Научная статья на тему 'Российские сервисы электронной демократии'

Российские сервисы электронной демократии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
430
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИС / ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / СCITIZEN’S INITIATIVE / E-DEMOCRACY / DECISION-MAKING / WEB-SERVICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чередов Игнатий Геннадьевич

Статья посвящена исследованию функционирования сервисов электронной демократии в России. Рассмотрены такие показатели, как количество участников, число заявленных и решенных проблем, активность регионов РФ, показатели в поисковых системах и др. Проанализированы следующие сервисы: интернетплатформа «Демократор», «Единый портал электронной демократии РФ», проекты «Сердитый гражданин», «Просто россияне», «Путин должен уйти», «Alter Russia», «РосПил», «ДалСлово», «Обещания.Ru», «Демократия2», «eDemos Электронная демократия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Projects for E-democracy

The article is focused on the main operational characteristics and current progress of web-services in e-democracy in Russia. The study rests on different variables like the number of users, number of posted and resolved issues, activities of the Federal subjects of Russia, performance in the search engines etc. Our research collected data from different web-services: web-platform “Demokrator”, “unified portal for e-democracy of Russia”, projects “Angry Citizen”, “Prosto Rossiane”,”Putin must go away”, “Alter Russia”,”RosPil”, “DalSlovo”, “Obechaniya.Ru”, “Demokratiya2”, “eDemos Electron Democracy”.

Текст научной работы на тему «Российские сервисы электронной демократии»

РОССИЙСКИЕ СЕРВИСЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Статья посвящена исследованию функционирования сервисов электронной демократии в России. Рассмотрены такие показатели, как количество участников, число заявленных и решенных проблем, активность регионов РФ, показатели в поисковых системах и др. Проанализированы следующие сервисы: интернет-платформа «Демократор», «Единый портал электронной демократии РФ», проекты «Сердитый гражданин», «Просто россияне», «Путин должен уйти», «Alter Russia», «РосПил», «ДалСлово», «Обещания^», «Демократия2», «eDemos Электронная демократия».

Ключевые слова: электронная демократия, принятие решений, интернет-сервис, общественная инициатива.

Предложения использовать современные информационные технологии для совершенствования механизмов демократического участия появились и обсуждаются в мире уже давно. Термин «электронная демократия» прочно вошёл в обиход исследователей политической науки, а сами исследования в последнее время всё больше стали охватывать виртуальное пространство. Инициатива В. В. Путина о рассмотрении Федеральным собранием любого вопроса, который соберет 100 тысяч авторизованных подписей в Интернете, свидетельствует о понимании властью важности этой темы. В соответствии с указом Президента РФ № 183 от 4 марта 2013 г. запуск системы «Российская общественная инициатива» (www.roi.ru) на федеральном уровне осуществился 2 апреля 2013 г. В настоящей статье совершается попытка проследить историю отечественных интернет-сервисов, предоставляющих гражданам возможность участвовать в политической жизни страны.

Возможных площадок для сбора обозначенных президентом подписей в Рунете существует уже немало. Первый реально функционирующий подобный сервис появился ещё в 2009 г. Им стал интернет-проект «Демократор» (www.democrator.ru). Процедура регистрации на сайте не предполагает точной идентификации пользователя. На этой виртуальной площадке всем зарегистрированным пользователям предоставлена возможность актуализировать проблемы, направляя коллективные запросы в органы государственной власти, в чьем ведении находится данный вопрос. Сами граждане не принимают непосредственного участия в решении, максимум гражданской ак-

© И. Г. Чередов, 2013

тивности можно проявить, поставив оценку деятельности госорганов в процессе реакции на обращение. К концу марта 2013 г. в системе зарегистрировалось более 820 тыс. человек, было создано больше одиннадцати тысяч «проблем», а решено только 223. Например, за 2 месяца (с 30 января по 30 марта) появилась почти тысяча новых «проблем», а количество решенных увеличилось лишь на 15. Здесь также необходимо учитывать, что часть вопросов была закрыта до начала использования возможностей сервиса — спорные ситуации были разрешены самостоятельно или же в результате деятельности соответствующих организаций. Также следует отметить, что ввиду относительно небольшого количества «живых» пользователей (среднее количество проявивших активность по какому-либо вопросу не превышает 100 человек) сбор подписей, необходимых для формирования коллективного обращения, идёт зачастую методом «взаимного голосования», когда поддержавшие какую-либо проблему пользователи просят ответной поддержки у её автора. Всё это не позволяет рассматривать этот сервис как реальную площадку для политических инициатив.

Невысокая эффективность сервиса «Демократор» не помешала Министерству связи и массовых коммуникаций РФ взять его идею на вооружение и привлечь его авторов к реализации государственной системы виртуального участия граждан в управлении страной. В результате запущенный в октябре 2011 г. официальный Единый портал электронной демократии Российской Федерации (www.e-democratia. т) является несколько расширенной версией этого сервиса. Оценить функционирование этого сайта достаточно сложно, так как он до сих пор находится в режиме тестирования. Тем не менее 17 февраля

2012 г. появились первые отклики на обращения граждан (к концу марта 2013 г. они получены в 13 случаях). В настоящее время открыто для голосования и обсуждения 151 обращение, абсолютное большинство из них находится на стадии сбора подписей и отправления заявлений в соответствующие органы власти. За всё время работы портала решены только 3 проблемы. Относительно популярных (имеющих более ста подписей) обращений — 5. Большинство обращений публикуется не на региональном, а на федеральном уровне. Самыми активными регионами являются: Москва — 15 опубликованных обращений, Ульяновская область — 5, Московская область — 3, Санкт-Петербург — 3. Оперативность принятия решений (в трех имевших место случаях) варьируется от 4 дней до 2 месяцев. При этом в последние полгода сервис практически не функционирует, дата последнего ответа на обращение — 19 октября 2012 г.

Главным нововведением официальной интернет-платформы следует назвать авторизацию через портал Государственных услуг, что

исключает анонимность: для получения кода активации учетной записи, привязываемой к номеру в системе пенсионного страхования, нужно предъявить паспорт. На 22 февраля 2013 г. на портале зарегистрировано более 4 миллионов личных кабинетов граждан (Портал госуслуг набирает обороты, 2013).

Среди появившихся альтернативных «Демократору» сервисов можно упомянуть сайт движения «Просто россияне» (www.prosto-rossiane.ru). Эта площадка для создания коллективных жалоб в начале своей деятельности в декабре 2010 г. привлекала внимание нескольких сотен человек. Однако уже к концу 2011 г. количество поддерживающих создаваемые темы снизилось до пары десятков. При этом число активных пользователей сайта существенно уменьшилось и в последние полгода колеблется в диапазоне 100-130 человек в месяц (табл. 1).

Таблица 1. Динамика количества участников* российских интернет-сервисов электронной демократии

URL сервиса Участники

Март 2012 Июнь 2012 Сентябрь 2012 Декабрь 2012 Март 2013

www.prosto-rossiane.ru 2353/369 2467/175 2541/91 2624/122 2702/130

www.putinavotstavku.org 132162 136172 140 531 143 307 145794

www.alterrussia.ru 2300 2331 2569 2420 2478

www.obeschania.ru 25 28 34 35 36

www.democratia2.ru 6379 13112 15906 19922 —

www.cvk2012.org — — 22 420 170 012 170065

* Для сайта www.prosto-rossiane.ru через слэш указано количество активных участников, для сайта www.obeschania.ru дано количество сотрудничающих с проектом экспертов.

Появившийся в июне 2012 г. «Сердитый гражданин» (www. angrycitizen.ru) пока пользуется большей популярностью: если в ноябре на сайте было зарегистрировано 2100 человек, то к концу марта он объединил уже 8240 участников, из которых активны 2650. За время работы проекта из 2918 созданных проблем было решено 226, ещё 689 находятся в процессе решения. Среди всех решенных случаев три четверти (172) приходится на Московский регион.

Необходимо отметить, что число подаваемых через эти интернет-сервисы обращений граждан, связанных с политической сферой нашего общества, различна. На «Демократоре» за 3 года работы сервиса публикации в категориях «Выборы», «Демократия» и «Государственного ----------------------------------------------------------------

правовое регулирование, законы и законопроекты» составили примерно 13% (1329) от общего количества постов (11 084). Популярнее оказались темы, связанные с системой ЖКХ (17%) и транспортом (13%), несколько отстали охрана правопорядка и экология (по 10%).

На государственном портале электронной демократии присутствуют 2 аналогичные категории; проблемы, связанные с выборами, в самостоятельную рубрику, не выделены. В разделах «Демократия» и «Государственно-правовое регулирование, законы и законопроекты» размещено примерно 25% обращений (37 из 151) — больше, чем во всех остальных рубриках. Далее по степени популярности у граждан идут вопросы сферы ЖКХ (8%), образования и здравоохранения (6%), транспорт (5%).

На «Сердитом гражданине» единственной категорией, которую условно можно отнести к политическим, является «Чиновники и госус-луги». В ней аккумулировано 333 обращения по 36 проблемам, что составляет 11% от общего количества. Большинство пользователей волнуют проблемы жилых домов и дворов (1028 случаев — 35%), потребителей плохой сервис (569 — 20%), а также состояния дорог и транспорта (517 — 18%).

В целом все описанные сервисы предназначены для решения конкретных проблем отдельных (неавторизованных) граждан, не предполагая каких-либо системных политических изменений. Первой площадкой, предлагающей виртуальные действия в этой сфере, стал проект «Путин должен уйти» (www.putinavotstavku.org), появившийся ещё в 2010 г. Как понятно из названия, сайт предназначается для аккумуляции протестных настроений против деятельности отдельного политика. И если в 2011 г. прирост числа пользователей, подписавшихся под обращением, был относительно высоким, то в 2012 г., несмотря на повышенное внимание к фигуре В. В. Путина в связи с президентскими выборами, судебным процессом над Pussy Riot и др., количество подписей увеличилось лишь на 13 тыс. за 11 месяцев.

Тем не менее следует отметить, что подобные сборы подписей под обращениями к органам власти, направленными на конкретное политическое действие, продолжают иметь намного более высокую популярность в Рунете, чем участие в обсуждениях и выработке решений. В качестве последних примеров можно назвать кампании, инициированные «Новой газетой», за подписание петиций о роспуске Государственной Думы, о защите клиники № 31, против Федерального закона № 272-ФЗ (о запрете усыновления детей-инвалидов гражданами США), а также сайт «Прописке.Нет» (propiske.net). За несколько дней каждое из этих обращений собрало более ста тысяч подписей неавторизованных пользователей; естественно, рассмотрения официальными органами государственной власти не последовало.

Рассматривая историю развития сервисов электронной демократии Рунета, нельзя не упомянуть и первую попытку реализации непосредственного интернет-участия граждан в управлении страной, а именно модель виртуальной республики «Alter Russia» (alterrussia. ru), которая начала функционировать 1 мая 2011 г. В ней каждый участник может предложить свой закон или свою поправку к уже действующим законам Российской Федерации. Все предложения, принятые большинством голосов сообщества пользователей, получают статус закона виртуальной республики и доводятся до сведения чиновников, министров, депутатов и лидеров политических партий Российской Федерации. Однако и здесь реальных результатов деятельности платформы не наблюдается.

Вообще в 2011 г. тема электронной демократии получила новый импульс развития. Среди многих факторов, способствовавших этому, выделяются выход и презентация в июне книги Леонида Волкова и Фёдора Крашенинникова «Облачная демократия». В ней авторы предложили создать технологически новую форму политического самоуправления граждан в масштабах государств (а в перспективе — и в общепланетарном масштабе), которая будет строиться на повсеместном использовании облачных интернет-технологий (Волков, Крашенинников, 2011). Так, граждане будут самостоятельно решать все политические вопросы в режиме онлайн или же делегировать свои голоса экспертам. Всеобщий информационный контроль над деятельностью участников политического процесса должен привести к принятию правил «принудительной честности».

В качестве примера зарождения подобной системы авторы приводят проект «ДалСлово» (dalslovo.ru), предоставляющий возможность коллективного отслеживания обещаний политиков. Сервис функционирует со 2 декабря 2010 г. и за это время аккумулировал 320 обещаний федерального и 498 регионального уровней, 90% последних приходится на Москву и Свердловскую область (Пульс обещаний, URL: dalslovo.ru/promises). Степень выполнения большинства из них продолжает отслеживаться, при этом «вердикт» должен быть обязательно подтверждён ссылкой на публикацию в интернет-издании.

Следует отметить, что тема контроля над высказываниями публичных людей достаточно популярна в отечественном Интернете, что привело к возникновению ещё двух аналогичных сайтов. Осенью

2011 г. стартовал проект «LoviNaSlove» (lovinaslove.ru), а в феврале

2012 г. был запущен сервис «Обещаниями» (www.obeschania.ru). Это приводит к размыванию целевой аудитории подобных интернет-ресурсов по разным сайтам одинаковой тематической направленности, что представляется помехой на пути развития идей электронной демократии. И если сайт «LoviNaSlove» практически не обновлялся

с момента запуска, то «ДалСлово» и «Обещаниями» функционируют параллельно, конкурируя за внимание, по сути, одних и тех же пользователей. Сейчас уже можно сделать вывод о том, что победителем в этой борьбе вышел последний проект — с ноября 2012 г. по апрель

2013 г. на «ДалСлово» было добавлено только 5 обещаний федерального уровня.

Главным отличием ресурса «Обещаниями» является отслеживание высказываний не только политиков, но и других известных личностей по всему миру: артистов, учёных, журналистов, спортсменов и т. д. На сайте создана база обещаний в различных областях за последние несколько десятилетий (хотя есть и более древние). На конец марта

2013 г. поиск ведется по 2188 высказываниям и 1091 прогнозу. Также сервис привлекает к сотрудничеству экспертов в различных областях, публикующих свои материалы в соответствующих темах (динамику изменения их количества можно увидеть в табл. 1).

Здесь необходимо отметить, что идея общественного контроля за деятельностью власти была реализована известным интернет-проектом Алексея Навального «РосПил» (rospil.info). В рамках его деятельности юристы находят нарушение законодательства в процессе осуществления государственных закупок и обращаются в соответствующие организации, ожидая вмешательства государства. О результативности деятельности этого сервиса существуют разные точки зрения. За два с лишним года существования «РосПила» юристами проекта было подано 178 обращений в ФАС о нарушениях в процессе проведения конкурсов на сайте государственных закупок, однако большая часть из них после устранения формальных причин всё-таки состоялась.

Вслед за книгой «Облачная демократия» последовали попытки реализации ее идеи. Первой попыткой стал проект «Свободные голосования» (ru.gplvote.org), предполагавший создание независимой и распределенной электронной системы голосований. Сайт был запущен в декабре 2011 г., но до реализации системы дело так и не дошло, чего нельзя сказать про сервис «Демократия2» (democratia2.ru), созданный под непосредственным руководством Волкова и Крашенинникова, ставших его модераторами.

Платформа, запущенная в январе 2012 г., предоставляет полностью готовую инфраструктуру для любого объединения и единую, открытую всем площадку для публичных дебатов. Во втором издании «Облачной демократии», вышедшем в августе 2012 г., авторы описывают изменения концепции реализации сервиса после начала массовых протестных выступлений. Сейчас проект функционирует, прежде всего, как площадка взаимодействий оппозиционных действующей власти представителей общества.

В современном виде (по замыслу авторов) «Демократия2» призвана решать 3 задачи (Волков, Крашенинников, 2012):

• выстраивание объективной иерархии среди лидеров гражданского движения;

• выработка идеологии и программы протестного движения;

• избрание представительных органов оппозиции.

Ориентация на реальных участников протеста принесла свои плоды и численность участников проекта к концу января 2013 г. достигла 20 тыс. человек. Популярности сервису добавили и проводившиеся 2021 октября выборы в Координационный Совет российской оппозиции, так как один из модераторов «Демократии2» Леонид Волков возглавлял Центральный выборный комитет, занимавшийся их организацией.

Платформа оппозиционного ЦИК (cvk2012.org) представляет собой наиболее близкое к оригиналу воплощение идей «Облачной демократии» и полностью соответствует инициативе президента. На сайте создана собственная база интернет-пользователей, верификация личности которых осуществлялась несколькими способами: с помощью банковского перевода, системы «Яндекс.Деньги», личного (в районной выборной комиссии) или виртуального (отправки фото с паспортом в руке) предъявления документов. За 2,5 месяца работы сервиса (регистрация началась 10.09.2012) на сайте зарегистрировалось 170 012 человек, 97 727 из которых подтвердили свою личность. Однако в голосовании принял участие только 81 801 избиратель.

В декабре 2012 г. была осуществлена интеграция сервиса электронных голосований в систему «Демократии2», что позволяет верифицировать участников по идентификатору, полученному в ходе выборов в Координационный совет. Этот сервис получил название «еЭетов Электронная демократия» (election.cvk2012.org). Таким образом, получившаяся система по своему функционалу должна превзойти анонсируемый официальный проект «Российская общественная инициатива», так как фактически представляет собой виртуальную социальную сеть с возможностью выбора интересных участникам тем и делегирования своего голоса разным другим пользователям при решении различных вопросов. Главным недостатком обновленной «Демократии2» является относительно низкая популярность — на конец марта 2013 г. количество верифицированных пользователей сервиса составляет 97 727 человек.

Возвращаясь к теоретическим аспектам идеи виртуального участия, следует отметить, что вряд ли описанную схему можно назвать открытием, да и современные технологии позволяют не только голосовать «за» или «против» чьего-то мнения или законодательной инициативы, но и вырабатывать «коллективные решения». Для примера можно привести действующий с 7 сентября 2010 г. в США сервис challenge.gov. Эта интернет-платформа, администрируемая Управле-

нием общих служб при правительстве, позволяет сотрудникам государственных органов выносить самые разные проблемы на публичное обсуждение и путем голосования вырабатывать наиболее учитывающие интересы общества решения. За 2 года, прошедших с создания сервиса, в конкурсных дискуссиях на сайте приняли участие более 16 тыс. человек (Dorgelo, 2012). Авторы лучших решений, предложенных в процессе обсуждений, поощряются призами, в основном денежными. К сожалению, говорить о подобной практике в России на сегодняшний день преждевременно.

Если проанализировать распространение идей электронной демократии в русскоязычном Интернете (см. табл. 1), то можно утверждать, что количество активных участников таких сервисов по-прежнему невелико (хотя вполне сопоставимо с тем же challenge.gov). Однако положительная динамика некоторых прослеживается достаточно четко, особенно, как уже отмечалось выше у проектов «Демократия2» и ЦВК.

Проанализировать степень популярности сервисов в Интернете довольно сложно. Одним из вариантов является сравнение показателей сайтов в поисковых системах, таких как тематический Индекс Цитирования Яндекса и Google Page Rank. Также можно проследить динамику упоминаний сайтов в Яндексе и ссылок Google. Некоторые изменения всех этих показателей отражены в табл. 2-5.

Таблица 2. динамика тИц яндекса* интернет-сервисов электронной демократии

№ URL сервиса Дата создания домена** тИЦ

Март 2012 Июнь 2012 Сентябрь 2012 Декабрь 2012 Март 2013

1 www.democrator.ru 22.01.2009 700 900 1000 1200 1300

2 www.prosto-rossiane.ru 23.12.2009 50 50 70 90 80

3 www.putinavotstavku.org 12.03.2010 160 200 210 240 240

4 rospil.info 26.10.2010 550 600 650 650 650

5 dalslovo.ru 27.10.2010 60 80 70 80 80

6 alterrussia.ru 06.04.2011 20 30 30 40 40

7 www.obeschania.ru 15.09.2011 0 140 275 475 500

8 democratia2.ru 20.09.2011 70 80 120 160 170

9 ru.gplvote.org 10.10.2011 0 10 10 10 10

10 www.e-democratia.ru 25.10.2011 0 20 120 140 140

11 angrycitizen.ru 23.04.2012 — 20 30

12 www.cvk2012.org 07.08.2012 — — 0 550 600

*Показатели сайта в поисковых системах здесь и далее представлены по данным сервиса анализа pr-cy.ru

** По данным Центра регистрации доменов www.nic.ru

Таблица 3. динамика упоминаний интернет-сервисов электронной демократии по версии яндекса

№ URL сервиса Упоминания Яндекс

Март 2012 Июнь 2012 Сентябрь 2012 Декабрь 2012 Март 2013

1 www.democrator.ru 65 000 4600 77 000 76 000 62 000

2 www.prosto-rossiane.ru 6058 6058 5000 3000 3000

3 www.putinavotstavku.org 15 000 10 000 11 000 8000 8000

4 rospil.info 32 000 23 000 21 000 12 000 8000

5 dalslovo.ru 1801 1000 2000 1000 1000

6 alterrussia.ru 585 456 830 665 2000

7 www.obeschania.ru 4469 4000 14 000 16 000 17 000

8 democratia2.ru 1958 3176 7000 8000 4000

9 ru.gplvote.org 50 54 46 72 77

10 www.e-democratia.ru 6 486 26 000 12 000 6000

11 angrycitizen.ru — 6000

12 www.cvk2012.org 9000 27 000 9000

Таблица 4. динамика Google Page Rank интернет-сервисов электронной демократии

№ URL сервиса PR

Март 2012 Июнь 2012 Сентябрь 2012 Декабрь 2012 Март 2013

1 www.democrator.ru 5 4 5 5 5

2 www.prosto-rossiane.ru 3 3 3 3 3

3 www.putinavotstavku.org 5 5 5 5 5

4 rospil.info 6 6 6 6 5

5 dalslovo.ru 4 4 3 3 2

6 alterrussia.ru 3 3 3 2 2

7 www.obeschania.ru 0 4 4 5 5

8 democratia2.ru 4 4 4 4 4

9 ru.gplvote.org 2 2 1 2 2

10 www.e-democratia.ru 0 0 5 5 5

11 angrycitizen.ru — 3 3

12 www.cvk2012.org — — 0 6 5

В результате можно отметить достаточно существенную разницу в оценках «авторитетности» ресурсов этими двумя поисковыми системами, что можно объяснить различиями в алгоритмах подсчета тИЦ и РЯ. Из табл. 2-4 можно сделать вывод о «разновесности» сервисов как в русскоязычном, так и в англоязычном сегментах Интернета. Самыми высокими тИЦ и РЯ обладают ресурсы, существующие довольно длительное время. Это подтверждается и данными по упоминаемо-сти ресурсов в сети: определяющим фактором большого количества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5. динамика количества ссылок на интернет-сервисы электронной демократии по версии Google

№ URL сервиса Ссылки

Март 2012 Июнь 2012 Сентябрь 2012 Декабрь 2012 Март 2013

1 www.democrator.ru 1170000 169000 214 000 1700000 197000

2 www.prosto-rossiane.ru 72 900 23 800 185000 602000 447000

3 www.putinavotstavku.org 23 100 19 600 17 800 89 300 863000

4 rospil.info 336000 62 900 64 400 55 500 342000

5 dalslovo.ru 14 300 3970 15 400 14 000 12 500

6 alterrussia.ru 3150 741 5170 8210 11500

7 www.obeschania.ru 5300 — 35 800 39 700 45 700

8 democratia2.ru 17 300 6300 18 000 11 800 37 500

9 ru.gplvote.org 793 560 1100 4540 4730

10 www.e-democratia.ru 2330 — 38 300 206000 164000

11 angrycitizen.ru — 4920 7330

12 www.cvk2012.org — — 68 100 83 800 75 500

ссылок, скорее всего, является протестная направленность тематики ресурса и, как следствие, повышенное внимание к ним со стороны СМИ. Особняком в списке выглядит сайт www.e-democratia.ru, но его высокий показатель Google Page Rank можно объяснить официальным статусом государственного ведомства.

В целом можно сказать, что степень проникновения проектов виртуального политического участия в русскоязычный Интернет достигла к марту 2013 г. очень высокого уровня: и индексы, и популярность ряда отечественных ресурсов сопоставима с аналогичными показателями таких сервисов в странах развитой демократии. А если учитывать намного меньшую обеспеченность Интернетом населения нашей страны, то нужно делать вывод даже о несколько большей степени вовлеченности отечественного пользователя в политику в виртуальном пространстве. Для сравнения: в системе Google уже упоминавшийся популярный американский сервис challenge.gov в конце марта 2013 г. имеет Page Rank 8/10, и ссылается на него 103 000 сайтов (по данным анализа сервиса pr-cy.ru).

Аналогичный вывод о сопоставимой популярности проектов электронной демократии в России и на Западе, с определёнными оговорками, можно сделать из сравнения активности пользователей сервисов в социальных сетях. Если аккаунты Challenge.gov в Твиттере и Facebook за два с половиной года существования платформы набрали 7154 и 1289 подписчиков соответственно, то большинство групп отечественных оппозиционных сервисов «ВКонтакте» в марте 2013 г. состояло более чем из 5 тыс. участников (табл. 6).

Таблица 6. динамика количества участников сообществ интернет-сервисов электронной демократии в «ВКонтакте»

URL сервиса Март 2012 Июнь 2012 Сентябрь 2012 Декабрь 2012 Март 2013

www.democrator.ru 46 103 115 155 223

www.prosto-rossiane.ru 243 262 278 277 272

www.putinavotstavku.org* 9851 9890 10 103 7878 7631

rospil.info 121 156 169979 191 959 213 161 229744

alterrussia.ru 47 48 47 47 148

www.obeschania.ru 501 695 1375 1604 1779

Ru.gplvote.org** 201 198 200 200 197

angrycitizen.ru — 5067 5633

www.cvk2012.org — — 5457 6394 6147

* С октября 2012 название группы «Либералы». **Группа «Облачная демократия».

В то же время табл. 7 отражает тот факт, что Твиттер в России не получил такого широкого распространяя в этой сфере. Самыми популярными группами стали сообщества «РосПил» и различные «ан-типутинские» аккаунты (здесь необходимо отметить, что коммью-нитиобразующий сервис «Демократия2» не создавал сообществ в социальных сетях, видимо, потому, что имеет каналы взаимодействия между пользователями внутри площадки). Тем не менее, несмотря на внушительные цифры участников, по-настоящему активных членов группы насчитывают на порядки меньше. Большинство пользователей социальных сетей в принципе не реализует политических целей внутри этих платформ, их интересует, прежде всего, развлекательный контент. Например, «ВКонтакте» существует и достаточно популярна «Церковь Свидетелей Путина» с более чем 12 тыс. «виртуальными прихожанами».

Таблица 7. Количество подписчиков сообществ интернет-сервисов электронной демократии в Твиттере

URL сервиса Март 2012 Июнь 2012 Сентябрь 2012 Декабрь 2012 Март 2013

www.democrator.ru 6 3 154 311 465

www.prosto-rossiane.ru 45 16 17 18 16

www.putinavotstavku.org 4105 4529 4735 4801 4786

rospil.info 19 823 23 427 25 085 26 415 28 859

dalslovo.ru 26 30 32 37 39

alterrussia.ru 30 28 30 32 31

www.obeschania.ru 118 130 143 163 233

democratia2.ru 92 104 109 111 110

angrycitizen.ru — 3909 3699

www.cvk2012.org — — 2215 4738 4555

Все вышесказанное позволяет предположить, что проект «Российская общественная инициатива» будет востребован отечественным интернет-сообществом.

Литература

Волков Л., Крашенинников Ф. Облачная демократия. Екатеринбург, 2011. URL: http://www.cdem.ru (Volkov L., Krasheninnikov F. Cloud democracy. Yekaterinburg, 2011. URL: http://www.cdem.ru).

Волков Л., Крашенинников Ф. Облачная демократия II. 2012. URL: http://sidenotes. ru/Book/Annotation/18 (VolkovL., KrasheninnikovF. Cloud democracy II. 2012. URL: http:// sidenotes.ru/Book/Annotation/18).

Портал госуслуг набирает обороты // Портал государственных услуг Российской Федерации — 22.02.2013. URL: http://www.gosuslugi.ru/pgu/cms/news/view/ NEWS/00000000000/main_news/1467 (Portal for public services gains rotation // Russian Federation portal for public services — 22.02.2013. URL: http://www.gosuslugi.ru/pgu/cms/ news/view/NEWS/00000000000/main_news/1467).

Пульс обещаний // Проект «ДалСлово». URL: http://dalslovo.ru/promises (Promise’s pulse // Project “DalSlovo”. URL: http://dalslovo.ru/promises).

Dorgelo C. Challenge.gov: Two Years and 200 Prizes Later // Office of Science and Technology Policy — 05.09.2012. URL: http://www.whitehouse.gov/blog/2012/09/05/ challengegov-two-years-and-200-prizes-later

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.