Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ И НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ'

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ И НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское образование / цифровизация / информационно-коммуникационные технологии / life-long learning / гражданская компетентность / цифровые навыки / гражданские ценности / civic education / digitalization / information and communication technologies / life-long learning / civic competence / digital skills / civic values

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курочкин Александр Вячеславович, Морозова Светлана Сергеевна, Емельянов Сергей Витальевич

Текущая цифровая революция уже сегодня привела к значительной трансформации содержания, методов, форм и интенсивности гражданского участия в общественно-политической жизни практически всех государств мира. Современные информационно-коммуникационные технологии повлияли на формы и механизмы осуществления публичной политики в целом, трансформировали процесс политической коммуникации, создав новое виртуальное измерение публичной сферы. Очевидно, что произошедшие изменения требуют от граждан освоения новых компетенций, которые позволят им эффективно взаимодействовать как друг с другом, так и с институтами государственной власти в рамках новой социальной и политической реальности. Следовательно, проблема формирования новой гражданской компетентности является одной из ключевых в контексте текущего процесса цифровизации политики и управления. Актуальность исследуемой проблематики определяется, с одной стороны, чрезвычайным ускорением темпов развития и трансформации всех сфер жизни общества, что, в свою очередь, диктует необходимость создания инструментов, позволяющих ускорить и упростить процесс адаптации как каждого конкретного индивида, так и социально-политических институтов к быстро изменяющейся реальности, а с другой стороны, задачей сохранения и укрепления существующей политической системы Российской Федерации и основ конституционного строя, которая приобретает особое значение в контексте непрекращающихся информационных войн, распространения фейков, в том числе и о деятельности органов государственной власти и государственных структур, глобальных проблем (таких как турбулентность в мировой политике, пандемия COVID-19, терроризм, изменение климата, нехватка природных ресурсов) и локальных (безработица, сепаратизм, бедность населения), а также ряда других опасностей и угроз, с которыми продолжают сталкиваться современные государства. Статья направлена на формирование концептуальных оснований оптимизации системы российского гражданского образования в условиях новых вызовов и рисков. Авторы уделяют особое внимание теоретическому осмыслению понятия «гражданское образование», выявлению его особенностей и функциональных характеристик. На основании компаративного подхода авторы проводят анализ научной литературы, затрагивающей проблематику гражданского участия, образования, форм и методов его совершенствования в современных условиях. В заключение авторы обращаются к конкретным примерам и формулируют рекомендации по успешному формированию концептуальной модели оптимизации российской системы гражданского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Курочкин Александр Вячеславович, Морозова Светлана Сергеевна, Емельянов Сергей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN SYSTEM OF CIVIL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATIONS AND NEW GEOPOLITICAL CHALLENGES

The current digital revolution has already led to a significant transformation of the content, methods, forms and intensity of civic participation in the socio-political life of almost all states of the world. Modern information and communication technologies have influenced the forms and mechanisms for the implementation of public policy in general, have transformed the process of political communication, creating a new virtual dimension of the public sphere. Obviously, the changes that have taken place require citizens to master new competencies that will allow them to effectively interact both with each other and with government institutions within the framework of a new social and political reality. Therefore, the problem of forming a new, civic competence is one of the key ones in the context of the current process of digitalization of politics and management. The relevance of the issues under study is determined, on the one hand, by the extraordinary acceleration of the pace of development and transformation of all spheres of society, which, in turn, dictates the need to create tools to speed up and simplify the process of adaptation, both for each specific individual and socially political institutions, to a rapidly changing reality, and on the other hand, the task of preserving and strengthening the existing political system of the Russian Federation and the foundations of the constitutional order, which is of particular importance in the context of ongoing information wars, the spread of fakes, including the activities of state authorities and state structures, global problems (such as turbulence in world politics, the COVID-19 pandemic, terrorism, climate change, lack of natural resources) and local (unemployment, separatism, poverty), as well as a number of other dangers and threats that continue to face modern states. This article is aimed at forming the conceptual foundations for optimizing the system of Russian civic education in the face of new challenges and risks. The authors pay special attention to the theoretical understanding of the «civic education» concept, identifying its features and functional characteristics. Based on a comparative approach, the authors analyze the scientific literature that touches upon the issues of civic participation, education, forms and methods of its improvement in modern conditions. In conclusion, the authors turn to concrete examples and formulate recommendations for the successful formation of a conceptual model for optimizing the Russian system of civic education.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ И НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ»

УДК 323.21

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ И НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ*

А. В.Курочкин

Санкт-Петербургский государственный университет

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 С. С. Морозова

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 С. В. Емельянов

Национальный драматический театр России (Александринский театр), Российская Федерация, 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, 6

Текущая цифровая революция уже сегодня привела к значительной трансформации содержания, методов, форм и интенсивности гражданского участия в общественно-политической жизни практически всех государств мира. Современные информационно-коммуникационные технологии повлияли на формы и механизмы осуществления публичной политики в целом, трансформировали процесс политической коммуникации, создав новое виртуальное измерение публичной сферы. Очевидно, что произошедшие изменения требуют от граждан освоения новых компетенций, которые позволят им эффективно взаимодействовать как друг с другом, так и с институтами государственной власти в рамках новой социальной и политической реальности. Следовательно, проблема формирования новой гражданской компетентности является одной из ключевых в контексте текущего процесса цифровизации политики и управления. Актуальность исследуемой проблематики определяется, с одной стороны, чрезвычайным ускорением темпов развития и трансформации всех сфер жизни общества, что, в свою очередь, диктует необходимость создания инструментов, позволяющих ускорить и упростить процесс адаптации как каждого конкретного индивида, так и социально-политических институтов к быстро изменяющейся реальности, а с другой стороны, задачей сохранения и укрепления существующей политической системы Российской Федерации и основ конституционного строя, которая приобретает особое значение в контексте непрекращающихся информационных войн, распространения фейков, в том числе и о деятельности органов государственной власти и государственных структур, глобальных проблем (таких как турбулентность в мировой политике, пандемия СОУЮ-19, терроризм, изменение климата, нехватка природных ресурсов) и локальных (безработица, сепаратизм, бедность населения), а также ряда других опасностей и угроз, с которыми продолжают сталкиваться современные государства. Статья направлена на формирование концептуальных оснований оптимизации системы российского гражданского образования в условиях новых вызовов и рисков. Авторы уделяют особое внимание теоретическому

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-78-10049 «Государство и гражданин в условиях новой цифровой реальности»).

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023

https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.402

осмыслению понятия «гражданское образование», выявлению его особенностей и функциональных характеристик. На основании компаративного подхода авторы проводят анализ научной литературы, затрагивающей проблематику гражданского участия, образования, форм и методов его совершенствования в современных условиях. В заключение авторы обращаются к конкретным примерам и формулируют рекомендации по успешному формированию концептуальной модели оптимизации российской системы гражданского образования.

Ключевые слова: гражданское образование, цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, life-long learning, гражданская компетентность, цифровые навыки, гражданские ценности.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях текущих геополитических вызовов и рисков, трансформации политики и управления под влиянием процесса цифровизации исключительную актуальность приобретает решение проблемы формирования новой гражданской компетентности, которое предполагает, с одной стороны, выявление и глубокий анализ особенностей, проблем и рисков, возникающих во взаимодействии государства, граждан и гражданских ассоциаций, а с другой — реализацию целевых установок на повышение уровня доверия к власти, определяющего степень ее легитимности. Отсюда возникает необходимость разработки оригинальной концептуальной модели оптимизации системы российского гражданского образования. Ключевая задача построения данной модели — определить, каким образом новая система гражданского образования сможет оказывать влияние на формирование доверия к новым структурам публичной власти, повышение гражданской активности при одновременном соблюдении условий укрепления существующей политической системы Российской Федерации и основ конституционного строя, сохранения конфиденциальности персональных данных граждан, прозрачности деятельности государственных институтов, а также реализации принципов подотчетности и эффективности работы административных органов на всех уровнях системы единой публичной власти.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАМКА

Необходимость создания системы инструментов гражданского образования, позволяющих ускорить и упростить процесс адаптации как каждого конкретного индивида, так и социально-политических институтов в целом к быстро изменяющейся реальности определяется прежде всего задачей сохранения устойчивости политической системы Российской Федерации и укрепления основ конституционного строя, которая приобретает особое значение в контексте крайне обострившихся за последний год информационных войн, распространения в ходе этих войн заведомо ложной информации о деятельности органов государственной власти и вооруженных сил РФ, растущего в геометрической прогрессии числа попыток манипуляций общественным мнением.

Для того чтобы сформулировать основные принципы новой модели гражданского образования, уточним содержание понятия «гражданское образование» и то, каким образом оно меняется под воздействием процессов циф-

ровизации. Большинство наличествующих на сегодняшний день определений раскрывают его содержание посредством перечисления выполняемых им функций: «Гражданское образование — это различные направления деятельности и формирующая окружающая среда, способствующие становлению гражданственности через:

— развитие демократических гражданских качеств;

— выработку осознанной гражданской позиции;

— сохранение баланса свободной личной инициативы и ответственности перед обществом;

— стремление к активным действиям по решению существующих проблем» [Современные вызовы и риски...].

«Под гражданским образованием понимается процесс передачи обучающимся специальных знаний, развития у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как через образовательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды» [Чухин, 2015, с. 120].

Также встречаются определения гражданского образования, подчеркивающие его системный характер и общественно-политическое значение: «Гражданское образование проявляет себя в социокультурной реальности как система правовых и политических информационных доминант. Оно является основой для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны. Гражданское образование нацелено на создание условий для успешной социализации молодежи в обществе, ее адаптации на рынке труда, освоения базовых социальных способностей, воспитания гражданского сознания» [Григорьева, Яцукова, 2020, с. 38].

Формально-правовое определение понятия «гражданское образование», включающее в себя целевые и функциональные характеристики, мы можем обнаружить в Проекте государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 гг.»: «Гражданское образование — это общественно-государственная, социально-ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная компетентности, на демократической формирование культуры, гражданской удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства» [Проект государственной программы.].

Анализ научной литературы, затрагивающей проблематику гражданского участия, образования, форм и методов его совершенствования в современных условиях, показывает, что этот вопрос рассматривается преимущественно сквозь призму либо политико-философского, либо социализаторского подхода.

Так, концептуальные основы гражданского участия, соотношения публичного и частного в поле политики нашли свое отражение в классических работах Дж. Дьюи [Дьюи, 2002], Р. Козеллека [Koselleck, 1973], Х. Арендт [Арендт, 2000] и Ю. Хабермаса [Habermas, 1985].

_ 541

ПОЛИТЭКС 2023. Том 19, № 4

Оригинальная концепция гражданской компетенции представлена в работах классика политической науки Роберта Даля [Даль]. Она также нашла отражение и развитие в работах целого ряда российских исследователей процессов политической социализации и гражданского активизма: М. В. Емельяновой и М. А. Боровой [Емельянова, Боровая, 2017], И. Н. Трофимовой [Трофимова, 2015], Т. Е. Шепелевой [Шепелева, 2016] и др., акцентировавших внимание на особенностях формирования гражданской компетенции на различных этапах политической социализации, с учетом специфики социальных групп.

Анализ связи различных форм, методов гражданского образования и повышения уровня гражданского участия подробно рассмотрены в работах А. Ю. Сунгурова [Сунгуров], П. А. Баранова [Баранов, 2006], а также Н. И. Эли-асберг [Элиасберг, 2011].

Влияние цифровизации на процессы гражданского образования и активизма нашло отражение в работах отечественных политологов: Р. В. Пырмы [Пыр-ма, 2021], Е. В. Бродовской и соавторов [Бродовская и др., 2020], С. В. Воло-денкова и С. Н. Федорченко [Володенков, Федорченко, 2021] и др.

Рассмотренные теоретические основания формирования и развития гражданского образования позволяют сделать вывод о сложности и многомерности данного процесса, который, опираясь на идеологический и ценностный аспекты понятия «гражданское образование», можно отнести к одному из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности. Поэтому оптимизация системы российского гражданского образования должна происходить постепенно и системно, как в рамках образовательной сферы, так и на уровне решения общенациональных задач.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Даже краткий анализ существующего массива научной литературы по различным аспектам гражданского образования показывает недостаточность проработки вопроса о том, как именно должна меняться система гражданского образования в новых условиях цифровизации и обострения внешнеполитических вызовов.

Для формирования концептуальных оснований новой модели гражданского образования в этих условиях представляется необходимым решить ряд исследовательских задач:

1) определить новые теоретико-методологические основания публичной политики в условиях цифровых трансформаций политических коммуникаций;

2) выявить качественные изменения механизмов выработки и реализации публичной политики в процессе цифровизации;

3) определить новое содержание, функции и место цифрового гражданского образования в системе публичной политики;

4) раскрыть особенности цифрового гражданского образования как ключевой культурно-просветительской компоненты публичной политики;

5) проанализировать потенциал цифровых технологий гражданского образования как превенции экстремизму, национализму и другим политическим вызовам и рискам. Решение подобной системы задач требует проведения отдельного междисциплинарного исследования на общенациональном уровне.

Необходимо также закрепление в правовом поле ряда универсальных требований к методическому инструментарию и порядку реализации образовательных траекторий. Прежде всего следует законодательно обеспечить непрерывный характер гражданского образования, что в целом соответствует концепции обучения в течение всей жизни (life-long learning) и позволяет производить необходимые содержательные и компетентностью корректировки, учитывающие последние достижения научно-технологического развития. В данном ключе особую значимость приобретает координационная функция государства в обеспечении организации процесса непрерывного обучения и создания системы межведомственного и межрегионального взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Наконец, необходима серьезная ревизия того содержания, которое закладывалось в образование в конце 1990-х — начале 2000-х годов, когда собственно и формировались основы различных образовательных стандартов и программ в социогуманитарной сфере. Речь идет не только о технологическом устаревании и необходимости развития новых цифровых компетенций, но и об их идеологическом содержании.

Один из ярких примеров эффективного инструмента формирования новой гражданской компетентности в современной России — общенациональный проект «ДНК России», который направлен на вовлечение академического сообщества в учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики. Ключевыми задачами данного проекта на текущем этапе являются разработка и внедрение в учебные программы вузов дисциплины «Основы российской государственности» с целью формирования у обучающихся начальных курсов общегражданских компетенций и системы ценностей, соответствующих изложенным в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» фундаментальным ценностным основаниям российской государственности.

В качестве важных методических и содержательных задач в рамках проекта «ДНК России», которые предстоит решить обществоведам в ближайшее время, можно выделить следующие:

• определение оптимального соотношения федеральной и региональной компонент, особенно в части содержания героико-патриотического воспитания;

• четкое определение содержательной связи и отличий от курса «История России»;

• эффективная институционализация курса «Основы российской государственности»;

• практическая направленность курса, а не фундаментальность и теорети-зация.

_ 543

ПОЛИТЭКС 2023. Том 19, № 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Либерально-демократический идеологический базис, искусственно привнесенный на российскую почву, привел к эклектичному и внутренне противоречивому смысловому наполнению образовательных программ, в лучшем случае представлявших собой сокращенный до инструментальных положений курс обществознания. Отсутствие и даже запрет основ национальной идеологии сводили все методические наработки в данной сфере к нулю, поскольку лишали гражданское образование самого главного — содержательного смысла, объединяющего систему гражданских ценностей, гражданскую идентичность и гражданские компетенции.

Основываясь на результатах проведенного исследования, следует заключить, что основная задача выработки новой модели гражданского образования должна быть сосредоточена не только в плоскости решения методических и организационных проблем, расширения использования современных цифровых технологий, но и в сфере определения объединяющей нацию системы ценностей и имплементации ее в основание образовательных программ и стандартов. В России ключевые шаги в этом направлении были уже сделаны в 2020-2022 г., когда были приняты поправки к действующей Конституции РФ, уточнившие основы российской государственности и подписан указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Однако сегодня требуется более активная работа по внедрению этих положений в качестве фундаментальных оснований новой программы гражданского образования и выстраивания содержания именно вокруг закрепленной в праве системы гражданских ценностей (безусловно, с возможностью их уточнения и дополнения). Неотъемлемым условием реализации данной задачи является значительная государственная поддержка во взаимодействии со всеми субъектами системы образования и инвестиционными фондами, включая организацию, координацию и нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. При этом важно учитывать неравномерность и необходимость выравнивания уровня социально-экономического и цифрового развития регионов России.

В качестве дальнейших перспектив исследований в данной области возможно углубленное изучение международных проектов, направленных на развитие гражданского образования, учитывающих его современные тенденции, меры и возможности успешной имплементации, в том числе в российской практике.

Литература

АрендтХ. Vita Activia!, или О деятельности жизни / пер. с англ. СПб.: Алетейя, 2000. 437 с.

Баранов П. А. Феномен гражданского образования: феномен и перспективы. СПб.: Союз, 2006. 167 с. URL: https://www.ifap.ru/library/book074.pdf (дата обращения: 03.05.2023).

Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Синяков А. В., Азаров А. А. Построение модели влияния современных цифровых коммуникаций на профессиональные компетенции российской молодежи // Информационное общество. 2020. № 4-5. С. 33-43. URL: http://infosoc.iis.ru/ article/view/115 (дата обращения: 03.05.2023).

Володенков С. В., Федорченко С. Н. Цифровизация современного пространства общественно-политических коммуникаций: научные концепции, модели и сценарии // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2021. № 60. С. 175-193.

Григорьева Н. А., Яцукова И. Л. Гражданское образование в России: история и современность: учебное пособие. М.: Мир науки, 2020. URL: https://izd-mn.com/PDF/04MNNPU20. pdf?ysclid=lh7sj8b8o0460605072 (дата обращения: 03.05.2023).

Даль Р. А. Проблемы гражданской компетентности // Антологии. Пределы власти. URL: http://old.russ.rU/antolog/predely/1/dem2-3.htm (дата обращения: 03.05.2023).

Дьюи Дж. Общество и его проблемы / пер. с англ. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстова, Е. Н. Ко-силовой. М.: Идея-Пресс, 2002. 160 с.

Емельянова М. В., Боровая М. А. Сущность и содержание гражданской компетентности старшеклассников. Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2017. № 3-2 (95). С. 181-187

Проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы». URL: http://www.civilg8.ru/4530.php (дата обращения: 03.05.2023).

Пырма Р. В. «Погружение» граждан в цифровую среду коммуникаций // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 69-76.

Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. URL: https:// infourok.ru/sovremennye-vyzovy-i-riski-razvitiya-grazhdanskogo-obrazovaniya-v-rossii-4946686. html (дата обращения: 03.05.2023).

Сунгуров А. Ю. Гражданское образование и правовое просвещение: модели регионального развития // Электронная библиотека Гражданское общество в России. 14 с. URL: https:// www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_gr_obrazovanie.pdf (дата обращения: 03.05.2023).

Трофимова И. Н. Гражданская компетенция: государственная политика или возможности для гражданина // Электронная библиотека. Гражданское общество в России. 2015. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Trofimova_2015.pdf (дата обращения: 03.05.2023).

Чухин С. Г. Сущность, функции и содержание гражданского образования // Омский научный вестник. 2015. № 1 (135). С. 119-122.

Шепелева Т. Е. Соотношение терминов «гражданская компетенция», «гражданская компетентность» с понятием «гражданственность» // Мир науки. 2016. Т. 4, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/61PDMN216.pdf (дата обращения: 03.05.2023).

Элиасберг Н. И. Роль обществоведческих учебных курсов в формировании гражданских свойств личности выпускника // Школьное социальное образование: гуманитарный подход / под науч. ред. О. Н. Журавлевой. СПб.: АППО, 2011. С. 109-118.

Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. 3. Auflage. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1985. 605 S.

Koselleck R. Kritik und Krise — Eine Studie zur Pathogenese der Bürgerlichen Welt. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1973. 247 s.

Курочкин Александр Вячеславович — д-р. полит. наук, проф.; alexkur@bk.ru

Морозова Светлана Сергеевна — канд. полит. наук, доц.; s.s.morozova@spbu.ru

Емельянов Сергей Витальевич — theatre@alexandrinsky.ru

Статья поступила в редакцию: 8 мая 2023 г.;

рекомендована к печати: 8 сентября 2023 г.

Для цитирования: Курочкин А. В., Морозова С. C., Емельянов С. В. Российская система гражданского образования в условиях цифровых трансформаций и новых геополитических вызовов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2023. Т. 19, № 4. С. 539-547. https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.402

THE RUSSIAN SYSTEM OF CIVIL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATIONS AND NEW GEOPOLITICAL CHALLENGES*

Aleksandr V. Kurochkin

St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; alexkur@bk.ru

Svetlana S. Morozova

St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; s.s.morozova@spbu.ru

Sergey V. Emelyanov

National Drama Theatre of Russia (Alexandrinsky Theatre),

6, pl. Ostrovskogo, St. Petersburg, 191023, Russian Federation; theatre@alexandrinsky.ru

The current digital revolution has already led to a significant transformation of the content, methods, forms and intensity of civic participation in the socio-political life of almost all states of the world. Modern information and communication technologies have influenced the forms and mechanisms for the implementation of public policy in general, have transformed the process of political communication, creating a new virtual dimension of the public sphere. Obviously, the changes that have taken place require citizens to master new competencies that will allow them to effectively interact both with each other and with government institutions within the framework of a new social and political reality. Therefore, the problem of forming a new, civic competence is one of the key ones in the context of the current process of digitalization of politics and management. The relevance of the issues under study is determined, on the one hand, by the extraordinary acceleration of the pace of development and transformation of all spheres of society, which, in turn, dictates the need to create tools to speed up and simplify the process of adaptation, both for each specific individual and socially political institutions, to a rapidly changing reality, and on the other hand, the task of preserving and strengthening the existing political system of the Russian Federation and the foundations of the constitutional order, which is of particular importance in the context of ongoing information wars, the spread of fakes, including the activities of state authorities and state structures, global problems (such as turbulence in world politics, the COVID-19 pandemic, terrorism, climate change, lack of natural resources) and local (unemployment, separatism, poverty), as well as a number of other dangers and threats that continue to face modern states. This article is aimed at forming the conceptual foundations for optimizing the system of Russian civic education in the face of new challenges and risks. The authors pay special attention to the theoretical understanding of the «civic education» concept, identifying its features and functional characteristics. Based on a comparative approach, the authors analyze the scientific literature that touches upon the issues of civic participation, education, forms and methods of its improvement in modern conditions. In conclusion, the authors turn to concrete examples and formulate recommendations for the successful formation of a conceptual model for optimizing the Russian system of civic education.

Keywords: civic education, digitalization, information and communication technologies, life-long learning, civic competence, digital skills, civic values.

References

Arendt H. Vita Activia!, or On the activity of life, trans. from English. St. Petersburg: Aleteiia Publ., 2000. 437 p. (In Russian)

* The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation (project no. 22-78-10049 "The State and the citizen in the new digital reality").

Baranov P. A. Phenomenon of civic education: phenomenon and prospects. St. Petersburg: Soiuz Publ., 2006. 167 p. URL: https://www.ifap.ru/library/book074.pdf (accessed: 05.03.2023). (In Russian)

Brodovskaya E. V., Dombrovskaya A.Yu., Sinyakov A. V., Azarov A. A. Building a model of the influence of modern digital communications on the professional competencies of Russian youth. Information Society, 2000, no. 4-5, pp. 33-43. Available at: http://infosoc.iis.ru/article/view/115 (accessed: 05.03.2023). (In Russian)

Chukhin S. G. Essence, functions and content of civic education. Omsk Scientific Bulletin, 2015, no. 1 (135), pp. 119-122. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dal R. A. Problems of civil competence. Anthologies. The limits of power. Available at: http://old. russ.ru/antolog/predely/1/dem2-3.htm (accessed: 05.03.2023). (In Russian)

Dewey J. Society and its problems, transl. from Eng. by I. I. Myurberg, A. B. Tolstov, E. N. Kosilo-va. Moscow: Ideia-Press, 2002. 160 p. (In Russian)

Draft State Program "Civil Education of the Population of the Russian Federation for 20052008". Available at: http://www.civilg8.ru/4530.php (accessed: 05.03.2023). (In Russian)

Eliasberg N. I . The role of social science training courses in the formation of civic qualities of a graduate's personality. School social education: a humanitarian approach, scientific. ed. by O. N. Zhuravleva. St. Petersburg: APPO Publ., 2011, pp. 109-118. (In Russian)

Emelyanova M. V., Borovaya M. A. Essence and content of high school students' civil competence. Bulletin of the Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, 2017, no. 3-2 (95), pp. 181187. (In Russian)

Grigoryeva N. A., Yatsukova, I. L. Civil education in Russia: history and modernity. Textbook. Moscow: Mir nauki Publ., 2020. Online edition. Available at: https://izd-mn.com/PDF/04MNNPU20. pdf?ysclid=lh7sj8b8o0460605072 (accessed: 05.03.2023). (In Russian)

Habermas J. Theory of Communicative Actions. 3rd ed. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1985. 605 p. Koselleck R. Kritik und Krise — Eine Studie zur Pathogenese der Burgerlichen Welt. Frankfur am Main: Suhrkamp, 1973. 247 p.

Modern challenges and risks of the development of civic education in Russia. Available at: https:// infourok.ru/sovremennye-vyzovy-i-riski-razvitiya-grazhdanskogo-obrazovaniya-v-rossii-4946686. html (accessed: 05.03.2023). (In Russian)

Pyrma R. V. "Immersion" of citizens in the digital environment of communications. Vlast', 2021, vol. 29, no. 1, pp. 69-76. (In Russian)

Shepeleva T. E. Correlation of the terms "civil competence", "civil competence" with the concept of "citizenship". Scientific open access journal "World of Science", 2016, vol. 4, no. 2. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/61PDMN216.pdf (accessed: 05.03.2023). (In Russian)

Sungurov A.Yu. Civil education and legal education: models of regional development. Electronic Library Civil Society in Russia. 14 p. Available at: https://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_gr_ obrazovanie.pdf (accessed: 05.03.2023). (In Russian)

Trofimova I. N. Civil competence: state policy or opportunities for a citizen. Electronic Library. Civil Society in Russia, 2015, pp. 91-112. Available at: http://www.civisbook.ru/files/File/Trofimo-va_2015.pdf (accessed: 05.03.2023). (In Russian)

Volodenkov S. V., Fedorchenko S. N. Digitalization of the modern space of social and political communications: scientific concepts, models and scenarios. Bulletin of the Tomsk State University Philosophy. Sociology. Political science, 2021, no. 60, pp. 175-193. (In Russian)

Received: May 5, 2023

Accepted: September 8, 2023

For citation: Kurochkin A. V., Morozova S. S., Emelyanov S. V. The Russian system of civil education in the conditions of digital transformations and new geopolitical challenges. Political Expertise: POLITEX, 2023, vol. 19, no. 4, pp. 539-547. https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.402 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.