Научная статья на тему 'Российская национальная идентичность: вызовы цифровой эпохи'

Российская национальная идентичность: вызовы цифровой эпохи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
305
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ / ПОКОЛЕНИЕ "Z" / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / "ЦИФРОВЫЕ АБОРИГЕНЫ" / RUSSIAN NATIONAL IDENTITY / VIRTUAL IDENTITIES / GENERATION Z / SOCIALIZATION / "DIGITAL NATIVES"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Титов Виктор Валериевич

В статье рассматриваются вызовы цифровой эпохи начала ХХI в., адресованные российской национальной идентичности. Анализируются такие актуальные факторы трансформации российской идентичности, как кристаллизация «виртуальных идентичностей», трансформация информационного ландшафта современной России и специфика политической социализации поколения «цифровых аборигенов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Титов Виктор Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian national identity: the challenges of the digital age

The article discusses the challenges of the digital era of the beginning of the 21st century, addressed to the Russian national identity. There are analyzed such actual factors of transformation of Russian identity as the crystallization of «virtual identities», the transformation of the information landscape of modern Russia, and the specifics of the political socialization of the generation of «digital natives».

Текст научной работы на тему «Российская национальная идентичность: вызовы цифровой эпохи»

Научные сообщения

В.В. ТИТОВ кандидат политических наук, старший

научный сотрудник департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ*

Российская национальная идентичность: вызовы цифровой эпохи

В статье рассматриваются вызовы цифровой эпохи начала ХХI в., адресованные российской национальной идентичности. Анализируются такие актуальные факторы трансформации российской идентичности, как кристаллизация «виртуальных идентичностей», трансформация информационного ландшафта современной России и специфика политической социализации поколения «цифровых аборигенов».

Ключевые слова: российская национальная идентичность, виртуальные идентичности, поколение «Z», социализация, «цифровые аборигены».

Titov V.V. Russian national identity: the challenges of the digital age. The article discusses the challenges of the digital era of the beginning of the 21st century, addressed to the Russian national identity. There are analyzed such actual factors of transformation of Russian identity as the crystallization of «virtual identities», the transformation of the information landscape of modern Russia, and the specifics of the political socialization of the generation of «digital natives».

Keywords: Russian national identity, virtual identities, generation Z, socialization, «digital natives».

Вопросы, связанные с изучением российской национальной идентичности, на протяжении последних двух десятилетий пользуются неизменным вниманием научного сообщества. «Российская идентичность» стала объектом много-

* Титов Виктор Валериевич, e-mail: [email protected]

мерного анализа со стороны представителей различных отраслей социогуманитарного знания. Особый интерес к данному феномену сложился в отечественной политической науке. Исследования российских ученых-политологов направлены на осмысление национально-государственной самоидентификации в её макрополитическом, политико-психологическом и политико-культурном измерениях. При этом «дискурс идентичности» в современной России впитывает в себя широкий круг проблем, связанных с государственной политикой памяти, функциональными аспектами конструирования общенационального образа будущего, поиска некой консолидирующей национальной идеи, трансформацией ценностно-символических оснований самоидентификации россиян. Важное место в дискуссиях, посвященных российской национальной идентичности, занимают вопросы институционального оформления «политики идентичности» как таковой, политической социализации и межпоколенческих ценностно-смысловых разрывов.

В последнее десятилетие всё более значимым аспектом в понимании российской идентичности становится осмысление «цифрового фактора» - интенсивного развития новых информационно-коммуникационных технологий, влекущего за собой радикальное переформатирование информационного ландшафта современной России. Очевидно, что указанный фактор оказывает все более явное влияние на динамику и внутреннее наполнение российской национальной идентичности, меняет «систему координат» самоидентификации российских граждан, продуцирует новые, порой неожиданные ракурсы осмысления ответов на вопрос «кто мы?», переводя его из «вечного» и во многом ретроспективного состояния (самоидентификация через «историю», поиск «корней» - социокультурных констант в пространстве социальной памяти и официального исторического нарратива) в ситуацию неизменной политической актуальности.

В рамках данной работы особый интерес представляют прикладные политико-психологические исследования российской идентичности, которые были проведены в 2010-2016 гг. (исследовательские проекты Т.В. Евгеньевой, Е.Б. Шесто-пал, Н.М. Ракитянского). Указанные исследования позволили достаточно чётко выявить «цифровой след» в процессах формирования национальной идентичности молодых россиян

- представителей поколений «Y» (обозначаемых как «мил-лениалы») и «Z» (условных «цифровых аборигенов»).

Не меньшую актуальность представляют научные проекты, которые не были непосредственно связаны с общероссийской идентичностью, но касались вопроса воздействия цифровых технологий на процессы социально-политического самоопределения граждан России, видоизменение системы ценностей и политических представлений российского общества. Так, пристального внимания заслуживают подходы, изложенные в статьях Е.В. Бродовской, Т.Н. Самсоновой, А.В. Селезнёвой. Важное место в этих работах занимает исследование метаморфоз политической социализации в современных условиях, осмысление феномена «ускользающих» социальных идентичностей, которые являются неоднозначным (по своим последствиям) продуктом эволюции современного интернет-пространства, результатом радикального ускорения «виртуального» социально-политического времени.

Однако, говоря о вызовах цифровой эпохи, адресованных современной российской идентичности, представляется необходимым дать определение национальной идентичности опираясь на современную традицию зарубежной и российской политической науки. Формулируя указанное определение, следует подчеркнуть, что еще в 1990-2000-е гг. было распространено понимание российской национальной идентичности как преимущественно этнополитической матрицы ценностей и символов, в основании которой лежит русская этническая самоидентификация в её расширенном - культурно-психологическом - понимании. Таким образом, процесс выстраивания российской нации рассматривался преимущественно в конфликтном ключе, как конкуренция идей «многонационального народа России» и «государства русских». Не отрицая значимость механизма русской аккультурации в процессе формирования российской нации, сегодня мы считаем возможным всё же опираться на теорию политической нации. Национальная идентичность в этом случае -не стадия эволюции этнического самосознания, а социально-политический конструкт, синтезный результат как целенаправленного «вертикального» конструирования, так и социо-

культурных интеракций, традиций микросоциального взаимо-

1

действия, сложившихся в конкретном социуме .

Исходя из такого понимания, можно определить национальную идентичность как субъективно культурно-психологическое состояние, в основе которого лежит рефлексия: осознание собственной принадлежности к политической нации («государству» в широком смысле слова как форме организации политической жизни общества). Основанием самоидентификации выступает коллективный образ «нас» как социокультурного и макрополитического сообщества, который опирается на систему общенациональных политических ценностей, образов и символов. К наиболее заметным политическим образам, позволяющим дифференцировать «нас» от «других» в пространственном и темпоральном плане, относятся образы «чужих» (во всем многообразии их проявлений - от близких бытовых до удаленных и во многом абстрактных геополитических «врагов»), символизированные представления о национальных героях, образы прошлого (как героического, так и трагического) и будущего2.

Размышляя о системных информационно-психологических и геокультурных вызовах, адресуемых российской национальной идентичности, ученые упоминают такое фундаментальное явление, как формирование контуров «ускользающего мира» - новой психологической реальности, в которой резко возрастает скорость социальных взаимодействий и политических процессов. И как следствие глобальный мир оказывается перед лицом неустойчивых, ситуативных и динамичных идентичностей. Жизнь человека в этом случае - и повседневная, и политическая - это постоянный идентификационный выбор, неустойчивое состояние, предполагающее непрерывный поиск политических и культурных «своих», ответа на вопрос «кто мы?» в контексте абсолютно новых реалий.

При этом современная «глобальная деревня» предлагает человеку множество вариантов самоидентификации -от традиционных представлений, основанных на культуре и этническом самосознании, до постмодернистских конструк-

1 Smith A. National identity and idea of European unity // International Affairs, 1992, vol. 68, № 1, р. 67.

2 Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Советское прошлое в ценностном и образно-символическом пространстве российской идентичности // Полис. Политические исследования, 2016, № 3, с. 25-39.

тов - актуальных трендов социальной моды третьего тысячелетия. Естественно, в указанной ситуации ценность национальной идентичности неизбежно подвергается многократному переосмыслению. Её востребованность начинает снижаться ввиду наличия многочисленных идентификационных конструктов-субститутов, призванных заменить национально-государственную идентичность, компенсировать человеку её частичную утрату1. Примерами такой идентификационной компенсации в цифровом пространстве Рунета служат многочисленные «этнические» группы в социальных сетях: «эрзя», «мещера», «ингерманландцы» и т.д. Отличительная черта многих из таких «виртуальных идентичностей» - активная эксплуатация культа страдания, попытка представить государство-Россию как авторитарную империю, подавляющую зачатки «национальной идентичности малых народов».

Немаловажным фактором трансформации российской национальной идентичности является радикальное изменение информационно-психологического ландшафта современного российского общества. Указанное изменение имеет как количественное отражение - всеобъемлющую «интернетизацию» повседневной жизни россиян в конце 2000-х - первой половине 2010-х гг., так и качественное преломление, связанное с быстрой сменой политической повестки дня, предлагаемой социуму в интернете. Параллельно набирает силу такая негативная тенденция, как всеобъемлющая «катаст-рофизация» виртуального пространства Рунета. Социально-политическая реальность изображается в преимущественно негативном, депрессивном свете, как цепочка «больших» (геополитических, социально-экономических) и «малых» (от техногенных до социально-бытовых) катастроф и конфликтов.

Важно заметить, что сегодня в отечественном политологическом сообществе сложились два противоположных взгляда на кристаллизацию «виртуальных» этнических иден-тичностей. Ряд ученых считают, что в перспективе, в случае ослабления институтов государственного управления в России, указанные конструкты могут представлять собой угрозу общероссийской идентичности, будут являться фактором её

1 Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции. Монография. М.: «Ваш формат», 2017, с. 139.

ценностной девальвации. Исследователи, придерживающиеся иной точки зрения, воспринимают виртуальные самоидентификации в целом (включая этномифологические) скорее не как политико-культурный вызов, а как ретранслятор скрытой этнической напряженности в современной России и в то же время - как своеобразный индикатор, позволяющий выявить болевые точки и наиболее слабые компоненты общероссийской идентичности на современном этапе её развития1.

Еще один контур кризиса российской национальной идентичности в цифровую эпоху связан со спецификой политического восприятия, присущей поколению «цифровым аборигенам». Е.В. Бродовская и её коллеги указывают, что поколение являет нам новый тип восприятия информации, который мы можем охарактеризовать как «клиповое» и «сериальное» сознание в его развернутом виде2. Рельефная черта этого сознания проистекает из переизбытка социальной информации в окружающем мире, которая, как правило, носит неструктурированный и социально-депрессивный характер.

Но не менее важный аспект наступления «симулятивной реальности» на другие - традиционные пространства повседневности связан с кризисом институтов политической социализации в современной России. В наибольшей мере указанный кризис затрагивает институты социально-гуманитарного образования в средней и высшей школе. При этом он связан в первую очередь с фрагментарностью контента: например, учителям зачастую непонятно, что рассказывать ученикам, обсуждая многочисленные «сложные моменты» российской истории - от монголо-татарского ига и личности Николая II до Ржевской операции и «лихих 90-х». Таким образом, перед российской системой образования обозначился цифровой вызов, связанный с поиском новых инструментов формирования и актуализации российской национально-государственной идентичности у представителей «поколения Z» - подростков и молодежи, в наибольшей

1 Евгеньева Т.В., Титов В.В. Образ «врага» как инструмент формирования политической идентичности в сети Интернет: опыт современной России // Информационные войны, 2014, № 4, с. 24-26.

2 Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Синяков А.В. Стратегии использования социальных сетей в современной России: результаты многомерного шкалирования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2016, № 1, с. 283-296.

мере погруженных в «виртуальную реальность» и потребляющих образовательный контент сквозь призму новых фреймов восприятия (ориентации на эмоциональную оболочку, прагматизма, визуализации, схематизации и т.д.).

Очевидно, что в современных условиях задача всех подсистем политической социализации в России (и главным образом средней школы как базового института общего образования) не исчерпывается исключительно конструированием у представителей поколения «2» некой ценностно-символической матрицы как психологического основания российской национальной идентичности1. Не менее важный аспект связан с необходимостью технологического самосовершенствования средней школы, оптимизацией «цифровых» образовательных практик, способных оказать позитивное влияние на процессы самоидентификации и развития гражданского самосознания молодых россиян.

В заключение можно отметить, что общероссийская национальная идентичность в начале XXI столетия формируется под влиянием таких серьезных вызовов цифровой эпохи, как всплеск «виртуальных идентичностей», трансформация информационно-психологического ландшафта общества и кризис традиционных механизмов политической социализации молодых россиян.

1 Самсонова Т.Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология, 2012, № 2, с. 37-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.