Научная статья на тему 'Российские электромобили - конкурентный продукт на мировом рынке'

Российские электромобили - конкурентный продукт на мировом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филь А.Д., Петров А.С., Антамошкина Е.А.

В настоящее время, из-за воздействия большого количества автомобилей на экологию в мире, важным и актуальным становится вопрос о выпуске в серийное производство электромобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ELECTRIC CARS - A COMPETITIVE PRODUCTIN THE GLOBAL MARKET

Currently, due to the impact of a large number of vehicles on the environment in the world, important and relevant becomes the issue of mass production of electric vehicles.

Текст научной работы на тему «Российские электромобили - конкурентный продукт на мировом рынке»

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

УДК 669.113.1

РОССИЙСКИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ - КОНКУРЕНТНЫЙ ПРОДУКТ

НА МИРОВОМ РЫНКЕ

А. Д. Филь, А. С. Петров Научный руководитель - Е. А. Антамошкина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660031, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Б настоящее время, из-за воздействия большого количества автомобилей на экологию в мире, важным и актуальным становится вопрос о выпуске в серийное производство электромобилей.

RUSSIAN ELECTRIC CARS - A COMPETITIVE PRODUCT IN THE GLOBAL MARKET

A. D. Fil', A. S. Petrov Scientific supervisor -E. A. Antamoshkina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660031, Russian Federation

Currently, due to the impact of a large number of vehicles on the environment in the world, important and relevant becomes the issue of mass production of electric vehicles.

Выхлопные газы автомобилей - основной источник загрязнения атмосферы развитых стран Запада. В России автотранспорт борется с объектами химической и целлюлозно-бумажной промышленности лишь за третье место в списке ключевых источников загрязнения воздуха в России. Наши города-миллионники выбиваются из общей экологической картины по стране. В них ситуация та же, что и в западных мегаполисах: доля загрязнения автотранспортом составляет10-80 % от совокупного количества выбросов вредных веществ в атмосферу.

Казалось бы, нет ничего страшного в том, что загрязнение выхлопными газами в российских мегаполисах перекрывает выбросы всех промышленных предприятий, раз на Западе аналогичная история. Но на самом деле в европейских, американских и японских городах машин в 2-3 раза больше, а экология в большинстве из них лучше, чем у нас. Отсюда вывод: автомобильные выбросы в мегаполисах РФ в разы токсичнее зарубежных.

Вследствие этого, мы считаем целесообразным использование электромобилей. Наш Автоваз в 2012 году выпустил электромобиль ElLada, который успешно конкурирует с американским электромобилем Tesla. В 2014 году был проведен тест-драйв электромобилей различных марок таких как: два Mitsubishi i-miev, Nissan Leaf, электробайк Zero, американский купе-кабриолет Tropica и несколько мини-электрокаров. Это был 201 километровый заезд от Краснодара до Анапы, и только Tesla и ElLada смогли достичь финиша [2]. Однако затраты на производство электромобиля достаточно велики и такой автомобиль подойдет не каждому потребителю, в связи с высокой ценой (более 1 млн руб.). В целом российский автопром не пользуется большой популярностью на Российском и мировом авторынке. Российский Автоваз пытается завоевать европейский рынок, вкладывая огромные средства в новые модели, как например Lada Vesta. Конечно, этот автомобиль получился весьма солидным на вид, но куда уж нашей Lade до таких магнатов как BMW, Mercedes, и т. д. У российского автопрома есть шанс конкурировать на рынке электроавтомобилей, что наглядно показал тест-драйв.

Тому, что Ellada будет востребована на рынке, свидетельствует следующие факторы спроса:

1. В связи с применением гибкого производства снижаются издержки, за счет этого по мнению экспертов ожидается снижение цены до 100-800 тыс. руб.

2. Этот автомобиль уникален в своем роде, и совершенно безвреден для окружающей среды и безопасен для потребителя.

3. Цена главного конкурента автомобиля Tesla варьируется от 3 млн руб., что в разы дороже, чем ElLada.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

4. Электроавтомобили постепенно входят в моду у потребителей.

5. Нет необходимости в затратах на нефтепродукты.

С другой стороны есть факторы, ограничивающие спрос на данный момент:

1. Высокая стоимость автомобиля.

2. Высокая стоимость технического обслуживания.

3. Не проработана схема утилизации батарей в связи с этим ни один производитель не взял на себя обязательств по замене старых батарей на новые.

4. Стоимость аккумулятора варьируется от 25-50 % от общей суммы расходов на автомобиль.

5. Нет достаточного количества подходящих мест для подзарядки аккумулятора электромобиля.

Мы считаем, что Автовазу следует направить все свои силы и возможности на производство

автомобиля ElLada, его усовершенствования под климатические условия страны и дизайном, для Европы. На Автовазе действует гибкое производство (lean production), где большая часть комплектующих производится крупными независимыми поставщиками, количество которых невелико, где поставщики имеют ряд обязанностей при проектировании изделий и разработке концепции производства и поставляют завершенные комплектующие. Гибкое производство предусматривает ликвидацию оказавшихся излишними производственных операций, повышение качества производства, уменьшение количества используемых производственных ресурсов всех видов, а также снижение издержек вследствие оптимизации производственного процесса [1].

Гибкое производство позволит со временем снизить затраты на выпуск модели ElLada, а соответственно и её рыночную стоимость, что приведет в конченом счете к серийному выпуску данной модели не только в России, но и в мире

Подводя итоги, можно сказать, что ElLada является серьезным конкурентом на мировом рынке, что со временем повлияет на концепцию автомобильного рынка России и экономику страны в целом. Но в настоящее время переход к серийном выпуску электромобилей затруднителен в связи с факторами, ограничивающими спрос. В перспективе по оценкам экспертов к 2020 году доля электромобилей в развитых странах составит от 10-20 % всего нового автопарка. Более того, к концу десятилетия стоимость батарей, используемых в электромобилях, снизится на 45 %, а стоимость самих машин на 30-40 %. Также американский инвестиционный фонд Enerfund намерен вложить 50 млн. долларов в Российские разработки по созданию зарядной инфраструктуры, благодаря чему через 2 года на территории России появятся около 2000 обычных и 100 быстрых зарядных станций (последние способны зарядить электромобиль за 10-15 минут) [3].

Библиографический список

1. Производственный менеджмент : учебник / под ред. В. А. Козловского. М. : Инфра-М, 2003.

574 с.

2. URL: http://www.lada.ru/ (дата обращения: 30.03.2015).

3. URL: http://top.rbc.ru/economics/27/09/2012/671560.shtml (дата обращения: 30.03.2015).

© Филь А. Д., Петров А. С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.