РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: РЕЖИМЫ, ИХ ОСОБЕННОСТИ И ОТЛИЧИЯ
А.И. Донскова, студент
Научный руководитель: Г.Р. Фахрутдинова, старший преподаватель Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10343
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема и актуальность такой темы как система чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. В первую очередь, непосредственно будет рассмотрено понятие чрезвычайной ситуации, также общая характеристика. Затронуты каждый из режимов, разные виды их классификация, а также особенности. Подробно будут рассматриваться их сходства и отличия. В конце работы сформулирован вывод о проделанном анализе.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, единая государственная система чрезвычайных ситуаций, режим повышенной готовности, режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.
Рассмотрение, как самого понятия чрезвычайных ситуаций, так и режимов его функционирования наиболее актуально в наши дни, особенно учитывая то, что человек и гражданин Российской Федерации столкнулся с этими понятиями максимально тесно. Это столкновение произошло как в биологическом, так и правовом характере. Несомненно, следует проанализировать и четко выделить основные виды чрезвычайных ситуаций, понятие системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, дать грамотную характеристику, определить режимы функционирования данной системы, а также затронуть и иные необходимые проблемы во время анализа. Максимально понятно и четко донести информацию.
В науке различают шесть основных обширных групп чрезвычайных ситуаций -это чрезвычайные ситуации техногенного (искусственного), природного (естественного), биолого-социального, военного, террористического и экологического характера. Однако мы рассмотрим только самые главные - это чрезвычайные ситуации техногенного (искусственного) и природного (естественного) характера. Для точного рассмотрения данной темы определим направления, которые следует детально изучить. Это основные понятия, особенности и отличия каждой ситуации.
Однако сначала начнем рассмотрение с основного понятия. Чрезвычайная ситуация - это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде [1]. Из этого понятия возникает необходимость определить, что является источником ЧС. Источник ЧС — это опасное происшествие разного рода характера, в результате которого возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация. Именно при знании источника ЧС уже можно определить, к какой из категорий будет определена та или иная чрезвычайная ситуация, вызванная данным источником.
Чрезвычайные ситуации в своей структуре содержат стадии развития, через которые они проходят. К ним относятся: стадия зарождения, инициирования, кульминации и затухания. Очень похожая динамика на экономические циклы, так как в обоих случаях виден волнообразный характер развития.
Рассмотрим как протекает каждая из стадий ЧС. На стадии зарождения создаются предпосылки будущей ЧС: активизируются неблагоприятные природные про-
цессы, накапливаются технологические неполадки, систематически нарушаются требования мер безопасности.
На стадии инициирования ЧС возникают нарушения, связанные с выходом параметров процесса или явления за критические значения внутри системы (внутренние факторы). Например, происходят спонтанные реакции, разгерметизация трубопроводов, резервуаров, нарушается работа оборудования.
На стадии кульминации в результате «срабатывания» инициирующих факторов высвобождаются большие количества энергии и массы, которые и приводят к ЧС. При этом иногда даже небольшое инициирующее событие может привести в действие цепной механизм аварий с многократным увеличением мощности и масштабов. Возникает так называемый «эффект домино».
Стадия затухания продолжается от момента устранения источника ЧС до полной ее ликвидации [2].
На все стадии непосредственно влияет как возникновение самого чрезвычайной ситуации, так и человеческий фактор, выраженный в действии или бездействии. Внешние факторы, исходящие уже непосредственно от самого человека, могут привести к чрезвычайной ситуации, связанной с массовыми беспорядками и дестабилизации ситуации в жизни государства.
Перейдем к рассмотрению чрезвычайной ситуации природного (естественного) характера. В данной категории выделяют такие виды как: бури (ураганы), морозы, засухи, пожары; извержения вулканов, землетрясения; наводнения, сели, оползни, обвалы; падение метеоритов и прочие космические катаклизмы.
Иными словами все эти ситуации можно отнести к одному понятию - стихийное бедствие. Стихийным бедствием признается разрушительное природное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, их гибель, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды. К стихийным бедствиям природного про-
исхождения относятся землетрясения, наводнения, оползни, сели и обвалы, ураганы, бури, смерчи и цунами, пожары.
Среди чрезвычайных ситуаций техногенного (искусственного) характера выделяют:
- транспортные, к ним относятся авиа и космические, железнодорожные, автодорожные, на речном и морском флоте;
- производственные, к ним относятся механические, химические, радиационные, термические.
К данному виду чрезвычайной ситуации относится понятие авария, понимаемое как опасное техногенное происшествие приводящие к повреждению машин, станков, оборудование, зданий, наносящее ущерб здоровью людей и окружающей природной среде и создающее угрозу для жизни людей [3].
После рассмотрения этих двух основных видов чрезвычайного характера мы подошли к рассмотрению основной темы данной работы. Обратимся к понятию единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Сфера ее направленности в основном природного (естественного) и техногенного (искусственного) характера чрезвычайных ситуаций. РСЧС понимается как система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из данного понятия вытекают две основные функции, которые выполняет РСЧС: предупреждение возникновения и снижение размеров ущерба от ЧС и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Основная цель создания этой системы -объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области преду-
преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Система состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней, реагирующих на чрезвычайные ситуации: федеральный уровень, межрегиональный уровень, региональный уровень, муниципальный уровень и объектовый уровень [4].
Перейдем к рассмотрению режимов функционирования единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они выделены в научной литературе в соответствии со сложившейся обстановкой, масштабом прогнозируемой или уже возникшей ЧС может быть установлен один из трех режимов функционирования единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
1. Режим повседневной деятельности.
2. Режим повышенной готовности.
3. И непосредственно режим чрезвычайной ситуации.
В первом режиме - режиме повседневной деятельности основные мероприятия и силы РСЧС заключаются в изучении состояния окружающей среды и прогнозировании ситуации; сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечение безопасности на данном этапе. Производится также разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Необходимым мероприятием является планирование действий органов управления, подготовка людей к действиям в случае ухудшения положения, а также пропаганда знаний поведения в чрезвычайной ситуации. Данный режим предполагает только подготовку к наступлению чрезвычайной ситуации и ее последствиям.
На втором этапе - режим повышенной готовности производятся уже более жесткие мероприятия. Если режим повседневной деятельности не предполагал мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации, то в режиме повышенной готовности присутствуют мероприятия, как по подготовке, так и по ликвидации ЧС. В ос-
новном действия предполагают наличия необходимости. С этого момента начинается непрерывное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации. Предупреждение чрезвычайных ситуаций эффективно только при полном взаимодействии на всех уровнях государственной власти [5].
Производятся мероприятия по усилению контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование ситуации, а также ее последствий. При вынужденной необходимости вводится дежурство руководителей и должностных лиц органов управления, информирование людей о способах защиты от чрезвычайных ситуаций. В планировании производится уточнение действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также при необходимости приводятся в готовность к реагированию силы и средства единой российской системы, формируются оперативные группы и планируется их выдвижение в предполагаемые районы действия. В случаях необходимости предполагаются и такие мероприятия, как пополнение ресурсов, создание которых предполагало ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также, в крайних случаях, проведение эвакуационных мероприятий [4].
Несмотря на то, что режим повышенной готовности предполагал уже более жесткие мероприятия, относительно повседневного режима, кульминацией является введение режима чрезвычайной ситуации, который включает в себя уже максимально жесткие меры по ликвидации наступившей чрезвычайной ситуации. До этого момента осуществлялись только меры предупреждения и частично ликвидации. На этапе режима чрезвычайной ситуации устанавливается особый порядок деятельности правоохранительных органов [6].
На этапе введения режима чрезвычайной ситуации осуществляется непрерывный контроль и оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления и непосредственно населения о возникшей чрезвычайной ситуации. Продолжается прогнозирование чрезвычайной ситуации, и ее последствий, непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации. Проводятся мероприятия по защите людей, территорий от чрезвычайной ситуации. Организуются работы по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой российской системы, поддержанию общественного порядка. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации поддерживают непрерывное взаимодействие между собой. Проводятся мероприятия по жизнеобеспечению населения в сложившейся чрезвычайной ситуации [4].
Итак, самое главное отличие описанных выше режимов заключается в жесткости мероприятий, а в некоторых случаях ужесточение тех, которые производились еще на этапе введения режима повседневной деятельности. Так на всех трех режимах осуществляется контроль состояния окружающей среды, обмен, сбор и анализ информации об обстановке в сложившейся ситуации, ее прогнозирование.
Несомненно, одним из важнейших мероприятий является взаимосвязь органов исполнительной власти на разных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом), что и является основной целью создания единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Следует это учесть, и рекомендуется ввести на этапе режима повседневной деятельности. Современной, важной, составляющей современного мира является моделирование последствий. К сожалению, на данном этапе компьютерного развития пока не используется моделирование сложившейся чрезвычайной ситуации, ее последствий для людей, государства и мира в целом. Это было бы наиболее важным и полезным новшеством, особенно в той ситуации, которая сложилась в данное время, упростило работу эпидемиологам и органам исполнительной власти.
Из проделанного анализа вытекает вывод о необходимости модернизации и подключения больше новых технологий в вопросе предотвращения и ликвидации чрезвычайных происшествий. Единая российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должна пройти эту модернизацию и выйти на новый уровень, соответствовать современному компьютеризированному обществу.
Библиографический список
1. Старостин С.А. Чрезвычайное положение: монография. - М.: Проспект, 2019. -120 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательской центр «Академия», 2007. - 304 с.
3. Чрезвычайные ситуации: определение, классификация и принципы защиты населения при ЧС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dubki-nk.ru/istoriya/chrezvychajnye-situatsii-opredelenie-klassifikatsiya-i-printsipy-zashhity-naseleniya-pri-chs.html (Дата обращения: 18.04.2020 г.).
4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: учеб. метод. пособие / П.А. Щепин, С.В. Метлушин, С.В. Урванцева, С.В. Широбоков, Д.Р. Мерзлякова. - Ижевск: «Удмуртский университет», 2011. - 112 с.
5. Юркин М.А., Латышенко К.П., Семенов Е.С. Предупреждение чрезвычайных ситуаций с применением современных информационных технологий / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. С. 40-45.
6. Коропачева А.В. О некоторых вопросах процедуры введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации / Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. -2016. - №5. - С. 196-201.
RUSSIAN SYSTEM OF EMERGENCY SITUATIONS: MODES, THEIR FEATURES
AND DIFFERENCES
A.I. Donskova, Student
Supervisor: G.R. Fakhrutdinova, Senior Lecturer Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. This article discusses the problem and relevance of such a topic as a system of emergency situations in the Russian Federation. First of all, the concept of an emergency will be directly considered, as well as a general description. Each of the modes is affected, different types of their classification, as well as features. Their similarities and differences will be examined in detail. At the end of the work, a conclusion is drawn on the analysis performed.
Keywords: emergencies, a unified state system of emergency situations, high alert, daily activities, high alert, emergency.