Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2014
Ю.В. КАЛИНИНА студентка Финансового университета при Правительстве РФ
РОССИЙСКАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Представлены результаты исследования современного состояния российской космической отрасли, а также существующие на сегодняшний день проблемы и возможные пути их решения. Рассмотрены перспективы инновационного развития отрасли.
Ключевые слова: космическая программа, стратегия инновационного развития, космическая отрасль, инвестиции, государственные расходы.
Классификация 1БЬ: Н560, 0310, 0250.
Ракетно-космическая отрасль (РКО) является одним из высокотехнологичных секторов российской экономики. За период 2006-2010 гг. объем продукции, произведенной предприятиями РКО, вырос на 197,3% (за этот же период времени рост объема продукции, произведенной российской промышленностью в целом, составил 112,1%). Из 14 статистически выделяемых видов экономической деятельности в промышленности не появилось ни одного с темпами роста производства выше, чем в ракетно-космической промышленности (РКП). Ракетно-космическая отрасль - единственная, в которой не было спада производства на пике кризиса в 2009 г. [1, с. 8]. За период 2008-2010 гг. рост основных фондов в РКО составил 235,4% (для сравнения - в добывающей промышленности - 172%, в обрабатывающей промышленности - 138%). Износ основных фондов в 2010 г. в РКО соответствовал среднему показателю по основным отраслям российской промышленности, но был значительно ниже, чем по всей экономике страны. Чистые активы увеличились за 2008-2011 гг. в 3 раза. Инвестиции в основной капитал выросли по РКП в 2,72 раза, в то время как в целом по экономике - в 2 раза (в номинальном выражении, а с исключением инфляции - в 1,2 раза) [1, с. 8].
Модернизация РКО невозможна без инновационного развития, и не только потому, что РКО является ведущей. Она позволяет осуществлять трансфер технологий, полученных в результате инновационной деятельности в этой отрасли, в практическую жизнь и оказывать влияние на развитие многих сфер общественной жизни. Появление и развитие новых средств коммуникации, новых методов гео-
логоразведки и метеорологии, навигации, пожарного мониторинга прежде всего обязаны ракетно-космической отрасли. Более того, в последнее время человечеству приходится задумываться об альтернативных источниках энергии. Так, некоторые ученые [2] считают самой перспективной альтернативой в этом плане Гелий-3. Учеными подсчитано, что населению нашей планеты лунного ресурса Гелия-3 должно хватить как минимум на ближайшее тысячелетие. Помимо возможного использования Гелия-3 в качестве источника энергии уже сегодня существует и другое применение этому изотопу: он не так давно начал использоваться в магнитно-резонансной томографии для получения изображения легких с помощью ядерного магнитного резонанса. Такого рода инновации дают импульс развитию всей национальной экономики.
Однако современный затяжной и глубокий кризис также не обошел РКО России, обострив накопившиеся в ней проблемы. Одна из них - дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях. Средний возраст работников в отрасли составляет 44 года [1, с. 7]. В связи с тем что отрасль практически 20 лет находилась в состоянии стагнации, выпускники вузов все это время не спешили идти на работу в авиационную и космическую промышленность. Поэтому сегодня в ней работников в возрасте свыше 60 лет более 30%. Из-за низкой заработной платы с предприятий РКО в первый год уходит каждый третий молодой работник. В отрасли высокая текучесть кадров, да и уровень квалификации молодых специалистов трудно назвать удовлетвори-тельным1. Для решения этой проблемы в первую очередь необходимо повышать престиж профессии работника космической отрасли. Еще более важным моментом является создание специальных программ по аэрокосмическому образованию школьников.
Следующая проблема, с которой сталкивается отрасль, связана с ее финансированием. Сравнение государственного финансирования отрасли в России и США показало, что разница в объемах инвестирования (абсолютные показатели) колоссальна - в разы (см. рис.).
Вместе с тем обе страны заинтересованы в достижении максимального результата при минимальных затратах. Поскольку и Россия, и США имеют общую цель - научное освоение космоса, было бы рациональным в данном случае этим странам не конкурировать, а наоборот, развивать сотрудничество. Кооперация в данной сфере смогла бы привести к более высоким результатам при взаимовыгодной экономии государственных средств.
1 Аэрокосмическое образование в XXI веке - Конференция Международного союза содействия развитию инноваций в социально-экономической сфере. Москва, 17 ноября 2011 г. // Инициативы XXI века. 2011. № 4, 5 (дата обращения: 10.02.2014).
Рис. Объем государственных инвестиций в космическую отрасль России и США. Источник: составлено автором по данным сайта РОСКОСМОС и НАСА, federalspace.ru, nasa.gov.
Эффективность финансирования РКО нельзя оценивать исходя только из объема государственных вложений в эту отрасль. Здесь важно рассмотреть те направления, по которым они осуществляются. Анализ расходов на реализацию Федеральной космической программы на 2006-2015 гг. показал следующее. Из всех расходов на Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы около 65% (323,8 млрд руб.) приходится на работы по российскому сегменту международной спутниковой системы. Расходы на дистанционное зондирование Земли, гидрометеорологическое наблюдение, экологический мониторинг и контроль чрезвычайных ситуаций составляют 19%. На остальные направления, такие как космические средства связи и ретрансляции, средства управления космическими аппаратами научного и социально-экономического назначения, обеспечение надежности ракетно-космической техники, системные исследования и прикладные научно-исследовательские работы, направляется от 1% до 6%. Анализ данных позволяет сделать вывод о крайне неравномерной концентрации расходов по подразделам программы, поэтому нельзя однозначно судить об эффективности финансирования государством Федеральной космической программы, поскольку в одних направлениях финансирование значительно, в других - крайне мало.
Также было бы ошибочным говорить о недофинансировании этого сегмента. Исследуя финансирование космической отрасли, представляется важным сравнить внутренние затраты России и других стран на НИОКР по экономике в целом (см. табл.).
При анализе данных становится очевидным, что практически во всех странах, представленных в табл., кроме России, доля затрат государ-
Таблица
Внутренние затраты на исследования и разработки, %
Страны % к ВВП
Всего в 2010 г. (100%) По секторам
Государственный % Предпринимательский %
Россия 1,16 0,81 70 0,29 30
Япония 3,26 0,56 17 2,47 83
США 2,9* 0,9 31 1,78 69
Германия 2,47 0,73 30 1,63 70
Франция 2,15 0,7 33 1,3 67
Великобритания 1,76 0,56 32 0,79 68
Китай 1,77 0,42 24 1,26 76
Бразилия 1,19 0,62 52 0,54 48
Индия 0,8** 0,6 75 0,2 25
Источник: таблица составлена по открытым данным Всемирного Банка и Росстата. www.worldbank.org/eca/russian/,www.gks.ru/. * данные приведены за 2009 г ** данные приведены за 2004 г.
ственного сектора на финансирование НИОКР колеблется в среднем от 20 до 30%, в то время как в России доля государственных затрат составляет 70%. Таким образом, доля российских государственных затрат на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок такая же, а в некоторых случаях больше, чем в развитых странах. Следовательно, было бы ошибочным считать, что российское правительство финансирует инновационное развитие экономики в недостаточном объеме. Здесь возникает другая проблема, с которой сталкивается наша экономика в целом, и в частности космическая отрасль, - это крайне небольшой объем частных инвестиций. Привлеченные средства составляют менее 10% от всех расходов космической отрасли.
Ключевой проблемой отсутствия привлекательности для частного бизнеса является низкий спрос на инновации в российской экономике в целом, а также его неэффективная структура - перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в этой сфере2. Очевидно, что если нет спроса на инновации, сколько
2 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Раздел II. Современное состояние и проблемы инновационного развития РФ, rusnor.org/pubs/reviews/7456.htm (дата обращения: 11.02.2014).
бы денег ни выделялось, космическая отрасль все равно не сможет развиваться. Российские частные компании на космическом рынке практически отсутствуют, в то время как во всем мире наблюдается тенденция к увеличению доли частного сектора в космической деятельности.
Закон РФ № 5663-1 «О космической деятельности» был принят еще 20 августа 1993 г., и на сегодняшний день он не отвечает современным реалиям3. При нечетко выраженной позиции государства по фундаментальным вопросам бизнесмены не хотят рисковать и вкладывать деньги. Тем не менее важно отметить одного российского «игрока» -космический кластер «Сколково», который на протяжении 2012 г. вел активную работу по привлечению компаний-резидентов для работы в строящемся иннограде. В настоящее время у кластера уже более 80 компаний-резидентов, занятых реализацией коммерческих проектов во многих областях космической деятельности4.
Закономерно возникает вопрос, как в такой ситуации стимулировать спрос на частные инвестиции? В этом случае может быть использована модель государственно-частного партнерства (ГЧП), призванного обеспечить приток частных инвестиций под залог будущих прямых и/ или косвенных эффектов в промышленности. ГЧП подразумевает участие частного сектора промышленности в расходах на начальных этапах реализации проектов освоения космоса, когда он участвует в расходах по созданию космических средств (берет капитальные расходы на себя), а на последующих стадиях реализации проектов - получает от государства заранее оговоренные контрактные платежи за эксплуатацию соответствующих средств. Современные российские экономисты считают, что партнерство государства и частного бизнеса за счет использования разнообразных форм, учитывающих конкретную специфику, обеспечивает выбор наиболее эффективных путей использования как государственной, так и частной собственности [3].
Каковы же перспективы развития данной отрасли в России? На ее развитие направлен ряд стратегий, долгосрочных федеральных государственных программ, подкрепленных необходимыми финансовыми и организационными ресурсами, среди которых выделяются:
• Концепциядолгосрочногосоциально-экономическогоразвитияРФ.
• Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года.
• Стратегия развития ракетно-космической промышленности на период до 2015 года.
3 Справочно-правовая система «Гарант». base.garant.ru/136323/ (дата обращения 11.02.2014).
4 Инновационный центр «Сколково» и развитие коммерческой космонавтики в России // Космический дайджест. dl.ebull.ru/dl/digest-001.pdf (дата обращения 21.02.2014).
• Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу.
Ключевыми приоритетами при выполнении данных программ и стратегий являются три основных направления. Первый приоритет отдается работам, связанным с развитием ракетно-космической техники, технологий и услуг в интересах решения задач социально-экономической сферы, науки, обороны, с обеспечением выхода на международный рынок, а также с выполнением международных обязательств. Второй - создание пилотируемых, транспортных и надпланетных средств для решения задач освоения космического пространства, в том числе многоразовой ракетно-космической системы. Третий - работы, связанные с созданием научно-технического задела для осуществления в составе международной кооперации пилотируемого полета на Марс, а также с созданием орбитальной станции нового поколения.
Можно выделить следующие направления космической деятельности, способствующие достижению вышеупомянутых приоритетов:
- реализация космических проектов в интересах расширения знаний о Земле, Солнечной системе и Вселенной, проведение фундаментальных научных исследований в области астрофизики, планетологии, физики Солнца и солнечно-земных связей;
- обеспечение равноправного участия Российской Федерации в международных космических программах и проектах с целью гарантированного доступа к конечным результатам реализации этих программ (проектов);
- осуществление орбитальных пилотируемых полетов в интересах развития экономики, науки, решения прикладных задач;
- отработка технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ5.
Важно отметить, что в реформировании отечественного авиапрома в последние годы немаловажную роль играют общественные институты, одним из которых является Комитет Торгово-промышленной Палаты (ТПП) по развитию авиационно-космического комплекса. Согласно его отчетам о работе, проводится постоянный мониторинг законодательной базы в области обеспечения устойчивого развития авиационно-космического комплекса. Также в рамках Комитета работает Молодежная секция по обеспечению космической промышленности молодыми квалифицированными кадрами.
Россия - одна из немногих стран, которая в течение нескольких последних лет увеличивает финансирование космической деятельно-
5 Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства от 22 октября 2005 года № 635. federalspace.ru/115/ (дата обращения: 12.02.2014).
сти, в отличие от стран в Европы и США, вынужденно сокращавших, на фоне мирового финансового кризиса, бюджетные ассигнования на космические программы. Еще одним положительным моментом является будущий запуск первого российского частного спутника. Так, первый серийный аппарат на орбиту должна отправить компания «Спутникс», дочерняя компания ИТЦ «СканЭкс», ставшая в ноябре 2011 г. резидентом уже упомянутого ранее центра «Сколково». Компания планирует создавать малые космические аппараты массой от 12 до 50 кг. Российская компания «Даурия - спутниковые технологии», дочерняя компания «Даурии Аэроспейс» - еще один резидент «Сколково» - планирует создание и запуск микроспутников весом до 10 кг. Существование таких компаний, как «Спутникс», «Даурия Аероспейс» и многих других резидентов «Сколково» вселяет надежду на становление частного бизнеса в России в самом ближайшем времени.
В заключение важно отметить, что российское государство будет продолжать оказывать поддержку ракетно-космической промышленности. При условии, что ближайшие годы не принесут новых проблем, а все проекты будут финансироваться частным сектором более высокими темпами, они будут реализованы «качественно и в срок», и Россия уже в ближайшем будущем займет место безусловного лидера в космической отрасли.
Литература
1. Бауэр В.П., Ковков Дж.В., Московский А.М., Сенчагов В.К. Состояние и механизмы развития ракетно-космической промышленности России. М.: Институт экономики РАН, 2012. С. 8.
2. Юферев С. Сокровище Луны - Гелий-3. topwar.ru/24664-sokrovische-luny-geliy-3.html от 25.02.2013.
3. Зельднер А.Г. Правовые проблемы развития государственно-частного партнерства // Вопросы экономики и права. 2011. № 1.