Научная статья на тему 'Российская исламская экономическая модель как альтернативная глобализация'

Российская исламская экономическая модель как альтернативная глобализация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская исламская экономическая модель как альтернативная глобализация»

Г. Габдрахманова,

кандидат социологических наук (ИИ АН Республики Татарстан) РОССИЙСКАЯ ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Вторая половина XX в. ознаменовалась наступлением эпохи глобализации. Один из авторитетных ее исследователей П. Бергер отмечает, что наряду с преобладающей тенденцией к глобальной культуре - американской по своему происхождению, в современном мире существует целый ряд ответных реакций на ее распространение. К их числу исследователь относит альтернативную глобализацию. Это явление демонстрирует, как к модернизации может вести не одна дорога, а несколько. Альтернативные пути глобализации означают возможность существования альтернативных моделей современности. П. Бергер в качестве примера приводит целый ряд стран мира, которые участвуют в глобальной системе, «но в то же время вдохновляются обладающей собственным самосознанием исламской культурой... Сегодня во всем мусульманском мире ... такое видение альтернативной исламской современности приобретает все больший вес».

К сожалению, за рамками исследований П. Бергера и его коллег осталась Россия. Тем не менее отечественные ученые анализируют процессы встраивания страны в современные процессы глобализации, и ислама в частности. Одним из направлений является изучение процесса становления в России исламской экономической модели (РИЭМ). Принято считать, что спецификой такой модели является соответствующее вероучение, которое вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса. Хотя система достаточно стандартная, поскольку известные базовые законы действуют в исламской экономике точно так же, как и в любой другой.

В отношении этносоциологического изучения институциона-лизации российской исламской экономической модели можно сформулировать следующие вопросы:

1. Является ли сегодня ислам в России самостоятельным социально-экономическим институтом?

2. Как отмечалось выше, религия может определять основные цели деятельности человека. Можно ли говорить о влиянии ислама на экономические цели россиян?

3. И наконец, в чем специфика российской исламской экономической модели?

На современном этапе организационное оформление исламской экономической модели в России происходит в форме утверждения халяль-хозяйства. Это такая сфера современного российского ислама, в которой экономические действия агентов совершаются на основе предписаний вероучения. Результатами действий становятся получение прибыли и формирование устойчивых социальных сетей, зачастую внерелигиозного и внеэтническо-го характера. Формы халяль-хозяйства - организация паломнических поездок, индустрия одежды, парфюмерии и косметики, организация пищевого производства, издание исламской литературы, выпуск символьных знаков, сувенирной продукции.

В России ежегодно растет число желающих совершить хадж. Разнообразны формы предоставления услуг по организации поездок: от эконом-класса (автобусные туры) до более респектабельных (авиапереезд, встреча, проживание в дорогом отеле). Развиваются реклама поездок в СМИ, Интернете, уличных рекламных афишах. Развиваются моделирование и пошив мусульманской одежды. Ряд модельеров, ателье, магазинов специализируются на производстве как повседневной, так и праздничной, свадебной одежды для женщин и мужчин. Налажен выпуск специализированных журналов. Созданы сайты, рекламирующие халяль-одежду. В части диетического стандарта халяльный принцип питания предполагает употребление определенных продуктов: мясо животных - говядина, баранина, курятина, - заколотых с упоминанием имени Аллаха; молоко - коровье, верблюжье, овечье; мед; рыба; растения: свежие и сушеные фрукты, орехи, злаковые и многое другое. В части технологии - это определенные принципы кормления скота, его забоя, приготовления изделий и блюд.

Объектом нашего исследования выступают татары - как неотъемлемая часть мусульман постсоветского пространства. Халяль-индустрия: сегодня в магазинах при мечетях и на прилавках рынков, магазинов, супермаркетов представлена мясная продукция под маркой «Мусульманская» или «Халяль». Это мясо, птица, пельмени, колбасы и т.д. Организуются специальные кафе и рестораны,

обеспечивается питание детей в детских учреждениях халяльными продуктами.

Агентами РИЭМ выступает целый ряд субъектов. Центральным агентом выступает Совет муфтиев РФ, который разработал «Положение о порядке организации производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей халяль-продуктами, разрешенными к употреблению в пищу мусульманами». Создан орган по контролю над производством и торговлей халяль-продукцией. В структуре Духовного управления мусульман Республики Татарстан с 2005 г. функционирует Комитет стандарта «халяль». В Татарстане также утверждены правила производства продукции по нормам исламского шариата. При ДУМах организованы специальные структуры, деятельность которых связана с организацией паломнических поездок, выпуском литературы.

Другими агентами РИЭМ являются непосредственные участники процесса производства и потребители. Сегодня в эту структуру вовлечены не только мусульмане (хотя их большинство), но и представители других конфессий, а также «внерелигиозные» люди. Так, по материалам интервью с продавцами халяль-продуктов, среди покупателей много русских и представителей других народов, оценивших вкусовые и гигиенические преимущества мясных продуктов. В массовое производство продуктов вовлечены представители разных народов.

Внутри РИЭМ сформировались социальные сети. Первый уровень сетей включает в себя определенные социальные группы, взаимоотношения внутри которых строятся вокруг культуры ислама. Это «женщины в платках», «настоящие» татары (потребители халяльных продуктов), сторонники здорового питания (продукты, не содержащие консервантов и красителей, безалкогольная продукция). Второй - территориальный. Сегодня исламская экономическая модель объединяет не только население отдельных регионов, но и целые государства, в которых проживают мусульмане. Происходит обмен опытом, технологиями. Все чаще в российском мусульманском сообществе говорят о необходимости создания «Института Халяль», в котором будет вестись подготовка специалистов для исламской экономики.

Ведутся дискуссии о создании в России Исламского банка, создание которого тормозится возможностями его функционирования в поликонфессиональной среде. Другим проявлением РИЭМ является внедренность религиозных норм в экономическую дея-

тельность людей. Немногочисленные социологические исследования, посвященные изучению этой проблемы среди представителей различных конфессий, говорят о специфике, способствующей активности в бизнесе. А.А. Сусоколов, анализируя результаты проекта Marketing Index TNS Gallup Media, пришел к выводу о значительном преимуществе последователей иудаизма. Немного отстают от них мусульмане. Наименее выражены соответствующие установки среди православных христиан. Различия обнаружены и на поведенческом уровне. Занимаются бизнесом 1,4% представителей православия, 3,4% - ислама, 11,4% - иудаизма, 7,9, 10,4, 20,5% в соответствующей конфессиональной группе являются руководителями предприятий или подразделений.

Наше исследование зафиксировало особенности экономической активности представителей ислама. Число потенциальных предпринимателей (допускающих возможность заняться такой деятельностью) оказалось больше среди мусульман, чем среди православных. Мусульмане в большей степени ориентированы на стабильный доход, чем православные (50,4 и 46,8%). Они чаще православных ориентированы на развитие коллективной собственности, чем частной (48,8 и 33,5% среди мусульман и 41,2 против 40,0% соответственно среди православных). Представители ислама больше ориентированы на развитие сельского хозяйства (44,9%), меньше - на промышленность (40,6%). Среди православных это соотношение обратное (28,8 и 52,8%). Обнаружена разница и в психологическом сопровождении происходящих экономических процессов. Православные чувствуют себя хуже мусульман. 22% среди них отметили ухудшение своей материальной ситуации за годы реформ (15,7% среди мусульман). Православные дают меньше позитивных оценок жизни, среди них чаще встречаются фаталисты (12,8% считают, что ничего не смогут изменить. Эту позицию поддержали лишь 5,1% мусульман).

В качестве резюме приведу высказывание Э. Геллнера, который говорил о том, как национализм создает нации, изобретает культуры. Но в то же время культуры борются за доступное им население и политическое пространство. В современных условиях культуры стали осваивать экономическое пространство. Ислам в России стал базой альтернативы глобализации. Деятельность исламских экономических институтов, уровень религиозности населения, специфика российского ислама формируют своеобразный сценарий экономического развития всей России. Помимо экономи-

ческих дивидендов, которые получает Российское государство в виде налоговых поступлений от действий агентов РИЭМ, эта модель интегрирует российское сообщество на основе позитивных духовных ценностей ислама. Важно также понять, что РИЭМ - это и перспективные экономические возможности России по освоению новых рынков сбыта продукции в исламском мире.

«Этнос. Общество. Цивилизация: IIКузеевские чтения», Уфа, 2009, с. 338-341.

Р. Мусина,

кандидат исторических наук (ИИ АН Республики Татарстан) РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ КОНФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ: К ВОПРОСУ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ У ТАТАР

Одной из характерных черт развития России постсоветского периода является процесс так называемого «религиозного возрождения». Существуют разные точки зрения по поводу этого термина. Но даже при всей его условности и неоднозначности очевидна возрастающая социальная значимость религии. Она восстанавливает некогда утраченные ею функции - регулятивную, коммуникативную, интегративную, мировоззренческую, компенсаторную. Все активнее происходит процесс политизации религии, на рубеже 1980-1990-х годов проявившийся в использовании религии в идеологии национальных движений, других общественно-политических организаций, а позже - в государственной политике, как внутренней, так и внешней.

Процесс «религиозного возрождения» обусловлен комплексом обстоятельств, характерных для российской ситуации переходного периода. Главную роль, на наш взгляд, сыграла смена государственной идеологии, когда процесс демократизации коснулся права на свободу вероисповедания и таким образом сработал «эффект отпущенной пружины». Важными факторами «религиозного возрождения» в 1990-х годах явились также политическая, социальная, экономическая нестабильность, морально-нравственное состояние общества: неуверенность в будущем, разочарованность в прежних идеалах, духовно-нравственная деградация. Важнейшую роль сыграл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.