Научная статья на тему 'Российская научная периодика: от печати до online (итоги исследования готовности российских изданий к переходу от традиционных печатных журналов к электронным версиям выпусков)'

Российская научная периодика: от печати до online (итоги исследования готовности российских изданий к переходу от традиционных печатных журналов к электронным версиям выпусков) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1060
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова Светлана Владимировна

Наличие стандартизированных описаний является обязательным для эффективного использования электронных ресурсов. Сегодня, стандарты метаописаний уже разработаны, и начинает накапливаться первый опыт их использования. В статье дается краткий обзор практики создания и использования метаописаний, рассматриваются возникающие при этом проблемы интероперабельности, низкой специфичности, сложности структуры и отсутствия разделения объективных данных и субъективных характеристик ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Петрова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская научная периодика: от печати до online (итоги исследования готовности российских изданий к переходу от традиционных печатных журналов к электронным версиям выпусков)»

Educational Technology & Society 9(3) 2006 ISSN 1436-4522

Российская научная периодика: от печати до online

(итоги исследования готовности российских изданий к переходу от традиционных печатных журналов к электронным версиям выпусков)

Петрова Светлана Владимировна Научная Электронная Библиотека eLIBRARY.RU, г. Москва [email protected]

Аннотация

В рамках осуществляемого Научной Электронной Библиотекой (www.elibrary.ru) проекта «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) проведен анализ состояния отечественного издательского рынка научной периодики. Цель данного исследования - определить уровень технологической готовности российских издающих организаций к переходу от тиражирования журналов на бумаге к распространению электронных версий изданий, выявить тенденции в развитии российской периодики в эпоху информационных технологий (ИТ). Массивом для выборки журналов послужил список ВАК.

Результаты исследования показали, что текущий уровень готовности издательств к работе в онлайн-формате невысок, но положительные тенденции прослеживаются. Издательствам необходима технологическая поддержка и обучение ИТ, получить которые они смогут, участвуя в крупных проектах, например, таких, как РИНЦ. Данное исследование должно быть интересно всем, кто занимается ИТ в науке и образовании, издательской деятельностью, полученные результаты помогут оценить сложившуюся ситуацию в российском издательском деле при реализации различных проектов.

Ключевые слова:

Интернет, информационные технологии, исследование, электронная библиотека, научные журналы

Введение

Общеизвестно, и это подтверждают многие исследовательские компании, в настоящее время наблюдается масштабный рост числа пользователей Интернет. Этот канал связи становится все более доступным для россиян и востребованным, прослеживается тенденция к его глобальному использованию. На диаграмме 1 по данным Фонда «Общественное мнение» отражена динамика активности пользования Интернетом, которая свидетельствуют: зимой 2006 г. количество разовых пользователей Интернет в России увеличилось до 23,8 млн. человек, что составляет 22 % взрослого населения страны. При этом активная пользовательская аудитория составляет 8 млн. человек. [Электронный ресурс]

Диаграмма 1. Динамика активности использования Интернет российскими

пользователями

По результатам исследований в 2005 г. самая большая доля пользователей Сети приходилась на категории квалифицированных специалистов, руководителей, студентов. Именно эта аудитория является наиболее активным потребителем научной информации, именно она нуждается в новых информационно-образовательных ресурсах и онлайновых сервисах:

— многоаспектный и быстрый поиск информации;

— мгновенный доступ к полному содержанию документа (библиография + полный текст) в режиме открытого или платного доступа;

— средства обработки найденных документов (сохранение, печать, отправка по e-mail и др.);

— личные профили, позволяющие сохранять поисковые запросы, результаты поиска, создавать различные подборки информации, делать заметки в документах, закладки для последующего использования, и т.д.

Несмотря на потребности пользовательской аудитории, в России до сих пор не существует значительного количества информационных ресурсов для науки и образования, равно как и компаний, которые их создают.

Российские информационные ресурсы: спрос опережает предложение

Одним из крупнейших отечественных контент- и сервис-провайдеров выступает Научная Электронная Библиотека (eLIBRARY.RU), агрегатор информации и информационных услуг в сфере науки, техники, медицины и образования. На единой технологической платформе интегрируются содержание, аналитика и сервис: документальные базы данных и онлайновый доступ к ним; специализированное программное обеспечение для хранения и публикации документов, технологические инструменты для наукометрических исследований и обработки информации. Для приобретения навыков в работе с имеющимися электронными ресурсами компания

занимается информационным консалтингом и обучением, повышением квалификации библиотечно-информационных специалистов и других категорий пользователей.

С 1998 г. eLIBRARY.RU предоставляла организациям доступ к журналам зарубежных издательств и агрегаторов информации. Пользователи Библиотеки -сотрудники НИИ, студенты, профессорско-преподавательский состав, аспиранты различных вузов России, ближнего и дальнего зарубежья,- поработав с предоставленным массивом, оценили современные технологии поиска информации, многоаспектные возможности работы с полученными материалами, наличие различных пользовательских сервисов. Как правило, онлайн-журналами пользовались те читатели, для которых языкового барьера не существовало. В означенный период Библиотека предоставляла доступ к российскому контенту, но в минимальном объеме, что повлекло за собой массовые запросы со стороны библиотек, организаций и частных лиц на дальнейшее пополнение базы русскоязычной научной периодикой. При постепенном увеличении количества российских научных журналов на eLIBRARY.RU росла востребованность данного информационного сегмента читателями. В таблице 1 представлены данные, отражающие количественный состав информационных ресурсов, имеющихся в Библиотеке, динамику роста числа русскоязычных изданий и использования онлайн-журналов за период с 2001 по 1-й квартал 2006 гг.

Таблица 1. Статистика пополнения информационных ресурсов и их использования

Год Всего наименований журналов Кол-во востребованных журналов Тор 100* Кол-во загруженных статей

всего Росс. всего Росс. Росс. Росс.

2001 г 3151 2 998 2 1 179

2004 г 6119 64 3468 44 4 31045

2005 г

!кв.

2006

6418

6701

136

263

3020

2568

88

112

11

12

36085

14300

Хронологически статистика использования журналов на сервере Библиотеки может быть представлена следующим образом.

2001 год - основной массив составляют зарубежные журналы издателей и агрегаторов информации: журналы физического института (IoP), Американского физического общества (APS), Elsevier Science, Springer, Blackwell, Kluwer.

2004 год характеризуется наибольшим поступлением зарубежных изданий и появлением небольшого количества российских журналов, что сразу было отмечено пользователями.

В 2005 г. начинается формирование систематической коллекции российских научных журналов в рамках реализации проекта «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) по заказу Федерального агентства по науке и инновациям (Роснаука). Благодаря этому проекту, на конец 2005 г. в Библиотеке размещено уже 136 журналов.

В 2006 году идет дальнейшее пополнение коллекции русскоязычных журналов, как следствие, происходит рост их востребованности, что отражается на количестве загруженных пользователями статей. Динамика загрузки статей более наглядно

* Сто наиболее часто запрашиваемых научных журналов на платформе eLIBRARY.RU за определенный период времени

представлено на диаграмме 2. В 2001 из общего числа русскоязычных журналов (2 наименования) было использовано 179 статей, в 2004 г. цифра становится более показательной - из 64 журналов, имеющихся на тот период в Библиотеке, 44 издания запрошено пользователями, из них загружено 31045 статей. В 2005 году из 88 запрошенных изданий, загружено 36085 статьей. На первый квартал 2006 г. использованные статьи составляют больше трети статей от показателя 2005 г. Представленные цифры говорят о формировании устойчивого спроса к данным источникам информации.

36085

2001 2004 2005 I кв. 2006

Диаграмма 2. Динамика загрузки полнотекстовых статей из русскоязычных электронных журналов на платформе eLIBRARY.RU

Важно учитывать тот факт, что на распространение информации необходимо определенное время. Как показано в столбце Топ 100 из таблицы 1, в I кв. 2006 г. уже 12 русскоязычных журналов попали в первую сотню наиболее востребованных изданий. Отметим, что все эти издания появились на платформе eLIBRARY.RU одними из первых, это означает, что к этим журналам сформировался устойчивый интерес.

Полученная статистика показала, что российские журналы интересны научному сообществу, необходимо систематически комплектовать Научную Электронную Библиотеку данными ресурсами.

Со II половины 2005 года начинается интенсивная работа с издающими организациям, которым первоначально было отправлено приглашение на участие в проекте РИНЦ. Кроме этого, редакционным коллективам было предложено размещение полнотекстовых электронных версий на платформе eLIBRARY.RU. Взаимодействие с издательствами строилось по принципам: ответы на различные вопросы, обсуждение предполагаемого сотрудничества, переговорные процессы по урегулированию договорных и технических условий взаимодействия. С каждым издателем, на каждое периодическое издание заключается договор, в котором оговариваются все условия сотрудничества, гарантии, ответственность сторон, причем все имущественные права остаются за издательствами. Общение с представителями редакционных коллективов показало, что уровень технологической и организационной готовности издательств к переходу от печатных журналов к электронным версиям и использованию сети Интернет для распространения своих журналов очень разный. Одним компаниям участие в РИНЦ интересно, они считают данный проект важным и целесообразным, но не располагают электронными версиями своих журналов. Другие сочли свое участие в инновационных проектах дополнительной нагрузкой на коллектив, т. к. штат редакций зачастую состоит из совместителей. Третьи оказались не готовы к такому виду сотрудничества, т. к. опасаются любых предложений, касающихся электронных версий их журналов. Сложившуюся ситуацию на данный момент можно описать так: с одной стороны находятся библиотеки, вузы, массовые потребители информации, желающие иметь

доступ к необходимому электронному массиву научной периодики в нужном им объеме, с другой стороны, издатели, обладающие этой информацией, но не готовые к столь стремительному развитию ИТ в науке и образовании. Спрос явно опережает предложения.

Методология исследования

С целью более детального анализа текущей ситуации, прогнозирования развития проекта РИНЦ и непрерывного пополнения коллекции «Российские журналы - онлайн», а также для определения способов дальнейшей работы с издающими организациями было проведено исследование «Российская научная периодика от печати до онлайн».

В данном исследовании предполагалось решить следующие задачи:

1. Определить количественные показатели представления российских научных изданий в Интернет;

2. Проанализировать, насколько российские издатели готовы технологически к переходу от бумажных носителей к электронным версиям своих изданий, как используется сеть Интернет для распространения журналов;

3. Выявить тенденции в развитии российской научной периодики в современных условиях.

Для проведения данного анализа из генеральной совокупности научной и технической периодики объемом более 3100 наименований было выбрано 1112 журналов списка ВАК, относящихся к научным, научно-практическим, научно-техническим, научно -производственным изданиям.

Источниками для сбора данных послужили Интернет, печатные справочники, онлайн-каталоги и корпоративная база данных eLIBRARY.RU, результаты переговоры с издательствами.

Определены основные индикаторы, используемые в исследовании:

1. Издающий орган

2. Дата создания журнала

3. Предметная направленность

4. Наличие стандартных уникальных идентификаторов издания (КБ^ еШБМ, БОТ)

5. Форма представления в Интернет

6. Формат публикаций электронных версий журнала

7. Информационно-поисковые возможности

8. Возможность опИш-подписки при наличии электронной версии журнала

При этом индикаторы с 1 по 4 - общие, описательные, а с 5 по 8 являются

основными, оценочными для определения уровня готовности издательства к работе в сети Интернет.

Результаты исследования

После обработки имеющихся сведений были получены следующие результаты.

1. Издающий орган. Этот индикатор дает распределение по организациям - кто издает научную периодику в России.

е

организаци К°ммерчес

Вузы Академ.

23% институты

18%

Диаграмма 3. Процентное соотношение организаций, выпускающих научную

периодику в России

Как видим на диаграмме 3, большая часть журналов принадлежит коммерческим издательствам, которые являются более продвинутыми в техническом плане, более устойчивыми финансово, имеют необходимый штат сотрудников. Журналы, выпускаемые вузами, уступают коммерческим издательствам и составляют 23 %. Особенностью данного издательского сегмента рынка является, как правило, хорошая техническая оснащенность, но зачастую вузы не нацелены на коммерческое продвижение своих изданий. Равные маркетинговые доли по 18 % имеют академические институты и отраслевые организации. Отраслевыми организациями названы нами те хозяйственные субъекты, для которых исследовательская и издательская деятельность не является профилирующей (министерства, ведомства, общества, фонды, центры, и т. д.). И наименьший процент занимают редакционные коллегии журналов как самостоятельные юридические лица. Самое сложное положение у них - нехватка финансовых и технологических ресурсов, квалифицированных специалистов в области ИТ.

2. По дате создания журналы, представленные в списке ВАК, различны. Есть «старые» журналы, они, как правило, более известны и финансово устойчивы, а также более традиционны и привязаны к сложившимся технологиям издательского производства. Но и среди них есть достаточно продвинутые в техническом плане, не стоящие на одном месте издания.

Среди обработанных журналов были представлены очень «старые» журналы, например:

— «Народное образование» (1803 г.) - в Интернет нет никаких сведений о издании;

— «Военно-медицинский журнал» (1823 г.) - найдены только краткие сведения о журнале;

— «Горный журнал» (1825 г.) имеет свою страницу в Интернет, с 2003 года дает возможность пользователям сайта ознакомиться с материалами журнала на уровне оглавлений выпусков, кроме этого, есть возможность приобрести электронную версию издания на СБ;

— «Железнодорожный транспорт» (1826 г.) имеет свой сайт, архив журнала с 2000 г. представлен в виде оглавлений, а с 2005 выкладываются полные тексты статей, разработана собственная информационно-поисковая система (ИПС).

Журналы, основанные всего несколько лет назад, также присутствуют в данном списке ВАК и обладают разными технологическими возможностями. Из «новых» журналов много таких, которые сразу ориентируются на возможность распространения

электронных версий изданий наряду с печатными, а есть и более пассивные в плане развития своих технологий, например:

— «Альтернативная энергетика и экология» (2000 г.) имеет живой,

структурированный сайт, связанный с порталом по водороду, архивные и текущие выпуски журнала в открытом доступе, информационно-поисковая система удобная, имеется английская версия журнала «International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology»;

— «Аллергология и иммунология» (2000 г.) - удалось обнаружить только электронный адрес на почтовом сервере.

Если обобщить вышесказанное, с точки зрения развития электронных версий журналов не выявлено явной зависимости от года основания.

3. Предметная направленность журналов также явно не влияет на развитие

электронных версий. Данные сведения характеризуют только предметно-тематический состав списка ВАК: политематические (общедисциплинарные) - 4 %,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

естественнонаучные - 17 %, технические издания - 31% от общего числа, медицинские журналы - 21 %, социально-гуманитарные 27 %.

4. Из обработанных 1112 изданий номер ISSN1, показатель институциализации издания в издательской среде, имеют только чуть больше половины - 629 журналов. Несмотря на то, что процедура получения ISSN для журнала бесплатная и достаточно простая, многие издатели либо не знают об этой возможности, либо не понимают, зачем необходим этот номер. По сведениям из перечисленных ранее источников, электронный номер eSSN имеют только 5 журналов. DOI2 не выявлен ни у одного российского журнала. Это отражает тот факт, что издательства пока еще не работают активно в направлении распространения электронных версий своих журналов, поскольку еISSN и DOI являются уникальными кодами, используемыми для однозначной идентификации журнала в сети Интернет, в электронных базах данных и поисковых системах.

5. Под формами представления в Интернет мы подразумеваем наличие у изданий собственного веб-сайта, или же веб-страницы. Около 40 % изданий не представлены в Интернет. Из тех журналов, которые имеются в Сети, 77 % имеют веб-страницы, 23 % имеют свои собственные веб-сайты. Из тех журналов, которые как-либо представлены в Интернет, более половины изданий (54 %) ограничиваются только общей информацией о журнале: «визитка» журнала, (см. диаграмму 4) содержащая сведения о заглавии, месте издания, тематической направленности, составе редколлегии, контактной информации .

БИблИ°графИЯ + Полные тексты

аннотации ц%

Диаграмма 4. Формат представления электронных версий журналов в Интернет

1 ISSN (Internationale Standard Serial-Nummer) - уникальный идентификатор

2 DOI (Digital Object Identifier) - идентификатор цифрового объекта

Веб-сайты и веб-страницы журналов в большинстве своем предоставляют возможность ознакомления с содержанием номеров журналов - 17 %, делают выкладку постатейного содержания с аннотациями - 18 %, и только 11 % предлагают ознакомиться с полными текстами выпусков.

6. Информационно-поисковая система, на наш взгляд,- важный параметр, определяющий технологический уровень организации, предоставляющий уже не только электронные версии журналов, но и возможность поиска по ним. Это один из основных и необходимых пользователю сервисов при работе в Сети с материалами, размещенными на сайте. Но данные технологические возможности реализованы только у 8 % изданий из 1112.

7. Подписка на электронную версию журнала, либо доступ к необходимым статьям организованы только у 7 % изданий (здесь не брались в расчет англоязычные версии журналов). Это говорит о том, что Интернет-маркетинг в данное время развивается слабо и возможности реализации электронных изданий в полной мере не используется. Данная услуга реализуется у издателей по-разному:

— доступ по авторизации к нужному массиву документов;

— доступ к йр-серверу организации для самостоятельного скачивания материалов;

— продажа годовых массивов на СБ;

— постатейная продажа по системе электронной доставки документов (ЭДД) либо через Интернет-магазин.

На основании полученных сведений и результатов переговоров с издателями можно выделить ряд сдерживающих факторов, которые тормозят развитие электронных версий изданий и распространение их с помощью новых информационных технологий:

— Финансовый (недостаточность оборотных средств, отсутствие инвестиций и прибыли)

— Организационный (отсутствие четкого стратегического плана развития, бизнес-планирования)

— Технологический (отсутствие необходимого аппаратного и программного обеспечения)

— Кадровый (отсутствие квалифицированного персонала, нехватка знаний, навыков)

— Психологический (Интернет-фобия, боязнь передачи электронных версий журналов в третьи руки, опасение потери печатной подписи)

Модели модернизации издательской деятельности

Проведенное исследование показало, что уровень готовности российских издательств к переходу на электронные версии журналов невысокий, что необходимо учитывать при планировании любых проектов, ориентированных на работу с научными электронными информационными ресурсами. Однако, положительные тенденции есть и их нужно развивать далее. Издательствам необходима технологическая поддержка и обучение ИТ, получить которую они смогут, приняв участие в крупных национальных проектах, как, например, РИНЦ. Информационные компании, осуществляющие подобные проекты обладают достаточным опытом, квалифицированным штатом, технологическими возможностями для того, чтобы передать необходимые разработки издательствам, обучить персонал работе с новыми программными или информационными продуктами.

Если издательство готово к реализации стратегии по развитию электронных ресурсов, можно предложить несколько вариантов решения данной задачи:

— Создание собственного веб-сайта с возможностями поиска информации и продажи электронных копий изданий (различными способами).

— Продажа электронных версий своих журналов через сайты или ИПС различных дистрибьюторов (совместная работа с агрегаторами информации)

Создание собственного сайта и развитие его возможностей. Положительные примеры создания качественных, информативных сайтов, есть. Например, специалисты издательства "Стандарт", на страницах своего портала делятся интересным опытом по созданию сайта журнала «Новый маркетинг» и высказывают ряд предложений по развитию Интернет-маркетинга в издательском бизнесе. [Туфанов В., 2002] Они же, при создании собственного сайта, предлагают учесть некоторые факторы, а именно:

1. Сайт должен быть специализированным

В силу огромного потока информации в Интернете востребованной становится лишь та информация, которая найдена быстро, подробно и точно отвечает на конкретный вопрос пользователя. Сайт должен быть простым, понятным, с хорошей навигацией и дружественным интерфейсом.

2. Оперативное и постоянное обновление информации

Интерес к сайту поддерживается настолько, насколько часто происходит обновление информации, дизайна его интерфейса. Иначе, складывается впечатление, что сайт заброшен, интерес к нему теряется.

3. Наличие специализированных инструментов для работы с информацией

Пользователь должен, попав на сайт, реализовать свою информационную

потребность, используя следующие возможности:

— поиск информации;

— сохранение найденной информации;

— распечатка найденного материала;

— возможности добавления комментариев;

— использование бесплатной рассылки

— создание личного «профиля», «кабинета», и т.д. для сохранения результатов работы с материалами сайта

Для реализации всего вышеперечисленного необходимы:

— Четкая программа дальнейшего развития и сайта, и электронного издания вообще;

— Специальное техническое оборудование и программное обеспечение;

— Квалифицированные специалисты.

В данном случае возникает вопрос, насколько это будет экономически эффективно издательствам?

Следующий вариант решения - это распространение электронных версий через сайты различных агрегаторов. В данном случае имеются некоторые преимущества:

— Наличие необходимого оборудования, программного обеспечения

— Возможность использования новейших технологий

— Предоставление статистики использования материалов

— Продвижение журналов через рекламных кампании разного вида

— Клиентская поддержка пользователей

— Квалифицированный персонал

Заключение

Итак, данная ситуация подводит издателей к тому, что потребность в электронной информации - это веление времени. Подтолкнет ли стремительное развитие ИТ в науке и образовании издающие коллективы к активным действиям, по модернизации своей деятельности, к борьбе за новых читателей? Но сделать шаг навстречу возникшему процессу или нет, решать самими издателями. Научная Электронная Библиотека eLIBRARY.RU (НЭБ) готова оказать техническую поддержку издателям по переводу в

электронный вид их печатных изданий, размещать на своей платформе электронные версии научных изданий. Проводимые Библиотекой ежегодные международные конференции помогут оказать консультативную, обучающую помощь, познакомить с новыми тенденциями на информационно-издательском рынке, встретить единомышленников в столь интересных начинаниях, ответить на вопросы «что могут издатели» и «чего хотят пользователи». Говоря о прогнозах на будущее, новые технологии не обязательно вытесняют старые, но, как отмечают некоторые специалисты: «В рыночной экономике, основанной на знаниях, выигрывает тот, кто, опережая других, улавливает новые тенденции и осуществляет адекватные инновации» [Эпштейн В.Л., 2005].

Литература

[Электронный ресурс] Опросы "Интернет в России I Россия в Интернете". Выпуск 14.

Зима 2005-2006 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http :IIbd.fom. mIreportImapIproiectsIintemetIintemet14Iint060101#Abs1

[Туфанов В., 2GG2] Туфанов В. Теория маркетинга в Интернете [История создания сайта

журнала "Новый маркетинг")ИНовый маркетинг.- 2002.-№ 6 (12) [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http:IImarketing.web-standart.netIarticle0$pa!241$a!9091 .htm

[Эпштейн В. Л., 2GG5] Эпштейн В. Л. Электронная гиперкнига - новая эпоха в истории

наукиНПроблемы управления.-2005.-№5.-С.2-S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.