Научная статья на тему 'Российские регионы - локомотив роста'

Российские регионы - локомотив роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бонд Кингсмилл

В статье приводится исчерпывающая характеристика регионов России, включающая аналитические данные от региональной структуры доходов и прямых иностранных инвестиций до среднедушевого ВВП и численности населения, подчеркивается, что в настоящее время они являются локомотивами роста экономики. Так, на долю регионов приходится 75% российского ВВП и 88% населения, зарабатывающего свыше 1 тыс. долл. США в месяц по паритету покупательной способности. Здесь сосредоточены все природные богатства России и приобретается больше потребительских товаров и услуг, чем в Москве. Региональная экономика уже сегодня развивается быстрее московской. Например, оборот розничной торговли в регионах ежегодно увеличивается на 24% по сравнению с 15% в Москве, объемы кредитования на 30% по сравнению с 25%, а продажи автомобилей более чем на 6% по сравнению с 4%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские регионы - локомотив роста»

3 (3) - 2008

Стратегия развития региона

РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ -ЛОКОМОТИВ РОСТА*

КИНГСМИлл БОНД,

главный аналитик Группы компаний «Тройка Диалог»

На долю регионов приходится 75 % российского ВВП и 88 % населения, зарабатывающего свыше 1 тыс. долл. США в месяц по паритету покупательной способности (ППС). Здесь сосредоточены все природные богатства России и приобретается больше потребительских товаров и услуг, чем в Москве.

Население в регионах охвачено товарами и услугами намного слабее, чем в столице, где среднедушевой ВВП больше втрое (по ППС — вдвое). Объемы выданных на душу населения розничных и ипотечных кредитов, соответственно 600 долл. США и 120 долл. США, более чем вдвое ниже московских, а охват услугами широкополосного Интернета и СМИ меньше в 10 раз.

Вслед за Москвой и Восточной Европой российские регионы встали на путь ускоренного роста. В них проживают 132 млн человек, и это самый масштабный процесс сближения с Европой по уровню жизни и экономического развития.

Региональная экономика уже сегодня развивается быстрее московской. Так, оборот розничной торговли в регионах ежегодно увеличивается на 24 % по сравнению с 1 5 % в Москве, объемы кредитования — на 30 % по сравнению с 25 %, а продажи автомобилей — более чем на 6 % по сравнению с 4 %.

Восемьдесят субъектов Федерации (здесь и далее мы не рассматриваем отдельно автономные округи, входящие в состав субъектов Федерации) и семь федеральных округов (ФО)России находятся на разных стадиях развития. Так, Уральский и Северо-Западный ФО отстают от Москвы приблизительно на 4 года, Сибирский и Приволжский — несколько больше, а Дальневосточный, Центральный и Южный — еще существеннее.

* Статья предоставлена Группой компаний «Тройка Диалог». Информация действительна по состоянию на 11.01.2008.

Уральский ФО — средоточие сырьевой промышленности России: на его долю приходится 68 % добываемой в стране нефти и 91 % газа. У других ФО свои особенности. Так, в Южном ФО сельское хозяйство создает 1 5 % ВРП, что более чем вдвое превышает среднее по России, а в экономике Северо-Западного, Сибирского и Приволжского ФО особенно велик удельный вес обрабатывающих отраслей.

По размеру ВВП, рассчитанному с учетом ППС, Москва и каждый из ФО сравнимы с государством средних размеров. Так, Москва опережает Швейцарию, Уральский ФО лишь немного уступает Швеции, а Приволжский — Украине.

Чтобы сделать ставку на рост российских реги -онов, лучше всего покупать акции компаний, ориентированных на внутренний рынок. Региональная составляющая будущего роста наиболее весома в таких секторах, как широкополосный Интернет, СМИ, розничная торговля, банковские услуги, производство потребительских товаров, продажа автомобилей и девелопмент.

Среди эмитентов, акции которых позволяют лучше всего отыграть региональную тему, мы выделяем как тех, кто только начинает широкую региональную экспансию: ВТБ, Комстар-ОТС, Вимм-Билль-Данн, Группа ПИК, X5 Retail Group, Аптечная сеть «36,6», — так и тех, кто уже активно работает в регионах: УРСА Банк, Банк «Возрождение», Efes Breweries, МТС и РТМ.

Что такое российские регионы

ГЕОГРАФИЯ

Россия поделена на семь ФО, границы которых не всегда совпадают с общепринятыми представлениями о географической принадлежности тех или иных краев и областей. Например, Тюменская

финансовая аналитика

проблемы и решения

Таблица 1

Основные города российских регионов

Федеральный округ Население свыше 1 млн чел. Население 0,5 — 1,0 млн чел.

Москва Москва

Северо-Западный ФО Санкт-Петербург

Уральский ФО Екатеринбург, Челябинск Тюмень

Сибирский ФО Новосибирск, Омск Красноярск, Барнаул, Иркутск, Новокузнецк, Кемерово

Приволжский ФО Нижний Новгород, Самара, Казань, Уфа, Пермь Саратов, Тольятти, Ижевск, Ульяновск, Оренбург, Пенза, Набережные Челны

Центральный ФО Воронеж, Ярославль, Рязань, Тула, Липецк

Дальневосточный ФО Владивосток, Хабаровск

Южный ФО Ростов-на-Дону, Волгоград Краснодар, Астрахань

область отнесена к Уральскому ФО (хотя традиционно относится к Сибири), Пермский же край — к Приволжскому (хотя находится на Урале).

Москву, официально входящую в Центральный ФО, мы, ввиду величины ее экономики и разительного отличия от остальных частей страны, рассматриваем особо, а под регионами вообще понимаем всю Россию, кроме Москвы.

Каждый федеральный округ состоит из нескольких субъектов Федерации, имеющих разный статус: область (например, Кировская), республика (Татарстан), автономный округ (Таймырский) или край (Краснодарский). В нашем обзоре мы приводим сведения о всех субъектах Федерации и при необходимости сводные данные по округам (табл. 1, рис. 1).

НАСЕЛЕНИЕ

Население России сосредоточено преимущественно к западу от Урала: восточнее проживают лишь 27 млн человек, или 19 % населения (рис. 2, 3).

Рис. 1. Россия

ВВП

Богатство страны сосредоточено в Москве, производящей 25 % ВВП в рублевом выражении. Однако с учетом ППС этот показатель уменьшается до 16 %, и три ФО: Приволжский, Уральский и Центральный — опережают столицу, а еще один, Сибирский, отстает совсем немного (рис. 4).

По размеру ВВП, рассчитанного с учетом ППС, российские ФО занимают места между следующими странами:

■ Приволжский — между Малайзией и Украиной,

■ Уральский и Центральный — между Швейцарией и Швецией,

■ Сибирский — между Чили и Румынией,

■ Северо-Западный и Южный — между Казахстаном и Нигерией,

■ Дальневосточный — между Узбекистаном и Болгарией.

Плотность, чел. /км2

^ <2

_ 2-10

■■ 10-20 ■■ 20-50

^т >50

Источник: Росстат.

Рис. 2. Плотность населения России в 2007 г.

ГЕОГРАФИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Значительная часть товаров и услуг уже сегодня приобретается именно в регионах. Ни в одном из представленных ниже сегментов потребительского рынка удельный вес Москвы не превышает 20 % (рис. 5).

Источник: Росстат.

Рис. 3. Население федеральных округов в 2007 г.

Сотовая Авторынок** Розничная Розничное Жилищное

связь* торговля кредитование кредитование

■ <■ Москва |4В Сибирский ФО ■ Дальневосточный ФО

[12^ Северо-Западный ФО Приволжский ФО Южный ФО Уральский ФО |6| Центральный ФО

* Число абонентов сотовой связи. ** Число автовладельцев.

Источник: Росстат, оценка «Тройки Диалог».

Рис. 5. Региональная структура отдельных сегментов потребительского рынка в 2007 г.

Источник: Росстат, оценка «Тройки Диалог».

Рис. 4. ВВП в 2008 г.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Нередко приходится слышать, что Россия — это страна с горсткой богачей, живущих в столице, и бедной провинцией. В ноябрьском (2007 г.)выпуске стратегического обзора мы показали, что Россия уже имеет самую большую базу потребителей в Европе: свыше 80 млн россиян обладают достаточной покупательной способностью для приобретения товаров и услуг не первой необходимости. Здесь мы подробнее остановимся на географии этой базы.

Росстат предоставил довольно подробные данные о среднедушевом доходе каждого квинтиля населения по всем ФО за 2005 г. Мы экстраполируем эти цифры на 2008 г., пользуясь сведениями самого Росстата и нашими оценками роста реальных доходов населения в 2007 и 2008 гг. (соответственно 12 и 11 %). Поскольку округи отличаются друг от друга, и тем более от Москвы, по стоимости жизни, полученные результаты пересчитываются с учетом ППС.

Далее мы распределяем население каждого из округов по пяти доходным группам. В предыдущих исследованиях мы писали, что в России стоимость жизни ниже, чем в других странах, благодаря деше-

400 600 1 000 2 000 4 000

Средний месячный доход на душу населения (по ППС), долл. США

■ Щ Москва |4| Южный ФО |7| Уральский ФО

■ 2И Центральный ФО IZ5D Сибирский ФО C8D Дальневосточный ФО |ЗН Приволжский ФО 161 Северо-Западный ФО

Источник: Росстат, оценка «Тройки Диалог».

Рис. 6. Региональная структура доходных групп населения в 2008 г.

400 600 1 000 2 000 4 000

Средний месячный доход на душу населения в 2008 г.(по ППС), долл. США

Источник: Росстат, оценка «Тройки Диалог». Рис. 7. Удельный вес Москвы в доходных группах населения

визне жилищно-коммунальных услуг, и доказывали, что уже при месячном доходе в 400 долл. США (с учетом ППС) у россиян появляется возможность приобретать некоторые потребительские товары не первой необходимости. Мы выделяем следующие группы населения по уровню среднего месячного дохода (рис. 6, 7):

■ 400 долл. США: возможность покупать некоторые марочные товары;

■ 600 — 1 000 долл. США: возможность часто покупать марочные товары и изредка дорогостоящие товары, такие как стиральные машины;

■ 1 000 долл. США: возможность покупать дорогостоящие товары, такие как автомобили;

■ 2 000 долл. США: возможность отдыхать за границей и т. п.;

■ 4 000 долл. США: возможность приобретать предметы роскоши.

Таким образом, в Москве проживают 69 % россиян с доходами, превышающими 4 тыс. долл. США в месяц, однако удельный вес столицы в группе с доходами от 2 до 4 тыс. долл. США составляет уже только 17 %, а в группе с доходами от 1 до 2 тыс. долл. США— 12 %. Следовательно, большая часть дорогостоящих покупок действительно совершается в Москве, но база потребителей товаров массового спроса шире в регионах.

Региональные различия

РЕЗЮМЕ

Это выглядит некоторым упрощением, но с известными оговорками российские регионы можно ранжировать по уровню развития. Первое место в таком рейтинге заняла бы Москва, на 4 года опережающая ближайшего преследователя — Уральский ФО, от которого лишь немного отстает Северо-Западный, а на последней ступеньке стоял бы Южный ФО. В данном случае мы ранжировали регионы на основе главным образом подушевых показателей ВВП и располагаемого дохода, но учитывалась также степень охвата населения товарами и услугами (рис. 8).

Тот же метод применим и к изучению степени охвата региональных рынков товарами и услугами, хотя здесь приходится делать некоторые крупные обобщения. В одних секторах, таких как сотовая связь, регионы отстают от столицы лишь на 2 — 3 года, в других, например в широкополосном Интернете или офисной недвижимости, — на много лет (рис. 9).

Источник: «Тройка Диалог».

Рис. 8. Рейтинг регионов по уровню развития

Ф 2 2 Ч

Ы 3"

'I £

£ о.

Ф 2 -О ~ ю о

I О-(Ч у.

Ш 2 2 Ч ю пз

е э" 0.0

з е-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: «Тройка Диалог».

Рис. 9. Отставание регионов от Москвы в развитии сегментов потребительского рынка

СРЕДНЕДУШЕВОЙ ВВП

По размеру среднедушевого ВВП Москва намного опережает регионы. Второе место занимает Уральский ФО, отчасти потому, что на его территории работают нефтяные и газовые компании, огромная выручка которых учитывается в его ВВП. Между тем доход на душу населения свидетельствует о том, что этот округ не так богат (рис. 10, 11). ■ По размеру среднедушевого ВВП Северо-Западный, Сибирский и Приволжский ФО мало отстают от Польши, а значит, их можно поставить в один ряд с наиболее привлекательными восточноевропейскими странами, постепенно

Южный ФО Центральный ФО Дальневосточный ФО Приволжский ФО Сибирский ФО Северо-Западный ФО Всего Уральский ФО Москва

0

10 000 20 000 Доллары США

30 000

Источник: Росстат, оценка «Тройки Диалог».

Рис. 10. Подушевой ВВП российских округов в 2008 г.

Рис. 11. ВВП на душу населения в 2008 г.

финансовая аналитика

Сербия Южный ФО

Украина Турция

Центральный ФО (без Москвы и области)

Беларусь Бразилия Дальневосточный ФО Казахстан Болгария Мексика Румыния Приволжский ФО Сибирский ФО Северо-Западный ФО Россия Польша Венгрия Португалия Уральский ФО Чехия Юж. Корея Москва Испания Германия США

10 000 20 000 30 000 40 000 50 000 _Доллары США_

Источник: МВФ, оценка «Тройки Диалог».

Рис. 12. Сравнение российских регионов с иностранными государствами по размеру подушевого ВВП в 2008 г.

приближающимися по уровню развития к западноевропейским.

■ Центральный (без Москвы) и Дальневосточный ФО по размеру ВВП на душу населения сравнимы со вторым эшелоном европейских стран (Румыния, Болгария), ставших на путь экономической конвергенции с более богатыми государствами ЕС.

■ Южный ФО намного беднее остальных: его подушевой ВВП сравним с украинским (рис. 12).

РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД

Располагаемые доходы населения в Москве в долларовом и рублевом выражении втрое выше, чем в регионах. При учете покупательной способности это превышение становится только двукратным: жить в столице намного дороже. Второе и третье места занимают Уральский и Северо-Западный ФО, на последних — вновь оказываются Южный и Центральный ФО, а остальные округи находятся приблизительно на одном уровне в середине диапазона (рис. 13, 14).

гПг1гЯПг1г1

Доход

Доход по ППС

Источник: Росстат, оценка «Тройки Диалог».

Рис. 13. Располагаемый доход на душу населения в 2008 г.

В долларах США

I I <300

300-400 ■■ 400-500 >500

Рис. 14. Средний месячный располагаемый доход на душу населения в 2007 г.

Источник: Росстат, оценка «Тройки Диалог»,

Таблица 2

Охват населения потребительскими товарами и услугами

Охват, % Объем на душу населения, долл. США

Федеральный округ Сотовая связь, % Проводная связь Интернет Широкополосный Интернет Автомобили Розничная торговля (2006 г.) Розничные кредиты Жилищные кредиты

Москва 170 61 SS 47 23 6 964 1 342 328

Северо-Западный ФО 129 39 30 12 18 2417 687 155

Уральский ФО 107 33 20 8 17 2 834 877 212

Сибирский ФО 106 27 18 S 15 2 070 728 167

Приволжский ФО 105 29 20 s 15 2 004 548 110

Центральный ФО 104 29 21 5 19 1 932 738 171

Дальневосточный ФО 102 30 23 8 18 2 173 533 75

Южный ФО 95 21 19 3 15 1 767 375 59

Всего 114 31 24 9 17 2 444 636 137

Источник: Росстат,«Тройка Диалог».

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДОХОДОВ

Если рассматривать распределение среднедушевых доходов по квинтилям, нельзя не признать, что Москва несравнимо богаче регионов. Однако далеко не все богатство сосредоточено в Москве (рис. 15).

ОХВАТ РЫНКА

Похожие результаты дает и анализ охвата населения товарами и услугами. Во всех сегментах потребительского рынка Москва намного опережает регионы. Второе место занимают Северо-Западный и Уральский ФО, последнее — Южный ФО, а посредине приблизительно на одном уровне располагаются Сибирский, Приволжский, Центральный и Дальневосточный ФО (табл. 2).

АКТИВЫ

Все российские сырьевые товары очевидным

образом производятся в регионах.

■ Уральский ФО — средоточие добывающих отраслей: доля округа в общероссийском производстве нефти составляет 68 %, газа — 91 %, стали — 38 %.

■ На долю Приволжского ФО приходится 20 % добываемой в России нефти и 30 % фонда пахотных земель.

■ В Сибирском ФО добывается 80 % угля.

■ В Северо-Западном и Центральном ФО выплавляется по 17 % российской стали.

■ В Южном ФО находится 19 % пахотных земель (рис. 16).

6 ООО 5 ООО

Квинтили: I I Первый

Второй

| Третий

Четвертый

1 1 Нефть Сталь ■■ Пахотная земля

1 1 Газ Уголь

источник: носстат, оценка«I ройки диалог».

Источник: Росстат.

Рис. 15. Средний месячный доход на душу населения по Рис. 16. Удельный вес регионов в добыче полезных

квинтилям в 2008 г. (по ППС) ископаемых, выплавке стали и земельном фонде

финансовая аналитика

Таблица 3

Структура ВРП регионов в 2005 г., %

Федеральный округ Сельское и рыбное хозяйство Добывающие отрасли Обрабатывающие отрасли и энергетика Строительство и ЖКХ Торговля, финансовые и прочие услуги Транспорт и связь Образование здравоохранение и т. п.

Россия 6 13 24 14 21 11 11

Центральный ФО 9 2 32 14 18 10 13

Москва 0 0 18 18 45 9 10

Северо-Западный ФО 5 8 28 15 18 15 13

Южный ФО 15 3 21 15 19 13 15

Приволжский ФО 9 15 29 13 14 10 10

Уральский ФО 3 43 20 1 1 9 9 6

Сибирский ФО 8 9 32 1 4 14 13 13

Дальневосточный ФО 10 15 13 17 14 15 15

СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК

Отметим следующие важные особенности экономик ФО.

■ Удельный вес сельского хозяйства в экономике Южного ФО составляет 15 % при 6 % в среднем по России.

■ Добывающие отрасли вносят 43 %-ный вклад в ВРП Уральского ФО, а в ВРП Приволжского и Дальневосточного — только 15 %-ный.

■ Обрабатывающие отрасли играют наиболее важную роль в экономике Северо-Западного, Сибирского и Приволжского ФО.

В ВРП Москвы доля услуг достигает 45 % (табл. 3).

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

До сих пор основным получателем прямых иностранных инвестиций была Москва. Лишь двум-трем другим регионам доставалась более или менее значительная доля этих средств (рис. 17, 18).

9% Северо-Западный ФО 44% Москва

Уральский ФО 11%

Сибирский ФО 9% Приволжский ФО 6%

Центральный ФО 8%

Дальневосточный ФО 10%

Южный ФО 3%

Источник: Росстат.

Рис. 17. Региональная структура прямых иностранных инвестиций в 1996 — 2006 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Росстат.

Рис. 18. Прямые иностранные инвестиции на душу населения в 1996 — 2006 гг.

ПРИМЕР РЕГИОНАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Российские регионы, конечно, неоднородны. Например, в больших городах розничных торговых площадей на душу населения в целом недостаточно, но в Казани наблюдается их избыток (рис. 19).

Сокращение отставания от Москвы

ПОТЕНЦИАЛ РОСТА

Анализ показывает, что как по размеру среднедушевого ВВП, так и по охвату населения товарами и услугами Москва намного опережает регионы. Таким образом, у них есть большой потенциал роста до уровней, установленных столицей (рис. 20).

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ

Мы полагаем, что российские регионы пойдут вслед за Москвой и Восточной Европой по пути

Казань Санкт-Петербург Москва Екатеринбург Нижний Новгород Самара Пермь Волгоград Ростов-на-Дону Уфа Челябинск Омск Новосибирск

50

100

150

200

250

300

Источник: Росстат.

Рис. 19. Розничные торговые площади на душу населения в крупнейших городах России

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Годы

Москва - 1

Польша - 2

3 -

Российские регионы

Источник: МВФ, Росстат, оценка «Тройки Диалог».

Рис. 21. Динамика роста среднедушевого ВВП российских регионов и Польши

м

Источник: Росстат.

Рис. 20. Превосходство Москвы над регионами по уровню подушевого ВВП и развития потребительских рынков

сближения в социально-экономическом развитии с другими восточноевропейскими странами. В отношении подушевого ВВП такое сближение уже происходит (рис. 21).

Пример другим секторам подала мобильная связь. Еще в 2001 г. во всех регионах, вместе взятых, число абонентов сотовой связи было меньше, чем в Москве, но с ростом благосостояния, внедрением новейших технологий и созданием дистрибьюторских сетей в регионах охват местного населения услугами сотовой связи резко увеличился и сейчас соответствует московскому уровню двухлетней давности (хотя догнать столицу регионы, вероятно, не смогут) (рис. 22).

ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ

Неофициальные данные указывают на то, что быстрый рост в регионах уже начался. Это подтверждается динамикой увеличения объемов

2001 2002 2003 2004 2005 Годы

- Москва Регионы -

Источник: операторы сотовой связи.

Рис. 22. Охват населения услугами сотовой связи

2004 2005 2006 2007 2008

Годы

Источник: Росстат, оценка «Тройки Диалог».

Рис. 23. Рост оборота розничной торговли

розничной торговли, кредитования и продаж автомобилей.

В регионах оборот розничной торговли увеличивается на 25 % в год, что на 10 п. п. превышает рост московского рынка, который насыщен намного сильнее. По нашим оценкам, в Москве доля организованной розничной торговли достигает 40 % по сравнению с 25 % в регионах. Стратегия современных розничных сетей во многом направлена на сокращение этого отставания (рис. 23).

6 - 6

4 ^^ 4

2 2

0 0

2003 2004 2005 2006 2007 Годы

- Москва Регионы -

Рис. 24. Рост числа автомобилей на тысячу жителей

В регионах сумма кредитов, выданных физическим лицам, составляет в среднем 600 долл. США на душу населения по сравнению с 1 300 долл. США в Москве. По нашим оценкам, объемы розничного кредитования в регионах растут на 30 % в год, а в Москве - на 25 % (рис. 24).

Как инвестировать в региональный рост

СЕКТОРА

По определению экономический рост российских регионов будет выгоден в первую очередь секторам, ориентированным на внутренний рынок. Их можно разделить на две группы: выигрывающие собственно от повышения потребительского спроса и выигрывающие от общего развития региональной инфраструктуры (например, цементная промышленность). В данном обзоре мы не рассматриваем такие отрасли, как трубная промышленность, потенциал роста которых обусловлен развитием скорее экспортной, чем региональной инфраструктуры. Кратко охарактеризуем текущее состояние и перспективы секторов, ориентированных на внутренний рынок (рис. 25).

■ Сотовая связь. Это — один из немногих секторов, где стремительный региональный рост уже произошел: 83 % российских абонентов сотовой связи живет в регионах. Мы еще ожидаем некоторого увеличения охвата, но основным фактором роста станет повышение дохода на абонента: этот показатель в регионах сейчас ниже, чем в Москве.

■ Широкополосный Интернет. В развитии широкополосного Интернета регионы очень сильно отстают от Москвы: охват населения составляет соответственно 6 и 47 %. Сейчас региональные рынки широкополосного Интернета

вступили в стадию быстрого роста: наиболее активные из московских операторов, такие как Комстар-ОТС и Голден Телеком, осуществляют стремительную экспансию в регионы.

■ Розничная торговля. За пределами столицы оборот розничной торговли увеличивается на 25 % в год, что на 10 п. п. превышает рост московского рынка, который насыщен намного сильнее. Розничные сети активно расширяют свое присутствие в регионах, на которые, по прогнозам операторов, со временем будет приходиться основная часть их продаж.

■ Производство потребительских товаров. Здесь разные сегменты находятся на разной стадии эволюции. В молочной промышленности происходит переход на марочную продукцию, а в пивоварении продолжается многолетняя «гонка за лидером»: развертывание региональной дистрибьюторской сети еще не завершено, и в регионах среднедушевое потребление пива составляет 50 — 60 л в год по сравнению с 80 л в Москве.

■ СМИ. В этом секторе регионы все еще очень сильно отстают от Москвы: в столице годовые расходы на СМИ составляют, по нашим оценкам, 400 долл. США на душу населения, в регионах — 50 долл. США (эти цифры, по-видимому, не вполне точны по причине двойного учета). Считается, что увеличивать расходы на региональные СМИ рановато, но мы не сомневаемся, что время для этого придет.

■ Девелопмент. Острая конкуренция и высокие цены на недвижимость в Москве побуждают девелоперов искать источники роста в регионах. По нашим оценкам, Москва опережает

Доля региональных рынков Региональная составляющая

в выручке в 2008 г роста в 2008-201 0 гг.

Источник: оценка «Тройки Диалог».

Рис. 25. Региональная составляющая выручки и роста сектора потребительского рынка

финансовая аналитика

проблемы и решения

Таблица 4

Ставка на региональный рост

Региональная составляющая, %

Подсектор Выручка в 2008 г. Прирост объема продаж в 2008 - 2010 гг.

ГАЗ Автомобилестроение 75 80

Северсталь-Авто Автомобилестроение 70 75

Сбербанк Банковские услуги 60 65

ВТБ Банковские услуги 40 75

УРСА Банк Банковские услуги 100 100

Банк «Возрождение» Банковские услуги 83 90

Комстар-ОТС Проводная связь 10 25

Голден Телеком Проводная связь 30 50

Балтика Производство товаров массового спроса 60 80

Вимм-Билль-Данн Производство товаров массового спроса 65 80

Лебедянский Производство товаров массового спроса 60 80

Efes Breweries Производство товаров массового спроса 70 90

НУТРИТЕК Производство товаров массового спроса 30 50

Группа «Черкизово» Производство товаров массового спроса 50 70

Калина Производство товаров массового спроса 80 80

СТС Медиа СМИ 40 55

Вымпелком Сотовая связь 65 70

МТС Сотовая связь 65 70

АФК «Система» Сотовая связь 55 60

Группа ПИК Девелопмент 40 70

Открытые инвестиции Девелопмент 10 20

РТМ Девелопмент 70 100

ХБ Retail Group Розничная торговля 25 50

Магнит Розничная торговля 90 100

Седьмой Континент Розничная торговля 15 40

Аптечная сеть «36,6» Розничная торговля 60 75

Источник: «Тройки Диалог».

регионы по размеру торговых площадей на душу населения вдвое, а офисных — впятеро.

■ Продажа автомобилей. Число автомобилей в регионах ежегодно растет более чем на 6 % по сравнению с 4 % в Москве, т. е. в полтора раза быстрее. Между тем число автомобилей на тысячу жителей в Москве все еще приблизительно на 40 % выше, чем в регионах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Банковские услуги. Сумма кредитов, выданных физическим лицам, в регионах составляет в среднем 600 долл. США на душу населения по сравнению с 1 300 долл. США в Москве. И текущие темпы, и потенциал роста рынка розничного кредитования в регионах выше, чем в столице.

Покупка акций инфраструктурных компаний: цементных заводов, строительных организаций, предприятий черной металлургии и электроэнергетики — тоже позволяет сделать ставку на экономический рост российских регионов, но в ограниченной степени, так как перспективы этих компаний во многом определяются другими факторами.

АКЦИИ

В табл. 4 приводится список из 26 акций, покупку которых мы считаем лучшим способом сделать ставку на региональный рост. Критерием отбора служил удельный вес регионов в выручке и приросте объема продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.