Научная статья на тему 'Российские музыкально-педагогические системы второй половины XIX - начала XX вв'

Российские музыкально-педагогические системы второй половины XIX - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МУЗЫКИ / РУССКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПРИНЦИП ОТ ЗНАНИЯ К УМЕНИЮ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СВОЕВРЕМЕННОСТЬ СИСТЕМНОСТЬ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / THEORETICAL UNDERSTANDING OF MUSIC / RUSSIAN MUSICAL TRADITIONS / THE PRINCIPLE OF KNOWLEDGE TO ABILITY / DIFFERENTIATED LEARNING / TIMELINESS / CONSISTENCY / EMOTIONAL APPROACH TO LEARNING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгаков В.Д.

В статье дается краткий анализ педагогических взглядов выдающихся композиторов и учителей музыки на развитие дореволюционного русского музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MUSICAL AND PEDAGOGICAL SYSTEMS OF THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

The article gives a brief analysis of pedagogical views of outstanding composers and music teachers on the development of pre-revolution Russian music education.

Текст научной работы на тему «Российские музыкально-педагогические системы второй половины XIX - начала XX вв»

Педагогика и образование

УДК 781

В.Д. Булгаков

РОССИИСКИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

В статье дается краткий анализ педагогических взглядов выдающихся композиторов и учителей музыки на развитие дореволюционного русского музыкального образования.

Ключевые слова: теоретическое осмысление музыки, русские музыкальные традиции, принцип от знания к умению, дифференцированное обучение, своевременность системность, последовательность, эмоциональный подход в обучении.

Vyacheslav D.Bulgakov RUSSIAN MUSICAL AND PEDAGOGICAL SYSTEMS OF THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES The article gives a brief analysis of pedagogical views of outstanding composers and music teachers on the development of pre-revolution Russian music education.

Keywords: theoretical understanding of music, Russian musical traditions, the principle of knowledge to ability, differentiated learning, timeliness, consistency, consistency, emotional approach to learning.

Одним из видных представителей русской музыкально-педагогической системы в данный период являлся Сергей Иванович Танеев (1856-1915). Он преподавал в Московской консерватории с 1878 по 1905 г.г., продолжая педагогические традиции своих учителей П.И. Чайковского (1840-1893) и Н.Г. Рубинштейна (1835-1881).

С.И. Танеева можно сравнить с И.С. Бахом (1685-1750). Оба были выдающимися композиторами, которым присуще лирико-философское, драматическое и полифоническое начало. Тем не менее, С.И. Танеев в большей степени тяготел в музыкальной педагогике к теоретическому осмыслению музыки, чем И.С. Бах.

В Московской консерватории С.И. Танеев вел теоретические дисциплины: контрапункт, фугу и музыкальные формы. У С.И. Танеева - педагога была своя система взглядов на развитие русской музыки. Он считал, что русская музыка должна пройти тот же полифонический путь развития, что и западноевропейская, сохраняя при этом русские музыкальные традиции (народную песню, подголосочную полифонию). «Русские мелодии должны быть положены в основу [...] образования» - считал С.И. Танеев. Думаю, что придет время, - когда в консерваториях не станут слепо учить тому, чему учат в Лейпциге и Берлине»[1, с. 787].

Глубоко изучая теоретические аспекты музыки, С.И. Танеев в какой-то мере отставал от современных практических задач своего времени. Односторонность его взглядов была характерна для С.И. Танеева - композитора, ученого и педагога. Недостаточно оценивая богатый практический опыт русских композиторов, С.И. Танеев тем самым ставил теоретическую зада-

чу в развитии русского стиля в музыки.

Чтобы студент в совершенстве овладел игрой произведения на фортепиано. С.И. Танеев рекомендовал его длительное время играть и держать в репертуаре. Данная педагогическая традиция была заложена учителем С.И. Танеева, ректором Московской, консерваторий Н.Г. Рубинштейном. Сам С.И. Танеев ежедневно занимался по пять часов в день, считал, это необходимым для поддержания педагогической исполнительской формы.

Принцип от знания к умению был ведущим у Н.С. Танеева - педагога. Под его руководством учебный хор и оркестр консерватории исполнил оратории Г. Генделя «Самсон» и «Израиль в Египте» и оперу В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», что повысило исполнительное мастерство студентов.

«Чтобы оградить себя от дурного к урокам, - вспоминал ученик И. Танеева Ю. Энгель, -Сергей Иванович не занимался более двух часов в день» [2, с. 90]. Он не опаздывал, не пропускал уроков, занимался больше положенного времени со студентами, пропущенные занятия возмещал.

С.И. Танеевым - ученым были написаны книги по полифонии «Подвижной контрапункт строгого письма» (1909) и «Учение о каноне», что позволило понять как велись теоретические дисциплины в консерватории.

Композитор Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908) в отличии от С.И. Танеева в большей степени был связан с общественно-просветительской деятельностью. Профессор Петербургской консерватории, директор Бесплатной музыкальной школы, инспектор хоров морского ведомства, а так же с 1883г. по 1894 г. управляющий Придворной певческой капеллы. Н.А. Римский-Корсаков тем самым обогатил внес большой вклад в организационный процесс музыкального образования России второй половины XIX - начало XX вв.

Как педагога Н.А. Римского-Корсакова беспокоило: многолетний курс обучения профессионального музыканта (школы, училище, ВУЗ), который морально и материально не был оценен государством. В статье «Обязательное и добровольное обучение в музыкальном искусстве» [Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки (1869-1907). - СПб., 1911] ратовал за дифференцированное обучение будущих музыкантов, готовя достаточное количество музыкантов средней квалификации и небольшое количество виртуозов.

Нужно подчеркнуть педагогические взгляды Н.А. Римского-Корсакова на профессиональное обучение музыканта: можно учиться самостоятельно, консультируясь у опытного педагога; системность и последовательность своевременности в обучении; были ведущими принципиально в музыкально-педагогической системе Н.А. Римского-Корсакова; связь теории с практикой в форме концертного выступления, «ибо искусство по существу своему практично, а не теоретично» - писал он. [3, с.68]

В период работы в Петербургской певческой капелле, Н.А. Римский-Корсаков обратил внимание на перегруженность учащихся общеобразовательными дисциплинами. «Общее образование для музыкантов должно быть сведено к небольшому числу предметов и как можно больше музыки» - писал композитор [4, с. 76]. Однако, в современном вузовском музыкальном образовании России это вопрос остается актуальным.

В российских музыкально-педагогических системах данного периода широко применялось хоровое пение, как основа общего музыкального воспитания народных масс. «Только оно одно и может сделаться всеобщим, -писал С.Н. Миропольский, - так как для этого не нужно особых дарований и что все дети могут заниматься им сравнительно успешно» [5, с. 30].

Однако, известные деятели музыкального образования Н.Д. Кашин (1839-1920) и А.В. Никольский в своем пособии «Начальный учебник хорового пения» (М., 1909) придерживались мнения, что заниматься нужно только с детьми у которых есть хороший слух и голос. Такой негативный подход можно было заметить и в советской школьной педагогике.

В конце XIX века среди педагогов - музыкантов наблюдалась тенденция по внедрению методик школьного хорового пения. Д. Зорин обращал внимание на эмоциональный подход в обучении хоровому пению; С.Н. Миропольский (1842-1907), в процессе хорового пения, обучал детей теории музыки и сольфеджио; А.Л. Маслов (1876-1914) применял методику иллюстративного рисования хорового произведения. Так, в дореволюционной России активно внедрялась методика хорового пения, что нельзя сказать об общеобразовательных школах постсоветского времени.

Литература

1. Ливанова Т. Педагогическая деятельность русских композиторов - классиков. - М.; Л., 1951.

2. Там же.

3. Римский-Корсаков НА. Музыкальное образование. (Статьи и материалы)/ Под ред. С.Р. Гинзбурга. - Л., 1959.

4. Там же.

5. Апраксина ОА. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. - М.; Л., 1948.

References

1. Livanova T. Pedagogicheskaya deyatel'nost' russkih kompozitorav - klassikov. - M.; L., 1951.

2. Ibidem.

3. Rimskij-Korsakov N.A. Muzykal'noe obrazovanie. (Stat'i i materialy) / Pod red. S.R. Ginzburga. - L., 1959.

4. Ibidem.

5. Apraksina O.A Muzykal'noe vospitanie v russkoj obshcheobrazovatel'noj shkole. - M.; L., 1948.

УДК 024

О.А.Калегина, Г.М.Кормишина ЧТЕНИЕ В КОНТЕСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Проведен сравнительный анализ социологических исследований чтения 60-80-х годов ХХ века и настоящего времени по таким параметрам, как распространенность и структура чтения, место в структуре свободного времени, среди средств массовой информации, роль библиотеки в организации чтения. Сделан вывод о негативной динамике показателей чтения и необходимости приобщения населения к чтению, повышения востребованности современной библиотеки.

Ключевые слова: библиотека, социокультурная ситуация, чтение, читатель, социология чтения.

Olga A.Kalegina, Guzela M.Kormishina READING IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIOCULTURAL SITUATION. A comparative analysis of the sociological research of reading of the 60-80s of the twentieth century and the present has been carried out on such parameters as the prevalence and structure of reading, place in the structure of free time among the media, the role of the library in reading organization. The conclusion was made about the negative dynamics of reading indicators and the need to involve the population in reading, increasing the demand for a modern library.

Keywords: library, sociocultural situation, reading, reader, sociology of reading.

В условиях социальной нестабильности, обусловленной внешними и внутренними противоречиями современного развития общества очень важно сохранить духовные и культурные ценности, объединяющие все слои общества. Положительный результат деятельности системы образования и воспитания создает предпосылки для стабилизации общественных процессов и выхода страны из кризиса. Традиционно для нашей страны основой формирования и развития гармонично развитой личности и социума в целом является чтение. Динамика, характер и содержание чтения - важнейшего звена образования и воспитания зависит от социокультурной ситуации, сформированной политическими и социально-экономическими факторами развития общества.

На протяжении многих столетий в переломные моменты истории наблюдалось резкое изменение характера и содержания чтения в соответствии с существенным изменением социокультурной ситуации. Не претендуя на глубокий исторический экскурс, проведем небольшой сравнительный анализ ситуации чтения как общественного явления в нашей стране с начала 60-х годов ХХ века. Развитие науки и техники, подъем общественного сознания, особое место искусства (кинематографа, живописи, музыки, литературы) в жизни страны позиционировали чтение как значимое общественное явление. Вот как писал об этом известный библиотековед О.С. Чубарьян: «Под влиянием глубоких социальных, экономических и культурных сдвигов в стране, совершенствования производства и общественных отношений, роста творческой и общественной активности народа... поднятия его культурного уровня неизмеримо разнообразнее стало использование книжных богатств в целях формирования человека развитого социалистического общества» [1, с. 23-24]. Это время можно смело назвать годами рождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.