Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ'

РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
806
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
цивилизация / геоцивилизация / российская цивилизация / самобытность / периодизация / identity / civilization / Russian civilization / ethnic groups / confessions

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киселев Сергей Георгиевич

Статья посвящена исследованию вопроса о сущности российской цивилизации, ее месте в глобальной структуре локальных цивилизационных формаций. Автор проводит разграничение в понимании термина «цивилизация», исходя из двух методологических подходов – с точки зрения формационного и локально-пространственного подходов. С этой целью предложено авторское понятие «геоцивилизация». В результате исследования определен системообразующий фактор российской цивилизации, сформулировано понятие «российская цивилизация», обозначены ее самобытные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CIVILIZATION

The importance of the geo-civilizational factor in international relations is becoming increasingly important; the role of civilizational self-awareness is increasing. The author in the research, along with the historical-contextual method, the method of content analysis, actively used the method of civilizational analysis (spatial-civilizational analysis). By using this method, the author introduced the term of geocivilization into scientific circulation, which is currently actively used by scientists, analysts and experts. The paper concludes that the Russian civilization has a fundamental distinguishing feature – the system-forming factor of its formation and functioning is not a single religion (as with most civilizations), but a common historical fate formed as a result of long-term cohabitation of representatives of many ethnic groups and faiths. Consequently, representatives of the Russian civilization have a dual identity – they feel belonging to the culture of one of the numerous ethnic groups (national culture) and at the same time feel belonging to a large Russian culture. This quality allows many peoples and faiths coexist without conflicts and wars for more than ten centuries.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

result of centuries-old modernization based on westernization. The author notes the potential of the civilizational direction of research in order to protect national interests, strengthen national security and sovereignty, and long-term development of Russia.

Keywords: Russia as civilization state, state strategic planning, identity politics, official narrative, mission of Russia, civilizational approach, post-Western world order, Concept of the Foreign Policy of the Russian Federation 2023.

КИСЕЛЕВ Сергей Георгиевич — доктор философских наук, профессор; профессор кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета (119034, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 38; ksg56@mail.ru); профессор кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 82)

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса о сущности российской цивилизации, ее месте в глобальной структуре локальных цивилизационных формаций. Автор проводит разграничение в понимании термина «цивилизация», исходя из двух методологических подходов - с точки зрения формационно-го и локально-пространственного подходов. С этой целью предложено авторское понятие «геоцивилизация». В результате исследования определен системообразующий фактор российской цивилизации, сформулировано понятие «российская цивилизация», обозначены ее самобытные черты. Ключевые слова: цивилизация, геоцивилизация, российская цивилизация, самобытность, периодизация

Прежде всего, автор полагает необходимым сформулировать предварительное замечание, которое заключается в том, что в научной литературе используются два разных подхода к пониманию термина «цивилизация» - стадиальный, определяющий и характеризующий ступени формационного развития государств и сообществ, и локально-цивилизационный (цивилизационно-пространственный). Автор использует второй из них.

Более того, с целью разграничения и избегания путаницы в разнообразном понимании термина «цивилизация» автор в 2003 г. ввел в научный оборот термин «геоцивилизация», который в настоящее время активно используется учеными, аналитиками и экспертами. Под геоцивилизацией (локальной цивилизацией) понимается «определенная часть земного шара, на которой проживает общность людей, отличающаяся от других общностей по своей истории формирования, религии, этносу, традициям, организации быта, обрядам, менталитету, образу жизни, ценностям и т.п. Такая общность отличается принадлежностью к определенной исторически сложившейся культуре, а представители цивилизации, как правило, - наследники одной культуры»1.

Введение

1 Киселев С.Г. 2003. Геоцивилизация. - Глобалистика:энциклопедия (гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков); Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М.: Радуга. С. 172.

2 02 3'05

ВЛАСТЬ

33

Актуальность обращения к цивилизационной проблематике диктуется потребностями сегодняшнего времени. Как отмечается в новой Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 года, в современном мире имеет место «рост национального самосознания, культурно-цивилизационное разнообразие». Особое место в Концепции уделено «цивилизационной роли России», самобытности российской цивилизации1.

Место России в системе мировых цивилизаций

Как отмечал А. Тойнби, подчеркивая полицивилизационную конструкцию человеческого существования и функционирования, «современная мировая политика есть состязание цивилизаций: политическое, экономическое, идеологическое» [Тойнби 1991: 622].

К цивилизациям/геоцивилизациям, которые существуют в современном мире и включены в структуру мировых цивилизаций, по мнению автора, относятся: российская (российская евразийская), западная, конфуцианско-буд-дистская, исламская, православная, индуистская, латиноамериканская, японская и становящаяся африканская.

Геоцивилизации не обязательно представляют собой единые образования, нередко они имеют внутреннюю структуру, включают в себя субцивилизации. К примеру, в состав западной геоцивилизации входят такие субцивилизации, как западноевропейская, североамериканская и австрало-новозеландская. Некоторые исследователи выделяют англосаксонскую часть западной цивилизации. Исламская цивилизация состоит из суннитской и шиитской субцивилизаций, а также в ней выделяются турецкая исламская субцивилизация, североафриканская исламская и индонезийско-малазийская исламская субцивилизации. В конфуцианско-буддистской геоцивилизации отдельно выделяется тибетская (ламаистская) субцивилизация [Киселев 2002: 19].

В отношении включения российской цивилизации в данную классификацию поясним, что данная позиция принципиально не расходится с точкой зрения как основоположников теории цивилизаций (русские философы прошлого века и начала нынешнего, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и современных ученых. В том числе многие наши соотечественники полагают, что существует российская цивилизация как таковая [Ионов 1995], хотя в 1990-е гг. так считали далеко не все.

Наш исходный тезис - российская цивилизация существует и занимает свое место в системе мировых цивилизаций [Киселев 2021: 7], которых девять, как отмечалось выше. Тезис подтверждается мнением авторитетных ученых. Здесь особо следует подчеркнуть, что самостоятельность русской/российской цивилизации, ее право находиться в структуре мировых локальных цивилизаций подтверждена в трудах классиков цивилизационной теории -Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

Первым об этом написал Н.Я. Данилевский, пионер теории цивилизаций, в работе «Россия и Европа» (1869), предрекая русской цивилизации великое будущее [Данилевский 2003]. Затем О. Шпенглер в труде «Закат Европы» (1922) включил нашу цивилизацию в свою классификацию, назвав ее «русской, или формирующейся русско-сибирской». А. Тойнби, автор «Постижения истории», 12-томного фундаментального теоретического труда с яркими историческими примерами, уделил значительное место изучению России и ее роли

1 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ № 229 от 31.03.2023. - Российская газета. 03.04.2023 г.

в истории человечества. Поначалу он сомневался в том, что цивилизация в России уже оформилась. «С того момента, как она вошла в Ойкумену около одиннадцати столетий тому назад, она всегда играла в мировых делах видную роль, как культурную, так и военно-политическую, хотя Россия до сих пор не создала свою собственную цивилизацию», находясь под влиянием иноземных цивилизаций, например византийской - в духовно-культурной форме, западной - в либеральной, затем коммунистической формах, писал Тойнби [Тойнби 2002: 224]. (Добавим, что с начала 1990-х гг. вновь проявилось заметное влияние на Россию западных цивилизационных ценностей.) Однако в итоге Тойнби признает наличие российской цивилизации в общемировой цивилизационной структуре. В заключительном томе «Постижения истории» в отдельной главе «Место России в истории» мы обнаруживаем результирующий вывод из его изучения России как цивилизации: «Ясно, что в рамках сообщества, которое мы обозначили как "цивилизация", русская цивилизация входит в тот же подвид, что и византийская, западная и исламская» [Тойнби 2002: 227].

Особенность системообразования российской цивилизации

Системообразующая основа российской цивилизации - особенная, отличная от других цивилизационных общностей-формаций.

Как известно, для большинства мировых цивилизаций системообразующим фактором является религия. Это классика общемировой теории цивилизаций, что весьма содержательно описал Тойнби: «В непрекращающемся процессе рождений и смертей цивилизаций... церковь играет роль яйца, личинки и куколки... Если проанализировать цивилизации, дожившие до наших дней, ...увидим, что каждая из них имеет в своем фоне какую-то универсальную церковь. Так, западная и православно-христианская цивилизации с ветвью православного христианства в России через христианскую церковь восходят к эллинистической цивилизации; дальневосточная цивилизация и ее ветвь в Корее и Японии через махаяну1 связаны с древнекитайской цивилизацией; индуистская цивилизация связана через индуизм с индской, а иранская и арабская -через ислам с древнесирийской... Христианство, ислам, индуизм и махаяна... служили куколками восьми различным цивилизациям» [Тойнби 1991: 518-521]. Итак, определяющим системообразующим фактором в создании цивилизаций А. Тойнби называет религию. Небезынтересно, что в данной оценке он пошел по пути русских философов-славянофилов, мыслителей Серебряного века русской культуры Н. Бердяева, В. Эрна, С. Булгакова, братьев С. и Е. Трубецких, С. Франка, а не О. Шпенглера, полагавшего, что на стадии цивилизации религия уже не играет большого значения [Шпенглер 1993: 546]. Однако именно у О. Шпенглера Тойнби перенял термин «куколка» [Шпенглер 1993: 337], который, тем не менее, использовал в иной интерпретации. Если у О. Шпенглера из «куколки»-культуры выходила другая культура (цивилизация), то А. Тойнби под «куколкой» имеет в виду религию, церковь.

Российская цивилизация, наряду с наличием похожести корневых локально-цивилизационных признаков, по системообразующему фактору и своим характеристикам имеет принципиальное отличие от других цивилизаций. Российская цивилизация весьма самобытна, в т.ч. в части системообразующего фактора. Как только российская цивилизация на определенном этапе своего развития «отпочковалась» от православной цивилизации, ее системо-

1 Махаяна - северная ветвь буддизма.

образующим фактором становится уже не единая религия, а единая историческая судьба, прежде всего в силу полиэтничности (более 150 разных этносов) и поликонфессиональности (более 60 различных религиозных направлений, включая все мировые религии) населяющих Россию многочисленных народов, объединенных связями, сложившимися в результате многовекового совместного проживания.

Здесь, на наш взгляд, уместно употребление методологического принципа, сформулированного при изучении «Постижения истории» Тойнби Питиримом Сорокиным (отечественный мыслитель, покинувший Россию в 1922 г.) для определения им признаков такого явления, как цивилизация. Социолог писал, что «цивилизации... есть "скопления", "констелляции" различных цивили-зационных феноменов, объединенных соседством, или сосуществованием» ^огакш 1956: 36]. Отметим в этом методологическом тезисе ключевой, на наш взгляд, термин - «сосуществование».

В российской культуре тесно переплелись элементы разных культур, встретились и органично синтезировались разные цивилизационные потоки. «Образовался синкретизм между христианско-православным ядром и мусульманскими, буддистскими и другими элементами-вкраплениями в исходную православную ткань. Элементы различных культур мирно сосуществуют довольно продолжительное время» [Киселев 2002: 20].

Здесь следует указать еще одну самобытную особенность российской цивилизации - ее двойную (двухуровневую) цивилизационную идентичность, когда представители каждого из населяющих Россию народов (татары, буряты, алтайцы и т.д.) на первом уровне идентичности ощущают себя частью своей этнической и конфессиональной культуры, а на втором уровне идентичности - частью многонациональной и полирелигиозной российской культуры.

Российская цивилизация и ее самобытность

Сформулируем понятие «российская цивилизация». Россия - самостоятельная самобытная цивилизация, элемент мировой системы цивилизаций. Российская цивилизация - многоэтническая и поликонфессиональная культурно-историческая общность людей, проживающая на обширной евразийской территории, объединенная многовековым опытом длительного совместного проживания, едиными традициями, образом жизни, языком общения, системой ценностей, в целом - российской культурой. Россия - локально-цивилизационная формация, расположенная на огромной территории (17 млн кв. км) с широким этнокультурным, языковым, религиозным, расовым и национальным многообразием. Сегодня в России говорят более чем на 150 родных языках.

Российская цивилизация в процессе своего развития прошла несколько исторических этапов:

1) византийский (когда Русь-Россия была частью византийско-православ-ной цивилизации);

2) имперский (когда она отпочковалась от православной цивилизации, примерно в ХУ1-ХУП вв., во многом по причине своей полиэтничности и много-конфессиональности) и, собственно, стала российской. Немалую роль здесь могло сыграть падение Константинополя (Византии) и влияние концепции «Москва - третий Рим», впервые сформулированной монахом Филофеем;

3) советский (в XX в.);

4) в настоящее время российская цивилизация находится на современном этапе своего функционирования, который в Концепции внешней политики

36

ВЛАСТЬ

2023'05

Российской Федерации 2023 года назван: «Россия как самобытное государство-цивилизация, обширная евразийская и евро-тихоокеанская держава, сплотившая русский народ и другие народы, составляющие культурно-циви-лизационную общность Русского мира»1.

Россия обладает как схожими признаками, так и отличительными от других цивилизационных общностей чертами. Отметим, в частности, некоторые из них, на наш взгляд, весьма существенные.

1. Терпимость (толерантность) к представителям других групп, этносов и религиозных концепций (идет еще от «Поучения» Владимира Мономаха) как имманентное качество, сыгравшее значительную роль в формировании единой исторической судьбы многообразного российского народа.

2. Самобытность. Российская цивилизация весьма самобытна. Она во многом отличается от других подобных культурно-исторических образований и формаций. А.Тойнби признавал: «История культуры в России вплоть до сегодняшнего дня шла необычным курсом» [Тойнби 2002: 224].

3. Важнейшей особенностью российской цивилизации является уникальный исторический факт, заключающийся в отсутствии межрелигиозных и межэтнических войн на обширной российской территории в продолжительный десятивековой период, несмотря на полиэтничность и поликонфессиональ-ность ее населения. По мнению А. Тойнби, кстати, представителя и во многом апологета западного мира, изложенного им в письме к российскому ученому Н. Конраду, «ваша страна состоит из такого множества народов, разговаривающих на стольких различных языках и унаследовавших столь различные культуры, что она является моделью мира в целом...» [Наше Отечество. 1991: 8].

4. Живучесть, устойчивость, выживаемость в условиях непреходящей опасности внешних вызовов и войн. К примеру, Тойнби называл непрерывное внешнее давление основным вызовом, определившим развитие русской цивилизации.

5. Евразийский характер. Н. Бердяев, описывая данную черту, называл Россию Великим Востоко-Западом.

6. Вселенскость (восприятие себя частью всего мира и соучастие в нем). Как писал С.Н. Булгаков, русский религиозный философ начала XX в., «Россия должна спасти Европу от самой Европы. Без России и сама Европа не может стать настоящей Европой, достигнуть своего предназначения, приблизиться к окончательной зрелости, соответствующей "концу мировой истории", ибо судьбы России имеют существенное значение и для судеб Европы, а чрез нее и всего мира» [Булгаков 1915: 50].

Заключение

Человеческое мироустройство полицивилизационно. Человеческая история есть набор ряда локально-цивилизационных проектов с отличительными характеристиками. Одним из таких проектов является цивилизация России.

Российская цивилизация - устойчивая цивилизационно-культурная историческая общность людей, сложившаяся на евразийской территории на полиэтнической основе в результате интеграции многих народов вокруг великорусского ядра, при историко-культурно сложившейся многоконфессиональ-ности - вокруг православно-христианского ядра, сформировавшаяся как синтез культур. Опыт многовекового совместного проживания многих народов

1 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 31.03.2023. № 229. - Российская газета. 03.04.2023.

сплотил российскую цивилизационно-культурную общность. В этой ситуации важно понимание того, что существующее многообразие должно способствовать богатству общей культуры, а не вражде и конфликтам.

Цивилизационный подход все чаще используется в науке и практике. Вместе с тем в отечественной науке имеет место недостаточная изученность и учет действия глубинных, фундаментально-ценностных межцивилизационных процессов и их проявлений в политике и стратегиях государств, а также отдельных народов, особенно при разрешении противоречий и конфликтов.

Список литературы

Булгаков С.Н. 1915. Война и русское самосознание. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина. 59 с.

Данилевский Н.Я. 2003. Россия и Европа. М.: Известия. 607 с. Ионов И.Н. 1995. Российская цивилизация. М.: Просвещение. 320 с. Киселев С.Г. 2002. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России. М.: Известия. 368 с.

Киселев С.Г. 2021. Россия в структуре геоцивилизационных координат. -Россия и ее цивилизация: коллективная монография (под ред. С.Г. Киселева). М.: МАКС Пресс. С. 6-25. Наше Отечество. Опыт политической истории. 1991. М.: Терра. 389 с. Тойнби А. 1991. Постижение истории. М.: Прогресс. 736 с. Тойнби А. Дж. 2002. Цивилизация перед судом истории: сборник (пер. с англ.). М.: Рольф. 592 с.

Шпенглер О. 1993. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль. 620 с.

Sorokin P. 1956. Toynbee's Philosophy of History. - Toynbee and History (ed. by M.F. Ashley-Montagu). Boston.

KISELEV Sergey Georgievich, Dr.Sci. (Philos.), Professor; Professor of the Chair of Political Science, Institute of International Relations and Socio-Political Sciences, Moscow State Linguistics University (38 Ostozhenka St, Moscow, Russia, 119034; ksg56@mail.ru); Professor of the Chair of International Security and Foreign Policy of Russia, Institute of Law and National Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (82 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119571)

RUSSIAN CIVILIZATION

Abstract. The importance of the geo-civilizational factor in international relations is becoming increasingly important; the role of civilizational self-awareness is increasing. The author in the research, along with the historical-contextual method, the method of content analysis, actively used the method of civilizational analysis (spatial-civilizational analysis). By using this method, the author introduced the term of geocivilization into scientific circulation, which is currently actively used by scientists, analysts and experts.

The paper concludes that the Russian civilization has a fundamental distinguishing feature - the system-forming factor of its formation and functioning is not a single religion (as with most civilizations), but a common historical fate formed as a result of long-term cohabitation of representatives of many ethnic groups and faiths. Consequently, representatives of the Russian civilization have a dual identity - they feel belonging to the culture of one of the numerous ethnic groups (national culture) and at the same time feel belonging to a large Russian culture. This quality allows many peoples and faiths coexist without conflicts and wars for more than ten centuries.

Keywords: identity, civilization, Russian civilization, ethnic groups, confessions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.