Educational Technology & Society 9(3) 2006 ISSN 1436-4522
Российская научная периодика: от печати до online
(итоги исследования готовности российских изданий к переходу от традиционных печатных журналов к электронным версиям выпусков)
Петрова Светлана Владимировна Научная Электронная Библиотека eLIBRARY.RU, г. Москва [email protected]
Аннотация
В рамках осуществляемого Научной Электронной Библиотекой (www.elibrary.ru) проекта «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) проведен анализ состояния отечественного издательского рынка научной периодики. Цель данного исследования - определить уровень технологической готовности российских издающих организаций к переходу от тиражирования журналов на бумаге к распространению электронных версий изданий, выявить тенденции в развитии российской периодики в эпоху информационных технологий (ИТ). Массивом для выборки журналов послужил список ВАК.
Результаты исследования показали, что текущий уровень готовности издательств к работе в онлайн-формате невысок, но положительные тенденции прослеживаются. Издательствам необходима технологическая поддержка и обучение ИТ, получить которые они смогут, участвуя в крупных проектах, например, таких, как РИНЦ. Данное исследование должно быть интересно всем, кто занимается ИТ в науке и образовании, издательской деятельностью, полученные результаты помогут оценить сложившуюся ситуацию в российском издательском деле при реализации различных проектов.
Ключевые слова:
Интернет, информационные технологии, исследование, электронная библиотека, научные журналы
Введение
Общеизвестно, и это подтверждают многие исследовательские компании, в настоящее время наблюдается масштабный рост числа пользователей Интернет. Этот канал связи становится все более доступным для россиян и востребованным, прослеживается тенденция к его глобальному использованию. На диаграмме 1 по данным Фонда «Общественное мнение» отражена динамика активности пользования Интернетом, которая свидетельствуют: зимой 2006 г. количество разовых пользователей Интернет в России увеличилось до 23,8 млн. человек, что составляет 22 % взрослого населения страны. При этом активная пользовательская аудитория составляет 8 млн. человек. [Электронный ресурс]
Диаграмма 1. Динамика активности использования Интернет российскими
пользователями
По результатам исследований в 2005 г. самая большая доля пользователей Сети приходилась на категории квалифицированных специалистов, руководителей, студентов. Именно эта аудитория является наиболее активным потребителем научной информации, именно она нуждается в новых информационно-образовательных ресурсах и онлайновых сервисах:
— многоаспектный и быстрый поиск информации;
— мгновенный доступ к полному содержанию документа (библиография + полный текст) в режиме открытого или платного доступа;
— средства обработки найденных документов (сохранение, печать, отправка по e-mail и др.);
— личные профили, позволяющие сохранять поисковые запросы, результаты поиска, создавать различные подборки информации, делать заметки в документах, закладки для последующего использования, и т.д.
Несмотря на потребности пользовательской аудитории, в России до сих пор не существует значительного количества информационных ресурсов для науки и образования, равно как и компаний, которые их создают.
Российские информационные ресурсы: спрос опережает предложение
Одним из крупнейших отечественных контент- и сервис-провайдеров выступает Научная Электронная Библиотека (eLIBRARY.RU), агрегатор информации и информационных услуг в сфере науки, техники, медицины и образования. На единой технологической платформе интегрируются содержание, аналитика и сервис: документальные базы данных и онлайновый доступ к ним; специализированное программное обеспечение для хранения и публикации документов, технологические инструменты для наукометрических исследований и обработки информации. Для приобретения навыков в работе с имеющимися электронными ресурсами компания
занимается информационным консалтингом и обучением, повышением квалификации библиотечно-информационных специалистов и других категорий пользователей.
С 1998 г. eLIBRARY.RU предоставляла организациям доступ к журналам зарубежных издательств и агрегаторов информации. Пользователи Библиотеки -сотрудники НИИ, студенты, профессорско-преподавательский состав, аспиранты различных вузов России, ближнего и дальнего зарубежья,- поработав с предоставленным массивом, оценили современные технологии поиска информации, многоаспектные возможности работы с полученными материалами, наличие различных пользовательских сервисов. Как правило, онлайн-журналами пользовались те читатели, для которых языкового барьера не существовало. В означенный период Библиотека предоставляла доступ к российскому контенту, но в минимальном объеме, что повлекло за собой массовые запросы со стороны библиотек, организаций и частных лиц на дальнейшее пополнение базы русскоязычной научной периодикой. При постепенном увеличении количества российских научных журналов на eLIBRARY.RU росла востребованность данного информационного сегмента читателями. В таблице 1 представлены данные, отражающие количественный состав информационных ресурсов, имеющихся в Библиотеке, динамику роста числа русскоязычных изданий и использования онлайн-журналов за период с 2001 по 1-й квартал 2006 гг.
Таблица 1. Статистика пополнения информационных ресурсов и их использования
Год Всего наименований журналов Кол-во востребованных журналов Тор 100* Кол-во загруженных статей
всего Росс. всего Росс. Росс. Росс.
2001 г 3151 2 998 2 1 179
2004 г 6119 64 3468 44 4 31045
2005 г
!кв.
2006
6418
6701
136
263
3020
2568
88
112
11
12
36085
14300
Хронологически статистика использования журналов на сервере Библиотеки может быть представлена следующим образом.
2001 год - основной массив составляют зарубежные журналы издателей и агрегаторов информации: журналы физического института (IoP), Американского физического общества (APS), Elsevier Science, Springer, Blackwell, Kluwer.
2004 год характеризуется наибольшим поступлением зарубежных изданий и появлением небольшого количества российских журналов, что сразу было отмечено пользователями.
В 2005 г. начинается формирование систематической коллекции российских научных журналов в рамках реализации проекта «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) по заказу Федерального агентства по науке и инновациям (Роснаука). Благодаря этому проекту, на конец 2005 г. в Библиотеке размещено уже 136 журналов.
В 2006 году идет дальнейшее пополнение коллекции русскоязычных журналов, как следствие, происходит рост их востребованности, что отражается на количестве загруженных пользователями статей. Динамика загрузки статей более наглядно
* Сто наиболее часто запрашиваемых научных журналов на платформе eLIBRARY.RU за определенный период времени
представлено на диаграмме 2. В 2001 из общего числа русскоязычных журналов (2 наименования) было использовано 179 статей, в 2004 г. цифра становится более показательной - из 64 журналов, имеющихся на тот период в Библиотеке, 44 издания запрошено пользователями, из них загружено 31045 статей. В 2005 году из 88 запрошенных изданий, загружено 36085 статьей. На первый квартал 2006 г. использованные статьи составляют больше трети статей от показателя 2005 г. Представленные цифры говорят о формировании устойчивого спроса к данным источникам информации.
36085
2001 2004 2005 I кв. 2006
Диаграмма 2. Динамика загрузки полнотекстовых статей из русскоязычных электронных журналов на платформе eLIBRARY.RU
Важно учитывать тот факт, что на распространение информации необходимо определенное время. Как показано в столбце Топ 100 из таблицы 1, в I кв. 2006 г. уже 12 русскоязычных журналов попали в первую сотню наиболее востребованных изданий. Отметим, что все эти издания появились на платформе eLIBRARY.RU одними из первых, это означает, что к этим журналам сформировался устойчивый интерес.
Полученная статистика показала, что российские журналы интересны научному сообществу, необходимо систематически комплектовать Научную Электронную Библиотеку данными ресурсами.
Со II половины 2005 года начинается интенсивная работа с издающими организациям, которым первоначально было отправлено приглашение на участие в проекте РИНЦ. Кроме этого, редакционным коллективам было предложено размещение полнотекстовых электронных версий на платформе eLIBRARY.RU. Взаимодействие с издательствами строилось по принципам: ответы на различные вопросы, обсуждение предполагаемого сотрудничества, переговорные процессы по урегулированию договорных и технических условий взаимодействия. С каждым издателем, на каждое периодическое издание заключается договор, в котором оговариваются все условия сотрудничества, гарантии, ответственность сторон, причем все имущественные права остаются за издательствами. Общение с представителями редакционных коллективов показало, что уровень технологической и организационной готовности издательств к переходу от печатных журналов к электронным версиям и использованию сети Интернет для распространения своих журналов очень разный. Одним компаниям участие в РИНЦ интересно, они считают данный проект важным и целесообразным, но не располагают электронными версиями своих журналов. Другие сочли свое участие в инновационных проектах дополнительной нагрузкой на коллектив, т. к. штат редакций зачастую состоит из совместителей. Третьи оказались не готовы к такому виду сотрудничества, т. к. опасаются любых предложений, касающихся электронных версий их журналов. Сложившуюся ситуацию на данный момент можно описать так: с одной стороны находятся библиотеки, вузы, массовые потребители информации, желающие иметь
доступ к необходимому электронному массиву научной периодики в нужном им объеме, с другой стороны, издатели, обладающие этой информацией, но не готовые к столь стремительному развитию ИТ в науке и образовании. Спрос явно опережает предложения.
Методология исследования
С целью более детального анализа текущей ситуации, прогнозирования развития проекта РИНЦ и непрерывного пополнения коллекции «Российские журналы - онлайн», а также для определения способов дальнейшей работы с издающими организациями было проведено исследование «Российская научная периодика от печати до онлайн».
В данном исследовании предполагалось решить следующие задачи:
1. Определить количественные показатели представления российских научных изданий в Интернет;
2. Проанализировать, насколько российские издатели готовы технологически к переходу от бумажных носителей к электронным версиям своих изданий, как используется сеть Интернет для распространения журналов;
3. Выявить тенденции в развитии российской научной периодики в современных условиях.
Для проведения данного анализа из генеральной совокупности научной и технической периодики объемом более 3100 наименований было выбрано 1112 журналов списка ВАК, относящихся к научным, научно-практическим, научно-техническим, научно -производственным изданиям.
Источниками для сбора данных послужили Интернет, печатные справочники, онлайн-каталоги и корпоративная база данных eLIBRARY.RU, результаты переговоры с издательствами.
Определены основные индикаторы, используемые в исследовании:
1. Издающий орган
2. Дата создания журнала
3. Предметная направленность
4. Наличие стандартных уникальных идентификаторов издания (КБ^ еШБМ, БОТ)
5. Форма представления в Интернет
6. Формат публикаций электронных версий журнала
7. Информационно-поисковые возможности
8. Возможность опИш-подписки при наличии электронной версии журнала
При этом индикаторы с 1 по 4 - общие, описательные, а с 5 по 8 являются
основными, оценочными для определения уровня готовности издательства к работе в сети Интернет.
Результаты исследования
После обработки имеющихся сведений были получены следующие результаты.
1. Издающий орган. Этот индикатор дает распределение по организациям - кто издает научную периодику в России.
е
организаци К°ммерчес
Вузы Академ.
23% институты
18%
Диаграмма 3. Процентное соотношение организаций, выпускающих научную
периодику в России
Как видим на диаграмме 3, большая часть журналов принадлежит коммерческим издательствам, которые являются более продвинутыми в техническом плане, более устойчивыми финансово, имеют необходимый штат сотрудников. Журналы, выпускаемые вузами, уступают коммерческим издательствам и составляют 23 %. Особенностью данного издательского сегмента рынка является, как правило, хорошая техническая оснащенность, но зачастую вузы не нацелены на коммерческое продвижение своих изданий. Равные маркетинговые доли по 18 % имеют академические институты и отраслевые организации. Отраслевыми организациями названы нами те хозяйственные субъекты, для которых исследовательская и издательская деятельность не является профилирующей (министерства, ведомства, общества, фонды, центры, и т. д.). И наименьший процент занимают редакционные коллегии журналов как самостоятельные юридические лица. Самое сложное положение у них - нехватка финансовых и технологических ресурсов, квалифицированных специалистов в области ИТ.
2. По дате создания журналы, представленные в списке ВАК, различны. Есть «старые» журналы, они, как правило, более известны и финансово устойчивы, а также более традиционны и привязаны к сложившимся технологиям издательского производства. Но и среди них есть достаточно продвинутые в техническом плане, не стоящие на одном месте издания.
Среди обработанных журналов были представлены очень «старые» журналы, например:
— «Народное образование» (1803 г.) - в Интернет нет никаких сведений о издании;
— «Военно-медицинский журнал» (1823 г.) - найдены только краткие сведения о журнале;
— «Горный журнал» (1825 г.) имеет свою страницу в Интернет, с 2003 года дает возможность пользователям сайта ознакомиться с материалами журнала на уровне оглавлений выпусков, кроме этого, есть возможность приобрести электронную версию издания на СБ;
— «Железнодорожный транспорт» (1826 г.) имеет свой сайт, архив журнала с 2000 г. представлен в виде оглавлений, а с 2005 выкладываются полные тексты статей, разработана собственная информационно-поисковая система (ИПС).
Журналы, основанные всего несколько лет назад, также присутствуют в данном списке ВАК и обладают разными технологическими возможностями. Из «новых» журналов много таких, которые сразу ориентируются на возможность распространения
электронных версий изданий наряду с печатными, а есть и более пассивные в плане развития своих технологий, например:
— «Альтернативная энергетика и экология» (2000 г.) имеет живой,
структурированный сайт, связанный с порталом по водороду, архивные и текущие выпуски журнала в открытом доступе, информационно-поисковая система удобная, имеется английская версия журнала «International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology»;
— «Аллергология и иммунология» (2000 г.) - удалось обнаружить только электронный адрес на почтовом сервере.
Если обобщить вышесказанное, с точки зрения развития электронных версий журналов не выявлено явной зависимости от года основания.
3. Предметная направленность журналов также явно не влияет на развитие
электронных версий. Данные сведения характеризуют только предметно-тематический состав списка ВАК: политематические (общедисциплинарные) - 4 %,
естественнонаучные - 17 %, технические издания - 31% от общего числа, медицинские журналы - 21 %, социально-гуманитарные 27 %.
4. Из обработанных 1112 изданий номер ISSN1, показатель институциализации издания в издательской среде, имеют только чуть больше половины - 629 журналов. Несмотря на то, что процедура получения ISSN для журнала бесплатная и достаточно простая, многие издатели либо не знают об этой возможности, либо не понимают, зачем необходим этот номер. По сведениям из перечисленных ранее источников, электронный номер eSSN имеют только 5 журналов. DOI2 не выявлен ни у одного российского журнала. Это отражает тот факт, что издательства пока еще не работают активно в направлении распространения электронных версий своих журналов, поскольку еISSN и DOI являются уникальными кодами, используемыми для однозначной идентификации журнала в сети Интернет, в электронных базах данных и поисковых системах.
5. Под формами представления в Интернет мы подразумеваем наличие у изданий собственного веб-сайта, или же веб-страницы. Около 40 % изданий не представлены в Интернет. Из тех журналов, которые имеются в Сети, 77 % имеют веб-страницы, 23 % имеют свои собственные веб-сайты. Из тех журналов, которые как-либо представлены в Интернет, более половины изданий (54 %) ограничиваются только общей информацией о журнале: «визитка» журнала, (см. диаграмму 4) содержащая сведения о заглавии, месте издания, тематической направленности, составе редколлегии, контактной информации .
БИблИ°графИЯ + Полные тексты
аннотации ц%
Диаграмма 4. Формат представления электронных версий журналов в Интернет
1 ISSN (Internationale Standard Serial-Nummer) - уникальный идентификатор
2 DOI (Digital Object Identifier) - идентификатор цифрового объекта
Веб-сайты и веб-страницы журналов в большинстве своем предоставляют возможность ознакомления с содержанием номеров журналов - 17 %, делают выкладку постатейного содержания с аннотациями - 18 %, и только 11 % предлагают ознакомиться с полными текстами выпусков.
6. Информационно-поисковая система, на наш взгляд,- важный параметр, определяющий технологический уровень организации, предоставляющий уже не только электронные версии журналов, но и возможность поиска по ним. Это один из основных и необходимых пользователю сервисов при работе в Сети с материалами, размещенными на сайте. Но данные технологические возможности реализованы только у 8 % изданий из 1112.
7. Подписка на электронную версию журнала, либо доступ к необходимым статьям организованы только у 7 % изданий (здесь не брались в расчет англоязычные версии журналов). Это говорит о том, что Интернет-маркетинг в данное время развивается слабо и возможности реализации электронных изданий в полной мере не используется. Данная услуга реализуется у издателей по-разному:
— доступ по авторизации к нужному массиву документов;
— доступ к йр-серверу организации для самостоятельного скачивания материалов;
— продажа годовых массивов на СБ;
— постатейная продажа по системе электронной доставки документов (ЭДД) либо через Интернет-магазин.
На основании полученных сведений и результатов переговоров с издателями можно выделить ряд сдерживающих факторов, которые тормозят развитие электронных версий изданий и распространение их с помощью новых информационных технологий:
— Финансовый (недостаточность оборотных средств, отсутствие инвестиций и прибыли)
— Организационный (отсутствие четкого стратегического плана развития, бизнес-планирования)
— Технологический (отсутствие необходимого аппаратного и программного обеспечения)
— Кадровый (отсутствие квалифицированного персонала, нехватка знаний, навыков)
— Психологический (Интернет-фобия, боязнь передачи электронных версий журналов в третьи руки, опасение потери печатной подписи)
Модели модернизации издательской деятельности
Проведенное исследование показало, что уровень готовности российских издательств к переходу на электронные версии журналов невысокий, что необходимо учитывать при планировании любых проектов, ориентированных на работу с научными электронными информационными ресурсами. Однако, положительные тенденции есть и их нужно развивать далее. Издательствам необходима технологическая поддержка и обучение ИТ, получить которую они смогут, приняв участие в крупных национальных проектах, как, например, РИНЦ. Информационные компании, осуществляющие подобные проекты обладают достаточным опытом, квалифицированным штатом, технологическими возможностями для того, чтобы передать необходимые разработки издательствам, обучить персонал работе с новыми программными или информационными продуктами.
Если издательство готово к реализации стратегии по развитию электронных ресурсов, можно предложить несколько вариантов решения данной задачи:
— Создание собственного веб-сайта с возможностями поиска информации и продажи электронных копий изданий (различными способами).
— Продажа электронных версий своих журналов через сайты или ИПС различных дистрибьюторов (совместная работа с агрегаторами информации)
Создание собственного сайта и развитие его возможностей. Положительные примеры создания качественных, информативных сайтов, есть. Например, специалисты издательства "Стандарт", на страницах своего портала делятся интересным опытом по созданию сайта журнала «Новый маркетинг» и высказывают ряд предложений по развитию Интернет-маркетинга в издательском бизнесе. [Туфанов В., 2002] Они же, при создании собственного сайта, предлагают учесть некоторые факторы, а именно:
1. Сайт должен быть специализированным
В силу огромного потока информации в Интернете востребованной становится лишь та информация, которая найдена быстро, подробно и точно отвечает на конкретный вопрос пользователя. Сайт должен быть простым, понятным, с хорошей навигацией и дружественным интерфейсом.
2. Оперативное и постоянное обновление информации
Интерес к сайту поддерживается настолько, насколько часто происходит обновление информации, дизайна его интерфейса. Иначе, складывается впечатление, что сайт заброшен, интерес к нему теряется.
3. Наличие специализированных инструментов для работы с информацией
Пользователь должен, попав на сайт, реализовать свою информационную
потребность, используя следующие возможности:
— поиск информации;
— сохранение найденной информации;
— распечатка найденного материала;
— возможности добавления комментариев;
— использование бесплатной рассылки
— создание личного «профиля», «кабинета», и т.д. для сохранения результатов работы с материалами сайта
Для реализации всего вышеперечисленного необходимы:
— Четкая программа дальнейшего развития и сайта, и электронного издания вообще;
— Специальное техническое оборудование и программное обеспечение;
— Квалифицированные специалисты.
В данном случае возникает вопрос, насколько это будет экономически эффективно издательствам?
Следующий вариант решения - это распространение электронных версий через сайты различных агрегаторов. В данном случае имеются некоторые преимущества:
— Наличие необходимого оборудования, программного обеспечения
— Возможность использования новейших технологий
— Предоставление статистики использования материалов
— Продвижение журналов через рекламных кампании разного вида
— Клиентская поддержка пользователей
— Квалифицированный персонал
Заключение
Итак, данная ситуация подводит издателей к тому, что потребность в электронной информации - это веление времени. Подтолкнет ли стремительное развитие ИТ в науке и образовании издающие коллективы к активным действиям, по модернизации своей деятельности, к борьбе за новых читателей? Но сделать шаг навстречу возникшему процессу или нет, решать самими издателями. Научная Электронная Библиотека eLIBRARY.RU (НЭБ) готова оказать техническую поддержку издателям по переводу в
электронный вид их печатных изданий, размещать на своей платформе электронные версии научных изданий. Проводимые Библиотекой ежегодные международные конференции помогут оказать консультативную, обучающую помощь, познакомить с новыми тенденциями на информационно-издательском рынке, встретить единомышленников в столь интересных начинаниях, ответить на вопросы «что могут издатели» и «чего хотят пользователи». Говоря о прогнозах на будущее, новые технологии не обязательно вытесняют старые, но, как отмечают некоторые специалисты: «В рыночной экономике, основанной на знаниях, выигрывает тот, кто, опережая других, улавливает новые тенденции и осуществляет адекватные инновации» [Эпштейн В.Л., 2005].
Литература
[Электронный ресурс] Опросы "Интернет в России I Россия в Интернете". Выпуск 14.
Зима 2005-2006 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http :IIbd.fom. mIreportImapIproiectsIintemetIintemet14Iint060101#Abs1
[Туфанов В., 2GG2] Туфанов В. Теория маркетинга в Интернете [История создания сайта
журнала "Новый маркетинг")ИНовый маркетинг.- 2002.-№ 6 (12) [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http:IImarketing.web-standart.netIarticle0$pa!241$a!9091 .htm
[Эпштейн В. Л., 2GG5] Эпштейн В. Л. Электронная гиперкнига - новая эпоха в истории
наукиНПроблемы управления.-2005.-№5.-С.2-S