Научная статья на тему 'Российская журналистика под гнетом цензуры'

Российская журналистика под гнетом цензуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
764
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СМИ / ЦЕНЗУРА / ЦЕНЗУРНЫЙ РЕЖИМ / ПРЕССА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПЕЧАТИ / HISTORY OF MASS-MEDIA / CENSORSHIP / CENSORIAL REGIME / PRESS / THE LEGISLATION ABOUT THE PRESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амиров Валерий Михайлович, Чудинов Анатолий Прокопьевич

Рецензия на книгу Л.М. Макушина «Цензурный режим и журналистика: от "чугунного" устава 1826 года до закона о печати 1865 г.» В 2 кн. Кн. 1. 264 с.; Кн. 2. 228 с. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Journalism under Oppression of Censorship

The review of the book L.M. Makushina «Censorial regime and journalism: from the cast-iron regulations of 1826 to the press law of 1865».

Текст научной работы на тему «Российская журналистика под гнетом цензуры»

РАЗДЕЛ S. РЕЦЕНЗИИ

Амиров B.M., Чудинов А.П. Екатеринбург, Россия РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ПОД ГНЕТОМ ЦЕНЗУРЫ

УДК G7G ББК Ч бЮ.1

Аннотация. Рецензия на книгу Л.М. Макушина «Цензурный режим и журналистика: от "чугунного" устава 182б года до закона о печати 18б5 г.» - В 2 кн. Кн. 1. 2б4 с.; Кн. 2. 22S с. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2GG9.

Ключевыге слова: история СМИ, цензура, цензурным режим, пресса, законодательство о печати.

Amirov V.M., Chudinov A.P.

Ekaterinburg, Russia THE RUSSIAN JOURNALISM UNDER OPPRESSION OF CENSORSHIP

ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 10.01.10 Abstract. The review of the book L.M. Makushina «Censorial regime and journalism: from the “cast-iron” regulations of 1826 to the press law of 1865».

Key words: History of mass-media, censorship, censorial regime, press, the legislation about the press.

Сведения об авторе: Амиров Валерий Михайлович, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати.

Место работы: Уральский государственный университет им. А.М. Горького.

Контактная информация: 62GGGG, г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 51, к. 437.

E-mail: vestnik-va@mail.ru.

About the author: Amirov Valeriy Mihailovich, candidate of philology, associate professor.

Place of employment: Ural State University named after A.M. Gorky.

Сведения об авторе: Чудинов Анатолий Прокопьевич, доктор филологических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности.

Место работы: Уральский государственный педагогический университет.

Контактная информация: 62GG1 7, г. Екатеринбург,

E-mail: ap_chudinov@mail.ru.

About the author: Chudinov Anatoliy Prokopievich, Vise-rector for Academic and Innovative Activities, Doctor of Philology, Professor, Head of the Chair of Rhetoric and Intercultural Communication.

Place of employment: Ural State Pedagogical University.

пр. Космонавтов, д. 26, оф. 219.

Монография Л.М. Макушина представляет собой системную и глубоко структурированную попытку проанализировать роль цензуры как государственного института в становлении и развитии российской периодической печати. Тот факт, что для исследования и анализа берется достаточно узкий по историческим меркам период, никак не влияет на масштаб разработки проблемы. Ведь эти годы вместили в себя и тридцатилетнее царствование Николая I с восстанием на Сенатской площади и периодом реакции, затронувшей все стороны жизни российского общества, и «оттепель» великих реформ Александра II. Цензурный режим, регулировавший во многом взаимоотношения власти и прессы, менялся вместе с изменениями в обществе и во многом предопределял развитие прогрессивной мысли в России. В этом смысле монографию Л.М. Макушина трудно переоценить, поскольку она отслеживает и анализирует смысл изменений, отраженных в регламентирующих жизнь журналистики указах и других государственных документах.

Представляется оправданным, что при определении модели анализа автор использует сочетание сразу нескольких аналитических методик: документальный и сравнительный анализ идут в канве исторического повествования, выступающего в качестве основы. Таким образом, обеспечивается понимание неразрывной

связи модернизации цензурного режима в соответствии с модернизацией общественнополитического устройства самой Российской державы.

Цензура как институт контроля за распространением сведений через средства массовой информации существует практически во всех странах мира. Представление о том, что демократический принцип свободы слова исключает всякое цензурирование в принципе, является, по меньшей мере, наивным, поскольку любое государство свято хранит свои секреты. Другое дело, что реализация принципа свободы слова предполагает невмешательство цензуры в идеологию журналистского текста. То есть, цензуре подвергаются сведения, четко очерченные законодательством, а не мнения авторов публикаций.

Россия в поисках приемлемого для себя цензурного режима прошла большой и противоречивый путь, и монография Л.М. Макушина фиксирует и раскрывает один из самых интересных и острых периодов формирования цензурного режима, исходя из принципиально важной идеи о том, что на этих исторических этапах российское самодержавие переживает несколько фаз трансформации. Соответственно и цензурный режим проходит свои ступени перестроек, что отражается на темпах и качестве развития периодической печати.

Раздел 5. Рецензии

«Чугунным» современники называют цензурный устав, утвержденный императором Николаем 10 июля 1826 года и содержащий 230 параграфов. Этот устав отражал максимально жесткий подход, принятый во властных структурах после восстания декабристов 1825 года. Устав пресекает всякое вольнодумство, запрещая любые публикации, содержащие даже предложения о каком-либо государственном переустройстве. При этом, согласно этому документу, имевшего, в нынешнем юридическом понимании, статус закона, цензурный контроль осуществлялся в двух уровнях - общегосударственном и ведомственном. Каждому ведомству вменялось в обязанности осуществлять цензуру по своему направлению, причем, отметим, что цензура эта носила предварительный характер. Любые материалы, касающиеся вопросов государственного управления, не могли быть опубликованы без согласия соответствующего министерства. Вместе с тем Устав обеспечивал видимость справедливости принимаемых цензурных решений: для предотвращения произвола вводилась коллегиальность.

Несмотря на удобность такого документа для власти, она прислушалась к обществу, протестовавшему против мелких придирок цензоров, и уже через два года был разработан новый Устав, в котором число параграфов было сокращено вдвое. Л.М. Макушин выделяет некоторые принципиальные новации этого регламентирующего документа для развития печати. В частности, цензуре отныне запрещалось править авторский слог, что, несомненно, положительно влияло на качество журналистских и литературных материалов. Другим принципиальным новшеством было отсутствие списка конкретных запрещений. Вместо этого для прессы того времени устанавливались некие пределы, в рамках которых она могла работать. Имели место и другие важные новации.

В целом, как совершенно справедливо отмечает автор монографии, Устав 1828 года был достаточно большим шагом вперед и дал прессе определенные послабления. Вместе с тем, после принятия тяжелого, но все-таки понятного для прессы и книгоиздателей Устава, появилось много ведомственных циркуляров, которые вводили дополнительные ограничения поверх параграфов основного документа. Тем самым, обозначилась традиция создания подзаконных актов, которые на самом деле и регулировали принципы и процесс цензорского контроля. То есть, лишенные возможности прямого цензурирования газетных материалов, ведомства разработали массу уложений, которые позволяли им весьма вольно, а самое главное - в свою пользу, трактовать положения Указа. В монографии приводится много примеров такого чиновничьего «подрегулирования», которое компенсировало послабления, данные госуда-рем-императором.

Однако, несмотря на все сложности, новый документ дал прессе возможности для значительного количественного и качественного роста, в чем убеждает приведенная статистика. Этот рост продолжался до конца сороковых годов девятнадцатого столетия, когда, с одной стороны, по Европе прокатилась волна революций, и революционная угроза была весьма серьезно воспринята при дворе, а с другой -неудачное течение русско-турецкой войны привело к очередной волне давление на свободу прессы. Для систематизации контроля за прессой был создан в 1848-м году специальный Комитет. Комитет осуществлял контроль, не исходя из юридических принципов, заложенных в Уставе, он работал скорее «по восприятию». Общество получило очередной конфликт юридического и административного начал в вопросе организации цензурного режима. При этом административное начало, приходит к выводу автор книги, каждый раз брало верх над юридическим. Этот вывод автор подтвердит и при исследовании еще одного важного периода истории России и ее прессы - периода великих реформ.

Модернизация общественной жизни при Александре II шла вместе с коренной модернизацией экономики. Вслед за Ф. Тютчевым современники называли время, наступившее в начале царствования Александра II, «оттепелью». Хотя основные усилия власти были направлены на завершение Крымской войны и минимизацию понесенных потерь, происходят определенные события, свидетельствующие о понимании важности коренных изменений в общественной жизни. Среди высшего чиновничества, отвечающего за цензурный режим, растет критика методов, господствовавших в этой сфере при Николае I. Пресса активно обсуждает многие модернизационные инициативы власти, среди которых революционная - готовящаяся отмена крепостного права. В этих условиях царское правительство в период 1858-

1861 годов ищет новую идеологию цензурного режима. Сутью этой идеологии, с одной стороны, должна была быть однозначная поддержка самодержавия, а с другой - предоставление той степени гласности, которая обеспечивала бы поддержку проводимых реформ. Именно поэтому на первом этапе отменяется ведомственная цензура. Однако не меняется главное -предварительный принцип цензурирования материалов прессы, что позволяет удерживать газеты и журналы в рамках дозволенного, несколько смягчив жесткость цензурных требований.

Таким образом, небольшие, но значимые преобразования 1858-1861 годов стали первой ступенью больших реформ, необходимость которых стала окончательно понятной после отмены в 1861-м году крепостного права. Правительство, осуществляющее радикальные преобразования, призванные изменить жизнь им-

перии, нуждалось во взаимодействии с общественностью. Взаимодействии, которое невозможно было осуществить, не дав определенной, но гораздо более широкой гласности. Так появились сначала Временные правила

1862 года, содержащие всего тринадцать параграфов и вводящие дифференцированный подход к периодике. Достоинством Временных правил было наличие более или менее точных критериев цензорских оценок. То есть, отныне цензор должен был более руководствоваться буквой закона, а не весьма вольно трактуемым его духом. Это резко локализовало полномочия всесильного цензорского аппарата.

Но окончательный перелом в балансе взаимоотношений цензоров и редакторов произошел в 1865 году после подписания императором Александром II Закона о печати, в котором содержится Указ «О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати». Документ упразднил главный бич прессы -предварительную цензуру, введя вместо нее послепечатный контроль. Отныне ответственность за соблюдение цензурного режима возлагалось на самих редакторов изданий, а цензуре, сосредоточенной в МВД, предписывалось осуществлять контроль за соблюдением режима.

Выглядит совершенно оправданным, что Л.М. Макушин не останавливается в своем анализе на этом счастливом для прессы моменте истории. Он идет дальше, обнаруживая тенденцию, в полной мере характерной и для современного российского общества. Хотя Закон дал средствам массовой информации вольную, на деле все оказалось совсем не так просто. Главный документ очень быстро оброс подзаконными актами и инструкциями, нивелирующими его либеральное значение. Реально цен-

зорские полномочия сохранили министерства и ведомства. Епархиальные архиереи продолжают осуществлять цензурный контроль за синодальными изданиями. Кроме того, никак не потеряли реальных цензорских полномочий губернские и уездные начальники.

Так прогрессивный по форме и содержанию Закон о печати был «скомпенсирован» многочисленными гласными и негласными документами и инструкциями, в значительной мере «нейтрализовавшими» его силу. Административное право в очередной раз победило юридическое. Выявление этой закономерности, которая отчетливо распространяется и на новейшую российскую историю - несомненная удача монографии Л.М. Макушина. Она позволяет под новым углом взглянуть на происходящие в современном российском медийном пространстве процессы, а также на уже раздающиеся среди ряда политиков призывы ограничить доступ граждан к Интернету, привести во всемирную паутину элементы цензурирования.

Монография написана языком, который, при всей серьезности поставленных автором перед собой исследовательских задач, дает возможность ознакомиться с книгой не только специалистам, но и широкому кругу читателей, всем тем, кому интересны не самые известные страницы истории Отечества. Умение объяснить сложное просто, рассказать о научном популярно - это немалое искусство, которым владеет далеко не каждый.

В целом монография Л.М. Макушина «Цензурный режим и журналистика от «чугунного» устава 1826 года до закона о печати 1865 г.» -большой шаг вперед в изучении истории российской печати.

© Амиров В.М., Чудинов А.П., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.