Научная статья на тему 'Российская нация и этнокультурное взаимодействие'

Российская нация и этнокультурное взаимодействие Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
392
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / NATION / STATE / POLITICAL COMMUNITY / CULTURAL COMMUNITY / MULTIETHNIC NATION / ETHNO-CULTURAL INTERACTION / NATIONAL POLICY / SOCIO-CULTURAL REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Халтурин А.Н.

В статье рассматриваются концептуальные подходы в понимании нации, которые имеют актуальное значение в связи с разработкой концепта российской нации. Утверждается вывод о доминировании в российской науке концепций «нация-гражданство» и «нация-культура». Приводится вывод о необходимости разработки нового концепта российской нации. Автор аргументирует рабочее предложение правовыми нормами, признающими российскую нацию в качестве многонационального народа. Подчеркивается важность механизма этнокультурного взаимодействия национальных общностей с субъектами социальной системы в формировании единой нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian nation and the ethnic and cultural interaction

The article considers the conceptual approaches to the interpretation of the nation, which are relevant in connection with the development of the concept of Russian nation. The conclusion of the dominance of concepts of "nation-citizenship" and "nation-culture" in the Russian science is substantiated. The scientific relevance of the article deals with the conclusion about the necessity of developing of a new concept of the Russian nation. The author argues the suggestion with the legal norms recognizing the Russian nation as a multiethnic one. Also, the ethno-cultural interaction of ethnic communities with the social system subjects is considered as the most important mechanism in the formation of a united nation.

Текст научной работы на тему «Российская нация и этнокультурное взаимодействие»

УДК 101.1:316

Халтурин Анатолий Николаевич

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Khalturin Anatoly Nikolayevich

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy Department, Institute of Social and Political Sciences and Humanities, Northern (Arctic) Federal University

THE RUSSIAN NATION AND THE ETHNIC AND CULTURAL INTERACTION

Аннотация:

В статье рассматриваются концептуальные подходы в понимании нации, которые имеют актуальное значение в связи с разработкой концепта российской нации. Утверждается вывод о доминировании в российской науке концепций «нация-гражданство» и «нация-культура». Приводится вывод о необходимости разработки нового концепта российской нации. Автор аргументирует рабочее предложение правовыми нормами, признающими российскую нацию в качестве многонационального народа. Подчеркивается важность механизма этнокультурного взаимодействия национальных общностей с субъектами социальной системы в формировании единой нации.

Ключевые слова:

нация, государство, политическая общность, культурная общность, многонациональный народ, этнокультурное взаимодействие, национальная политика, социокультурное воспроизводство.

Summary:

The article considers the conceptual approaches to the interpretation of the nation, which are relevant in connection with the development of the concept of Russian nation. The conclusion of the dominance of concepts of "nation-citizenship" and "nation-culture" in the Russian science is substantiated. The scientific relevance of the article deals with the conclusion about the necessity of developing of a new concept of the Russian nation. The author argues the suggestion with the legal norms recognizing the Russian nation as a multiethnic one. Also, the ethno-cultural interaction of ethnic communities with the social system subjects is considered as the most important mechanism in the formation of a united nation.

Keywords:

nation, state, political community, cultural community, multiethnic nation, ethno-cultural interaction, national policy, socio-cultural reproduction.

Стратегия государственной национальной политики, принятая к исполнению в 2012 г., предложила обществу масштабный и грандиозный проект - сформировать в общественном сознании чувство гражданского единства. Однако стратегический документ содержит ряд положений, требующих дальнейшей научной детализации и проработки. И прежде всего необходимо разработать концепцию российской нации. Эксперты признают, что в связи с реализацией Стратегии отмечается скепсис, недоверие и даже жесткая критика самой Стратегии и технологий ее реализации. Особой атаке, по мнению специалистов, подвергается концепт российской нации [1, с. 17-38].

Традиционно нация рассматривалась в работах европейских мыслителей в нескольких концептуальных модусах. Важнейшими факторами возникновения нации, например, считались национальное чувство (Д. Милль) или чувство солидарности (Э. Ренан). Однако конкурирующими в своей простоте и логической завершенности считаются концепции «нация-гражданство (государство)» и «нация-культура (этнос)».

Субстанциальной основой нации-государства рассматривался народ в контексте неэтнической, политической и правовой общности.

Нация как культурная общность наиболее отчетливо воспринималась немецкими мыслителями. Внутренней предпосылкой немецкой нации являлась, «наряду с общностью языка и культуры, вера в общее немецкое происхождение, вера в общность "немецкой крови"» [2, э. 23-30].

В политической теории Ю. Хабермаса нация выступает в двух лицах: «нация граждан государства и нация соотечественников» [3, с. 211]. О. Бауэр определял нацию как «общественный продукт». При этом он считал, что «никогда нация не есть только естественная общность, она всегда еще и культурная общность» [4, с. 23].

В российском научном сообществе проблема соотношения гражданско-политической и этнической концепций российской нации не стоит так остро и непримиримо. Ю.В. Попков считает, что «нация существует в двух основных формах - как нация-культура и как нация-государство» [5, с. 1067-1074].

В.А. Тишков соединил обе концепции в одной сентенции: «Россия есть нация наций» [6, с. 13-26], заявляя таким образом, что в одной гражданской нации могут сосуществовать множество этнических наций.

Таким образом, в современном дискурсе доминируют две концепции нации: нация как политическая общность и нация как социокультурная общность. Этим концептам соответствуют и типы развития: политическая нация формируется государством - «от государства к нации», а социокультурная нация, наоборот, сама формирует государство по принципу «от нации к государству».

В связи с актуализацией термина «российская нация» перед научным сообществом остро встает вопрос о том, какой из предложенных концептов определяет сущность российской нации, насчитывающей 193 национальности и 277 языков и диалектов.

Поскольку выделяют и третий - «гибридный» - тип развития нации, связанный с распадом колониальных империй, представляется, что имеет смысл рассмотреть российскую нацию также в третьей концептуальной плоскости. Следует сказать, что предлагаемая интерпретация давно уже сложилась в российской правовой жизни.

Правовые доктрины российского государства традиционно обращались к понятию «народ», а не «нация». История права свидетельствует, что в дореволюционный период российская нация так и не сложилась, а народ Российской империи преимущественно назывался русским народом. Например, широко известен фундаментальный труд Н.И. Харузина «Русские лопари: очерки прошлого и современного быта» [7]. Строго говоря, речь идет о российских лопарях, которых в определенном контексте, как и других инородцев, считалось общепринятым называть русскими.

Социально-классовую, а не этнокультурную сущность имела модель «советского народа», который общественным правосознанием даже не рассматривался в качестве «единой советской нации». Концепция советского народа работала прежде всего на формирование психологии единого «многонационального народа», который составлял материально-духовную субстанцию советского «мы».

Идея нации как многонационального народа заложена в Конституции РФ, которая так и начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...».

Наиболее употребляемым термином в конституционных нормах является термин «народ»: «многонациональный народ РФ» (Преамбула), «коренной малочисленный народ» (ст. 69), «РФ гарантирует всем ее народам.» (ст. 68, ч. 3), «равноправие и самоопределение народов в РФ» (ст. 5, ч. 4) и т. д.

При этом хотелось бы напомнить важнейшую норму, определяющую роль и место народа в политической системе: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [8].

Наконец, в Стратегии национальной политики [9] государство, обращаясь к категории «российская нация», ставит знак равенства между многонациональным народом и российской нацией. Приведенные правовые факты позволяют утверждать, что в российском обществе постепенно сложилась концептуальная идея российской нации как многонационального народа, который по своей сущности является цивилизацией, объединяющей все без исключения национальные общности Российской Федерации.

Ядром методологической конструкции становится понятие «многонациональный», что предполагает наличие определенного механизма организации взаимодействия национальных общностей. И таким механизмом на протяжении всей правовой истории российского общества является этнокультурное взаимодействие. В социально-философском дискурсе под этнокультурным взаимодействием следует понимать разновидность социального взаимодействия, в процессе которого национальная общность осуществляет целенаправленную деятельность по удовлетворению этнических потребностей и интересов во всех сферах жизнедеятельности общества.

Региональная практика правового регулирования этнокультурного взаимодействия свидетельствует, что важнейшие потребности этнического коллектива связаны в конечном итоге с социальным производством (воспроизводством) и функционированием самой этнической общности. Проведенные исследования общественного сознания в региональных социумах показали, что «поддержка и укрепление региональных и этнических сообществ россиян есть одно из важнейших условий формирования российского народа - исторической и социально-политической общности, которая представляет собой "единство в многообразии"» [10, с. 19].

Таким образом, российская нация в качестве многонационального народа соединяет в одно целое этнокультурную и гражданскую общности. Новый концепт требует дальнейшего теоретико-методологического исследования в различных областях социальных и гуманитарных наук.

Ссылки:

1. Зорин В., Аствацатурова М. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: традиционные методы и инновационные подходы реализации на современном этапе // Вестник российской нации. 2015. № 1. С. 17-38.

2. Lindner D. Schreiben für ein besseres Deutschland: Nationenkonzepte in der deutschen Geschichte und ihre literarische Gestaltung in den Werken Stefan Heyms - Verlag Konungshausen & Neumann GmbH. Wurzburg, 2002. S. 23-30.

3. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб., 2008. 417 с.

4. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. М., 2002. С. 23.

5. Попков Ю.В. Этносоциальные процессы и этнонациональная политика // Вестник РАН. 2012. № 12. С. 1067-1074.

6. Тишков В. Российская нация и российские национальности // Российская нация: становление и этнокультурное многообразие / под ред. В.А. Тишкова. М., 2011. С. 13-26.

7. Харузин Н.И. Русские лопари: очерки прошлого и современного быта. М., 1890. 483 с.

8. Конституция РФ // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.

9. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 52. Ст. 7477.

10. Российская нация: становление и этнокультурное многообразие / под ред. В.А. Тишкова ; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 2011. С. 19.

References:

1. Zorin, V & Astvatsaturova, M 2015, 'Strategy of the state national policy of the Russian Federation: the traditional methods and innovative approaches to the implementation of the present stage', Bulletin of the Russian nation, no. 1, p. 17-38.

2. Lindner, D 2002, Schreiben für ein besseres Deutschland: Nationenkonzepte in der deutschen Geschichte und ihre literarische Gestaltung in den Werken Stefan Heyms - Verlag Konungshausen & Neumann GmbH, Wurzburg, S. 23-30.

3. Habermas, J 2008, Involvement of another. Essays on political theory, St. Petersburg, 417 p.

4. Bauer, O 2002, The National Question and Social Democracy, Moscow, p. 23.

5. Popkov, YV 2012, 'Ethno-social processes and the Ethnic Policy', Herald of the RAS, no. 12, p. 1067-1074.

6. Tishkov, V 2011, 'Russian nation and the Russian National', Russian nation: the formation and ethnocultural diversity, Moscow, p. 13-26.

7. Kharuzin, NI 1890, Russian Lapps: Sketches of the past and modern life, Moscow, 483 p.

8. 'The Constitution of the Russian Federation' 1993, Russian newspaper, no. 237, 25 December.

9. 'On the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025: the presidential decree of December 19, 2012 № 1666' 2012, Legislation of the Russian Federation, no. 52, art. 7477.

10. Tishkov, VA (ed.) 2011, The Russian nation: the formation and ethnocultural diversity, Moscow, p. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.