Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1680
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРООБОРОТ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА / РЕСУРСНАЯ ЭКОНОМИКА / EURASIAN ECONOMIC UNION / INTEGRATION / ECONOMY / ECONOMIC POTENTIAL / LABOR MIGRATION / FOREIGN TRADE / TRADE TURNOVER / IMPORT SUBSTITUTION / GEOPOLITICAL ENVIRONMENT / RESOURCE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анищенко И.И.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс развития устойчивых взаимосвязей нескольких государств, объединение которых обусловлено проведением ими согласованной политики в области экономики и иных сферах жизни общества. Целью формирования всех интеграционных процессов является обеспечение взаимовыгодного сотрудничества государств-партнеров и получение экономических преимуществ. Одним из таких интеграционных объединений, в котором активным участником выступает Российская Федерация, является Евразийский экономический союз, который начал функционировать с 1 января 2015 г. Согласно официальной версии, инициатива создания Евразийского экономического союз принадлежала президенту Казахстана Н. Назарбаеву. Однако, безусловным интересантом принято считать именно Россию, что обусловлено ее интересами в области расширения экономического и политического пространства вокруг себя. Целью настоящей статьи является анализ результатов деятельности Евразийского экономического союза за период его функционирования, выявление проблем, препятствующих развитию торговой интеграции России и государств-партнеров, а также оценка значимости Евразийского экономического союза для дальнейшего развития экономического потенциала Российской Федерации. В ходе исследования автором были проанализированы статистические данные, на основании которых были сделаны выводы об уровне развития экономики России после вступления в Евразийский экономический союз, а также определена доля влияния Союза на изменение экономических показателей нашего государства. В частности, автором были проанализированы статистические данные об объемах трудовой миграции в Россию из стран-участниц Евразийского экономического союза; об объемах внешней торговли России с третьими странами и объемах взаимной торговли с государствами-партнерами; исследована структура экспорта России в государства-партнеры, также изучены данные об объемах товарооборота в целом. Детальный анализ вышеуказанных статистических данных позволил сделать вывод о том, что за шесть лет существования Евразийского экономического союза товарооборот России как внутри Союза, так и с третьими странами, увеличился. Россия по большей части товарных позиций является чистым экспортером в государства-партнеры и оказывает заметное положительное влияние на их экономику. При этом, темп торговой интеграции России с государствами-партнерами нельзя назвать быстрым. В ходе исследования автором были выявлены и проанализированы причины, которые затормаживают процессы интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анищенко И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FEDERATION IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION: EXPERIENCE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

International economic integration is a process of developing stable relationships between several States, the unification of which is conditioned by their implementation of a coordinated policy in the field of economy and other spheres of society. The goal of forming all integration processes is to ensure mutually beneficial cooperation between partner States and obtain economic advantages. One of these integration associations, in which the Russian Federation is an active participant, is the Eurasian economic Union, which began functioning on January 1, 2015. According to the official version, the initiative to create the Eurasian economic Union belonged to the President of Kazakhstan N. Nazarbayev. However, Russia is considered to be the undisputed interestant, which is due to its interests in expanding the economic and political space around it. The purpose of this article is to analyze the results of the activities of the Eurasian economic Union over the period of its operation, identify problems that hinder the development of trade integration between Russia and partner States, and assess the significance of the Eurasian economic Union for the further development of the economic potential of the Russian Federation. In the course of the research, the author analyzed statistical data on the basis of which conclusions were made about the level of development of the Russian economy after joining the Eurasian economic Union, and also determined the share of the Union's influence on changes in the economic indicators of our state. In particular, the author analyzed statistical data on the volume of labor migration to Russia from the member States of the Eurasian economic Union; on the volume of Russia's foreign trade with third countries and the volume of mutual trade with partner States; studied the structure of Russia's exports to partner States, also studied data on the volume of trade in General. A detailed analysis of the above statistics has led to the conclusion that over the six years of the existence of the Eurasian economic Union, Russia's trade turnover both within the Union and with third countries has increased. For the most part, Russia is a net exporter to partner countries and has a noticeable positive impact on their economy. At the same time, the pace of trade integration between Russia and its partner countries is not fast. In the course of the research, the author identified and analyzed the reasons that slow down the integration processes.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №2, Том 12 / 2020, No 2, Vol 12 https://esj.todav/issue-2-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/79ECVN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Анищенко И.И. Российская Федерация в Евразийском экономическом союзе: опыт и перспективы развития // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/79ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Anishchenko I.I. (2020). Russian Federation in the Eurasian economic Union: experience and development prospects. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(12). Available at: https://esj.today/PDF/79ECVN220.pdf (in Russian)

УДК 33

Анищенко Илья Игоревич

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Люберцы, Россия

Студент

E-mail: Ilya.anishenko.1997@yandex.ru

Российская Федерация в Евразийском экономическом союзе: опыт и перспективы развития

Аннотация. Международная экономическая интеграция представляет собой процесс развития устойчивых взаимосвязей нескольких государств, объединение которых обусловлено проведением ими согласованной политики в области экономики и иных сферах жизни общества. Целью формирования всех интеграционных процессов является обеспечение взаимовыгодного сотрудничества государств-партнеров и получение экономических преимуществ.

Одним из таких интеграционных объединений, в котором активным участником выступает Российская Федерация, является Евразийский экономический союз, который начал функционировать с 1 января 2015 г. Согласно официальной версии, инициатива создания Евразийского экономического союз принадлежала президенту Казахстана Н. Назарбаеву. Однако, безусловным интересантом принято считать именно Россию, что обусловлено ее интересами в области расширения экономического и политического пространства вокруг себя.

Целью настоящей статьи является анализ результатов деятельности Евразийского экономического союза за период его функционирования, выявление проблем, препятствующих развитию торговой интеграции России и государств-партнеров, а также оценка значимости Евразийского экономического союза для дальнейшего развития экономического потенциала Российской Федерации.

В ходе исследования автором были проанализированы статистические данные, на основании которых были сделаны выводы об уровне развития экономики России после вступления в Евразийский экономический союз, а также определена доля влияния Союза на изменение экономических показателей нашего государства. В частности, автором были проанализированы статистические данные об объемах трудовой миграции в Россию из стран-участниц Евразийского экономического союза; об объемах внешней торговли России с третьими странами и объемах взаимной торговли с государствами-партнерами; исследована структура экспорта России в государства-партнеры, также изучены данные об объемах товарооборота в целом.

Детальный анализ вышеуказанных статистических данных позволил сделать вывод о том, что за шесть лет существования Евразийского экономического союза товарооборот России

как внутри Союза, так и с третьими странами, увеличился. Россия по большей части товарных позиций является чистым экспортером в государства-партнеры и оказывает заметное положительное влияние на их экономику.

При этом, темп торговой интеграции России с государствами-партнерами нельзя назвать быстрым. В ходе исследования автором были выявлены и проанализированы причины, которые затормаживают процессы интеграции.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; интеграция; экономика; экономический потенциал; трудовая миграция; внешняя торговля; товарооборот; импортозамещение; геополитическая конъюнктура; ресурсная экономика

Введение

Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) является молодым, но, при этом, динамично развивающимся интеграционным объединением. Несмотря на то, что с момента начала функционирования ЕАЭС прошло всего шесть лет, уже можно сделать некоторые выводы о результатах его деятельности.

Согласно Указу Президента РФ от 30 ноября 2016 г. №№ 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» ключевой задачей Российской Федерации является «укрепление и расширение интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Республикой Армения, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой в целях стабильного развития, всестороннего технологического обновления, кооперации, повышения конкурентоспособности экономик государств-членов ЕАЭС и повышения жизненного уровня их населения»1. Кроме того, в упомянутом указе закреплено, что ЕАЭС, который был создан на основе универсальных интеграционных принципов, должен обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и инвестиционных ресурсов, а также способствовать гармонизации интеграционных процессов в Европейском и Евразийском регионах.

Опыт и результаты участия Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе

Анализ итогов экономической деятельности ЕАЭС за период его существования позволяет сделать вывод о следующих достигнутых результатах.

1 Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 49. Ст. 6886.

Вестник Евразийской науки 2020, №2, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 2, Vol 12 https://esj.today

Развитие российского бизнеса

Возможность свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы явились достаточно мощным импульсом для развития бизнеса в рамках ЕАЭС. Благодаря единым таможенным тарифам, постепенной ликвидации таможенных барьеров и принятию технических регламентов ЕАЭС, предприниматели получили свободу в представлении своих товаров и услуг на всей территории Союза по общим правилам [1].

В настоящее время в ЕАЭС насчитывается 49 секторов, в рамках которых действует единый рынок услуг. Так, с 2015 г. в рамках ЕАЭС постепенно формируются следующие единые рынки:

• в 2015 г. - сформирован единый рынок услуг и общий рынок труда;

• в 2017 г. - начали функционировать общие рынки лекарственных средств и медицинских изделий;

• в 2019 г. - образован единый рынок электроэнергии.

К 2025 г. планируется запустить функционирование таких общих рынков как финансовый рынок; рынок нефти и нефтепродуктов; рынок транспортных услуг; рынок газа.

Свободное перемещение товаров, существование единых технических регламентов и таможенных тарифов, а также отсутствие внутренних границ позволяет устранить препятствия в деятельности предпринимателей в рамках Союза [2, с. 43]. Несомненно, что на сегодняшний день существуют некоторые изъяны и барьеры, но их устранение требует определенного времени и усилий каждой из сторон. Также, следует отметить, что в целях повышения эффективности взаимодействия ЕАЭС и бизнеса был создан консультативный совет по взаимодействию Евразийской комиссии и Делового совета ЕАЭС, куда входят профессиональные организации предпринимателей государств-членов Союза.

Одним из достижений ЕАЭС в сфере бизнеса является взаимное признание разрешений на деятельность. Это позволяет предпринимателям избежать дополнительных расходов для ведения бизнеса в государствах-членах ЕАЭС, способствует снижению налоговой нагрузки, обеспечивает единое техническое регулирование и упрощение таможенных процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Кроме того, для повышения эффективности взаимодействия предприятий в ЕАЭС была создана цифровая платформа, которая позволяет находить партнеров, поставщиков и потребителей в государствах-членах ЕАЭС и помогает поставщикам продвигать свою продукцию посредством использования цифровых систем [3, с. 115].

Развитие товарооборота

За шесть лет существования ЕАЭС отмечается увеличение товарооборота России как внутри Союза, так и с третьими странами. На рис. 1 и 2 представлены статистические данные об объемах внешней торговли России с третьими странами и взаимной торговли России с государствами-членами ЕАЭС за 2015-2019 гг.

На рис. 1 прослеживается замедление динамики российского экспорта. Представляется, что это связано, во-первых, со снижением продаж нефти, нефтепродуктов и газа, ростом закупок медикаментов и легковых автомобилей, а также сокращением поставок за рубеж энергоресурсов. Последний фактор связан с теплой зимой в северном полушарии. Во-вторых, на снижение объемов экспорта оказали влияние объективные факторы - замедление роста мировой экономики, политические разногласия между США и Китаем, что привело к

снижению уровня потребления топлива. В результате - избыток предложения нефти и газа, что поспособствовало их удешевлению.

450000 -

400000 -

350000 —315055,3

300000 —

Объем внешней торговли с третьими странами (млн долл.) -412758,1

386320,7

325199,9

250000 200000 150000 100000 50000 0

260779,4 168784,8 168822

I

2015

2016 2017

■ Экспорт ■ Импорт

2018

2019

Рисунок 1. Статистические данные об объеме внешней торговли России с государствами, не входящими в ЕАЭС за 2015-2019 гг.2

Объем взаимной торговли России с государствами-членами ЕАЭС (млн долл.)

250000 200000 150000 100000

50000 28821

168784,9

168822,1

0

2015

34685

2016 2017

■ Экспорт ■ Импорт

210249,9

1 192725,2

38953,3 _ ■■

202172,4

2018

2019

9

8

Рисунок 2. Статистические данные об объеме взаимной торговли России с государствами-членами ЕАЭС за 2015-2019 гг.ъ

Главными торговыми партнерами России из числа стран-участниц ЕАЭС являются Беларусь и Казахстан. Основными группами товаров, которые Россия экспортирует в указанные государства, являются минеральные ресурсы; машины, оборудование и транспортные средства; металлы и изделия из них; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (рис. 3).

2 Составлено на основании статистических данных об итогах торговли Российской Федерации с третьими странами за 2015-2019 гг. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - URL: http://www.eurasiancommission.org/.

3 Составлено на основании статистических данных об итогах взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС за 2015-2019 гг. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. -URL: http://www.eurasiancommission.org/.

50,00% 45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

Структура экспорта России в государства-члены ЕАЭС в 2019 г.

47,27%

33,46%

36,38%

25,42%

18,25%

3,13% 1 5,65% 4

17,65% 16,60% 16,13%

12,41%

11,51% 13,40% 12,41%

,73% 7,86% 6,54%

■ ■■■■ lull

Минеральные ресурсы Машины, Металлы и изделия из Продтовары и с/х

оборудование, т/с них сырье

■ Армения ■ Беларусь ■ Казахстан ■ Кыргызстан

Рисунок 3. Статистические данные о структуре экспорта российских товаров в государства-члены ЕАЭС в 2019 г. по основным товарным группам (% от всего объема экспорта)4

Товарооборот России с государствами ЕАЭС (млрд долл.)

40

2015 2016 2017 2018 2019

■ Армения ■ Беларусь ■ Казахстан ■ Кыргызстан

Рисунок 4. Статистические данные об объеме товарооборота России с государствами-членами ЕАЭС за 2015-2019 гг.5

Из содержания рис. 4 следует, что показатель товарооборота России со всеми государствами-членами ЕАЭС возрастает. Наибольшее влияние торговые отношения с Россией оказывают на экономику Республики Беларусь. Снижение показателей товарооборота в 2016 г. и в 2019 г. связано с ослаблением экономики России, с которой белорусская экономика достаточно сильно связана, а также со снижением курса белорусского рубля по отношению к доллару.

4 Составлено на основании статистических данных о взаимном товарообороте России с государствами-членами ЕАЭС в 2019 г. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - URL: http://www.eurasiancommission.org/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Составлено на основании статистических данных об объеме товарооборота России с государствами-членами ЕАЭС в 2015-2019 г. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: https ://ru-stat. com/.

Что касается товарооборота между Россией и Казахстаном, то здесь мы также можем наблюдать постепенное увеличение показателей. Сокращение товарооборота в 2016 г. связано со снижением цен на минеральные ресурсы на мировом рынке, а также ослаблением курса казахстанского тенге по отношению к доллару [4].

Торговые отношения России и Киргизии также оказывают влияние на экономику последней. Снижение уровня товарооборота в 2016 г. между указанными государствами можно объяснить общими тенденциями в странах ЕАЭС, а также спадом в экономическом развитии Республики Кыргызстан вследствие отрицательного сальдо внешней торговли в течение длительного периода времени.

Республика Армения до вступления в ЕАЭС не участвовала в каких-либо экономических объединениях с Россией. После вступления Армении в ЕАЭС можно наблюдать устойчивое увеличение объемов товарооборота с Россией. Структуру экспорта России в Республику Армения составляют, по большей части, минеральные ресурсы и машины, оборудование, транспортные средства, а также прочие товары.

Несмотря на то, что Россия по большей части товарных позиций является чистым экспортером, следует отметить, что наше государство серьезно зависит от партнеров по ЕАЭС в сфере импорта молочных продуктов, мяса и мясных продуктов, овощей, изделий из кожи, текстильных изделий и т. д.

Так, наиболее распространенными категориями товаров, которые Россия импортирует из государств-членов ЕАЭС, являются (по состоянию на 2019 г.):

• из Республики Армения - пищевые продукты, напитки, табак (36 %), драгоценности (24,3 %), текстиль (13,6 %). Общий объем импорта в Россию за 2019 г. составил 280 млн долл.;

• из Республики Беларусь - продукты животного происхождения (22,5 %), транспорт (14,1 %), машины, оборудование и аппаратура (13 %). Общий объем импорта в Россию за 2019 г. составил 4,98 млрд долл.;

• из Республики Казахстан - минеральные ресурсы (37,4 %), металлы и изделия из них (27,6 %), продукция химической промышленности (13,4 %). Общий объем импорта в Россию за 2019 г. составил 2,27 млрд долл.;

• из Кыргызской Республики: металлы и изделия из них (25,9 %), машины, оборудование и аппаратура (22 %), текстиль (18,7 %). Общий объем импорта в Россию за 2019 г. составил 140 млн долл.6

Проблемы развития товарооборота

Фактически, за период существования ЕАЭС не произошло быстрого роста торговой интеграции России с ее партнерами, несмотря на значительный потенциал российской экономики. Представляется, что это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, однотипность ассортиментной структуры экспорта России с основными торговыми партнерами по линии ЕАЭС. Так, с Беларусью совпадает продукция сельскохозяйственной переработки, машинам и оборудованию, товарам ежедневного

6 По данным, представленным на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики. - URL: https://ru-stat.com/.

потребления. С Казахстаном совпадают группы минерального сырья, полезных ископаемых, металлов, зерновых культур.

Во-вторых, российские инвестиции в государства ЕАЭС не позволяют углубить интеграционные связи в направлении роста производителей кооперации, так как они нацелены на краткосрочные проекты и не используют имеющийся технологический потенциал.

В-третьих, политика импортозамещения нацелена только на внутренний национальный рынок и, в большей степени, базируется на ценовой конкурентоспособности, которая достигается за счет обесценивания российского рубля. Страны ЕАЭС характеризуются высоким уровнем импортозависимости, что обуславливает их уязвимость от колебаний национального валютного курса, а более мощный ресурсный и финансовый потенциал формирует преимущества в ценовой конкуренции [5].

В-четвертых, наличие высоких рисков из-за неблагоприятной геополитической конъюнктуры вокруг России, а также отсутствие согласованной позиции с государствами-членами ЕАЭС. Зачастую, государства-партнеры пытаются использовать действующие в отношении России санкции, в целях извлечения коммерческой выгоды. Вследствие этого, возникает необходимость введения контрмер по защите собственных национальных интересов, что снижает темпы торговой интеграции между странами и увеличивает риски серого импорта на российский рынок.

В-пятых, темпы роста экономической интеграции затормаживает невысокий уровень наукоемкости и технологичности российской экономики.

В числе проблем, которые встречаются на пути правовой и политико-социальной интеграции, следует отметить конфликт между стремлением объединиться и нежеланием ограничить национальную специфику правового регулирования. Многие эксперты отмечают, что построение единого правового пространства в рамках ЕАЭС должно осуществляться с помощью метода интеграционного права, именуемого методом «второго режима». Данный метод заключается в том, что применяемый комплекс интеграционно-правовых норм дополняет, а не подменяет собой нормы, установленные национальным законодательством [6, с. 165].

Данный механизм уже применяется в праве ЕАЭС. Так, согласно Протоколу об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности должны появиться единые товарные знаки, знаки обслуживания и наименования места происхождения товаров ЕАЭС в целом7. Однако, данный метод следует использовать и в других сферах экономической интеграции - в корпоративном праве, налогообложении, в сфере лицензирования и в интеллектуальном праве [7, с. 139].

Вторая проблема - проблема социально-политической интеграции заключается в том, что процессом евразийской интеграции охвачена, в большей степени, сфера экономики, в то время как социально-политическая сфера оказалась за рамками интеграционного процесса. Представляется, что развитие прочной интеграции без единых политических институтов, единого законодательства, единой валюты и социокультурного сотрудничества просто слишком затруднительно. В качестве примера можно привести отношения России и Украины, которые ранее были одними из самых прочных среди всех стран СНГ. Интегрированность экономик была весомая, а культурно-идеологическое расхождение привело к катастрофическим последствиям. Как отмечает Г.М. Тимофеев «только создание единого

7 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. 16.01.2015.

Страница 7 из 10

79ECVN220

политического и социально-гуманитарного пространства позволит обеспечить дальнейшее углубление и укрепление евразийской интеграции» [8, с. 71].

Несмотря на сложные условия неблагоприятной экономической и геополитической конъюнктур ЕАЭС все же позволил России и ее партнерам снизить уровень экономических потерь. Сотрудничество в рамках ЕАЭС позволило усилить рост российского экспорта за счет ценового фактора и открытости границ в государствах-членах Союза. Формирование общих рынков по отраслевому признаку способствует повышению качества продукции, в частности, за счет утверждения технических регламентов. В таких условиях у России имеется достаточно преимуществ благодаря наличию более высокого уровня финансовой и ресурсной обеспеченности.

Ускорению производственной конкуренции внутри ЕАЭС, несомненно, может способствовать доступ российских производителей к сырьевым ресурсам государств-партнеров, помимо своих имеющихся ресурсов [9]. Кроме того, усилению интеграционных процессов может способствовать формирование совместных торговых групп и биржевых площадок, направленных на снижение конкуренции по однотипной продукции, поставляемой в третьи страны.

Важным фактором развития российской экономики является перспектива доступа к миграционным ресурсам государств-партнеров и создания унифицированных правил регулирования миграционных потоков, что способствует реализации целей развития экономики и безопасности [10].

Преодоление геополитических ограничений по отношению к России посредством институтов ЕАЭС обеспечивает возможность для решения политических и экономических задач, которые стоят перед нашей страной на современном этапе развития. Важно отметить, что перечисленные преимущества использования интеграционного формата ЕАЭС для России возможно только при условии обеспечения перехода от ресурсной экономики к экономике технологий. Такой переход позволит обеспечить наиболее полное использование ресурсного, финансового и геополитического потенциала страны в рамках евразийской интеграции.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивановский Д. ЕАЭС в фактах и цифрах: кто что получил от интеграции // Аналитический портал RUBALTIC.RU [Электронный ресурс]. 2019. 30 мая. -URL: https://www.rubaltic.ru/.

2. Ермакова А.В. Участие Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе: история и перспективы // Экономические исследования. - 2016. - № 4. -С. 42-58.

3. Вардомский Л.Б. Евразийская интеграция: некоторые итоги и возможные сценарии развития // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - № 4. -110-127.

4. Трефилов В. Эксперт прокомментировал спад товарооборота между Россией и Казахстаном // Информационное агентство «РИА Новости». - 2016. 16 апреля. -URL: https://ria.ru/20160818/1474683441.html.

5. Мигранян А. Россия в ЕАЭС к 2025 году // Аналитические статьи. Экономика, 2017 / Официальный сайт Российского совета по международным делам. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-v-eaes-k-2025-godu/.

6. Андриянов Д.В. Евразийский экономический союз: борьба за «третье пространство» и интеграция через право // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 3 (88). - С. 163-172.

7. Иванова А.А. Роль Российской Федерации в ЕАЭС // Молодой ученый. - 2018. -№ 40 (226). - С. 136-141.

8. Тимофеев Г.М. Модернизация России и евразийская интеграция // Устойчивое развитие науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 70-74.

9. Мигаранян А.А. Результаты действия ЕАЭС мы увидим лишь после 2025 года // Сетевое издание «Правда.Ру». - URL: https://www.pravda.ru/news/economics/1210235-migranyan/.

10. Колодина Е.С. Участие Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - № 7. - URL: http://economyandbusiness.ru/uchastie-rossij skoj -federatsii-v-evrazij skom-ekonomi che skom-soyuze.

Anishchenko Ilya Igorevich

Russian customs academy, Lyubertsy, Russia E-mail: Ilya.anishenko. 1997@yandex.ru

Russian Federation in the Eurasian economic Union: experience and development prospects

Abstract. International economic integration is a process of developing stable relationships between several States, the unification of which is conditioned by their implementation of a coordinated policy in the field of economy and other spheres of society. The goal of forming all integration processes is to ensure mutually beneficial cooperation between partner States and obtain economic advantages.

One of these integration associations, in which the Russian Federation is an active participant, is the Eurasian economic Union, which began functioning on January 1, 2015. According to the official version, the initiative to create the Eurasian economic Union belonged to the President of Kazakhstan N. Nazarbayev. However, Russia is considered to be the undisputed interestant, which is due to its interests in expanding the economic and political space around it.

The purpose of this article is to analyze the results of the activities of the Eurasian economic Union over the period of its operation, identify problems that hinder the development of trade integration between Russia and partner States, and assess the significance of the Eurasian economic Union for the further development of the economic potential of the Russian Federation.

In the course of the research, the author analyzed statistical data on the basis of which conclusions were made about the level of development of the Russian economy after joining the Eurasian economic Union, and also determined the share of the Union's influence on changes in the economic indicators of our state. In particular, the author analyzed statistical data on the volume of labor migration to Russia from the member States of the Eurasian economic Union; on the volume of Russia's foreign trade with third countries and the volume of mutual trade with partner States; studied the structure of Russia's exports to partner States, also studied data on the volume of trade in General.

A detailed analysis of the above statistics has led to the conclusion that over the six years of the existence of the Eurasian economic Union, Russia's trade turnover both within the Union and with third countries has increased. For the most part, Russia is a net exporter to partner countries and has a noticeable positive impact on their economy.

At the same time, the pace of trade integration between Russia and its partner countries is not fast. In the course of the research, the author identified and analyzed the reasons that slow down the integration processes.

Keywords: Eurasian economic Union; integration; economy; economic potential; labor migration; foreign trade; trade turnover; import substitution; geopolitical environment; resource economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.