УДК 338.22.01
Российская политика импортозамещения как фактор устойчивого развития отечественной экономики в современных условиях
Тимофеев Р.А.
Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента
Казанского государственного энергетического университета
В работе обозначены актуальные вопросы устойчивого развития российской экономики. Обусловлены основные факторы импортозамещения для российских производителей. Проведен анализ по ряду отраслей, тесно связанных с вопросами импортозамещения. Приведены основные рекомендации по формированию комплекса мер по реализации эффективной политики импортозамещения для устойчивого развития отечественной экономики.
Ключевые слова: импортозамещение, санкции, агропромышленный комплекс, машиностроение, 1Т-отрасль, легкая промышленность.
Результатом применения странами Евросоюза и США целого комплекса торгово-экономических санкций стало резкое замедление темпов экономического развития отечественного реального сектора. Сегодня необходимо признать, что в настоящее время наблюдаются основные признаки наступления финансово-экономического кризиса, затронувшего все сферы общественной жизни. Тем не менее реализация санкционой политики нашими «партнерами» сделало безотлагательным решение давно назревших проблем, в частности, проблемы импор-тозамещения.
На практике уже многие исследователи и экономисты отмечают, что именно импортозамещение может стать наиболее действенным антикризисным рычагом в сложившейся ситуации. Как отметил Президент РФ В.В. Путин: «...разумное импортозамещение - это наш долгосрочный приоритет независимо от внешних обстоятельств... программы импортоза-мещения должны работать на создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках. .. .Там, где мы должны восстановить свою собственную компетенцию в высокотехнологичных сферах, мы обязательно можем и должны это сделать. Это и есть развитие страны, это и есть развитие нашей экономики» [1].
Сегодня российская экономика находится в сложной ситуации и для дальнейшего устойчивого развития необходимы ответы на ключевые вопросы:
1. Является ли импортозамещение реальным эффективным драйвером экономического роста страны?
2. Какая модель экономического развития является наиболее эффективной в сложившейся ситуации? Закрытая, ориентированная на внутренний рынок, или внешняя, направленная на дальнейшую глобализацию мировых рынков?
3. Дальнейшие перспективы российской экспортной политики в современных условиях?
Последние два года показали, что вопрос импор-тозамещения для российской экономики является достаточно сложным, но тем не менее, очевидно, решать данный вопрос для выхода из кризисной ситуации необходимо в кратчайшие сроки. Уровень роста, развития и обороноспособности национальной экономики во многом зависит от эффективности реализации политики импортозамещения. В течение последних двадцати лет доля импорта росла, а сейчас во многих отраслях она составляет более половины от всего объема продаж. Увеличение импорта жизненно необходимой продукции обострило проблему национально-продовольственной безопасности страны. Согласно экспертным оценкам, сегодня
для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо сокращение доли импортных закупок как минимум на 20 % по отношению к внутреннему производству [2].
Сложившаяся сегодня геополитическая обстановка создает благоприятные условия для решения задач политики импортозамещения. Основная задача импортозамещения состоит в обеспечении страны российской продукцией, которая будет соответствовать всем мировым стандартам качества и предъявляемым требованиям. При этом у российского производителя возникает возможность сбалансировать свои позиции на отечественном рынке, не создавая угрозы национальной экономической безопасности. Для реализации поставленной задачи в последующие два года Правительством РФ намечено выделить из государственного бюджета практически 38 млрд. руб. [3]. Безусловно, необходимо отметить, что определенные сдвиги в этом направлении сегодня наблюдаются. К первым шагам государства в этом направлении можно отнести налоговые каникулы, устранение ряда бюрократических препятствий, снижение налоговой нагрузки, сокращение числа проверок для малого бизнеса. Финансовая поддержка выражается посредством субсидий и бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам компаний, реализующих политику импортозамеще-ния. Сегодня для российского производителя в условиях политики импортозамещения сформировался ряд благоприятных факторов:
- неограниченный доступ отечественных компаний к природно-сырьевым ресурсам страны;
- сравнительно оптимальный уровень тарифов на электроэнергию, который позволяет снизить издержки аналогичной продукции;
- высокий научно-технологический потенциал, реализующийся в ряде промышленных отраслей, в том числе в военно-промышленном комплексе (ВПК), а также в космической отрасли. При этом ряд имеющихся в этих отраслях наработок могут быть использованы в других промышленных сферах.
Согласно прогнозу Министерства промышленности и торговли РФ, успешная реализация отечественной программы импортозамещения позволит уже к 2020 г. снизить зависимость от ввозимой продукции по ряду отраслей промышленности и экономики РФ с 80 % (по данным 2015 г.) до 50 % [4]. Ужесточение санкционой политики - это отличная возможность для российских импортозамещающих компаний малого
и среднего бизнеса по увеличению объема своих продаж, а также дальнейшему развитию своего производства. Все это создает новые возможности по развитию малого и среднего бизнеса на основе благоприятной организационно-финансовой и правовой среды в условиях поддержки государства. Для преодоления критического уровня внешней зависимости от продукции иностранного производства необходимы крупномасштабные проекты, сбалансированные по материально-финансовым и трудовым ресурсам. А сегодня при существующей системе регулирования экономики, в которой отсутствуют перспективные методы планирования, основанные на системном проектировании, научно-техническом прогнозировании это практически невозможно сделать. Необходимо формирование стратегической системы планирования, основанной на закреплении ключевых функций на уровне Президента и Правительства РФ. Проведенный анализ позволяет нам сделать выводы по ряду отраслей, тесно связанных с вопросами импортозамещения.
Агропромышленный комплекс (АПК). Учитывая последние перемены во внешнеполитическом векторе развития нашей страны, можно с уверенностью сказать, что агропромышленный комплекс РФ обладает высоким потенциалом роста и имеет высокие шансы по эффективной реализации политики импортозамещения. По итогам последних двух лет, объем производимой продукции сельского хозяйства вырос на 3,5 % в год, в том числе продукция растениеводства возросла, соответственно, на 5 % в год (рис. 1).
Объем продукции животноводства вырос на 2,1 %, в основном, благодаря наращиванию производства мяса свиней - на 4,7 % и мяса птицы - на 6,7 % [5, с. 17]. В 2016 г. прогнозируется дальнейший рост в отрасли. По прогнозам аналитиков, для улучшения существующей ситуации сегодня Россия
2010
2011
2012
2013
I животноводство
2014
2015*
растениеводство
■ Продукция сельского хозяйства * за январь-сентябрь.
Рис. 1. Динамика продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году [5]
должна производить более 70 % таких продуктов как яйца, картофель, мясо, молоко, зерно [5, с. 18]. Что же касается зерна, то в этой области существует огромный экспортный потенциал. «Сегодня в мире спрос на зерно является более устойчивым трендом, чем спрос на энергоносители», - заявил Медведев на последнем Гайдаровском форуме [5, с. 121]. «Россия - один из ведущих экспортеров зерна и способна укрепить свои позиции, содействуя инвестициям в производство, переработку и транспортировку сельхозпродукции», - добавил он [5, с. 122]. Тем не менее существуют и проблемные места. Так, например, по большей части фруктов и овощей, требующих особого климата, произвести их замещение достаточно сложно. Как показала практика, цены на такие товары в стране за последние годы выросли практически в два раза.
Поскольку Россия - страна исторически обширная и малозаселенная, обладающая огромным разнообразием климатических и социально-экономических условий, то вопрос реализации рационального производства становится дальнейшим драйвером эффективного развития отечественного АПК. Мы согласны с мнением ряда экспертов, которые указывают, что сегодня для решения проблемы импортозамещения в АПК необходима разработка [5, с. 224]:
- во-первых, долгосрочной стратегии формирования территориально-отраслевого разделения труда в АКП, на основании которой можно будет осуществлять финансирование развитие ключевых отраслей аграрной сферы экономики;
- во-вторых, общероссийской схемы размещения и развития агропромышленного производства, на основании которой будут сформированы специализированные зоны производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции;
- в-третьих, координация совместных действий государств Евразийского экономического союза по вопросу рационального размещения и углубления специализации агропромышленного производства на основании общей схемы его территориально-отраслевого разделения труда;
- и, наконец, реализация государственных проектов и инвестиционных программ импортозаме-щения в АПК, должна быть основана на принципе рационального размещения производства.
Таким образом, задача реализации эффективной политики импортозамещения в отечественном АПК - достаточно сложная, но тем не менее, на наш взгляд, достаточно реальная.
Машиностроительная отрасль. За последние годы импортные технологии почти полностью охватили рынок отечественной машиностроительной продукции. Самолеты, машины, корабли, различная техника на постоянной основе стала поступать из зарубежных стран, что со временем привело к вы-118
теснению российских товаров и, соответственно, к закрытию ряда системообразующих предприятий. Сегодня к основным проблемам импортозамещения в машиностроении можно отнести [6, с. 56]:
- отсутствие скоординированной, масштабной и целевой государственной поддержки экспортной политики;
- отсутствие необходимой информации у многих предприятий относительно существующих мер государственной поддержки в области импортозаме-щения;
- отсутствие реальной и эффективной государственной политики кредитования реального сектора экономики РФ;
- крайне низкое стимулирование научно-инновационной деятельности промышленных предприятий, неэффективная работа с объектами интеллектуальной собственности;
- отсутствие высококвалифицированных научно-инженерных кадров, способных оперативно решать задачи по импортозамещению в современных условиях.
Мы согласны с мнением экспертного сообщества, которое четко определяет основные рекомендации для эффективного решения проблем импор-тозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий машиностроительной отрасли [6, с. 98]:
- разработка федеральной целевой программы по эффективной политике импортозамещения и повышения конкурентоспособности российской машиностроительной отрасли на основе региональных высокотехнологических кластеров РФ;
- принятие прошедшего экспертную оценку Федерального закона «О промышленной политике РФ»;
- ввести временное тарифное и нетарифное ограничение на поставку импортного машиностроительного оборудования при условии наличия на рынке РФ отечественных аналогов;
- привести российские технические стандарты в соответствие с международными стандартами относительно производства импортозамещающей продукции;
- создать специализированную систему подготовки высококвалифицированных кадров по заказам промышленных предприятий отечественного машиностроительного комплекса.
Таким образом, полагаем, что рекомендованные мероприятия должны быть реализованы в кратчайшие сроки, поскольку в случае дальнейшей международной изоляции российская экономика не сможет в полном объеме обеспечить себя стратегически необходимой продукцией.
Фармацевтическая отрасль. Существующий сегодня стратегический план обеспечения населения лекарствами до 2025 г. предусматривает обеспечение населения качественными и доступными лекарствен-
ными средствами в ближайшие 10 лет. За основу стратегического плана взята Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» и Федеральной целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». Данные программы определяют объём бюджетных и внебюджетных средств на реализацию полного периода производства на территории России жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Также на их основе формируются целевые научные программы и научно-исследовательские центры по созданию фармацевтических средств.
Сегодня приходится констатировать, что реализация эффективной политики импортозамещения в фармацевтической отрасли РФ возможна только при соблюдении ряда условий, а именно:
- обеспечении достаточными инвестиционными ресурсами фармацевтических компаний РФ для своевременной модернизации существующих технологических линий по производству фармацевтической продукции;
- обеспечении приоритета государственных закупок у фармацевтических компаний, которые осуществили переход на международный стандарт «надлежащей производственной практики» (стандарт GMP) [7]. Сегодня переход к данному стандарту является необходимым условием обеспечения производства высокоэффективных оригинальных препаратов с учетом не только требований внутри-российского, но и мирового рынка;
- финансировании со стороны государства НИ-ОКР российской фармацевтической отрасли, поскольку сравнительный анализ показывает, что зарубежные компании тратят в разы больше средств на разработку новых препаратов, а сегодня это сделать не под силу даже лидерам российской фармацевтики;
- обеспечении жесткого контроля, направленного на противодействие оборота фальсифицированных и некачественных лекарственных средств.
Таким образом, необходимо отметить, что для решения проблемы импортозамещения необходимо повысить долю расходов государства на здравоохранение в ВВП с 3,6 % до 5,5 % [8], а в условиях существующего сегодня бюджетного дефицита сделать это не так-то просто.
IT-отрасль. Сегодня полное замещение импортных товаров российскими на IT-рынке страны практически невозможно из-за нехватки высококвалифицированных специалистов и профессионалов в данной сфере. Однако перед отечественной экономикой существует вполне выполнимая задача - значительно увеличить решения и сервисы в этой области. Например, сектор программного обеспечения. IT-рынок программного обеспечения в России составляет чуть больше 1 % от мирового [9]. По оценкам экспертов, примерно 80 % от всей прода-
жи IT-рынка приходится на импортные товары, но тем не менее российский софт в нашей стране может составлять не существующие 20 %, а все 80 % рынка [9]. Также высокий потенциал у отечественных IT-предприятий в секторе сложных информационных систем. В качестве примера можно привести системы автоматизации работы предприятий - ERP-системы. Здесь уже имеются очень значимые отечественные производители - 1С, «Галактика», «Парус» и др., созданные вполне естественным путем в условиях жесткой конкуренции с иностранными производителями [9]. Относительно аппаратных средств дела обстоят сложнее, поскольку IT-оборудование в стране в основном - иностранного производства. Тем не менее импортозамещение в структурированных кабельных системах (СКС) можно реализовать с помощью расширения ассортимента товаров и значительного улучшения технологии в сфере производства компонентов СКС. По оценке экспертов, эта цифра сегодня может составить порядка 10 % [9].
Легкая промышленность. В настоящее время российская легкая промышленность является отраслью с предельно высоким уровнем импортозависи-мости. Низкое качество отечественных товаров, их неконкурентоспособность на внешнем рынке определили их исключительное потребление только на внутреннем, российском рынке. Сегодня доля импорта по ряду товаров легкой промышленности составляет более 80 % [10]. Самая большая часть импорта приходится на трикотажные изделия - 93,3 %, причем значительная его часть приходится на страны дальнего зарубежья - 58,6 % [10]. Согласно прогнозным оценкам, данная тенденция в ближайшее время вряд ли изменится, даже несмотря на то, что российские компании имеют достаточный потенциал по выпуску необходимого объема и качества основной продукции легкой промышленности.
Основные проблемы отечественной легкой промышленности сегодня - это [11]:
- технологическое отставание российской текстильной промышленности от аналогичных производств ведущих стран мира;
- высокая степень физического износа ОПФ при крайне низком техническом уровне оснащения технологиями производств;
- низкая инновационная активность отрасли, обусловленная тем, что развитие производства современных высококачественных изделий сдерживается отсутствием финансирования разработок;
- отсутствие современной научно-технической базы, на основе которой возможно решение текущих и перспективных задач отрасли;
В настоящее время в качестве первоочередных мер по повышению эффективности политики импор-тозамещения в легкой промышленности необходимо:
- увеличить импортные пошлины на готовую одежду, ввозимую из-за рубежа;
- установить краткосрочные квоты на ввоз на таможенную территорию РФ продукции легкой промышленности из Китая, Турции и стран Юго-Восточной Азии;
- активизировать работу таможенных служб и силовых ведомств по прекращению поступления на отечественной рынок импортной контрафактной продукции легкой промышленности;
- повысить объемы госзаказа до 2020 г. на текстильную и швейную продукцию;
- создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, включая меры, за счет которых прибыль компаний, направленная на модернизацию производства, будет освобождена от налоговых выплат.
В заключение нам хотелось бы отметить, что сегодня необходимо успеть воспользоваться представившимся шансом и эффективно реализовывать существующий научно-промышленный потенциал на практике, создавая при этом все необходимые условия для внедрения инноваций в реальный сектор отечественной экономики. Тем не менее только время покажет насколько эффективными и своевременными были принятые меры государственной политики по импортозамещению в современных санк-ционных условиях.
Литература:
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - [2016]. -URL: https://www.pnp.ru/newspaper/2672/index. html#/32/zoomed.
2. Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития / Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государствен-
ной службы при Президенте Российской Федерации, Всероссийская академия внешней торговли; Ред. колл.: Дробышевский С. М., Кадочников П.А., Мау В.А., Рогов К.Ю., Синельников-Му-рылев С.Г. № 5 (Март) 2015 г. - [2016]. - URL: http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2015-10-june.pdf.
3. Правительство направит 38 млрд. рублей на импор-тозамещение в 2015-2017 гг. - URL: https://www. vedomosti.ru/finance/news/2014/10/24/pravitelstvo-napravit-38-mlrd-rublej-na-importozameschenie-v.
4. Лекарство от зависимости. - URL: http:// rg.ru/2014/08/05/zameshenie.html.
5. Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективыя. - М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ), 2015. - 447 с.
6. Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства. Материалы Международной научно-практической конференции.
- пос. Персиановский: Изд-во Донского ГАУ, 2015. - 195 с.
7. Стандарт GMP - надлежащая производственная практика. - URL: http://gmpnews.ru/terminologiya/ gmp/.
8. «Бюджет здравоохранения 2015-2017 гг. - это полмиллиона дополнительных смертей». Экспертное заключение на бюджет 2015-2017 гг. в части здравоохранения, 2016. - URL: http://www. rosmedlib.ru/pages/p_release-1.html.
9. Всероссийский IT-Форум «Импортозамеще-ние в сфере программного обеспечения в России»: Итоги, 2016. - URL: http://www.russoft.ru/ tops/2293.
10. Жукова А.С. Политика импортозамещения: выигрыш и издержки в рамках национальной экономики. - URL: http://www.scienceforum. ru/2016/1687/22075.
11. Кравченко А.В. Современные проблемы развития отечественной легкой промышленности.
- URL: http://www.gml.ru/sovremennye-problemy-razvitiya-otechestvennoj-legkoj-promyshlennosti.
Russian Policy of Import Substitution as a Factor of Sustainable Development
of Modern Russian Economy
R.A. Timofeev Kazan (Volga Region) Federal University
The paper deals with topical issues of sustainable development of Russian economy. The author substantiates the main factors of import substitution for Russian manufacturers, analyzes the industries connected with import substitution and provides recommendations aimed at working out efficient import substitution policy for sustainable development of Russian economy.
Keywords: import substitution, sanctions, agricultural sector, car-building industry, IT-sector, consumer goods industry.