Научная статья на тему 'Российская практика регулирования активных операций коммерческих банков'

Российская практика регулирования активных операций коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4567
841
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / АКТИВЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ / МЕТОДЫ НАДЗОРА / РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИКВИДНОСТЬ / COMMERCIAL BANK / ASSETS / LEGISLATIVE BASE / ACTIVE OPERATIONS / METHODS OF SUPERVISION AND REGULATION OF BANK ACTIVITY / LIQUIDITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябинина Элина Николаевна, Рябинина Елена Владимировна

Проанализирован рынок активов банковского сектора РФ, дана оценка российского опыта регулирования банковской деятельности в области проведения активных операций, раскрыта характеристика основных изменений законодательной базы в связи с принятием рекомендаций Базель III.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN PRACTICE OF REGULATION OF ACTIVE OPERATIONS OF COMMERCIAL BANKS

Analyzed market assets of the banking sector of the Russian Federation, the estimation of the Russian experience of banking regulation in the field of active operations, disclosed description of the key changes in legislation in connection with the adoption of the recommendations of Basel III.

Текст научной работы на тему «Российская практика регулирования активных операций коммерческих банков»

- широкое использование механизмов предоставления правительствам и компаниям зарубежных стран «связанных кредитов» на закупку продукции машиностроения российского производства;

- ужесточение контроля (усиление административной и уголовной ответственности) за действиями аккредитованных органов при проведении экспертиз и сертификации импортной продукции на соответствие требованиям безопасности, техническим регламентам и стандартам, действующим в Российской Федерации.

Литература

1. Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы экономического развития России // Современная конкуренция. 2007. № 2. С. 28-50.

2. Некипелов А. Влияние глобализации на реаллокацию ресурсов в переходной экономике // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2. С. 10-12.

3. Портер М. Конкуренция. М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2006. С. 602.

РЫБАКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ. См. с. 193.

УДК 336.713.061.1 ББК У262.52

Э.Н. РЯБИНИНА, Е.В. РЯБИНИНА

РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Ключевые слова: коммерческий банк, активы, законодательная база, активные операции, методы надзора, регулирование банковской деятельности, ликвидность.

Проанализирован рынок активов банковского сектора РФ, дана оценка российского опыта регулирования банковской деятельности в области проведения активных операций, раскрыта характеристика основных изменений законодательной базы в связи с принятием рекомендаций Базель III.

E. RYABININA, E. RYABININA RUSSIAN PRACTICE OF REGULATION OF ACTIVE OPERATIONS OF COMMERCIAL BANKS

Key words: commercial bank, assets, legislative base, active operations, methods of supervision and regulation of bank activity, liquidity.

Analyzed market assets of the banking sector of the Russian Federation, the estimation of the Russian experience of banking regulation in the field of active operations, disclosed description of the key changes in legislation in connection with the adoption of the recommendations of Basel III.

Коммерческий банк в ходе своей деятельности выполняет функции финансового посредника, размещая привлеченные средства клиентов. Его функционирование направлено главным образом на получение прибыли и максимизации дохода при одновременном поддержании требуемого уровня ликвидности и оптимального распределения рисков по отдельным видам операций. Это обеспечивается рациональным использованием и размещением средств банка, т.е. осуществлением банком активных операций. Они составляют значительную часть операций коммерческих банков и учитываются на активных балансовых счетах.

Итак, активные операции - это операции, посредством которых банк размещает имеющиеся в его распоряжении свободные финансовые ресурсы (собственные и привлеченные) для достижения большей прибыли и поддержания ликвидности1.

Активные операции используются также для обеспечения общих условий функционирования банков без непосредственного расчета на получение дохода.

1 О методике определения величины и оценке достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»): положение Банка России № 395-П от 28.12.2012 г. // Вестник Банка России. 2013. № 11, 27 февр.

То есть необходимость соблюдения требуемого уровня ликвидности и оптимального распределения рисков заставляет банки размещать часть своих активов и во вложения, не приносящие доход. Они способствуют благоприятному развитию банка, укреплению его позиции на финансовых рынках, создают условия для проведения других активных операций - операций, создающих работающие активы.

Анализ активов коммерческих банков имеет большое значение для их финансовой устойчивости. Несмотря на замедление роста ВПП, прослеживается тенденция роста общего объема активов в банковской системе России, что наглядно демонстрирует рис. 1.

Совокупный объем активов на 1 января 2014 г. составил 58,4 трлн руб. Наблюдается динамика роста, главным образом за счет кредитного портфеля. Однако стоит отметить, что в последние годы прирост объема активов значительно уменьшается в условиях замедления роста российской экономики в целом и спада в динамике развития банковского сектора по различным экономическим и политическим причинам. Так, в 2013 г. прирост активов российской банковской системы составил 15,98%, в 2012 г. - 18,93%, в 2011 г. - 23,14%. При этом по-прежнему в совокупном объеме активов основная доля приходится в первую очередь на банки, контролируемые государством, затем на крупные частные банки.

Рис. 1. Объем активов в банковской системе РФ, млрд руб.

Если рассматривать состояние структуры банковских активов за последние годы, то здесь существенных изменений не произошло, но в структуре активов появляется новая доля производных финансовых инструментов, которая набирает обороты.

Современная структура банковских активов представлена на рис. 2.

Наибольший вес в активах коммерческих банков, безусловно, составляют кредиты и прочие ссуды (на 01.01.2014 г. их доля составила 70,59% и равна 40 535 млрд руб., а уже на 01.03.2014 г. она выросла до 72,1% и равна 42 623,1 млрд руб.), именно кредитование является ведущей деятельностью большинства современных коммерческих банков. И стоит отметить, что с каждым годом они продолжают наращивать кредитный портфель, демонстрируя стремительный рост: в 2012 г. доля кредитов составляла 68,66%, или 33 993 млрд руб., в 2011 г. - 28 737 млрд руб. То есть послекризисная тенденция роста ссудного портфеля в активах банка продолжается.

Суммарный объем кредитов, выданных нефинансовым организациям и физическим лицам, за 2013 г. вырос на 17,1% - до 32 456,3 млрд руб., а в марте текущего года составил 33 505,1 млрд руб.

Производные финансовые инструменты 0,31%

Прочее участие в уставных капиталах 0,62%

Кредиты и прочие ссуды 70,59%

Основные средства 2,00%

Ценные бумаги приобретенные Корреспондент-

кредитными организациями 13,62%

ские счета в кредитных организациях 2,61%

Использование прибыли 0,33%

Денежные Прочие активы России и в упол- средства, 3,18% номоченных драгоценные органах других металлы стран и камни

3,94% 2,80%

Рис. 2. Структура активов на 01.01.2014 г.

Несмотря на то, что кредитование физических лиц занимает меньшую по сравнению с корпоративным кредитованием долю в структуре активов (на 1 января 2014 г. розничный портфель занял 17,3% в структуре активов, или 9957,1 млрд руб., корпоративный - 39,2%, или 22 499,2 млрд руб.), данный сегмент демонстрирует стабильную тенденцию к росту. Если рассматривать динамику, то по итогам года прирост розничного портфеля значительно опережает прирост корпоративного портфеля - 28,7% и 12,6%, соответственно, что свидетельствует об активном развитии потребительского кредитования. Можно заметить значительное замедление темпа прироста корпоративного кредитования за последние годы в связи с макроэкономической ситуацией и стагнацией экономики.

Темп прироста кредитования нефинансовых организаций и физических лиц за 2011-2013 гг.

Показатели 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014

Кредитование физических лиц, млрд руб., % к активам банковского сектора 5 550,9 13,3 7 737,1 15,6 9 957,1 17,3

Кредитование нефинансовых организаций, млрд руб., % к активам банковского сектора 17 715,3 42,6 19 971,4 40,4 22 499,2 39,2

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, включая просроченную задолженность, млрд руб., % к активам банковского сектора 23 266,2 55,9 27 708,5 56,0 32 456,3 56,5

В соответствии с общепринятыми международными стандартами и с целью обеспечения финансовой стабильности необходимо рассматривать развитие активных операций, исходя не только из соображений их прибыльности, но и с учетом ликвидности, допустимого распределения рисков.

Законодательная база России позволяет прямо или косвенно воздействовать на коммерческие банки и контролировать их действия в части вложений средств в различные виды активных операций. Воздействие государства на банковский сектор осуществляется в основном формированием гибкой нормативной, законодательной базы и контролем ее исполнения. Федеральными законами от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» регламентирована деятельность Банка России в части надзора (контроль на основании банковской отчетности), регулирования деятельности кредитных организаций. Регулирование активных операций банков осуществляется как обязательными к исполнению правилами в части всех или

отдельных операций, так и специальными - ограничивающими либо стимулирующими мерами, воздействующими на уровень их прибыльности с учетом риска и ликвидности. Так, предоставление льготных или ограничивающих условий в части ссудных или инвестиционных операций может способствовать развитию либо ограничению тех или иных активных операций банка.

В России, как и в мировой практике, одним из основных методов надзора и регулирования за деятельностью коммерческих банков, в том числе и в части его активных операций, является контроль (на базе банковской отчетности) за соблюдением экономических нормативов. Указ об их исполнении, расчете, предоставлении регламентирован Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», и нструкцией ЦБ РФ № 139-И от 03.12.2012 г. «Об обязательных нормативах банка»2 с изменениями от 25.10.2013 г., положениями ЦБР, например, положением о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам и др. [3].

Показателями, характеризующими состояние банка, его защищенность от неожиданных убытков (рисков), являются нормативы достаточности средств (капитала) банка. Недостаточность капитала банков создает невозможность покрытия неожиданных убытков. В соответствии с рекомендациями Базель III, в марте 2013 г. вступило в силу Положение Банка России3, которое устанавливает для российских банков методику расчета и требования к отчетности при определении величины и оценки достаточности собственных средств (капитала) в соответствии с методикой Базеля III. Таким образом, с октября 2013 г. Банк России ввел дополнительные нормативы для расчета достаточности капитала в рамках требований Базель III, и с 01.01.2014 г. банкам необходимо выполнение трех нормативов: норматива достаточности собственных средств Н 1.0 (min 10%); норматива достаточности базового капитала банка Н 1.1(min 5%) и норматива достаточности основного капитала Н 1.2 (min 5,5%) [1]. Контроль за соблюдением этих показателей, определяющих минимальную величину собственных средств банка, необходимых для покрытия рисков, может привести к сокращению объемов активных операций коммерческого банка.

Нормативы ликвидности Н2 (мгновенной), Н3 (текущей), Н4 (долгосрочной) позволяют следить за состоянием ликвидности банка, т.е. за его способностью своевременно выполнять свои денежные обязательства. Они регулируют (ограничивают) риск потери банком ликвидности: Н2 - в течение одного операционного дня, Н3 - в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней, Н4 - с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 (366) дней. Для выполнения Н2 требуется, в основном, наличие соответствующих сумм в кассе банка, на счетах других банков, данный норматив определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования. Для выполнения Н3 требуется поддержание соответствующей структуры активов и пассивов, приобретение необходимых сумм ликвидных (низкодоходных) активов, снижающих прибыльность банка. Либерализация указаниями ЦБ РФ нормативов Н2 (с 20% до 15%) и Н3 (с 70% до 50%) способствует увеличению активных операций. Норматив Н4, определенный значением размещения средств в долгосрочные активы, также регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности. Превышение нормы (120%) позволило бы банку увеличивать объем активных операций, в том числе инвестиционных и фондовых.

2 Об обязательных нормативах банка: инструкция ЦБ РФ № 139-И от 03.12.2012 г. [Электронный ресурс] // Вестник Банка России. 2012. № 74(1392), 21 дек. URL: http://www.cbr.ru/publ/ Vestnik/ ves121221074.pdf.

3 О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности: положение ЦБ РФ № 254-П от 26.03.2004 г. // Вестник Банка России. 2004. № 28, 7 мая.

Нормативы кредитного риска банка (Н6 - max 25%, Н7 - max 800%, Н9 -max 50%, Н10.1 - max 3%) регламентируют кредитные операции банка, устанавливая лимит в части выдачи крупных ссуд клиенту, группе связанных заемщиков в части выдачи крупных (относительно капитала) ссуд, они ограничивают совокупную величину крупных кредитов, каждый из которых превышает 5% капитала, регламентируя кредитные отношения для клиентов банка, для акционеров банка, а также в отношении всех инсайдеров банка.

Н12 (max 3%) - Норматив использования собственных средств банка для приобретения акций других юридических лиц. Он определяет конкретно инвестиционную деятельность банка максимально допустимым значением вложения в акции, приобретенные для инвестирования и перепродажи в отношении к капиталу банка [2].

Необходимо отметить значение регулирования банковских операций, в том числе активных, уставами коммерческих организаций. При определении цели деятельности банка в уставе выделяются главные его направления, при этом оговаривается совершение других операций в той мере, в которой они необходимы для нормального проведения банком своей деятельности. Коммерческие организации являются многофункциональными структурами, например, для специализированных банков, таких как инвестиционные, ипотечные, основными формами активных операций (согласно их правовому статусу) являются финансирование и кредитование инвестиций для одних, предоставление ипотечных (долгосрочных) кредитов для других.

Действующее банковское законодательство России не только в целом контролирует и регулирует развитие активных операций исходя из прибыльности, ликвидности допустимого распределения рисков, но и регулирует определенные виды или отдельно взятые активные операции. Наиболее значимыми в активных операциях банков являются кредитные операции. Сложившаяся нормативная база кредитования представлена в основном статьями Гражданского кодекса, рядом федеральных законов, положениями, инструкциями, указаниями Банка России. ЦБР Положением № 54-П от 31.08.1998 г. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» регламентирует порядок выдачи, погашения, учета и прочие отношения между банком и его клиентом - заемщиком (физическим, юридическим лицом). Начисление процентов по кредитам определяется «Положением о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками» (утвержденное ЦБ России 26.06.1998 г., № 39-П). Детализируя и совершенствуя кредитные отношения между банком и физическим лицом в части потребительских кредитов (в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), в июле 2014 г. вводится Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Отдельным вопросом законодательного регулирования в кредитовании является обеспечение кредитов, такие кредиты позволяют банку понижать кредитные ставки, увеличивать суммы кредитов. К наиболее важным документам в этом вопросе следует отнести ГК РФ4, регулирующий залоговое кредитование, Федеральные законы: № 2872-1 ФЗ от 29.05.1992 г. «О залоге», № 102-ФЗ от 16.07.1998 г. «Об ипотеке». В связи с использованием в качестве залога и движимого имущества (автокредитование) ст. 339 ГК РФ дополнена п. 5, по которому регламентируется учет и регистрация договоров о залоге данного вида имущества.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. портал. URL: http://base.garant.ru/10164072.

С ростом российского рынка потребительских кредитов в банковском законодательстве был принят закон № 218-ФЗ от 30.12.2004 г. «О кредитных историях», который создает коммерческую организацию - бюро кредитных историй, осуществляющую формирование, хранение кредитных историй, оказывающую услуги по предоставлению кредитных отчетов. Таким образом, данный закон, позволяя предварительно знакомиться с потенциальным заемщиком и его историей погашения прошлых кредитных обязательств, значительно сокращает невозвраты взятых кредитов [3]. Однако надо отметить, что, в соответствии с сегодняшним законодательством, пополнение базы кредитных историй возможно только при наличии документально зафиксированного согласия заемщика, таким образом, допускается пополнение базы данных не в полном объеме.

Инвестиционные операции, как и кредитные, направлены на получение банком дохода путем вложения собственных ресурсов в ценные бумаги, приобретения права по совместной хозяйственной деятельности или же инвестиционных операций, связанных с долгосрочным вложением средств. Основными документами, регулирующими отношения, особенности деятельности участников рынка ценных бумаг, являются, прежде всего, ГК РФ, Федеральные законы № 39-ФЗ от 22.04.1996 г. «О рынке ценных бумаг» (с изм. от 28.02.2012 г.), № 46-ФЗ от 05.03.1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Процедуры регистрации и выпуска ценных бумаг в обращение кредитными организациями регламентируются Инструкцией ЦБ РФ от 10.03.2006 г. «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг коммерческими организациями на территории РФ».

Кассовые операции кредитных организаций также регламентируются ЦБ РФ. Все операции с наличностью в банке определены Положениями ЦБ РФ № 14-П от 05.01.1998 г. «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» и № 318-П от 24.04.2008 г. «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации». Помимо организации работ по проведению кассовых операций определены правила по перевозке, хранению, обмену, размену, инкассации и прочих операций с денежной наличностью. При обслуживании кредитных организаций, других юридических лиц в ЦБ РФ банки должны руководствоваться Указанием ЦБ РФ № 2060-У от 27.08.2008 г. «О кассовом обслуживании в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц»

Главным законом, обеспечивающим единую государственную валютную политику, а также устойчивость национальной валюты является Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».

В настоящее время получили широкое распространение комиссионно-посреднические активные операции (лизинг, факторинг, форфейтинг и пр.). К основным документам, регулирующим финансовую аренду, относят, прежде всего, ГК РФ, в нем определены предмет договора финансовой аренды, ответственность сторон, Федеральный закон от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ (ред. от 26.07.2006) «О финансовой аренде (лизинге)». Закон определяет предмет лизинга, субъектов договора лизинга, их взаимодействие, правовые и организационно-экономические особенности лизинга. Статьей 36 гл. 4 определены меры государственной поддержки лизинговой деятельности. С развитием лизинга нормативная база, его определяющая, также изменяется и совершенствуется. С целью установления баланса интересов участников лизингового правоотношения с учетом судебной практики по данному вопросу в законодательство вносятся коррективы, дополнения, направленные на стимулирование развития финансовой аренды в России, в частности, это изменения, внесенные Федеральными законами № 130-ФЗ от 26.06.2006 г., № 83-ФЗ от 08.05.2010 г.

Правовой основой факторинговых и форфейтинговых операций служат Гражданский и Налоговый кодексы РФ, Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Банке России» и др. В конвенции УНИДРУА определены правила, необходимые для правовой основы, способствующие развитию международного факторинга и соблюдению баланса интересов всех участников факторинговой сделки. Говоря о нормативно-правовой базе форфейтинговых операций как ключевой основополагающий документ следует выделить Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», в нем детально отражены правила по осуществлению операций с ценными бумагами на финансовом рынке РФ.

Главной целью государственного контроля и регулирования деятельности банковской системы являются поддержание ее стабильности и защита интересов клиентов банков. Меры по совершенствованию системы регулирования и надзора за деятельностью коммерческих организаций сформулированы в программном документе Правительства РФ и ЦБР «О Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года».

Литература

1. Изменения в банковском законодательстве и состояние банковского сектора // Банковское дело. 2014. № 1. С. 21-23.

2. Лаврушин О.И. Банки и банковские операции. М.: КНОРУС, 2012. 106 с.

3. Симановский А.Ю. Банковское регулирование: реэволюция (тезисы) // Деньги и кредит. 2014. № 1. С. 44-47.

РЯБИНИНА ЭЛИНА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов, кредита и статистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ryabinina-en@yandex.ru).

RYABININA ELINA - candidate of economics sciences, professor of Finance, Credit and Statistics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

РЯБИНИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры банков и банковского менеджмента, Финансовый университет при Правительстве РФ, Россия, Москва (elvl1979@mail.ru).

RYABININA ELENA - candidate of economics sciences, associate professor of Banks and Bank Management Chair, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow.

УДК 336.71(470) ББК У262.10-07(2Рос)

А.Ф. САВДЕРОВА

ФОРМИРОВАНИЕ КУРСА РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: банковский сектор, банковская система, кредитные организации, рентабельность капитала, рентабельность актива, чистая прибыль, ликвидность, достаточность капитала, качество активов.

Проведен анализ состояния и тенденций развития банковской системы Российской Федерации. На основе методов статистического исследования с использованием официальных данных, опубликованных Банком России, оцениваются стабильность банковской системы, качество активов, ресурсная база, структура банковской прибыли. Предложены меры по повышению устойчивости банковского сектора России.

A. SAVDEROVA

SHAPING THE COURSE OF THE BANKING DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION BASED ON THE ASSESSMENT OF MACROECONOMIC ITS PERFORMANCE INDICATORS

Key words: banking, banking system, banking institutions, return on equity, return on assets, net profit, liquidity, capital adequacy, asset quality.

The article analyzes the Russian banking system pattern and trends. The banking system stability, asset quality, funding base, bank profit structure are assessed on the basis of the official statistics published by the Bank of Russia. As a result of the study, measures, aimed at the Russian banking sector stability improvement, have been proposed.

Развитие банковской сектора всегда было и остается приоритетным направлением денежно-кредитной политики любого государства, ориентированного на создание основ для стабильного функционирования финансовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.