Научная статья на тему 'Российская политическая культура и европейские политические ценности: Актуальные интерпретации'

Российская политическая культура и европейские политические ценности: Актуальные интерпретации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
845
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ДЕМОКРАТИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / POLITICAL CULTURE / POLITICAL VALUES / DEMOCRACY / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Василенко Ирина Алексеевна

Статья посвящена проблеме выявления общего и особенного в системе политических ценностей в российской и европейской политических культурах. Автор подчеркивает, что ценности свободы, равенства, социальной справедливости, демократии являются общими для россиян и европейцев, хотя имеются определенные различия в интерпретации их содержания в контексте национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issue of revealing the common political values in both the Russian and European political cultures. The author stresses the fact that values of freedom, equality, social justice and democracy are shared by Russians and Europeans; however, there are some differences in their interpretation in the aspect of national culture.

Текст научной работы на тему «Российская политическая культура и европейские политические ценности: Актуальные интерпретации»

Идеи и смыслы

Ирина ВАСИЛЕНКО

РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕВРОПЕЙСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Статья посвящена проблеме выявления общего и особенного в системе политических ценностей в российской и европейской политических культурах. Автор подчеркивает, что ценности свободы, равенства, социальной справедливости, демократии являются общими для россиян и европейцев, хотя имеются определенные различия в интерпретации их содержания в контексте национальной культуры.

The article is devoted to the issue of revealing the common political values in both the Russian and European political cultures. The author stresses the fact that values of freedom, equality, social justice and democracy are shared by Russians and Europeans; however, there are some differences in their interpretation caused by pecularities of national culture.

Ключевые слова:

политическая культура, политические ценности, демократия, сравнительный анализ; political culture, political values, democracy, comparative analysis.

Споры о цивилизационной идентичности российской поли -тической культуры продолжаются уже не одно столетие, и сегодня они не менее жаркие, чем во времена западников и славянофилов. И какие бы социокультурные проблемы мы ни затронули: о ценностных ориентациях россиян, о новых гранях российской социокультурной идентичности, о национальной идее и национальной идеологии, до сих пор не достигнут консенсус по поводу их решения. Как язвительно заметил А.И. Миллер, россий -ская политическая культура не предполагает плодотворную дискус -сию, «но понимает производителей интеллектуального продукта как враждебные друг другу группировки, борющиеся за умы массы, потребляющей этот продукт»1.

Действительно, в России нет консенсуса по широкому кругу базовых тем, но это отнюдь не является специфической особен ностью нашей политической культуры, как полагает А.И. Миллер. Напротив, сегодня сложно назвать какую -либо страну, где такой консенсус по поводу базовых проблем был бы достигнут. Переходные политические и экономические процессы чреваты стратегической нестабильностью во всех сферах общественной жизни, в т.ч. и интеллектуальной. В России же на протяжении двух последних десятилетий происходили достаточно резкие колебания общественно политических настроений, наблюдались инверсии в ценностных ориентациях россиян, взлеты и падения политической активности, перемены политического курса. Не удивительно, что все эти сложные бифуркационные процессы по разному оцени ваются политологами: прошло еще слишком мало времени, поли -тические страсти еще не улеглись, чтобы сложился долгожданный консенсус по поводу базовых ценностей.

Что сближает Россию и Европу в контексте политической куль -туры? Несомненно, базовые политические ценности свободы, равенства, братства, социальной справедливости. Со времен Великой французской революции эти слова были живо воспри няты русской интеллигенцией и прочно вошли в отечественный политический дискурс. Но если мы внимательно присмотримся к

1 Миллер А.И. Нация как рамка политической жизни // Pro et Contra, 2007, № 3, с. 10.

ВАСИЛЕНКО

Ирина

Алексеевна — д.полит.н., профессор кафедры российской политики МГУ им. М.В. Ломоносова vаsilenko.irinа@ mail.ru

содержанию этих понятий в российской и европейской культурах, то увидим опреде -ленные различия в их интерпретации.

Истоки этих различий уходят своими корнями в своеобразие интерпретации проблемы добра и зла в российской и европейской культурах. С. Аверинцев в известной статье «Византия и Русь: два типа духовности» попытался провести параллели между истолкованием добра и зла в российской и европейской куль турах. Он обратил внимание на то, что на Западе между добром и злом, между светом и тьмою живет по своим законам естественный мир, область государства и права, в которой действуют нормы учти вости и контракта. Сама идея «обществен -ного договора» как источника земной вла -сти восходит к трактатам отцов - иезуитов. Если все люди — грешники («пребывают во зле»), то их надо защитить друг от друга нормами государственного общежития.

В русской культуре между добром и злом такой «промежуточной» области нет, счи тает Аверинцев: «Русская духовность делит мир не на три, а на два — удел света и удел мрака...»1 Но на самом деле это не совсем так: между уделом света и уделом мрака, на границе обоих царств стоит русский человек, и сражение между добром и злом происходит в его душе. Если на Западе для контрактных отношений открыта область естественного, область государства, то в русской культуре — область духовная, сама человеческая душа: «Живая душа русского народа, создавшего Россию не только как государство, но и как нацию и культуру, как цельный духовный организм, для нас есть непосредственно данный, опытно сопереживаемый факт»2.

Федор Достоевский, которому было дано заглянуть в тайны русской души, вос кликнул: «Широк русский человек, я бы его сузил!» Как художник, Ф. Достоевский образно почувствовал главную проблему: сакральный выбор между добром и злом решается в России в глубинах человече ской души. Политическая борьба была и остается здесь борьбой за идеи и идеалы — «сузить» эту борьбу невозможно. Именно поэтому для российской политики осо -бое значение имеет вопрос о ценностях,

1 Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья вторая: Закон и милость // Новый мир, 1988, № 9, с. 234-235.

2 Карташев А.В. Судьбы «Святой Руси» // Церковь. История. Россия. — М., 1996, с. 135.

которые движут людьми и определяют их политический выбор.

Например, свобода в русском ее пони -мании — это не столько свобода поли -тического выбора, свобода реализации определенных прав (что первостепенно для европейцев), сколько возможность «быть самому себе хозяином», это — рус -ская «воля». Об этом хорошо сказал Н.А. Бердяев: «Россия — страна бесконеч -ной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей»3. И сегодня 2/3 россиян считают, что свобода

— это то, без чего жизнь теряет свой смысл. Только 1/3 соглашаются с тем, что свобода второстепенна, и ставят выше нее мате риальное благополучие. Причем данный результат повторяется от исследования к исследованию на протяжении всех 20 лет реформ, о чем свидетельствуют данные Института социологии РАН4.

Именно поэтому мораль успеха, кото -рая является доминирующей мотивацией для западного человека и отправляет его в погоню за материальными ценностями, в большинстве случаев не является основ ным стимулом для россиян. Хорошо это или плохо?

Сразу же хочется подчеркнуть, что рос -сийские «западники» в этих социокуль -турных различиях всегда видели опреде -ленный «изъян» отечественной культуры

— причину русской «отсталости» от евро -пейских политических эталонов и неудач российской модернизации. Но антропо -логи давно развенчали идею «эталонов» в мире ценностей и смыслов. С позиций антропологии человек свободен только тогда, когда может жить в соответствии с тем пониманием свободы, которое сло -жилось в его родной культуре. Еще более полувека назад в самом начале образова ния Организации Объединенных Наций известный антрополог М. Герсковиц и группа ученых Американской антрополо гической ассоциации выступили с мемо рандумом против принятия Декларации прав человека в качестве основопола -гающего документа этой международной организации. Они заявили, что стандарты и ценности имеют специфический харак тер в разных культурах, поэтому всякие

3 Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психо -логии войны и национальности. — М., 1990, с. 14.

4 Горшков М. Российская идентичность в кон -тексте западноевропейской культуры // Власть, 2013, № 1, с. 12.

попытки навязать универсальные подходы и формулировки в этой области недопу -стимы: «...человек свободен только в том случае, если он может жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе»1.

Значение сравнительного анализа в мире ценностей и смыслов состоит только в том, чтобы выявить и объяснить разли -чия в понимании политических ценно стей для представителей разных культур, что поможет им вести продуктивный диа лог. Не случайно в незападных странах универсалистские политические концепции характеризуются как «культур ный империализм». Современная поли тическая наука должна уйти, наконец, от жестких технологий навязывания единых универсальных норм и правил политиче ской игры и освоить новые — «мягкие» — технологии понимания и интерпретации ценностей разных политических культур. Важно также отказаться от схематичного обращения с социокультурными «дета лями» контекста и попыток втиснуть не поддающиеся объяснению факты в зара -нее заданные объяснительные схемы.

Например, среди особых российских политических ценностей, которые не актуализированы в европейском массовом политическом сознании, следует назвать феномен «правдоискательства». Русское слово «правда» трудно переводится на иностранные языки. Как отмечает С. Франк, оно одновременно означает и «истину», и «справедливость», и «мораль ное и естественное право»2. Русский народ всегда искал ту правду, которая «объяснит и осветит жизнь», правду как «свет... кото -рый просвещает каждого человека, при -ходящего в мир» (Иоанн: I, 9), благодаря чему жизнь может стать подлинной, т.е. справедливой.

Поэтому и равенство россияне склонны трактовать не как равенство всех перед законом (как европейцы), а как социаль ную справедливость. Так, согласно опро сам ВЦИОМа за 2012 г., 2/3 опрошенных (68%) симпатизируют «левым» партиям, ориентированным на социальную спра

1 Statement on human rights, submitted to the Commission on Human Rights, United Nations, by the Executive Board, American Anthropological Association // American Anthropologist, 1947, № 49, p. 541.

2 Франк С. Духовные основы общества. — М.,1992, с. 490.

ведливость, и ровно столько же — демо -кратическим партиям, защищающим цен -ности политической свободы и прав граждан. При этом 62% опрошенных высту -пают за укрепление роли государства во всех сферах жизни3. Другими словами, в обеспечении политических прав и свобод россияне надеются именно на государ -ство, в то время как европейцы ориенти -рованы на активное гражданское участие в рамках партиципаторной демократии.

Не менее сложным является отношение россиян к демократии. Не секрет, что в постсоветский период для многих граждан с демократией был связан ряд нега тивных коннотаций: она ассоциировалась с развалом советской государственности, экономики, обострением межнациональ ных конфликтов, падением уровня жизни большинства населения. Но сегодня с вос -становлением экономики и международ -ного статуса страны отношение к демо -кратии у россиян несколько сблизилось с европейским пониманием. В России сегодня демократию связывают со свобо дой слова, печати, вероисповедания 44% граждан, но с экономическим процвета нием страны — только 28%.

В то же время россияне стали более позитивно, чем в предыдущие годы, вос принимать ценности национальной само бытности (рост с 9 до 12%) и особенно державности (с 9 до 14%). Многие поли -тологи интерпретируют это в контек сте потребности восстановления значи -мого статуса страны на мировой арене4. Заметим также, что в российском обще ственном сознании, в отличие от запад ного, ценности державности и национальной самобытности вполне органично связаны с демократией. При этом совре менные исследования говорят также о том, что свыше половины граждан страны убеждены: индивидуализм и либерализм западного типа России не подходят, для нее гораздо важнее чувство общности и государственный патернализм.

И опять таки не стоит искать в этих раз личиях России и Европы «роковой изъян»: и российский, и западный путь одинаково интересны в плане развития националь ных моделей демократии. Отечественным политологам пора научиться ценить про -

3 ВЦИОМ // http://wciom.ru/index. php?id=459&uid= 1123 52 (дата обращения 26.03.2013).

4 Там же.

84

ВлАстЬ

2014'01

явления национальной самобытности именно как творческое начало, способ ное стать движущей силой модернизации. Ведь именно так, например, произошло в Китае, в основу модернизационной модели которого был положен особый «китайский путь развития».

хочется также обратить внимание, что в сегодняшней России стремление к сбли -жению с Западом, как и мечта об «общеев ропейском доме», характерны только для 10% граждан. Это значительно меньше, чем 20 лет назад, когда «еврооптимистов» было около 30%. Согласно данным ИСИ РАН и Левада - Центра за 2012 г.1, охлаждение россиян к Европе связано с недове рием к политике отдельных европейских государств и Евросоюза в целом. Только 1 человек из 5 соглашается с тем, что евро -пейцы стремятся к всестороннему и рав ноправному сотрудничеству с Россией. Большинство россиян убеждены в обрат ном: около 1/2 из них полагают, что Европа видит в усилении России угрозу и потому не желает ее действительного подъема, а почти 2/3 убеждены в том, что ее интерес к России ограничивается исключительно природными ресурсами.

Что же касается факторов, сдержи -вающих сближение с Европой, то среди основных россияне называют стремле ние Евросоюза навязывать России свое понимание политических ценностей и демократии, а также нарастание угрозы со стороны НАТО. Отмечается нежелание Евросоюза допускать российский бизнес на свои рынки и стремление Запада пере писать историю Второй мировой войны, поставить под сомнение решающий вклад СССР в победу над фашизмом.

Интересно, что на вопрос, стоит ли России прислушиваться к европейской критике, примерно 50% респондентов

1 Общественное мнение-2012 // Левада- Центр; http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-тпете-2012 (дата обращения 03.09.2013); Горшков М. Указ. соч., с. 13-14.

ответили отрицательно. Среди причин неприятия европейской критики — убеж денность в том, что в Европе «плохо понимают нашу жизнь, а хотят нас учить» (29%), «недоброжелательно относятся» (26%), «видят в России конкурента» (40%), «проводят политику двойных стандартов» (17%).

Следовательно, социологические иссле дования свидетельствуют о том, что рос сияне сегодня достаточно четко обозна чают все основные проблемы и трудности в российско европейском диалоге, кото рый в недавнем прошлом рассматривали как «стратегическое партнерство». В то же время россияне надеются на разви тие позитивных тенденций в российско европейском сотрудничестве. И это понятно: европейцы — наши ближайшие соседи, у нас 2 тыс. км общей границы со странами ЕС. Нас сближают христианские ценности и культурное наследие. Согласно данным Левада - Центра, за дальнейшее укрепление отношений с ЕС выступают 76% россиян, в то время как 13% призы -вают дистанцироваться от Запада. На во прос, с какими странами Россия должна сотрудничать в первую очередь, 50% респондентов называют СНГ, 49% — ЕС. Среди 5 стран — наиболее близких союз ников РФ называют Беларусь, Казахстан, Германию, Китай, Украину2.

Таким образом, россияне сегодня доста -точно трезво, без иллюзий оценивают российско - европейское сотрудничество, видят реальные трудности и проблемы, но надеются на возможное улучшение российско европейских отношений. И самое главное, расставание с иллюзиями об «общеевропейском доме» сопровожда -ется ростом национального самосозна ния. В этом — залог творческого развития отечественной политической культуры и отечественной политической элиты.

2 Общественное мнение-2012 // Левада- Центр; http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-тпепіе - 2012 (дата обращения 03.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.