %
20% 40% 60% 80% 100% □ Да □ Нет
Рис. 2. Ответы //-разработчиков на вопрос о дальнейших перспективах развития компании и реализации проектов [по данным Startup Barometer 2020], %
екта - увеличении клиентской базы и возможностей продукта.
Важным для развития стартапов является привлечение ресурсов, и основная потребность компаний-разработчиков заключается в финансировании проектов. На это указывают и результаты опроса Startup Barometer 2020 (рис. 3).
Дополнительное Птт„ обучение Сотрудники 2%
10%
Партнерства _ 13%
Нужные связи и знакомства
Инвестиции 49%
Рис. 3. Ответы //-разработчиков на вопрос
о том, какие ресурсы наиболее необходимы для успешной реализации проектов [по данным Startup Barometer 2020], %
Как следует из анализа представленных данных, 49 % респондентов отметили, что инвестиции являются главным ресурсом для реализации стартапов, 23 % указали на необходимость наличия деловых связей и знакомств, 13 % отметили партнеров и 10 % определили наиболее важным фактором сотрудников человеческий капитал /T-компаний.
Но при этом 54 % опрошенных указали, что они не воспользовались никакими мерами поддержки со стороны государства. Наиболее востребованными инструментами поддержки оказались налоговые каникулы (30 % респондентов) и программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса (23 % респондентов).
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) в течение 2020 г., несмотря на действие негативных макроэкономических факторов как последствий коронавируса, отмечается позитивное развитие российской экосистемы стартапов в /T-отрасли;
2) позитивные тенденции в развитии российских стартапов нашли свое выражение в росте инвестиций как в отдельные разработки, так и в сами /T-компании, выводе на рынок новых проектов, расширении клиентской базы уже реализованных разработок, что подтверждается статистическими данными, экспертными и рейтинговыми оценками;
3) негативным выглядит, что российские разработчики пока не в полной мере могут воспользоваться мерами финансовой поддержки со стороны государства. Считаем, что сегодня необходим поиск мер эффективной поддержки отечественной /T-индустрии и стартапов, что будет способствовать их прорывному развитию на стратегическую перспективу.
0
Литература:
1. Мызникова Д. 15 приложений для медитации: список и лайфхаки от предпринимателей // RUSBASE. - URL: https://rb.ru/list/15-prilozhenij-dlya-meditacii.
2. Имеющий российские корни стартап StudyFree получил от инвесторов 600 000 USD // Venture News. - URL: https://www.venture-news.ru/ startup/63887-imeyuschiy-rossiyskie-korni-startap-studyfree-poluchil-ot-investorov-600-000-usd.html.
3. Российский EdTech-стартап IntellectoKids привлёк $3 млн // Inc. - URL: https://incrussia.ru/ news/startap-intellectokids.
4. Марьина А. Российский EdTech-стартап MyBuddy.ai привлек $1 млн от фонда Leta Capital // RUSBASE. - URL:: https://rb.ru/news/ mybuddyai-deal.
5. Паршин И. В школу не пойдем: как инвестиции в EdTech изменят образование после пандемии // Forbes. - URL: https://www.forbes.
ru/tehnologii/401195-v-shkolu-ne-poydem-kak-investicii-v-edtech-izmenyat-obrazovanie-posle-pandemii.
6. Meridian Capital и ED2 запускают системную работу с проектами в секторах EdTech и HRTech // CNews. - URL: https://www.cnews.ru/ news/line/2020-04-02_meridian_capital_i_ed2_ zapuskayut_sistemnuyu.
7. Гарбер Н. Антипандемическое решение для командной работы над идеями: Miro // CRN. - URL: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=149789.
8. Пленин Д., Иванова Е. Венчурный рынок России в 2020 году // Inc. - URL: https://incrussia.ru/ understand/vc-2020.
9. Startup Ecosystem Ranking Report 2020. - URL: https://report.startupblink.com.
10. Startup Barometer 2020. Исследование российского рынка технологического предпринимательства // ICT.Moscow. - URL: https://ict.moscow/research/ startap-barometr-2020-issledovanie-rossiiskogo-rynka-tekhnologicheskogo-predprinimatelstva.
Russian Startups in the IT Industry Amid a Pandemic: Successes and Prospects
Sinitsa S.A.
The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Communication
The author's goal is to review the main results in the implementation of IT start-ups of Russian companies during 2020, when the development of the industry was significantly influenced by negative macroeconomic factors caused by the COVID-19 coronavirus pandemic. As a result, an analysis of statistical data and expert opinions was carried out, the main trends in the implementation of startups in the Russian IT industry were identified, and the main approaches to support the activities of Russian IT developers from the state and private investors were identified.
Key words: IT company, project, startup, investments, pandemic, negative macroeconomic factors, support