210
JURISPRUDENCE / <<Ш1ШетУМ~^®УГМа[1>>#2(114)),2©2©
УДК 322
Шарыпова Т.Н.,
Кандидат экономических наук Глодя С.Д.
Студентка
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
РР1: 10.24411/2520-6990-2019-11276 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Sharypova T.N.,
PhD in Economics, Associate Professor, Rostov State University of Economics (RINH)
Glodya S.D.
Student, Rostov State University of Economics (RINH) THE RUSSIAN FEDERATION AS A SECULAR STATE
Аннотация
В статье рассматривается исследование светского государства и особенности его формирования в Российской Федерации, краткая характеристика действующего законодательства по вопросам правового регулирования религиозных организаций, признаки светского государства и правовой статус религиозных организаций через призму решений Конституционного Суда РФ.
Abstract
The article deals with the study of the secular state and the peculiarities of its formation in the Russian Federation, a brief description of the current legislation on the legal regulation of religious organizations, signs of the secular state and the legal status of religious organizations through the prism of decisions of the constitutional Court of the Russian Federation
Ключевые слова: светское государство, религиозные объединения, закон, Конституция РФ, дискриминация.
Keywords: secular state, religious associations, law, Constitution of the Russian Federation, discrimination.
Российская Федерация - светское государство. Светское государство характеризуется отсутствием государственной религии, отделением от государства всех религиозных организаций, гарантирован-ностью и реализацией свободы совести как верующим, так и атеистам, равенством религиозных организаций, отсутствием дискриминации в зависимости от отношения к религии. То есть, никакая религия не может устанавливаться в качестве главной или обязательной. Все объединения отделены от государства и равны перед законом. [1].
И.В.Понкин, предложил свою позицию относительно классификации признаков светского государства и различал две существенные группы его признаков: отделение религиозных объединений от государства и
недопустимость установления общеобязательной религии.
В рамках первой группы он рассматривал следующие признаки:
- независимость государства от религиозных объединений и независимость
религиозных объединений от произвольного, не основанного на законе
вмешательства, государства;
- недопустимость смешения и подмены компетенции государства и
религиозных объединений;
- недопустимость признания религиозных норм или решений религиозных
организаций в качестве источников права в государстве.
В качестве признаков второй группы И.В. Пон-кин называл:
- запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной; свободу мировоззренческого самоопределения;
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии;
-равенство религиозных, а также общественных объединений перед законом [4, с. 29].
Россия пытается внедрять светскую политику, однако на практике эта концепция реализуется по-разному, в силу национальных, исторических, политических и других причин.
В соответствии с Конституцией РФ, Россия является государством, в котором свобода вероисповедания предполагает равенство религиозных организаций. Все меры, которые вводятся законодателем к созданию, учреждению, и к регистрации религиозных организаций не могут искать сути свободы вероисповеданий, закрепленной в международных нормах и Конституции РФ.
В Гражданском кодексе РФ в большей степени подчеркиваются различия между религиозными и общественными организациями, и если раньше их правовой статус характеризовался совместно, то теперь религиозным организациям и общественным организациям посвящены разные статьи Гражданского кодекса. В Федеральном законе «О свободе
совести и о религиозных объединениях», напротив, прежний подход сохранен [2].
Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал вопросы, связанные с регистрацией религиозных организаций и подчеркивал право законодателя предусматривать некоторые ограничения и устанавливать преграды. Их с целью бы служило недопущение легализации сект, которые могут нарушать права и свободы людей, конституционные принципы государства; совершать преступления и незаконные действия, с использованием психического давления, предложений социального или материального характера, угроз, насилия и т.п.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещает создание и деятельность религиозных объединений только тогда, когда их действия и цели противоречат законодательству [3].
Несмотря на то, что Конституция РФ предусматривает наше государство как светское, на практике имеют место быть случаи нарушения такого принципа. В связи с этим в России необходимы ко-
3RUDENCE 211
ренные изменения статуса религиозных объединений и действующего законодательства в сфере свободы совести.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 1994 № 32 Ст. 3301.
3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в актуальной редакции) Собрание законодательства РФ.1997. № 39 Ст. 4465
4. Понкин И.В. Современное светское государство: конституционно-правовое исследование. -М.Юристъ, 2006 -С. 29.