Научная статья на тему 'Российская печать конца XIX - начала XX веков об этике любовных отношений'

Российская печать конца XIX - начала XX веков об этике любовных отношений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
179
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАЖЕНИЕ ЭТИКИ ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ / ЛИТЕРАТУРА НАУЧНАЯ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ О ПРОБЛЕМЕ СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ / БРАК И СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ / ПРАВО НА СВОБОДНУЮ ЛЮБОВЬ / ЭТИКА ОДНОПОЛОЙ ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКОВ / REFLECTION OF ETHICS OF THE LOVE RELATIONS IN THE RUSSIAN LITERATURE / LITERATURE SCIENTIFIC / PUBLICISTIC AND ART ABOUT A PROBLEM OF SEXUAL RELATIONS BETWEEN THE SEXES / MARRIAGE AND FREE LOVE / THE RIGHT FOR FREE LOVE / ETHICS OF SAME-SEX LOVE IN WORKS BY THE RUSSIAN AUTHORS OF THE END OF XIX THE BEGINNINGS OF THE 20TH CENTURIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартыненко Н.К.

В статье проводится анализ проблемы этики любовных отношений, отраженной российской печатью конца XIX начала XX веков. Делаются выводы о том, что однозначной конструкции, определяющей рамки этического во взаимоотношениях между полами, направляющей общество к четкому пониманию того, что следует принимать за норму сексуальности и половой любви, не существовало. Авторы предоставляли право самим читателям определять свою позицию в видении «прекрасного» в любовной этике. Широкий простор в этом плане обеспечивала грядущая модернизация всего российского социума при сохранении господствующих традиционных оснований морально-нравственных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SEAL OF THE LATE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES ON THE ETHICS OF LOVE RELATIONS

In article analyses the problem of ethics of love relations reflected by the Russian seal of the late 19th and early 20th centuries. It is concluded that an unambiguous design defining the framework of ethics in the relationship between the sexes, guiding society to a clear understanding of what should be taken as a norm of sexuality and sexual love did not exist. The authors granted the right to readers themselves to determine their position in the vision of «beautiful» in love ethics. Wide scope in this regard provided the forthcoming modernization of the whole Russian society, while preserving the dominant traditional bases of moral and moral principles.

Текст научной работы на тему «Российская печать конца XIX - начала XX веков об этике любовных отношений»

УДК: 811.161.1 ББК: 84.2

Мартыненко Н.К.

РОССИЙСКАЯ ПЕЧАТЬ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ ОБ ЭТИКЕ ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Martynenko N.K.

RUSSIAN SEAL OF THE LATE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES ON THE ETHICS OF LOVE RELATIONS

Ключевые слова: отражение этики любовных отношений в российской литературе, литература научная, публицистическая и художественная о проблеме сексуальных отношений между полами, брак и свободная любовь, право на свободную любовь, этика однополой любви в произведениях российских авторов конца XIX- начала XX веков.

Keywords: reflection of ethics of the love relations in the Russian literature, literature scientific, publicistic and art about a problem of sexual relations between the sexes, marriage and free love, the right for free love, ethics of same-sex love in works by the Russian authors of the end of XIX - the beginnings of the 20th centuries.

Аннотация: в статье проводится анализ проблемы этики любовных отношений, отраженной российской печатью конца XIX - начала XX веков. Делаются выводы о том, что однозначной конструкции, определяющей рамки этического во взаимоотношениях между полами, направляющей общество к четкому пониманию того, что следует принимать за норму сексуальности и половой любви, не существовало. Авторы предоставляли право самим читателям определять свою позицию в видении «прекрасного» в любовной этике. Широкий простор в этом плане обеспечивала грядущая модернизация всего российского социума при сохранении господствующих традиционных оснований морально-нравственных принципов.

Abstract: in article analyses the problem of ethics of love relations reflected by the Russian seal of the late 19th and early 20th centuries. It is concluded that an unambiguous design defining the framework of ethics in the relationship between the sexes, guiding society to a clear understanding of what should be taken as a norm of sexuality and sexual love did not exist. The authors granted the right to readers themselves to determine their position in the vision of «beautiful» in love ethics. Wide scope in this regard provided the forthcoming modernization of the whole Russian society, while preserving the dominant traditional bases of moral and moral principles.

Эмоционально-духовное состояние, называемое любовью, практически невозможно облечь в рамки формального определения, это и отношение к самому себе, и к другим людям, и к миру в целом. Этика любви включает заботу о любимом, отношение как к самому себе, понимание, знание «другого» и уважение. Каждая из составляющих многогранна, многоаспектна, многовариантна по тем или иным критериальным основаниям, что исторически подтверждается литературными изысканиями, отражающими жажду понимания этики любви социумом.

В начале XX века при отсутствии те-

левидения и интернета, посредством которых мы сегодня можем получить разного рода информацию, удовлетворяющую кроме всего прочего художественно-эстетический, духовный и релаксирующий интерес, таким средством служила печать. В результате принятых правительством в 1865 году «Временных правил о печати», значительно упростившими цензуру, появилось огромное количество книг и периодических изданий, освещавших практически все стороны жизни социума1. Проблемы эмансипации, взаимоотношение полов, раз-

1 Трехсотлетие Дома Романовых, 1613-1913. -М., 1990. - С. 292.

личное понимание и толкование сущности сексуальных предпочтений отражал весь пласт литературных направлений. Академические медицинские издания очень подробно, в деталях с репродукциями описывали репродуктивные органы и особенности сексуальной патологии, задачи профилактики венерических заболеваний, например: «Что говорит наука о половой потребности»1 Л.А. Золотарева; «Половая психопатия» Р. Краффт-Эбинга; «Лекции о венерических болезнях» Н.П. Мансурова; «Онанизм, сафизм и содомия у женщин»4 Л. Мартино; «Половое извращение»5 А. Моля; «Проблема пола в современной литературе и больные нервы»6 Е.П. Радина; «Половое бессилие у мужчин и женщин»7 У.А. Хеммонда.

Научная литература касалась проблем сексуальных отношений в большей части теоретическом аспекте, публицистика несла собой практическую направленность. Научные теоретические обобщенные наработки и заключения благодаря публицистике превращались в наставления и упреждения. В рамках освещения и дискуссий в печати проблем насущной жизни, сущностью публицистики, проявлялись индивидуальные и общественно-политические инициативы. Любовная, половая, семейная этика нашла отражение в многочисленных изданиях. Освещались причины и особенности социальной среды, формировавшей человеческие характеры и многочисленные варианты судеб. Вскрывались язвы социально-экономического противоречия, ведущие к глубокому психологизму нравственного заблуждения, падению и возрождению индивидуума.

1 Золотарев Л.А. Что говорит наука о половой потребности. Попул. научн. очерк для родителей, воспитателей и учащейся молодежи. - М., 1900.

2 Краффт-Эбинг Р. Половая психопатия, с обращением особого внимания на извращение полового чувства. - СПб., 1909.

3 Мансуров Н.П. Лекции о венерических болезнях. - М., 1888.

4 Мартино Л. Онанизм, сафизм и содомия у женщин. - Н.Новгород, 1884.

5 Моль А. Половое извращение. Т. 1-2. - СПб., 1907. - Т. 1. - 408 с.; Т. 2.

6 Радин Е.П. Проблема пола в современной литературе и больные нервы. - СПб., 1910.

7 Хеммонд У.А. Половое бессилие у мужчин и

женщин. - СПб., 1889.

Публицистикой затрагивались безотлагательные проблемы, требующие скорого социального разрешения, проблемы положения женщины в семье и обществе, брак и любовь, право на свободную любовь. В ней было все: тончайшая деликатность в суждениях об отношении полов, неоднозначное суждение об однополом влечении и грубое обличение продажной любви. Публицистика через частную общественно-политическую инициативу придавала определенное выражение общественному мнению.

Печать поднимала вопросы пользы полового воздержания, проблемы полового гедонизма и социальной нравственности, например: «Этюды о природе женщины и мужчины»8 Е.С. Дрентельн; «Половая жизнь и ее законы»9 Л.А. Золотарева; «Язвы Петербурга»10 В.О. Михневича; «Половая мораль и освобождение женщины»11 И.П. Миллера; «Половое воздержание перед судом медицины»12 Л.Я. Якобзона.

Литература раскрывала значимые для общества вопросы соотношения любви и бра-

13

ка, например: «Брак и свободная любовь» В. Гумпловича; «Этика брака»14, «Этические задачи брака», «Устои семьи», «Супружеские измены, их значение и причины» , «Гигиена брака»16, «Мимолетные связи и брак»17, «О предупреждении добрачных половых

8 Дрентельн Е.С. Этюды о природе женщины и мужчины. Основания женского и полового вопросов в их взаимной связи. - М., 1908.

9 Золотарев Л.А. Половая жизнь и ее законы. -М., 1909.

10 Михневич В.О. Язвы Петербурга. - СПб.,

1906.

11 Миллер И.П. Половая мораль и освобождение женщины. - М., 1911.

12 Якобзон Л.Я. Половое воздержание перед судом медицины // Русский врач. - 1905. - № 8. -С. 588-594.

13 Гумплович В. Брак и свободная любовь. -СПб., 1907.

14 Золотарев Л.А. Этика брака. Этические задачи брака. Нравственность супружеских отношений. Ответственность родителей перед детьми. - М., 1900.

15 Золотарев Л.А. Супружеские измены, их значение и причины. - М., 1897.

16 Золотарев Л.А. Гигиена брака. 2-е изд. - М.,

1897.

17 Золотарев Л.А. Мимолетные связи и брак. -М., 1898.

сношений»1 Л.А. Золотарева; «Семейный вопрос в России»2 В.В. Розанова.

Особое внимание печать уделяла жгучему вопросу причин социальных девиаций, поиску моделей упреждения преступлений, решений способов защиты от нравственного падения. Недорогие, доступные широкой публике и более весомые издания рассуждали о социальных причинах человеческих пороков, призывали к развитию образования и воспитания, культивированию самим обществом нравственных устоев в каждом человеке, например: «Потребность воспита-ния»3 А. Егорова; «Родителям для дочерей»4 Л.А. Золотарева; «Школьница [Рассказы]» 5 Л. Фрапье; «Не развращайте женщин! Или враги человечества»6 М.Г. Болквадзе; «В защиту погибших женщин» А.Н. Баранова; «Половой рынок и половые отноше-ния»8 А.И. Матюшенского; «О подчинении женщин»9 Д.С. Милля; «Язва жизни»10 Б. Монпарнасского; «Омут разврата и пре-ступлений»11 В.Н. Москевича; «Волки и Овцы, или омут разврата и преступления»12 В.И. Недешевой; «Рынок любви»13 П. Лоти; «Психология падших людей»14 Н.В. Краин-

1 Золотарев Л.А. О предупреждении добрачных половых сношений. - М., 1899.

2 Розанов В.В. Семейный вопрос в России: Дети и родители. Мужья и жены. Развод и понятие незаконнорожденности. Холостой быт и проституция. Женский труд. Закон и религия. - СПб., 1903.

3 Егоров А. Потребность воспитания. В 2-х частях. Ч. I Разнузданность и развращенность. Ч. II Обуздание и нравственное возрождение. - Воронеж, 1904.

4 Золотарев Л.А. Родителям для дочерей. - М.,

1899.

5 Фрапье Л. Школьница. [Рассказы]. - СПб.,

1913.

6 Болквадзе М.Г. Не развращайте женщин! Или враги человечества. - СПб., 1908.

7 Баранов А.Н. В защиту погибших женщин. -Казань, 1897.

8 Матюшенский А.И. Половой рынок и половые отношения. - СПб., 1908.

9 Милль Д.С. О подчинении женщин. - СПб.,

1869.

10 Монпарнасский Б. Язва жизни. - СПб., 1912.

11 Москевич В.Н. Раскрытие страшных тайн Невского проспекта. - СПб., 1906.

12 Недешева В.И. Волки и Овцы, или омут разврата и преступления. - СПб., 1906.

13 Лоти П. Рынок любви. - СПб., 1910.

14 Краинский Н.В. Психология падших людей. - Вильно, 1910.

ского; «Жертва постыдного торга»15и «Месть женщины»16 С.А. Кауфмана; «Лич-

17

ная и общественная борьба с развратом» Л.А. Золотарева.

Рассчитанная на свой круг читателей, периодика предлагала наполненное сатирой, юмором, сарказмом, эротическим содержанием интерпретацию видения этики сексуальных отношений, например журналы «Будуар»18, «Любовь. Альманах»19, «Тайна жизни»20, «Ночи безумные. Легкомысленный иллюстрированный альманах шуток, шаржей и любовных приключений»21.

Небольшой рассказ, помещенный в

одном из номеров альманаха «Ночи безум-

22

ные» иллюстрирует приемы, с помощью которых автор создает, как ему кажется, эффект пикантного юмора. Здесь чалма на голове и фамилия героини выглядят смешной претензией на принадлежность к определенному достойному слою общества. Колпак на голове героя рассказа - не что иное, как шутовской. Ужасным зрелищем предстает выписанный автором типаж жены главного героя, это - уродливый жирный монстр, явная противоположность эротичному образу героини.

Короткое изложение рассказа позволяет нам судить, что веселило обывателей, рассматриваемого нами периода. Иван Лукич Кувылда, пятидесятилетний старец. Глухой сибирский город. Елена Игнатьевна Милославская Вторая, женщина бальзаковского возраста, гастролировала с драматической труппой, на ролях угнетенной добродетели, ежедневно купаясь, выплывала на середину реки. Почувствовала головокру-

15 Кауфман С.А. Жертва постыдного торга. Вып. 1-90. - Варшава, 1910-1911.

16 Кауфман С.А. Месть женщины. Вып. 1-2480. - Варшава, 1913.

17 Золотарев Л.А. Личная и общественная борьба с развратом. - М., 1900.

18 Будуар. Туалетная книга. Т.1-2. - СПб.,

1904.

19 Любовь. Альманах. - СПб., 1910.

20 Журнал «Тайна жизни». - СПб., 1907.

21 Журнал «Ночи безумные». - СПб., 1908; Ночи безумные. Легкомысленный иллюстрированный альманах шуток, шаржей и любовных приключений. - СПб., 1913.

22 В. К-ъ. В купальне // Ночи безумные: Еженедельный литературно-художественный журнал. Выпуск № 35. - СПб., 190(?) - С. 4-5.

жение, охваченная животным страхом смерти, повернула обратно и вскочила в первую попавшуюся дверь одной из купален. Вынырнула, открыла глаза и увидела Кувылду. Сначала она хотела упасть в обморок, но так как кругом была вода, она решила забиться в угол бассейна, где и сидела, бросая убийственные взгляды на Ивана Лукича. На голове ее красовалось в виде чалмы мохнатое полотенце, а на Иване Лукиче был пестрый ночной колпак. Они сидели молча, погруженные в воду по горло в разных концах бассейна. Наконец Елена Игнатьевна не вытерпела и заговорила: «Вы что себе позволяете, милостивый государь, это покушение на нравственность! Сию же минуту, вон! Как вы посмели проникнуть в мою купальню?». Иван Лукич ответил, что он без купального костюма, и что именно эта купальня арендована им.

Елена Игнатьевна сделала угрожающее движение. Иван Лукич побледнел, затрясся, и еще раз посмотрев на свою мучительницу с мольбой, стал покорно вылезать. Лишь только дряхлое тело по пояс освободилось из воды, Елена Игнатьевна истерически закричала, чтобы тот остался. Иван Лукич покорно сполз в воду. Вдруг около двери номера послышалось чье-то сопенье и пыхтенье, аналогичное сопенью и пыхтенью бегемота. Густой, хриплый бас, среди которого пробивались изредка визгливые бабьи нотки, прохрипел: «Уф... уф!». Прерывающимся шепотом Кувылда прошептал, что это его супруга. Кувылдиха, обращаясь к мужу, спросила, что он там шепчет. Кувылда в неистовом волнении посмотрел на незапертую на крючок дверь, и проговорил: «Сейчас, сейчас, Лидуся...».

Елена Игнатьевна нырнула, надеясь, что Кувылда успеет выйти.

В купальню ввалилось невероятное существо. Волны щек его почти соприкасались и образовывали темное ущелье, из которого одиноким островком торчал кончик толстого и мясистого носа, четырехэтажный подбородок напоминал бороду индюка, а маленькие глазки безнадежно заплыли жиром. Иван Игнатьевич стал натягивать на себя свои невыразимые одеяния, в это время в углу бассейна послышалось бульканье и стали всплывать пузырьки. Кувылда вздрог-

нул, руки отказались служить ему, и необходимейшая из необходимых частей его одеяния свалилась к ногам. В это же время из воды показалась красная, запыхающаяся голова Елены Игнатьевны. «Ах, ах», - одновременно раздалось на суше и в воде.

Иван Лукич, объятый безумным ужасом, бухнулся на четвереньки и пополз под лавку. Елена Игнатьевна стремительно ринулась из воды, головой распахнула дверь и звучно шлепнулась в реку. А Кувылдиха сначала остолбенела, а потом оправилась, сняла башмак и начала колотить им по плешивой голове супруга, сорвав предварительно колпак. Небо затягивали черные тучи...

О неоднородности общественной мысли, ее внешних формах внутреннего содержания суждений об этики половых отношений всесторонне заявляла художественная литература. Данной темы касались С.А. Ауслен-дер, А.П. Каменский, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, С.М. Городецкий, А.М. Горький, Ф.М. Достоевский, П.А. Кожевников, Л.Г. Короленко, Б.А. Лазаревский, В.Я. Ленский, Н.С. Лесков, М.Г. Майков, В Н. Моске-вич, С.А. Найденов, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, Н.Н. Никандров, Н.Ф. Олигер,

B.В. Протопопов, ИИ. Панаев, С.Н. Сергеев-Ценский, О.П. Снегина, Ф.К. Сологуб, Н.И. Тимковский, Л.Н. Толстой, К.И. Фоло-меев, Л.А. Чарская, А.П. Чехов, Г.И. Чулков,

C.С. Юшкевич и другие.

В художественных произведениях описывались города с темными кварталами, кишащими развратом, пороком, с безмолвными, ужасными, грязными, глухими и темными жилищами армии нуждавшихся. Желанными грезами, мечтой на этом фоне красовались мраморные палаты и дворцы избранных, кому принадлежало все, и благополучие и радость, и счастье и удача. Самообман надежды теплился в душах литературных героев на возможность изменить ужасную действительность, исправить искалеченную жизнь жалкой продажной любви, криминального промысла, иллюзорное желание красоты жизни, давали читателям надежду на свет и бессмертие.

Тревогу публики вызывало видимое усиление в литературе порнографических элементов, опасно влияющих на сохранение нравственности неискушенной молодежи,

потворство продажной любви стали предметом развернувшихся публичных и литературно-критических дебатов1.

Повесть А.И. Куприна «Яма» символизировала социальное дно, в ней описывается жизнь падших женщин в публичном доме. Кто-то попал в заведение по причине крайней нужды, кто-то стал жертвой обмана, но для кого-то это сознательный выбор, легкий способ заработать. Ужас, творящийся в заведении Анны Марковны, продажная любовь воспринимается как нечто обыденное, немногие жрицы любви осознают свое жалкое, грязное существование. Автор не осуждает обитательниц притона разврата, он вскрывает причины, приведшие девушек к порочному занятию, винит общество, тех, кто изменил жизнь девушек в худшую сторону.

Следует отметить, что отдельные произведения вызвали бурный резонанс, шок, скандальную критику, призыв к русскому обществу выступить против грязи, которую разносят писатели, наслаждающиеся низостью явлений порочной человеческой жизни.

В рассказе «Бездна» Л.Н. Андреев говорит о превышении некой нормы, о патологии человеческих отношений, об отклонениях человеческой психики. Человеческие страсти составляют остов мотивации поведения. Любовь, нежность, правда и свобода, честь и совесть проявляются рационально и иррационально. Герою рассказа хватило мужества преступить грань морали,

1 Измайлов А.А. Помрачение божков и новые кумиры. Книга о новых веяниях в литературе. - М., 1910; Данилин Я. Леонид Андреев и общественная реакция. - М., 1909; Ачкасов А.Н. Арцыбашевский Санин и около полового вопроса. - М., 1908; Данилин Я. Леонид Андреев и общественная реакция. -М., 1909; Он же. Санин в свете русской критики. М., 1908; Закржевский А.К. Подполье. Психологические параллели: Достоевский, Леонид Андреев, Федор Сологуб, Лев Шестов, Алексей ремизов, Михаил Пантюхов. - Киев, 1911; Нейфельд Г.С. Порнографический элемент в русской литературе: Арцыба-шев, Каменский, Кузмин, Зиновьева-Аннибал, Сологуб, Сергеев-Ценский, Ауслендер, Борис Лазаревский, Олигер. - Екатеринослав, 1909; О Леониде Андрееве, Валерии Брюсове, Николае Минском, Федоре Сологубе, Александре Куприне, Михаиле Арцы-башеве. - СПб., 1910; Ультраиндивидуализм и роман Санин. - Екатеринослав, 1908.

общепринятого без страха и сомнения. В самом названии рассказа чувствуется глубокая пропасть, пучина, тьма, гибель, нечто бездонное, попав куда, уже никогда не вернешься. Немовецким владеют страсти, о которых он и сам не догадывается. Может быть, если вера или в данном случае даже страх божий жили бы в его душе, он не впустил бы разрушительные дьявольские силы в свою жизнь.

Тревожное чувство беды охватывает героиню. Но Зина не может понять, откуда оно исходит, и что исходит от него. Пьяные мужики, надругавшиеся над девушкой, выглядят на фоне Немовецкого более понятно и объяснимо: они специально пришли в определенное место, где могли найти доступных женщин и напиться, уровень их развития и образования явно низок, в отличие от интеллектуального уровня Немовец-кого, их животная страсть была спровоцирована ситуацией доступности.

М.П. Арцыбашев в «Санине» показывает, каким должен стать человек в будущем, человек, преодолевающий преграды на своем пути. Похоже, что Санин наслаждается счастьем, у него есть все, что требуется для счастливой жизни. Но счастье для него не статичная форма, он постоянно в движении, меняя женщин, заводит все новых и новых знакомых, наслаждаясь постижением их характеров. Складывается впечатление, что это законченный эгоист, но это не совсем так. Санина не устраивает собственное благополучие, получение духовных и телесных наслаждений, при несчастливом состоянии близких ему людей. Жестко наказывает хлестким оскорблением офицера Зарудина, бросившего забеременевшую от него Лиду, и спасает ее от самоубийства. В произведении четко прописан подход автора к гендерным ролям: если уделом мужчины он считает наслаждение и умственное совершенство, то женщине оставляет совершенство красоты и деторождение. Но Зарудин не способен к любви и уважению, для него женщина является источником удовлетворения сексуальных физиологических желаний. Для Санина женщина - человек.

В произведениях А.М. Ремизова «Пруд», «Часы», «Оля» мы встречаем лю-

бовь, чаще всего лишенной эротики. Любовь - это духовность, моральное и нравственное совершенствование личности. Любовь для автора - это способ творчества и самореализации. Женственность в произведениях Ремизова проявляется в любовном служении детям, мужчине, мужу, людям, высоким идеям и Богу. В этом жизненная цель - всепрощение и борьба за такую любовь вплоть до самопожертвования. В этом сила жизни.

Изображение любви как чувства сложного, противоречивого в «Легком дыхании» И.А Бунина - это желание любить, ощущать мир в полноте красок, аристократизм бытия, который противостоит плебейскому образу жизни. «Легкое дыхание» приносит необычное озарение, раскрывая жизнь в ее трепете и любви, чувстве отрешенности, призрачности жизни, легкости. Образ Оли Мещерской - это демонстрация освобождения от суеты, тяжести «надлежащего» в быту человека. Жизнь Оли, по мнению самой девушки, впала в деструктивную фазу после романтической связи с Малютиным. Мужчина был намного старше девушки, приходясь другом отцу Мещерской. Подобные отношения приравнивались к потере репутации для круга, к которому принадлежала героиня. После отношений с Малютиным Оля бросается в пропасть мимолетных увлечений. Одно из таких увлечений закончилось для красавицы трагично: завязав роман с казаком и бросив несчастного любовника, девушка погибла от выстрела оставленного ею влюбленного. Когда Оля сказала любовнику-казаку, что не чувствует взаимности и что не хочет быть его женой, офицер убил девушку. В процессе расследования, казак признался, что Мещерская клялась в любви и обещала выйти замуж, однако потом раскрыла связь с Малютиным. Казак отправлялся в Новочеркасск, Оля провожала любовника. На вокзале девушка объяснилась с офицером, поведав о прошлом, а также о том, что весь их роман -только проказа, шутка, шалость Ольги, никогда не воспринимавшей эти отношения всерьез. Ольга предложила казаку прочитать некоторые строки из дневника, который вела девушка. Пока офицер читал, Мещерская прогуливалась по платформе вок-

зала. Закончив чтение, любовник застрелил девушку на глазах у зевак.

Взаимоотношения, особенно если речь идет о чувствах между мужчиной и женщиной, всегда параллельны определенным проблемам и конфликтам. Любовные отношения наполнены внутренними противоречиями, потому что чувства и обстоятельства жизни часто несовместимы. В произведении «Солнечный удар» Иван Алексеевич Бунин демонстрирует убежденность, что любовь возникает по внутренним причинам, но продолжает жить и развиваться именно по причинам внешним. Между поручиком и незнакомой красавицей мгновенно возникла симпатия. Страсть оказалась настолько сильной, что мужчина предлагает незнакомке сойти с корабля на ближайшей станции и провести ночь в гостинице. Происходит некое уподобление солнечного удара внезапному психическому потрясению, нагрянувшей без предупреждения страсти, которая затмевает любые рациональные доводы. Любовь, и правда, иногда плюет на внешние обстоятельства, это чувство внезапности и непредсказуемости по своей природе. Но стоит ли мгновение счастья десятка лет страданий? Задает вопрос автор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Тридцать три урода» Л.Д. Зиновье-вой-Аннибал - первое в русской литературе произведение о лесбийской любви. Повесть - дневник безымянной девушки, делающей записи о своём романе с актрисой Верой, ради которой она бросила жениха прямо перед свадьбой. Вера страстная, властная, трагичная. Рассказчица - нежная, хрупкая, покорная. Отношения между девушками непростые: Вера упивается чувством обладания, главная героиня - тем, что обладают ей. Здесь нет оправдания или осуждения, возвышения или принижения лесбийских отношений - то есть всякого доказательства их исключительности. Эти отношения субъективированы, они просто есть - и как все прочие далеки от идеала. Тридцать три холста с изображением любимой Верой женщины сделали любовники, а получились тридцать три урода. Страдания, непонятые и неразделенные чувства, томления плоти и духа, ее возлюбленная убеждена, что эти изображения осколки правды уродливой жизни. В конце концов, Вера повесилась.

В октябре 1907 года на тираж сборника Михаила Кузмина «Три пьесы» был наложен арест. В одной из пьес - «Опасная предосторожность», была усмотрена пропаганда гомосексуальной любови, естественности, нормальности гомосексуализма, дающего высокие половые наслаждения. «Три пьесы» не только были конфискованы, но и стали основанием для уголовного преследования автора. М.А. Кузмина судили по обвинению в распространении порнографии и приговорили к крупному денежному штрафу с возможной заменой тюремным заключением на месяц.

С романа «Крылья» М.А. Кузмина началась печатная история русской гей прозы, это было вообще одно из первых заметных произведений в европейской литературе, открыто говорящее о гомосексуальной любви. В романе, по утверждению богатого полуангличанина Штрупа, предлагавшего близкую связь гимназисту Ване (охваченному эмоциями и тоской первых неясных мук выбора пути любви), - любовь мужчины к мужчине не аморальна, не оскорбительна, даже не

противоречит религиозной нравственности, так как поступки - это всего лишь механические движения тел, неспособные никого оскорбить, тем более Господа Бога. Свободное проявление любви дает человеку крылья, - утверждает проповедник однополой любви, склоняя юношу к близости.

Таким образом, проведенный нами небольшой анализ проблемы этики любовных отношений, отраженной российской печатью конца XIX - начала XX веков, дают основание утверждать, что однозначной конструкции, определяющей рамки этического во взаимоотношениях между полами, направляющей общество к четкому пониманию того, что следует принимать за норму сексуальности и половой любви не существовало. Литература предоставляла право самим читателям определять свою позицию в видении «прекрасного» в любовной этике. Широкий простор в этом плане обеспечивала грядущая модернизация всего российского социума, при сохранении господствующих традиционных оснований морально-нравственных принципов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ачкасов, А.Н. Арцыбашевский Санин и около полового вопроса. - М., 1908. - 76 с.

2. Баранов, А.Н. В защиту погибших женщин. - Казань: Ред. «Камско-Волжского Края», 1897. - 102 с.

3. Болквадзе, М.Г. Не развращайте женщин! Или враги человечества. - СПб., 1908. - 82 с.

4. В. К-ъ. В купальне // Ночи безумные: Еженедельный литературно-художественный журнал. Выпуск № 35. - СПб.: Типолитография Виленчик, 190(?). - 16 с. - С. 4-5.

5. Гарбовский, Н.К. Теория перевода. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2004. - 544 с.

6. Гумплович, В. Брак и свободная любовь. - М.: Тип. И.Д. Сытина, 1907. - 47 с.

7. Данилин, Я. Леонид Андреев и общественная реакция. - М.: Заря, 1909. - 31 с.

8. Данилин, Я. Санин в свете русской критики. - М., 1908. - 27 с.

9. Дрентельн, Е.С. Этюды о природе женщины и мужчины. Основания женского и полового вопросов в их взаимной связи. - М.: Книгоиздательство Брейтигама в Харькове и в Москве, 1908. - 285 с.

10. Егоров, А. Потребность воспитания: в 2-х частях. Ч. I. Разнузданность и развращенность. Ч. II. Обуздание и нравственное возрождение. - Воронеж: Печатня С.П. Яковлева, 1904. - 17 с.

11. Журнал для дам «Будуар». - М., 1908-1909.

12. Журнал «Ночи безумные». - СПб., 1908.

13. Журнал «Ночи безумные. Легкомысленный иллюстрированный альманах шуток, шаржей и любовных приключений». - СПб., 1913.

14. Журнал «Тайна жизни». - СПб., 1907.

15. Золотарев, Л.А. Гигиена брака. - М.: Тип. И.Н. Кушнерев и К°, 1897. - 68 с.

16. Золотарев, Л.А. Личная и общественная борьба с развратом. - М.: Тип. И М. Кушнерев и К°, 1900. - 70 с.

17. Золотарев, Л.А. Мимолетные связи и брак. - М.: Тип. И.Н. Кушнерев и К°, 898. - 76 с.

18. Золотарев, Л.А. О предупреждении добрачных половых сношений. - М.: Тип. И.Н. Кушнерев и К°, 1899. - 56 с.

19. Золотарев, Л.А. Половая жизнь и ее законы. - М.: Л.А. Золотарев, 1909. - 175 с.

20. Золотарев, Л.А. Родителям для дочерей. - М.: Изд. авт., 1899. - 42 с.

21. Золотарев, Л.А. Супружеские измены их значение и причины. - М.: Тип. И.Н. Кушнерев и К°, 1897. - 78 с.

22. Золотарев, Л.А. Устои семьи. Гигиенич. и психол. условия брака. - М.: Тип. И.Н. Кушнерев и К°, 1898. - 78 с.

23. Золотарев, Л.А. Что говорит наука о половой потребности. - М.: Тип. И.Н. Кушнерев и К°, 1900. 66 с.

24. Золотарев, Л.А. Этика брака. Этические задачи брака. Нравственность супружеских отношений. Ответственность родителей перед детьми. - М.: Тип И.Н. Кушнерев и К°, 1900. - 70 с.

25. Измайлов, А.А. Помрачение божков и новые кумиры. Книга о новых веяниях в литературе. - М.: Тип. Д.И. Сытина, 1910. - 251 с.

26. Кауфман, С.А. Жертва постыдного торга. Вып. 1-90. - Варшава: Изд-во С.А. Кауфман, 1910-1911.

27. Кауфман, С.А. Месть женщины. Вып. 1-24-80. - Варшава: Изд-во С.А. Кауфман, 1913. - 1279 с.

28. Краинский, Н.В. Психология падших людей. - Вильно: Губ. тип., 1910. - 34 с.

29. Краффт-Эбинг, Р. Половая психопатия, с обращением особого внимания на извращение полового чувства. - СПб.: Тип. В.С. Эттингер, 1909. - 430 с.

30. Лоти, П. Рынок любви. - СПб.: Изд-во «Жизнь», 1910. - 152 с.

31. Любовь. Альманах. - СПб., 1910.

32. Мансуров, Н.П. Лекции о венерических болезнях. - М.: Унив. тип., 1888. - 164 с.

33. Мартино, Л. Онанизм, сафизм и содомия у женщин. - Н.Новгород: Тип. М.Г. Гилевой, 1884. - 79 с.

34. Матюшенский, А.И. Половой рынок и половые отношения. - СПб.: Север, 1908. -

131 с.

35. Милль, Д.С. О подчинении женщин. - СПб.: Тип. Моригеровского, 1869. - 304 с.

36. Миллер, И.П. Половая мораль и освобождение женщины. - М., 1911. - 314 с.

37. Михневич, В.О. Язвы Петербурга. - СПб.: Тип. «Правда», 1906. - 779 с.

38. Моль, А. Половое извращение. Т. 1-2. - СПб.: Тип. Н.С. Аскарханова, 1907. - Т. 1. - 408 с.; Т. 2. - 302 с.

39. Монпарнасский, Б. Язва жизни. - СПб., 1912. - 149 с.

40. Москевич, В.Н. Раскрытие страшных тайн Невского проспекта. Омут разврата и преступлений. - СПб.: Электропечатня Кровицкого, 1906. - 16 с.

41. Недешева, В.И. Волки и Овцы, или омут разврата и преступлений. - СПб.: Электропечатня Я. Кровицкого, 1906. - 16 с.

42. Нейфельд, Г.С. Порнографический элемент в русской литературе: Арцыбашев, Каменский, Кузмин, Зиновьева-Аннибал, Сологуб, Сергеев-Ценский, Ауслендер, Борис Лазаревский, Олигер. - Екатеринослав, 1909. - 47 с.

43. Пикантные события. Альманах. - СПб., 1908. - 78 с.

44. Радин, Е.П. Проблема пола в современной литературе и больные нервы. - СПб.: Тип. Монтвида, 1910. - 68 с.

45. Розанов, В.В. Семейный вопрос в России: Дети и родители. Мужья и жены. Развод и понятие незаконнорожденности. Холостой быт и проституция. Женский труд. Закон и религия. - СПб., 1903.

46. Ультраиндивидуализм и роман Санин. - Екатеринослав, 1908. - 34 с.

47. Фрапье, Л. Школьница: [Рассказы] / пер с фр. Л. Мандельштам. - М.: Тип. В. Антик и К° «Польза», 1913. - 78 с.

48. Хеммонд, У.А. Половое бессилие у мужчин и женщин. - СПб.: Изд-во «Практическая медицина», 1889. - 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.