Научная статья на тему 'Российские грантовые фонды как инструмент продвижения проектов в сфере культуры и искусства (на примере Республики Мордовия)'

Российские грантовые фонды как инструмент продвижения проектов в сфере культуры и искусства (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
проекты в сфере культуры и искусства / проектная деятельность / проекты / грантовая деятельность / российские фонды / цифровая культура / projects in the field of culture and art / project activities / projects / grant activities / Russian funds / digital culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елена Николаевна Ломшина, Елена Николаевна Антипкина, Юрий Алексеевич Кондратенко

Введение. В статье рассматриваются особенности региональной культурной политики на примере отдельного субъекта Российской Федерации – Республики Мордовия. Региональная культурная политика в настоящее время выступает как самостоятельная область проектной деятельности и направлена на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности регионального пространства, определение и эффективное использование имеющихся в нем ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры и креативных технологий. Материалы и методы. Исследование основано на нормативно-законодательных документах, материалах грантовых фондов. Методика сбора эмпирических данных включала анализ базы данных поддержанных проектов, содержания публикаций в средствах массовой информации. При этом использовались методы сопоставления и сравнения, необходимые при работе с электронными базами данных. Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования были рассмотрены особенности региональной культурной политики на примере Республики Мордовия, проанализированы материалы интернет-портала «Культура. Гранты России», официальных сайтов Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Российского фонда культуры, Фонда Института развития интернета. Акцентировано внимание на реализованных в Республике Мордовия проектах в области культуры и искусства, поддержанных фондами. Заключение. Рассмотренные мероприятия и инструменты поддержки проектов в сфере культуры дают положительные результаты и позволяют повысить эффективность проектной деятельности, создают благоприятное пространство для развития креативных технологий в регионах. Проведенное авторами исследование будет способствовать созданию информационно-коммуникационного пространства, аккумулирующего информацию о всех российских грантовых конкурсах, условиях участия в них и результатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian grant foundations as a tool for promoting projects in culture and arts (with a focus on the Republic of Mordovia)

Introduction. This article examines the features of regional cultural policy using the example of a particular subject of the Russian Federation – the Republic of Mordovia. Regional cultural policy is currently emerging as an independent area of project activity aimed at the comprehensive study and development of the historical and cultural uniqueness of the regional space, as well as the identification and efficient utilization of its resources (intellectual, financial, material-technical, etc.). It also involves the development and implementation of regional programs for the support and development of culture and creative technologies. Materials and Methods. The study is based on regulatory and legislative documents and materials from grant funds. The methodology for collecting empirical data included an analysis of the database of supported projects, as well as the content of publications in mass media. Comparative and contrasting methods were employed, which are essential when working with electronic databases. Results and Discussion. During the research, the specifics of regional cultural policy in the Republic of Mordovia were examined. Materials from the “Culture. Grants of Russia” internet portal, official websites of the Presidential Grants Fund, the Presidential Fund for Cultural Initiatives, the Russian Cultural Fund, and the Internet Development Institute Fund were analyzed. Special attention was given to projects in the field of culture and art supported by these funds. Conclusion. The examined measures and tools for supporting projects in the field of culture have yielded positive results and enhanced the effectiveness of project activities, creating a favorable environment for the development of creative technologies in the regions. The research conducted by the authors will contribute to the creation of an information and communication space that accumulates information about all Russian grant competitions, their terms of participation, and results.

Текст научной работы на тему «Российские грантовые фонды как инструмент продвижения проектов в сфере культуры и искусства (на примере Республики Мордовия)»

Научная статья

УДК 7:008 (083.94) (470.345)

DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.356-367

ISSN 2076-2577 (Print), 2541-982X (Online)

Российские грантовые фонды

как инструмент продвижения проектов

в сфере культуры и искусства

(на примере Республики Мордовия)

Елена Николаевна Ломшина Елена Николаевна Антипкина Юрий Алексеевич Кондратенко

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия

Введение. В статье рассматриваются особенности региональной культурной политики на примере отдельного субъекта Российской Федерации - Республики Мордовия. Региональная культурная политика в настоящее время выступает как самостоятельная область проектной деятельности и направлена на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности регионального пространства, определение и эффективное использование имеющихся в нем ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры и креативных технологий. Материалы и методы. Исследование основано на нормативно-законодательных документах, материалах гран-товых фондов. Методика сбора эмпирических данных включала анализ базы данных поддержанных проектов, содержания публикаций в средствах массовой информации. При этом использовались методы сопоставления и сравнения, необходимые при работе с электронными базами данных.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования были рассмотрены особенности региональной культурной политики на примере Республики Мордовия, проанализированы материалы интернет-портала «Культура. Гранты России», официальных сайтов Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Российского фонда культуры, Фонда Института развития интернета. Акцентировано внимание на реализованных в Республике Мордовия проектах в области культуры и искусства, поддержанных фондами. Заключение. Рассмотренные мероприятия и инструменты поддержки проектов в сфере культуры дают положительные результаты и позволяют повысить эффективность проектной деятельности, создают благоприятное пространство для развития креативных технологий в регионах. Проведенное авторами исследование будет способствовать созданию информационно-коммуникационного пространства, аккумулирующего информацию о всех российских грантовых конкурсах, условиях участия в них и результатах.

Ключевые слова: проекты в сфере культуры и искусства, проектная деятельность, проекты, грантовая деятельность, российские фонды, цифровая культура

Для цитирования: Ломшина Е. Н., Антипкина Е. Н., Кондратенко Ю. А. Российские грантовые фонды как инструмент продвижения проектов в сфере культуры и искусства (на примере Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 3. С. 356-367. DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.356-367.

Введение

В современном постоянно меняющемся мире важную роль в достижении целей развития государства играет воспитание молодежи, основанное на формировании духовных ценностей и смыслов, где большое значение имеет культура. Стратегическим решением на государственном уровне стал запуск национального проекта «Культура», разработанного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О на-

циональных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включающего три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Его реализация началась 1 января 2019 г. Впервые культура была возведена в ранг государственных приоритетов, разработан проект по ее развитию. В национальном проекте особое значение придается доступности сферы культуры

356 Финно-угорский мир. 2023. Том 15, № 3

© Ломшина Е. Н., Антипкина Е. Н., Кондратенко Ю. А., 2023

не только жителям крупных городов, но и отдаленных населенных пунктов.

25 января 2023 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808», в котором говорится, что ресурсное обеспечение государственной политики - прямая обязанность фондов. Одним из действенных и целенаправленных инструментов поддержки региональной культуры в контексте реализации национального проекта «Культура» сегодня стали гранты и субсидии.

В Республике Мордовия уделяется большое внимание реализации проектной деятельности некоммерческими организациями. Министерство культуры, национальной политики и архивного дела РМ осуществляет постоянный мониторинг заявок, проводит семинары, мастер-классы по их оформлению, оказывает методическую помощь заявителям.

Обзор литературы

При написании работы авторы опирались на положения о культуре как неотъемлемой составляющей культурно-исторического пространства и определяющем факторе общественного развития, а также на методологические аспекты реализации культурной политики, раскрытые в трудах О. Н. Астафьевой, И. А. Бутенко, В. А. Го-ренкина, В. М. Межуева, К. Э. Разлогова,

A. В. Швецова и др. (см., например: [1; 2; 5]). Структурно-системный анализ культурной политики, включая изучение ее теоретических моделей, представлен в исследованиях А. Визанда, М. Драгичевич-Шешич, К. Мак-Кафи, А. Моля, В. В. На-точего, Б. Стойковича, Г. Х. Шартрана. В свете наблюдаемой в настоящее время концептуализации культурной политики большую значимость приобретают разнообразные понятия, относящиеся к сфере организации и управления культурой, разработанные благодаря исследовательским усилиям Т. М. Гудимы, И. Е. Дискина,

B. С. Жидкова, А. В. Каменца, Г. Г. Карповой, А. В. Костиной, К. Б. Соколова, И. Г. Хангельдиевой.

Отдельные направления и аспекты государственной культурной политики получили освещение в работах современных отечественных ученых. В частности, к теоретическим вопросам регионоведения и культурной регионализации обращались С. И. Барзилов, Н. В. Зубаревич, В. Л. Ка-ганский, Р. Ф. Туровский. Специфику взаимосвязи и взаимовлияний идентичности и этнокультурной идентификации изучали А. В. Баранов, И. В. Малыгина, Е. В. Морозова, О. И. Орачева. Общетеоретические основания культурной политики в части ее проблематики, связанной с ре-гионоведением и проблемами культурного развития регионов, проанализированы Н. М. Геновой, А. Л. Зориным [9], Л. Б. Зу-бановой, М. П. Крыловым, Л. М. Мосоловой, И. Я. Мурзиной, С. Б. Синецким, И. А. Скрипачевой.

Проблематика государственного гран-тового финансирования деятельности некоммерческого сектора находится в фокусе внимания исследователей с конца XX в. Разработкой теоретических, методических и прикладных проблем реализации проектного менеджмента занимаются многие западные и отечественные ученые. Так, вопросы социально-культурного проектирования раскрываются в трудах Г. М. Бир-женюка, М. П. Горчаковой-Сибирской, И. Ф. Симоновой [10], В. В. Стебляка [12] и др. Различные аспекты проектного управления представлены в работах российских специалистов О. Г. Басалаевой и П. И. Балабанова [3], В. В. Богданова, М. Ф. Дубовика, О. Н. Ильиной, А. С. Козлова, И. И. Ма-зура, Н. В. Узловой [15], В. Д. Шапиро и др. К ключевым вопросам менеджмента в культурной сфере и социокультурного менеджмента обращались Л. Н. Галенская, Г. М. Галуцкий, А. Д. Жарков, Н. А. Ми-хеева, Л. И. Рудич, Т. Н. Суминова [14], Е. Г. Ходжаян, О. С. Чернявская, В. М. Чижиков, В. В. Чижиков и др.; к различным аспектам арт-менеджмента - Н. В. Бело-блоцкий, С. Б. Войтковский, С. М. Корне-ева, Т. В. Косцов, Д. Пассман, Г. Л. Туль-чинский и др. Идеи технологического подхода с позиции управления разрабатывались В. П. Беспалько, В. М. Монаховым, А. И. Нижниковым, В. Ю. Питюковым,

Т. К. Смыковской, А. И. Уманом и др. Технологии подготовки и проведения фестивалей и конкурсов отражены в трудах В. А. Бабкова, Д. М. Генкина, О. Я. Гойх-мана, Т. В. Козловой, А. Н. Колотурского, В. А. Моряхина, Б. В. Периля. Грантовая политика фондов как социальная инвестиция и важный элемент политики государства по развитию российских социально ориентированных некоммерческих организаций рассмотрена В. А. Смирновым [11], арт-проектирование в контексте креативной экономики - Т. Н. Суминовой [13], креативные индустрии как канал популяризации историко-культурного наследия регионов - А. В. Грошевой [4].

Материалы и методы

Исследование основано на нормативно-законодательных документах, материалах грантовых фондов. Методика сбора эмпирических данных включала анализ базы данных поддержанных проектов, содержания публикаций в средствах массовой информации. При этом использовались методы сопоставления и сравнения, необходимые при работе с электронными базами данных.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время в стране функционируют несколько грантовых фондов, поддерживающих проекты в сфере культуры, искусства и креативных индустрий, в частности Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Российский фонд культуры, Фонд Института развития интернета.

Фонд президентских грантов1 организован в 2017 г. по инициативе Президента Российской Федерации. Фонд принимает проекты два раза в год (первый конкурс -с 1 февраля по 15 марта, второй - с 1 сентября по 15 октября), также проводятся специальные конкурсы. Ежегодно фондом поддерживаются более 3 000 проектов в различных областях, включая сферу культуры и искусства.

С 2017 г. фондом было поддержано 22 проекта от Республики Мордовия по на-

правлению «Поддержка проектов в области культуры и искусства». За весь период функционирования фонда самая скромная сумма финансирования (208 484,00 руб.) была направлена на поддержку проекта «Этно арт-студия «Живое общение» (первый конкурс 2018 г.). Целью проекта были обозначены повышение качества жизни пожилых людей путем их комплексной культурно-досуговой реабилитации; оказание помощи в преодолении проблемы одиночества, организации досуга, продлении физической, умственной, творческой активности пенсионеров. Самая крупная сумма (3 009 644,00 руб.) выделена на проект «Международный фестиваль: Удивительный мир тишины финно-угорской культуры» (первый конкурс 2021 г.). Проект нацелен на проведение международного фестиваля, позволяющего создать условия для расширения круга общения «вживую» для инвалидов по слуху финно-угорских народностей, реализации их творческих, физических способностей; сохранение ценностей национальной культуры; создание инклюзивного волонтерского движения в Мордовии.

Большое внимание российские фонды уделяют инициативам, направленным на цифровизацию культуры. Так, проект «Доступный театр: создание интерактивных музейно-экспозиционных зон в театрах Республики Мордовия» был поддержан Фондом президентских грантов в 2020 г. Его цель - создание в театрах Республики Мордовия современных музейно-экспози-ционных пространств с целью популяризации культурного наследия региона, расширения роли театров в жизни общества за счет вовлечения зрителей в творческие культурно-просветительные проекты. В интерактивных музейно-экспозиционных пространствах представлены информация о театральной жизни, людях театра, репертуаре, научно-популярная информация по истории театрального искусства, интересная для различных групп населения (особое место заняли материалы для детей и молодежи, для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

В процессе реализации проекта были созданы три контента для интерактивной экспозиции: основной контент по истории театра, версия для людей с ограниченными возможностями, версия на английском языке для туристов и гостей театра. К оформлению музейно-экспозиционных зон были привлечены специалисты театров, ученые, музейные работники, что сделало экспозиции профессионально выстроенными и исторически достоверными. Предусмотрена возможность постоянно их расширять и активно пополнять новыми материалами о современной жизни театра.

В рамках реализации проекта проводились интерактивные экскурсии, встречи с артистами, режиссерами, художниками, тематические квесты с привлечением волонтеров театров, научно-исследовательские программы и творческие конкурсы. Это обеспечило эффективность культурно-просветительной работы и повысило интерес к театральному искусству, достижениям культуры региона.

Музейно-экспозиционные зоны в театрах привлекают внимание жителей Саранска, муниципальных районов республики, соседних регионов. Особый интерес экспозиция представляет для школьников. По итогам мероприятий проекта за счет средств софинансирования подготовлены помещения для экспозиций в музейных зонах, за счет средств гранта установлено мультимедийное оборудование, а также выставочная мебель. С участием специалистов собрана информация, созданы выставочные экспонаты, интерактивные материалы для оформления музейно-экс-позиционных зон в Государственном музыкальном театре им. И. М. Яушева, Государственном русском драматическом театре Республики Мордовия, Государственном театре кукол Республики Мордовия.

Специальные культурно-просветительные программы позволили более 10 тыс. жителей получить знания об истории театров, о культуре региона. Около 1 000 школьников и студентов встретились с творческими работниками театров, более 400 чел. приняли участие в творческих конкурсах в рамках Международного дня театра и Всероссийской акции «Ночь искусств», примерно

столько же - в мероприятиях, проведенных волонтерами театров. Мероприятия проекта широко освещались в средствах массовой информации, благодаря чему о нем узнали свыше 130 тыс. жителей республики.

Важное значение имеет научный аспект (сохранение в архивах театров ценных исторических документов на разных носителях (аудио, видео, фото, текст).

Интерактивный контент «Государственный русский драматический театр Республики Мордовия» включает несколько основных разделов.

О театре. При входе в данный раздел у пользователя есть возможность перейти в подразделы, где представлена информация об истории театра разных периодов.

Люди театра. Здесь содержится информация о ярких и важных персонах в истории театра, сформирован контент по персоналиям, включающий биографии актеров и театральных деятелей, а также ресурсы типа «фото».

Репертуар. В этом разделе приводится информация о спектаклях. Имеются два подраздела: архивный репертуар, где размещены электронные копии афиш спектаклей прошлых лет; действующий репертуар, включающий описание спектаклей, а также электронные варианты современных афиш.

Фестиваль «Соотечественники». Представлена история фестиваля с 2006 по 2019 г. - около 300 ресурсов типа «фото», 100 ресурсов типа «текст». По сути это каталог, который обладает определенными свойствами и содержит файлы, относящиеся к данному разделу (страницы, текстовый материал, а также изображения, аудио- и видеоматериал).

Структуру контента «Государственный музыкальный театр им. И. М. Яушева» также составляет ряд разделов.

Страницы истории театра. При входе в данный раздел у пользователя есть возможность перейти в подразделы, где представлена информация (ресурсы типа «фото», «аудио» и «текст») об истории театра разных периодов:

- У истоков музыкального театра Мордовии;

- Театр в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период;

- Балетная труппа театра в 1930 -1940-х гг.;

- Государственный музыкально-драматический театр;

- Театр музыкальной комедии;

- Балетная труппа в 1960-х - нач. 1990-х гг.;

- Государственный музыкальный театр им. И. М. Яушева;

- Балетная труппа театра на современном этапе.

Национальные спектакли в репертуаре театра. Здесь представлена информация о музыкальной драме «Литова», национальных операх «Несмеян и Ламзурь» и «Нормальня» Л. Кирюкова, музыкальных драмах «Невеста Грома» и «Ветер с Понизовья» Г. Вдовина, спектаклях на национальную тему в репертуаре театра 1990-х гг., балетах на национальную тему.

Люди театра. Раздел содержит информацию о ярких и важных персонах в истории театра. В результате реализации проекта сформирован контент по 51 персоналии, включающий биографии композиторов, режиссеров-постановщиков, артистов балета, солистов оперы и других театральных деятелей, а также ресурсы типа «фото».

Репертуар сегодня. Данный раздел включает информацию о таких жанрах музыкального театра, как опера, балет, оперетта, музыкальные комедии и мюзиклы, музыкальные спектакли для детей.

Структура контента «Государственный театр кукол Республики Мордовия» содержит как традиционные, так и оригинальные разделы.

История и Спектакли. Эти традиционные разделы включают информацию об истории театра и его репертуаре, насчитывающем 48 спектаклей, в том числе на национальный сюжет: «Волшебный сюлгам» А. Буртынского, П. Юртайкиной; «Дочь Вирявы» А. Аверьянова; «Журавлиная дорога» В. Брыжинского; «Овто -Мирде» («Медведь - Жених») Л. Шаховой и др.

Люди театра. Здесь рассказывается об основателях театра кукол в Республике

Мордовия, персоналиях, администрации, театральной труппе и цехах театра.

Чинжарамо. Раздел представляет историю Международного фестиваля театров кукол "Чинжарамо" («Подсолнух»). Первый фестиваль проходил в рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства летом 2011 г. на базе Государственного театра кукол Республики Мордовия. Гостями и участниками фестиваля были театры кукол Дзержинска, Полтавы, Калининграда, Грозного, Саранска и Театра теней Стамбула (Турция).

Музыка из спектаклей. В данном разделе содержится фонотека с музыкой композиторов, писавших для детских спектаклей: В. Веряскина, Г. Гладкова, Е. Кузиной, А. Курина и С. Терханова.

Дети рисуют. Этот раздел с рисунками ребят по впечатлениям от просмотра спектакля неизменно вызывает большой интерес у юных зрителей.

Таким образом, в результате выполнения работ по проекту в театрах Мордовии созданы и запущены в эксплуатацию три музейно-экспозиционные зоны, предназначенные для обработки, сохранения и обнародования (изучения) объектов наследия. Уникальность данного проекта заключается в том, что впервые публично представлены многие архивные данные, фотографии, видео- и аудиозаписи, хранившиеся в фондах Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрь-зи, Мордовской республиканской детской хореографической школы, в личных архивах артистов и сотрудников театров. Проект ориентирован в будущее.

В 2021 г. поддержку проектов в области культуры и искусства и креативных инду-стрий Фонд президентских грантов по поручению главы государства выделил в отдельную структуру - Президентский фонд культурных инициатив2. Главным отличием фонда, созданного Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2021 г.

№ 287, является поддержка творческих команд, представляющих не только негосударственные и некоммерческие организации, но и муниципальные учреждения, коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей.

Нужно отметить, что общая сумма средств, выделяемых Президентским фондом культурных инициатив на реализацию проектов в области культуры и искусства Республики Мордовия, с каждым годом увеличивается. Так, в 2021 г. максимальная запрашиваемая сумма одного проекта составляла 2 517 680,00 руб. (общая сумма на реализацию проекта - 9 030 060,00 руб.), в 2022 г. по результатам первого конкурса - 11 955 086,60 (общая сумма на реализацию проекта - 20 211 320,60 руб.), в 2023 г. по результатам второго конкурса - 27 409 334,00 руб. (общая сумма на реализацию проекта - 39 944 689,00 руб.). Всего за указанный период названным фондом было поддержано 95 региональных проектов от Республики Мордовия, включая специальные конкурсы (2021 г. -20 проектов на 22 500 тыс. руб., 2022 г. -46 на 102 000 тыс., 2023 г. - 29 на 121 612,28 тыс. руб.).

Одним из ярких, масштабных проектов, поддержанных Президентским фондом культурных инициатив в 2021 г., стал проект «Сохраняя традиции, создаем будущее: культурно-исторический проект по сохранению культурного наследия народов Мордовии» [8]. Основным результатом проекта стало создание уникальной аудиовизуальной энциклопедии по культуре народов Мордовии «Наследие» (из 119 народов выбраны семь наиболее многочисленных этносов республики: русские, мордва (мокша, эрзя, шокша), татары, украинцы, евреи, армяне, азербайджанцы). Уникальность проекта состоит в том, что впервые в Мордовии в формате аудиовизуальной энциклопедии созданы семь научно-популярных фильмов, где главные герои - аутентичные исполнители и коллективы, мастера народных промыслов и ремесел, представляющие культуру своего народа. Фильмы позволят

сохранить для будущих поколений лучшие образцы культурного наследия, часть которого, к сожалению, безвозвратно утеряна. Все фильмы размещены в свободном доступе на странице Мордовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России»3.

Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия ежегодно поддерживает проекты социально ориентированных некоммерческих организаций на участие в конкурсе в целях получения субсидии на реализацию проекта в области культуры и искусства, сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, укрепления и развития межнационального, межэтнического и межконфессионального сотрудничества, содействия духовному развитию личности. Проект «Мордовия многонациональная: межкультурный диалог» [7] получил признание на региональном и федеральном уровне, стал победителем IV Всероссийского конкурса лучших практик в сфере национальных отношений.

Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры»4 образована Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2016 г. При поддержке фонда были созданы десятки новых региональных музеев; проведены сотни всесоюзных и международных выставок, фестивалей, концертов и конкурсов; изданы уникальные книжные памятники; учреждены периодические издания во многих регионах страны.

Россия - страна с уникальной культурой, что связано с региональным многообразием. Культура и искусство оказывают прямое влияние на общественную жизнь каждого региона, вносят вклад в экономику, служат базой развития ряда других отраслей. Российский фонд культуры реализует проекты и инициативы, способствующие развитию как отдельных регионов, так и культурной сферы всей страны. Сегодня фонд имеет 45 отделений

в субъектах Российской Федерации, оказывает организационную, методическую и консультационную помощь регионам, поддерживает важные и перспективные для российской культуры начинания.

Российский фонд культуры реализует широкий перечень грантов и конкурсов, направленных на поддержку новых, общественно значимых и просто интересных и перспективных проектов в различных областях культуры и искусства. Фонд стремится повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества, привлечь к сотрудничеству максимальное количество региональных организаций и создать наиболее благоприятные условия для сохранения культурного наследия в равных условиях для всех этнокультурных групп нашей страны. В частности, он выступает организатором проводимого в рамках реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» Конкурса некоммерческих организаций на предоставление грантов в целях поддержки творческих проектов в сфере народного творчества, музыкального, театрального, хореографического, изобразительного, декоративно-прикладного искусства, музейного и библиотечного дела.

Одним из знаковых художественно-творческих проектов, реализованных в Республике Мордовия, является проект «Летний театральный сезон в Темнико-ве», поддержанный Российским фондом культуры в 2021 г. Проведение фестиваля стало заметным событием в сфере сохранения и популяризации театрального и музыкального искусства в регионе. Фестиваль прошел в формате опен-эйр в старейшем городе Мордовии Темникове. В программу были включены концерт симфонического оркестра Государственного музыкального театра им. И. М. Яушева, состоящий из произведений мордовских композиторов, показ балетных спектаклей «Мордовская легенда» и «Алена Арзамасская». Реализация проекта внесла вклад в рост привлекательности региона как цен-

тра культурного туризма и увеличение потока туристов из различных районов Мордовии и других регионов Российской Федерации. Участие в проекте одного из самых крупных театральных коллективов Саранска и республики - Государственного музыкального театра им. И. М. Яуше-ва - способствовало пропаганде лучших достижений в области национального музыкального и театрального искусства, укреплению межкультурных связей между регионами. Проект получил признание на федеральном и региональном уровне. Организаторами проведена работа, направленная на его дальнейшее развитие.

Опен-эйр фестиваль «Летний театральный сезон в Темникове» планируется превратить в ежегодное мероприятие. В программу фестиваля будут включаться спектакли всех театров Республики Мордовия (музыкальные, драматические, постановки театров кукол), филармонических коллективов, учреждений культуры, в которых есть концертные программы и спектакли (например, Мордовской государственной филармонии, Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюко-ва, Мордовской республиканской детской хореографической школы). Дополнять ее будут циклы культурно-просветительных мероприятий: открытые лекции, мастер-классы, творческие встречи с артистами и режиссерами. Большое внимание в рамках фестиваля будет уделяться развитию он-лайн-форматов для мероприятий проекта (прямые трансляции не только в сети «Интернет», но и на телевизионных каналах, в виртуальных концертных залах), так как они позволяют увеличить доступ к фестивальным проектам максимально широкого круга зрителей и любителей театрального искусства.

Фонд Института развития интернета (ИРИ)5 создан в 2014 г. при поддержке Администрации Президента РФ. С 2020 г. в рамках национального проекта «Культура» фонд проводит конкурс на создание социально значимого контента для молодежи. В 2020 и 2021 гг. состоялся конкурсный отбор проектов и (или) организаций в

целях создания (производства и (или) распространения) в информационно-коммуникационной сети «Интернет» контента, в том числе государственного, направленного на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи, в номинации «Молодежный контент».

Данный фонд работает в рамках реализации федерального проекта «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» («Цифровая культура»). Соискателем грантовой поддержки может стать участник, зарегистрированный в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до даты начала приема заявок на участие в конкурсном отборе проектов. К участию в конкурсе принимаются аудиовизуальные произведения разной социальной направленности и форматов (документальные и игровые сериалы, под-касты, видеоролики, мультиформатные проекты, игры, программные продукты, контент в блогосфере).

Тематика конкурса 2022 г. на создание социально значимого контента для молодежи включала шесть основных треков: «Россия XXI века» (инициативы, направленные на развитие науки, образования, здравоохранения, культуры, информационных технологий, туризма), «Мы вместе» (история и традиции многонациональной страны), «Гордимся» (успехи в науке, культуре, спорте, бизнесе, образовании), «Будь собой» (проблемы молодежи - взросление, выбор жизненного пути, буллинг, наркотики и алкоголь), «Делай добро» (волонтерство и благотворительность), «Действуй!» (олимпиады, фестивали, образовательные платформы). Их можно объединить в тематические линии, отражающие актуальную для молодежи проблематику: история и культура; достижения, открытия и развитие страны; проблемы молодежи; межнациональные отношения и традиционные ценности; мотивация и профориентирование и др.

В настоящее время ИРИ расширил список номинаций за счет рубрики на соз-

дание национального контента в цифровой среде «Национальный контент». Она включает такие тематические линии, как «Герои наших дней и поводы для гордости» (истории достижений учителей, предпринимателей, волонтеров, студентов, школьников села, города, региона, страны в науке, культуре, искусстве и спорте), «Стабильное развитие страны» (истории о гражданском активизме и опыте активного участия в политических процессах страны), «Качественные изменения жизни в России как устойчивый тренд» (контент о национальных целях развития страны - благополучие и здоровье граждан, комфортная и безопасная среда, возможности самореализации, успешное предпринимательство), «Защита национальных интересов и общественных ценностей» (контент об укреплении национального суверенитета страны, культурном коде, национальной идентичности).

Проекты, поддержанные фондом ИРИ, ориентированы на создание контента, направленного на обеспечение национальных интересов страны в цифровой среде. Победителями конкурса ИРИ стали два районных издания Мордовии. На конкурс «Грантовая поддержка региональных СМИ» принимались заявки по направлению «Специальные интернет-проекты в СМИ». В отборе участвовали средства массовой информации из всех регионов страны, за исключением Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По результатам экспертной оценки продюсерского совета ИРИ, в список проектов с высоким рейтингом вошли «Герои нашего города» (газета «Маяк» Ардатовского района) и «Герои нашего села» (газета «Примокшанье» Теньгушевского района), ставшие победителями конкурса.

Идея создания в сети «Интернет» портала, консолидирующего информацию о грантах и субсидиях в сфере культуры и искусства, стала одним из итогов форума «Культура - национальный приоритет», прошедшего в апреле 2017 г. Министерством культуры Российской Федерации совместно с Центром культурных страте-

гий и проектного управления и Дирекцией Санкт-Петербургского международного культурного форума был разработан и введен в эксплуатацию интернет-портал «Культура. Гранты России»6. Презентация новой цифровой платформы состоялась в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума в ноябре 2017 г.

Ресурс был призван информировать профессиональное сообщество о проведении конкурсов, направленных на поддержку проектных инициатив в области культуры и искусства, в том числе оказывать содействие повышению эффективности использования внебюджетных источников финансирования проектов в сфере культуры. Однако впоследствии его аудитория существенно расширилась и в настоящее время ресурс адресован всем пользователям сети «Интернет». У них имеется возможность воспользоваться сервисом обучающей симуляции «Гран-товый тренажер». База интернет-портала,

в которой аккумулировано более 1 800 заявок, обновляется и пополняется сведениями ежедневно.

Сегодня интернет-портал «Культура. Гранты России» является единственным в своем роде агрегатором - общероссийской базой грантовых конкурсов в области культуры и искусства.

Заключение

Подводя итог исследования, можно сделать вывод о том, что рассмотренные мероприятия и инструменты поддержки проектов в сфере культуры дают положительные результаты и позволяют повысить эффективность проектной деятельности, создают благоприятное пространство для развития креативных технологий в регионах. Проведенное авторами исследование будет способствовать созданию информационно-коммуникационного пространства, аккумулирующего информацию о всех российских грантовых конкурсах, условиях участия в них и результатах.

6 URL: https://grants.culture.ru/about/ (дата обращения: 07.08.2023).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астафьева О. Н. Самоорганизационные 5. компоненты социокультурного проектирования в регионах Российской Федерации // Современная действительность сквозь призму культурологического знания: ма- 6. териалы междунар. науч.-творч. форума (науч. конф.). Челябинск, 2020. С. 54-63.

2. Астафьева О. Н., Горенкин В. А., Швецова А. В. Социокультурная политика в Российской Федерации: стратегии, уров- 7. ни, инновации: моногр. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. 154 с.

3. Басалаева О. Г., Балабанов П. И. Теория и методология проектирования. Кемерово: 8. Кемеровский государственный институт культуры, 2019. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Грошева А. В. Креативные индустрии как канал популяризации историко-культурного наследия регионов // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: 9. материалы VII Междунар. науч. конф. М., 2023. С. 553-556.

364 Финно-угорский мир. 2023. Том 15, № 3

Культура и культурная политика в России / отв. ред.: И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. М.: МОНФ, 2000. 240 с. (Научные доклады; вып. 115).

Культурная политика - 2020. Взгляд субъектов Российской Федерации на основные проблемы и их решения. М.: Фонд «Институт экономики и социальной политики», 2021. 138 с.

Ломшина Е. Н. Медиафорум «Мордовия многонациональная: межкультурный диалог» // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 1. С. 122-124.

Ломшина Е. Н., Антипкина Е. Н. Сохраняя традиции: создаем будущее. Культурно-исторический проект по сохранению культурного наследия народов Мордовии // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14, № 4. С. 500-501.

Региональная культурная политика: методология, институты, практики: Ценностно-нормативный подход: моногр. / отв.

ред. А. Л. Зорин. М.: Ин-т наследия, 2019. 206 с.

10. Симонова И. Ф. Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии. СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. 250 с.

11. Смирнов В. А. Эффективность грантовой поддержки российских социально-ориентированных некоммерческих организаций (на примере Фонда президентских грантов) // Социологические исследования. 2020. № 9. С. 78-89. DOI: 10.31857/ S013216250009619-3.

12. Стебляк В. В. Специфика социокультурного проектирования в современной России // Культура и цивилизация. 2018. Т. 8, №6А. С. 119-126.

13. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент. Реализация государственной политики в сфере культуры и искусства: моногр. М.: Академ. проект, 2017. 167 с.

14. Суминова Т. Н. Проектный менеджмент как технология реализации государственной политики в сфере культуры и искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 3. С. 160-166. DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10316.

15. Узлова Н. В. Социокультурное проектирование как инструмент культурной безопасности // Russian Economic Bulletin / Российский экономический вестник. 2021. Т. 4, № 1. С. 90-92.

Поступила 16.05.2023; одобрена 15.06.2023; принята 30.06.2023.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Е. Н. Ломшина - кандидат философских наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, enlomshina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7367-4685 Е. Н. Антипкина - кандидат философских наук, заведующий учебно-практической лабораторией мультимедиаресурсов и арт-технологий Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, elana19@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8706-0679 Ю. А. Кондратенко - доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой театрального искусства и народной художественной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, yurkondr@gmail.com, https://orcid.org/0009-0008-9635-4466

(Jul KynbTyPOnOrMfl -

Original article

DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.356-367

ISSN 2076-2577 (Print), 2541-982X (Online)

Russian grant foundations as a tool for promoting projects in culture and arts (with a focus on the Republic of Mordovia)

Elena N. Lomshina Elena N. Antipkina Yuri A. Kondratenko

National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Introduction. This article examines the features of regional cultural policy using the example of a particular subject of the Russian Federation - the Republic of Mordovia. Regional cultural policy is currently emerging as an independent area of project activity aimed at the comprehensive study and development of the historical and cultural uniqueness of the regional space, as well as the identification and efficient utilization of its resources (intellectual, financial, material-technical, etc.). It also involves the development and implementation of regional programs for the support and development of culture and creative technologies.

Materials and Methods. The study is based on regulatory and legislative documents and materials from grant funds. The methodology for collecting empirical data included an analysis of the database of supported projects, as well as the content of publications in mass media. Comparative and contrasting methods were employed, which are essential when working with electronic databases.

Results and Discussion. During the research, the specifics of regional cultural policy in the Republic of Mordovia were examined. Materials from the "Culture. Grants of Russia" internet portal, official websites of the Presidential Grants Fund, the Presidential Fund for Cultural Initiatives, the Russian Cultural Fund, and the Internet Development Institute Fund were analyzed. Special attention was given to projects in the field of culture and art supported by these funds. Conclusion. The examined measures and tools for supporting projects in the field of culture have yielded positive results and enhanced the effectiveness of project activities, creating a favorable environment for the development of creative technologies in the regions. The research conducted by the authors will contribute to the creation of an information and communication space that accumulates information about all Russian grant competitions, their terms of participation, and results.

Keywords: projects in the field of culture and art, project activities, projects, grant activities, Russian funds, digital culture For citation: Lomshina EN, Antipkina EN, Kondratenko YA. Russian grant foundations as a tool for promoting projects in culture and arts (with a focus on the Republic of Mordovia). Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2023;15;3:356-367. (In Russ.). DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.356-367.

REFERENCES

1. Astafeva ON. Self-organizational components of socio-cultural design in the regions of the Russian Federation. Sovre-mennaia deistvitel'nost' skvoz' prizmu kul'turologicheskogo znaniia: materialy mezhdunar. nauch.-tvorch. foruma (nauch. konf.) = Modern reality through the prism of cultural knowledge. Materials of the international scientific and creative forum (scientific conference). Chelyabinsk; 2020:54-63. (In Russ.)

2. Astafeva ON, Gorenkin VA, Shvetsova AV. Sociocultural policy in the Russian Federation: strategies, levels, innovations. Monograph. Simferopol; 2019. (In Russ.)

3. Basalaeva OG, Balabanov PI. Theory and methodology of design. Kemerovo; 2019. (In Russ.)

4. Grosheva AV. Creative industries as a channel for popularizing the historical and cultural heritage of regions. Obraz Rodiny: soder-zhanie, formirovanie, aktualizatsiia: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. = Image of the Motherland: content, formation, actualization. Materials of the VII International scientific conference. Moscow; 2023:553-556. (In Russ.)

5. Butenko IA, Razlogov KE, eds. Culture and cultural policy in Russia. Moscow; 2000;115. (In Russ.)

366 0UHHO^opcKUü Mup. 2023. TOM 15, № 3

6. Sidorenko SV et al. Cultural policy - 2020. Views of the constituent entities of the Russian Federation on the main problems and their solutions. Moscow; 2021. (In Russ.)

7. Lomshina EN. Media forum "Multinational Mordovia: crosscultural dialogue". Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2023;15;1:122-124. (In Russ.)

8. Lomshina EN, Antipkina EN. Keeping traditions: we create the future. Cultural and historical project to preserve the cultural heritage of the peoples of Mordovia. Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2022;14;4:500-501. (In Russ.)

9. Zorin Al, ed. Regional cultural policy: methodology, institutions, practices: Value-normative approach. Monograph. Moscow; 2019. (In Russ.)

10. Simonova IF. Socio-cultural design: modern approaches and technologies. Saint-Petersburg; 2020. (In Russ.)

11. Smirnov VA. Effectiveness of grant support for Russian socially-oriented non-profit orga-

nizations (the Case of the Presidential Grants Fundation). Sotsiologicheskie issledovani-ia = Sociological Studies. 2020;9:78-89. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013216250009619-3.

12. Steblyak VV The specific features of socio-cultural design in modern Russia. Kul'tura i tsivilizatsiia = Culture and Civilization. 2018;8;6A:119-126. (In Russ.)

13. Suminova TN. Art management. Implementation of state policy in the field of culture and art. Monograph. Moscow; 2017. (In Russ.)

14. Suminova TN. Project management as a technology of implementation of the state policy in the sphere of culture and art. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. (In Russ.). DOI: 10.24411/1997-08032019-10316.

15. Uzlova NV. Sociocultural design as tool of cultural security. Rossiiskii ekonomi-cheskii vestnik = Russian Economic Bulletin. 2021;4;1:90-92. (In Russ.)

Submitted 16.05.2023; reviewing 15.06.2023; accepted 30.06.2023.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

E. N. Lomshina - Candidate Sc. {Philosophy}, Head of the Research Laboratory of Finno-Ugric Culture, National Research Mordovia State University, enlomshina@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0002-7367-4685

E. N. Antipkina - Candidate Sc. {Philosophy}, Head of the Educational and Practical Laboratory of Multimedia Resources and Art Technologies, National Research Mordovia State University, elana19@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8706-0679 Yu. A. Kondratenko - Doctor of Arts, Professor, Head of the Department of Theater Arts and Folk Art Culture, National Research Mordovia State University, yurkondr@gmail. com, https://orcid.org/0009-0008-9635-4466

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.