Научная статья на тему 'Российские читательницы в прошлом и настоящем. Зачем и как изучать?'

Российские читательницы в прошлом и настоящем. Зачем и как изучать? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
449
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛИ / ЖЕНЩИНЫ-ЧИТАТЕЛЬНИЦЫ / ИСТОРИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧТЕНИЯ / ЧИИТАТЕЛЕВЕДЕНИЕ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ / READERS / FEMALE-READERS / HISTORY OF READERS / READING SURVEYS METHODOLOGICAL MEANS / READEROLOGY / GENDER / GENDER ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сокольская Лэся Васильевна

Статья посвящена обоснованию научной значимости и методологии исследования истории и современного состояния читательской деятельности российских женщин. Выполнена категоризация женщин как особой группы читателей; охарактеризована научная разработанность темы чтения женщин российским книговедением, в том числе читателеведением; дано комплексное представление о междисциплинарной источниковой базе для проведения подобных исследований; воссоздана многоаспектная оценка состояния изученности женщин-читательниц; продемонстрированы возможности развития методологического аппарата исследований чтения и читателей за счет введения категории гендер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FEMALE READERS IN THE PAST AND AT PRESENT. WHAT FOR AND HOW MUST THEY BE STUDIED?

The article justifies the scientific significance and research methodology of history and modern state of readers activity among Russian women. The author categorizes women as a special group of readers, characterizes the scientific readiness of the reading topic interested for the Russian women given by the Russian bibliology and readerology. The article also contains complex idea of interdisciplinary source grounds for carrying out such surveys. Multi-aspect evaluation of female readers' knowledge state has been recreated in the article. The author demonstrates possible development ways of methodological means to be used for reading and readers surveys at the expense of introducing the «Gender» category.

Текст научной работы на тему «Российские читательницы в прошлом и настоящем. Зачем и как изучать?»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

Л. В. Сокольская

РОССИЙСКИЕ ЧИТАТЕЛЬНИЦЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ.

ЗАЧЕМ И КАК ИЗУЧАТЬ?

Статья посвящена обоснованию научной значимости и методологии исследования истории и современного состояния читательской деятельности российских женщин. Выполнена категоризация женщин как особой группы читателей; охарактеризована научная разработанность темы чтения женщин российским книговедением, в том числе читателеведением; дано комплексное представление о междисциплинарной источниковой базе для проведения подобных исследований; воссоздана многоаспектная оценка состояния изученности женщин-читательниц; продемонстрированы возможности развития методологического аппарата исследований чтения и читателей за счет введения категории гендер.

Ключевые слова: читатели, женщины-читательницы, история читателей, методология исследований чтения, чиитателеведение, гендер, гендерный анализ.

The article justifies the scientific significance and research methodology of history and modern state of readers activity among Russian women. The author categorizes women as a special group of readers, characterizes the scientific readiness of the reading topic interested for the Russian women given by the Russian bibliology and readerology. The article also contains complex idea of interdisciplinary source grounds for carrying out such surveys. Multi-aspect evaluation offemale readers’ knowledge state has been recreated in the article. The author demonstrates possible development ways of methodological means to be used for reading and readers surveys at the expense of introducing the «Gender» category.

Key words: readers, female-readers, history of readers, reading surveys methodological means, readerology, gender, gender analysis.

Тема чтения и читателей, непосредственно связанная с мировоззренческими и культурными факторами общества, обречена иметь характер непреходящего социального значения. При этом неизбежные колебания остроты ее актуальности в настоящий период развития российского социума зафиксированы в повышенном состоянии. Причиной этого является диагностирование социологами, культурологами, педагогами, специалистами книжного и библиотечного дела «кризиса чтения», проявившегося в утрате им социально-культурного престижа, снижении количества читателей, объемов чтения и приобретения книг, вытеснении чтения из сферы досуга и других параметрах. В этой связи актуализируются все исследовательские проекты, дающие принципиально новое знание о читателе, на-

правленные на осознание ситуации и напрямую или косвенно способствующие ее разрешению.

Специалистами книжного и библиотечного дела в последние десятилетия предприняты определенные действия по изучению претерпевшей значительную трансформацию российской читательской публики и выработке на основе полученных данных последующей адекватной реакции. Тем не менее желаемого результата, подтверждающего решительное укрепление статуса чтения, книги как средства сохранения, воспроизводства, обновления и трансляции культурных и социальных ценностей, не наблюдается. Данное обстоятельство позволяет предполагать недостаточность прилагаемых усилий и полученных знаний по этому вопросу.

17

Одним из важнейших итогов исследований современной российской читательской аудитории стало заключение о ее новой стратификации, вызванной формированием групп читателей, которые отличаются способами включения в книжную культуру и имеют особые мотивированные тематические и жанровые предпочтения в чтении. Ранее они не регистрировались по разным причинам: из-за их фактического отсутствия, нежелания признавать идеологизированным советским библиотековедением (книговедением), отсутствия инструментария их выявления. Центральная идейная позиция современных российских книговедческих наук состоит в том, чтобы рассматривать действия читателя (покупателя, потребителя книжной продукции, библиотечного пользователя) как его суверенное социокультурное поведение: разнообразные культурные потребности читателя (покупателя, потребителя книжной продукции, библиотечного пользователя) формируются, дифференцируются и интегрируются под влиянием социокультурного бытия, а их удовлетворение является законным и социально справедливым. В связи с этим исследования в направлении познания реально существующих групп читателей являются рациональными и перспективными.

Одной из значительных (как по количеству, так и по социальной значимости) новых групп российских читателей, зафиксированных в 1990-е гг. наукой и практикой книжного и библиотечного дела, а также в общественном представлении, стали женщины. Этот факт по своему содержанию и времени проявления абсолютно вписывается в общесоциальную ситуацию тех лет, когда «произошла визуализация особых интересов женщин во всех сферах - от интимной, частной до гражданской, публичной» [11, с. 167]. На наш взгляд, осознание женщин как особой группы читателей явилось также прямым результатом предсказаний ученых о «... перспективе

трансформации культуры в сторону ее большей феминизации», что позволило им сделать заключение о том, что «. создается объективная необходимость в изменении культуры с учетом специфики бытия женщины и ее труда, особого положения женщины в обществе» [29, с. 141].

Действительно, отечественное книжное дело уже с середины 1990-х гг. убедительно подтверждает это предположение: женщины преобладают среди покупателей книжной продукции и популярной периодики, в значительной мере прежде всего на них ориентируются издательства, они составляют до 70-80 % пользователей общедоступных библиотек [23]. Количественные показатели женщин как читательниц - убедительный аргумент правомерности дифференцированного отношения к ним науки и практики книжного дела. Однако наиболее существенными представляются социальные параметры этой группы читателей, убеждающие в необходимости повышенного интереса к ним. Женщины преобладают среди населения России (по последней, 2002 г., переписи населения - на 10 млн в сравнении с мужчинами), возрастает значение женщин как структурного компонента трудовых ресурсов, актуализируется уникальный статус женщин как нравственного и культурного начала в функционировании семьи, воспитании детей, сбережении духовных традиций нации [7]. Признано, что в качестве социальной силы женщины оказывают разностороннее влияние на ход истории: ускоряют или замедляют общественный прогресс, содействуют или препятствуют возникновению и решению социальных конфликтов [18, с. 31].

Следовательно, читательская деятельность женщин - это явление общественного значения, так как она обеспечивает определенный уровень образования и культуры женщин, определяет духовно-нравственную сферу общества. Исследования женщин как читательниц обращены к крупнейшей по

18

количеству и уникальной по социальнокультурной значимости для сохранения национальной идентичности группе российского общества [14]. По этому поводу вспомним слова французской писательницы и философа, автора самого полного историко-философского исследования всего комплекса проблем, связанных с женщиной, -книги «Второй пол» - Симоны де Бовуар: «Даже в России они (курсив. - С. Б.) все же остаются женщинами» [3, с. 25].

Осознание женщин как читателей, исследование их чтения как формы духовной жизни, фактора социализации отвечает центральной тенденции развития современной науки - смещения ее тематического спектра в сторону гуманистического, целостного подхода к человеку, к изучению его высших проявлений [6, с. 41]. В этом ракурсе научная проблематика, обращенная к женщинам, особо актуализируется: инициирована целая область научных исследований - так называемых гендерных и женских исследований. В результате в современном обществе стали видимыми не только традиционные социальные роли женщины (репродуктивная, воспитательная, хозяйственная), но и ее роль в создании и развитии духовной культуры страны. Ученые говорят о необходимости «переоткрытия» прошлого «. с тем, чтобы выявить, где и почему началось искажение и замалчивание женского бытия. Пересматриваются история экономических учений, история литературы, событийная история и т. д. Особое внимание уделяется новому прочтению истории философии» [29, с. 143]. Стало очевидным, что современные исследования крайне редко изучают духовные особенности женщин. Хотя, как признавал профессор Петербургского университета В. М. Хвостов еще в 1914 г., «в духовных особенностях женщин должна заключаться главная причина того общественного положения, которое создалось для женщины историей, ими должно определяться то на-

правление, которое примет в будущем социальная жизнь женщины» [26, с. 5].

Между тем сфера духовных, интеллектуальных возможностей и способностей женщин относится к числу наиболее проблематичных. В истории философии и общественной мысли до сих пор довлеет теория А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Вейнин-гера, З. Фрейда и других мыслителей-«феминофобов» об объявлении интеллекта, особенно его продуктивно-творческих возможностей, заповедной территорией мужчин [28, с. 101]. Следует учитывать, что длительное время, а отчасти и сейчас, не только в общественном, но и в научном сознании «женщина и все женское всегда понималось как “особенность” по отношению к “норме” человека. Чаще эта “особенность” оценивалась отрицательно, как некий “дефект” подлинной человечности.» [4, с. 58-59].

Современная наука вооружает нас принципиально иной гносеологической базой относительно этого вопроса, подтверждая принципиальное равноправие интеллектов у людей разных полов. При этом, однако, не опровергается и тот факт, что равенство интеллектов, т. е. способностей к творческой деятельности, вовсе не означает полного тождества познавательных процессов у мужчин и женщин, в том числе разница наблюдается в реализации вербальной функции [Там же, с. 106, 108]. Более того, вербальная область культуры, «.поддержание языковых, песенных и пр. традиций в условиях быстро меняющегося мира издавна является сферой интересов по преимуществу женщин» [27, с. 138].

Чтение, безусловно, также относится к вербальной сфере. Однако несмотря на то, что даже на обывательском уровне не отрицается факт повышенного (в сравнении с мужчинами) интереса женщин к этому виду деятельности, и в прошлом, и в настоящем тема чтения женщин скорее вызывала и вызывает иронию (даже у специалистов), чем серьезное отношение. В этом

19

смысле весьма продуктивным выглядит лингвистический анализ слова читательница в рамках заключений ученых о грамматических формах русского языка женского рода. Слово читательница относится к случаю, когда женский род образуется от мужского путем приращения к слову суффиксов и окончаний женского рода (читатель - читательница). А это, по мнению исследователей, означает, что при создании слова «отражаются воззрения общества на женщину как на производное от мужчины и создают определенный психо-лингвисти-ческий эффект. проникающий в более глубокие пласты психики именно в силу своей неочевидности» [4, с. 169-170]. Эволюция и современное положение россиянок как читательниц заставляют принять во внимание данное лингвистическое заключение. В определенной мере исследования читательской деятельности женщин направлены на развенчание мифа о ней как не могущей быть предметом культурного и научного интереса.

При этом в исследованиях женщин как читателей ни в коей мере не должна присутствовать задача выявления некой их исключительной роли в становлении и развитии российской читательской аудитории. Безусловно, в своих основных тенденциях судьба российской читательницы неизбежно повторяет судьбу российского читателя как обобщенного образа, однако, внимание исследователей чтения женщин должно быть сконцентрировано на тех тонких различиях этих судеб, которые относятся к социокультурным, так как вытекают из разницы женского и мужского менталитета, обусловленной традиционными отличиями воспитания, образования, психики и образа жизни.

Таким образом, правомерность научных исследований, обращенных к идентификации женщин как читателей, определена факторами:

1) отраслевыми (для книжного дела и книговедения1), в том числе:

- научными - необходимость познания наиболее значительной читательской группы с целью углубления представлений о современных читателях и особенностях исторической динамики определенной читательской группы в контексте истории российского читателя в целом, а также актуализации научных исследований в книжном деле в направлении сближения с общенаучной гуманистической проблематикой и использования современной методологии;

- практическими - необходимость познания наиболее значительной современной группы потребителей книжной продукции с целью адекватной практической реакции;

2) социальными - необходимость познания важнейшей для сохранения национальной идентичности социальной группы с целью регулирования ее читательской деятельности.

Активизация научных исследований читательского поведения женщин предопределена их явно выраженной недостаточностью. При этом социальность центральных составляющих категорий этой проблематики («чтение» и «женщина») провоцирует их междисциплинарный ха-

1 Считаем целесообразным поддержать терминологические предложения В. Я. Аскаровой и использовать в данном исследовании основные термины именно в таком содержании: книговедение -комплексная наука, объектом которой является книжное дело, включающее создание, распространение и использование книги; читателеведение -составная часть книговедения, исследующая взаимодействие читателей с институтом книжного дела и вбирающая достижения смежных наук, изучающих различные аспекты читательской деятельности; читатель - обобщенный образ, распространяющийся на лиц, реализующих тот или иной вид читательской деятельности; понятие книга трактуется расширительно, подразумеваются и периодические издания [2, с. 7, 8].

20

рактер. Методологическое значение в данном случае должны иметь работы методологов и теоретиков разных научных сфер: истории, гендерологии (Н. И. Абубакирова,

С. Г Айвазова, Н. Л. Пушкарева, Л. П. Репина,

Г. Г. Силласте), культурологии (Ю. М. Лот-ман, Т. Г. Киселева), книговедения (В. Я. Аскарова, А. А. Беловицкая, И. Е. Баренбаум,

A. И. Барсук, А. Н. Ванеев, М. П. Ельников,

B. С. Крейденко, М. Н. Куфаев).

Для воссоздания фактографической основы истории и современного состояния социокультурного статуса женщин значимыми являются работы российских историков дореволюционного периода и настоящего времени (Е. В. Анисимов, С. Н. Кай-даш, В. В. Михневич, Э. А. Павлюченко,

Л. Н. Пушкарев, Н. Л. Пушкарева, Е. Н. Щепкина), социологов (С. Б. Борисов, Л. Т. Ши-нелева).

При категоризации женщин как одной из классификационных групп читателей базовыми выступают труды отечественных библиотековедов (А. Н. Ванеева, Н. Е. Добрыниной, Э. И. Ивановой, Е. Е. Троицкой). Осмыслению чтения женщин как социокультурного феномена, фактора социализации способствуют труды В. П. Белянина,

Л. Д. Гудкова, Б. В. Дубина, О. С. Либовой,

В. С. Крейденко, М. М. Самохиной,

В. Д. Стельмах, А. И. Рейтблат.

Наиболее значимыми по количеству содержащихся сведений относительно истории женского чтения являются работы дореволюционных историков, изучавших тему жизни и быта российских женщин, -

И. Е. Забелина, В. В. Михневича, Е. Н. Щепкиной, современных историков - Е. В. Анисимова, С. Н. Кайдаш, Н. Л. Пушкаревой,

Э. А. Павлюченко. Отдельные факты, иногда с некоторым комментарием, содержатся в работах дореволюционных и современных литературоведов, культурологов, историков -В. Г. Белинского, В. Э. Вацуро, В. С. Жидкова, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского,

Н. И. Костомарова, Б. Н. Краснобаева,

21

Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана. П. Н. Милюкова, А. М. Панченко, В. С. Поликарпова, П. Н. Сакулина, Л. Н. Семеновой, В. В. Си-повского, К. Б. Соколова, О. Г. Чайковской.

В современной книговедческой печати есть отдельные примеры целенаправленного обращения к теме истории русской читательницы (А. Г. Глухов, Д. К. Равинский, Л. М. Ровнянская, А. Ю. Самарин, Л. В. Сокольская), однако, преобладают случаи рассмотрения этого вопроса в комплексе с другими по истории русского читателя и (или) отечественной книги, при этом, как правило, приводятся лишь отдельные факты относительно чтения женщин (материал такого рода представлен в сборниках РГБ (ГБЛ) «Чтение в дореволюционной России» (1991, 1995), РНБ (ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина) «История русского читателя», в отдельных работах российских ученых-книговедов - А. И. Абрамова, Б. В. Банка, И. Е. Баренбаума, А. В. Блюма, Т. Г. Куприяновой, С. П. Луппова, Д. К. Равинского, Н. А. Рубакина, А. И. Рейтблата, Н. Н. Розова, А. Ю. Самарина, Б. В. Сапунова, М. И. Слуховского, А. Е. Шапошникова).

Оригинальный своей документальностью и эмоциональностью материал по истории чтения российских женщин содержится в отечественной и зарубежной мемуарной литературе (Д. Д. Благово, А. Т. Болотов, Т. Готье, Е. Р. Дашкова, Н. Б. Долгорукая, В. Н. Головина, Е. А. Сабанеева, М. И. Пыляев). Незаменимыми по своей значимости в качестве отражения обобщенных образов эпохи выступают произведения следующих авторов: С. Т. Аксакова, А. С. Грибоедова, И. П. Лажечникова, Н. Т. Помяловского, А. С. Пушкина, Е. П. Растопчи-ной и др.

Следует отметить, что значительный, хотя и разрозненный, эмпирический материал о чтении русских женщин дореволюционного прошлого содержится в публикациях краеведческого характера. В целом по досоветскому периоду истории российской

читательницы мы располагаем отдельными сведениями о чтении некоторых, как правило, социально-избранных женщин; разрозненными фактами из читательской биографии конкретных женщин или российских женщин как обобщенного образа; немногими примерами книгоиздательской деятельности, ориентированной на женскую аудиторию.

Чтение советских женщин также обделено вниманием специалистов. Лишь относительно 1920-х гг., что вполне объяснимо с учетом общественной ситуации, можно говорить о некотором вынужденном интересе к нему: специалисты этого времени обращались к таким вопросам, как чтение домашних работниц (Б. Банк), работающих женщин (Н. Вин), общие вопросы чтения женщин (Л. Коган). В некоторой степени нами также воссоздана картина женского чтения в 1920-е гг. [19; 21]. В последующие десятилетия тема чтения женщин в отечественной профессиональной печати представлена лишь отдельными фактами в материалах социологических исследований «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», в отдельных монографических работах (Е. Добренко).

Целенаправленно исследовать женское чтение современного периода начала И. А Бутенко в 1992 г. [5]. В настоящий момент следует констатировать по этой теме наличие совокупности материалов социологического характера, в которые включены сведения о содержании чтения россиянок, полученные в результате изучения женщин-пользователей библиотек (О. Борисова, М. Губанова, Т. Ю. Донцова,

Е. Муравьева, Г. К. Олзоева, Л. В. Сокольская, В. П. Яковец, В. В. Ялышева), итогов небиблиотечных исследований (В. Стельмах,

О. С. Либова, А. Г. Макарова), исследований в молодежной среде (П. Б. Бирюков,

М. М. Самохина), материалов маркетинговых исследований в книготорговой сфере (Н. С. Литвинец, М. Морозовский, А. И. Рейт-

22

блат, Э. П. Седова), данных социологических опросов женского населения на предмет места книги и чтения в системе досуга (И. А. Бутенко, Т. Морозова). Огромный эмпирический материал о чтении женщин предлагают литературоведы в рамках изучения современной женской книги, в частности, любовного романа (О. Борисова, О. Вайнштейн, Г. Лебедева, Т. Морозова, М. Морозовский, Ю. Уваров). Дифференцированное восприятие женщин как читателей отразилось в публикациях по таким вопросам, как формы обслуживания женщин в библиотеках (публикации библиотекарей-практиков), функционирование «женских библиотек» за рубежом (Е. М. Ястребова), деловое чтение женщин (О. Е. Балкова, Л. Пронина), материнское чтение и обслуживание в библиотеках женщин-матерей (Л. В. Сокольская).

В целом при уже накопленном современным российским книговедением значительном эмпирическом материале по разным аспектам деятельности женщин-читателей следует оценить его как поверхностный, спонтанный, разрозненный, не дающий полного комплексного представления о женщинах как социальнозначимой читательской группе по следующим параметрам:

- методологическое обоснование правомерности вычленения данной читательской группы;

- природа и эволюция формирования женской читательской аудитории как своеобразной;

- женская читательская деятельность как часть истории российского читателя и как социокультурное явление исторического прошлого и настоящего;

- чтение как фактор социализации личности женщины;

- опыт исследовательской практики чтения женщин в России и за рубежом;

- социальное значение и возможности культивирования, развития и поддержки чтения современных женщин формами об-

щественного книгопользования, в частности, библиотеками.

Многоаспектное, комплексное обращение к женской читательской аудитории позволило бы обогатить методологический аппарат исследований чтения и читателей за счет введения сравнительно новой категории социально-гуманитарного знания -гендера. По мнению специалистов, важным результатом его применения стало понимание того, «что гендерные проблемы имеют отношение ко всем без исключения социальным проблемам, ко всем сферам общественной жизни» [25, с. 3].

Использование термина гендер в наиболее признанном понимании (социокультурный пол) вооружает методикой диагностирования женщин в качестве реальных и потенциальных читателей, обуславливая обращение к таким параметрам социокультурного статуса женщин, как их гражданские права и обязанности, организация быта и повседневного уклада жизни, система женского образования, женский менталитет, право на личностную индивидуальность и приватную жизнь, общественная мораль и общественные стереотипы в отношении женщин и др. Обобщая, можно сказать, что необходимы исследования читательской деятельности российских женщин в условиях динамики развития потенциально обращенных к нему сторон их социального статуса (под последним понимается интегративный показатель положения женщин во всех сферах жизнедеятельности, функционирования общества) [18, с. 16].

Подобные исследования женской читательской деятельности должны быть направлены на выявление ее глубинных (ментальных) параметров, более того - они позволят рассматривать женщин-читательниц не только в качестве одной из читательских групп, но и как социокультурную группу населения, количественные и качественные признаки которой и в историческом про-

23

шлом, и в настоящее время имели и имеют решительное влияние на многие важные стороны как частной жизни отдельных людей, так и общества в целом.

Читательскую деятельность женщин в научных исследованиях следует позиционировать не как некую особую изолированную сферу, а как часть целостной исторической и современной отечественной картины чтения и читателей. Это означает постоянное непосредственное или косвенное обращение в исследованиях к читательской деятельности мужчин с целью более точной идентификации процесса читательской деятельности женщин. В этом случае исследования в значительной мере нивелируют вряд ли обоснованную ситуацию, сложившуюся в книговедении: методологически гендерных исследований здесь чрезвычайно мало (в отличие, например, от педагогики, социологии и др. наук).

Введение в методологию комплекса книговедческих наук категории гендера позволит обогатить ее значительным актуальным философским, антропологическим, историческим, культурологическим, социологическим знанием. Использование гендерного анализа в отдельных направлениях книговедческих наук, в частности, в изучении гендерных аспектов современного менеджмента в библиотечной деятельности, исследовании кадров библиотек демонстрирует его значительную теоретическую и практическую результативность [9; 15; 20; 22]. Новизна гендерного подхода в изучении читателей имеет выраженный когнитивный и институциональный эффект: в теорию читателеведе-ния должны быть привнесены принципиально новые сведения, актуализированы известные факты или изменены акценты в их оценке и восприятии, разработаны научно-обоснованные предложения в адрес конкретных социальных структур, обеспечивающих организацию и содержание чтения женщин.

На наш взгляд, и в прошлом, и в настоящем чтение входило и входит в структуру «социальной роли» женщин (их гендерного поведения [8]). Специалисты считают, что поведенческие гендерные стереотипы и социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания, уходящем корнями в далекое прошлое и передающемся из поколения в поколение [Там же]. Базируясь на методологии изучения больших социальных групп [1, с. 137-138] (женщин в данном случае), необходимо научно осмыслить эволюцию читательской деятельности российских женщин от ее отдельных случаев на примере конкретных личностей до стадии «социального представления» группы, закрепленного в традициях, привычках. Принципиальное значение в этом анализе имеет положение о социальных представлениях как факторах интегрирования группы, «воспитания» сознания ее членов, доведения до них типичных, привычных образцов поведения (чтения в нашем случае), т. е. способствующих формированию групповой идентичности.

Концепция о чтении женщин как их социальном представлении напрямую связана с понятием женского менталитета, что позволяет и предполагает обращение к истории отечественного читателя. Несмотря на значительные подвижки в ее разработке, осуществленные в последнее время [2; 17], опять же следует констатировать, что до сих пор белым пятном остается история отдельных групп читателей (женщин в том числе). Фактически, как уже отмечалось, по истории российской читательницы мы располагаем лишь отдельными (единичными) работами, не воссоздающими общую картину эволюции российских читательниц [12; 13; 16].

Между тем российские ученые говорят о плодотворности использования гендерного анализа при рассмотрении истории культуры, которая буквально пронизана гендерными отношениями [10]. По мнению

24

специалистов, его необходимо применять при исследовании истории образования и просвещения, что позволит многое прояснить, раскрыть формы деятельности мужчин и женщин в создании духовной культуры. В этой связи гендерный анализ истории российского читателя с целью идентификации женщин в этом качестве представляется чрезвычайно перспективным. Он позволит воссоздать хронологическую картину зарождения, становления и последующего развития женской читательской деятельности в соответствии со сложившимися в книговедении традиционными параметрами измерения читательской деятельности: мотивы чтения; его объем, содержание, характер; жанровые, видовые и авторские предпочтения; место чтения в структуре досуга; престижность чтения, его роль в качестве фактора социализации женщин через влияние на мировоззрение и образ жизни; деятельность по приобретению книг в личное пользование и обращение в библиотеку.

Отмеченный междисциплинарный характер исследований женщин как читательниц (как у всех гендерных исследований [24, с. 173]), незначительная степень изученности этой проблематики предопределяют количественное и качественное своеобразие источниковой базы. В частности, поиск корреляции между читательским поведением женщин и всеми другими факторами ее бытия требует обращения к научным трудам по истории, культурологии, этнографии, демографии, литературоведению, социальной философии, психологии, социологии, теории и истории образования и др.

Особенность методологии подобных исследований обуславливает необходимость глубокого изучения работ по теории феминизма, гендерной социологии, обращения к трудам философов, методологов исторического, книговедческого исследований, ген-дерологов - теоретиков и методологов.

Основу для осуществления профессионально-книговедческой идентификации

женщин как читателей составляют труды отечественных и зарубежных специалистов по общей теории читателеведения (типология и классификация читателей, читательское поведение как психологический процесс, динамика концепции российского читателя), материалы социологических исследований чтения. В качестве источников исторических фактов чтения российских женщин должны быть использованы дореволюционные и современные работы специалистов гражданской истории, историков культуры, книжного, библиотечного дела.

Исследования российских читательниц в прошлом и настоящем предполагают использование значительного тематического, типового и жанрового многообразия до-

кументов. С этой целью в источниковую базу должны быть включены повествовательные материалы мемуарного характера, художественная литература. При этом в составе последней - так называемая литература для женщин (и исторического прошлого, и современная) и «женская литература» (созданная женщинами-авторами).

Важным источником по теме являются также изобразительные материалы, воссоздающие образ женщины с книгой, в процессе чтения.

Таким образом, российские читательницы прошлого и настоящего могут и должны стать объектом серьезных научных исследований.

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М., 1994.

2. Аскарова, В. Я. Динамика концепции российского читателя (Конец X - начало XXI веков) /

В. Я. Аскарова; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб, 2003.

3. Бовуар, С. де. Второй пол / С. де Бовуар. - М., 1997. - Т. 1.

4. Бранд, Г. А. Философская антропология феминизма: природа женщины / Г. А. Бранд. -

Екатеринбург, 2004.

5. Бутенко, И. А. Особенности женского чтения / И. А. Бутенко // Сов. библиотековедение. -1992. - № 3-4. - С. 30-41.

6. Варламова, Е. П. К человеческому в человеке / Е. П. Варламова // Психологические проблемы самореализации личности / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 1998.

7. Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится / под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. - 168 с.

8. Митина, О. В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах / О. В. Митина // Обществ. науки и современность. - 1999. - № 3. - С. 179-191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Паршукова, Г. Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности: учеб. пособие / Г. Б. Паршукова; ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 2004. - 187 с.

10. Пушкарев, Л. Н. Гендерный анализ и его применение к изучению истории культуры / Л. Н. Пушкарев // Отеч. история. - 1999. - № 1. - С. 19-29.

11. Пушкарева, Н. Л. Историческая феминология в России: состояние и перспективы / Н. Л. Пушкарева // Обществ. науки и современность. - 2003. - № 6.

12. Равинский, Д. Барышня с книжкой / Д. Равинский // Родина. - 2000. - № 9. - С. 102-106.

13. Ровнянская, Л. Что и как читали русские женщины / Л. Ровнянская // Библиотековедение. -

1999. - № 2. - С. 75-85.

14. Рябов, О. В. «Матушка-Русь»: опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии / О. В. Рябов. - М.: Ладомир, 2001. - 202 с.

15. Сабурова, Т. П. Они пришли, чтобы остаться: из истории прихода женщин в библиотечную профессию / Т. П. Сабурова // Молодые в библиотечном деле. - 2005. - № 3. - С. 10-16.

16. Самарин, А. У истоков женского чтения в России (2-я половина 18 в.) / А. Самарин // Книгочей. - Вып. 5. - М., 2000. - С. 102-109.

25

17. Самарин, А. Ю. Читатель в России во второй половине XVIII века: по спискам подписчиков / А. Ю. Самарин. - М.: Моск. гос. ун-т печати, 2000. - 287 с.

18. Силласте, Г. Г. Гендерные исследования: размышления участника международного семинара / Г. Г. Силласте // Социс. - 1992. - № 6.

19. Сокольская, Л. В. «Какими книжками питать работницу?»: ответ библиотек 1920-х годов / Л. В. Сокольская // Библ. дело. - 2008. - № 2. - С. 37- 42.

20. Сокольская, Л. В. О наших «железных ласковых руках», или Феминизация как фактор библиотечной профессии / Л. В. Сокольская // Молодые в библиотечном деле. - 2005. - № 3. - С. 3-9.

21. Сокольская, Л. В. Чтение в среде уральских работниц в 1920-е годы / Л. В. Сокольская // Региональные проблемы истории книжного дела: материалы Всерос. науч. конф., Челябинск, 23-24 нояб. 2009 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - С. 131-133.

22. Солоненко, Л. В. О необходимости проведения гендерных исследований / Л. В. Солоненко // Библиотековедение. - 1997. - № 2. - С. 58-67.

23. Солоненко, Л. В. Феминизация читательской структуры / Л. В. Солоненко // Библиотека. -1997. - № 2. - С. 14-16.

24. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России / РАН; Ин-т социологии; под ред. В. А. Ядова. - М., 1998.

25. Тощенко, Ж. Т. Новые горизонты социологического знания / Ж. Т. Тощенко // Социс. -

2000. - № 11.

26. Хвостов, В. М. Женщины и человеческое достоинство / В. М. Хвостов. - СПб., 1914.

27. Цимбаева, Е. Н. «Гендер» как категория исторического анализа / Е. Н. Цимбаева // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 8: История. - 1999. - № 3.

28. Щавелев, С. П. Практическое познание: философско-методологические очерки / С. П. Щаве-лев. - Воронеж, 1994.

29. Юлина, Н. С. Проблемы женщин: философские аспекты / Н. С. Юлина // Вопр. философии. -1988. - № 5.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.