Научная статья на тему 'Российские естественные монополии в условиях глобального экономического кризиса: проблемы и перспективы'

Российские естественные монополии в условиях глобального экономического кризиса: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / MONOPOLISTIC FORMATIONS / NATURAL MONOPOLIES / ANTIMONOPOLY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радюкова Я. Ю.

В статье исследуются вопросы выхода российской экономики из глобального экономического кризиса. Кроме того, в статье обоснована необходимость активизации инвестиционной деятельности и увеличения объемов инвестиций в развитие естественных монополий, которое может обеспечить мультипликативное развитие смежных отраслей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN NATURAL MONOPOLIES UNDER CONDITIONS OF GLOBAL ECONOMIC CRISIS: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

In this paper, the issues of exclusion of the Russian economy from the global economic crisis are studied. In addition, a necessity of innovation activity activization and amount increase of investment in development of the natural monopolies, which may provide the multiplicative development of allied industries, is substantiated.

Текст научной работы на тему «Российские естественные монополии в условиях глобального экономического кризиса: проблемы и перспективы»

РОССИЙСКИЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Я. Ю. РАДЮКОВА

В статье исследуются вопросы выхода российской экономики из глобального экономического кризиса. Кроме того, в статье обоснована необходимость активизации инвестиционной деятельности и увеличения объемов инвестиций в развитие естественных монополий, которое может обеспечить мультипликативное развитие смежных отраслей.

Ключевые слова монополистические образования, естественные монополия, антимонопольная политика.

Осенью 2008 г. финансовый кризис в США трансформировался в тяжелейшее потрясение мировой финансовой системы. Этот шок ускорил переход рецессии в США, которая тянулась весь 2008 г. и началась с ипотечного кризиса в августе

2007 г., в мировую рецессию. Историки датируют старт мирового финансового кризиса банкротством Lehman Brothers 15 сентября 2008 г. Осенью

2008 - зимой 2009 гг. наблюдалось развертывание первой глобальной рецессии с финансовым кризисом, предшествующим сокращению объема реального производства.

Основой мирового финансового кризиса стало падение ипотечных закладных в США. В свою очередь, во всем мире отметился резкий спад строительства, автомобильной промышленности, розничной торговли. Кроме того, кризис данных отраслей мгновенно отразился на спросе и ценах сырьевых товаров, особенно металлов и энергоносителей [2].

С августа-сентября 2007 г. российские банки столкнулись с проблемой ликвидности и сжатия внешнего кредита. Однако кризис отечественные монополисты ощутили на себе лишь во второй половине 2008 г.

Со второй половины 2008 г. российская экономика перешла в качественно иной режим своего функционирования. Ключевые параметры этого периода были связаны с относительно низкими ценами на нефть («потеря ренты»), падением выпуска в промышленности и росте безработицы. Финансовые резервы хотя и упали с 600 до 400 млрд долл., но не смогли предотвратить падения рубля. Несмотря на то, что триггером россий-

ского кризиса стали события на мировых финансовых рынках и рецессия в развитых странах, степень этого влияния была связана с внутренними причинами и структурой экономики: сильная зависимость экономики от экспорта сырьевых отраслей, слабая частная финансовая система, нерешенные проблемы в экономической политике.

К началу 2009 г. российская экономика вступила в промышленную рецессию, сопровождающуюся обесценением рубля, ростом безработицы и приостановкой инвестиционных программ. Российская финансовая система оказалась не готова к мировому шоку 2007-2008 гг. и повторила путь более развитых стран - через финансовый кризис к промышленному спаду [3].

Кроме того, до 2008 г. доля расходов на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки в цене продаваемых товаров была для большинства отраслей промышленности минимальна. В результате повышения тарифов на услуги естественных монополий в мае 2008 г. ситуация резко изменилась. Уже в ноябре того же года Правительство было атаковано настойчивыми просьбами уменьшить или даже обнулить рост тарифов. По сути, пересмотр регулируемых тарифов в последние месяцы стал рассматриваться как одна из важных антикризисных мер [6].

Следует отметить, что резкое повышение тарифов на услуги естественных монополий в нормальных условиях является неадекватной мерой.

В условиях мирового финансового кризиса естественные монополии оказались в очень тяжелых условиях, что во многом объясняется резким падением спроса на их услуги, кредитным

кризисом, а в ряде случаев и обвальным снижением цен.

Кроме того, снижение объемов промышленного производства и международной торговли вызвало обвал цен на все сырьевые товары. В начале 2009 г. отмечалось всеобщее снижение динамики реального сектора всех крупных экономик. Кроме того, резкое сокращение объемов закупок и цен поставок в период кризиса оказало крайне негативное воздействие на отечественную экономику.

По итогам двухлетних исследований проводимых Институтом проблем естественных монополий можно сделать вывод о том, что мировой финансовый кризис в российской экономике начался не в октябре-ноябре 2008 г., как это принято считать, а в августе-сентябре, когда началось резкое падение спроса на промышленную продукцию и затаривание складов1.

В свою очередь, начиная с мая 2009 г. индексы ИПЕМ-производство и ИПП Росстата находились на отрицательном, но стабильном уровне, что стало индикатором некоторой стабилизации общей экономической ситуации. Однако следует отметить, что в экономике резко возросла доля теневого сектора. При этом, уже к конку года наметилась положительная тенденция роста промышленного производства и спроса по отношению к кризисным месяцам.

Кроме того, в 2009 г. продолжалось падение внутреннего и внешнего спроса. Так, например, в первом квартале внешний и внутренний спрос на отечественные промышленные товары упали сопоставимо: на 20,5 % и 24,6 % соответственно, во втором квартале на 11,7 % и 29,7 %, в третьем -на 1,6 % и 28,2 %. В этих условиях отсутствие инвестиционного спроса, связанного с обвалом фондового рынка, сделали невозможным восстановление отраслей естественных монополий направленных на обеспечение внутреннего рынка.

Из мониторинга состояния промышленного производства в России на основании индексов ИПЕМ за декабрь 2009 г., проведенного Институтом проблем естественных монополий видно, что в это время индекс ИПЕМ-производства по отношению к декабрю прошлого года составил +5,7 %, но это на 2,7 % ниже уровня декабря 2007 г. Значение индекса к ноябрю 2009 г. с учетом календарного фактора составило 3,9 %. Значение индекса ИПЕМ-производство только немногим превысило уровень первых кризисных месяцев пре-

1 По данным официального сайта Института проблем естественных монополий. иКЬ: http://www.ipem.ru

дыдущего года. Из этого можно сделать вывод о том, что тенденция к восстановлению промышленности носила достаточно слабый характер.

Таким образом, из данных Института проблем естественных монополий можно сделать вывод, что за 2009 г. индекс ИПЕМ-производство составил -9,6 %.

В условиях мирового финансового кризиса основной вклад в оживление экономических показателей отечественной экономики в 2009 г. внесли экспортно-ориентированные сырьевые отрасли экономики и отрасли, нацеленные на потребительский спрос.

По мнению ряда экспертов естественные монополии являются основой стабильного развития экономики страны. При этом, естественные монополии испытывают серьезное негативное влияние мирового экономического кризиса, одним из важнейших последствий которого стало существенное сужение инвестиционных возможностей монополистических образований, прежде всего, Газпрома, который был вынужден сократить свою годовую инвестиционную программу более чем на 30 %. Основной дефицит в части капитальных вложений по итогам 2009 г. составляет 336 млрд руб. или 38 % от необходимого объема инвестиций.

Восстановлению международной конкурентоспособности может способствовать повышение цены на продукцию естественных монополий. Планируется, что внутренние оптовые цены на газ за 2009-2011 гг. вырастут в 2,15 раза. Принятая правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития предусматривает после этого дальнейший быстрый рост оптовых цен на газ. К 2015 г. они должны повыситься по сравнению с 2008 г. в 5,5 раз, что означает рост в 3,4 раза в долларах. Газ составляет значительную часть в топливном балансе электростанций, поэтому неизбежным следствием окажется рост тарифов на тепловую и электрическую энергию. Тем самым резко вырастут производственные издержки российских производителей, и окажется подорвана их международная конкурентоспособность [4].

С одной стороны в краткосрочном периоде повышение тарифов естественных монополий оказывает негативное влияние на всех хозяйствующих субъектов, которые формируют сильные коалиции по противодействию повышению тарифов. С другой стороны, недоинвестирование в развитие естественных монополий может привести к появлению ограничений для экономического роста в долгосрочном периоде (причем уда-

рит, прежде всего, по экономическим агентам, выигрывающим от низкого темпа роста тарифов в настоящее время [1].

Текущий экономический кризис совпал с самым началом нового масштабного отраслевого инвестиционного цикла. Это связано с необходимостью обновления основных фондов естественных монополий.

В этой связи резкий секвестр инвестиций в отрасли естественных монополий (особенно в газовую) в период кризиса, безусловно, неблагоприятно отразится на внутренней жизни страны, ее международном имидже и будет иметь крайне тяжелые последствия для всей российской промышленности, в частности металлургии, энергетического и транспортного машиностроения, а также строительной отрасли. Как отметил Ю. Саакян, ОАО «Газпром» закупает около половины от всего объема производства труб большого диаметра в России. Если предположить, что сокращение инвестиционной программы приведет к пропорциональному сокращению отдельных статей затрат, то при сокращении инвестиционной программы ОАО «Газпром» на 25 % произойдет снижение спроса на ТБД в России на 12,5 % [7].

По мнению экспертов Института проблем естественных монополий, основным препятствием для начала восстановления экономики является отсутствие тенденций по восстановлению внутреннего спроса. Поддержка инвестиционного процесса в инфраструктурных отраслях - один из наиболее действенных механизмов увеличения внутреннего спроса на отечественную промышленную продукцию. В связи с этим глава Института проблем естественных монополий отметил, что набор мер государственной поддержки в этом направлении может быть самым широким. В частности для газовой отрасли предлагается ввести прямую финансовую поддержку. «Дополнительное финансирование газовой отрасли в рамках инвестиционного процесса, обеспечивающее заказ в промышленности и инфраструктуру для будущих поколений, намного эффективнее, чем вливания в банковскую систему. Кроме того, как источник инвестиций для финансирования инфраструктурных проектов во многих европейских странах используются средства пенсионного фонда», - отмечает Ю. Саакян [5].

В настоящий момент естественным монополиям рекомендовано «уточнить инвестиционные программы», однако пока результаты «уточнения» отсутствуют. Прежде всего это связано с тем, что масштабные инвестиционные программы, необходимые для успешного послекризисно-

го развития экономической инфраструктуры страны, оказались под реальной угрозой неисполнения, которое может оказать крайне негативное влияние на состояние российской промышленности, даже более разрушительное влияние, чем рост тарифов на товары и услуги естественных монополий. Это негативное влияние обусловлено тем фактом, что электроэнергетика, газовая отрасль и железнодорожный транспорт обладают наибольшим мультипликатором в части спроса на продукцию смежных отраслей.

По сути, естественные монополии в период кризиса способны стать одними из ключевых потребителей российской промышленной продукции, обеспечивая необходимый уровень спроса для сохранения производства. В связи с этим сохранение относительно высокого уровня роста тарифов естественных монополий в 2009 г., способного возместить хотя бы часть их выбывающих доходов, именно в период кризиса обретает смысл. Если естественные монополии откажутся от инвестиций на период кризиса, то после его завершения возникнет острый дефицит инфраструктурных мощностей. Причем, учитывая длительность инвестиционных циклов в инфраструктурных отраслях, дефицит может продлиться не менее трех, а то и пяти лет. И каждый год только на этом дефиците экономика будет терять 2-3 % роста ВВП [6].

Повышение тарифов является примером того, как «распределенные» группы поддержки такого решения в совокупности оказались более активными, чем консолидированная группа противников сокращения роста тарифов (прежде всего в лице самих монополий). В долгосрочном плане повышение тарифов вернется, так как на его стороне не только интересы естественных монополий, но и потенциальная экономия энергоносителей через переход к энергосбережению.

С другой стороны, рост тарифов для населения должен быть реализован только совместно с одновременным принятием соответствующего комплекса социальных мер (в том числе, по бюджетному субсидированию оплаты тарифов для социально незащищенных и малоимущих слоев населения). Учитывая, что подобные меры не принимаются, планируемый рост тарифов приведет к еще более серьезному, чем было бы вне кризиса, падению жизненного уровня значительной части населения России, особенно в населенных пунктах, наиболее пострадавших от сокращения производства. В итоге в 2009 г. мы получим массовый рост неплатежей за коммунальные услуги со стороны населения и муниципалитетов, а так-

же существенное снижение доступности пассажирского железнодорожного транспорта для граждан России, следствием чего будет уменьшение взаимосвязанности регионов и целостности государства [6].

Таким образом, структура отечественной экономики и состояние конкуренции на внутренних рынках обусловливают особую актуальность совершенствования антимонопольной политики в период спада. В основу деятельности по защите свободной конкуренции должны быть положены меры по устранению и пресечению создания новых административных барьеров. Важную роль в этом контексте может сыграть метод оценок регулирующего воздействия, учитывающих влияние изменения законодательства и режима регулирования на выигрыши отдельных групп и общества в целом. Кроме того, необходима ревизия используемой модели тарифного регулирования. Существует целый ряд отраслей, где конкуренция могла бы быть активизирована (пусть и в небольшой степени) путем отмены тарифных и нетарифных ограничений на пути импорта.

Литература

1. Григорьев Л., Плаксин С. Цели и интересы групп на старте кризиса: как сохранить позиции и дожить до модернизации. Стратегии социально-экономического развития России: влиянии кризиса. Ч. 1 / под ред. И. Ю. Юнгенса. М., 2009. С. 190.

2. Григорьев Л., Салихов М. Мировой финансовый шок: старт глобального кризиса. Старт рецессии в России: 2008-2009 гг. Стратегии социально-экономи-

ческого развития России: влиянии кризиса. Ч. 1 / под ред. И. Ю. Юнгенса. М., 2009. С. 7.

3. Григорьев Л., Салихов М., Кондратьев С. Старт рецессии в России: 2008-2009 гг. Стратегии социально-экономического развития России: влиянии кризиса. Ч. 1 / под ред. И. Ю. Юнгенса. М., 2009. С. 34-35.

4. Гурвич Е. Макроэкономическая политика в послекризисный период. Стратегии социально-экономического развития России: влиянии кризиса. Ч. 1 / под ред. И. Ю. Юнгенса. М., 2009. С. 71.

5. Саакян Ю. Остались без добычи // Российская бизнес газета. 6.10.2009.

6. Саакян Ю. Тарифы на услуги естественных монополий в условиях кризиса // Энергослужба предприятия. 2009. № 1(37). С. 2-3.

7. Только в период с 2010 до 2012 г. потребность Газпрома в ТБД составит 3,7 млн т. // Металлоснабже-ние и сбыт. 01.12.2009.

* * *

RUSSIAN NATURAL MONOPOLIES UNDER

CONDITIONS OF GLOBAL ECONOMIC CRISIS: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Ya. Yu. Radyukova

In this paper, the issues of exclusion of the Russian economy from the global economic crisis are studied. In addition, a necessity of innovation activity activization and amount increase of investment in development of the natural monopolies, which may provide the multiplicative development of allied industries, is substantiated.

Key words: monopolistic formations, natural monopolies, antimonopoly policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.